Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОЗВРАЩЕНИИ ПОНЯТИЯ "ВОЕННАЯ ТАЙНА" В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

К ВОПРОСУ О ВОЗВРАЩЕНИИ ПОНЯТИЯ "ВОЕННАЯ ТАЙНА" В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ТАЙНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ / СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ / ОБОРОНА / ВНЕШНЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балдин Александр Константинович, Редкоус Владимир Михайлович

Статья посвящена исследованию института «военной тайны» в российском законодательстве. В статье анализируется проблема отсутствия нормативного определения данного института в системе законодательства. Обосновывается необходимость его целостной и четкой регламентации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Балдин Александр Константинович, Редкоус Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE RETURN OF THE CONCEPT OF "MILITARY SECRET" TO THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL ASPECTS

The article is devoted to the study of the institute of «military secrets» in Russian legislation, analyzes the problem of the lack of a normative definition of this institution in the system of legislation, justifies the need for its holistic and clear regulation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОЗВРАЩЕНИИ ПОНЯТИЯ "ВОЕННАЯ ТАЙНА" В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_6_146 УДК 342.95

К ВОПРОСУ О ВОЗВРАЩЕНИИ ПОНЯТИЯ «ВОЕННАЯ ТАЙНА» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ON THE RETURN OF THE CONCEPT OF «MILITARY SECRET» TO THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION:

LEGAL ASPECTS

БАЛДИН Александр Константинович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. 603105, Россия, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, 4. E-mail: akbaldin@unn.ru;

РЕДКОУС Владимир Михайлович,

доктор юридических наук, профессор,

ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса, Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: Rwmmos@rambler.ru;

BALDIN Alexander Konstantinovich,

Associate Professor of the Department of Civil Law and Process of the Faculty of Law Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (UNN), Candidate of Legal Sciences. 4, Ashkhabadskaya str., Nizhny Novgorod, Novgorod region, 603105, Russia. E-mail: akbaldin@unn.ru;

REDKOUS Vladimir Mikhailovich,

Leading Researcher of the Sector of Administrative Law and Administrative Process

of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Legal Sciences, Professor. 10, Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: Rwmmos@rambler.ru

Краткая аннотация. Статья посвящена исследованию института «военной тайны» в российском законодательстве. В статье анализируется проблема отсутствия нормативного определения данного института в системе законодательства. Обосновывается необходимость его целостной и четкой регламентации.

Abstract. The article is devoted to the study of the institute of «military secrets» in Russian legislation, analyzes the problem of the lack of a normative definition of this institution in the system of legislation, justifies the need for its holistic and clear regulation.

Ключевые слова: военная тайна, государственная тайна в области обороны, служебная тайна в области обороны, правовой режим информации, оборона, внешняя безопасность государства, вооруженные силы.

Keywords: military secret, state secret in the field of defense, official secret in the field of defense, legal regime of information, defense, external security of the state, armed forces.

Для цитирования: Балдин А.К., Редкоус В.М. К вопросу о возвращении понятия «военная тайна» в законодательство Российской Федерации: правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 146-151. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_146.

For citation: Baldin A.K., Redkous V.M. On the return of the concept of «military secret» to the legislation of the Russian Federation: legal aspects // Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 146-151. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_146.

Статья поступила в редакцию: 20.04.2022

В современном информационном пространстве существуют сведения, имеющие важное государственное значение и подлежащие в связи с этим особой правовой охране. К числу таковых относятся и сведения военного характера, ни при каких обстоятельствах не подлежащие разглашению. Армия, являющаяся неотъемлемым атрибутом любого государства, выступает основным инструментом реализации функции обороны, гарантией внешней безопасности и обороноспособности страны. От её состояния и боевых возможностей зависит обеспечение многих конституционных институтов, таких как суверенитет, территориальная целостность, а также защита прав и свобод граждан.

Сегодня Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, где законодательством предусмотрено прохождение военной службы, рассматриваются в качестве постоянного объекта разведывательной

деятельности со стороны специальных служб иностранных государств, что актуализирует необходимость обеспечения особого режима сохранности сведений военного характера [1].

