Научная статья на тему 'К вопросу об участии органов центрального отраслевого управления в борьбе с фальшивомонетничеством в Российской империи'

К вопросу об участии органов центрального отраслевого управления в борьбе с фальшивомонетничеством в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ / ЭКСПЕДИЦИЯ ЗАГОТОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БУМАГ / ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО / ПОДДЕЛКА И СБЫТ ФАЛЬШИВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТНЫХ БИЛЕТОВ / ОСОБЫЙ АРХИВ / MINISTRYFORINTERNALAFFAIRS / MINISTRY FOR JUSTICE / DEPARTMENT FOR STATE CURRENCY PRODUCTION COUNTERFEITING / UTTERING OF COUNTERFEIT STATE BANK-BILLS / SPECIAL ARCHIVE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлев К.Л., Яковлева О.Н.

В статье раскрывается содержание опыта борьбы различных органов государства с фальшивомонетничеством в Российской империи в XIX-начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Яковлев К.Л., Яковлева О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of Agencies of Central Branch Administration in Fight against Counterfeiting in Russia Empire

The paper considers the experience of various state agencies in fight against counterfeiting in Russia Empire in 19th and early 20th centuries.

Текст научной работы на тему «К вопросу об участии органов центрального отраслевого управления в борьбе с фальшивомонетничеством в Российской империи»

К.Л. ЯКОВЛЕВ,

заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин,

кандидат юридических наук, доцент

О.Н. ЯКОВЛЕВА,

докторант Научного центра, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

К вопросу об участии органов центрального отраслевого управления в борьбе с фальшивомонетничеством в Российской империи

В статье раскрывается содержание опыта борьбы различных органов государства с фальшивомонетничеством в Российской империи в Х1Х-начале XX в.

Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Экспедиция заготовления государственных бумаг, фальшивомонетничество, подделка и сбыт фальшивых государственных кредитных билетов, Особый архив.

На всех этапах развития российского общества существовали попытки подделки средств платежа, а борьба с фальшивомонетничеством являлась важнейшей государственной задачей, в которой был задействован сложный комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами. Рассмотрим основные направления деятельности центральных органов отраслевого управления Российской империи в Х1Х-начале XX вв.

Став центральным органом управления полиции, Министерство внутренних дел осуществляло руководство полицейскими силами на основе задач, которые были поставлены полиции согласно Уставу благочиния 1782 г., и его внимание было сосредоточено в основном на преступлениях политического характера. Это подтверждается участием министра внутренних дел в двух секретных комитетах, обязанностью которых было «сохранение всеобщего спокойствия и тишины граждан». Первый такой орган был учрежден 5 сентября 1805 г. на время отсутствия императора в столице, для координации действий по «сохранению общественного спокойствия и тишины» и «отвращения недостатка и дороговизны жизненных припасов в столице» [12, с. 362] и получил название Комитета высшей полиции. В его состав входили министры военно-сухопутных сил, юстиции и внутренних дел.

• Ранее - ученый секретарь ученого совета НИИ ФСИН России.

Поводом для создания 13 января 1807 г. другого органа - Комитета охранения общей безопасности (далее — Комитет) послужила новая война с Францией и необходимость принятия мер «для предупреждения пагубных замыслов внешних врагов государства». Его состав (по сравнению с органом, ранее учрежденным) был расширен включением сенаторов A.C. Макарова и H.H. Новосильцева. Механизм действия этого новообразования в точности повторял инструкцию Комитета высшей полиции. Это неудивительно, поскольку данная инструкция и была передана для регламентации работы нового комитета и продолжала в нем храниться до прекращения его деятельности в 1829 г. [12. с. 363]. Однако перечень задач Комитета был существенно расширен: к его ведению относились как «дела» политического свойства, так и материалы, собранные в отношении лиц. задержанных «по подозрению в делании фальшивых ассигнаций» [12, с. 367].

Таким образом, в ведении Комитета находилось решение широкого спектра проблем поддержания внутренней безопасности. Губернаторам вменялось в обязанность информировать Комитет о проводимых на местах следствиях и предоставлять в него на ревизию их материалы. Полагаем, их переписка шла через Министерство внутренних дел, поскольку губернаторы направляли материалы именно туда.

