Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ И ЯЗЫКОВЫМИ СТРУКТУРАМИ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ)'

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ И ЯЗЫКОВЫМИ СТРУКТУРАМИ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивная лингвистика / категоризация / психологическая структура / языковая структура / междисциплинарный подход / перцепция / cognitive linguistics / categorization / psychological structure / linguistic structure / interdisciplinary approach / perception.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ивашкевич Ирина Николаевна

В рамках настоящей статьи рассматриваются вопросы взаимосвязи между психологическими и языковыми структурами. Автор применяет междисциплинарный подход к анализу этого взаимодействия, опираясь на современные тенденции развития когнитивной лингвистики. Когнитивный подход к языку демонстрирует особую значимость конвергенции когнитивных исследований с эмпирическими данными и методологическими и мировоззренческими основами смежных наук когнитивного цикла. При этом на передний план выдвигаются ряд аспектов, тесным образом связанных с изучением корреляций между языком, сознанием и действительностью. Когнитивная лингвистика обладает собственными теоретическими установками и разветвленным понятийным аппаратом. В то же время опора на данные смежных наук дает возможность увидеть за разрозненными фактами важные закономерности и констатировать ведущую роль зрительных признаков в процессах категоризации и дифференциации предметов и явлений окружающего мира. Автор подчеркивает, что соотнесение языковых фактов с их когнитивными аналогами позволяет системно описать перцептивные характеристики предметов, процессов или явлений, некоторый опыт чувственного познания мира и закономерности его фиксации в семантике языковых форм. Опора на когнитивные аспекты восприятия и детальное рассмотрение его перцептивных модусов, позволяет сделать вывод о том, что именно в языке, в значении языковых единиц находят отражение процессы познания человеком окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOLOGICAL AND LANGUAGE STRUCTURES (INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE PROBLEM)

Under this article the issues of correlation between psychological and language structures are examined. The author applies an interdisciplinary approach to the analysis of this interaction, based on modern trends in the development of cognitive linguistics. The cognitive approach to language demonstrates the particular importance of the convergence of cognitive research with empirical data and the methodological and philosophical foundations of the related sciences of the cognitive cycle. A number of aspects that are closely related to the study of correlations between language, consciousness and reality are highlighted. Cognitive linguistics has its own theoretical framework and complicated conceptual system. At the same time reliance on data from related sciences makes it possible to see important regularities behind disparate facts and to state the leading role of visual features in the processes of categorization and differentiation of objects and phenomena of the surrounding world. The author emphasizes that the correlation of language facts with their cognitive analogs provides systematic analysis of the perceptual characteristics of objects, processes or phenomena, some experience of sensory cognition of the world and the patterns of its fixation in the meaning of language forms. The reliance on the cognitive aspects of perception and a detailed examination of its perceptual modes leads to the conclusion that in language, in the meaning of language units the processes of human cognition of the surrounding world are reflected.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ И ЯЗЫКОВЫМИ СТРУКТУРАМИ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ)»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 81'23 UDC 81 '23

DOI: 10.24412/2713-0231-2021-1-33-40

Ивашкевич Ирина Николаевна

Кандидат филологических наук, доцент, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. К. Маркса, д. 31, тел.: +7 9024755439, e-mail: zhurnal@pspu.ru

Ivashkevich Irina Nikolaevna

Ph.D. (Philology), Belarusian State University, Minsk, Belarus

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ И ЯЗЫКОВЫМИ СТРУКТУРАМИ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ)

TO THE QUESTION OF RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOLOGICAL AND LANGUAGE STRUCTURES (INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE PROBLEM)

Аннотация

В рамках настоящей статьи рассматриваются вопросы взаимосвязи между психологическими и языковыми структурами. Автор применяет междисциплинарный подход к анализу этого взаимодействия, опираясь на современные тенденции развития когнитивной лингвистики. Когнитивный подход к языку демонстрирует особую значимость конвергенции когнитивных исследований с эмпирическими данными и методологическими и мировоззренческими основами смежных наук когнитивного цикла. При этом на передний план выдвигаются ряд аспектов, тесным образом связанных с изучением корреляций между языком, сознанием и действительностью. Когнитивная лингвистика обладает собственными теоретическими установками и разветвленным понятийным аппаратом. В то же время опора на данные смежных наук дает возможность увидеть за разрозненными фактами важные закономерности и констатировать ведущую роль зрительных признаков в процессах категоризации и дифференциации предметов и явлений окружающего мира. Автор подчеркивает, что соотнесение языковых фактов с их когнитивными аналогами позволяет системно описать перцептивные характеристики предметов, процессов или явлений, некоторый опыт чувственного познания мира и закономерности его фиксации в семантике языковых форм. Опора на когнитивные аспекты восприятия и детальное рассмотрение его перцептивных модусов, позволяет сделать вывод о том, что именно в языке, в значении языковых единиц находят отражение процессы познания человеком окружающего мира.

