СТРОФИКА ВЫСОЦКОГО
Впервые описывается строфика Высоцкого. Сообщаются статистические данные по частотности астрофических и строфических форм. Рассматриваются виды строфических композиций. Проводится типологический анализ строфики песенного и поэтического творчества Высоцкого.
Стихосложение Высоцкого до последнего времени изучалось стиховедами, в том числе и нами, с точки зрения метрики [1] и ритмики [2]. Строфика поэта, насколько нам известно, не была предметом специального исследования. Между тем она не менее важна, чем метрика и ритмика, для представления о стихотворной технике поэта и требует серьезного изучения в самых разных аспектах. Настоящая статья - это первый опыт описания строфики Высоцкого, поэтому целесообразно его начать с общего обзора строфических форм по существующим в отечественном стиховедении методикам.
Анализ выполнен по изданию: Высоцкий В.С. Сочинения в 2-х томах. М.: «Локид-пресс», 2001. Рассмотрено 532 текста, 21 629 строк. Исследуя строфику Высоцкого, мы опирались на концепции Б.В. Томашевского [3], К.Д. Вишневского [4], М.Л. Гаспарова [5]. По определению М.Л. Гаспарова, строфа представляет собой «группу стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически» [6]. Учитывая предлагаемые стиховедами основные признаки строфической организации текста (графическое членение, метрическое строение, чередование рифм и окончаний) [7], в творчестве Высоцкого мы выделяем следующие 3 группы:
1) строфические произведения;
2) однострофические произведения;
3) астрофические произведения.
Результаты статистического анализа зафиксированы в таблице 1.
Как видно из таблицы, в творчестве поэта-пе-сенника Высоцкого доминируют строфические произведения (99%). Этот показатель для нас предсказуем, поскольку, как известно, строфичность является характерным признаком песенной лирики. Является ли преобладание строфических текстов особенностью Высоцкого или характерным признаком авторской песни в целом - покажут
Таблица 1. Строфика Высоцкого
дальнейшие исследования. Случаи астрофических текстов у Высоцкого оказываются в буквальном смысле единичными - составляют менее 1% («Я спокоен - он мне все поведал»). То же самое относится и к однострофическим текстам («Подымайте руки, в урны суйте», «Мартовский заяц», «Соня»). По этим показателям строфика Высоцкого резко отличается от строфики русской классической поэзии, в которой эти строфические группы имеют иное соотношение. К примеру, по данным С.А. Матяш, в творчестве Жуковского однострофические произведения достигают 17%, аст-рофические - 13,6% (в обоих случаях приводятся данные по статистике строк) [8]. По результатам исследования М.Ю. Лотмана и С.А. Шахвердова, среди произведений Пушкина выявлено 20% однострофических и более 28% астрофических текстов [9]. Вышепрокомментированные результаты самой первой классификации определяют наш интерес к строфическим произведениям Высоцкого.
Как показал анализ, строфические формы представлены следующими группами:
1) тождественные строфы;
2) нетождественные строфы;
3) сложные строфы.
Статистические данные по частотности каждой из выделенных форм приводятся в таблице 2.
Как показывает таблица 2, среди строфических текстов преобладают произведения из нетождественных строф, которые, по определениям стиховедов, насчитывают разное количество строк, либо отличаются размером или рифмовкой, либо сочетают эти признаки [10]. Среди произведений Высоцкого, относящихся к этой группе, мы обнаруживаем несколько типов:
1) тексты, состоящие из строф, нетождественных по количеству строк. Например, в песне «Вот раньше жизнь», написанной вольным ямбом, чередуются 6-стишия, катрены и 5-стишия, а в «Балладе об оружии» - 2-стишия и катрены;
Таблица 2. Строфические произведения Высоцкого
Количество текстов Количество строк
Строфические произведения 99% 99,8%
Однострофические произведения 0,6% 0,06%
Астрофические произведения 0,4% 0,2%
Всего: 532 текста = 100% 21629 строк = 100%
Количество текстов Количество строк
Тождественные строфы 29% 22,3%
Нетождественные строфы 37% 41,6%
Сложные строфы 34% 36,1%
Всего строфических форм 527т. = 100% 21595 = 100%
2) произведения из нетождественных строф по метрическому наполнению. Так, в песне «Мне каждый вечер зажигает свечи» чередуются катрены, состоящие из ямбических строк разной длины, а другие признаки (количество строк в строфе, перекрестная рифма, чередование женских и мужских окончаний) остаются неизменными;
3) тексты, строфическая структура которых неодинакова по способу рифмования («Дуэт разлученных», «Песня Вани перед студентами»);
4) произведения из строф, нетождественных по каталектике («Бег иноходца», «Прошла пора вступлений и прелюдий»).
