Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии Совета Европы и Республики Армения по проведению реформ в сфере организации деятельности органов местного самоуправления'

К вопросу о взаимодействии Совета Европы и Республики Армения по проведению реформ в сфере организации деятельности органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
153
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОВЕТ ЕВРОПЫ / ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОБЩИНА / INTERACTION / COUNCIL OF EUROPE / THE GOVERNMENT OF THE REPUBLIC OF ARMENIA / LOCAL SELF-GOVERNMENT SYSTEM / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Адамян Анна Анушавановна

Рассматриваются вопросы взаимодействия Совета Европы и Правительства Республики Армения в сфере организации и дальнейшего развития деятельности органов местного самоуправления, а также анализируются тенденции и перспективы устойчивого развития местного самоуправления Республики Армения в результате данного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the interaction of the Council of Europe and the Republic of Armenia on the reforms in the sphere of activity of local governments

This article is focused on the interaction of the Council of Europe and the Government of the Republic of Armenia in the sphere of organization and further development of the local government’s activity as well as current trends and prospects for sustainable development of the local government as a result of this interaction.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии Совета Европы и Республики Армения по проведению реформ в сфере организации деятельности органов местного самоуправления»

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ ЕВРОПЕЙСКИМ СУДОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 341 ББК 67.9

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОВЕТА ЕВРОПЫ И РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФОРМ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

АННА АНУШАВАНОВНА АДАМЯН,

адъюнкт 2-ого курса кафедры государственно-правовых дисциплин Академии Управления МВД России, инспектор группы общинной полиции РА, старший лейтенант полиции Республики Армения

E-mail: an.adam.86@mail.ru

Научный руководитель: доктор юридических наук, подполковник полиции Е.В. Киричек Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы взаимодействия Совета Европы и Правительства Республики Армения в сфере организации и дальнейшего развития деятельности органов местного самоуправления, а также анализируются тенденции и перспективы устойчивого развития местного самоуправления Республики Армения в результате данного взаимодействия.

Ключевые слова: взаимодействие, Совет Европы, Правительство Республики Армения, деятельность, система местного самоуправления, община.

Abstract. This article is focused on the interaction of the Council of Europe and the Government of the Republic of Armenia in the sphere of organization and further development of the local government's activity as well as current trends and prospects for sustainable development of the local government as a result of this interaction.

Keywords: interaction, Council of Europe, The Government of the Republicof Armenia, local self-government system, community.

Органы местного самоуправления как независимые локальные органы должны иметь четкий юридический статус и конституционные механизмы взаимодействия с государственными органами.

Конституционные основы местного самоуправления Республики Армения, как правило, соответствуют международным правовым нормам.

В рамках вопросов территориального управления и местного самоуправления Правительство Республики Армения сформировало стабильную и непрерывноразвивающуюся Платформу со-

8 - Вестник экономич

трудничества с Европейским Советом (Советом Европы)1.

Это сотрудничество приобрело новое значение после присоединения Армении к Совету Европы и

1 Армения является полноправным членом Совета Европы с 25 января 2001 года. Процесс присоединения Армении к Совету

Европы начался в 1995 году. 26 января 1996 г. Национальное со-

брание РА получило статус Специального наблюдателя при Пар-

ламентской Ассамблее Совета Европы. Согласно решению Комитета министров № 2000/13 от 9 ноября 2000 г., Армения получила

официальное предложение о вступлении в Совет Европы. 16 мая 2013 г. председательство в Совете Европы перешло к Армении, на

6 месяцев. http://www.coe.int/en/web/portal/cm-chairmanship-armenia

:кой безопасности - № 3 / 2017

ратификации ряда европейских конвенций. Современное развитие системы местного самоуправления в значительной степени связано с ратификацией Европейской хартии местного самоуправления [1].

Система местного самоуправления является одним из важнейших институтов демократии и гражданского общества в Республике Армения. Не случайно, что среди обязательств по вступлению в Европейский Союз особое место занимает регулирование и улучшение отношений в сфере местного самоуправления [2].

Эта проблема является не только наиболее важной предпосылкой для интеграции в европейские структуры, но и соответствует политической программе руководства и идеям, связанным с совершенствованием системы государственного управления Армении.

Следует отметить, что развитие системы местного самоуправления является не только предметом интереса Правительства Республики Армения, но и различных международных и неправительственных организаций.

