К ВОПРОСУ О ЗАДАЧАХ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Е.А. СУМИНА,
адъюнкт Академии управления МВД России
Аннотация. В статье анализируются задачи органов внутренних дел как одного из основных звеньев правоохранительной системы Российской Федерации. Формулируется перечень задач, решение которых, по мнению автора, должно способствовать реформированию системы органов внутренних дел.
Ключевые слова: задачи органов внутренних дел, реформирование правоохранительных органов.
The Summary. this article examines the problem of the internal affairs objectives, as one of the key elements of law enforcement agencies in the Russian Federation. The author formulates a list of objectives of the internal affairs which, in the opinion of the author, should help to reform the system of the internal affairs.
Key words: the objectives of the internal affairs, reforming of the law enforcement.
В последние десятилетия в Российской Федерации последовательно проводятся крупномасштабные реформы в политической, экономической, социальной, административной сферах, направленные на создание целостной системы эффективного государственного управления страной.
При этом все перечисленные реформы — не российское изобретение. В конце ХХ — начале XXI в. таких государствах как Великобритания, Германия, Канада, США, Франция, Япония и др. происходили и происходят аналогичные изменения, основными движущими мотивами которых выступали потребности решить одну или несколько комплексных задач:
повышение эффективности системы государственных органов;
Ф превращение государства в ответственного работодателя, способного привлечь достаточное количество служащих необходимой квалификации и обеспечить контроль издержек на их содержание; Ф повышение доверия к государству со стороны населения и частного сектора1.
Из всего множества задач, стоящих перед российской государственностью, основным направлением деятельности выступает проведение реформирования органов внутренних дел как одного из основных звеньев правоохранительной системы в Российской Федерации.
В России внимательно изучается зарубежный и отечественный опыт, свидетельствующий о зависимости результатов правоохранительной деятельности от взаимоотношений между милицией и населением. Недоверие населения снижает результативность ра-
боты милиции, не способствует реализации ее главного предназначения.
В своем выступлении на расширенной Коллегии МВД России от 17 февраля 2006 г. Президент Российской Федерации указал на необходимость коренного улучшения деятельности органов внутренних дел в интересах развития гражданского, демократического общества, укрепления правопорядка, законности и в целом государственности, поставил задачи вернуть доверие граждан к сотрудникам органов внутренних дел, рационально использовать кадровый ресурс, улучшить социально-правовой статус сотрудников органов внутренних дел. Проведение такой крупномасштабной реформы органов внутренних дел невозможно без определения цели, задач, этапов этой реформы, а также выделения соответствующих финансовых средств2.
Результаты опроса общественного мнения свидетельствуют о преобладании негативного отношения населения к милиции, росте неудовлетворенности деятельностью органов внутренних дел, укоренению мнения о неспособности милиции оказать реальную помощь гражданам, попавшим в беду. И тем не менее в ряде регионов страны, в частности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, проведенные опросы общественного мнения населения о деятельности органов внутренних дел за 2007 г. свидетельствуют о том, что «в основном население позитивно относится к органам внутренних дел и рассчитывает именно на их помощь в случае возникновения непосредственной угрозы жизни, здоровью и благополу-чию»3. Такая тенденция имела место в 2008 г. и в ряде других регионов Российской Федерации.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. говорится: «Основу нашей политики должна составлять идеология, в центре которой — человек как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности, жизненный успех, самостоятельность и защита государства его интересов, прав, свобод; этим должны заниматься в первую очередь правоохранительные органы. Сейчас уже вносятся изменения в законы, регулирующие деятельность сотрудников таможни, органов внутренних дел, прокуратуры, федеральной службы безопасности, судей. Крайне важно серьезно повысить требовательность и ответственность этих органов перед народом, вернуть уровень доверия в обществе»4.
Цель реформирования системы органов внутренних дел — приведение содержания и качества их деятельности в соответствие с ее правоохранительным назначением, удовлетворение потребностей общества. Провозглашение и стремление к ценностям правового государства предполагают не только изменение представлений о назначении правоохранительной деятельности органов внутренних дел, их социальной миссии, но и пересмотр взглядов на роль организационно-управленческих механизмов в обеспечении этих изменений в практическом плане.
Нынешняя система управления органами внутренних дел с точки зрения ее организации сохраняет многие черты, доставшиеся по наследству, сложившиеся в предшествующие исторические периоды. Однако большая часть изменений обусловлена необходимостью поддержания ее жизнеспособности в новых условиях, внесение определенных коррективов, нацеленных на решение главной задачи — движение к такой организации системы управления, которая соответствовала бы назначению правоохранительной деятельности, ожиданиям главного ее «потребителя» — общества и его граждан.
Нельзя сказать, что в органах внутренних дел ничего не делается, чтобы изменить данную ситуацию к лучшему. В последние годы в рамках проводимой в стране административной реформы предпринят ряд шагов, направленных на повышение эффективности системы МВД России. Однако пока большинство мер были ориентированы на изменения в структуре и функциях центрального аппарата МВД России и прямо подчиненных им подразделений. Однако этого мало5.
