Научная статья на тему 'Поддержка принятия управленческих решений в торговой сети'

Поддержка принятия управленческих решений в торговой сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ТОРГОВАЯ СЕТЬ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТЕОРИЯ АКТИВНЫХ СИСТЕМ / INFORMATION TECHNOLOGY / MANAGEMENT / DISTRIBUTION NETWORK / DECISION SUPPORT SYSTEMS / SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES / MODELING / THEORY OF ACTIVE SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гиманова Ирина Анатольевна, Колмакова Злата Анатольевна, Мельникова Ольга Леонидовна

В статье рассматривается задача, связанная с принятием решений при управлении потоковыми процессами, протекающими в торговых сетях. Указывается, что решение о сотрудничестве по установлению объёмов закупок и продаж товара по договорной цене экономическими агентами принимается на основе информационного взаимодействия. Констатируется, что для принятия обоснованных управленческих решений необходимо разработать систему поддержки принятия решений, опирающуюся на интегрированную логистическую цепь и систему управления цепями поставок, что позволит повысить конкурентоспособность всех участников сети на рынке товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Management Decision Supports in the Distribution Network

The article considers decision-making in management of the stream processes in chain stores. The author points out that economic agents make decisions on cooperation establishing volumes of purchases and sales of goods at a contract price on the basis of the information exchange. Further, the author assumes decision making support system on the basis of the integrated logistic chain and management system by delivery chains is developed for adoption of the justified management decisions. It will allow the economic agents to increase competitiveness of all the participants of the goods market network.

Текст научной работы на тему «Поддержка принятия управленческих решений в торговой сети»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 004.9+519.816

ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ТОРГОВОЙ СЕТИ

И. А. Гиманова, З. А. Колмакова, О. Л. Мельникова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается задача, связанная с принятием решений при управлении потоковыми процессами, протекающими в торговых сетях. Указывается, что решение о сотрудничестве по установлению объёмов закупок и продаж товара по договорной цене экономическими агентами принимается на основе информационного взаимодействия. Констатируется, что для принятия обоснованных управленческих решений необходимо разработать систему поддержки принятия решений, опирающуюся на интегрированную логистическую цепь и систему управления цепями поставок, что позволит повысить конкурентоспособность всех участников сети на рынке товара.

Ключевые слова: информационная технология, управление, торговая сеть, принятие решений, социально-экономические процессы, моделирование, теория активных систем.

В современных условиях на любом предприятии требуется высокая скорость работы с информационными потоками и быстрое принятие решений. Поэтому одним из основных направлений повышения конкурентоспособности компании региона в условиях рыночной экономики является достижение необходимого качества управления.

К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю пишут, что в ходе деятельности любого промышленного предприятия возникают следующие пять фундаментальных проблем [1]:

1) выбор производимого товара;

2) способ производства товара;

3) определение количества выпускаемого товара;

4) выбор посредников и конечных потребителей;

5) возможность изменения производства при решении этих проблем.

Решение указанных задач за счёт систематического уменьшения производственных затрат и издержек, возникающих при изготовлении товара, внедрения информационных и других технологий, позволит добиться надёжного и устойчивого функционирования компании.

Предприятие можно рассматривать в виде экономического агента, жизнедеятельность которого обеспечивается целым комплексом информационных технологий на основе автоматизации бизнес-функций и производственных процессов. При этом следует заметить, что в наше время практически не осталось организаций, которые не применяли бы информационные технологии для автоматизации управленческих работ.

В любой управленческой деятельности принятие решения является неотделимой частью. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, и такая необходимость связана со всеми участками и аспектами управления. Поэтому так важно изучение и обоснование методов и технологий принятия решений. Исследования в этом направлении позволят компаниям, в зависимости от ситуации на рынке, принимать управленческие решения с целью наилучшего распределения имеющихся ресурсов, выбирать программы производства и продажи продукции, а также определять наиболее целесообразные направления своей деятельности на определённый период для повышения своей конкурентной устойчивости и расширения области взаимодействия с компаниями и/или партнёрами. Подобного рода исследования важны также и для определения состояния потребительского рынка регионов, выявление которого благотворно должно сказаться на их социально-экономическом развитии.

25 октября 2011 года Правительство Республики Хакасия приняло Постановление № 700 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года» [2]. Согласно данному документу в республике «необходимо развивать промышленный сектор экономики, создавать благоприятные условия, стимулирующие высокие темпы экономического роста за счёт внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, технического перевооружения на действующих производствах и открытие новых производств» [2].

