Научная статья на тему 'К вопросу о зарубежном опыте коммерциализации результатов научных исследований (Швейцария)'

К вопросу о зарубежном опыте коммерциализации результатов научных исследований (Швейцария) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
интеллектуальная собственность / коммерциализация / нематериальные объекты / управление интеллектуальной собственностью / результаты интеллектуальной деятельности / intellectual property / commercialization / intangible objects / intellectual property management / results of intellectual activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Борисовна Козлова

Автором в работе рассматривается система управления интеллектуальной собственностью и договорные механизмы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности Швейцарии. Делается вывод о необходимости развития в России договорных моделей, опосредующих продвижение результатов интеллектуальной собственности на рынке нематериальных объектов гражданских прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Борисовна Козлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of foreign experience in commercialization of scientific research results (Switzerland)

The author considers the intellectual property management system and contractual mechanisms of commercialization of the results of intellectual activity in Switzerland. It is concluded that it is necessary to develop contractual models in Russia that mediate the promotion of intellectual property results in the market of intangible objects of civil rights.

Текст научной работы на тему «К вопросу о зарубежном опыте коммерциализации результатов научных исследований (Швейцария)»

Закон и право. 2023. № 12. С. 129-133. Law and legislation. 2023;(12):129-133.

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-129-133 NIION: 1997-0063-12/23-710

EDN: https://elibrary.ru/QJIQLN MOSURED: 77/27-001-2023-12-910

К вопросу о зарубежном опыте коммерциализации результатов научных исследований (Швейцария)

Елена Борисовна Козлова

Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Москва, Россия, ebkozlova@msal.ru

Аннотация. Автором в работе рассматривается система управления интеллектуальной собственностью и договорные механизмы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности Швейцарии. Делается вывод о необходимости развития в России договорных моделей, опосредующих продвижение результатов интеллектуальной собственности на рынке нематериальных объектов гражданских прав.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, коммерциализация, нематериальные объекты, управление интеллектуальной собственностью, результаты интеллектуальной деятельности.

Благодарности: НИР РГАИС 5-ГЗ-2022

Для цитирования: Козлова Е.Б. К вопросу о зарубежном опыте коммерциализации результатов научных исследований (Швейцария) // Закон и право. 2023. № 12. С. 129—133. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-129-133 ББЫ: https://elibrary.ru/QJIQLN

Original article

On the issue of foreign experience in commercialization of scientific research results (Switzerland)

Elena B. Kozlova

Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

Moscow, Russia, ebkozlova@msal.ru

Abstract. The author considers the intellectual property management system and contractual mechanisms of commercialization of the results of intellectual activity in Switzerland. It is concluded that it is necessary to develop contractual models in Russia that mediate the promotion of intellectual property results in the market of intangible objects of civil rights.

Keywords: intellectual property, commercialization, intangible objects, intellectual property management, results of intellectual activity.

Acknowledgments: Research work RGAIS 5-GZ-2022

For citation: Kozlova E.B. On the issue of foreign experience in commercialization of scientific research results (Switzerland) // Law and legislation. 2023;(12):129—133. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-129-133 EDN: https://elibrary.ru/QJIQLN

Представляется совершенно справедливым утверждение о том, что залогом успеха экономики любой страны на мировом рынке являются постоянные обновления, непрерывная инновационная деятельность во всех сферах экономики и общественной жизни; только тогда страна имеет шансы выйти на пе-

© Козлова Е.Б. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 12-2023

редовые позиции и вырваться вперед, опережая других, благодаря новым технологиям и конкурентоспособной научной среде [8, с. 13].

Швейцария за последние шесть лет занимает первое место в рейтинге глобального инновационного индекса (ОН), представляющего собой исследование международной бизнес-школы ШБЕАБ, Корнельского университета и Все-

мирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), направленное на демонстрацию развития инноваций, инновационной среды, поддержку инновационной экосистемы и научной базы для создания новых технологий1.

Поскольку Россия до настоящего времени, несмотря на все прилагаемые усилия, не достигла каких-либо значимых результатов в реализации цели перехода на инновационный путь развития, изучение опыта Швейцарии позволило бы, возможно, решить некоторые вопросы совершенствования российской системы управления интеллектуальной собственностью в целом и расширения применяемых в данной области договорных механизмов, в частности.

Особенностью национальной инновационной системы Швейцарии является то, что коммерциализация инновационных разработок практически не поддерживается прямыми инвестициями со стороны государства, хотя вопросы инновационного развития в Швейцарии традиционно относятся к высшим приоритетам государственного управления [2, с. 109].