Однако помимо этих 4-х типов у поэта встречаются тексты, состоящие из строф, нетождественных сразу по нескольким признакам. К примеру, полиметрическое произведение «Каждому хочется малость погреться» состоит из строф, различных по метрическому наполнению, каталектике и количеству строк, - здесь чередуются катрены и 1-стишия (ср. также: «Куда все делось и откуда что берется», «Посадка», «Песня - сказка про джинна», «Письмо другу, или 3 арисовка о Париже» и др.). Все эти примеры свидетельствуют о богатой и разнообразной строфической палитре текстов знаменитого барда.
Как видно из таблицы 2, второе место в творчестве Высоцкого по частотности занимают произведения, состоящие из сложныгх строф. В большинстве случаев сложную строфу образуют куплет и припев:
Наши предки - люди темные и грубые, -Кулаками друг на дружку помахав,
Вдруг увидели: громадное и круглое Пролетело, всем загадку загадав.
А в спорах, догадках, дебатах Вменяют тарелкам в вину Утечку энергии в Штатах И горькую нашу слюну.
(«Наши предки - люди темные и грубые»)
В этой песне 2 катрена (куплет и припев), разные по метрическому наполнению и каталектике, образуют сложную строфу - композиционное звено, которое повторяется в тексте 3 раза.
Преобладание в творчестве Высоцкого нетождественных и сложных строф на фоне стихосложения XX века выглядит необычно, поскольку строфика XX века, согласно исследованиям М.Л. Гаспарова, имеет тенденцию «к простоте и упоря-доченности»11. А в творчестве Высоцкого наиболее простые и урегулированные тождественные
строфы оказываются на III месте по частотности употребления. Как показывает таблица 2, число текстов, представляющих собой чередование графически маркированных строф, идентичных по количеству строк, метрическому наполнению, структуре рифм и окончаний, составляет 29% (см., например, «49 дней», «Я был душой дурного общества», «Серебряные струны», «Позабыв про дела и тревоги» и др.). Результаты статистического анализа произведений, состоящих из тождественных строф, зафиксированы в таблице 3.
Как видно из таблицы, преобладающими среди композиционных форм этой группы являются катреныг - почти 83% («Позабыв про дела и тревоги», «Песня о госпитале», «Городской романс», «Когда я отпою и отыграю»). В большинстве случаев это катрены с перекрестной рифмовкой и с чередованием женских и мужских окончаний (70,6% от общего числа катренов), чаще - со структурной формулой АвАв - 43,7% («Водой наполненные горсти», «Я первый смерил жизнь обратным счетом», «Посещение музы, или Песенка плагиатора» и др.), реже - с формулой аВаВ - 26,9% («Упрямо я стремлюсь ко дну», «Песня про стукача», «Песня о звездах», «Ну о чем с тобою говорить» и др.). Менее распространенными оказываются строфические композиции с нарушением правила альтернанса: включением только женских рифм АВАВ («Серебряные струны»), или только мужских авав («Колыбельная Хопкинсона»), или же только дактилических А’В’А’В’ («Семейные дела в Древнем Риме»). Отметим, что использование дактилических окончаний - индивидуальная черта стихотворного стиля Высоцкого, поскольку показатель по этому параметру высок - около 9% от общего числа строк. Дактилические клаузулы присутствуют и при перекрестном способе рифмования (см.: «Песенка про метателя молота» - А’ВА’В), и при парном - достаточно редком для русской поэзии и Высоцкого в частности. Например, в произведении «Наводчица» мы обнаруживаем парную рифмовку А’А’В’В’:
- Сегодня я с большой охотою Распоряжусь своей субботою,
И если Нинка не капризная,
Распоряжусь своею жизнью я!
