AUNÍVERSUM:
№ 11 (121)_экономика 1' кэр>;спрУЛГ/1:.И'---_ноябрь, 2024 г.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
DOI - 10.32743/UniLaw.2024.121.11.18507
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ
Као Тхи Ань Сао
магистр экономического права, Академия социальных наук, Вьетнам, г. Ханой E-mail: [email protected]
Нгуен Нгок Тоан
кандидат философских наук, Академия социальных наук, Вьетнам, г. Ханой E-mail: [email protected]
ON THE RELATIONSHIP BETWEEN ECONOMIC POLICY AND SOCIAL POLICY IN THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM
Cao Thi Anh Sao
Master of Economic Law, Graduate Academy of Social Sciences, Vietnam, Hanoi city
Nguyen Ngoc Toan
PhD,
Academy of Social Sciences, Vietnam, Hanoi city
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается взаимосвязь экономической политики и социальной политики в Социалистической Республике Вьетнам (далее - СРВ). Авторы проанализировали проявления этой взаимосвязи, в том числе: экономическая политика и социальная политика - это две отдельные, но не отдельные категории, находящиеся во взаимной и единой взаимосвязи; экономическая политика и социальная политика имеют общую цель социально-экономического развития; экономический рост является основной движущей силой развития, важнейшим фактором и материальным условием решения социальных проблем; экономический рост не может решить все социальные проблемы, а также представили достижения и ограничения в реализации экономической политики в сочетании с социальной политикой. Кроме того, авторы предложили некоторые меры для эффективной реализации экономической политики в сочетании с реальностью социальной политики в СРВ в настоящее время.
ABSTRACT
The article examines the relationship between economic policy and social policy in the Socialist Republic of Vietnam (hereinafter referred to as SRV). The authors analyzed the manifestations of this relationship, including: Economic policy and social policy are two separate, but not separate categories that are in mutual and unified relationship; Economic policy and social policy have a common goal of socio-economic development; Economic growth is the main driving force of development, the most important factor and material condition for solving social problems; Economic growth cannot solve all social problems, and also presented the achievements and limitations in the implementation of economic policy in combination with social policy. In addition, the authors proposed some measures for the effective implementation of economic policy in combination with the reality of social policy in the SRV at present.
Ключевые слова: экономическая политика, социальная политика, взаимосвязь, социалистически ориентированная рыночная экономика, Вьетнам.
Keywords: economic policy, social policy, relationship, socialist-oriented market economy, Vietnam.
Библиографическое описание: Cao T.A., Nguyen N.T. К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2024. 11(121). URL:
https://7universum.com/ru/economy/archive/item/18507
Введение
Экономическое развитие является материальной основой для построения и реализации социальной политики, и наоборот, справедливый и стабильный социальный фундамент будет условием роста. По сути, инвестиции в социальную политику - это также инвестиции в будущий рост. Поэтому сочетание экономической политики с социальной политикой является важным условием роста, связанного с прогрессом и социальной справедливостью. В процессе инноваций и перехода к развитию социалистической рыночной экономики Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ) решила настойчиво связывать экономическую политику и экономическое развитие с социальной политикой, социальным развитием.
В Документах 13-го съезда КПВ добавила и стремилась к справедливости, устойчивости, гармонии, синхронизации, инклюзивности и повышению качества и эффективности социальной политики, то есть: «Достаточно осознавать и обеспечивать социалистическую ориентацию в социальной политике. Укрепить управление социальным развитием, обеспечить прогресс и социальную справедливость, устойчивость социальной политики, особенно социального обеспечения и безопасности человека и разработать комплексную систему социального обеспечения, продвигаясь к всеобщему охвату с помощью политики предотвращения, минимизации и преодоления рисков для людей, обеспечивая поддержку уязвимых групп. Реформировать многоуровневую систему социального страхования на основе принципов вклад - польза, совместное использование - устойчивость» [1].
Таким образом, в рамках данной статьи авторы сосредоточат внимание на анализе проявлений взаимосвязи экономической и социальной политики в СРВ в настоящее время.