Abstract

Under this article the issues of correlation between psychological and language structures are examined. The author applies an interdisciplinary approach to the analysis of this interaction, based on modern trends in the development of cognitive linguistics. The cognitive approach to language demonstrates the particular importance of the convergence of cognitive research with empirical data and the methodological and philosophical foundations of the related sciences of the cognitive cycle. A number of aspects that are closely related to the study of correlations between language, consciousness and reality are highlighted. Cognitive linguistics has its own theoretical framework and complicated conceptual system. At the same time reliance on data from related sciences makes it possible to see important regularities behind disparate facts and to state the leading role of visual features in the processes of categorization and differentiation of objects and phenomena of the surrounding world. The author emphasizes that the correlation of language facts with their cognitive analogs provides systematic analysis of the perceptual characteristics of objects, processes or phenomena, some experience of sensory cognition of the world and the patterns of its fixation in the meaning of language forms. The reliance on the cognitive aspects of perception and a detailed examination of its perceptual modes leads to the conclusion that in language, in the meaning of language units the processes of human cognition of the surrounding world are reflected.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, категоризация, психологическая структура, языковая структура, междисциплинарный подход, перцепция.

Keywords: cognitive linguistics, categorization, psychological structure, linguistic structure, interdisciplinary approach, perception.

Введение

Отличительной чертой когнитивной науки на современном этапе ее развития является стремление создать единую междисциплинарную исследовательскую программу, направленную на изучение сознания и интеллекта человека, и установление структур знания, которыми оперирует человек в своей профессиональной и повседневной деятельности. Достижение современного познания состоит, по мнению ученых, в утверждении коммуникационного подхода и выявлении фундаментальной важности факта производства и потребления знания для понимания самых разнообразных явлений. Это и «когнитивная теория биологической эволюции, и когнитивная психология (как индивидуальная, так и социальная), и когнитивная наука в целом (включающая, наряду с психологией, определенные разделы лингвистики, логики, философии, математики)» [Лекторский 2006: 6]. В центре внимания наук когнитивного цикла находятся сегодня разнообразные проблемы, связанные с репрезентацией знаний, моделированием как познавательным механизмом, исследованием информационных процессов, изучением метафоры и др.

Особая роль в этих процессах отводится когнитивной лингвистике, (составляющей, по оценке специалистов, вместе с когнитивной психологией и когнитивной социологией ядро когнитивной науки), которая участвует в познании человеческого разума и интеллекта, немыслимых без языка и языковой способности как способности к порождению и восприятию речи. Уже это значит, как отмечает Е. С. Кубрякова, что без когнитивизма (в разных его вер-

сиях и проявлениях) и без когнитивной лингвистики, сегодня не может быть ответа на вопрос о том, как в принципе организовано сознание человека, как человек познает мир, каким он его видит и осмысляет и какие сведения становятся знаниями и формируют основы разнообразных наук [Кубрякова 2004: 34]. По Н. Н. Болдыреву, когнитивная лингвистика на современном этапе ее развития объединяет несколько различных подходов, различающихся своей методологией и конкретными направлениями исследования. Среди основных выделяются подходы, основанные на изучении опыта познания реальной действительности и внутреннего мира человека, процессов концептуализации и категоризации, подходы, базирующиеся на изучении специфики процессов восприятия и передачи с помощью языковых средств той или иной информации, определенных структур знания и т. д. [Болдырев 1998: 3].

Основная часть

Когнитивный подход к языку, который демонстрирует особую значимость конвергенции когнитивных исследований с эмпирическими данными и методологическими и мировоззренческими основами смежных наук когнитивного цикла, выдвинул на передний план ряд узловых проблем, связанных с изучением сложнейших корреляций между языком, сознанием и действительностью во всех аспектах их существования и проявления. Именно когнитивной лингвистике, которая обладает сегодня собственными теоретическими установками и разветвленным понятийным аппаратом, предстоит решение этих важнейших проблем, поскольку «язык представляет собой самую существенную часть человеческого сознания — его общей когнитивной системы: мозга, разума, интеллекта. Познание ментальных процессов и всей ментальной организации без теории языка и теории языковой способности, как теории овладения языком, просто нереально» [Кубрякова 2004: 47].

