Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии МЧС России с институтами гражданского общества'

К вопросу о взаимодействии МЧС России с институтами гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
423
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии МЧС России с институтами гражданского общества»

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЧС РОССИИ С ИНСТИТУТАМИ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

С.С. Куликовский, И.С. Малышева, преподаватель, к.ю.н, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж,

И.Ю. Малышев, ВГТУ, г. Воронеж

В процессе реформирования российской государственности перспективным направлением является развитие конструктивного взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в целях обеспечения национальной безопасности государства. Значение такого взаимодействия отмечается в частности в Указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В данном документе определена необходимость консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. [2]

Гражданское общество - социальное пространство, независимое от государства, но при этом с ним неразрывно связанное. Гражданское общество призвано сотрудничать и контролировать деятельность государства и его структур при помощи общественных организаций, учреждений, обеспечений, направленное на реализацию и обеспечение всей совокупности прав и свобод человека и гражданина. Именно в этом заключается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность гражданского общества и государства, значение гражданского общества для государства [1].

МЧС России как орган государственной власти сегодня взаимодействует с гражданским обществом в сфере обеспечения безопасности граждан от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах. Взаимодействие МЧС России и гражданского общества представляет собой деятельность, согласованную по целям, месту, времени применению сил и средств для достижения поставленных задач. Осуществляется оно обычно в формах совместной деятельности (прямого сотрудничества) и информационного обмена.

Одной из форм сотрудничества государства и общественности является волонтерское движение. Волонтерство - это работа, которую люди выполняют

добровольно и безвозмездно, в интересах других людей за пределами своего домохозяйства и круга ближайших родственников.[3] Волонтёры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой-либо материальной выгоды. Волонтёрское движение стремится к достижению нескольких результатов. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплочённого общества, а с другой стороны - помогает государству эффективнее решать его задачи.

Волонтёрство, как социальное явление, в России существует давно. За последнее время количество волонтёров значительно возросло и продолжает расти. По заявлению главы Роспатриотцентра Ксении Разуваевой в России в последнее время число волонтеров растет в геометрической прогрессии. Согласно статистике, менее чем за год количество добровольцев в стране увеличилось сразу на треть. Количество волонтеров в 2015 году составило 1,97 миллиона человек, в 2016 году - 2,71 миллиона.[4] Однако многие волонтеры не зарегистрированы как таковые, поэтому их число значительно превышает число, указанное в официальной статистике.

Волонтерство сегодня - это мощное общественное движение. В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без его помощи. Так, волонтерская деятельность может проявляться в таких основных направлениях, как: пропаганда здорового образа жизни; охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды; оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим, мигрантам, беженцам, бездомным и другим людям, которые нуждаются в материальной и моральной поддержке; благоустройство улиц, домов, зеленых участков; оказание помощи органам правопорядка, медикам, спасателям и др.

Волонтерство в чрезвычайных ситуациях - это добровольческая деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, содействия службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации ЧС, популяризации культуры безопасности среди населения.

В качестве примеров деятельности волонтеров в сфере защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера можно привести следующие: в 2012 году волонтеры принимали активное участие в ликвидации наводнения в Крымске; в 2013 году волонтёры приняли активное участие в ликвидации последствий наводнения в Хабаровском крае; в 2015 году волонтёры приняли активное участие в тушении лесных и торфяных пожаров, бушевавших в Иркутской области. Ярким примером участия общественности в ликвидации ЧС является период половодья в Кировской области в 2016 году.

Как правило при ликвидации чрезвычайной ситуации волонтеры привлекаются к неспециализированным работам: содействие государственным службам спасения в эвакуации населения из зоны ЧС; оказание первой медицинской помощи и психологической поддержки; наблюдение за санитарно-эпидемиологической обстановкой в зоне ЧС и пожарной обстановкой в лесах; помощь в организация питания и гуманитарной помощи; содействие в поиске

пропавших родственников и членов семьи, потерявших связь при ЧС; помощь при тушении лесных пожаров и др.