(«Наводчица»)
Другие случаи употребления парных рифм мы встречаем в тексте стихотворения «Антисемиты» с конфигурацией ААВВ, где все окончания - жен-
ские, а в произведении «Не бросать, не топтать» -парный способ рифмовки аавв (все клаузулы -мужские). Как становится очевидно из вышеприведенных примеров, Высоцкий в своем творчестве не ограничивается использованием хорошо освоенных русской поэзией катренов с перекрестной рифмовкой, он употребляет и менее распространенные формы, насыщает катрены редкой для классической поэзии дактилической рифмой, варьирует способы рифмования.
Как показывает таблица 3, частотность 6-стиший составляет 8,6% («О моем старшине», «Дорожная история», «Письмо» и др.). С точки зрения структуры нами выявлены 4 разновидности 6-стиший: аавссв («Я в деле»), ААвССв («Перед выездом в загранку»), АВСАВС («И кто вы суть? Безликие кликуши?»), аВаВсс («Песня о вещем Олеге»), А’вА’всс («У меня запой от одиночества»).
8-стишия (октавы) занимают 3,9% («Песня про снайпера, который через 15 лет после войны спился и сидит в ресторане» и др.). Чаще это сдвоенные катрены перекрестной рифмовки с соблюдением правила альтернанса АвАвСдСд («Оплавляются свечи») и без соблюдения его - ававсдсд («Ну вот, исчезла дрожь в руках»). Однако встречаются и другие разновидности: АААвСССв («Как во городе во главном»), А’А’А’вС’С’С’в («Из детства»).
Высоцкий использует в творчестве и нераспространенные в русской поэзии 5-стишия - 3,3% («Я был завсегдатаем всех пивных» - аВВаВ, «Мы бдительны, мы тайн не разболтаем» - АвААв, «В холода, в холода» - авава, «Бал - маскарад» - ААВ’В’А). В стихотворении «Гром прогремел» со схемой хВВсс первая строка 5-стишия - холостая (т. е. нерифмованная):
Гром прогремел - золяция идет,
Губернский розыск рассылает телеграммы,
Что вся Одесса переполнута з ворами И что настал критический момент -И заедает темный элемент
(«Гром прогремел»)
Таблица 3. Тождественные строфы
Наименование Количество текстов
катрены 82,9%
6-стишия 8,6%
8-стишия 3,9%
5-стишия 3,3%
11-стишия 0,65%
16-стишия 0,65%
Всего текстов 152 (100%)
Использование в текстах «холостых» рифм -еще одна специфическая примета строфики Высоцкого.
О строфическом разнообразии творчества Высоцкого говорит использование им редких крупных форм. В их числе - 11-стишие («Песня Саньки») и 16-стишие («Мне судьба - до последней черты, до креста»). Структура последнего заслуживает особого рассмотрения. Песня «Мне судьба
- до последней черты, до креста» состоит из трех тождественных 16-стиший, каждое из которых имеет свой монорим. Так, строки первой строфы рифмуются на «-та»:
Мне судьба - до последней черты, до креста Спорить до хрипоты (а за ней - немота), Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что - не то это вовсе, не тот и не та!
Что - лабазники врут про ошибки Христа,
Что - пока еще в грунт не влежалась плита, -Триста лет под татарами - жизнь еще та:
Маета трехсотлетняя и нищета.
Но под властью татар жил Иван Калита,
И уж был не один, кто один против ста.
<Пот> намерений добрых и бунтов тщета, Пугачевщина, кровь и опять - нищета...
Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта, -Повторю даже в образе злого шута, -Но не стоит предмет, да и тема не та, -Суета всех сует - все равно суета.
16-кратное повторение одной рифмы приводит к нагнетанию эмоций, которое получает новое развитие во второй строфе, строки которой рифмуются на «-гу», т. е. возникает другой монорим:
Только чашу испить - не успеть на бегу,
Даже если разлить - все равно не смогу;
Или выплеснуть в наглую рожу врагу -Не ломаюсь, не лгу - все равно не могу!
На вертящемся гладком и скользком кругу Равновесье держу, изгибаюсь в дугу!
Что же с чашею делать?! Разбить - не могу! Потерплю - и достойного подстерегу:
Передам - и не надо держаться в кругу И в кромешную тьму, и в неясную згу, -Другу передоверивши чашу, сбегу!
