Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ ПРИ ИНТЕГРИРОВАННОМ ПЛАНИРОВАНИИ ЦЕПИ ПОСТАВОК'

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ ПРИ ИНТЕГРИРОВАННОМ ПЛАНИРОВАНИИ ЦЕПИ ПОСТАВОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
стратегия / цепи поставок / логистика / потоки. / strategy / supply chains / logistics / flows.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таишева Г.Р., Исмагилова Э.Р., Шакиров А.Т.

В данной статье рассмотрены особенности выбора стратегии при интегрированном планировании цепей поставок участниками движения материальных, финансовых и информационных кадровых потоковых процессов. Рассмотрены особенности выбора стратегических направлений деятельности участниками цепи поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CHOICE OF STRATEGY IN INTEGRATED SUPPLY CHAIN PLANNING

This article discusses the features of choosing a strategy for integrated supply chain planning by participants in the movement of material, financial and information flow processes. The features of the choice of strategic directions of activity by the participants of the supply chain are considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ ПРИ ИНТЕГРИРОВАННОМ ПЛАНИРОВАНИИ ЦЕПИ ПОСТАВОК»

No.526 "On measures to restore economic growth and continue systematic structural reforms in sectors and industries of the economy in 2020-2021". https://lex.uz/docs/4978202

6. https://kun.uz/news/2020/07/22/togridan-togri-xorijiy-investitsiyalarning-umumiy-investitsiya-hajmidagi-ulushi-295-foizgacha-osgan

7. Based on the data of the Statistics Committee of the Republic of Uzbekistan. https://stat.uz/uz/rasmiy-statistika/investments

8. http: // www.zamin.uz

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ ПРИ ИНТЕГРИРОВАННОМ ПЛАНИРОВАНИИ ЦЕПИ

ПОСТАВОК

Таишева Г.Р.,

Доктор экономических наук, профессор кафедры «Логистика»

ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова», г. Казань, РФ

Исмагилова Э.Р., Старший преподаватель ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова», г. Казань, РФ

Шакиров А.Т.

Магистрант ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова», г. Казань, РФ

ON THE CHOICE OF STRATEGY IN INTEGRATED SUPPLY CHAIN PLANNING

Taisheva G.,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Logistics, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, Kazan, Russia

Ismagilova E., Senior Lecturer

Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, Kazan, Russia

Shakirov A. Master's student

Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, Kazan, Russia

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности выбора стратегии при интегрированном планировании цепей поставок участниками движения материальных, финансовых и информационных кадровых потоковых процессов. Рассмотрены особенности выбора стратегических направлений деятельности участниками цепи поставок.

Abstract

This article discusses the features of choosing a strategy for integrated supply chain planning by participants in the movement of material, financial and information flow processes. The features of the choice of strategic directions of activity by the participants of the supply chain are considered.

Ключевые слова: стратегия, цепи поставок, логистика, потоки.

Keywords: strategy, supply chains, logistics, flows.

Логистика является важнейшей составляющей управления, направленного на минимизацию затрат и оптимизацию материальных, информационных, финансовых, кадровых (человеческих) потоков. Логистика подразумевает под собой доставку того или иного товара или же услуги из одной точки в другую с максимальной эффективностью. Исследование цепей поставок подразумевает анализ большого количества факторов [2] способствующих движению потоковых процессов финансового, материального, информационного, кадрового характера. Дадим краткую характеристику каждого из них.

Информационные потоки в логистики подразумевают под собой составляющую логистики информационной направленности, характеризующие совокупность различных сведений, которые могут быть зафиксированы, преобразованы, переданы, проанализированы и использованы. В зависимости от направления связи информационные потоки могут быть горизонтальными - сообщения передаются между партнерами одного уровня. Вертикальными - поток информации идет от руководства к подчиненным. А также внешними и внутренними информационными потоками в зависимости от места из происхождения. Входными и

выходными в зависимости от направления движения. Информационные потоки классифицируются по степени секретности - обычные, коммерческая тайна, гостайна. В зависимости от области охвата - международные, региональные, местные.

В потоках материального плана можно выделить сырье, материалы, комплектующие части, полуфабрикаты и готовые изделия, которые находятся в процессе движения.

Финансовые потоки - это направленное движение денежных средств, являющихся финансовыми ресурсами. Они включают в себя контроль движения средств, финансовое обеспечение производства, а также распределение счетов.

Кадровое потоковое движение определяет численность персонала, степень загруженности, стимулирование деятельности персонала и его оплату.

Как мы видим, логистика имеет большие масштабы распространения, которые не ограничиваются исключительно транспортировкой товара.

Необходимость в интегрировании планирования цепей поставок исходит из самой сути логистики, которая является социально-экономической системой, имеющая при этом тесную взаимосвязь со всеми бизнес-процессами [4]. Для того чтобы предприятие действовало эффективно, в наше время интегрированное планирование необходимо не только в рамках внутренних производственных процессов, но в рамках внешних процессов, к которым обязательно необходимо отнести цепи поставок [2].

Сущность интегрированного планирования цепей поставок состоит в согласовании всех важнейших сфер деятельности предприятия [6], в первую очередь, включая процессы продажи, создания товаров, приобретение сырья, использования инноваций, обслуживание товаров, утилизация отходов [3] и так далее. Все эти процессы должны быть согласованы относительно имеющегося жизненного цикла товара.