В связи с этим в системе государственного управления в области обороны и в научной среде периодически поднимается вопрос о возвращении понятия «военная тайна» в отечественное законодательство, которое станет основой для правовой регламентации особого режима сведений военного характера и позволит военному ведомству более эффективно решать вопросы сохранения секретных сведений в области обороны. В частности, И.А. Слободанюк полагает, что «институт военной тайны в современных условиях требует тщательного изучения и анализа» [2]. Исследование военной тайны проводили ученые Т.С. Олейник, А.Б. Шавкеро [3], анализу института военной тайны в исторической ретроспективе посвящены труды М.В. Зеле-нова [4], Н.И. Дорохова, Т.В, Герасименко [5], вопросы противодействия угрозам информации, составляющей военную тайну, рассматривались М.С. Соколовым [6]. Несмотря на многообразие обоснованных подходов и точек зрения на данный институт в настоящее время нет единого понимания его содержания, как нет и общего мнения относительно необходимости регламентации военной тайны отдельными правовыми нормами.

Интересной особенностью российского законодательства является то, что в отсутствии нормативного определения «военная тайна» в правовой системе сам термин содержится в статьях отдельных нормативных правовых актов. Так, согласно ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» [7] существо воинского долга обязывает военнослужащих хранить государственную и военную тайну. Следует обратить внимание на то, что содержащаяся в указанной статье законодательная формулировка все-таки логически предполагает разделение двух видов тайн и придание каждой из них самостоятельного значения. Термин «военная тайна» можно встретить и в отдельных материалах судебной практики [8], что свидетельствует о применении данного понятия в юридическом обороте и нормативных документах.

При этом единого четкого определения термина «военная тайна», как уже отмечено, в законодательстве обнаружить невозможно. Одной из причин такой ситуации, по справедливому убеждению М.В. Зеленова [9], являются трудности в определении законодателем объема данного понятия.

На разных этапах исторического развития российская правовая система характеризовалась различными подходами к пониманию института военной тайны и предусматривала многочисленные модели соотношения с другими видами тайн. Законодательство императорской России, признавая невозможность определения границ государственной тайны как сведений, защищаемых государством, структурировало ее содержание на несколько видов. Исследуя широкую типологию государственной тайны в рассматриваемый исторический период, Т.В. Герасименко и Н.И. Дорохов говорили «о трех видах сведений, составляющих государственную тайну: судебная деятельность, секреты для производства изделий и армия с ее составляющими [10]. Сведения, характеризующие вооруженные силы, являлись частью государственной тайны.

В дореволюционный период понятие военной тайны было единым с понятием государственной тайны и связывалось, в основном, со шпионажем [11].

После революции понятие «военная тайна» постепенно расширялось до понятия «государственная тайна» [12]. В советский период, военная тайна включала в себя сведения под грифом «секретно» и сведения ограниченного распространения под грифом «Для служебного пользования» [13]. Сходство институтов военной и государственной тайны проявлялось в идентичности систем организации их защиты.

Во времена позднего СССР понятия государственной и военной тайны были все-таки разведены, и ответственность за их разглашение устанавливалась разными статьями уголовного законодательства.

Правовая система России 90-х характеризовалась полным отказом от понятия «военная тайна», что было обусловлено, прежде всего, резким ослаблением цензурного контроля и общей политикой «гласности». Нельзя не согласиться с мнением Т.С. Олейник и А.Б. Шавкеро, которые констатировали «снятие грифа «секретно» со значительного количества сведений военного характера, не подлежащих огласке, что нарушило режим обеспечения сохранности военных сведений и способствовало усилению опасности их разглашения» [14]. Сами сведения, ранее составлявшие содержание военной тайны, стали относиться к государственной тайне и регламентироваться соответствующим федеральным законом, а часть вообще перестали рассматриваться в качестве секретных.

В современной России военная тайна не имеет такую четкую правовую регламентацию, как в советском законодательстве. Нормотворческая практика последних десятилетий имеет ярко выраженную тенденцию к полной трансформации по-

нятия «военная тайна» в понятие «государственная тайна», что объективно влечет за собой утрату самостоятельного статуса военной тайны как специального режима сохранности сведений военного характера. Государственная тайна «поглотила» военную тайну, и в настоящее время последняя стала фактически частью первой.