Такие глобальные задачи закономерно требуют гармонизации методов когнитивной лингвистики с данными смежных наук: когнитивной психологии, эпистемологии, социологии, нейронауки, теории искусственного интеллекта, биологии, семиотики, психологии, психолингвистики и т. д. Цель этого междисциплинарного взаимодействия — глубокое изучения языкового материала на широком фоне эмпирических данных этих наук. В отличие от остальных дисциплин когнитивного цикла, как пишет В. З. Демьянков, в когнитивной лингвистике рассматриваются когнитивные структуры и процессы, свойственные человеку как homo loquens: системное описание и объяснение механизмов человеческого усвоения языка и принципы структурирования этих механизмов. Центральная задача когнитивной лингвистики состоит в описании и объяснении языковой способности и знаний языка как внутренней когнитивной структуры и динамики говорящего и рассматривается как система переработки информации, состоящая из конечного числа самостоятельных модулей и соотносящая языковую информацию на различных уровнях [Демьянков 1994: 23]. С точки зрения Т. В. Черниговской, человеческий язык — не просто одна из высших психических функций, а совершенно особая, видоспецифичная вычислительная способность мозга, не только дающая возможность строить и организовывать чрезвычайно сложные коммуникационные сигналы, но обеспечивать мышление — формирование концептов и гипотез о характере, структуре и законах мира, способность, обеспечивающая функционирование знаковой системы высокого ранга и символическое поведение [Черниговская 2006: 84].

В настоящее время на стыке определенных парадигм научного знания появились многочисленные когнитивно-ориентированные исследования, посвященные комплексному описанию строения и функционирования в языке концептуальных категорий, имеющих перцептивную природу. В этих работах на материале разных языков сделана попытка исследования общих принципов преломления и отображения в языке широких внелингвистических систем — модусов перцепции (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). В этой связи учет эмпирических данных смежных наук в целом и когнитивной психологии в частности, поможет, с нашей точки зрения, в решении важнейшей проблемы, связанной с отражением результатов чувственного познания в значении языковых единиц. Именно данная проблема - определение природы значения, как одна из главных задач когнитивной лингвистики, становится точкой соприкосновения наук когнитивного цикла.

Отметим, что проблема семантики прослеживается с глубокой древности, когда сущность языка рассматривалась в плане общей теории познания мира. Созданное античной философией учение о логосе, в котором объединились категории бытия, мышления и языка, сохранило свое влияние на последующие лингвистические исследования в течение многих столетий. В интерпретации Т. В. Цивьян, человека всегда интересовала проблема отношений языка и мира, языка и мышления. Комплекс язык — мышление — мир как объект изучения появился в древности с того момента, когда становится возможным говорить о начатках лингвистических учений, но столь же животрепещущим он остается и сейчас с вовлечением новых аспектов и новых ракурсов. Ученый подчеркивает, что лингвистика вошла в «контекст смежных наук» (философия, логика, социальная антропология, этнология, математика, психология, нейрофизиология и т. п.). Смежными они стали потому, что оказались втянутыми в некую общую орбиту. Но что же является центром, определяющим движение по этой орбите, не Слово ли? [Цивьян 2006: 26]. Соглашаясь с мнением ученого, добавим, что изучение содержательной стороны языковых форм, в семантике которых отражается информация о протекании мыслительных познавательных процессов и явлений, является приоритетным направлением когнитивной лингвистики на современном этапе ее развития. Основной упор в рамках данной научной парадигмы делается на анализ з н а н и я, заключенного в значении языковых форм, в которых фиксируется перцептивный опыт человека.

В большинстве представленных сегодня когнитивных концепций о языке, по оценке исследователей, постулируется исключительная роль чувственного восприятия мира для всего строения языка. Больше всего об этих отношениях было сказано британскими эмпириками, которые утверждали, что перцепция (восприятие) - это единственный источник надежной информации о мире. Общеизвестно, что проблема чувственного отражения в структуре познания имеет многовековую историю. Еще древнегреческие философы размышляли о познаваемости мира. Первому из древнегреческих философов - Аристотелю - принадлежит знаменитый постулат о том, что все знания ведут свое начало от чувственных знаний. В дальнейшем положение о выводимости знаний их опыта, приобретаемого благодаря чувственному восприятию, становится плодотворным направлением философии и психологии. Несмотря на качественное различие, чувственное и рациональное познание, по мнению ученых, вместе обеспечивают единство человеческого познания. Два уровня познания взаимосвязаны и взаимообусловлены. С. Л. Рубинштейн предостерегал от обособления и противопоставления чувственного и рационального, трактуя их как составляющие единого процесса,

развивающегося по бесконечной спирали переходов от чувственного к абстрактному и от абстрактного к чувственному. Ученому принадлежит глубокая мысль о том «никакое отвлеченное познание невозможно в отрыве от чувственного <...>. Во всякое понятийное обобщение, как правило, включена чувственная генерализация» [Рубинштейн 1997].