Важнейшей задачей органов государственной власти Республики Хакасия является «формирование условий для реализации конкурентных преимуществ региона в промышленном производстве за счёт внедрения нового технологического оборудования, повышения производительности труда, уровня квалификации кадров, а также за счёт увеличения производства продукции, расширения перечня работ и услуг с высокой долей (свыше 40 %) добавленной стоимости» [2]. С целью обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса Республики Хакасия, определения тенденций его развития, а также формирования основных направлений промышленной политики Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 15.11.2017 № 164-п утверждена «Концепция развития промышленности Республики Хакасия на 2017-2030 годы» [3]. В указанном Постановлении отмечены следующие проблемы, которые требуют решения:

- «низкий уровень обеспечения промышленного производства комплексной инфраструктурой (транспортная,

информационная, финансовая и др.);

- недостаточная эффективность системы управления предприятиями (внедрение аутсорсинга в производственные процессы и услуги, формирование среды для развития малого предпринимательства, обеспечивающего производство отдельных компонентов, оказания услуг в финансовой и маркетинговой сфере, обучение персонала и иные виды работ и услуг), что обусловливает низкие кооперационные связи среди предприятий, отсутствие стабильных предпосылок к формированию кластерной структуры экономики» [3]. Наиболее дальновидные управляющие предприятиями осознают необходимость серьёзных вложений в реконструкцию и переоснащение не только основных производственных мощностей, но и систем управления. На рынке программных продуктов есть выбор зарубежных и отечественных систем управления разного класса и разной стоимости. Однако эти разработки, как правило, касаются крупных организаций. Следовательно, для повышения качества принимаемых управленческих решений и обеспечения лиц, принимающих такие решения, достоверной и своевременной информацией, которая была бы изложена в удобной для них форме, представлена в нужном объёме и подготовлена на основе использования информационных технологий, необходимо проведение исследований в данной области.

В современное время принятие эффективных управленческих решений невозможно без использования информационных технологий получения, обработки и анализа очень больших объёмов информации, связанной как с текущим состоянием производственной системы, так и с прогнозируемым поведением системы. На рисунке 1 представлена торговая сеть с несколькими производителями [4].

Рис. 1. Товаропотоки в торгово-посреднической системе

После рассмотрения всей торговой цепи выделяют каналы продвижения товара - торгово-посреднические цепи, которые представим в виде многоагентной системы, где взаимодействие агентов происходит между собой с потребительским и ресурсным рынками (рис. 2).

Рис. 2. Торгово-посредническая цепь

После определения посредников и организации посреднической цепи необходимо разработать систему управления цепями поставок - SCM-систему, то есть налаживание эффективного взаимодействия между участниками для обеспечения позитивной динамики сбыта.

В настоящее время наблюдается развитие идеи объединения всех участников торговой сети в интегрированную цепь для достижения долгосрочной цели [5]. При рассмотрении цепочки поставок «производитель - посредники - потребители» просматриваются сложности в информационном взаимодействии между участниками сети, поэтому для преодоления трудностей предлагается создание единой информационной среды управления интегрированной цепочкой доставки товара от производителя к потребителю. Это объединение позволит обрабатывать потоковые процессы в едином контуре управления (рис. 3). Данный подход направлен на построение

долгосрочных и развивающихся взаимоотношений между производителями, посредниками и потребителями, что очень ценно для всех сторон торговой цепи.

Рынок товара -----1-----------------------------------------i

П-------------------Т-------------------I-----------------------Г

Т Т Т Т

Рис. 3. Система управления интегральной логистической цепью

При решении вопроса управления цепями поставок очень важно рассматривать восемь ключевых бизнес-процессов в комплексе (рис. 4) [6].

SCM-система

Управление снабжением

Управление спросом

Управление взаимоотношениями с потребителями

Поддержка производственных процессов

Обслуживание потребителей

Управление возвратными материальными потоками

Управление выполнением заказов

Управление разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования

Рис. 4. Бизнес-процессы в SCM-системах

Для любого предприятия очень важен потребитель и его мнение по поводу качества приобретаемого им товара. Его желание и возможности напрямую влияют на производственную и сбытовую деятельность предприятия/компании. Поэтому реагирование на мнение и потребности (запросы) потребителя, отслеживание потребительского спроса, в соответствии с которым принимаются управленческие решения на выстраивание процесса поставок, начиная крупным оптом и заканчивая розничными магазинами, является эффективным управленческим подходом.

На результативность принимаемых управленческих решений также значительно влияет информационное обеспечение всего процесса принятия решений. Для этого необходимо детально рассмотреть процесс обмена информацией между продавцом и поставщиком и возможность внедрения системы реагирования ECR (Efficient Consumer Response), что позволит, учитывая спрос, эффективно управлять поставками [7]. Очень важен при этом электронный обмен данными EDI (Electronic Data Interchange) между участниками торговли и эффективная система отчётности по покупке и продаже товара.

Разработанная система поддержки принятия решений управления потоковыми процессами направлена на использование оперативных данных, собранных в процессе электронного взаимодействия между всеми участниками интегрированной сети на основе применяемых технологий EDI: VAN (Value Added Network), Direct connection, VPN, FTP, EDIINT (AS/1, AS/2) и др.