Подтверждением деятельности министерства в этом направлении являются архивные документы. Например, к ним относится циркулярное письмо министра внутренних дел, в котором до сведения губернаторов доводится необходимость усиления контроля за бродягами, праздношатающимися и беспаспортными. Особое внимание уделяется вопросу их дальнейшего устройства: указывается на необходимость отсылки таковых в «сибирские губернии на поселение», а не за границу, как это было прежде, ввиду того, что «таковые люди по недостатку

средств к пропитанию особливо по близости неприятельских армий вредными быть могущие» (7, л. 1 ].

Кроме того, одним из направлений деятельности Министерства внутренних дел была борьба с фальшивомонетничеством, что подтверждается значительным массивом архивных документов. Этот вид преступления был широко распространен в России. Еше до создания комитетов сведения о выявлении случаев подделки ассигнаций докладывались губернаторам, а с 1802 г. министру внутренних дел. В расследовании этих преступлений полицию прежде всего интересовал вопрос о способах изготовления фальшивых денег. Основанием причастности того или иного человека к их производству являлось обнаружение во время обыска следов производства (обрезков бумаги, черновых набросков, вариантов подписей) [8] или самого производства фальшивых денег (с поличным) [9]. В редких случаях удавалось добиться признания от виновного в ходе проведения самого следствия, которое включало в себя допросы, проведение очных ставок, выезд на место [10]. В тех случаях, когда не удавалось доказать причастность лица к производству фальшивых ассигнаций, ему взамен фальшивой выдавалась настоящая из ассигнационного банка. При этом данная процедура производилась не только в крупных городах [ 11], но и в отдаленной провинции, о чем свидетельствуют материалы архива г. Тюмени [6]. Это правило способствовало сохранению доверия населения к бумажным деньгам и поддержанию стабильности национальной валюты.

Отметим, что французское правительство имело на службе «особых» людей, которые как бы невзначай разбрасывали поддельные ассигнации вместе с другими вещами в чемоданах и нарочно отдавали подобного рода поклажу в добычу казакам.

Фальшивые деньги (чаще всего достоинством 25 и 50 руб.) получили в 1812 г. довольно широкое распространение в России, и таким образом изымались огромные материальные ценности. Учитывая, что большинство населения было неграмотным и в основном обращало внимание на цифровые значения денежных купюр, изготовители фальшивок допускали на них опечатки: например, вместо слов «государственная ассигнация» было напечатано «государственная ассинация»; на некоторых купюрах встречается слово «халячий», вместо «ходячий». Подпись на поддельных французских ассигнациях выполнялась литографическим способом, в то время как на подлинных — чернилами. Однако, за исключением этих нелепостей, поддельные ассигнации были выполнены на отличной бумаге с применением стойких красителей, что и спо-

собствовало их использованию наравне с подлинными денежными купюрами.

Уже после войны русское правительство изъяло из обращения фальшивые 25-ти и 50-ти рублевые купюры французского производства на общую сумму 70 млн руб., что сопоставимо с половиной всех затрат России на Отечественную войну.

В истории России период между восстанием декабристов (1825 г.) и началом подготовки и проведения реформ 60-х гг. XIX столетия почти полностью пришелся на время царствования императора Николая I, который считал, что в деятельности государственных учреждений необходимо усиление их «охранительного характера». Результатом этого стало создание в июле 1826 г. III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, ставшего органом политической полиции.

Однако следует признать, что несмотря на реакционность политического режима, установленного Николаем I после восстания декабристов, им было сделано много прогрессивного для развития денежных отношений в России. В частности, манифестами Николая I «Об устройстве денежной системы» (июль 1839 г.) и «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке» (июль 1841 г.) устанавливались новые принципы организации денежной системы [1, 2], серебряная российская монета была объявлена главной государственной платежной монетой, государственные ассигнации получили статус вспомогательных денежных знаков с постоянным курсом 3,5 руб. ассигнациями за 1 руб. серебром, выпущенные депозитные билеты стали широко используемыми в обращении кредитными денежными знаками. Впервые в истории России согласно манифесту «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» (июнь 1843 г.) была использована цветная раскраска новых ассигнаций, которая закрепилась за соответствующими номиналами и с небольшими изменениями в тонах сохранялась свыше 100 лет: 1 руб. - желтая, 3 руб. - зеленая, 5 руб. - синяя, 10 руб. -красная, 25 руб. - фиолетовая, 50 руб. - серая, 100 руб. — коричневая [3].

