УДК 351.745.5.072:343.235
В. Ю. Ларин
*
Уголовно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел
В статье проведен анализ норм УК РФ, касающихся сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрено содержание уголовно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел (элементы уголовно-правовой охраны и уголовноправового воздействия). Обращается внимание на несоблюдение баланса между уголовно-правовой охраной и воздействием на них.
The article carries out the analysis of standards of the criminal code of Russian Federation concerning the personnel of Internal Affairs Agency. It considers the maintenance of criminal legal status of the personnel of Internal Affairs Agency (elements of criminal legal protection and criminal and legal influence). The attention to noncompliance with balance between protection and impact on them is paid.
Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, преступление, статус, охрана, воздействие, полиция, уголовная ответственность, отягчающее обстоятельство.
Key words: the personnel of Internal Affairs Agency, a crime, the status, protection, the influence, police, criminal liability, the aggravating circumstance.
Конституционный приоритет личности, ее прав и свобод в системе общественных отношений находит свое выражение в нормах всех отраслей права, в том числе уголовного, основной задачей которого является охрана прав и свобод человека и гражданина. В ряде случаев определенные свойства личности обусловливают особое уголовно-правовое регулирование отношений, в которые данное лицо вступает. В частности, так происходит с сотрудниками органов внутренних дел, место которых в системе уголовно-правового регулирования определяется спецификой их статуса и поэтому нуждается в научном анализе, что особенно актуально в свете проводимой реформы МВД России.
* © Ларин В. Ю., 2015
206
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудником органов внутренних дел является гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава1. Смысл такого определения не отражает функциональной специфики сотрудников органов внутренних дел, что не позволяет его использовать для уяснения содержания уголовно-правовых особенностей их статуса. Поэтому необходимо проанализировать ряд иных нормативно-правовых актов, определяющих полномочия органов внутренних дел. Так, согласно п. 3 положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в числе основных задач МВД России указано обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод россиян, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности. Тем же положением (п. 6, 12) определено, что МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками, а также закреплен открытый перечень осуществляемых МВД полномочий, включающий более 60 видов, наиболее значимыми из которых являются: разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах; организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений и др. Им также определено, что органы внутренних дел входят в единую централи-
1 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. [Электрон. ресурс] // КонсультантПлюс (дата обр.: 01.03.2015 г.)
207
зованную систему МВД России и включают в себя полицию2. Для реализации возложенных задач, полиция наделена различными полномочиями, в том числе связанными с ограничением прав иных лиц (например, производство задержания, личного досмотра, доступ к персональным данным, применение оружия и специальных средств и др.)3. Анализ изложенных положений позволяет констатировать, что органы внутренних дел призваны осуществлять специальные задачи и функции, для чего их сотрудникам предоставляются широкие властные полномочия. При этом ни один иной орган исполнительной власти сегодня не обладает сопоставимой по объему и значимости компетенцией.
Из системного толкования норм, закрепляющих полномочия полиции во взаимосвязи с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, следует, что наиболее значимые для защиты личности, общества и государства полномочия МВД осуществляются именно сотрудниками полиции. Исследование приведенных норм приводит, на первый взгляд, к выводу о том, что из всех сотрудников органов внутренних дел особым статусом обладают именно сотрудники полиции. Однако довольно часто к выполнению возложенных на полицию обязанностей привлекаются иные сотрудники органов внутренних дел (например, внутренней службы и юстиции), а в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О полиции» в этом случае на них распространяются обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции. Кроме того, согласно ст. 28 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» каждый сотрудник органов внутренних дел при поступлении на службу принимает присягу и дает клятву уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, быть мужественными, честными и бдительными, не щадить своих сил в борьбе с преступностью, достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на них обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, хранить государственную и служебную тайну. Поэтому, в силу возможности наделения специальными
2 Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 [Электрон. ресурс] // КонсультантПлюс (дата обр.: 01.03.2015 г.).
3 О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ [Электрон. ресурс] // КонсультантПлюс (дата обр.: 01.03.2015 г.).
208
функциями полиции всех сотрудников органов внутренних дел, выделение сотрудников полиции среди иных сотрудников органов внутренних дел представляется нецелесообразным.
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что сотрудники органов внутренних дел обладают специальными, присущими только им правами и обязанностями, которые отличают их от иных лиц, в том числе от других государственных служащих, сотрудников других правоохранительных органов и иных представителей власти.
Особенности сотрудников органов внутренних дел как участников уголовно-правовых отношений следуют из их общеправового статуса, основную роль в котором играют выполняемые ими специфические задачи и расширенные властные полномочия. Возложенные на них функции требуют обеспечения повышения охраны данных лиц, а наличие широких властных полномочий, в том числе по применению мер принуждения, ставит задачу введения усиленного режима уголовной ответственности для недопущения злоупотреблений этими полномочиями.
