Научная статья на тему 'К вопросу о законодательном регулировании участия партий в выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания РФ'

К вопросу о законодательном регулировании участия партий в выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
670
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ВЫБОРЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / CONSTITUTION / POLITICAL PARTY / ELECTIONS / LEGISLATION / FEDERAL LAW / STATE DUMA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никоненко Сергей Андреевич

Разные области деятельности политических партий в рамках избирательного процесса регулируются нормами различного уровня от Конституции Российской Федерации до уставов самих партий. Автор статьи обращается к содержанию законодательства о выборах депутатов Государственной Думы для того, чтобы понять механизм и условия участия в этих выборах политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Никоненко Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON LEGISLATIVE REGULATION OF PARTICIPATION OF PARTIES IN ELECTIONS OF DEPUTIES OF STATE DUMA OF FEDERAL MEETING OF RUSSIAN FEDERATION

Different spheres of activity of political parties within the limits of selective process are regulated by norms of various levels from the Constitution of Russian Federation to charters of parties. The author of article addresses to the maintenance of the legislation on elections of deputies of the State Duma to understand the mechanism and conditions of participation in these elections of political parties.

Текст научной работы на тему «К вопросу о законодательном регулировании участия партий в выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания РФ»

УДК 324

К ВОПРОСУ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ УЧАСТИЯ ПАРТИЙ В ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

© Сергей Андреевич НИКОНЕНКО

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры международных отношений и политологии,

e-mail: nikonenko2000@mail.ru

Разные области деятельности политических партий в рамках избирательного процесса регулируются нормами различного уровня - от Конституции Российской Федерации до уставов самих партий. Автор статьи обращается к содержанию законодательства о выборах депутатов Государственной Думы для того, чтобы понять механизм и условия участия в этих выборах политических партий.

Ключевые слова: Конституция; политическая партия; выборы; законодательство; федеральный закон; Государственная Дума.

Выборы - важнейший компонент современной политики Российской Федерации. Они представляют способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соот-

ветствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями.

Любая избирательная кампания разворачивается в определенной социокультурной среде, в определенном месте и в определенное время, что самым непосредственным образом влияет на ее ход. Основополагающим фактором, влияющим на структуру избирательной кампании, выбор технологий, реализуемых в ее ходе, является избирательное законодательство. Являя собой правовую основу выборов, законодательство регулирует каждый этап организации и проведения избирательной кампании, задает правила ведения предвыборной борьбы.

В Государственную Думу избирается 450 депутатов [1, с. 32]. На выборах применяется пропорциональная избирательная система: депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданых за федеральные списки кандидатов [2]. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами иных политических партий, членами данной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 % от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов [3, с. 45].

Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за границей, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. В систему избирательных комиссий, организующих и проводящих выборы депутатов Государственной Думы, включаются Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные и участковые избирательные комиссии.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 84) выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ [1, с. 28]. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию не

позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если по каким-либо причинам глава государства не назначит в установленные законом сроки выборы депутатов Государственной Думы, то эти выборы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ.

Российскую политическую систему следует рассматривать как многопартийную систему. Конституция РФ признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной [1, с. 15]. В соответствии с действующим российским законодательством партии - единственный вид общественных объединений, имеющий право выдвигать кандидатов на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организовывать и проводить соответствующие избирательные кампании.

При этом партии как носители публичной функции могут реализовывать свое право на участие в осуществлении государственной власти только в установленных Конституцией РФ формах и только на определенный срок, и ни одна из них не может обладать монопольным положением.

Различные стороны участия партий в выборах депутатов Государственной Думы регулируются федеральными законами: «О политических партиях» [2], «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4], «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [5].

Политическая партия в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» есть общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления [2, с. 3]. Все другие общественные объединения и движения, создаваемые в соответствии со ст. 30 Конституции РФ, с момента вступления в силу

настоящего ФЗ «О политических партиях» подпадают под действие федерального закона «Об общественных объединениях».