Интегрированное планирование цепей поставок может быть реализовано с помощью четырех стратегий:

1. Стратегия «точно вовремя» (JIT);

2. Стратегия совместного планирования, прогнозирования и пополнения запасов (CPFR);

3. Стратегия управления запасами поставщиком у клиента (VMI);

4. Стратегия эффективного отклика на запросы потребителей (ECR).

Разберем более подробно эти стратегии. Стратегия JIT изменяет взгляды на множество различных направлений деятельности предприятия:

1. Запасы. Внедрив данную стратегию, компания должна обеспечить минимальное количество запасов и незавершенного производства на предприятии [1], в лучшем случае, их число будет равно нулю;

2. Качество. Стратегия требует достижения нулевого процента брака. Достигается это путем единого управления качеством;

3. Поставщики. Согласно стратегии, предприятие должно выбрать наиболее проверенных поставщиков [5], с которыми будут заключены долгосрочные договоры;

4. Объем поставок. Стратегия требует получения небольших объемов поставок. Так производственный цикл станет короче, а излишки запасов и производства просто не будут формироваться;

5. Скорость выполнения заказа. JIT требует минимизации времени на выполнение заказа. Так фактор неопределенности будет ликвидирован, а значит, ситуация ни в одном их аспектов за время выполнения заказа не изменится;

6. Надежность. Внедрив стратегию, необходимо добиться непрерывной работы предприятия. Здесь важно обратить внимание на прогулы рабочих, процент брака, а так же частые поломки основных средств;

7. Работники. JIT требует формирования взаимопомощи в коллективе. Здесь особенно важно добиться взаимопомощи между работниками и руководством. Важно донести мысль о том, что материальное благополучие всех работников возможно только в случае успешности фирмы. При этом необходимо формировать объективное отношение ко всем сотрудникам. Так же важно поощрять творческую инициативу любого работника, которая направлена на совершенствование деятельности предприятия.

Рассмотрим следующую стратегию - ECR. В условиях ECR заказ о требуемых материалах идет назад через цепь поставок, в связи с этим материальные ресурсы перемещаются вперед навстречу заказу, то есть ECR стратегия вытягивает материальные ресурсы через компании, входящие в логистическую цепь. Данную стратегию можно совершенствовать с помощью различных методов. Самым распространенным является объединение пары существенных по объему поставок в одну максимально крупную поставку. Иногда спрос предприятия по одному виду сырья, но для разной продукции, объединяется в один большой заказ.

Представим еще одну стратегию - CPFR. Данная стратегия похожа на предыдущую - ECR. Однако, отличительной особенностью является создание прогноза относительно потребления, на основе которого определяется объем поставки. Данные для такого прогноза постоянно актуализируются, что дает возможность всем участникам логистической цепи оперативно внести изменения в случае обнаружения существенных изменений в плановых значениях.

Основная суть стратегии CPFR - кооперация фирм, задействованных в логистической цепи для взаимовыгодного контакта на базе раскрытия участникам цепи актуальной информации. Вначале сторонам необходимо определить цели, а также возможные ограничения. Затем начинается процесс прогнозирования, который проходит при участии каждой стороны. Первым пунктом прогноза будет являться прогноз продаж. Он формируется

на базе требований, которые представлены во всех бизнес-планах. Далее формируется календарный план. В нем отмечаются наиболее важные события. К таковым можно отнести открытие новой точки, проведение маркетингового мероприятия, выведение на рынок инновационного товара и так далее. Основание для отнесения события к важному - существенное влияние на объем продаж. После этого планы начинают реализовывать с помощью различных бизнес-процессов, в итоге начинается логистический процесс.

Стратегия совместного управления запасами поставщиком у клиента (УМ) в цепи поставок предоставляет возможности более точного и своевременного пополнения запасов клиента. Представители поставщика на территории клиента могут предоставить ряд преимуществ клиенту: снижение неопределенности спроса, повышение уровня обслуживания, снижение расходов на содержание запасов и оборачиваемость запасов, долгосрочные партнерские отношения, построенные на взаимном доверии. Однако при существующих достоинствах имеются и потенциальные недостатки: отсутствие скидок, платежи могут распределяться по времени и поступать не сразу, отсутствие необходимого товара и проблемы с доставкой и транспортом. Однако не все компании используют заложенный потенциал заключающийся развитии долгосрочных стратегических отношений в стратегии (УМ).

В процессе работы с цепями поставок нужно придерживаться имеющихся стратегий деятельности, которые позволят скорректировать результаты

и укажут участникам цепи поставок правильное направление.

Список литературы

1. Алексеева, Н.И., Алёхина, Ю.В. Управление товарными запасами предприятия на основе анализа системы показателей / Н.И. Алексеева, Ю.В. Алёхина // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2019. Т. 1. № 5 (5). С. 56-59.

2. Аникин, Б. А. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 320 с.

3. Исмагилова Э.Р. Организация системы сбора и утилизации твердых бытовых отходов в Республике Татарстан//Инновационная экономика и менеджмент: Методы и технологии. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 187-189.

4. Рабазанова А.А., Таишева Г.Р., Сайдашева В.А., Исмагилова Э.Р. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ "ЛОГИСТИКИ БУДУЩЕГО" // В сборнике: Устойчивое развитие территорий: теория и практика. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах. 2019. С. 123-125.

5. Таишева Г.Р., Старикова Е.В. Роль концепции "Управление взаимотношениями с поставщиками" в современных экономических усло-виях//Решетневские чтения. 2017. т. 2. с. 534-536.

6. Таишева Г.Р. Стратегия продовольственного обеспечения населения Казань, 2007. 137 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.