Тем не менее в Швейцарии действует специальное законодательство, применяемое к отношениям, связанным с использованием бюджетных средств для целей исследований и инноваций. Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность в данной сфере, является федеральный Закон Швейцарской Конфедерации «О содействии исследованиям и инновациям» (FIFG)2 (далее — Закон о содействии исследованиям и инновациям).

Согласно ст. 4 данного Закона в систему исследовательских (институциональных) органов по поддержке исследований и инноваций включены:

■ Швейцарский национальный научный фонд содействия научным исследованиям (SNSF);

■ Швейцарские академии наук: Академия естественных наук (SCNAT); Академия гуманитарных и социальных наук (SAGW); Академия медицинских наук (SAMW); Академия технических наук (SATW); Центр компетенций Science et Cité; Центр компетенций TA-SWISS;

1 Россия поднялась на две строчки в мировом рейтинга инноваций GII // РБК. Тренды. 21.09.2021 // https:// trends.rbc.ru/trends/innovation/6148be4e9a7947ab1a592e21 (Дата обращения: 01.05.2023)

2 Bundesgesetz Uber die Forderung der Forschung und der Innovation (FIFG) // https://www.fedlex.admin.ch/eli/cc/

2013/786/de (Дата обращения: 08.05.2023)

■ Швейцарское агентство по продвижению инноваций (1ппо8Ш88е);

■ университетские исследовательские центры: Швеицарские федеральные технологические институты (ЕТН) и научно- исследовательские институты области ЕТН; аккредитованные в соответствии с Законом об университетском продвижении и координации (НБКО)3; аккредитованные университеты и другие учреждения сектора высшего образования; научно-исследовательские учреждения национального значения, поддерживаемые федеральным правительством;

■ Федеральная администрация в той мере, в которой она проводит ведомственные исследования для выполнения своих задач или решает задачи исследований и продвижения инноваций.

В сфере продвижения инноваций в соответствии со ст. 18 Закона о содействии исследованиям и инновациям, федеральное правительство Швейцарии может поддерживать инновационные проекты, может поддерживать меры: по развитию и укреплению научно обоснованного предпринимательства; по созданию и строительству научно обоснованных компаний; по продвижению высококвалифицированных специалистов в области инноваций.

Федеральное правительство также может развивать основы для продвижения инноваций. Именно на этом и базируется инновационная система Швейцарии. Приоритетными направлениями государственной поддержки инноваций в Швейцарии является создание комфортных для соответствующих частных инвестиционных вложений экономических условий, в том числе: установление пониженной ставки налога на прибыль, развитие льготного кредитования, обеспечение участия научно-исследовательских организаций в международных проектах, поддержка процессов повышения квалификации научно-исследовательских кадров, поддержка при создании новых инновационных предприятий, поддержание устойчивой связи между региональными исследовательскими центрами и промышленностью, обеспечение субъектам малого и среднего бизнеса венчурного финансирования и т.п.

3 Bundesgesetz uber die Forderung der Hochschulen und die Koordination im schweizerischen Hochschulbereich (Hochschulförderungs- und -koordinationsgesetz, HFKG) // https://www.fedlex.admin.ch/eli/cc/2014/691/de (Дата обращения: 08.05.2023)

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

Конечно, финансирование научных исследований и разработок из бюджета не исключены, но удельный вес общественного сектора Швейцарии (федерального правительства и кантонов) в финансировании внутренних затрат на НИР и инновации является одним из самых низких среди развитых стран, при том, что Швейцария входит в число европейских стран с наибольшими затратами на НИОКР в соотношении к ВВП страны. Ассигнования из федерального бюджета направляются в университеты, исследовательские институты, некоммерческие исследовательские организации и т.п. [7, с. 102].

Наконец, необходимо отметить, что предоставление федеральных средств университетским исследовательским центрам зачастую связывается в соответствии со ст. 27 Закона о содействии исследованиям и инновациям с предпосылкой того, что исследовательские центры поддерживают стратегию эксплуатации знаний и передачи знаний и технологий между университетом и бизнесом для целей инновационной деятельности. Предоставление средств бюджета также может быть связано с условиями о передаче такому центру прав на результаты интеллектуальной деятельности для целей их коммерциализации.