Основная часть
1. Взаимосвязи между экономической политикой и социальной политикой в СРВ
Экономическая политика, проще говоря, представляет собой набор инструментов, которые правительство использует для влияния на экономические показатели страны. Она может включать в себя различные меры, такие как корректировки налогов, государственных расходов, валют, процентных ставок и торговли [11, 7].
В СРВ общая цель экономической политики в период 2021-2025 гг., устанавливается, что обеспечение быстрого и устойчивого экономического роста на основе повышения макроэкономической стабильности, развития науки, технологий и инноваций, максимизации потенциала и преимуществ страны; стремиться к темпам экономического роста выше средних темпов за 5 лет 2016-2020 гг., чтобы к 2025 г. стать развивающейся страной со современной промышленностью, превосходящей низкий средний уровень доходов. Повышение производительности, качества, эффективности и конкурентоспособности экономики; Синхронно внедрять решения по эффективному преодолению
последствий пандемии «Covid-19», быстрому восстановлению и развитию экономики. Решительно продвигать культурные ценности, силу вьетнамского народа и творчество каждого человека. Постепенно построить упорядоченное, дисциплинированное, безопасное, здоровое, демократическое, справедливое и цивилизованное общество; обеспечивая мирную и счастливую жизнь народа, дух повсюду «не оставляет никого позади».
В процессе национального развития мы всегда уделяем внимание обеспечению социальной безопасности и благосостояния, улучшению материальной и духовной жизни народа. Сосредоточьтесь на защите окружающей среды и эффективно реагируйте на изменение климата. Укрепление национальной обороны и безопасности; решительно и настойчиво бороться за твердую защиту независимости, суверенитета, единства, национальной территориальной целостности и поддержание мирной и стабильной среды для национального развития. Активно интегрироваться на международном уровне, повышать эффективность иностранных дел, а также положение и репутацию Вьетнама на международной арене.
Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов [3, 10]. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика»; так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.
В настоящее время в СРВ социальная политика исследуется и рассматривается на двух уровнях [4, 9]:
В узком смысле социальная политика часто понимается как применимая к группам социальных работников, называемых «субъектами политики», включая политику для людей, оказывающих достойные услуги; политика занятости; политика доходов; политика сокращения бедности по всей стране; полис социального страхования; политика оказания помощи людям, оказавшимся в особенно трудных обстоятельствах; политика по обеспечению базовых социальных услуг для людей и др., и бенефициары социальной политики, часто сосредотачивающиеся на бедных домохозяйствах, чрезвычайно трудных домо-хозяйствах, семьях этнических меньшинств, семьях с заслугами, инвалидах войны, больных солдатах и семьях с больными людьми, пострадавшими от «Агента Оранж».
В широком масштабе социальная политика включает в себя политику для всех классов людей, например, политику в отношении рабочих, фермеров, молодежи, интеллектуалов и др.
Для достижения цели социальной стабильности, создания условий для роста и развития в направлении равенства, социального прогресса, постоянного улучшения и улучшения материальной и духовной жизни и хорошей жизни. Чтобы обеспечить равенство и счастье населения, мы должны правильно признать тесную связь между экономическая политика и социальная политика, чтобы разработать руководящие принципы и способы правильного планирования и реализации этих двух типов политики [6].
Во-первых, экономическая политика и социальная политика - это две отдельные, но не отдельные категории, находящиеся во взаимной и единой взаимосвязи. Синхронизация экономической политики и социальной политики является необходимым и достаточным условием стабильности и развития каждой страны и народа. Уровень экономического развития является материальным условием успешной реализации целей социальной политики. Наоборот, стабильность, равенство и социальный прогресс, достигнутые посредством социальной политики, создают сильные стимулы для реализации экономических целей. Практика стран мира и нашей страны в последнее время показала, что если мы будем уделять внимание только реализации экономической политики, то все ради экономических целей приведет к непредсказуемым социальным последствиям. Но только уделение внимания решению социальной политики и реализации социальных целей не будет иметь ресурсов для экономического развития.
Следовательно, экономическая политика может осуществляться только синхронно, чтобы сделать людей богатыми, страну сильной, демократической, справедливой и цивилизованной.
