Научная статья на тему 'К вопросу о языке специальности на начальном этапе обучения иностранных граждан'

К вопросу о языке специальности на начальном этапе обучения иностранных граждан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева И.В., Литвинова М.П., Нечаева Т.В.

Цель статьи рассмотреть некоторые методические приёмы обучения научному стилю речи иностранных граждан подготовительного отделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубева И.В., Литвинова М.П., Нечаева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о языке специальности на начальном этапе обучения иностранных граждан»

также пример семьи и педагогов. При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования культуры здоровья у младших школьников.

Список литературы:

1. Богинич О.Л. Суть здоровьесберегающей среды в жизнедеятельности детей школьного возраста / О.Л. Богинич // Вестник Прикарпатского университета. Педагогика. Выпуск XVII -XVIII. - Ивано-Франковск: ПНУ им. В. Стефаныка, 2008. - С. 191-199.

2. Иванова Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников: автореф. дис. канд. пед наук. -Самара, 2000. - 23 с.

3. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова. - СПб.: Кара, 2006. - 176 с.

4. Подгорная О.Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01 / О.Е. Подгорная - Тирасполь, 2005. - 211 с.

5. Разумов А.Н. Здоровье здорового человека / А.Н. Разумов. - М.: Медицина, 1996. - 413 с.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. - М.: Управление ГОУ 2003. - 272 с.

7. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебн. пособие / под ред. Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.

К ВОПРОСУ О ЯЗЫКЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

© Голубева И.В.*, Литвинова М.П.*, Нечаева Т.В.*

Академия строительства и архитектуры Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Цель статьи - рассмотреть некоторые методические приёмы обучения научному стилю речи иностранных граждан подготовительного отделения.

* Старший преподаватель кафедры Языковой подготовки и специальных дисциплин.

* Старший преподаватель кафедры Языковой подготовки и специальных дисциплин. " Старший преподаватель кафедры Языковой подготовки и специальных дисциплин.

Ключевые слова: язык специальности, научный стиль речи, профессионально ориентированная и коммуникативная направленность обучения, профессиональная компетенция.

Основой для обучения речевой культуре современных специалистов естественного и технического профилей служит язык науки. Язык специальности - часть общеязыковой системы: «Языки для специальных целей - языковые подсистемы, сложившиеся исторически на основе естественного языка и служащие средством специальной коммуникации в сфере науки и техники» [7, с. 167]. Специальные языки различных отраслей человеческий деятельности фиксируются в текстах, которые являются отражением процессов коммуникации в научных, производственно-технических сферах, отнесенных к числу специальных. Тесты научного стиля имеют огромный обучающий потенциал. С одной стороны, они приучают к краткости, точности и логичности изложения мысли, так как «язык специальных текстов строго нормирован, стандартизован, точен, ясен и лаконичен в изложении мыслей, терминов, широко использует абстрактную лексику, употребляет слова в их конкретном значении, безличен и характеризуется завершенностью высказываний» [5, с. 158]. А с другой стороны, к определенным правилам оформления мысли, связанным с организацией текста, цитированием, конспектированием.

Целью организации учебного процесса сегодня является оптимальное соотношение профессионально ориентированной и коммуникативной направленности обучения. Обучиться языку специальности - значит научиться слушать, понимать и записывать лекции, читать программную, а также специальную и научную литературу, воспроизводить информацию прослушанных и прочитанных текстов. И преподавание русского языка на подготовительном отделении должно быть ориентировано на формирование у иностранных граждан как коммуникативной, так и профессиональной компетенции. Вниманию обучающихся предлагаются адаптированные и специально составленные тексты на определенную лексическую тематику. Организация материала должна преследовать две основные цели: обучение навыкам и умениям, необходимым для слушания и конспектирования текста, и обучения ориентации в структуре текста. С целью активизации мыслительной деятельности обучающихся целесообразно использовать творческие задания, проблемные вопросы, так как «развитие умений слушания, конспектирования лекций и их восстановления по сделанной записи эффективно осуществляются лишь в процессе творческой мыслительной деятельности учащихся» [3, с. 32]. Опираясь на вышеизложенное, авторы статьи пришли к выводу о необходимости использования специальных пособий по обучению конспектированию лекций на материале текстов общенаучного содержания для иностранных граждан подготовительного отделения. Важной особенностью таких пособий является их ориентированность на изучение, расширение и закрепление правил русской грамматики, а также выра-

ботку и активизацию первичных навыков общения с учетом выхода в профессиональную языковую среду. В дальнейшем, когда навыки аудирования и письма достигнут уровня речевых автоматизмов, данные пособия могут служить хорошими помощниками при конспектировании и воспроизведении обучающимися материала лекций по специальности.