Если говорить об особенностях договорного регулирования отношений субъектов в связи с бюджетным финансированием научных исследований и разработок, то следует обозначить, что ст. 8 рассматриваемого Закона устанавливает возможность заключения Федеральным советом Швейцарии с научно-исследовательскими органами и другими получателями средств соглашения об исполнении (об обслуживании). Особенности правового режима данного договора в Законе не отражены, но предполагается, что в данном случае речь идет не о трансфере технологий, а о выполнении работ по созданию научно-исследовательских разработок.

Как уже отмечалось, инновационные разработки в Швейцарии не особо поддерживаются прямыми государственными инвестициями (хотя такие правовые механизмы законодательством предусмотрены), что, кстати, объясняет нацеленность бизнес-сектора в основном на прикладные научные исследования. Трансфер инновационных технологий в промышленность осуществляется в основном в условиях технопарков, как на федеральном, так и на региональном уровнях [11, с. 18].

Особо популярным элементом инновационной системы Швейцарии являются инновацион-

ные парки, которые создаются для «выращивания» малых инновационных предприятий и вовлечения в этот процесс компаний, заинтересованных в разработке и приобретении высоких технологий. В структуру технопарка входит бизнес-инкубатор, который берет на себя решение организационных, юридических вопросов: обеспечивает оценку коммерческой привлекательности проектов, защиту интеллектуальной собственности, формирование бизнес-планов, осуществление маркетинговых исследований и т.д. [5, с. 106].

Технопарки характеризуются различной организационной структурой, специализацией и тематикой исследований, создаются в основном при участии университетов и институтов страны, но случается создание таких площадок представителями бизнес-сообщества [6, с. 172].

Государство является полноправным партнером и пытается создать весь комплекс необходимых и благоприятных условии для активизации взаимодействия между всеми участниками систем технопарков [10, с. 151], где основной акцент в вопросе развития научно-технического обмена делается на проведении совместных исследований и совершенствовании технологий (в том числе и в соответствии с запросами потребителей («market-driven innovation») [4, с. 5].

В рамках деятельности технопарков взаимодействие субъектов инновационной деятельности осуществляется на условиях государственно-частного партнерства [3, с. 109], и их отношения в этом случае опосредуются публично-правовым договором, что установлено статьями 32 и 34 Закона о содействии исследованиям и инновациям.

Данный договор заключает Федеральный совет Швейцарии при одобрении соответствующим указом поддержки федеральным правительством швейцарского инновационного парка с ответственным учреждением.

В соответствии со ст. 33 Закона о содействии исследованиям и инновациям за создание инновационного парка отвечает частное право или учреждение публичного права с широко поддерживаемым национальным спонсорством с участием нескольких кантонов и частного сектора.

Публично-правовым договором устанавливаются: цели отдельных мер федеральной поддержки; размер и срок погашения доходов, полученных учреждением, федеральному правительству; условия возмещения поддержки федеральному правительству, если цель не будет достигнута.

LAW & LEGISLATION • 12-2023

Иных специальных договорных конструкций, применяемых в сфере создания результатов интеллектуальной деятельности и трансфера технологий ни Гражданский кодекс Швейцарии4, ни Закон о содействии исследованиям и инновациям не содержат. В Швейцарии, по общему правилу, права на результаты интеллектуальной деятельности остаются за заказчиком [9, с. 161], наложенных Законом каких-либо ограничений по передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности нет, в связи с этим применяются различные договорные модели, применяемые в целом в гражданском обороте и опосредующие отношения продажи, лицензирования, франчайзинга, обеспечительных прав и т.д.5.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает использование такого договорного механизма, как соглашение о государственно-частном партнерстве в сфере создания и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности.

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ [1] в ст. 8 предусматривает возможность заключения научными организациями договора о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли. Использованная формулировка дает возможность предполагать, что речь идет о договоре о совместной деятельности (простого товарищества).

Однако нормы гл. 55 ГК РФ, регулирующие данный гражданско-правовой договор, не применимы к отношениям, связанным с бюджетным финансированием (например, положения об общих расходах и убытках, общем имуществе товарищей и т.д.).

Правовой механизм государственно-частного партнерства на основе заключения публичным и частным партнером соглашения о государственно-частном партнерстве, уже апробированного практикой, представляется приемлемым, но в этом случае необходимо выявить особенности правового режима такого соглашения в сфере интеллектуальной собственности и закрепить их нормативно, сформировав соответ-

4 Swiss Civil Code // https://www.fedlex.admin.ch/eli/cc/ 24/233_245_233/en (Дата обращения: 08.05.2023)

5 Инновации в Швейцарии // Switzerland Global Enterprise. https://www.s-ge.com/sites/default/files/publication/ free/factsheet-innovation-ru-s-ge-2018.pdf (Дата обращения: 08.05.2023)

ствующий вид соглашения о государственно-частном партнерстве.

