Научная статья на тему 'К вопросу о юридической природе внутреннего права международных организаций'

К вопросу о юридической природе внутреннего права международных организаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
177
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Султанов И. Р.

Среди представителей юридической и политической науки сегодня, почти никто не отрицает наличие в числе международных организаций группы межгосударственных объединений, являющихся более интегрированным, более продвинутым правовым институтом [1, 2]. Действительно, есть небольшая группа международных организаций, которая признается более интегрированной, чем остальные. Она отличается от своей (родовой) категории прежде всего видовыми признаками. «Интеграционная организация» – видовое понятие от международных межправительственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о юридической природе внутреннего права международных организаций»

К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ВНУТРЕННЕГО ПРАВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© Султанов И.Р.*

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, г. Уфа

Среди представителей юридической и политической науки сегодня, почти никто не отрицает наличие в числе международных организаций группы межгосударственных объединений, являющихся более интег-рированным, более продвинутым правовым институтом [1, 2]. Действительно, есть небольшая группа международных организаций, которая признается более интегрированной, чем остальные. Она отличается от своей (родовой) категории прежде всего видовыми признаками. «Интеграционная организация» - видовое понятие от международных межправительственных организаций.

К их числу нельзя отнести международные неправительственные организации. Их учредителями являются неправительственные, т.е. частные структуры, функционирующие по правилам внутреннего законодательства. Такие организации не обладают компетенцией, достаточной для того, чтобы координировать и регулировать интеграционные процессы. Интеграционные же структуры способны широко влиять на законодательство своих участников [3]. Неправительственные же сообщества узко специализированны и как частные трансграничные структуры, не в состоянии оказывать на системы права государств сколько-нибудь заметного влияния.

Международные интеграционные объединения в юридической классификации можно было бы с полным правом именовать «международными межправительственными интеграционными организациями», вместо выделяемой многими авторами группы так называемых наднациональных организаций или организаций с наднациональными признаками. Они не вышли из рамок и принадлежат к общему родовому понятию «международных организаций».

Мы уже говорили выше, что межгосударственные интеграционные объединения и их специфические особенности в указанных областях требуют сегодня особого внимания. Международные организации вообще и как институциональная основа современных интеграционных процессов изучены недостаточно. Об этом говорят многие специалисты, изучающие эту проблематику [4].

* Доцент кафедры Теории и истории государства и права, кандидат политических наук, доцент.

Президент России Д.А. Медведев, неоднократно, в своих выступлениях давал современную оценку их роли в мировых процессах. Часто в его выступлениях даются достаточно скептические отзывы об усилиях и роли международных организаций в разрешении проблем текущего экономического кризиса. В своём выступлении на международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность» 14 сентября 2009 г. он по существу дал импульс к её переосмыслению, сказав, что «мировой экономический кризис опроверг довольно модные в конце прошлого века рассуждения о снижении роли национальных государств в глобальную эпоху. И ведь не транснациональные компании, не международные организации взяли на себя ответственность за судьбы миллионов людей в мире. Антикризисные программы, стабилизационные меры, социальная защита граждан осуществляются правительствами, осуществляются самими государствами и способствуют нормализации уже, в свою очередь, глобальной экономики» [5].

Таким образом, сразу заметим, что как минимум, не следует преувеличивать роль международных организаций в международных вопросах. Международные организации интеграционного типа не исключение. К оценкам их реальных возможностей следует подходить сбалансировано -на основе практики.

Попытки выявить и дать цельное комплексное представление об отличительных атрибутах этой группы международных организаций, а также дать их теоретическое и правовое понятие имели место в большом количестве [3, 6, 7]. Определить место той группы международных организаций, в которых достигнута более высокая степень сближения, чем в большинстве других межправительственных организаций, имелись неоднократно. Однако, представляется, что почти все они, как правило, уходили в плоскость представлений о наднациональности и наднациональных организаций и по этой причине не дали их объективного понятия.

Есть необходимость на наш взгляд, в исследовании и выявлении общих закономерностей интеграционных объединений, в части объема их правоспособности, возможностей их влияния на международные отношения и в особенности правил международной торговли, формирование новых правовых форм и методов регулирования, сближение международного и национального права, влияние на внутренние правопорядки и сближение национальных правовых систем государств, расширение числа субъектов, правомочных участвовать в международных (трансграничных) экономических отношениях и продвижении в международные правоотношения норм и принципов ГАТТ/ ВТО, которые, заметим, еще далеко не везде утвердились.

Что движет интеграционными объединениями, каков «добавочный эффект» от таких организаций в продвижении либеральных экономиче-

ских ценностей послевоенных десятилетий. В чем их отличие от типичных межгосударственных международных организаций. Каковы преимущественные сферы их деятельности, как они внутренне организованы, каков объем их правосубъектности, как они влияют на внутреннюю жизнь государств сообщества и на внешнюю. В чем видятся их закономерности.

Эти аспекты не только составляют основные элементы теории права интеграционных объединений и, естественно, международных организаций. Они имеют и совершенно реальную практическую отдачу. Их раскрытие дает нам представление о том, а что, собственно, дают нам эти интеграционные организации, каков их вклад в теорию международных межправительственных организаций и практику международных, главным образом, экономических, отношений. Следовательно, выявленные общие черты этих - международных организаций в стадии интеграции позволяют предвидеть и перспективы, и тенденции дальнейшего развития международных правоотношений в целом.

