Арипова Д.М.
Оренбургский государственный университет
ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ НАД СТРОФИКОЙ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛОВ «НОВЫЙ МИР» И «НАШ СОВРЕМЕННИК»)
В данном докладе представлены исследования строфического репертуара журналов «Новый мир» (далее - «Н.м.») и «Наш современник» (далее - «Н.с.») в сравнении с данными М.Л. Гаспарова по строфике. Задачи данного исследования: 1) нахождение общих тенденций в строфике журналов,
2) выявление влияния идеологической направленности на набор строфических форм,
3) выявление индивидуальных тенденций каждого журнала.
Материалом данной работы явились 290 текстов 37 авторов опубликованных за 2000 год в «Н.м.» и 552 текста 89 авторов, опубликованных за 2003 год в «Н.с.». Данные приводятся по статистике произведений.
При классификации, опираясь на концепции Б.В. Томашевского, К.Д. Вишневского, М.Л. Гаспарова и В.Е. Холшевникова, мы выделяем следующие группы: строфические, астрофические и однострофические произведения.
Строфика журналов отражает общие тенденции стихосложения: а) преобладание в разных группах одних и тех же строфических форм (строфические произведения, катрены, тождественные строфы и т.д.); б) в обоих журналах не было выявлено строф объемом больше 8-стишия и сложных строф, что свидетельствует о стремлении к малым строфическим формам; в) в строфике обоих журналов выявлены сходные периферийные процессы - использование моноримичных элементов и холостых строк.
В строфике каждого из журналов присутствуют различия: а) строфика «Н.с.» стремится к наиболее простым и традиционным формам (например, наиболее разработанные катрены АбАб составляют 58% от всех четверостиший, тогда как в «Н.м.» их количе-
ство лишь 34%). Строфика «Н.м.», наоборот, активно использует графические методы разнообразия (пробелы, подстрочия); б) в «Н.с.» в каждой группе строфических форм преобладает с большим отрывом одна из форм (например, доля вольного рифмования среди астрофических произведений составляет 81%, в то время, как в Н.м. только 46%), в «Н.м.» такое лидерство отсутствует.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) оба журнала отражают общие для начала ХХ1в. тенденции, что выражается в преобладании определенных форм ;
2) каждый журнал имеет собственный «облик», что может быть обусловлено идеологической направленностью и ориентацией на разные традиции;
3) а) в строфике «Н.м.» можно выявить разнонаправленные тенденции: стремление к упорядочению строфических форм и, в то же время, к их «размытости» и разнообразию;
б) «Н.с.» в целом продолжает традицию ХХ века к упрощению строфики.
Афанасьева Е.А.
Оренбургский государственный университет
К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЕ САШИ ЧЕРНОГО
О сатире Саши Черного исследователи (К.И. Чуковский, Л.А. Евстигнеева, А.С. Иванов, В.А. Приходько, А. Урбан, Ф. Кри-вин) говорят, анализируя его произведения преимущественно в идейно-тематическом плане или с точки зрения отдельных сатирических приемов (ирония, самоирония и др.) А жанровая система в целом не была предметом монографического исследования. Однако даже поверхностное знакомство с сатирой Саши Черного позволяет увидеть, что поэт оперировал большой палитрой жанров, которая требует детального изучения.
Как известно, Саша Черный назвал одну из своих книг стихотворений «Сатиры и лирика» (1910-1912). Название это необычно, так как отождествляет понятия разных уровней: лирика - род литературы, сатиры -
ВЕСТНИК ОГУ №82/февраль 2008 9