Во-вторых, экономическая политика и социальная политика имеют общую цель социально-экономического развития каждой страны. Взаимосвязь между этими двумя типами политики, по сути, заключается в поиске социальных целей в экономической политике и понимании того, как экономические условия влияют на реализацию социальной политики. Это также взаимосвязь между экономическим ростом и целями социальной справедливости. Гармония и консенсус между экономической политикой и социальной политикой обеспечивают быстрое, сильное и устойчивое экономическое развитие, но не влияет на реализацию социальной справедливости, не приводит к значительному увеличению разрыва между богатыми и бедными между классами населения, не дестабилизирует общество, не вызывает нарушения и разрушения среды обитания, не оказывая при этом отрицательного воздействия на окружающую среду. развитие будущих поколений.
В-третьих, экономический рост является основной движущей силой развития, важнейшим фактором и материальным условием решения социальных проблем. Экономический рост оказывает двустороннее влияние на реализацию социальной политики.
С одной стороны, это меняет структуру экономики, формируя множество новых отраслей и создавая множество рабочих мест. С другой стороны, из-за применения передовых технологий и увеличения спроса на высококачественные человеческие ресурсы, если образование и обучение не смогут идти в ногу со временем, это приведет к избытку многих простых рабочих, росту безработицы, но нехватке квалифицированных рабочих. движитель. Или экономический рост следует рыночному механизму с жесткой конкуренцией, которая одновременно способствует производству и ведет к поляризации: победители с высокими прибылями разбогатеют, проигравшие станут бедными и даже обанкротятся, создавая большой разрыв в доходах между классами населения, требуя государство регулирует доходы, чтобы уменьшить социальное неравенство.
В-четвертых, экономический рост не может решить все социальные проблемы, так как влияние экономических законов, таких как закон спроса и предложения, закон конкуренции, закон прибавочной стоимости и др. Это все сделало экономическую политику неспособной сдерживать все присущие ей социальные проблемы. Поэтому, наряду с реализацией политики экономического роста, необходимо иметь отдельные социальные политики и программы для решения конкретных социальных проблем, которые возникают в определенные моменты из-за воздействия экономического роста с темной стороны рыночной экономики. Социальная политика и программы должны осуществляться одновременно или интегрироваться с экономической политикой, чтобы обеспечить синергию в целях развития. Это необходимость, которую нам необходимо соблюдать на пути к достижению целей устойчивого развития страны. Социальная политика, не учитывающая возможности экономики или не обращающая внимания на экономические выгоды, иногда может стать препятствием для экономического роста. Экономическая политика, не обращающая внимания на решение социальных проблем, не будет способствовать экономической эффективности.
Таким образом, полностью осознавая взаимосвязь между двумя типами политики, в последние годы наша партия и государство всегда уделяли внимание построению и организации гармоничного осуществления политики социального обеспечения, социального обеспечения и этнической политики, религия гармонично сочетается с политикой экономического развития. тщательно решать социальные проблемы и др. Кроме того, были эффективно реализованы многие политики в отношении пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, детей, женщин и этнических меньшинств в горных, отдаленных и отдаленных районах, устойчивого сокращения бедности и ухода за пожилыми людьми, медицинского обслуживания. В то же время создавать условия для того, чтобы люди могли активно предотвращать, минимизировать и преодолевать риски в жизни, экономике, обществе и окружающей среде.
2. Достижения в реализации экономической политики в сочетании со социальной политикой в СРВ
На всех этапах развития страны партия и государство Вьетнама всегда уделяли внимание выработке правильных точек зрения и политики, позволяющих регулировать взаимосвязь между экономическим развитием, прогрессом и социальной справедливостью. Эта идеология постепенно совершенствуется посредством съездов, выражается в партийных документах и институционализируется в государственной политике. В частности, в статье «Некоторые теоретические и практические вопросы социализма и пути к социализму во Вьетнаме» генеральный секретарь Нгуен Фу Чонг [5] четко указал: «Экономика должна быть связана с социализмом, объединяя экономическую политику с социальной политикой, экономическим ростом» в сочетании с обеспечением прогресса и социальной справедливости на каждом этапе, в каждой политике и на протяжении всего процесса развития.
