Научная статья на тему 'К вопросу о выделении объективных условий в развитии исторической эпохи'

К вопросу о выделении объективных условий в развитии исторической эпохи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тахтуева К. В., Пискорская С. Ю.

Отражены аспекты, отражающие сложность выделения понятие исторической эпохи и даются основания для объяснения данного явления в социально-философском аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выделении объективных условий в развитии исторической эпохи»

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

программами, в которых применяются математические методы экономики и математической статистики. Программные продукты «КонСи» реализуют и поддерживают классические методы проведения маркетинговых исследований в различных сферах [3].

Таким образом, качественная автоматизация маркетингового отдела помогает принимать качественные решения, правильно организовать весь процесс работы как внутри предприятия, так и работы с внешней средой. Маркетинговый софт должен определяться по профессиональному признаку и использоваться непосредственно для решения специфических маркетинговых задач. Но естественно в отделе маркетинга будет находиться и другой софт для коммуникаций и документооборота, который будет уметь отдавать в маркетинговый софт нужную информацию.

Библиографические ссылки

1. Marketing in Russia [Электронный ресурс] // Специализированное ПО для маркетинга: Что оно может дать реально? URL: http://marketing-in-russia.ru/2011/1082.

2. HR-Portal сообщество Hr-Менеджеров [Электронный ресурс] // Как выбирать софт по маркетингу. URL: http://www.hr-portal.ru/article/kak-vybirat-soft-po-marketingu.

3. Marketing Soft [Электронный ресурс] // Программы для маркетолога. URL: http://www.marketing-soft.ru/.

© Страшко И. О., 2013

УДК 303

К. В. Тахтуева Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

К ВОПРОСУ О ВЫДЕЛЕНИИ ОБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ В РАЗВИТИИ

ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Отражены аспекты, отражающие сложность выделения понятие исторической эпохи и даются основания для объяснения данного явления в социально-философском аспекте.

Современная философская и историческая наука накопила достаточный запас знаний и материала для более точного определения понятия «историческая эпоха». Данному определению крайне сложно дать какое-либо конкретное объяснение. Благодаря огромному объему информации и постоянно изменяющимся условиям общественного развития, само определение меняет свою форму в зависимости от времени и места, что затрудняет возможность формулировать однозначно объективное определение данного понятия.

С развитием научного знания изменялся и подход к пониманию исторической эпохи. Различные науки трактовали свои версии данного явления. Начиная от религиозной философии и заканчивая цивилизацион-ным подходом, история развития человечества выделяла самые различные основания для классификаций и определений исторической эпохи. Несмотря на то что многие сходили во мнении того, что эпохи между собой неоднородны и имеют определенную линейность в развитии, встает вопрос какие общие принципы можно выделить что бы обобщить тот объем знаний о историческом развитии и выделении конкретной эпохи. Историческая эпоха в целом не имеет четко выраженного временного отрезка. Одна эпоха может проходить длится несколько суток, другая столетиями и больше. И сами события, которые определяют характер исторической эпохи могут носить как незначительный локальный характер, так и глобальный и масштабный. В связи со сменой парадигм об общественно-историческом развитии во многих нау-

ках разгорелись дискуссии относительно оснований той, либо иной теории и концепции развития. «В начале 1960-х гг. многие советские ученые, прежде всего востоковеды, пришли к убеждению, что накопившийся исторический материал требует существенной корректировки концепции общественно-экономических формаций, так как реальная история государств Древнего Востока и средневековых государств Азии и Африки не укладывается в понятия рабовладельческой и феодальной формаций. В исторической науке сложилась достаточно острая проблемная ситуация. Для выхода из возникшего затруднения необходимо было или обосновывать необходимость признания особого азиатского способа производства, или вводить понятие «локальная цивилизация» [1].

Для выделения наиболее общих закономерностей в определении понятия исторической эпохи мы предлагаем взять два принципа: объективные условия развития и антропоцентризм.

К объективным условиям развития эпохи можно отнести факторы, условия, обстоятельства, не зависящие от воли, сознания и субъективных желаний людей, т. е. что находится вне контроля человеческого сознания. Сюда так же можно отнести такой фактор как географическая среда и природные условия. Данный фактор всегда был неподконтрольным человеческому сознанию, и людям приходилось подстраиваться под различные географические среды, учитывать природные условия, чтобы организовывать жизнь, приспособлять быт и труд. Зачастую именно какое-либо природное условие определяло историче-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ский ход развития общества, и тем самым определяла характер и организацию исторической эпохи.

