К.Л. ЯКОВЛЕВ,
заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин,
кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
K.L. YAKOVLEV, Deputy Head of the Department of State Law Disciplines, Candidate of Law, Associate Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 343.51
К вопросу о взаимодействии Министерства внутренних дел и Министерства финансов в сфере борьбы с фальшивомонетничеством в российской империи в первой половине xix века
Joint Action by the imperial Ministry of internal Affairs and the imperial ministry of Finance to combat money Forgery in the Russian Empire (opening Half of the 19th century)
В статье раскрывается содержание опыта взаимодействия Министерства внутренних дел и Министерства финансов по вопросам борьбы с фальшивомонетничеством в Российской империи.
Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Экспедиция заготовления государственных бумаг, фальшивомонетничество, подделка и сбыт фальшивых государственных кредитных билетов.
The author explores the experience of cooperation between the Imperial Ministry of Internal Affairs and the Imperial Ministry of Finance in combating money forgery in the Russian Empire in the opening half of the 19th century. Successes and failures are called into focus.
Ministry of Internal Affairs, Ministry of Finance, Agency for Printing Crown Papers, money forgery, counterfeiting banknotes and circulating counterfeits.
Взаимодействие Министерства внутренних дел с другими ведомствами осуществлялось по трем направлениям: 1) поддержание общественного порядка; 2) контроль за преступностью во всех ее проявлениях; 3) содействие государственным органам в выполнении поставленных перед ними задач и создание условий для их нормального функционирования.
Порядок межведомственного взаимодействия был закреплен Манифестом 25 июня 1811 г. об «Общем учреждении министерств» [2]. В соответствии с данным документом «все министерства составляют единое управление, ни одно
из них не может отделяться от других ни в видах управления, ни в общей его цели», а поэтому «в делах, прикосновенных к разным министерствам, каждый министр обязан требовать содействия других посредством отношения». Вместе с тем «ни один министр не должен сам собою и непосредственно входить в управление дел, вверенных другому» [2].
На основе проведенного анализа можно утверждать, что в первой половине XIX века Министерство внутренних дел наиболее часто взаимодействовало с такими ведомствами, как Военное министерство, Министерство
са О
X
<
и-
а
О
X
X
л
<
ы н S
X
<
а
X О
о
са
<
а С
S S а О н и S
3 э s
X
<
а Е-
и
93
СО
0
1
<
I—
а
0
X
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
о
са
<
а С
S S а
0 н и S
з
э
S
1
<
а Е-
и
94
финансов, Министерство народного просвещения, Министерство юстиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, а также III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Остановимся более подробно на взаимодействии Министерства внутренних дел и Министерства финансов в сфере противодействия подделке денежных знаков. В архивах сохранился значительный массив документов, освещающих борьбу с фальшивомонетничеством, которое во все времена считалось государственным преступлением. Этот вид преступления был широко распространен в России. Еще до создания комитетов сведения о выявлении случаев подделки ассигнаций докладывались губернаторам, а с 1802 г. — Министру внутренних дел. При этом в расследовании таких преступлений полицию, прежде всего, интересовал вопрос изготовления фальшивых денег. Основанием подозревать того или иного человека в причастности к производству фальшивых денег было обнаружение у него во время обыска следов производства (обрезков бумаги, черновых набросков, вариантов подписей) [6] или самого производства [7]. В редких случаях признания от виновного удавалось добиться в ходе проведения самого следствия, которое могло включать в себя допросы, проведение очных ставок, выезд на место [8]. В случаях, когда не удавалось доказать причастность лица к производству фальшивых ассигнаций, взамен фальшивой ему выдавалась настоящая из ассигнационного банка. При этом данная процедура производилась не только в столичных городах [9], но и в отдаленной провинции, о чем свидетельствуют материалы города Тюмени [5]. Это правило способствовало сохранению доверия населения к бумажным деньгам и поддержанию стабильности национальной валюты.
Кроме охраны общественного порядка, борьбы с государственными и иными уголовными преступлениями на полицейские органы Общим наказом министерствам в 1811 г. были возложены фискальные функции взыскания недоимок в Государственных податях и доходах [3]. Пытаясь бороться с таким распространенным явлением, как неуплата «денежных повинностей», Александр I обязал губернских полицейских начальников следить за их «раскладкой», взысканием и «отправлением» в Министерство финансов. С течением времени указанные функции были вменены в обязанность финансовым органам.
Появление и широкое распространение фальшивых ассигнаций побудило правительство изменить их внешний вид и выпустить новые купюры, которые находились в обращении до 1818 г. Наибольший наплыв под-
дельных бумажных денег в России наблюдался в 1812—1814 гг., их массовый выпуск был налажен и осуществлялся военным противником с целью разрушения ее финансовой системы. Перед нападением на Россию спецслужбы Франции через варшавского банкира Френкеля распространили заранее изготовленные фальшивые 25 и 50-рублевые ассигнации, которых оказалось значительно больше, чем их было эмитировано Российским государством. После войны российское правительство изъяло из обращения фальшивые французские купюры на общую сумму 70 млн руб., что составляло половину всех затрат России на Отечественную войну в 1812 г.