Смог ли он ее выпить - узнать не смогу.
Я с сошедшими с круга пасусь на лугу,
Я о чаше невыпитой здесь ни гугу -Никому не скажу, при себе сберегу, -А сказать - и затопчут меня на лугу.
В третьей строфе душевные метания, порывы, поиски ответов на вопросы, драматизм и экспрессия достигают своего пика, что выражается в том числе и новым моноримом:
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу...
Даже если сулят золотую парчу Или порчу грозят напустить - не хочу, -На ослабленном нерве я не зазвучу -Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!
Лучше я загуляю, запью, заторчу,
Все, что ночью кропаю, - в чаду растопчу, Лучше голову песне своей откручу, -Но не буду скользить словно пыль по лучу!
Монорим обрывается на 12-й строке строфы -звучит кульминационная фраза-протест: «Но не буду скользить словно пыль по лучу!» И после многоточия начинается смысловая кода, маркированная сменой рифмы:
.Если все-таки чашу испить мне судьба,
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу, даже с пеной у рта, -Я умру и скажу, что не все суета!
В финальном утверждении: «Я умру и скажу, что не все суета!» происходит возврат к начальному монориму (рифме на «-та»), что создает семантически значимое строфическое кольцо: борьба, протест, заявленные в начале стихотворения, утверждаются в финале как жизненная позиция автора.
Как показало наше исследование, использование монорима является индивидуальной особенностью творчества Высоцкого. Однако прежде чем перейти к осмыслению результатов более детального анализа, проведем некоторые уточнения в терминологии. Согласно общепринятому в стиховедении определению, монорим - это стихотворение на одну рифму [12]. Многие литературоведы, в том числе А.П. Квятковский и С.М. Бонди, допускают, что моноримичной может быть и не все произведение, а его часть [13]. Исходя из этого утверждения, можно говорить о монориме Высоцкого как о яркой черте его стихотворной техники. Нами выявлено 57 текстов, в которых используются элементы монорима. Среди них лишь в одном случае все стихотворение представляет собой монорим (однострофическое произведение «Мартовский заяц»):
Миледи, зря вы обижаетесь на Зайца!
Он, правда, шутит неумно и огрызыется, -Но он потом так сожалеет и терзается!..
Не обижайтесь же на Мартовского Зайца!
В других случаях моноримичными оказываются отдельные композиционные звенья - строфы или же фрагменты внутри строф. Амплитуда моноримичных фрагментов текста составляет от 3-х строк (см.: «У доски, где почетные граждане», «Мы без этих машин - словно птицы без крыл», «Вот она, вот она» и др.) до 16-ти («Мне судьба - до последней черты, до креста»). Элементы монорима чаще используются в составе нетождественных строф - 27 случаев («Заповедник», «Орленок Эд», «Живу я в лучшем из миров», «Поздно говорить и смешно», «Песенка про прыгуна в высоту» и др.). Моноримичные фрагменты Высоцкий включает и в сложные строфы - 24 случая (см.: «Гололед», «Лежит камень в степи», «То ли - в избу и запеть», «Марафон», «Цыганская песня»). В большинстве случаев монорим графически маркирован:
Сгорели мы по недоразумению -Он за растрату сел, а я - за Ксению, -У нас любовь была, но мы рассталися:
Она кричала и сопротивлялася.
На нас двоих нагрянула ЧК,
И вот теперь мы оба с ним зэка -Зэка Васильев и Петров зэка.
В данном примере сложную строфу образуют катрен и 3-стишия, повторяющиеся в неизменном структурном виде 6 раз. Моноримичное 3-стишие акцентировано графическими отступами. Случаи использования моноримичных фрагментов в тождественных строфах оказываются единичными - нами выявлено 5 таких текстов («Как во городе во главном», «Песня Саньки», «Из детства» и др.). Для системности обзора указываем на случай монорима в однострофическом произведении (вышеупомянутый «Мартовский заяц»). В целом функциональная роль монорима заключается в нагнетании эмоций. Это могут быть эмоции разного плана: душевные порывы, накал страстей, лихорадочный поиск ответов на жизненно важные вопросы (см., например, проведенный нами ранее анализ произведения «Мне судьба - до последней черты, до креста» или стихотворение «Мы без этих машин - словно птицы без крыл»). Но чаще Высоцкий использует
монорим с целью создания комического эффекта, ироничной характеристики персонажей и жизненных ситуаций (см., например: «Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука», «Диалог у телевизора», «Лукоморья больше нет» и др.). Присутствие в комических произведениях Высоцкого моноримичных фрагментов вполне объяснимо: монорим, появившийся в средние века как предмет поэтических экспериментов, позднее употреблялся почти исключительно в шуточных стихах, был одним из излюбленных приемов А.Н. Апухтина, Н.Н. Асеева [14].