Однако, как мы сказали, в ущерб объективным критериям в них на первый план выдвигается довольно умозрительный критерий субординации во внутренних взаимоотношениях, предполагающее статусное верховенство созданных межгосударственных структур. А те атрибуты, которые, на наш взгляд, действительно объективно отличают небольшую группу интеграционных объединений от традиционных международных межправительственных организаций, остаются практически не озвучены. К ним, как мы упоминали ранее, на наш взгляд, относятся:

1. объем экономического сотрудничества;

2. интенсивность правовой деятельности;

3. степень унификации, как национальных законодательств, так и международных соглашений, достигнутая с их помощью;

4. влияние на внутригосударственные экономические и политические сектора;

5. вовлечение в число субъектов интеграционной деятельности юридических и даже физических лиц.

Другой вопрос - сколько таких отличительных признаков должно быть, чтобы причислять объединение к интеграционным. Добавим, что если посмотреть с точки зрения целей, то в зависимости от того, какая цель заложена в основу объединения, находится и степень ее интегрированности. Так, если речь идет о политической интеграции, то, оглядываясь на опыт Евросоюза, СНГ, ЕВРАЗЭС или НАФТА, такая интеграция, например, не выходит за рамки типичного межгосударственного сотрудничества и не имеет перспективы развития в новое политическое образование. Как мы отмечали ранее, получение из совокупности национальных суверенитетов нового единого «союзного» суверенитета без ликвидации самих государств-членов невозможно. Государства, как показывает практика того же ЕС, могут пойти на

передачу самых широких своих полномочий, кроме суверенных. К ним относятся, как известно, внешнеполитические полномочия, бюджет и оборона.

Но если в основу интеграции закладывается не политическое, а экономическое сближение, то в этой области уже можно достичь весьма неплохих интеграционных результатов. Например, в сфере таможенных отношений. Многие из них действительно создавались на основе таможенного союза, либо зоны свободной торговли. Например, НАФТА и ЕС или ЕврАзЭС и СНГ. Интеграция в единое таможенное пространство возможна и здесь и притом в самые выгодные и экономически полезные союзы. Примером являются таможенные союзы. Один из последних, например, -это единый таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Этот таможенный союз, предполагается, начнет работу уже с 1 января 2010 г. А до конца 2010 г. по заявлению вице-премьера РФ Игоря Шувалова должен быть даже принят Единый таможенный кодекс. Это означает, что основа для интеграции выбрана верно. Интересно при этом изучить позицию Кыргызстана, как наиболее перспективного союзника этого альянса [8]. В результате, мы видим вполне реальные шаги по интеграции указанных стран и их экономик [9].

Под понятием «наднациональность» другими авторами понимается «предоставление межправительственной организации ее учредителями права обсуждать какие-либо вопросы, которые обычно государства считают относящимися к своей компетенции и принимать по ним решения обязательного характера без согласия заинтересованной стороны или сторон» [10]. При этом происходит медленный процесс перерастания межгосударственных отношений во внутригосударственные.

Список литературы:

1. Малкина, И.Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.

2. Урсин Д.А. Международные неправительственные организации и прогрессивное развитие международного права: дисс. ... канд. юрид. наук. - М.,. 2000.

3. Шибаева Е.А., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. - М., 1988. - С. 47-49.

4. Подшибякин С. А. Правовой статус международных неправительственных организаций: дисс. ... канд. юрид. наук. - М.,. 2004.

5. Президент Российской Федерации. Выступление на международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность» (14 сентября 2009 г., г. Ярославль) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kremlin.ru/transcripts/ 5469.

6. Brown S.J., The project of a permanent court of international justice resolutions of the advisory committee of jurists. - 1992.

7. Camilleri J., Falk J. The end of Sovereignty? The politics of a shrinking and fragmenting world. - Aldershot: UK, 1992.

8. Чиналиев В.У Актуальные проблемы участия стран СНГ в международных экономических организациях и интеграционных группировках (на примере Кыргызской Республики): дисс. ... на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М., 2001.

9. Таможенный союз не повредит вступлению России в ВТО [Электронный ресурс] // Правда.Ру. - 22.05.09. - Режим доступа: www.news.ma-il.ru/ politics/2604403/.

10. Валеев P.M. Международное публичное право: курс лекций. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - С. 11.

АКТУАЛЬНОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ И ЕГО ЗАЩИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Ткаченко Ю.С.*

Академия управления МВД России, г. Москва

Статья посвящена обоснованию необходимости исследования конституционного права человека и гражданина на пользование культурными ценностями в Российской Федерации, формированию предмета и методов исследования данной проблемы.

В последние десятилетия в России происходят общественно-политические, экономические и социально-культурные преобразования. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. ценностью российского народа президент признал привязанность к родному краю, единство разнообразных культур, привязанность к нашей великой культуре. Конституция 1993 г. определила основные принципы государственной культурной политики. Среди них основополагающими являются конституционные гарантии свободы литературно-художественного, научного и иных видов творчества и преподавания, а также право каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. В связи с этим большое научное и практическое значение приобретает изучение конституционных прав и свобод человека и гражданина: а именно право на пользование культурными ценностями и их защита.

* Адъюнкт кафедры Государственно-правовых дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.