Национальные организации ECR совместно с EAN International (GS1) начали работать над проектом Global Data Pool - иначе «распределённой системой для производителей, предприятий розничной торговли и дистрибьюторов, синхронизирующей в режиме реального времени данные о компаниях, товарах и ценах» [8]. Программное обеспечение позволит любому экономическому агенту взаимодействовать с другими участниками, отвечать на вопросы клиентов, работать с корпоративной базой данных (включая сложную систему скидок), вносить информацию о новых заказах и следить за их выполнением, а также анализировать данные по продажам за определённый период, фиксировать и обрабатывать заказы в режиме «online» без промедлений. Произ-

водитель товара сможет получать отчёты о продажах, а также заказы на производство продукции без задержек, организовывать производство под заказ, пополнять запасы сырья и материалов в соответствии с производственным графиком предприятия, который определяется заказами клиентов.

Создание информационной среды управления всей цепочкой доставки продукта до конечного потребителя и такой же среды для координации и взаимосвязи участников цепи поставок является важнейшей частью управления торговой системой. В значительной степени качество информационной поддержки определяет эффективность систем управления цепями поставок.

Появление интегрированных систем управления явилось основой для развития нового уровня развития технологических ресурсов в управлении. Они стали объединять практически все сферы деятельности торговой цепи (закупку, распределение, транспортировку), выходя за границы традиционных функциональных подразделений организаций. На основе новых информационных технологий появилась усовершенствованная версия системы управления поставщиком/продавцом запасами у потребителя - VMI (Vendor Managed Inventory) / CMI (Co-managed Inventory) [9]. При этом происходит обмен информацией между поставщиком и потребителем о продажах и спросе на продукцию. Поставщик получает пожелания от потребителя на минимальные и максимальные значения запасов и стремится поддерживать их на оптимальном уровне. Таким образом, происходит переход от привычного представления логистических систем через интеграцию к управлению цепями поставок и «физическому интернету» (рис. 5) [10].

В основе «физического интернета» лежит новая концепция организации логистики на аналогии с технологией передачи файла через интернет. Для этого нужно стандартизировать грузы и переосмыслить некоторые принципы их хранения в виде двух нововведений: универсальных контейнеров и общей системы складов и распределительных центров. Необходимо также стандартизировать удалённое отслеживание всех перемещений груза через настоящий интернет вещей IoT (Internet of Things) [11].

Рис 5. Изменение логистических концепций

Всё сказанное выше позволяет заключить следующее: разработка системы для поддержки принятия решений на основе интегрированной логистической цепи и системы управления цепями поставок с использованием новых информационных технологий позволит предлагать варианты управленческих решений при выборе программ оптимального производства, эффективного ресурсосбережения и сбыта продукции в зависимости от возможностей всех участников сети и предложений производителей.

Библиографический список

1. Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник. В 2-х ч. Ч. 1. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю; пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 972 с.

2. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года: Постановление Правительства Республики Хакасия от 25.10.201 № 700. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1900201611110003 (дата обращения: 20.08.2018).

3. Концепция развития промышленности Республики Хакасия на 2017-2030 годы: Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от15.11.2017 № 164-п. - URL: https://r-19.ru/documents/140/50107.html (дата обращения: 20.08.2018).

4. Гиманова, И. А. Моделирование потоковых процессов торгово-посреднической системы / И. А. Гиманова // Моделирование и наукоёмкие информационные технологии в технических и социально-экономических системах: труды IV Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием. В 2 ч. Ч. 2. - Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. - С. 320-323.

5. Гиманова, И. А. Управление обменными процессами в интегрированной логистической цепи / И. А. Гиманова // Логистика - евразийский мост: мат-лы 13-й Междунар. науч.-практ. конф. (25-29 апреля 2018 г., Красноярск). - В 2-х ч. Ч. 1 - Красноярск: КрасГАУ, 2018. - С. 67-70.

6. Дулесов, А. С. Системы поддержки принятия решений при управлении потоковыми процессами в торговых системах / А. С. Дулесов, И. А. Гиманова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2017. - 148 с.

7. Об ECR. - URL: http://ecr-all.org/partnership (дата обращения: 23.08.2018).

8. Гулевский, Г. EDIrnrn стандарт обмена данными. - URL: http://www.ec-logistics.ru/articles/edinyj_standart_obmena_27/ (дата обращения: 23.08.2018).

9. Что такое VMI/CMI в формате SaaS и зачем эта система нужна ритейлу? - URL: https://new-retail.ru/business/chto_takoe_vmi_cmi_v_formate_saas_i_zachem_eta_sistema_nuzhna_riteylu4418/ (дата обращения: 23.08.2018).

10. Логистика будущего: как физический интернет изменит отрасль? - URL: http://www.ablcompany.ru/news/logistika-budushchego-kak-fizicheskiy-internet-izmenit-otrasl (дата обращения: 23.08.2018).

11. «Физический интернет» как новый способ организации грузоперевозок. - URL: https://glonassgps.com/fiziceskij-internet-kak-novyj-sposob-organizacii-gruzoperevozok (дата обращения: 25.08.2018).

© Гиманова И. А., Колмакова З. А., Мельникова О. Л., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.