Научная статья на тему 'К вопросу о занятости населения в трудоизбыточном регионе'

К вопросу о занятости населения в трудоизбыточном регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ТРУДОИЗБЫТОЧНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чотчаева М. З.

Переход к рыночным отношениям хозяйствования для многих региональных образований стал определяющим при формировании структуры рынка труда, трудовых ресурсов, построения систем занятости населения. Особенно остро этот вопрос встал в трудоизбыточных регионах, где длительное время не обращалось внимание на проблемы территориальной организации производства, на воспроизводство трудового потенциала, на механизм обучения и переобучения персонала предприятия, что вызвало значительное несоответствие между предложением рабочей силы и спросом на нее в хозяйственных структурах регионов. Следствием этого стало обострение экономических, социальных и политических противоречий в трудоизбыточных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чотчаева М. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о занятости населения в трудоизбыточном регионе»

организации органа, непосредственно ответственного за реализацию государственной политики в области энергосбережения, организующего, координирующего и проводящего работу в этой сфре деятельности.

В России должна быть разработана государственная программа диверсификаци источников электроэнергии, предусматривающая, в тех территориях, где это возможно, переход электроэнерегети-ки на уголь и другие сравнительно малоценные первичные источники энергии. В отношении предлагаемого перевода тепловой электроэнергетики, преимущественно ориентированной на природный газ, на уголь кардинальным фактором является правильная инвестиционная политика. Аккумуляция собственных и привлечение внешних инвестиций в топливно-энергетические отрасли невозможны без радикального изменения ценовой политики в естественных монополиях. Ценообразование в отрасли необходимо корректировать. Себестоимость электроэнергии на гидростанциях на два порядка ниже, чем на тепловых, поэтому необходимо выравнивание стартовых условий функционирования генерирующих компаний.

Некоторые из механизмов реструктуризации, предлагаемые государством, могут иметь негативные последствия. В частности, формирование энерготарифов находится в зависимости от издержек и прибыли генерирующих компаний. Мы полагаем, что необходим контроль за ценами в прямых договорах, которые не могут быть ниже цен оптового рынка или регулируемых тарифов. Отметим и такое направление реструктуризации отрасли как приватизация генерирующих производств. Считай ем, что гидроэлектростанции, как важнейший компонент энергетического баланса страны, должны оставаться в собственности государства. Относительно цен и тарифов на электроэнергию мы предла-

ГУ

II

ь

и

ь

гаем использовать систему дифференциации тарифов на услуги по передаче электроэнергии по уровням питающего напряжения; по категориям потребителей, по степени надежности и качества электроснабжения. Платежную дисциплину можно повысить за счет введения тарифного меню, включаю-о щего различные варианты оплаты электроэнергии в зависимости от особенностей потребления, и предоставления потребителям права индивидуального выбора тарифа. Введение дифференцирован-Q ного тарифного меню может стать существенной мерой на пути к либерализации регулирования цен □ на розничных рынках электроэнергии.

^ ЛИТЕРАТУРА.

0 1. Байнев В. Электроэнергетика: пути развития // Экономист. 2004. № 10.

® 2. Кузьмин В.И., Галуша А.Н. Тенденции выработки электроэнергии в России // Энергосбережение.

о 2005. № 5. а

® 3. Постановление Правительства РФ № 526 от 11.07.2001 «0 реформировании электроэнергетики Российской Федерации». 4. Соловьев М.М. Энергосбережение в Российской Федерации // Энергосбережение. 2006. № 4. ° 5. Стиглиц Дж. Информация и изменение парадигмы экономической теории // ЭКО-вест. 2003. Вып. ф 3. № 3.

ш

о 6. Шейндлин А.Е. Некоторые проблемы энергетики // Энергия: экономика, техника, экология. 2005. № 8.

ö 7. Энергетическая стратегия России до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ № 1234-р ^ от 28.08.2003.

2 8. Oil and Gas Journal. 2001. № 18.