Понимая, что фальсификаты, находящиеся в обращении, нарушают плановое регулирование денежного обращения в стране и могут привести к подрыву устойчивости политического режима, Николай I объявил III Отделение органом «высшей полиции». Это означало, что в сферу его задач также вошли вопросы обеспечения государственной безопасности и, в частности, борьба с фальшивомонетничеством. Тем же указом о создании Отделения предписывалось оставить «разыскание известий» и производство

по фальшивым ассигнованиям, монетам, штемпелям, документам и пр. у двух министерств -финансов и внутренних дел.

Более чем полувековое - с 1826 по 1880 гг. -параллельное существование органов руководства политической и общей полицией сопровождалось постоянным соперничеством III Отделения и МВД. Предпринятая в 1828 г. министром внутренних дел A.A. Закревским попытка создать секретную полицию в системе вверенного ему министерства потерпела неудачу, в основном из-за противодействия со стороны руководства III Отделения.

Рост преступности, в частности, фальшивомонетничества, и возникающие в связи с этим проблемы заставили полицейские органы разрабатывать специальные меры поисково-разведывательного характера. Использование в сыске специальных методов предусматривалось Инструкцией следственной комиссии III Отделения, созданной в феврале 1843 г. для «разбора» пойманных особыми средствами воров, мошенников, беглых каторжников.

В упомянутые «специальные средства» входили следующие приемы: осведомительство, негласное наблюдение, организация притонов-ловушек и др. Тактика применения таких методов оперативно-разыскной деятельности в тот период в нормативном правовом отношении не регулировалась. Кроме того, для выявления и разоблачения преступников использовался специальный штат нижних полицейских чинов, которые производили поиск, искусно маскируясь под различные категории правонарушителей или обывателей.

На основании Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета от 30 октября 1867 г. при столичных окружных судах были учреждены две должности судебных следователей по особо важным делам для производства преимущественно расследований о подделке и сбыте фальшивых государственных кредитных билетов на территории империи. Данная мера принесла пользу. Тем не менее, ввиду постоянно увеличивающегося количества фальшивых денежных знаков существовавшие средства преследования сбытчиков и подделывателей оказались неэффективными.

В целях совершенствования мер, необходимых для пресечения названных преступлений, министром юстиции циркулярно было предложено всем судебным следователям доставлять следователям по важнейшим делам при Санкт-Петербургском и Московском окружных судах данные из производящихся следствий о фальшивых государственных кредитных билетах. Из собранных таким образом сведений оказалось, что в течение 1872-1875 гг. по одним только новым судебным установлениям о под-

делке и сбыте фальшивых билетов производилось ежегодно не менее 320 следствий, большая часть которых, однако, не привела к удовлетворительным результатам. Только 20 % из обозначенного количества дел могли быть внесены в суд с обвинительными актами; но и по этим делам обнаружены преимущественно сбытчики поддельных кредитных билетов, и лишь в немногих случаях раскрыта подделка [5, л. 121].

По всеподданнейшему докладу министра юстиции 6 мая 1877 г. в целях организации правильного и успешного производства дел о фальшивых кредитных билетах было принято решение об учреждении при камере прокурора Санкт-Петербургского окружного суда Особого архива справок о случаях подделки и сбыта фальшивых государственных кредитных билетов (полномочия заведующего им возлагалось на одного из товарищей прокурора). Все судебные установления как прежнего, так и нового устройства, включая и мировые судебные учреждения, были обязаны доставлять имеющиеся у них по данному предмету сведения в учреждаемый архив. Министру юстиции предоставлялось право определения порядка направления этих данных, он также ведал делопроизводством и отчетностью в данном архиве.