Действующее уголовное законодательство определяет сотрудника органов внутренних дел как специального субъекта преступления, устанавливая уголовную ответственность за неисполнение приказа (ст. 286.1 УК РФ) и предусматривая специальный вид отягчающего наказание обстоятельства - совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел (п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ). Введение этих норм в уголовный закон состоялось относительно недавно, но сразу вызвало критику со стороны научного сообщества4. Большинство справедливых замечаний касается несоответствия п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ конституционному принципу равенства перед законом и судом, поскольку сотрудники иных правоохранительных органов (например, ФСБ, ФСИН, прокуратуры) остаются в привилегированном положении по отношению к сотрудникам органов внутренних дел. При этом критиками не отрицается сама идея установления специального отягчающего обстоятельства при совершении сотрудни-
4 См.: Гладких В.И. Парадоксы современного законотворчества: критические заметки на полях Уголовного кодекса // Рос. следователь. 2012. № 11. С. 15-18; Гукасян А.А. Уголовная ответственность за убийства, связанные с совершением других преступлений, предусмотренных в качестве его квалифицирующих признаков, в условиях изменяющегося законодательства // Рос. следователь. 2012. № 12. С. 22-24; Медведев С.С., Лысенко А.В. Проблемные моменты статьи 286.1 УК РФ и обстоятельства, отягчающего наказание, - п. «о» ч. 1 ст.63 УК РФ // О-во и право. 2010. № 5. С. 90-93; Чучаев А.Л. Сотрудник органа внутренних дел - особый субъект уголовно-правовых отношений? // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы Восьмой Междунар. науч.-практ. конф. 27-28 янв. 2011 г. М.: Проспект, 2011. С. 57-60.
209
ком органа внутренних дел умышленного преступления, что также подчеркивает специфику уголовно-правового положения последних.
Вышеуказанными нормами участие сотрудников органов внутренних дел в уголовно-правовых отношениях не исчерпывается. Как верно отмечено Е.Р. Абызовой, «правовой статус сотрудников органов внутренних дел - это комплексная категория, аккумулирующая одновременно признаки нескольких видов специальных статусов: государственных служащих, должностных лиц, представителей власти»5. Поэтому в уголовно-правовых отношениях они участвуют во всех этих статусах, причем как в качестве потерпевших, так и в качестве лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния.
Проведенный нами анализ уголовных дел с участием сотрудников органов внутренних дел за 2009-2014 гг. по различным регионам России показал, что чаще всего ими совершаются должностные преступления (превышение должностных полномочий, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки), мошенничество, умышленное причинение вреда здоровью личности. Гораздо реже - иные насильственные и корыстно-насильственные преступления против личности, преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, а также иные виды преступлений. При этом должностные преступления занимают основное место в структуре совершаемых ими преступлений, поскольку напрямую связаны с наделением сотрудников органов внутренних дел специальными полномочиями. В то же время любое совершаемое таким сотрудником преступление имеет повышенную общественную опасность, определяемую вышеуказанной спецификой его субъекта, а также несет за собой иные последствия в виде подрыва доверия общества к системе МВД в целом.
Рассматривая сотрудников органов внутренних дел в качестве лиц, совершивших преступление, следует подчеркнуть, что к ним применим ряд общих уголовно-правовых норм, касающихся возможности применения специфических обстоятельств, отягчающих наказание (п. «н», «о», ч. 1 ст. 63 УК РФ), связанных с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишение специального, воинского, почетного звания, классного чина и государственных наград. Важным компонентом уголовно-правового воздействия на сотрудников органов внутренних дел являются последствия, связанные с фактом привлечения к уголовной
5 Абызова Е.Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел (общетеоретические аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 18.
210
ответственности и выражающиеся в невозможности прохождения службы в органах внутренних дел. Таким образом, действующее российское уголовное законодательство предусматривает широкий спектр уголовноправового воздействия на исследуемую категорию лиц, который направлен, с одной стороны, на недопущение использования ими предоставленных специальных полномочий в не предусмотренных законом целях и, как следствие, на предупреждение совершения ими преступлений, а с другой -на изменение общественного мнения и повышение уровня доверия к ним.
В качестве специального потерпевшего сотрудники органов внутренних дел не упоминаются в УК РФ ни в одном составе преступлений, но как сотрудники правоохранительных органов, представители власти, лица, выполняющие определенные процессуальные функции (следователь, лицо, производящее дознание) или осуществляющие служебную деятельность, они могут выступать потерпевшими в составах, предусмотренных ст. 317 -320, 294 - 296, 298.1, п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Уголовно-правовая охрана сотрудников органов внутренних дел осуществляется также нормами Общей части российского уголовного закона. В частности, на это направлены обстоятельства, исключающие преступность деяния, например, в случае причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, или исполнении приказа или распоряжения. Как видно, объем уголовноправовой охраны сотрудников органов внутренних дел значительно уже объема уголовно-правового воздействия на них.