X

О О CL

О ф

о ф

о

х О

о

ЧОТЧАЕВА М.З.

К ВОПРОСУ 0 ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ТРУДОИЗБЫТОЧНОМ РЕГИОНЕ

Переход к рыночным отношениям хозяйствования для многих региональных образований стал определяющим при формировании структуры рынка труда, трудовых ресурсов, построения систем занятости населения.

Особенно остро этот вопрос встал в трудоизбыточных регионах, где длительное время не обращалось внимание на проблемы территориальной организации производства, на воспроизводство трудового потенциала, на механизм обучения и переобучения персонала предприятия, что вызвало значительное несоответствие между предложением рабочей силы и спросом на нее в хозяйственных структурах регионов. Следствием этого стало обострение экономических, социальных и политических противоречий в трудоизбыточных регионах.

Сложившаяся в эпоху централизованного планирования структура размещения производительных сил отличалась исключительно высокой степенью специализации, так что последствия трансформационного кризиса для региональных рынков труда оказались далеко не одинаковыми. Его негативное влияние на занятость сильнее всего сказалось на регионах с высокой долей концентрации предприятий агропромышленного комплекса, легкой промышленности и машиностроения, где сокращение объемов производства было максимальным.

Актуальность приобрела проблема безработицы в экономически наименее развитых частях страны, где возможности обеспечения занятости ограничены. Соответственно в относительно лучшем положении находились регионы, богатые природными ресурсами, с диверсифицированной структурой производства и благоприятными условиями для развития третичного сектора (торговли, финансовых услуг и т.д.).

Можно выделить три основные группы территорий, где уровень общей безработицы существенно превышает среднероссийский. Во-первых, это район Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия); во-вторых, так называемые старопромышленные районы европейской части страны (Мурманская, Ивановская, Псковская области и др.); в-третьих, южная часть Сибири и Дальнего Востока (республики Алтай, Тыва, Бурятия, Амурская, Сахалинская и Еврейская автономная области). Как и в других странах с переходной экономикой, наиболее благоприятно на этом фоне выглядят крупнейшие мегаполисы (Москва, Санкт- Петербург), обладающие более широким и разнообразным набором рабочих мест.

По мере развития переходного кризиса различия в состоянии региональных рынков труда углублялись и приобретали устойчивый характер, чему способствовала низкая территориальная мобильность рабочей силы. Ее важнейшими ограничителями выступали сохранившиеся административные барьеры, отсутствие надежной информации о возможностях трудоустройства в других регионах, неразвитость рынка жилья, недостаточная плотность транспортной сети, высокие издержки, сопровождавшие перемену места жительства. С аналогичными проблемами сталкивались все переходные экономики и во всех них безработица распределялась по регионам крайне неравномерно.

Дифференциация занятости в Российской Федерации обусловлена различными стартовыми позициями регионов к моменту начала экономических реформ. Экономические, демографические, социально- политические и социально-психологические особенности регионов, сложившиеся еще в советский период, обусловили более или менее успешную адаптацию их экономики к новым условиям, а отсюда и дифференциацию уровня занятости и безработицы в них [5, с. 27-28].

Среди социально-экономических факторов, определяющих сегодня ситуацию на региональном рынке труда можно назвать следующие:

- продолжающийся рост численности трудовых ресурсов при сохраняющейся относительно благоприятной демографической ситуации;

- высокий уровень незанятого населения, сложившийся на момент реформирования экономики. Многие годы темпы роста трудовых ресурсов, в том числе экономически активного населения, опережали темпы увеличения рабочих мест;

- высокий коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население;

- неравномерное размещение трудовых ресурсов по территории, преобладание сельского населения и аграрной сферы приложения труда, что ограничивает расширение сферы приложения труда, так как производственный экономический потенциал села значительно уступает городской местности в возможности создания новых рабочих мест;

- усиление миграционных потоков граждан по схеме «село — город»;

- углубление кризисных явлений в традиционных отраслях- потребителях рабочей силы и падение спроса на рабочую силу со стороны предприятий различных форм собственности;

- деформация мотиваций труда осложненная национальным менталитетом. Процесс адаптации населения республик к рыночным условиям тормозится как прежними стереотипами отношения к

л

I-

со

7

си

01

г

о IN □

N о

I—

ф

I—

^

о а ф

ш

X

X >

0

1_

О х

X ф

ш

I—

О

а

о <

>

о

0

1_

0

1_

о о

ш

о

I—

о о о.