Авторы статьи разработали цикл заданий, рассчитанный на весь период обучения научной речи. Его временные параметры охватывают период с ноября по июнь, внутри которого выделяются три этапа, характеризующиеся своей частной целью, учебным материалом, приёмами и методами работы, направленными на достижение конечной цели - обучение языку специальности. Основой каждого урока является адаптированный текст по определенной специальности (математика, физика, химия). Работа над текстом построена с учётом лексико-грамматического материала основного языкового курса. При чтении обучающимся предлагается выделить основную информацию и отличить её от дополнительной. Как правило, при чтении специальных текстов предусматривается изучающее чтение, которое предполагает полное и точное понимание содержания текста. Этот вид чтения формирует умение проводить структурно-грамматический анализ, что способствует целостному восприятию профильных текстов. Микротексты, предлагаемые авторами статьи, ориентированы на ознакомительное чтение, которое предполагает понимание общего содержания. В результате формируется умение концентрироваться на основном содержании и свободно ориентироваться в тексте. Задания содержат следующие параметры: словарь основных терминов, грамматических конструкций; основной текст, микротекст; задания, направленные на поиск информации в тексте; лексико-грамматические упражнения, направленные на закрепление прочитанной информации; составление плана, пересказ текста по плану. Для достижения поставленной цели: извлечение из текста информации с разной степенью полноты понимания, целесообразно использовать систему предтекстовых и после-текстовых заданий. Предтекстовые задания ориентированы на семантиза-цию новой лексики, на снятие фонетических, грамматических трудностей, а также на ознакомление с синтаксическими конструкциями научного стиля речи. Например: заполнить пропуски, образовать отглагольные существительные, трансформировать именные словосочетания в глагольные, задания на глагольное управление, упражнения на замену причастного оборота предложением со словом «который» и другие задания. При ознакомлении с новой специальной лексикой вводятся и отрабатываются грамматические модели (что - это что, что является чем, что состоит из чего, что обозначает что и т.д.). Тренировка грамматических конструкций формирует навык их использования, так как является коммуникативно мотивированной. После-текстовые задания направлены на закрепление новой лексики и её активизацию, а также на обучение умению выделять главную информацию в тек-

сте, умению передать содержание в устной и письменной форме, т.е. направлены на контроль понимания прочитанного. Например: найти в тексте окончания фраз; найти в тексте информацию, где говориться о...; используя текст, восстановить предложения; вставить пропущенные слова и словосочетания; составить предложение, используя данные слова, и т.п. Подобные специальные унифицированные задания ориентируют обучающихся на анализ текстовых образцов, на последовательную отработку необходимых для формирования навыков и умений письменной речи таких операций как:

- семантизация лексики, определение её значения по словообразовательным моделям, расширяющим семантическое пространство;

- смысловой анализ текста, поисковая работа;

- наблюдение и анализ общей структуры текста и абзаца;

- восстановление информационного содержания по опорам или плану;

- интерпретация информативного материала;

- комбинирование информативного материала.

Практика показывает, что у обучающихся часто возникают трудности в понимании текста из-за неумения догадаться о значении синтаксической конструкции по знакомым словам, или о значении нового термина, данного в знакомой синтаксической конструкции. В этих случаях очень важна языковая догадка. Не следует отсылать обучающихся к словарю и спешить толковать новый термин. Можно предложить догадаться о значении нового слова по составляющим его компонентам. Знакомая синтаксическая структура поможет понять значение нового термина.

Иностранных граждан следует учить не только выразить мысль своими словами, но и сделать это как это можно короче, т.е. учить их компрессии выражения. С первых занятий по научному стилю речи преподаватели должны использовать сокращенную запись хорошо известных слов, пользоваться научными символами.

Особое внимание уделяется письменному восстановлению текста по информационным опорам. Этот вид работы не получил достаточного распространения в практике обучения РКИ. По мнению авторов, данный вид работы необходим для эффективного формирования продуктивных навыков письменной речи. Восстановлению текста по опорам предшествует цикл подготовительных заданий, ставящий своей целью усвоение лексико -грамматического учебного материала и обучение построению высказывания. Здесь обучающимся предлагается познакомиться с планом и информационными опорами, которые служат стимулом для построения собственного сообщения в письменной форме и нацеливают на общее представление и понимание его содержания. Этот вид работы предполагает выражение пишущим своего мнения о полученной информации. Заключительным этапом работы является обучение составлению плана и конспекта на материале прочитанного учащимися текста. Обучение конспектированию целесообразно начинать с

выделения смысловых частей текста и слов-информаторов в каждой части. Затем обучающиеся, используя слова-информаторы, формулируют пункты плана в форме вопросительных или назывных предложений. Обучение написанию конспекта включает подготовительные лексико-грамматические задания и задания на выражение собственного мнения о прочитанном.

Таким образом у обучающихся формируются знания в области будущей специальности в достаточном объёме. Работа с предложенными пособиями по научному стилю речи подготовит иностранных граждан к чтению специальной технической литературы, к восприятию лекционного материала и его записи.

Список литературы:

1. Клобуков Л.П. Обучение языку специальности. - М.: МГУ 1987. - 80 с.

2. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения: методическое пособие. - М.: Рус. яз., 1976. - 200 с.

3. Митрофанова О.Д. Структура научного текста. - М., 1984. - 64 с.

4. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. - М.: Рус.яз., 1988. - 176 с.

5. Пристайко Т.С. Предметно-понятийная основа сочетаемости номинативных единиц в специальном тексте // Вестник Днепропетровского ун-та. Языкознание / Под ред. проф. Л.П. Столярова. - Дн-ск: изд-во ДНУ, 1999. -Вып. 4. - С. 113-158.

6. Пугачев И.А. Пишем изложение, составляем конспект. - М.: Рус.яз., 2003. - 167 с.

7. Столярова Л.П., Пристайко Т.С., Попко Л.П. Базовый словарь лингвистических терминов. - К., 2003. - 197 с.

РОЛЬ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

© Муравецкая Н.В.*

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 30 VIII вида,

г. Белгород

Статья посвящена проблемам социализации и профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и поиску новых эффективных методов работы с ними на уроках технологии, повышению эффективности коррекционного обучения.

* Учитель технологии, Почетный работник общего образования Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.