Любая экономическая политика должна быть направлена на социальное развитие; Любая социальная политика должна быть направлена на создание мотивации для содействия экономическому развитию; поощрение законного богатства должно идти рука об руку с искоренением голода, устойчивым сокращением бедности и заботой о людях, имеющих достойные услуги, и о людях, находящихся в трудных обстоятельствах.
В одной из беднейших стран мира, где средний доход на душу населения составлял около 100 долл. США в 1990-е годы, к 2022 г. средний доход на душу населения достигнет почти 3 тыс. 900 долл. США, что в 39 раз выше. Жизнь людей во всех регионах, всех секторах и этнических группах рассматривается как основная предпосылка и условие обеспечения социальной безопасности, безопасности человека и человеческого развития. Социальная политика внесла важный вклад в усилия по развитию народа Вьетнама, индекс человеческого развития (ИЧР) увеличился с 0,48 в 1990 г. до 0,703 в 2021 г., поднявшись на две позиции в мировом рейтинге, заняв 115/191 место.
Международное сообщество считает Вьетнам ярким пятном в сокращении бедности: с более чем 60% населения, живущего в бедности (1990 г.) до 2022 г., уровень бедности составит лишь 2,23%, из которых уровень многомерной бедности снижается примерно на 1,2%; Доля бедных домохозяйств, принадлежащих к этническим меньшинствам, снижалась более чем на 3% в год; Доля бедных домохозяйств в бедных районах снижалась на 4-5% в год. Полис социального страхования становится основным элементом системы социального обеспечения. К концу 2022 г. число участников составит 17,5 млн, что составит 38,08% работников пожилого возраста, участвующих в социальном страховании. Число людей, участвующих в страховании по безработице, увеличится с 8,27 миллиона человек в 2012 г. до почти 14,3 миллиона человек в 2022 г., что составит 31,18% рабочей силы в этой возрастной группе.
Работа по оказанию социальной помощи людям, находящимся в чрезвычайно трудных обстоятельствах, постепенно сместилась с гуманитарной точки зрения на подход, основанный на праве людей на благосостояние. Политика социальной помощи охватывает большинство целевых групп всех возрастов, что составляет 3,5% населения, и 100% получателей социальной защиты имеют право на получение регулярных ежемесячных социальных пособий; дети защищены и о них заботятся, они полностью реализуют свои права и имеют безопасную среду обитания; лучший уход за пожилыми людьми и повышение роли пожилых людей; Люди с ограниченными возможностями получают помощь в реабилитации, профессиональной подготовке и создании рабочих мест, что способствует улучшению их жизни. Медицинское страхование произвело прорыв в показателях покрытия [2].
3. Ограничения в реализации экономической политики в сочетании со социальной политикой в СРВ
Настоящая социальная политика по-прежнему имеет некоторые недостатки и ограничения, такие как: уровень охвата полисом социального страхования по-прежнему очень низок; между столпами политики в организации-исполнителе нет взаимной поддержки и связи; разница в уровне жизни между регионами и субъектами по-прежнему велика; результаты сокращения бедности неоднородны, рецидив бедности по-прежнему высок; отсутствие связи между политиками в реализующей организации.
К концу 2003 г., уровень бедности в стране в целом составил 2,93% (на 1,1% ниже по сравнению с концом 2022 г.). Общее количество бедных домо-хозяйств составляет 815 тыс. 101 домохозяйство. По регионам, в Северных Мидлендах и горах по-прежнему наблюдается самый высокий уровень бедных домохозяйств, составляющий 11,29%. Общее количество бедных домохозяйств составляет 364 тыс. 681 домохозяйство [8].
Уровень недоедания среди детей постепенно улучшается; качество медицинских услуг не соизмеримо с размером медицинского страхования, не отвечает требованиям охраны и заботы о здоровье населения, особенно в сельской и горной местности, и первичной медико-санитарной помощи.
Качество социальных услуг по-прежнему ограничено, система предоставления социальных услуг и социальной помощи пока не отвечает предъявляемым требованиям. Система баз данных, распределение и децентрализация государственного управления в управлении и разработке социальной политики от центрального до местного уровня все еще разрознены и не синхронизированы.