Выделяя в отдельную уголовно-правовую категорию сотрудников органов внутренних дел, следует в первую очередь исходить из их компетенции, а также из их роли на современном этапе и отношения государства и общества к ним. «Уникальность МВД среди прочих органов государственной власти, - как верно отмечено С.С. Киселевым, - состоит в том, что органы правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами и именно сотрудники органов внутренних дел с учетом их широкого круга властных полномочий сталкиваются с постоянным противодействи-ем»6. Специфическое правовое положение сотрудников органов внутренних дел отмечает также Конституционный суд РФ, указывая, что на них «возложена исключительная по своему объему и характеру - даже в сравнении с сотрудниками иных правоохранительных органов - ответственность по защите жизни и здоровья граждан, противодействию
6 Киселев С.С. Проблемы уголовно-правовой охраны чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел // Вестн. Омск. ун-та. Сер. Право. 2012. № 3 (32). С. 238.
211
преступности и охране общественного порядка»7. Указанное подчеркивает специфику правового положения сотрудников органов внутренних дел.
Современный уголовно-правовой статус исследуемой категории лиц имеет глубокие исторические корни. Так, в период действия Русской Правды специальной уголовно-правовой охране подлежали дружинники и служащие князя. Указанная тенденция особого правового положения лиц, выполняющих правоохранительные функции, сохранилась в период действия Псковской судной грамоты конца XIV в., Соборного уложения 1649 г., Воинских артикулах Петра Великого 1715 г., Уложениях о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уголовном уложении 1903 г., а также в советский период8. УК РСФСР 1960 г. предусматривал уголовную ответственность за сопротивление работнику милиции или народному дружиннику (ст. 191.1 УК РСФСР), за посягательство на их жизнь (ст. 191.2 УК РСФСР), за оскорбление работника милиции (ст. 192.1 УК РСФСР)9. Таким образом, имеющийся в настоящее время в отечественном уголовном праве специфический статус сотрудников органов внутренних дел формировался в течение длительного времени, основываясь на выполняемых данными лицами функциях.
Сравнительный анализ уголовного законодательства зарубежных стран показывает, что сотрудники правоохранительных органов, в том числе полиция, находятся под дополнительной уголовно-правовой охраной. Примечательно, что для зарубежного законодательства использование термина «сотрудник органа внутренних дел» не характерно, и как правило, употребляются понятия «представитель власти» или «сотрудник полиции». Например, ст. 125.7 УК штата Нью-Йорк устанавливает повышенную уголовную ответственность за посягательство на жизнь и здоровье сотрудника полиции10 11; параграф 113 УК Германии содержит норму, криминализирующую противодействие должностному лицу, который назначен исполнять законы, правовые предписания11; в Англии убийство сотрудника полиции
7 По запросу Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого Автономного округа о проверке конституционности пункта «о» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации [Электрон. ресурс]: определение Конституционного суда Российской Федерации от 8 дек. 2011 г. № 1623-О-О // КонсультантПлюс (дата обр.: 01.02.2015).
8 См.: А.В. Шрамченко. Уголовно-правовая защита сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 11-12.
9 Уголовный кодекс РСФСР (ред. от 30.07.1996 г.) [Электрон. ресурс] // КонсультантПлюс (дата обр.: 01.02.2015).
10 НикифоровА.С. Ответственность за убийство в современном уголовном праве. М., 2000. С. 47.
11 Уголовный кодекс ФРГ. М., 2001. С. 132.
212
наказывается пожизненным лишением свободы12; ст. 350 УК Республики Молдова предусмотрена ответственность за посягательство на жизнь сотрудника полиции или иного работника органов внутренних дел13; ст. 362 УК Республики Беларусь предусматривает ответственность за убийство работника милиции14. Изложенное свидетельствует о солидарности российского и зарубежных законодателей в вопросе выделения специального уголовно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел, а отличия в их наименовании не имеют существенного значения и объясняются внутренними особенностями правовых систем конкретных государств.
В настоящее время в России продолжается начатый несколько лет назад процесс реформирования органов внутренних дел15, цель которого -повышение эффективности их деятельности, в том числе в борьбе с преступностью. Изменения невозможны без трансформации общественного мнения, повышения доверия к сотрудникам органов внутренних дел со стороны граждан, а для этого необходимо установление специальных уголовно-правовых гарантий их правомерной деятельности. Поэтому в условиях проводимой реформы Министерства внутренних дел России на современном этапе выделение сотрудников органов внутренних дел как участников уголовно-правовых отношений является необходимым и целесообразным для достижения целей проводимых преобразований.
