УДК 811.161.138
К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ КЛАССИФИКАЦИЯ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА
© Петр Васильевич Морослин
Международный славянский институт, г. Москва, Россия, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета иностранных языков, e-mail: mpv_1950@mail.ru
Статья посвящена функциональным и культурологическим особенностям различных речевых жанров, функционирующих в Интернете. Рассматриваются процесс и результаты взаимодействия электронных текстов в Интернете.
Ключевые слова: Интернет; речевые жанры; электронная коммуникация; электронный текст.
Понятие речевого жанра относится к числу важнейших теоретических представлений прагмалингвистики, стилистики, лингвистики текста, социолингвистики. Практическое владение набором основных речевых жанров считается важнейшим аспектом речевой компетенции, является одной из важнейших характеристик языковой личности. Вопрос о жанре речевого произведения рассматривается как литературоведением, так и лингвистикой. Однако общепринятого представления, что такое речевой жанр, в науке пока нет. В исследованиях лингвисты часто оперируют несколькими терминами - жанр, тип текста, дискурс, не всегда четко разделяя эти понятия. Самая большая трудность - это выработка единых критериев для анализа и жанровой характеристики разных единиц -простых и сложных высказываний, устных и письменных текстов; монологических, диалогических и полилогических текстов; первичных и вторичных текстов (аннотация, реферат); художественных и нехудожественных текстов; авторских и фольклорных текстов.
Исследователи выделяют несколько разных подходов к описанию жанра: функционально-стилистический, структурно-прагматический, литературоведческий и др. Обзор работ по теории речевых жанров представлен в ряде работ [1, 2]. Основы подхода к теории жанров заложены в работе М.М. Бахтина, который выделил первичные и вторичные жанры. Он писал: «Определенная функция (научная, техническая, публицистическая, деловая, бытовая) и определенные, специфические для каждой сферы условия речевого общения порождают определенные жанры, т. е. определенные, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» [3]. Понимая
жанр как тип высказывания, М.М. Бахтин выделял различные признаки, маркирующие границы высказывания: смена субъектов речи, завершенная целостность высказывания. «Границы каждого конкретного высказывания как единицы речевого общения определяются сменой речевых субъектов, т. е. сменой говорящих... Эта смена речевых субъектов, создающая четкие границы высказывания, в разных сферах человеческой деятельности и быта, в зависимости от разных ситуаций общения носит разный характер и принимает разные формы» [3, с. 240, 250]. Важный показатель речевого жанра - завершенная целостность высказывания - согласно М.М. Бахтину определяется «1. предметно-смысловой исчерпанностью, 2. речевым замыслом или речевой волей говорящего,
3. типическими композиционно-жанровыми формами завершения» [3, с. 255].
М.М. Бахтин отмечал социальную природу речевого жанра, отмечал, что для говорящего они имеют нормативное значение, они не создаются каждый раз заново, а функционируют в данном языковом сообществе. Речевые жанры тесно связаны с экстра-лингвистической ситуацией. «Жанры соответствуют типическим ситуациям речевого общения, типическим темам, следовательно, и некоторым типическим контактам значений слов с конкретной реальной действительностью при типических обстоятельствах» [3, с. 267].
Одним из критериев описания речевого жанра может служить эксплицитно выраженное или выраженное неясно коммуникативное намерение говорящего. М.Ю. Федо-сюк считает, что следует говорить не о жанрах высказываний, как это делал М.М. Бахтин, а о жанрах текстов: «Определив на ос-
новании особенностей языкового воплощения, к какому речевому жанру принадлежит воспринятое им высказывание, адресат получает информацию не только о том, какое воздействие на него стремится оказать говорящий (эта информация именуется обычно иллокутивной целью высказывания), но обо всем комплексе признаков, который характеризует предназначенные для распознавания коммуникативные намерения говорящего и именует иллокутивной силой. Все это может позволить говорящему осуществить то или иное воздействие на знания, поведение и эмоциональное состояние адресата, т. е. добиться определенного перлокутивного эффекта» [4]. М.Ю. Федосюк отмечает нечеткость границ между жанрами, в связи с этим он пишет о полевой структуре речевого жанра. «Если центральные компоненты каждого из жанровых полей четко противопоставляют данный жанр всем другим жанрам, то на уровне периферии формальные различия между жанрами нейтрализуются» [4, с. 109].