Ресурсы реализации социальной политики по-прежнему зависят от государства, отсутствует экономический механизм эффективной мобилизации и распределения ресурсов для развития социальной политики и др.
4. Основные меры по сочетанию экономического роста с реализацией социальной политики в СРВ
Чтобы преодолеть ограничения и недостатки и лучше реализовать политику экономического развития в сочетании со социальной политикой в ближайшее время, необходимо сосредоточиться на эффективной реализации некоторых из следующих основных мер:
Во-первых, новаторское мышление об экономической политике в сочетании с социальной политикой. Инвестирование в реализацию целей социальной политики - это инвестирование в экономическую стабильность и развитие, при этом государственные ресурсы играют ключевую роль, наряду с важными ресурсами бизнеса и общества, играющими ключевую роль, вклад людей посредством экономической политики. Шаг за шагом необходимо исследовать макроэкономическое регулирование экономической политики, связанное с правами и обязанностями людей при реализации социальной политики, а также ответственностью правительств всех уровней в провозглашении и реализации этой социальной политики. В то же время реализация социальной политики способствует обеспечению баланса населения между регионами страны.
Во-вторых, обеспечить финансовые инструменты и механизмы поддержки для увеличения доходов бедных и обездоленных групп общества. Государство использует бюджет для поддержки бедных слоев населения, людей с ограниченными возможностями посредством социально-экономических программ, фондов субсидирования, ценовых субсидий, льготного кредитования и др. Кроме того, он также мобилизует людей для внесения средств на искоренение голода, сокращение бедности и помощь районам, пострадавшим от стихийных бедствий. Государство расширяет государственные услуги, такие как проекты общественного здравоохранения, бесплатные больницы для бедных, программы чистой воды, программы питания для бедных детей дошкольного возраста, а также уход за одинокими и бездомными пожилыми людьми, получившими титул сирот. Поскольку большинство бедного населения в развивающихся странах являются фермерами, комплексным программам развития сельских районов необходимо уделять должное внимание.
В-третьих, усилить макроэкономическое управление, обеспечить регулирование цен, контроль инфляции, соотношение спроса и предложения на рынке для стабилизации производства и уровня жизни людей с низкими доходами в обществе. Необходимо хорошо выполнять функции государственного управления ценами согласно полномочиям, гибко и эффективно использовать инструменты и меры регулирования цен согласно положениям закона о ценах для контроля и стабилизации рынка. Усилить
эффективное внедрение и надзор за декларированием цен и мерами по составлению прайс-листов, проверить факторы, формирующие цены, и проверить рынок спроса и предложения в соответствии с положениями закона; публиковать информацию о ценах. Организовать проверку и проверку соблюдения законодательства о ценах, строго бороться с нарушениями законодательства о ценах.
В-четвертых, усилить расширение и диверсификацию системы страхования, поощряя людей участвовать в социальном страховании. Рыночная экономика имеет множество рисков в сочетании со стихийными бедствиями и эпидемиями, которые влияют на производство и жизнь людей. Поэтому государству необходимо поощрять расширение и диверсификацию как государственного, так и частного страхования для стабилизации экономики и общества. Эта услуга в нашей стране еще очень слабо развита. До сих пор пилотирование сельскохозяйственного страхования идет слишком медленно.
В-пятых, продвигать административную реформу, укреплять государственный аппарат, предотвращать и строго наказывать негативные действия, особенно коррупцию, спекуляцию, контрабанду, мошенничество, взяточничество и сговор между государственными чиновниками и богатыми магнатами. В настоящее время административная реформа не отвечает предложенным требованиям, а административные процедуры по-прежнему вызывают затруднения у организаций и граждан. Бюрократия, коррупция и расточительство по-прежнему представляют собой серьезную проблему, их изощренные и сложные проявления, которые не удалось предотвратить или отразить, вызывают социальное разочарование. Таким образом, целью прорыва в совершенствовании институтов социалистической рыночной экономики является создание справедливой конкурентной среды и административная реформа.