Механизм государственного регулирования положения сотрудников органов внутренних дел как участников уголовных правоотношений должен строиться на принципе соразмерного соотношения усиления их охраны и повышения ответственности за совершение преступлений. Соблюдение данного принципа призвано обеспечить эффективную деятельность сотрудников органов внутренних дел, с одной стороны, и не допустить чрезмерного уголовно-правового воздействия на них, с другой стороны. Следует также исходить из того, что п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным
12 Уголовное право зарубежных государств: учеб. пособие / под ред. И.Д. Козочкина. М., 2004. С. 12.
13 Уголовный кодекс Республики Молдова. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 323.
14 Уголовный кодекс Республики Беларусь. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 397.
15 См. например: Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации [Электрон. ресурс] // М-во внутр. дел Российской Федерации: [сайт]. [2015]. URL: http://mvd.ru/mvd/sovorg/Rasshirennaja_rabochaja_gruppa_po_dalnej (дата обр.: 01.02.2015).
213
законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства. Все это говорит о том, что соблюдение баланса уголовноправовой охраны и уголовно-правового воздействия применительно к сотрудникам органов внутренних дел является залогом эффективности их деятельности. Однако, как было подчеркнуто, этот баланс не соблюден, что ставит задачу повышения их уголовно-правовой охраны.
В теории права совокупность прав и обязанностей участников правоотношений принято называть правовым статусом16. Сотрудники органов внутренних дел обладают указанными составляющими правового статуса, характерными только для них. Следовательно, они имеют индивидуальный правовой статус. Применительно к уголовно-правовым отношениям данный статус трансформируется в отраслевой.
Раскрывая понятие и содержание уголовно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел, необходимо учитывать два критерия специфики исследуемой категории лиц: формальный - прохождение службы в соответствующих государственных органах и материальный - возложение на них специальных задач и функций, а также наделение расширенными властными полномочиями, которые обусловливают особую уголовно-правовую охрану и уголовно-правовое воздействие в отношении данной категории лиц. При этом формальный критерий целесообразно использовать при формулировании определения уголовно-правового статуса СОВД, а материальный - для раскрытия его содержания.
Таким образом, уголовно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел - это установленная уголовным законом совокупность прав и обязанностей лица, взявшего на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. В содержание уголовно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел входят элементы их уголовно-правовой охраны (право на исключение преступности деяния в специальных случаях; право на повышенную защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и деловой репутации), а также элементы уголовно-правового воздействия на них, включающие обязанность нести повышенную уголовную ответственность в случае совершения умышленного преступления, либо вследствие ненад-
16 См.: Перевалов В.Д. Теория государства и права: учеб. М.: Юрайт-Издат. 2008. С. 204; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юрист, 2005. С. 186.
214
лежащего исполнения своих полномочий; обязанность понести в связи с этим наказание, а также иные негативные последствия привлечения к уголовной ответственности.
Список литературы
1. Абызова Е.Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел (общетеоретические аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 25 с.
2. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 [Электрон. ресурс] // КонсультантПлюс (дата обр.: 01.03.2015 г.).
3. Гладких В.И. Парадоксы современного законотворчества: критические заметки на полях Уголовного кодекса // Рос. следователь. - 2012. - № 11. - С. 15-18.
4. Гукасян А.А. Уголовная ответственность за убийства, связанные с совершением других преступлений, предусмотренных в качестве его квалифицирующих признаков, в условиях изменяющегося законодательства // Рос. следователь.
- 2012. - № 12. - С. 22-24.
5. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации [Электрон. ресурс] // М-во внутр. дел Российской Федерации: [сайт]. [2015]. - URL: http://mvd.ru/mvd/sovorg/Rasshirennaja_rabochaja_ gruppa_po_dalnej (дата обр.: 01.02.2015).
6. Киселев С.С. Проблемы уголовно-правовой охраны чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел // Вестн. Омск. ун-та. Сер. Право. - 2012. -№ 3 (32). - С. 238-243.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2005. - 504 с.
8. Медведев С.С., Лысенко А.В. Проблемные моменты статьи 286.1 УК РФ и обстоятельства, отягчающего наказание, п. «о» ч. 1 ст.63 УК РФ // О-во и право.
- 2010. - № 5. - С. 90-93.
9. Никифоров А.С. Ответственность за убийство в современном уголовном праве. - М.: ЮрИнфоР, 2000. - 60 с.
10. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. [Электрон. ресурс] // КонсультантПлюс (дата обр.: 01.03.2015).
11. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ [Электрон. ресурс] // КонсультантПлюс (дата обр.: 01.03.2015).
12. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учеб. - М.: Юрайт-Издат. -2008. - 365 с.
13. Уголовный кодекс РСФСР (ред. от 30.07.1996 г.) [Электрон. ресурс] // КонсультантПлюс (дата обр.: 01.02.2015).
14. Уголовное право зарубежных государств: учеб. пособие / под ред. И.Д. Козочкина. - М., 2004. - 528 с.
215