о ф

о ф

о

X

о О

труду, уравнительной оплатой так и современной деквалификацией рабочей силы в результате невостребованности на региональном рынке труда.

Безработица в трудоизбыточном регионе становится социальным бедствием, следствием которого является снижение уровня жизни, рост задолженности по заработной плате и т.д.

При ухудшении ситуации в экономике и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрозе перерастания положения на рынке труда в критическое. Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют на изменение ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы. Достижение ими значений, сильно отклоняющихся от среднероссийских, позволяет говорить об ухудшении ситуации на рынке труда. К таким показателям относятся: число безработных на одну заявленную вакансию; средняя продолжительность безработицы; масштабы «скрытой» безработицы и др. [2, с. 114].

Так, спрос на рабочую силу на Северном Кавказе явно не соответствует количественно и качественно ее предложению. Коэффициент напряженности на рынке труда ЮФО имеет тенденцию к увеличению (см. табл. 1).

Таблица 1. Соотношение потребностей предприятий в работниках, заявленное в службы занятости и численности незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учёте в службах

занятости в ЮФО (тыс. чел.), январь

И|Ур.-.М||Ч||. ||Ч\|ГрНМИ!-| ■. у |,ч,ч1,1 ;г. 11 .ч :■■-.-; 1 1 >|"1|Ц К5.-Н 1 ^ГиЦ л ни. ¿О.* 1 7

Ч-Ц-.'ОИНЧ м- и -ч-им-г :п;, г |1::Л1М1,1|,,.:1.и ■ р. Л' |:И 1. (,||г ■ 1Н1 |■ ■ "1 ■ |.| г .' |;._л\1;|'ч 1:1:1м 1,-1:1 к 2 У: Г -НЯ.-! |5Г|.5 \~\ -i ■о'.з г-.:--!

■ :-:■ и .мои 11:1:11 ч ■,■:■■■.■ и:-||Ч: 1 и 11:1 ри ш,': и * * |7 1 4-1 1 1 7 4 е. 7.-.П

"Отношение численности незанятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службах занятости, к заявленной предприятиями потребности в работниках.

Источник: [3].

Территориальные различия социально-экономического состояния в России чрезвычайно разнообразны. Северный Кавказ, по оценкам многих экспертов, представляет собой регион с высокой социальной напряженностью. В подтверждения данного тезиса можно привести следующие аргументы.

Во-первых, во многих регионах Северного Кавказа экстремально высоки показатели безработицы.

Необходимо отметить, что показатели официальной, или регистрируемой безработицы, на порядок ниже реальной, поскольку определяются по количеству признанных безработными из числа обратившихся в государственную службу занятости. Он существенно занижен, поскольку не все нуждающиеся в работе обращаются именно в государственные структуры, а пользуются различными альтернативными каналами для поиска работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пониженный показатель официальной безработицы в сельской местности в регионе обусловлен рядом основных причин. Прежде всего, это сложности в процедуре регистрации безработных в государственных службах занятости. В сельских районах Северного Кавказа для людей, ищущих работу, довольно актуальна проблема транспортной удаленности департаментов и центров содействия занятости населения. Отсутствие у людей средств для выезда в районный отдел службы занятости, где необходимо проходить регистрацию в качестве безработного также снижает показатели официальной безработицы (порой стоимость проезда до районного центра оказывается выше месячного пособия по безработице). Решением этой проблемы было бы регистрация безработных в администрациях муниципальных образований, а не в районных службах занятости, что даст более реальные показатели официальной безработицы в «сельской глубинке».