Непосредственная связь сознания человека с окружающим миром дана в ощущениях как «атомарных единицах опыта». Б. Г. Ананьев определяет ощущение как функцию определенного анализатора, филогенетически сформировавшегося как сложное приспособление мозга и отражение определенного вещества и определенной формы движения материи [Ананьев 1960: 23]. Принято различать четыре аспекта сенсорного отражения: качество (модальность или субмодальность), интенсивность, пространственная и временная структура (Е. Боринг, Г. Хензел, Б. Г. Ананьев). Соответственно, в психологических исследованиях ощущений и восприятий вычленяются отдельные направления, изучающие субъективное отражение различных признаков объекта в рамках следующих четырех аспектов. В зрении - восприятие цвета, яркости, размера, глубины, формы, движения, скорости; в слухе - восприятие громкости, высоты удаленности звука; в кожной чувствительности - восприятие тактильных стимулов, давления, температуры, боли (с градациями интенсивности). Подобные признаки объекта Стивенс и рассматривает как стимульные континуумы (которым в субъективном опыте соответствуют сенсорные континуумы), подразделяя их по принципу «качественности» и «количественности» [Скотникова1992: 40-46].

В философском энциклопедическом словаре восприятие определяется как целостное отражение предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. Восприятие - это одновременно и сложная перцептивная деятельность, посредством которой разум человека соотносит свои ощущения с тем, что обнаруживает в окружающем его мире, и когнитивный процесс, поскольку восприятие связано с мышлением, с ментальными репрезентациями, со знанием и способом его получения. Данный термин равно относится как к отдельным сенсорным актам, так и к процессам интеграции и синтеза полученных чувственных данных, как к способностям человека выделять в действительности признаки, качества, стороны разных объектов и процессов, так и формировать их целостный образ, а также и к способностям членить, дискретизировать и структурировать сенсорные данные - весь поток обрушивающейся на человека информации и воспринимаемой им как множество разных материальных сигналов и стимулов [Краткий словарь когнитивных терминов 1996: 19]. Следовательно, восприятие, исходя и данных ученых, представляет собой результат упорядочения различных ощущений и превращение их в факт знания о предметах и событиях объективного мира, т. е. их категоризацию.

Решающий шаг в преодолении «рецепторной» теории восприятия был сделан выдающимися психологами (Леонтьев А. Н., Запорожец А. А., Зинченко В. П., Венгер Л. А. и др.), которые, исходя из методологии диалектического материализма и сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, рассматривают восприятие не как пассивное созерцание действительности, а как активный творческий процесс познания, как непрерывный процесс извлечения информации из внешнего мира. Признание восприятия сложной познавательной деятельностью, опирающейся на известные вспомогательные средства и протекающие при ближайшем участии языка, в корне меняет классические представления о восприятии как о непосредственно протекающем процессе, в основе которого лежат относительно простые естественнонаучные законы [Лурия 1974: 4].

В своей известной работе «Язык и восприятие» G. A. Miller and P. N. Johnson-Laird постулируют, что нужна психологическая теория, которая бы объясняла, как восприятие соотносится с физическими стимулами с одной стороны, а с другой, пояснять, как перцептивный опыт соотносится или вытекает из непосредственных сенсорных результатов физической стимуляции, как организм конструирует стабильный мир вещественных объектов из потока стимулов, попадающих на поверхность рецепторов. Ученые пишут о том, что необходимо охарактеризовать содержимое перцептивного мира в такой степени, чтобы мы могли использовать его для описания других психологических феноменов. С точки зрения исследователей, это очень важно для обсуждения отношений между перцепцией и языком, поскольку необходимо для описания удержания мира перцептивного опыта (In order to relate perception and language, it is necessary to describe the contents of the world of perceptual experience). Отметим еще один важный постулат ученых: чтобы исследовать перцептивные основания лингвистической коммуникации, необходимо разработать некоторые способы для характеристики того, что воспринимается, а не просто как это воспринимается. Вопрос состоит в следующем: как должны описываться объекты и ситуации, о которых говорят люди, с точки зрения перцепции [Miller and P.N. Johnson-Laird 1976: 9-11]. Данные вопросы коррелируют с проблемой связи опыта со знанием, в частности — с чувственным постижением мира, с наблюдениями, получаемыми в процессе жизни в повседневном бытии людей [Современный философский словарь 2004: 491].