Т.В. Шмелева предлагает семикомпонентную модель речевого жанра, включающую: 1) коммуникативную цель, 2) образы автора, 3) адресата, 4) образы прошлого и 5) будущего, 6) диктумное содержание,
7) языковое воплощение [5]. Важно подчеркнуть, что согласно этой концепции успешность коммуникации зависит от того, насколько адекватно адресант моделирует образ адресата. Характеристика адресанта является важнейшей категорией речевого жанра.
Речевые жанры от однословной бытовой реплики до больших литературных произведений являются единицами общения. «Речевой жанр - относительно устойчивый, композиционный и стилистический тип высказываний (текстов). Будучи культурными формами, речевые жанры характеризуются следующими основными свойствами: они объективны по отношению к индивиду и нормативны; историчны, вырабатываются людьми в определенную эпоху в соответствии с конкретными условиями социальной жизни; т. е. характеризуются особым оценочным отношением к действительности; выполняют функцию интеграции индивидов в социум; многообразны и разнородны, дифференцированы по сферам человеческой деятельности и общения; являются опорой для творчества» [6].
Существуют различные классификации речевых жанров. В плане генезиса они разделяются на первичные и вторичные. Первичные речевые жанры формируются в условиях непосредственного общения и имеют многовековую традицию, вторичные складываются в условиях высокоразвитой культурной коммуникации. К последним относятся речевые жанры, которые формируются в процессе интернет-коммуникации. Другим критерием классификации являются сферы деятельности (в т. ч. и духовной), сферы общения, в условиях которых функционируют речевые жанры. «Речевые жанры типологизируются, кроме того, по признаку информативной или фатической установки коммуникантов, т. е. установки на сообщение чего-л. или же удовлетворение потребности в общении как таковом. Каждая из двух наиболее общих целей представлена набором более частных типовых интенций, соответствующих отдельным жанрам. Собственно информативными речевыми жанрами в сфере непосредственного общения являются, например, личностно нейтральные вопросы и ответы, прямые просьбы и обещания, речевое взаимодействие на производстве и пр., фатиче-скими - праздноречевые жанры, флирт, шутка, розыгрыш, издевка, похвальба и др.» [6, с. 353].
Речевые жанры допускают разную свободу в развертывании содержания, в выборе и использовании языковых средств. Различаются тексты с более или менее жесткими информативными моделями (рецепт, инструкция, афиша), тексты, которые строятся по моделям, носящим довольно общий характер (официальное газетное сообщение, рецензия), тексты нерегламентированные, содержание и модели которых не должны соответствовать определенным моделям.
Весьма информативной является статья «речевой жанр» в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи», написанная Т.В. Шмелевой [7]. В ней отмечается, что фундаментальным признаком для характеристики и описания речевых жанров является признак коммуникативная цель / намерение. Этот признак противопоставляет следующие речевые жанры: информативные (цель - действия с информацией), императивные (цель - вызвать осуществление события), оценочные (цель - соотнести событие с
миром ценностей, организуемых полюсами «хорошо» - «плохо») и этикетные (цель -осуществить социальный поступок, предусмотренный этикетом). Наряду с этим фундаментальным признаком для характеристики и описания речевых жанров важны такие его параметры, как фактор автора, фактор адресата. «Важен для понимания речевого жанра и «тип события», обозначенного в высказывании, в частности, его оценочность, включенность / невключенность в личную сферу автора или адресата, осуществлен-ность / неосуществленность; по этому параметру различаются поздравление / соболезнование, извинение / сожаление / соболезнование, извинение / предостережение» [7]. Чрезвычайно важна для речевого жанра характеристика языкового воплощения, которая имеет разные возможности реализации на языковом уровне, такие возможности минимальны в речевых жанрах повседневной и деловой речи, максимальная вариативность возможна в художественной речи, в художественных произведениях. Некоторые речевые жанры имеют и специальные общепринятые наименования (например, жалоба, вопрос, запрос, комплимент), другие, менее формализованные, таких наименований не имеют, например, салонный, бытовой, философский диалоги.