Пока же можно лишь отметить такой дефект нормативного правового регулирования рассматриваемых общественных отношений, как неполнота правового регулирования. Развитие законодательства о государственно-частном партнерстве в данной части позволило бы расширить договорные механизмы, применяемые в сфере государственных закупок, в сфере интеллектуальной собственности, придав развитие внутреннему трансферу технологий.

Список источников

1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 24.07.2023 № 385-ФЗ) // http:// www.consultant.ru

2. Белов Н.И. Особенности промышленной политики Швейцарии, поддержка инноваций // Рос. внешнеэкономический вестник. 2004. № 7.

3. Белозеров С., Заболоцкая В. Государственное стимулирование инновационной деятельности в Швейцарии и России // Совр. Европа. 2021. № 1.

4. Жарова E.H., Грибовский А.В. Анализ зарубежного опыта развития трансфера технологий в научно-образовательной сфере // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 3.

5. Жумабаева M.E. Обзор передовых подходов ведущих стран ОЭСР в сфере защиты и обеспечения прав интеллектуальной собственности // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2016. № 1 (42).

6. Казанцев А.А. Правовое регулирование деятельности иностранной инновационной компании в Швейцарии // Вопросы студенческой науки. 2019. № 7.

7. Клавдиенко В.П. Инновационная система Швейцарии: факторы успеха // Инновации. 2018. № 4.

8. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.

9. Слепак Ю.В., Пожилова H.A. Финансирование инноваций в Европе и России: анализ лучших практик // Актуальные проблемы рос. права. 2020. Т. 15. № 7.

10. Черноуцан E.M., Трофимова O.E. Кластеризация как механизм инновационного развития: основные факторы успехов и неудач (опыт Швейцарии, Франции и России) // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. № 4.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

11. Щурина С.В., Прокофьева Е.В. Инновационная активность компаний стран — участниц ВТО: сравнительный анализ // Рос. внешнеэко-номич. вестник. 2013. № 9.

References

1. Federal Law № 127-FZ of 23.08.1996 «On Science and State Scientific and Technical Policy» (ed. № 385-FZ of 24.07.2023) //http:// www. consultant.ru

2. Belov N.I. Features of Switzerland's industrial policy, support for innovation // Russian Foreign Economic Bulletin. 2004. № 7.

3. Belozerov S, Zabolotskaya V. State stimulation of innovation activity in Switzerland and Russia // Modern Europe. 2021. № 1.

4. Zharova E.N., Gribovsky A.V. Analysis of foreign experience in the development of technology transfer in the scientific and educational sphere // Bulletin of the V.N. Tatishchev Volga State University. 2016. Vol. 2. № 3.

5. Zhumabayeva M.E. Review of advanced approaches of the leading OECD countries in the field of protection and enforcement of intellectual property rights // Bulletin of the Institute of Legis-

lation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan. 2016. № 1 (42).

6. KazantsevA.A. Legal regulation of the activities of a foreign innovative company in Switzerland / / Questions of student science. 2019. № 7.

7. Klavdienko V.P. Innovation system of Switzerland: success factors // Innovations. 2018. № 4.

8. Commercialization of the results of scientific and technical activities: European experience, possible lessons for Russia. Moscow: TSIPRAN RAS, 2006.

9. Slepak Yu. V., Senzhova N.A. Financing of innovations in Europe and Russia: analysis of best practices // Actual problems of Russian law. 2020. Vol. 15. № 7.

10. Chernoutsan E.M., Trofimova O.E. Clusterization as a mechanism of innovative development: the main factors of success and failure (the experience of Switzerland, France and Russia) // Management and business administration. 2019. № 4.

11. Shchurina S.V., Prokofieva E.V. Innovative activity of companies of the WTO member countries: comparative analysis // Russian Foreign Economic Bulletin. 2013. № 9.

Информация об авторе

Козлова Е.Б. — доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права

Статья поступила в редакцию 13.1 0.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author

Kozlova E.B. — doctor of law, associate professor, professor of the department of civil law

The article was submitted 13.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

LAW & LEGISLATION • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.