В целом, действующее российское законодательство обеспечивает сохранность военных сведений, прежде всего, с помощью институтов государственной тайны в области обороны, включающей в себя перечень сведений в военной области (п.1 ст.5 Закона РФ «О государственной тайне» [15]) и служебной тайны в области обороны (ст.3.1 Федерального закона «Об обороне» [16]).

На первый взгляд этого оказывается достаточно, но, согласно утверждению ряда экспертов, в армии имеются сведения, которые не защищены ни Законом о государственной тайне, ни Законом об обороне, «военную тайну могут составлять и сведения, не содержащие государственную тайну» [17], в связи с чем военная тайна может иметь более широкое содержание, чем государственная тайна в области обороны. По мнению профессора Х.М. Ахметшина, «признаются содержащими государственную тайну лишь наиболее важные сведения в военной области, разглашение которых может причинить значительный ущерб интересам государства. Остальные же сведения военного характера, исходя из интересов военной службы и в связи с особым характером этой службы, должны быть признаны не подлежащими оглашению. Они являются второй составляющей военной тайны» [18].

Учитывая вышеизложенное, не вызывает сомнений потребность в дополнительном правовом обеспечении деятельности по защите сведений военного характера на современном этапе.

Рассматривая вопросы надзорной деятельности органов военной прокуратуры в сфере соблюдения законодательства о защите государственной тайны органами военного управления, профессор В.М. Корякин в системе факторов, определяющих необходимость активизации деятельности по защите государственной тайны выделял следующие [19]: увеличение объема охраняемых государством сведений и прежде всего в военной сфере; высокую активность и изощренность спецслужб иностранных государств по добыче информации и прежде всего сведений в военной области; колоссальный ущерб государственным интересам, вызванный утечкой сведений, составляющих государственную тайну.

Как видно, практически все рассмотренные факторы в той или иной степени касаются военной сферы и военной области, что актуализирует необходимость самостоятельного и отдельного регулирования правового режима сведений в военной области, вне содержания института государственной тайны.

В рамках проводимого исследования представляется целесообразным сформулировать предложения по направлениям и вариантам правовой регламентации института военной тайны. Следует отметить, что исследовательский процесс не включает в себя решение задач по определению закрытого перечня сведений, составляющих военную тайну, или формулированию ограниченного объема подобной информации, поскольку основная роль в рассмотрении данного вопроса должна отводиться специалистам в военной области.

Самостоятельную регламентацию военной тайны следует начать с выработки нормативного определения указанного термина и его последующего закрепления в законодательных актах.

В научной литературе неоднократно предпринимались попытки сформулировать дефиницию института военная тайна. Так, по мнению Т.С. Олейник, А.Б. Шавкеро, под военной тайной понимаются «сведения в военной области, не составляющие государственную тайну, распространение которых ограничено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» [20]. Определенный интерес для нормативной регламентации рассматриваемого института представляют признаки военной тайны, предложенные исследователем М.С. Соколовым, который к таковым относит: «принадлежность сведений к военной области; государственную защиту и возможность нанесения ущерба государству в случае распространения» [21]. По мнению ряда учёных, при разработке понятия «военная тайна» необходимо использовать методологические подходы, использованные для исследования государственной тайны и иных видов информации, защищаемой государством [22].

Исходя из указанных характеристик и принимая во внимание смысловую близость с государственной тайной, можно предложить следующее определение военной тайны - это защищаемые государством сведения в военной области, распространение которых может нанести ущерб безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Представленное определение позволит выделить военную тайну из государственной, не противопоставляя их друг другу, и рассматривать ее в каче-

стве самостоятельного вида охраняемой законом информации. Объективно возникает вопрос, в каком нормативном правовом акте целесообразнее всего закрепить предложенную дефиницию.

Первый вариант. Поскольку ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит упоминание о военной тайне, представляется логичным включить соответствующую норму-дефиницию в указанный закон. Однако в качестве предмета правового регулирования закона декларируются права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. В связи с этим характеристика каких-либо сведения в военной области не совсем вписывается в предметную область закона о статусе военнослужащих.