После общего обзора строфических форм Высоцкого и выявления специфических особенностей его стихотворной техники поставим вопрос о соотношении строфического и метрического репертуара поэта. Как показал анализ, тождественные строфы характеризуются преобладанием простых классических размеров - ямбов, хореев, 3-сложников (см.: «Ребята, напишите мне письмо» - Я5; «Семейные дела в Древнем риме»
- Х4; «Про глупцов» - Ан3). Неклассических форм в данной группе - в четыре с лишним раза меньше («Дела» - логаэд, «Дайте собакам мяса»
- Дк). Полиметрия в тождественных строфах отсутствует. Явным лидером полиметрия становится в нетождественных и сложных строфах. Однако если в нетождественных строфах активно разрабатываются оба типа полиметрии - «кусковая» и «разлитая» [15] (см., соответственно: «Про любовь в каменном веке» и «Каждому хочется малость погреться»), то в сложных строфах более частотной оказывается полиметрия с «кусковым» принципом композиции (см.: «В этом доме большом раньше пьянка была», «Вот
- главный вход, но только вот»). Однострофические произведения Высоцкого характеризуются употреблением простых классических размеров, а астрофические композиции содержат тонические формы и полиметрию. Согласно полученным результатам более простой строфике свойственно простое метрическое наполнение, с усложнением метрических форм усложняются и формы строфические. Таким образом, соотношение строфики и метрики Высоцкого идет не по принципу компенсации признаков, а совпадения и усиления тенденций.
Нам уже приходилось писать о метрическом своеобразии песенного и поэтического творчества Высоцкого16. Дифференцированно рассмотрев пес-
Таблица 4.
Виды строфы Творчество в целом Песенное творчество Поэтическое творчество
1) тождественные
строфы 28,6% 24,8% 43,5%
2) нетождественные
строфы 36,6% 36,3% 38%
3) сложные строфы 33,8% 38,2% 16,7%
Всего строфических
произведении 99% 99,3% 98,2%
Однострофические произведения 0,6% 0,5% 0,9%
Астрофические произведения 0,4% 0,2% 0,9%
Всего: 532 текста = 100% 424 текста = 100% 108 текстов = 100%
ни и стихотворения поэта и спроецировав полученные данные на его творчество в целом, мы выявили специфику двух типов произведений Высоцкого, которую отражает таблица 4.
Как видно из таблицы 4, в стихотворениях Высоцкого преобладают тождественные строфы (43,5%), на втором месте - нетождественные (38%), а показатель сложных строф, в сравнении с песенным творчеством и показателем по творчеству в целом, снижается более чем в 2 раза (16,7%). Эта последовательность отражает и метрические предпочтения стихотворений Высоцкого: продолжение традиций классического стиха, использование простых метров и размеров, хорошо освоенных русской поэзией. Песенное творчество, напротив, характеризуется лидерством сложных (38,2%) и нетождественных строф (36,3%). Как отмечалось выше, в этих строфических формах господствует полиметрия, свойственная музыкальным жанрам. Тождественные строфы в песнях представлены скромнее (24,8%). Таким образом, песенное и поэтическое творчество Высоцкого оказываются полярными, имеют свою специфику и приоритеты. Такое различие в показателях приводит к тому, что картина творчества в целом оказывается «смазанной»: преобладают нетождественные строфы, на втором месте - сложные, на третьем
- тождественные.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) наличие у Высоцкого трех строфических групп, лидерство строфических текстов, преобладание катренов с перекрестной рифмовкой и соблюдением Правила альтернанса свидетельствуют о продолжении поэтом традиций русского стихосложения;
2) высокий показатель нетождественных и сложных строф, использование редких крупных
форм, насыщение катренов парной рифмовкой, обилие дактилических клаузул, наличие холостых рифм, включение в тексты моноримичных фрагментов (на фоне стихосложения XX века, стремящегося к простоте и упорядоченности в области строфики) говорят о новаторстве поэта;
3) дифференцированное рассмотрение строфики песен и стихотворений, не предназначенных для музыкального исполнения, показало своеобразие обеих групп произведений и дало дополнительный материал для выявления специфики стиха авторской песни.
