Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ'

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
дополнительное образование / музыкальные способности / музыкальные инструменты / способности / родители / additional education / musical abilities / musical instruments / abilities / parents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лиганова В.Е.

В статье рассматриваются вопросы значения дополнительного музыкального образования в формировании личности и роли родителей в развитии музыкальных способностей у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE INTERACTION ‘TEACHER – PARENT’ IN THE MUSICAL EDUCATION OF CHILDREN

The value of additional musical education in the formation of personality and the role of parents in the development of musical abilities of children is discussed in the article.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»

The scientific heritage No 6 (6),2016 39

4. Радюнова Л.О. Фiлософiя / Радюнова Л.О. - 5. Роджерс К. Эмпатия: Пер. с анг./ Психоло-

Харк1в: ХНАМГ, 2006. - 142 с. гия эмоций / К. Роджерс - М., 1987. - С. 3-24.

Лиганова В.Е.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1" Кировского района» г. Казани, преподаватель по классу скрипки

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГ- РОДИТЕЛЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

TO THE QUESTION ABOUT THE INTERACTION 'TEACHER - PARENT' IN THE MUSICAL

EDUCATION OF CHILDREN

Liganova V.E., Municipal budget institution of additional education "Children's music school №1 of the Kirov district" Kazan, the teacher of playing the violin.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы значения дополнительного музыкального образования в формировании личности и роли родителей в развитии музыкальных способностей у детей.

ABSTRACT

The value of additional musical education in the formation of personality and the role of parents in the development of musical abilities of children is discussed in the article.

Ключевые слова: дополнительное образование, музыкальные способности, музыкальные инструменты, способности, родители.

Keywords: additional education, musical abilities, musical instruments, abilities, parents.

Дети составляют важнейший резерв страны, который будет в дальнейшем определять уровень ее духовного и экономического развития, состояние культуры, науки и искусства, поэтому развитие детей является одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

У всех заботливых родителей возникает один и тот же вопрос - какое дополнительное образование дать своему ребенку, чем его занять, что поможет ему постигать знания и развивать полученные навыки. В современном мире приоритеты отдаются элитным видам спорта, танцам и вокалу. Одним из основных факторов, определяющих будущий выбор занятий дошкольника является близость того или иного образовательного учреждения дополнительного образования. Однако, в большинстве случаев даже соседство с детской музыкальной школой не является приоритетом для выбора родителей.

Однако стоит отметить, что обучение игре на музыкальных инструментах издавна считалось показателем хорошего воспитания. В былые времена детей дворян обучали не только языкам, грамоте и арифметике, но и обязательномузыке, танцам и живописи. Издавна известно, что музыкальное образование - это не только обучение игре на отдельном инструменте, но и развитие логики, усидчивости, памяти и эстетического вкуса. Причем совершенно не важно, чтобы ребенок вырос профессиональным музыкантом, как правило только 2-5 % детей выбирают музыку как профессию и призвание.

Самые первые проявления способностей у де-

тей, а именно склонность к какому-либо виду деятельности, можно заметить уже в раннем возрасте. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, он испытывает радость, ему интересен не результат, а процесс.

Но далеко не все дети дошкольного возраста могут самостоятельно определиться и разобраться, чем все-таки они хотят заниматься, и помочь разобраться в этом, а именно определить направления обучения, выявив способности и интересы ребенка, могут взрослые, то есть его родители. Известно, что способность — это возможность, а вот достигнутый уровень мастерства — это действительность. Ставить равенство между способностями, знаниями и умениями недопустимо. В основном, способ-ностьилидарование нужно уловить, увидеть в каких-то игровых ситуациях, а затем оказывать содействие ребенку в его развитии и ненавязчиво, тактично помочь ему выбрать нужный путь и укрепиться в своем выборе.

Способности делятся на общие и специальные, то есть общими являются память ребенка, его наблюдательность, воображение,эмоциональность, а специальные - это музыкальный слух, чувство ритма, физические данные, склонность к изобразительной деятельности.

Принято считать, что музыкальный слух является одним из факторов, характеризующих наличие способности у ребенка к музыке. Предположим, что ребенок проявляет непомерный интерес к музыкальным произведениям, всегда стремится туда, где играет музыка. Быстро запоминает мелодию и напевает ее время от времени, придумывает свои незаурядные тексты на понравившуюся ему музыку. Ему присуще чувство ритма, а мелодии, воспроизводимые им, четки и музыкально точны, значит, он обладает хорошим музыкальным слухом.

40

Однако известно, что у одних детей он есть с рождения, а у других его нужно и можно развивать.

Проявившиеся у ребенка способности к музыке, как было отмечено ранее, совершенно не значат, что он станет великим музыкантом. Что бы ни произошло, без восприятия музыки, специального обучения, без умения владеть музыкальными инструментами музыкальные способности не будет развиваться.

Самый важный фактор развития любых способностей - это интерес. Причем развитие интереса малыша к музыке прежде всего зависит от семьи. Родителям мало увидеть зарождающиеся способности у ребенка, необходимо создать ему условия для творчества, проявив изобретательность, а порой и настойчивость.

Одним из значимых факторов развития интереса ребенка к музыке, безусловно, является совместное творчество детей и родителей, которое имеет массу плюсов:

- развивается взаимное доверие в семье;

- облегчается процесс социализации ребенка в обществе;

- развиваются эстетические чувства - малыш учится видеть и ценить прекрасное;

- формируется осознание своего значения как члена семьи;

- вырабатывается способность самовыражения;

- создается благоприятная атмосфера для развития творческих способностей не только детей, но и взрослых.

На совместных занятиях с родителями ребенок получает эмоциональную разрядку, благодаря чему переизбыток энергии уходит в мирное русло, не оставляя сил для капризов и баловства. Ведь совместное творчество - это не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, пение или музицирование. Причем, для родителей, умеющих играть на музыкальных инструментах, возможности самые разнообразные: игра в четыре руки, игра в ансамбле на разных инструментах, а также организация совместных домашних концертов. Отмечено, что далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в ансамбле с папой, мамой или бабушкой.

The scientific heritage No 6 (6),2016

Не стоит забывать и о потребности ребенка в содействии и одобрении родителями любых, даже самых незначительных, его выступлений. Это не только является хорошим стимулом к дальнейшим его победам, но и помогает малышу почувствовать его значимость в семье. Не секрет, что, выходя на сцену, даже именитый музыкант испытывает колоссальное волнение и в первые минуты пытается установить контакт с аудиторией. Ребенок же находит поддержку в глазах близких и знакомых ему людей, его родителей.

Кто, как не родители, должны поддержать своего ребенка?Самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны как к музыкальному воспитанию своих детей, так и к музыке. Выдающийся пианист и педагог Г. Нейгауз говорил: «Хорошие родители важнее хороших педагогов». Именно папы и мамы должны поддержать педагога в стремлении «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным приоритетам, помочь правильно организовать музыкальные занятия. Таким образом, родители могут стать единомышленниками педагога-музыканта детской музыкальной школы в деле приобщения ребенка к музыке.

Список литературы

1. Гутовец М. В. Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 6-8.

2. Газизова И.А. Взаимодействие педагога-музыканта с семьей учащегося на начальном этапе обучения в музыкальной школе // http ://www. art-in-school.ru/art/iskusstvo

3. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы II Международной научно-прак-тиче-ской конференции / Челябинск, 15-16 октября 2015 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. -Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 532 с.

4. Иваненко М.А. К вопросу о взаимодействии педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей // Педагогическое образовании в России. - 2013. -№5. -С.30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.