Кроме того, различные социологические исследования показывают важность, прежде всего неформальных связей при поиске работы и зависимость успешности трудоустройства от позиции человека в сети социальных связей. Степень важности неформальных сетей и связей при поиске места

работы на рынке труда зависит от того насколько широко в этом регионе применяются меры активной политики рынка труда.

Таблица 2. Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учёте в

службах занятости (тыс. чел.), январь

Источник: [3].

Данные исследования трудовой занятости Карачаево-Черкессии позволяют утверждать, что неформальные каналы являлись наиболее эффективными (результативными) каналами трудоустройства, как в конце прошлого, так и в начале XXI века, именно благодаря неформальным каналам люди находят работу.

Таблица 3. Денежные доходы населения, руб. (до 1998 г. — тыс. руб.), значение показателя за год

1^7 1ЧЧ-Я ИЖ) :ши1 □ НМ11 2\Ш 2ИИЛ 2ИП4

Г>ч'>.-"к^м :1ч- иг-ш' 1 П 1 Ш 1 1 ШТ*- 4 .чы ^ (\ !. 1

1к||1Г'-.1 .¡-..¡и ||" .1 ■ ш ■ ч.Ч 111(1-1 Л1 1 1..'.-: 1-11-: VI: 1 1 .: ■-И и 1:-.

:\-'.-||:|-1г .1 Г--1М |'Ь.-.':| ;| ч-'-иг |>цч; |'11 15-1: ."-Ц.--1 т г" 1 ■-.! 75n.ii

И и -II М: >|ц. ■ -.1 И| 1 л! ' и--; 1 Ы? 1 г-. Г-.-1Й '1 1 1 л-. 1И 1 -31 ь

| 1.1К1 ■ '■■ | -.1 Мл ки ¡с. Л'|'.| II.ни ■ ■ ь ■ ii.fi..'; г.к" ] 1 1 ЙИ.^ "л? 5 1 1 ■ п. н 1 ¡^ I ~<:м - 1 л1 Ш'. 1 -17 V . ^ л"| Г|| 1 !■ N 7 4~К л 7 ^п.1.

1.1М к-ш:| |"| 1 |М Л1К 1 ~ 1 ■ =-= ^ ил -1 1 < 7 ь-М-1 тч 1 №.. 1 ИЧ1 МЛМ .4 11 . 11-> 1 =.7К7 X 1 7111

о

I—

ф

I—

х о а ф

ш

X

X >

0

1_

О х

X ф

ш

I—

О

а

о <

>

о

0

1_

0

1_

о о

ш

о

I—

о о о.

о ф

Источник: [3].

В сельской местности и городах существуют также реальные возможности заработков в виде 1

сезонной и случайной занятости (на уборке урожая, работах по разгрузке и погрузке и пр.), новых ®

форм занятости (самозанятость, предпринимательство, челночная, стихийная торговля и сервис, ве- 1

дение приусадебного хозяйства). Это позволяет отчасти снимать напряженность на рынке труда — х

люди, потерявшие работу, не имеют особой потребности в помощи государственных структур и не ^

возлагают на них существенных надежд [1, с. 10].

Во-вторых, в регионах Северного Кавказа уровень доходов населения — один из самых низких в стране, довольно распространена задолженность по выплате заработной платы и социальных пособий. Например, денежные доходы населения в Южном федеральном округе самые низкие по Российской Федерации за рассматриваемый период, в 1,55 раза ниже, чем в среднем по России и не дотягивают до прожиточного минимума.

Территориальная дифференциация в доходах населения наблюдается и по самому Южному округу. Самые низкие денежные доходы населения в Российской Федерации, соответственно и в Южном федеральном округе зафиксированы в республике Ингушетия-1757,5 рублей.