Список использованной литературы:
1. Фомина О.А. Стих Высоцкого: Метрический репертуар сборника «Нерв» // Науч. конф. студ.: Сб. тез. докл. Оренбург, 1998. С. 71 -72; Розенберг Г.А. Он был чистого слова слуга: О стихотворческой технике Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. II, М., 1998. С. 305-320; Баевский В.С., Попова О.В., Терехова И.В. Художественный мир Высоцкого: стихосложение // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы Вып. III, М., 1999. С. 181-186; Фомина О.А. Военная тема в поэзии Высоцкого и стиховые средства ее воплощения // Регион. науч.-практ. конф.: Сб. материалов, ч. III, Оренбург, 2000. С. 187; Фомина О.А. Средства выражения военной темы в поэзии Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V, М., 2001. С. 204-209; Фомина О.А. Функции полиметрии Высоцкого // Регион. науч.-практ. конф.: Сб. материалов, ч. III, Оренбург, 2001. С. 101-103; Фомина О.А. Полиметрия Высоцкого и Галича // Регион. науч.-практ. конф.: Сб. материалов, ч. IV, Оренбург, 2002. С. 126-127; Смит Дж. Метрический репертуар русской гитарной поэзии // Взгляд извне. Статьи о русской поэзии и поэтике / Пер. с англ. М.Л. Г аспарова, Т.В. Скулачевой. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 323-342; Фомина О.А. Стих Высоцкого в контексте Пушкинской традиции // Тез. Второго межд. конгресса студ., молод. ученых и спец. М.: «Профессионал», 2002. С. 85-86.
2. Каюмова В.Ф. Некоторые замечания о четырехстопном ямбе Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып.у М., 2001. С. 237-243.
3. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологич. очерки, М.-Л., 1959. С. 202-324.
4. Вишневский К.Д. Строфика Лермонтова// Уч. зап. Пензен. педагог. ин-та. 1965. Сер филол. Вып. 14. С. 3-131.
5. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890 - х - 1925-го годов в комментариях. М.,1993; Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. М.:«Фортуна-лимитед», 2000.
6. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890 - х - 1925-го годов в комментариях. М., 1993. С.151.
7. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологич. очерки, М.-Л., 1959. С. 206, 209, 211, 224; Матяш С.А. Метрика и строфика Жуковского // Рус. стихосложение XIX в. М.: «Наука», 1979. С. 41-43.
8. Матяш С.А. Ук. соч. С. 42,46.
9. Лотман М.Ю., Шахвердов С.А. Метрика и строфика Пушкина // Рус. стихосложение XIX в., М.: «Наука», 1979. С. 195-197.
10. Федотов О.И. Понятие строфы и ее типология // Онтология стиха / Памяти В.Е. Холшевникова. Спб., 2000. С. 71; см. там же: Вишневский К.Д. Нетождественные строфы в русской поэзии XVIII - XIX вв. С. 51
11. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика., М.: «Фортуна-лимитед», 2000. С. 302.
12. Литературный энциклопедический словарь, М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 229.
13. Словарь поэтич. терминов / Сост. А.П. Квятковский, под ред. С.М. Бонди. М.: Госуд. изд-во иностр. и национ. словарей, 1940. С. 123.
14. Литературный энциклопедический словарь, С. 229.
15. О «кусковой» и «разлитой» ПК Высоцкого см: Матяш С.А., Фомина О.А. Полиметрия Высоцкого // Творчество Владимира Высоцкого в контексте художественной культуры XX века. Сб. статей, Самара, 2001. С. 23-28.
16. Фомина О.А. Метрический репертуар песенного и поэтического творчества Высоцкого: опыт типологического анализа // Регион. науч. -практ. конф. молодых ученых и специалистов. Сб. мат. ч. IV, Оренбург, 2003. С. 67-68.