Все существующие концепции речевых жанров В.В. Дементьев делит на три группы. Первую группу составляют концепции, опирающиеся на классические концепции жанра. В этом случае жанр понимается очень узко, в основном применительно к произведениям художественной литературы, или слишком широко, тогда речь идет о жанрах диалога, монолога, полилога. Вторая группа исходит из описания отдельных аспектов жанровой организации речи, устойчивых форм речи и речевого поведения. Такой подход характерен для лингвистов, изучающих разговорную речь, функционально-стилистические характеристики текстов. Третью группу составляют исследования, опирающиеся на концепцию речевых жанров М.М. Бахтина (Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, Е.А. Земская, Т.В. Шмелева, М.Ю. Федосюк и др.). Для этих исследований характерно понимание речевого жанра как особого триединства тематического содержания, стиля и композиции высказываний, причем это понимание содержания,
стиля, композиции рассматривается прежде всего в прагматическом аспекте.
В настоящее время не существует единой типологии речевых жанров, в исследованиях объединяются и рассматриваются часто не всегда совместимые группы речевых жанров, например, бытовой диалог и бытовой рассказ, письмо, военная команда, приказ, деловые документы, публицистические и научные выступления и др. К. Кожевникова, например, выделяет три класса речевых жанров (текстов, типизированных с жанровокоммуникативной точки зрения): 1) тексты, содержание которых строится по более или менее жестким, но всегда облигаторным информативным моделям (инструкция, рецепт, театральная афиша); 2) тексты, содержание которых строится по узуальным информативным моделям (например, газетное сообщение о текущих событиях, рецензия на литературное произведение); 3) тексты не регламентированные, содержание которых не подлежит никакой строгой заданности, например, частная переписка [8].
Интересной представляется пятичленная типология речевых жанров Н.Д.Арутюновой, основанная на иллокутивном критерии. Н.Д. Арутюнова выделяет информативный диалог; прескриптивный диалог; обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины (например, спор, дискуссия); диалог, имеющий целью установление или регулирование межличностных отношений; праздноречевые жанры без четко выраженной коммуникативной цели [9]. В этих и других типологиях обращает на себя внимание четкое противопоставление жанров информативной речи и жанров фатической речи.
Н.Д. Арутюнова анализирует фатические речевые жанры и выделяет среди них две группы жанров: фатические, или праздноречевые жанры, не имеющие непосредственной цели, и жанры, имеющие целью установление или регулирование межличностных отношений в соответствии со шкалой межличностнх отношений (от унисона, искренних признаний и комплиментов до диссонанса или ссор, или выяснения отношений) [9].
Типы межличностных отношений являются наиболее распространенным основанием для типологии фатических речевых жанров. Т.Г. Винокур рассматривает фатические функции в зависимости от оппозиции «близ-
кие - неблизкие отношения»: «между незнакомыми людьми - завязать знакомство, скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания (в транспорте, в очереди). между мало знакомыми людьми -укрепить знакомство; при случайном знакомстве - соблюсти правила вежливого поведения, когда молчать неловко... между хорошо знакомыми людьми - сохранить сложившийся тип отношений.» [10].
Теория речевых жанров вполне применима к классификации электронных речевых жанров, правда, с учетом специфики функционирования электронных текстов. Любой веб-ресурс определяется прежде всего следующими компонентами: концепция, цели, аудитория; контент (содержание); трафик; дизайн. Контент - это содержание данного сайта, все информативное содержание сайта -тексты, картинки, фотографии, музыка, анимация, структура сайта. Трафик измеряется в посетителях и посещениях (хостах и хитах). Значимость, популярность того или иного сайта определяется трафиком. Дизайн предполагает всю систему оформления сайта.
Для эффективной оценки того или иного ресурса необходимо сформулировать критерии, которые необходимы для характеристики того или иного сайта. Представляется, что можно опираться на следующие критерии (список можно расширить):
1) авторство сайта, которое определяет достоверность и качество информации (надежными являются сайты, созданные правительственными организациями, известными учебными заведениями и библиотеками, научными центрами и др.);
2) периодичность обновления информации (некоторые сайты не обновляются более года), регулярное обновление означает, что сайт развивается, изменяется в соответствии с теми или иными задачами или информационными потребностями;
3) оформление сайта (он должен быть привлекательным с художественной точки зрения, удобным для чтения, поиска информации);
4) возможность связи с авторами сайта для получения дополнительной информации;
5) частотность посещения, которая проверяется с помощью рейтингов различных поисковых систем.