Согласно Правилам о порядке доставления сведений в Особый архив справок по делам о подделке и сбыте фальшивых государственных кредитных билетов и о делопроизводстве в архиве, подписанным министром юстиции 14 декабря 1877 г. [5, л. 128-139], в нем должны были скапливаться все сведения о видах подделок, лицах, обвинявшихся в подделке, распространении фальшивых билетов или принимавших в этом участие, а также о движении уголовных дел и сущности состоявшихся по ним судебных решений.

Все судебные учреждения по любым делам о подделке и сбыте фальшивых кредитных билетов, возникшим после 1 января 1878 г. и остававшимся в производстве к этому времени, были обязаны доставлять в архив особые справки на основании правил. Мировые судьи и съезды мировых судей после вступления в законную силу вынесенных ими приговоров по делам о фальшивых кредитных билетах также были обязаны доставлять их в Особый архив с имеющимися в деле сведениями по специальной форме.

Судебные следователи, состоявшие при окружных судах, а также в местностях, где Судебные уставы 1864 г. еще не действовали, должны были доставлять в Особый архив сведения по всем возникавшим в их участках делам о подделке и сбыте фальшивых кредитных билетов как при начале следствия, так и при его завершении. При возбуждении дела судеб-

ные следователи направляли в Особый архив все задержанные фальшивые кредитные билеты с имеющимися у них сведениями, зафиксированными по особой форме. По окончании предварительного следствия по данной категории дел они направлялись в суд в порядке ст. 277 и 523 Устава уголовного судопроизводства, и далее уже окружные суды и судебные палаты сообщали в архив о сути состоявшихся определений относительно каждого из привлеченных к следствию лица.

Сведения, направляемые в Особый архив от мировых судей и их съездов, записывались во входящий реестр, а фальшивые кредитные билеты немедленно отсылались в Экспедицию заготовления государственных бумаг для определения рода подделки. При получении из Экспедиции уведомления о роде подделки все имеющиеся данные вносились в особую настольную книгу Особого архива, где фиксировались: достоинство, номер и литер билета, род подделки, количество фальшивок, место и время их обнаружения, от кого и когда было получено уведомление, данные на лиц, обвинявшихся по делу, а также - обнаружен ли подделыватель и кто именно, прекратилась ли подделка и найдены ли «доски».

После внесения в настольную книгу всех требуемых сведений Особым архивом составлялись «справочные карточки» о каждом лице, обвинявшемся по делам о фальшивых кредитных билетах. Карточки должны были храниться в особых шкафах в алфавитном порядке.

Товарищ прокурора, заведовавший Особым архивом, обязан был сообщать судебным следователям одновременно с возвращением присланных ими фальшивых билетов все имеющиеся в Особом архиве сведения, которые могут иметь отношение к производящемуся следствию (например, о лицах, причастных к делу: были ли прежде они под судом, в чем обвинялись, осуждены или оправданы, или о том, принадлежал ли обнаруженный фальшивый билет к уже известному роду подделки и были ли найдены «доски», или же эта подделка неизвестного рода).

Все поступающие от судебных следователей, мировых судей и их съездов уведомления по установленным формам хранились в особых шкафах в хронологическом порядке с последовательной нумерацией входящего реестра. Также все поступающие из Экспедиции заготовления государственных бумаг дополнительные сведения от судебных следователей, окружных судов, судебных палат и судебных мест дореформенного устройства приобщались к первоначальным уведомлениям судебных следователей, мировых судей и их съездов. Собрание этих сведений составляло отдельный наряд, получив

тот номер, под которым во входящем реестре записано было первоначальное уведомление, и этот же номер выставлялся на справочных карточках о лицах, привлеченных к делу.

Мировые судьи и их съезды, судебные следователи, судебные палаты, окружные суды и судебные места были обязаны завести у себя по установленному образцу особые бланки уведомлений. Первый экземпляр уведомления после внесения необходимых отметок посылали в Особый архив без сопроводительного письма, но с пометкой о времени отсылки и порядковом номере, а второй — копию — оставляли в книге. К правилам прилагались формы уведомлений мирового судьи, судебного следователя, направляемые в архив.