В этой отрасли партнерство и эффективное сотрудничество Армении было организовано не только с Советом Европы, но и Организацией Объединенных Наций, Германским обществом технического сотрудничества ^К), Агентством США по международному развитию (иБАГО), Всемирным банком и другими организациями. Последние оказывают финансовую, техническую и профессиональную поддержку2.

Особенно важно, что сегодня существует целый ряд общественных организаций (НПО), многие из которых уже давно своей активностью и полезной работой доказали свою жизнеспособность и влиятельную роль в области развития местного самоуправления Республики Армения.

Следует отметить, что все международные, социальные, образовательные и другие организации, участвующие в решении этих проблем, пользуются прямой поддержкой и координацией министра территориального управления Республики Армения.

Формирование идеологических сходств системы местного самоуправления с европейскими стандартами можно объяснить тесными и дружественными отношениями между Министерством территориального управления Республики Армения и Советом Европы.

Наиболее очевидным результатом этого партнерства можно рассматривать разработку «Плана укрепления действий местного самоуправления в Республике Армения»3, который представляет собой совместный проект Европейской комиссии и Совета Европы для укрепления демократической стабильности и предотвращения конфликтов на Южном Кавказе.

Целями Плана действий являются:

• в процессе реформ в законопроекте «О местном самоуправлении в Республике Армения» уточнить соответствие законодательства принципам Европейской хартии местного самоуправления;

• определить последовательность событий правовых реформ;

• определить обязанности и ответственность различных государственных органов Республики Армения в процессе сотрудничества с Советом Европы.

В целом стратегические направления Плана действий могут быть классифицированы следующим образом:

• децентрализация (предоставление органам местного самоуправления новых полномочий, а также разъяснение отношений осуществления делегированных полномочий);

• регулирование отношений, связанных с надзором за деятельностью органов местного самоуправления (юридически и профессионально);

• стимулирование образования и создания межмуниципальных объединений;

• формирование системы общинной службы и поддержка ее совершенствования. Выполненные работы в указанных областях

связаны с осуществлением законодательных изменений и разработкой законодательных проектов.

2 Республика Армения является членом 80—90 международных организаций, институтов,политических, экономических, культурных, спортивных и других направленностей.Армения проводит очень плодотворное сотрудничество со всеми международными организациями.

3 План действий был первоначально разработан и принят, в ходе круглого стола 14—15 октября 2003 г. в Ереване. Это было предметом широкого обсуждения на заседании комитета по местным вопросам три президенте РА, 2—3 марта 2004 года в рамках совместного семинара, проведенного с участием европейских экспертов. Последние изменения в Плане действий проведены в 2005 г. в Страсбурге.

На пути практического применения новых законодательных актов в качестве одного из важных шагов децентрализации политики и расширения сфер компетенций органов местного самоуправления может выступать совершенствование налогового ведомства.

В частности, постепенно (на первом этапе только общины Еревана, а потом уже и другие городские и сельские общины Республики Армения) органам местного самоуправления передаются полномочия сбора поземельного налога и налога на недвижимость, которые являются источниками доходов местного бюджета, ранее исполнявшиеся национальными налоговыми органами. Районным общинам Еревана и всем городским общинам Республики Армения передана необходимая информация в отношении физических и юридических лиц для расчета налога на недвижимость. В настоящее время уже в процессе передача той же информации сельским общинам в отношении физических лиц, в результате которой будет обеспечен полный охват процесса децентрализации.

В связи с этим, общинам Республики Армения оказывалась техническая помощь различными международными организациями, обеспечивая необходимое количество и состав компьютеров и программного обеспечения [3, с. 5].

По-прежнему, на этапе обсуждения, остаются вопросы определения критериев осуществления делегированных полномочий, их оценки и регулирования финансовых отношений. Решение последних может оказывать влияние на прогресс осуществления существующих до настоящего времени делегированных полномочий органов местного самоуправления.

Законодательные поправки также регулируют отношения контроля над деятельностью органов местного самоуправления.

Одним из наиболее важных направлений введения Правительства в области политики местного самоуправления является поддержка создания межмуниципальных объединений.

Конституционно-правовые решения в целях содействия должны стимулировать процесс формирования нового качества межмуниципального сотрудничества и интеграции.

В частности, Конституция Армении закрепляет правовые возможности межмуниципальных объединений, которые полностью соответствуют положени-ямЕвропейской хартии местного самоуправления [4].