Таблица 4. Среднедушевые денежные доходы населения, руб. (до 1998 г. — тыс. руб.),

значение показателя за год

ЦЮ? 1<т иич :г1Г1Ц 14Ю1 2Ш лнн >й1М

|| 1.4. -■ |-11 ■ ■|г:.> ||;1 1 .'ММ ■ ь Л 5 ■Ш.-1 Г/;"; :■, КХ:.Ч 1-Ги 5 1-175 2М.ч

Гг. 1111-1_ . чМ -и:/- 1 Г. 1 "■ Г- 7 чг.ь \f-if, 25-1К.Ч л'|>;м..1

IV:- ни::. Дм^м-11 ■ -. Н1К II 1ни- л 14- 7 1 15." .п7|| Ч 1 17=. 1 Ми 7 л^г-. ЛМ 1 1 ЦТ 1^7 =. 1.51.'. ■ ■ ^ 1 лч: .к НИШ

I- 11.1-1м 1К__У К. 4 IV: ъй ни::. лчл: -17-; 7 525 ~ Или К: 54 257' .- Л154.4

шк; иикич 1 !■• Ь'И ■ ш пин 1 ■■■ 1 к ■ Лии.; 2^11

К ...мч.|.- ч--111 -111-1-. -..1Н Гг...'.'.'' ||1к1 л:.\л ? -15-1 5 1У^ т-чг. :?1г: .1 .1 —■

IV:- |ш::.с'|.'ч.-рн;|1 57^ * (■V 1152:* ц.ид 15-Л: ■Ш.ч.у.ч

кр.л!-" .||'|.К|||| ,|-.|1| 577. | 1-7Л 5 ■■■г. N57 1 21 5М Л.^Л.К

: '|,ц|р.|||' --,ь1-:||| ■-:|-:■ ■ ■ V ■ 41 ..:м|./ь.|н >|.'| ■: ■ и. ^ .1 ■■ .1 5-22 г/:..1 | г-.^ 1 ЫО А 71^-1 12-.Г1 1 Tr-.ll |Ч1|Т Ли.Ч.'.ч МГ' Л шп 1

Км.!!!. ¡11..'. К.-4 1 1...1. II, 51 7.7 1-~ 1 * ги*> и 1м: к.,5 ."-.М.-5.1)

Г,ч- -,- к-к.!:! II .- л л л г-.?? -1 Г-. 12.М 2л?4 ,!1 |П -Н12.:.4 | 1

Источник: [3].

Из таблицы 4 следует, что наиболее благополучным субъектами в регионе являются Ростовская область (5038.1 рублей — в 2004 г.), Волгоградская область (4648,2 рублей в 2004 г.), Астраханская область (4537,9 рублей в 2004 г.), Краснодарский край (4378,9 рублей в 2004 г.).

В настоящее время доходы населения россиян, которые фиксирует официальная статистика — лишь видимая часть доходов. В действительности же размер доходов многих людей на порядок выше официальных данных или сопоставим с их легальными доходами за счет «выплат в конвертах», дополнительных приработков, сдачи жилья внаем, доходов от продажи продуктов с приусадебных участков, из подсобного хозяйства. Социальные пособия и даже заработная плата для населения не являются единственным, а иногда и основным средством к существованию.

В-третьих, региональные рынки труда испытывают негативное воздействие вынужденной миграции, которая увеличивает нагрузку на рынок труда, мигранты конкурируют с местным населением за рабочие места, соответственно, растет социальная напряженность. Некоторые исследователи считают, что рынки труда некоторых регионов Северного Кавказа в условиях массового наплыва вынужденных мигрантов носят деструктурированный характер [4, с. 6].

Реформирование и совершенствование политики занятости на рынке труда трудоизбыточного региона, как нам представляется, должны идти по следующему направлению:

- применение селективного подхода в политике сохранения рабочих мест;

- перенесение центра тяжести политики занятости на осуществление, реализацию активных мероприятий на рынке труда по созданию дополнительных рабочих мест, введение минимальных квот, организация общественных работ, подготовка и переподготовка кадров;

- стимулирование создания рабочих мест в порядке самозанятости и предпринимательской деятельности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.