Как известно, информация на Web-страничках размещается в виде гипертекста, который, в свою очередь, также состоит из страниц. Вначале пользователь, как правило, попадает на ее заглавную страницу, из которой он и узнает о структуре (навигация, карта сайта, список гиперссылок) и содержании сайта. Можно сказать, что веб-страница формируется специальными языковыми средствами, выполняющими определенные функции [11]. Выделяются следующие основные элементы оформления страниц:
- навигационные, индексные, состоящие только из ссылок,
- информационные, в которых главным является линейный текст, обеспечивающий связь данного текста с другими текстами в пределах данного сайта или других сайтов (например, заголовки, интригующие наименования),
- собственно информационные, где размещен линейный текст и присутствуют ссылки, связанные с основным содержанием данного сайта.
Таким образом, на веб-страницах происходит сосуществование и взаимодействие текстов с разными коммуникативными функциями в пределах одного коммуникативного пространства. Практически любой текст в Интернете представляет собой одну или несколько связанных между собой страниц. Роль нитей, связывающих страницы, играют т. н. гипертекстовые ссылки (или гиперссылки). Основной линейный текст несет собственно информационную нагрузку,
представляя те или аспекты темы; высказывания-гиперссылки указывают на другие аспекты обсуждаемой темы, рекламные слоганы, часто включаемые в сайт, обращены к пользователю и предлагают немедленное взаимодействие. Текст, с одной стороны, является законченным целым, с другой стороны, гиперссылки свидетельствуют о его незавершенности (автономность и фрагментарность). Соотношение различных функциональных элементов в разных типах веб-страниц существенным образом меняется. Ср., например, новостную веб-страницу, веб-страницу электронного магазина, веб-страницу крупной кампании, веб-страницу дистанционного курса обучения и др.
Важной представляется и жанровая характеристика текстов Интернета. В этой об-
ласти еще необходимы специальные исследования, т. к. многие речевые жанры в Интернете находятся еще на стадии формирования. По своим функциям и свойствам сайты бывают, например, визитками, промоушн-сайтами (рекламные сайты), электронными магазинами, информационными сайтами, корпоративными представительствами, системами управления предприятием, порталами. Визитка - краткий лаконичный сайт, содержащий общую информацию о компании и роде оказываемых услуг. Цель такого сайта -презентационная. Промоушн-сайт - сайт, являющийся прямой рекламой отдельно взятого товара или события. Цель - рекламномаркетинговая. Электронный магазин - сайт, предназначенный для продажи товаров, услуг через Интернет. Содержит каталог продукции, прайс-листы, систему заказов. Цель -маркетинговая. Информационный сайт -сайт, который содержит исчерпывающую информацию по некоторой предметной области. Сайты этого типа, как правило, содержат множество статей различных авторов, а также такие услуги, как опросы, голосование, рассылка. Типичный пример - сайты информационных агентств. Цель сообщения - информационная и коммуникативная. Некоторые сайты представляют собой корпоративное представительство для презентации и автоматизация деятельности компании. Они могут включать электронный магазин, систему заказов, коммуникационные сервисы, электронный обмен документами, переговоры в режиме он-лайн. С точки зрения типологии веб-страницы можно разделить также на личные, институциональные, новостные, рекламные, развлекательные и др. С другой стороны, внутри самих веб-страниц наблюдаются элементы, выполняющие различные функции. Так, например, А.А. Атабекова выделяет в рамках веб-страницы репрезентати-вы, интеррогативы, директивы, комиссивы и экспрессивы [11, с. 139-144].
Наиболее крупным веб-ресурсом является портал. Он предназначен для формирования и обслуживания интернет-сообщества, значительного количества пользователей. Портал объединяет множество различных сервисов, например, опросы, форумы, голосование, чаты, новости, консультации в режиме он-лайн, базы данных, электронные библиотеки, имеет сложную систему навига-
ции. Большой популярностью в Рунете пользуются образовательные порталы:
www.edu.ru,www.gramota.ru,www.school.ru. www.informika.ru и др.