Проблемы, касающиеся нынешней системы местного самоуправления Республики Армения являются актуальными не только в отношении Правительства, они также находятся в центре постоянного внимания Национального Собрания Республики Армения. Доказательством этому является активность, проявляемая депутатами в ходе обсуждения законопроектов, представленных Правительством.

Концептуальные подходы к реформе в области местного самоуправления сводятся к следующему:

• усиление роли муниципальной системы местного самоуправления путем укрепления своих надзорных полномочий;

• усиление роли межмуниципальных органов и организаций в целях повышения эффективности местного самоуправления.

В ходе слушаний заявлено, что поправки к закону «О местном самоуправлении» имеют две основные цели:

• увеличить роль Советов общин;

• урегулировать отношения между органами местного самоуправления и государственными органами.

Были представлены также финансовые отношения между органами местного самоуправления и межмуниципальными объединениями, а также правовой и профессиональный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

Как результат сотрудничества с Советом Европы можно рассматривать также принятие закона «Об общинной службе» в 2005 г. [5], который регулирует отношения между главой общины и общественными службами, закрепляет принципы их деятельности и др.

Следует отметить, что решением Правительства в качестве уполномоченного органа в области общественных служб было признано Министерство территориального управления.

Правительство также утвердило график разработки и принятия правовых актов, необходимых для введения общественных служб. В соответствии с графиком до марта 2006 года планировалось полностью принять все необходимые документы и правовые акты, регулирующие этот сектор.

Документ был разработан при прямой поддержке международных организаций и под контролем министра территориального управления Республики Армения.

10

Вестник экономической безопасности

№ 3/2017

Международный опыт показывает, что в общинах существуют образования, создающие возможность для обеспечения практической основы сотрудничества общин, более целенаправленного и эффективного использования человеческих и финансовых ресурсов.

Таким образом, меры по выполнению обязательств и совершенствованию системы местного самоуправления находятся в центре внимания Правительства Республики Армения.

Внедрение системы гражданской службы, включая подготовку государственных служащих должно быть принято во внимание при осуществлении всех положений и подходов, изложенных в национальной стратегии подготовки кадров.

Другие проблемы, связанные с управлением, реформой государственного управления, продолжают обсуждаться. В связи с этим, Палата местных властей Совета Европы отметила, что большинство местных услуг, предоставляемых государственными органами и органами местного самоуправления Республики Армения, имеют ограниченные возможности.

В частности, существует необходимость конструктивного диалога между Правительством и гражданским обществом. В то же время, следует отметить, что в гражданском обществе отсутствует мониторинг политики и достаточного потенциала для ведения переговоров с Правительством.

В ответ на эту ситуацию, Европейский Совет будет продолжать проводить регулярные консультации с гражданским обществом, а также новую программу содействия развитию социального пред-

принимательства посредством наращивания потенциала и устойчивости.

В заключение можно сказать, что в рамках рабочих отношений между Правительством Республики Армения и Советом Европы по региональным и местным вопросам достигнут прогресс, в результате чего существуют тенденции и перспективы устойчивого развития в Республике Армения.

Литература

1. Решение Национального Собрания республики Армения о ратификации Европейской хартии местного самоуправления // №-236-2-РЗ // Официальный бюллетень РА /25/41(173) 2002. 4 января.

2. Совместное коммюнике для Европейского парламента, Совета Европейского союза, Европейского экономического и социального комитета и комитета регионов, г. Брюссель, 18.11.2015 г.

3. Баядян Г. Современное развитие и распространение информации и коммуникационных технологий: Монография. Ереван, Научно-образовательный фонд «Нораванк», 2005.

4. Европейская хартия местного самоуправления, статья 10 // Официальный бюллетень РА /28/14(22)2002. 01 мая.

5. Об общинной службе Закон РА от 14 декабря 2004 года, статья 2. №-43-РЗ // Официальный бюллетень РА /26/7(379) 2005. 26 февраля. Органы местного самоуправления Республики Армения осуществляют свою политику через руководителей и Советы общин в рамках предусмотренных законом полномочий.

Правовое обеспечение организации работы с кадрами в органах внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Е.В. Климкина и др.]; под ред. К.К. Гасанова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 127 с.

Рассмотрены направления работы с кадрами органов внутренних дел, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в ОВД. Особое внимание уделяется организационно-правовой характеристике субъектов, осуществляющих работу с кадрами в органах внутренних дел.

Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также практических работников подразделений по работе с личным составом ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.