Война с Наполеоном заставила гражданское население спрятать выпущенные ранее серебряные монеты до лучших времен, что также вызвало эмиссию ассигнаций и потребовало проведения реформы денежного хозяйства страны, которая осуществлялась в период с 1812 г. по 1818 г. В результате ассигнационный рубль был утвержден Александром I в качестве основного платежного средства страны, а курс рубля ассигнациями или медной монетой был установлен следующий: 26,4 копейки серебром. Для замены ассигнаций деньгами нового образца в Санкт-Петербурге была создана Экспедиция заготовления государственных бумаг под руководством князя Л.Н. Хованского, управляющего государственным ассигнационным банком.
К тому же периоду относится и становление криминалистической экспертизы денежных знаков сомнительного происхождения, которая также была возложена на Экспедицию заготовления государственных бумаг. С первых лет существования она осуществляла исследование фальшивых купюр, монет и ценных документов. Примечательно, что в те же годы стали практиковаться и вызовы конкретных представителей Экспедиции к следователям и в суды для участия в заседаниях в качестве судебных экспертов.
По российскому законодательству середины XIX века фальшивомонетчики приговаривались к каторге. За подделывание русской монеты для причастных к этому должностных лиц предусматривалась каторга на срок от десяти до двенадцати лет. За участие в подделке металлических денег, а также за «впуск или привоз русской монеты, сделанной в чужих краях», грозила каторга сроком от восьми до десяти лет. Российское законодательство предусматривало ответственность и за подделку иностранных монет, а за всякое участие в ней определялась в законодательном порядке каторжная кара сроком от четырех до шести лет [4]. Кроме того, за изменение вида монеты практиковались лишение всех прав состояния и ссылка в Сибирь, а за «за-
ведомый скуп монетных обрезков» — смирительный дом на один-два года.
Интересно отметить, что согласно статье 3 Указа от 3 июля 1826 г. предметами ведения III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии были назначены «известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и проч., коих разыскания и дальнейшее производство остается в зависимости министерств: финансов и внутренних дел» [1]. Как видим, Указ подтвердил обязанность Министерства внутренних дел и Министерства финансов осуществлять борьбу с фальшивомонетничеством, приобщив к этой деятельности и III отделение, но не дав четкого разграничения их полномочий. Текст статьи Указа позволяет предположить, что III отделение занималось сбором информации, а непосредственную разработку дел вели два других ведомства.
Взаимодействие двух министерств в борьбе с подделкой ассигнаций и монеты подтверждается архивными материалами. Так, сохранились секретные циркуляры министров внутренних дел от 29 декабря 1845 г. и от 25 января 1855 г., согласно которым губернаторы должны были следить «дабы правительственные места и лица» начинали следствие «о делателях и распространителях фальшивых кредитных билетов» только тогда, когда предъявленный билет «окажется грубой подделкой, так что подложность его видна с первого взгляда». В случае, если возникнет сомнение насчет подлинности кредитного билета, «то от предъявителя его, не обнаруживая подозрения, брали бы только показание: откуда им получен такой билет», саму ассиг-
нацию немедленно отправляли в Правление Государственного банка, а «к следствию приступали не прежде, как по получении на сие уведомления». Осторожность объяснялась тем, что излишняя подозрительность «может повредить свободному обращению кредитных билетов» и, как следствие, подрыву финансовой системы страны [10]. Взаимодействие также заключалось в отсылке в Министерство финансов списков пойманных за фальшивомонетничество лиц. Так, по отчету, представленному Московским военным генерал-губернатором А.А. Закревским в 1852 г., за последние четыре года в г. Москве было поймано 11 человек, двое из которых занимались подделкой ассигнаций, а остальные подделывали звонкую монету [11]. Из описи предметов, изъятых у одного из таких фальшивомонетчиков, арестанта Московской арестантской роты гражданского ведомства Михайлы Никитина («железки, согнутой в виде четырехугольного ковша с ручкой, шильца, маленького ножичка, трех кусков олова, сплавленного с составом, 19 фальшивых монет из коих: 13 в 25, а 6 в 20 копеек серебром и двух форм»), можно сделать вывод о примитивности способов подделки и, скорее, крайней нужде, а не жажде наживы большинства таких преступников.
Таким образом, совместная деятельность Министерства внутренних дел и Министерства финансов в первой половине XIX века обеспечивала, с одной стороны, эффективное противодействие подделке государственных платежных средств, а с другой — была направлена на поддержание стабильности финансовой системы страны в целом.
са О
X
<
и-
а
О
X
X
л
<
ы н S
X
<
а
X О
о
са
<
а С
S S а О н и S
з
э
S
X
<
а Е-
и
Список литературы:
1. О присоединении Особенной Канцелярии Министерства Внутренних дел к Собственной Его Величества Канцелярии // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собр. II. Т. I. Отд. 2. № 449.
2. Манифест об «Общем учреждении министерств» // ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXXI. № 24686.
3. Учреждение Министерства полиции // ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXXI. № 24687.
4. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных // ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XX. № 19283.
5. Государственный архив Тюменской области. Ф. И-3. Д. 607.
6. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Ф. 16. ОП. 3. Д. 2686.
7. ЦИАМ. Ф. 16. ОП. 3. Д. 2684.
8. ЦИАМ. Ф. 16. ОП. 3. Д. 2683.
9. ЦИАМ. Ф. 16. ОП. 3. Д. 1162.
10. ЦИАМ. Ф. 17. ОП. 13. Д. 158. Л. 1.
11. ЦИАМ. Ф. 16. ОП. 42. Д. 190. Л. 1-2.
E-mail: [email protected]