Можно также классифицировать веб-ресурсы на основе доминирующих технологий:
1) информационные (вещательные) технологии - задача ресурса состоит в информировании посетителей (новостные ленты, сборники обзоров, библиотеки); 2) интерактивные технологии - ресурс ориентирован на максимально возможное включение посетителей (форумы, чаты); 3) коммуникационные технологии - задачи организации веб-сообществ на основе интересов, потребностей.
Стандартный сервис большинства популярных сайтов включает следующие функциональные элементы, например, рассылки новостей, блоги, конференции, библиотеки, новости, опросы пользователей и др. Следует упомянуть и другие сервисы, которые встречаются на некоторых информационно-образовательных ресурсах: интернет-магазин,
конкурсы, поиск в Интернете, доска объявлений, игры он-лайн, открытки, перевод с одного языка на другой, глоссарий, карты и др. Иногда одни и те же сервисы обозначаются различными терминами. Так, например, сервис гостевая книга может обозначаться - книга отзывов, благодарности, замечания. К сервису голосование относятся опрос, опрос аудитории. Интернет-конференция является расширенным вариантом такого сервиса, как форум. Интернет-конференции позволяют обмениваться не только короткими сообщениями, но и большими по объему текстами (докладами, статьями). Иногда интернет-конференции снабжаются своими небольшими внутренними форумами по каждой теме конференции.
В зависимости от целей и задач портала он может включать и другие дополнительные сервисы. Специализированные порталы и ресурсы по иностранным языкам имеют некоторые дополнительные сервисы, например, систему электронных словарей, орфографическую проверку слова, тесты, интернет-олимпиады, конкурсы. Отмечается следующая закономерность: чем больше дополнительных услуг на том или ином ресурсе, тем выше его посещаемость.
В ряде исследований последнего времени делались попытки классификации жанров
электронной коммуникации. В этой связи следует прежде всего упомянуть работы Л.Ю. Шипициной. Она пишет: «Не касаясь в данной работе дискуссионных моментов понятия жанра в применении к общению в Интернете, приведем используемое нами определение жанра компьютерно-опосредованной коммуникации. Обобщая определения, сформулированные в классических работах по теории жанра, предлагаем считать жанром компьютерно-опосредованной коммуникации типовую модель речевого поведения, опосредованную компьютером и специальными сетями и реализуемую с помощью устойчивого типа текста. Такое определение предполагает наличие некоторых стабильных параметров жанра, имеющих прагматическую, медийную, содержательную и языковую природу» [12].
Л.Ю. Щипицина предлагает выделить на основе выполняемых функций следующие шесть групп жанров компьютерно-опосредованной коммуникации: 1) информативные жанры, предназначенные для получения информации (сетевые СМИ, энциклопедии и словари, поисковые системы, каталоги и др.),
2) директивные жанры, предназначенные для побуждения адресата осуществить какое-либо действие (веб-баннеры, интернет-магазины и др.), 3) фатические жанры, служащие для удовлетворения потребностей в общении (чаты, электронные письма, форумы), 4) презентационные жанры, которые предназначены для самовыражения, представления данных о себе, о фирме, о произведениях (личные веб-страницы, сайты-визитки, веб-логи),
5) эстетические жанры, служащие для реализации творческого потенциала и способностей (сетевые литературные произведения),
6) развлекательные жанры, предназначеные для развлечения, участия в играх (мульти-пользовательские миры, компьютерные игры) [12, с. 174-175]. При всей внешней привлекательности такой классификации она не учитывает такие весьма важные параметры, как особая структурированность текстов (например, в форумах, блогах), специфические функции, которые выполняет гипертекстовая организация компьютерной коммуникации, соотношение книжных и разговорных элементов, степень соответствия текста кодифицированным литературным нормам (например, в чатах или образовательных ресур-
сах она прямо противоположная). Следует также отметить, что некоторые жанры совмещают в себе различные функции. Например, блоги служат не только самопрезента-ции, но и содействуют обмену информации, выполняя определенные функции электронных СМИ. В электронных СМИ информация строится таким образом, чтобы максимально вовлечь в обсуждение той или иной проблемы, т. е. электронные СМИ выполняют не только информационные, но и коммуникационные функции.