Согласно закону «О политических партиях», политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

- в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии. При этом гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания;

- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Как отметил Конституционный суд РФ в своем решении от 16 июля 2007 г., реформирование избирательной системы вызывает необходимость в формировании адекватной ей правовой основы функционирования многопартийной политической системы, способной интегрировать интересы и потребности общества в целом и его различных социальных и территориальных слоев и групп и адекватно выражать их в Государственной Думе, что под силу только достаточно крупным и хорошо структурированным политическим партиям [6, с. 123].

К участию в выборах допускаются только те партии, которые прошли государственную регистрацию, а также зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации. Росрегистрация (Федеральная регистрационная служба) еже-

годно публикует перечень политических партий и их региональных отделений - по состоянию на 1 января - в общероссийских периодических печатных изданиях.

Государственной регистрацией официально подтверждается, во-первых, особый правовой статус партии и, во-вторых, ее соответствие всем требованиям (касающимся порядка создания, функционирования и т. д.), которые российское законодательство предъявляет к общественным объединениям такого рода.

Все созданные партией региональные отделения также подлежат обязательной регистрации в региональных органах Федеральной регистрационной службы. Это позволяет, с одной стороны, контролировать соответствие партии в целом предъявляемым требованиям, а с другой - позволяет ей принимать участие в выборах региональных органов власти на территориях, где имеются ее отделения [6, с. 8]. Следует также добавить, что политическая партия может быть только общероссийской: создание межрегиональ-

ных, региональных, местных партий законодательство не предусматривает. Непременным условием для признания партии государством является наличие у нее собственной программы, определяющей ее цели и задачи [2, с. 12].

Незадолго до выборов в Государственную Думу пятого созыва российская избирательная система претерпела существенные изменения в связи с принятием нового варианта Федерального закона в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 12 июля 2006 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» и Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ установил порядок самостоятельно-

го участия политических партий в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, исключив из числа участников избирательного процесса избирательные блоки. С 25 до 10 % сокращено количество недостоверных или недействительных подписей избирателей, участников референдума, при котором должно быть отказано в регистрации кандидатов, списков кандидатов либо в проведении референдума.

Развитие положений новой редакции Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было реализовано в Федеральном законе от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с дополнениями от 12 и 25 июля 2006 г. Данный закон изменил порядок формирования Государственной Думы, установив принцип избрания депутатов только по партийным спискам. Таким образом, был упразднен институт независимых кандидатов на парламентских выборах. Кроме того, закон ввел семипроцентный избирательный барьер для прохождения в Государственную Думу и отменил порог минимальной явки избирателей. Это означало, что партии с «узкой» электоральной базой должны были активизировать усилия по борьбе на электоральном поле оппонентов, чтобы иметь шансы на преодоление семипроцентного барьера.

Федеральный закон от 12 июля 2006 г. № 107-ФЗ внес очередные изменения в избирательное законодательство, в соответствии с которыми из избирательных бюллетеней по выборам всех уровней исключается графа «против всех списков кандидатов» («против всех кандидатов»). После чего существенным образом изменилась содержательная составляющая избирательной кампании. К примеру, до отмены графы на выборах практически любого уровня достаточно часто использовалась тактика срыва выборов путем снижения явки, агитации голосования «против всех кандидатов».

Согласно изменениям, кандидатам и политическим партиям запрещается использовать эфирное время на каналах телевещания в целях проведения агитации против других кандидатов и политических партий. Кандидатам запрещается в своих агитационных

материалах, публичных выступлениях использовать призывы к совершению экстремистских деяний, а также обосновывать или оправдывать экстремизм.

Все приведенные выше изменения существенно трансформировали облик, например, избирательной кампании 2007 г. Изменился состав участников, что существенным образом сказалось на технологической составляющей выборной кампании. В связи с тем, что основным участником выборов становилась политическая партия, в организационнотехнологическом плане отпадала необходимость достаточно длительного этапа формирования команды кандидата, его предвыборного штаба. Все эти элементы заменяются уже существующими и функционирующими партийными структурами.