Исследуя перцептивные признаки (размер, форма, цвет, тактильность, звук, вкус, запах) в семантике английских имен существительных мы попытались осветить следующую проблему: какие признаки вещей и явлений окружающей действительности и в силу каких причин приобретают роль семантических компонентов и являются необходимыми и достаточными для описания семантики языковых единиц. В ходе проведенного исследования сделан вывод о том, что все перцептивные признаки находят отражение и фиксацию в семантике английских имен, следовательно, предстают перед нами как результат тщательной обработки сознанием сенсорного опыта человека. Ведущим типом перцептивной информации, фиксируемой в семантике английских языковых единиц, являются зрительно воспринимаемые признаки (размер и форма), что может быть объяснено экстралингвистическими факторами: большинство предметов и явлений окружающего мира обладают размером, формой и не всегда несут в себе информацию о звуке, вкусе или запахе. Разработка перцептивных парадигм позволила системно представить всю ту сенсорную информацию, которую человек получает через каналы восприятия, обрабатывает в сознании, хранит и использует в дальнейшем в качестве перцептивных характеристик отражаемого в сознании предмета или явления. Одной из главных когнитивных характеристик английских предметных имен, является, с нашей точки зрения, перцептивная «насыщенность» в их семантике (hill 'an area of land that is higher than the land around it, but not as high as a mountain', (depression ' a part of a surface that is lower than the parts around it') [Ивашкевич 2003]. Значение в свете проведенного исследования предстает как сложный и многогранный феномен, как своего рода совокупность знаний о мире, являющихся результатом различных видов человеческой деятельности. Семантика слова, с нашей точки зрения, может быть представлена в виде когнитивной модели или структуры некоторого ограниченного знания, неких «квантов знания», состоящей из определенного набора характеристик и фиксирующей перцептивную информацию, полученную в ходе предметно-познавательной деятельности человека.

Заключение

Опора на данные смежных наук дает возможность увидеть за разрозненными фактами некоторые важные закономерности и констатировать ведущую роль зрительных признаков в процессах категоризации и дифференциации предметов и явлений окружающего мира. Постоянное соотнесение языковых фактов с их когнитивными аналогами позволило системно описать перцептивные характеристики предметов, процессов или явлений, некоторый опыт чувственного познания мира и закономерности его фиксации в семантике языковых форм. Опора на когнитивные аспекты восприятия и детальное рассмотрение его перцептивных модусов, позволяет сделать вывод о том, что именно в языке, в значении языковых единиц находят отражение процессы познания человеком окружающего мира.

Список литературы

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1960. 487 с.

Болдырев Н. Н. От редактора // Материалы Первой международной школы-семинара по когнитивной лингвистике (26-30 мая 1998 г.): в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. C. 3-6.

Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 17-33.

Ивашкевич И. Н. Перцептивные признаки как семантические компоненты лексического значения (на материале имен существительных современного английского языка): дис. ... к. филол. н. Минск, 2003. 20 с.

Краткий словарь когнитивных терминов / отв. ред. Е. С. Кубрякова. М.: Филол. ф-т МГУ, 1996. 245 с.

Кубрякова Е. С., Александрова О. В. О контурах новой парадигмы знания в лингвистике // Семантика и структура художественного текста. Доклады VII Международной конференции МГУ. М.: Спортакадемпресс, 1999. С. 186-197.

Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знания о языке: Части речи когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 555 с.

Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. Изд. 2-е, стер. М.: Эдитори-ал УРСС, 2006. 256 с.

Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. М.: Наука, 1974. URL: https://dopoln.ru/istoriya/191794/index.html (дата обращения: 24.10.2020)

Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики психологии. М.: Наука, 1997. 463 с.

Скотникова И. Г. Психофизические характеристики сенсорных признаков в связи с различными типами физических свойств объектов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 40-46.

Современный философский словарь / под общей ред. В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Акад. Проспект, 2004. 864 с.

Цивьян Т. В. Модели мира и ее лингвистические основы. Изд. 3-е, испр. М.: КомКнига, 2006.