Учреждение Особого архива справок о случаях подделки и сбыта фальшивых государственных кредитных билетов способствовало установлению единства в действиях отдельных представителей судебной власти. Положительные результаты работы названного учреждения позволили расширить круг его деятельности, которая первоначально ограничивалась сосредоточением сведений, касающихся лишь подделки важнейшего вида денежных знаков государственных кредитных билетов. В целях облегчения расследования всех преступлений, влекущих согласно ст. 571—578 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) уголовную ответственность, министр юстиции принял решение о распространении данного порядка и в отношении билетов государственного казначейства и купонов от государственных бумаг всех наименований, которые, представляя собой постоянную, неизменяющуюся ценность, пользовались среди населения популярностью.

Включение в компетенцию Особого архива справок о случаях подделки и сбыта государственных кредитных билетов дел об обнаружении фальшивых билетов государственного казначейства и купонов от государственных бумаг всех наименований [5, л. 188] произошло после итогового доклада министра юстиции, утвержденного 3 мая 1879 г.

Ухудшающаяся криминогенная обстановка в России и рост фальшивомонетничества в значительной степени были обусловлены отсутствием общегосударственной системы сыскных аппаратов. Ответом на неудовлетворительное состояние сыска стало издание 6 июля 1908 г. Закона «Об организации сыскной части» [4]. В соответствии с этим в 89 городах страны, а также во многих уездах в состав полицейских управлений для «производства розыска по делам общеуголовного характера» были образованы сыскные отделения четырех разрядов. Данный закон позволил более эффективно осу-

ществлять борьбу с фальшивомонетничеством. Сотрудникам группы, занимавшейся борьбой с фальшивомонетничеством, приходилось бороться с мошенничеством, подлогом, обманом, подделкой документов, шулерством и разного рода аферами.

Создав сыскные отделения, Департамент полиции приступил к упорядочению регистрации преступников: весь имеющийся материал к 1 января 1915 г. был перерегистрирован по специально разработанной таблице родов преступности, включавшей 30 категорий преступников. По способам и составам преступлений в учете была выделена отдельная категория - подделыватели фальшивых денег.

В условиях строгой секретности перед первой мировой войной велась работа по выявлению поддельных денег, которые печатались в Германии и Австро-Венгрии. В архиве особого отдела департамента полиции России хранится письмо министра юстиции И.Г. Щегловитова началь-

нику департамента полиции о том, что почти по всей России получили распространение государственные кредитные билеты 500 рублевого достоинства, отпечатанные на специальной бумаге с водяными знаками способом, который применялся исключительно Экспедицией заготовления государственных бумаг, притом, что ранее считалось. что эта мера, безусловно, защитит кредитные билеты от подделки. Вскоре после этого в городах Поволжья и на Кавказе были обнаружены фальшивые кредитные билеты достоинством до 100 руб. Аналогичные донесения поступали из Курска. Иркутска и других городов России.

Ведомственная разобщенность и недостаточные силы полиции - об этом говорилось еще в предвоенные годы — в условиях войны помешали обеспечить должный уровень противодействия фальшивомонетничеству. Экономический кризис привел к усилению социальной напряженности и в конечном счете — к свержению существующего строя вфеврале 1917 г.

Список литературы

1. Об устройстве денежной системы: Манифест от 1 июля 1839 г. // ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XIV. № 12497.

2. Об учреждении Депозитной Кассы серебряной монеты: Манифест от 1 июля 1839 г. // ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XIV. № 12 498.

3. О замене ассигнаций и других денежных представлений кредитными билетами: Манифест от 1 июня 1843 г. // ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XVIII. № 16 903.

4. Об организации сыскной части: Закон от 6 июля 1908 г. // ПСЗ РИ. Собр. 3. Т. XXVIII. № 30 672.

5. ГАРО. Ф. 641. Оп. 1.Д. 104.

6. ГАТО.Ф. И-З.Д. 607.

7. ЦИАМ.Ф. 16. Оп.З.Д. 2085.

8. ЦИАМ.Ф. 16. Оп.З.Д. 2686.

9. ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 3. Д. 2684.

10. ЦИАМ.Ф. 16. Оп. 3. Д. 2683.

11. ЦИАМ.Ф. 16.Оп.З.Д. 1162.

12. Штьдер Н.К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. В 4-х т. СПб., 1897. Т. 2.

E-mail: yakovlew.2572@mail.ru; solotcha77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.