Так же к объективным условиям развития можно отнести уровень производительных сил, определяющих экономическую, социальную и культурную стадию развития общества и общественные отношения, складывающиеся в зависимости от их уровня. Производительные силы могут иметь различную степень и различную силу, таким образом, они задают определенный уровень развития исторической эпохи. «Главная производительная сила общества - это сами люди, участники общественного производства - рабочие, трудящиеся массы»[2]. В данном случае, следует так же учитывать степень развитости общественных отношений и народонаселения, в целом. От роста и плотности народонаселения так же зависит характер исторической эпохи и рост производительных сил. Те экономические, общественные и культурные связи, которые возникают в исторической эпохи, во многом связаны со структурой и степенью развитости общественных отношений. В этом зачастую и определяется гетерохронность всеобщего развития исторической эпохи для разных этносов.

Нужно учитывать тот факт, что и сам человек является активным субъектом это самой среды. И во многом, несмотря на заданные условия природного развития, человек подстраивает их под себя, те есть преобразует окружающую действительность. И здесь важную роль играет второй принцип - антропоцентризма. В данном случае человек рассматривается как центр Вселенной и является высшим продуктом естественной природы, ее порождением и ее частью. Поэтому саму сущность человека можно рассматривать как с объективных позиций его развития в при-

родных условиях, закономерным результатом эволюции природы, так и как личность обладающую субъективностью, активно воздействующей на окружающий мир, изменяющий и подстраивающий его в соответствии со своими требованиями и взглядами. Сама историческая эпоха и есть та действительность, в которой существует человек, и которую он налаживает, руководствуясь нужными ему принципами. Соответственно характер и наполненность исторической эпохи будет так же зависеть от воли и желания самого человека. Понятие исторической эпохи и ее отделение от другой, будет напрямую связана с той деятельностью, что ведет человек, с теми взглядами и суждениями, которых он придерживается. В данном случае именно человеческий фактор рассматривается как определяющий в историческом развитии.

Таким образом, эти два принципа в большей мере обобщают весь объем материала, который выделяет понятие исторической эпохи как особого отрезка развития в жизни социума, характеризующегося объективными условиями его существования, при активной деятельности человеческого фактора.

Библиографические ссылки

1. Всемирно-исторический процесс: общественно-экономические формации, цивилизации и межформа-ционные революции / А. М. Селезнев // Философия и общество. 2005. № 2(39). C. 18-38.

2. Маркс К., Энгельс, Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд., т. 46, ч. 1. М. : Институт Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. С. 403.

© Тахтуева К. В., 2013

УДК 168.522

А. В. Шишлова Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КУЛЬТУРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТСОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ

Рассматривается анализ перемен в общественной жизни, в жизни культуры. Раскрывается суть общества потребления как совокупности знаков, символических посредников, оторванных от реальности. Ставится вопрос о понимании реалий социальной жизни в сегодняшней России.

Осмысление существенных сдвигов в жизнедеятельности тех обществ, в которых мы живем, началось в 60-е годы нашего века. Сейчас более распространен термин «постмодерн», который указывает на состояние эпохи после модерна (индустриальной современности). В современной научной и публицистической литературе часто можно встретить термин «постмодернизм», которым обозначают ситуацию в культуре эпохи постмодерна. В системе социального знания эти термины используются для анализа перемен в общественной жизни конца XX в. Западные теоретики, прежде всего, осмысливают опыт жизни в обществе «всеобщего благосостояния» [1]. В общест-

ве всеобщего благосостояния имеет место бесконечное умножение объектов, услуг, товаров. В этом -фундаментальное изменение общества и человека. Люди оказываются в среде не человеческих существ, как это было в прошлом, а объектов. Новая реальность практически вся искусственна. Имеет место не столько обмен людей друг с другом, сколько статистический процесс обмена товарами и сообщениями: начиная со сложной организации дома с множеством технических «слуг» до городов-мегаполисов с их коммуникационной и профессиональной активностью и вечным праздником рекламы в повседневных сообщениях media. Субстанция реальной жизни утрачива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.