280 с.

Черниговская Т. В. Зеркальный мозг, концепты и язык: цена антропогенеза // Филологический журнал им. И. М. Сеченова. 2006. Т. 92. № 1. С. 84-99.

Miller G. A., Johnson-Laird P. N. Language and perception. Cambridge: Harvard University Press, 1976. 760 c.

References

Anan'ev B. G. Psikhologiia chuvstvennogo poznaniia [The psychology of sensory cognition]. Moscow, Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1960. 487 s. (In Russ.)

Boldyrev N. N. Ot redaktora [From the editor]. Materialy Pervoi mezhdunarodnoi shkoly-seminara po kognitivnoi lingvistike. Ed. N. N. Boldyrev. Tambov: Izdatel'stvo TGU im. G.R. Derzhavina, 1998, part 1, pp. 3-6. (In Russ.)

Dem'iankov V. Z. Kognitivnaia lingvistika kak raznovidnost' interpretiruiushchego podkhoda [Cognitive linguistics as a kind of interpretive approach]. Linguistic issues, 1994, no. 4, pp. 17-33. (In Russ.)

Ivashkevich I. N. Pertseptivnye priznaki kak semanticheskie komponenty leksicheskogo znacheniia (na materiale imen sushchestvitel'nykh sovremennogo angliiskogo iazyka) [Perceptual signs as semantic components of lexical meaning (based on the nouns of modern English)]. Ph. D. thesis. Minsk, 2003. 20 s. (In Russ.)

Kratkii slovar' kognitivnykh terminov [A concise dictionary of cognitive terms]. Ed. E. S. Kubri-akova. Moscow, Filologicheskii fakul'tet MGU, 1996. 245 s. (In Russ.)

Kubriakova E. S., Aleksandrova O. V. O konturakh novoi paradigmy znaniia v lingvistike [On the contours of a new paradigm of knowledge in linguistics]. Semantika i struktura khudozhestvennogo teksta. Moscow, 1999, pp. 186-197. (In Russ.)

Kubriakova E. S. Iazyk i znanie: Na puti polucheniia znaniia o iazyke: Chasti rechi kognitivnoi toch-ki zreniia. Rol' iazyka v poznanii mira [Language and knowledge: towards a knowledge of language: parts of speech from a cognitive perspective. The role of language in understanding the world]. Moscow, Iazyki slavianskoi kul'tury, 2004. 555 s. (In Russ.)

Lektorskii V. A. Epistemologiia klassicheskaia i neklassicheskaia [Epistemology classical and non-classical]. Moscow, Editorial URSS, 2006. 256 s. (In Russ.)

Luriia A. R. Ob istoricheskom razvitii poznavatel'nykh protsessov. Eksperimental'no-psikhologicheskoe issledovanie [On the historical development of cognitive processes. Experimental psychological research]. Moscow, Nauka, 1974. https://dopoln.ru/istoriya/191794/index.html (accessed:: 24.10.2020) (In Russ.)

Rubinshtein S. L. Izbrannye filosofsko-psikhologicheskie trudy. Osnovy ontologii, logiki psikhologii [Selected philosophical and psychological works. Foundations of ontology, logic of psychology]. Moscow, Nauka, 1997. 463 s. (In Russ.)

Skotnikova I. G. Psikhofizicheskie kharakteristiki sensornykh priznakov v sviazi s razlichnymi tipami fizicheskikh svoistv ob"ektov [Psychophysical characteristics of sensory signs in connection with various types of physical properties of objects]. Psikhologicheskii zhurnal, 1992, vol. 13, no. 1, pp. 40-46. (In Russ.)

Sovremennyi filosofskii slovar' [Modern philosophical dictionary]. Ed. V. E. Kemerov. Moscow, Akademicheskii Prospekt, 2004, 864 p. (In Russ.)

Tsiv'ian T. V. Modeli mira i ee lingvisticheskie osnovy [Models of the world and its linguistic foundations]. Moscow, KomKniga, 2006, 280 p. (In Russ.)

Chernigovskaia T. V. Zerkal'nyi mozg, kontsepty i iazyk: tsena antropogeneza [The mirror brain, concepts and language: the cost of anthropogenesis]. Filologicheskii zhurnal im. I. M. Sechenova, 2006, vol. 92, no. 1, pp. 84-99. (In Russ.)

Miller G. A., Johnson-Laird P. N. Language and perception. Cambridge, Harvard University Press, 1976. 760 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.