Исследуя вопросы волонтерства нельзя обойти стороной и виртуальное волонтёрство. Существуют отдельные проекты с участием он-лайн-волонтёров, крупнейшим из них, пожалуй, можно назвать Википедию. В написании статей для этого масштабного ресурса участвует масса русскоязычных пользователей. В качестве примера благотворительного онлайн-волонтёрства можно вспомнить работу ЖЖ-сообщества pozar.ru (http://pozar-ru.livejournal.com/), которое координировало работу добровольцев, занимавшихся тушением пожаров, оказанием помощи пострадавшим во многих регионах России. Другим добровольческим интернет-ресурсом была «Карта помощи», собирающая информацию о пострадавших во время пожаров и точках сбора помощи пострадавшим.

Анализируя деятельность волонтёрского движения при ликвидации ЧС необходимо отметит, что оно в целом хаотично, не имеет единой государственной или негосударственной поддержки. Волонтеры руководствуются в своей деятельности лишь одним общим принципом -помощь людям.

В настоящее время помощь волонтерского движения очень ощутима для государства и общества, и для того что бы она была еще более эффективной необходимо, прежде всего, на законодательном уровне очертить механизмы взаимного сотрудничества волонтерского движения с МЧС России. В этом направлении уже предприняты первые шаги. Так, в Удмуртской республике ГУ МЧС России по Удмуртской Республики и Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики утвердили положение «О волонтерских отрядах пожарных и спасателей» [5]. В данном положении в частности установлены направления волонтерской деятельности по которым осуществляется сотрудничество волонтеров с ГУ МЧС России по Удмуртской Республики. Так, волонтеры в возрасте от 18 лет, могут привлекаться к мероприятиям по ограничению доступа граждан в лес; патрулированию территорий, подверженных угрозе возникновения природных пожаров, в том числе территорий населенных пунктов; оказанию материальной помощи пострадавшим (организации доставки пищи и воды, сбору вещей и иной посильной помощи) и др. Волонтеры в возрасте от 14 лет, могут привлекаться к мероприятиям по распространению информации (через раздачу печатной продукции (брошюры, буклеты, открытки и др.), расклейку плакатов); разработку, проведение и участие в проведении сходов, акций, выставок, соревнований, спортивных, интеллектуальных и иных игр, постановке спектаклей, выступлений агитбригад и иных мероприятий; оформлению уголков по противопожарной тематике и др.

Таким образом, мы видим, что в России в последнее время начинает формироваться конструктивное взаимодействия МЧС России и институтов гражданского общества в целях обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Волонтерское движение становится надежным подспорьем государственным службам спасения на случай наступления ЧС и необходимости быстрой ликвидации ее последствий. Для его

дальнейшего развития необходимо провести работу по устранению законодательных пробелов и устранению административных барьеров при взаимодействии волонтеров с органами исполнительной власти, причем как федеральными, так и на местах.

Список использованной литературы

1. Жичкина, С.Е. К вопросу о понятии гражданского общества / С.Е. Жичкина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2010. - № 18 (194). URL http://cyberlemnka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-grazhdanskogo-obschestva:

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СПС Консультант Плюс

3. Трохина, А. В. Занятость волонтеров в России: формирование и регулирование: автореф. дис. ... канд. экном. наук / А.В. Трохина. - М., 2012. -29 с.

4. В России резко выросло число волонтеров // Сайт российской интернет-газеты Дни.Ру (www.dni.ru) URL: https://www.dni.ru/society/2016/7/19/342738.html

5. Об утверждении положения о волонтерских отрядах пожарных и спасателей: распоряжение Главного управления МЧС России по Удмуртской республики от 22 сент. 2011 года № 37 Министерства по делам молодежи Удмуртской республики от 22 сентября 2011 г. № 191 // СПС Консультант Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.