Заключение
Таким образом, целью экономического развития является экономический рост, эффективность, увеличение валового внутреннего продукта, сильное высвобождение и постоянное развитие производственного потенциала, улучшение жизни людей. Цель решения социальных проблем включает в себя области, связанные с человеческим и социальным развитием, такие как: народонаселение и человеческие ресурсы, труд и занятость, доходы и уровень жизни, образование и здравоохранение, этика и культура, гарантии безопасности и социальной защищенности жизни личности и общества в целях стабилизации, обеспечения безопасности и осуществления социальной справедливости. Между этими двумя аспектами существует единство общей цели: все делается для людей, для людей, для социального развития и прогресса.
№ 11 (121)
UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
• 7universum.com
ноябрь, 2024 г.
Список литературы:
1. Communist Party of Vietnam. Political Report of the Central Executive Committee (12th tenure) presented at the 13th National Congress of the Party. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://tulieuvankien.dangcongsan.vn/ban-chap-hanh-trung-uong-dang/dai-hoi-dang/lan-thu-xiii/bao-cao-chinh-tri-cua-ban-chap-hanh-trung-uong-dang-khoa-xii-tai-dai-hoi-dai-bieu-toan-quoc-lan-thu-xiii-cua-3734, (дата обращения: 23.08.24).
2. Doan Ngoc Xuan (2023), The process of renewing the Party's thinking on social policy // Journal of the Central Propaganda Department. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://tuyengiao.vn/qua-trinh-doi-moi-tu-duy-cua-dang-ve-chinh-sach-xa-hoi-151034, (дата обращения: 25.07.24).
3. Haque, Mozammel. (2021). Social Policy: Concept, Goals and Influencing Factors. / [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
URL: https://www.researchgate.net/publication/355174750_Social_Policy_Concept_Goals_and_Influencing_Factors, (дата обращения: 13.09.24).
4. Ho Sy Ngoc (2024), Social policy in Vietnam, National Political Publishing House, Hanoi, 196 pages.
5. Nguyen Phu Trong (2021), Some theoretical and practical issues on socialism and the path to socialism in Vietnam // Communist Magazine. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/media-story/-/asset_publisher/V8hhp4dK31Gf/content/mot-so-van-de-ly-luan-va-thuc-tien-ve-chu-nghia-xa-hoi-va-con-duong-di-len-chu-nghia-xa-hoi-o-viet-nam, (дата обращения: 19.09.24).
6. Nguyen Van Tuan (2021), The unity between economic policy and social policy. / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://truongchinhtri.binhthuan.dcs.vn/Tin-tuc/post/210292/su-thong-nhat-giua-chinh-sach-kinh-te-va-chinh-sach-xa-hoi, (дата обращения: 15.09.24).
7. Plosila, Walter (May 2004). "State Science- and Technology-Based Economic Development Policy: History, Trends and Developments, and Future Directions". Economic Development Quarterly. 18 (2): 113-126.
8. Phuc Minh (2023), The poverty rate nationwide is 2.93%, equivalent to 815,101 poor households according to the multidimensional poverty standard // VnEconomy, Electronic magazine of the Vietnam Economic Association. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://vneconomy.vn/ty-le-ho-ngheo-trong-ca-nuoc-la-2-93-tuong-duong-815-101-ho-ngheo-theo-chuan-ngheo-da-chieu.htm, (дата обращения: 03.08.24).
9. Tuong Duy Kien (2023), Social policy in ensuring and protecting human rights, promoting progress, social justice and international integration in Vietnam // Communist Magazine. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/web/guest/chinh-tri-xay-dung-dang/-/2018/911402/chinh-sach-xa-hoi-trong-bao-dam%2C-bao-ve-quyen-con-nguoi%2C-thuc-day-tien-bo%2C-cong-bang-xa-hoi-va-hoi-nhap-quoc-te-o-viet-nam.aspx#, (дата обращения: 23.09.24).
10. Балюшина Ю.Л. Социальная политика: понятие и сущность // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 6. / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-politika-ponyatie-i-suschnost (дата обращения: 20.09.2024).
11. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Камаева. - 8-е изд., перераб. и доп.. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.