Очевидно, что реформирование системы органов внутренних дел не может быть сведено к одним реорганизациям бюрократических по форме и традициям организационных структур. Без качественного изменения всей институциональной внутрисистемной среды, включая, в том числе, механизмы оценки, ориентированные на новые ценности и принципы взаимоотношений с внешней средой, сами по себе
структурные преобразования неспособны принести ощутимых результатов.
Реформирование системы органов внутренних дел должно представлять собой последовательно, гармонично, логически выстроенную цепь задач, тесно увязанных со стратегическим курсом страны, направленным на укрепление институтов правового государства и гражданского общества, ориентированных на защиту прав и свобод человека, способных противостоять криминальным угрозам обществу и государству.
Для решения данной стратегической цели, на наш взгляд, необходимо:
# создать нормативную базу правоохранительной службы для органов внутренних дел в соответствии со сложившимися общественными отношениями и социально-экономическими условиями, для чего провести инвентаризацию нормативно-правовых актов на предмет их соответствия потребностям реформы, с подготовкой новых нормативно-правовых актов;
обеспечить внедрение механизмов прозрачности и эффективного взаимодействия органов внутренних дел с другими структурами гражданского общества, где важнейшее место в решении этой задачи отводится привлечению и участию граждан и их организаций в деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями;
сформировать новую систему мониторинга результатов деятельности органов внутренних дел с оценкой хода реформы, что в значительной степени будет отражать и формировать отношение населения к деятельности органов внутренних дел на различных уровнях;
# обеспечить эффективное взаимодействие Центрального аппарата МВД России с МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ МВД России по вопросам проведения реформы;
обеспечить внедрение в деятельность органов внутренних дел современных методов и механизмов управления с учетом отечественного и зарубежного опыта;
добиться ресурсного обеспечения органов внутренних дел, что позволит обеспечить последовательное повышение благосостояния сотрудников, их социальную защиту в соответствии с социально-экономическими реалиями;
создать действенный механизм по комплектованию и продвижению по службе, где особое место отвести духовно-нравственным, моральным, деловым, профессиональным, личностным качествам, состоянию здоровья, физическому развитию сотрудников органов внутренних дел;
сформировать необходимый кадровый и информационный потенциал реформы для органов внутренних дел;
разработать адекватную систему служебной карьеры, для чего создать и внедрить особый механизм назначения на вышестоящие должности на всех уровнях служебной карьеры из кадрового резерва на конкурсной основе;
® разработать и внедрить порядок правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, так как выполнение ими должностных обязанностей связано с риском для жизни как самих сотрудников, так и членов их семей; ® разработать и внедрить действенную систему повышения профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел;
® разработать и внедрить программу поэтапного реального реформирования правоохранительной службы для органов внутренних дел.
Реализация перечисленных задач, стоящих перед органами внутренних дел и в целом перед государством, позволит коренным образом улучшить деятельность органов внутренних дел, укрепить законность, правопорядок, вернуть доверие граждан к со-
труднику милиции, поднять престиж высокого звания сотрудника органов внутренних дел.
1 См.: Лобанов В.В. Административные реформы: вызов и решение: Тематический сборник статей. Вып. 10. — М., 2000. С. 12.
2 Путин В.В. Необходим системный подход // Щит и меч. 2008. № 8 (1024).
3 См.: Обзор результатов изучения общественного мнения населения о деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 2007 г.; утвержденны приказом ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 7 августа 2007 г. № 1152.
4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. - 2008. — № 229 (4786).
5 См.: Кононов ^.^.Совершенствование организации деятельности городских, районных органов внутренних дел — ведущая задача МВД России // Труды Академии управления МВД России. № 4. — М., 2007. С 53.
ПРОБЛЕМЫ СОПОСТАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ, УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ И УГОЛОВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Н.В. ТИТОВА,
соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России
Аннотация. Рассматривая соотношение оперативно-розыскных, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных правоотношений, автор предлагает выразить их через философские категории «форма» и «содержание». На основании этого сделан вывод о том, что таким содержанием будет уголовно-правовое отношение, а формами — оперативно-розыскное и уголовно-процессуальное правоотношение. При этом уголовно-процессуальное правоотношение служит формой уголовного правоотношения в тех случаях, когда его средствами достигается реализация уголовной ответственности.
Ключевые слова: оперативно-розыскные правоотношения, уголовно-правовые правоотношения, уголовно-процессуальные правоотношения, форма, содержание, уголовная ответственность.
THE PROBLEMS OF COMPARISON OF OPERATIVE DETECTIVE ACTIVITY, CRIMINAL PROCEDURE AND CRIMINAL LEGAL RELATIONS
N.V. TITOVA,
an applicant of the operative and detective activity department of law enforcwement agencies
of the Moscow University of Ministry of the Interior of Russia.
The Summary. Considering the correlation between operative detective legal relations and criminal procedure legal relations the author uses the philosophical categories «the form» and «the substance». The conclusion has been made that by «the substance» criminal procedure legal relations is meant; and by the «forms» operative detective legal relations and criminal procedure legal relations are meant. The author also marks that criminal procedure legal relations are the forms of criminal legal relations only in cases when they contribute to relation of criminal responsibility.
Key words: operative detective legal relations; criminal legal relations, criminal procedure legal relations; form; substance; criminal responsibility.