Экспертное сообщество по-разному оценивает эффективность и целесообразность федеральных законов, принятых перед выборами в Государственную Думу пятого созыва. По сути, высказывались три точки зрения. Одни считают, что федеральные законы весьма продуктивны и в будущем в России будет установлена четкая партийная система (либо двухпартийная или система «2+1») [7, 8]. Другие полагают, что в целом федеральные законы несут продуктивный характер, но есть определенные вопросы к целесообразности отмены графы «против всех». Эксперты считают, что отмена графы «против всех» ущемляет права граждан [9]. Третья группа экспертов полагает, что федеральные законы несут контрпродуктивный характер, т. к. они ущемляют права практически всех слоев населения, соответственно, они противоречат нормам конституции [10, 11]. Эксперты полагают, что в данном варианте законодательство не дает возможности существования небольших партий, которые представляют интересы определенной части граждан. По нашему мнению, оценивать то или иное нововведение можно будет только в будущем -по прошествии нескольких избирательных кампаний.

Таким образом, политические партии занимают особое место в системе общественных объединений, как и в политической системе любого демократического государства. Политическая партия является единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать

кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. В этом специфика политической партии как особого вида общественных объединений. Главным в ее деятельности на современном этапе является влияние на формирование политической воли граждан, на избирательный процесс и, как следствие, на формирование и деятельность органов власти.

1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Новосибирск, 2008.

2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ: принят ГД ФС РФ 22.04.2005 г. по состоянию на апрель 2007 г. URL: http:// document.kremlin.ru/doc.asp?ID=027816. Загл. с экрана.

3. О политических партиях: федеральный закон от 21.06.2001 г. № 95-ФЗ. М., 2005.

4. Об основных гарантиях избирательных прав

и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 21.07.2005 г. № 93-ФЗ: принят ГД ФС РФ 17.06.2005 г. по состоянию на апрель 2007 г. URL: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=

028481. Загл. с экрана.

5. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ: принят ГД ФС РФ 22.04.2005 г. по состоянию на апрель 2007 г. URL: http://

^ситеп1кгет1ш.гиМос^р?ГО=027816. Загл. с экрана.

6. Борисов И.Б., Заславский С.Е. Партии на выборах. М., 2007.

7. Комаров С.А., Наумов В.И. Новое в законодательстве о выборах депутатов Государственной Думы // Конституция. Выборы. Государство. Всероссийская научно-практическая Чичеринская конференция: сборник материалов / редкол.: А.С. Пучнин, А. С. Туманова, Д.Г. Сельцер, В.В. Канищев, А.С Кокорев; админ. Тамб. обл., Тамб. обл. Дума, избир. комиссия Тамб. обл., Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2007. Вып. 1. С. 53-56.

8. Минаев А.А. Изменение законодательства о выборах и их влияние на ход избирательной кампании // Конституция. Выборы. Государство. Всероссийская научно-практическая Чичеринская конференция: сборник материалов. / редкол.: А.С. Пучнин, А.С. Туманова, Д.Г. Сельцер, В.В. Канищев, А.С Кокорев; админ. Тамб. обл., Тамб. обл. Дума, избир. комиссия Тамб. обл., Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2007. Вып. 1. С. 94-97.

9. Синякова С. Формирование парламентов по партийным спискам и эффективность государственной власти в регионах России // Коммерсант-Власть. 2007. № 6. С. 28-30.

10. Кынев А.В. Госдума в преддверии дерегионализации. иИЬ: http://www.apn.ru/pub1ications/ artic1e17631.htm. Загл. с экрана.

11. Анин Р., Богушевский Р. Неодноразовый электорат // Новая газета. 2007. 3 дек.

Поступила в редакцию 3.08.2011 г.

UDC 324

TO THE QUESTION ON LEGISLATIVE REGULATION OF PARTICIPATION OF PARTIES IN ELECTIONS OF DEPUTIES OF STATE DUMA OF FEDERAL MEETING OF RUSSIAN FEDERATION

Sergey Andreevich NIKONENKO, Tambov State University nameв after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of International Relations and Political Science Department, e-mail: nikonenko2000@mail.ru

Different spheres of activity of political parties within the limits of selective process are regulated by norms of various levels - from the Constitution of Russian Federation to charters of parties. The author of article addresses to the maintenance of the legislation on elections of deputies of the State Duma to understand the mechanism and conditions of participation in these elections of political parties.

Key words: Constitution; political party; elections; legislation; federal law, State Duma.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.