Другим возможным классификационным признаком компьютерных речевых жанров является анализ структуры текста и описание составляющих его модулей (функциональноструктурных элементов). Например, образовательный портал включает новости, библиотеку, ссылки на ресурсы и др. Научная статья включает аннотацию, перечень ключевых слов, список литературы, отражает определенную логику изложения. Веб-страница университета включает информацию о факультетах, специальностях, условиях поступления и др. В веб-странице торговой фирмы выделяются, в частности, следующие структурные элементы: 1) привлечение внимания, 2) приветствие, 3) идентификация фирмы, 4) экспликация структуры содержания, 5) детализация содержания, 6) создание доверия к фирме, 7) установление контакта,
8) создание сообщества (регистрация),
9) привлечение внешней информации.
Законы построения коммуникации для каждого из типов электронных ресурсов различны, при этом даже и в пределах одной веб-страницы они могут дробиться на различные микрожанры. Очевидно, что вебстраницы, представляющие электронный магазин, политического деятеля или научную конференцию, строятся по-разному, используют различные стилистические средства.
Таким образом, следует подчеркнуть, что создание типологии жанров интернет-коммуникации на основе единых критериев представляется пока затруднительным. Необходима классификация по ряду признаков: функции, медийная характеристика (электронная почта, форумы, блоги), структура текста на веб-странице, собственно лингвистические особенности интернет-текстов, характеристика коммуникативных задач (со-
общение, воздействие и др.), характеристика адресата и адресанта.
1. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. № 1. С. 109-121.
2. Крылова О.А., Со Ын Ён. Понятие жанра: принципы выделения и изучения жанров речи // Лингводидактический поиск на рубеже веков. М., 2000. С. 97-112.
3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 241-242.
4. Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5. С. 108.
5. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88-99.
6. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003. С. 352.
7. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / под общ. рук. Л.Ю. Ива-
нова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. М., 2003. С. 573-574.
8. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте в целом // Синтаксис текста. М., 1979. С. 53-54.
9. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1999. С. 53-55.
10. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993. С. 139140.
11. Атабекова А.А. Лингвистический дизайн WEB-страниц (сопоставительный анализ языкового оформления англо- и русскоязычных WEB-страниц). М., 2003.
12. Щипицина Л.Ю. Классификация жанров компьютерно-опосредованной коммуникации по их функции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. СПб., 2009. № 114. С. 172.
Поступила в редакцию 11.06.2010 г.
UDC 811.161.138
ON THE PROBLEM OF GENRE CLASSIFICATION OF THE INTERNET RESOURCES
Pyotr Vasilyevich Moroslin, International Slavonic Institute, Moscow, Russia, Candidate of Philology, Associate Professor, Dean of Foreign Languages Faculty, e-mail: mpv_1950@mail.ru
The article deals with functional and cultural peculiarities of speech genres functioning in Internet. The process and results of interaction of electronic texts in the Internet are scrutinized.
Key words: Internet; speech genres; electronic communication; electronic text.
УДК S1.2S
ЛЕКСИКА И СТРУКТУРА НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ
© Татьяна Владимировна Махрачёва
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, e-mail: mahrachova@mail.ru
В статье предпринимается попытка реконструкции лексики и структуры народного календаря -праздничных дат зимнего цикла.
Ключевые слова: народный календарь; хрононимы; календарные обряды; лексика и структура.
В статье предпринимается попытка реконструкции лексики и структуры южнорусского народного календаря. Количество выделенных праздничных дат условно, их расположение и соотнесение с сезоном подается исходя из сведений, полученных от информаторов. Самым разработанным оказывается весенний цикл, что является вполне законо-
мерным для восточных славян [1]. Скромнее в количественном отношении представлены зимний и летний периоды. Праздники осеннего периода, как правило, соотносятся информаторами с летним или зимним временем года.
Народный календарь имеет не только сезонную, но и дневную градацию. Канун и