Второй вариант. Использование сведений, составляющих военную тайну, осуществляется, прежде всего, в процессе прохождения военной службы. Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» [23]. Сфера применения этого закона достаточно широка и предполагает регламентацию всего института военной службы как особого вида федеральной государственной службы. В связи с этим закон может вместить в себя отдельную статью, посвящённую военной тайне, включающую в себя определение понятия, характеристику ее содержания, особенности использования сведений, отнесенных к военной тайне. Структурно предлагаемую статью можно закрепить в Разделе VI Закона о воинской обязанности и военной службе, посвященном общим вопросам прохождения военной службы и исполнению обязанностей военной службы.

Аналогичным образом, к примеру, осуществляется нормативная регламентация института адвокатской тайны, которая закреплена в отдельной статье (ст.8) Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [24]. В данном случае закон, определяющий правовые основы деятельности адвокатуры, правовой статус органов адвокатуры, содержит исчерпывающую характеристику профессиональной тайны, содержащей сведения, получаемые в процессе осуществления адвокатской деятельности.

Третий вариант. Военная тайна рассматривается как система сведений, распространение которых может нанести ущерб обороноспособности страны. Правовые основы и организация обороны относятся к предмету правового регулирования Федерального закона «Об обороне», в связи с чем возможным «местоположением» нормы о военной тайне рассматривается данный закон. Сложность такого варианта регламентации военной тайны, как представляется, состоит в том, что закон уже содержит ст.3.1, которая декларирует юридическую характеристику тождественного правового института - служебной тайны в области обороны. В связи с этим в правоприменительной практике могут возникнуть трудности с правильной квалификацией сведений военного характера, поскольку возникнет потребность в квалифицированном сравнении военной тайны и служебной тайны в области обороны.

Четвертый вариант. Отношения, связанные с отнесением сведений военного характера к военной тайне, передачей таких сведений, обеспечением их конфиденциальности и предупреждением передачи в «чужие» руки, вполне могут стать предметом правового регулирования самостоятельного специального Федерального закона «О военной тайне». Отечественной правовой действительности известна подобная практика правовой регламентации одного из видов охраняемых законом информации на примере института коммерческой тайны. Военная тайна по своему содержанию, как минимум, не уступает коммерческой тайне. При этом не исключается вероятность трансформации одного вида тайны в другую при определенных обстоятельствах.

Предлагаемый Федеральный закон «О военной тайне» необходимо рассматривать в качестве полноценного правового инструмента фиксации термина «военная тайна», определения режима охраны сведений военного характера, установления мер ответственности за нарушение законодательства о военной тайне. Действие предложенного к принятию нормативного правового акта необходимо распространить на все сведения военного характера, в настоящий момент объединенные понятиями государственной и служебной тайн в области обороны. Принятие отдельного федерального закона потребует консолидации различных нормативных положений, разбросанных в настоящий момент в текстах различных нормативных правовых актов, но вместе с тем позволит обособить и выделить в информационном пространстве систему сведений военного характера, подлежащих особой правовой охране.

В заключении следует ещё раз подчеркнуть необходимость скорейшей законодательной регламентации института военной тайны как одного из условий успешного военного строительства и направления совершенствования системы государ-

ственного управления оборонной сферой. При этом представляется наиболее приемлемым вариантом решения рассматриваемой проблемы принятие отдельного Федерального закона «О военной тайне», который бы способствовал единому пониманию данного правового режима информации, объединению в одном нормативном акте всех видов тайн, затрагивающих военную сферу. Нельзя ограничиваться только лишь включением понятия «военная тайна» в один из действующих законов, поскольку это не решит проблему в полном объеме. Нужен комплексный продукт законодательной деятельности, характеризующий исчерпывающим образом все основные элементы института военной тайны.

Актуализация научных исследований в области военной тайны, ее охраны и защиты, по мнению авторов, должна осуществляться с позиции современных разработанных юридической наукой подходов, в частности, административно - правовых режимов [25]. Институт военной тайны должен совершенствоваться параллельно с развитием иных институтов, обеспечивающих охрану и защиту военной тайны, например, с развитием института дисциплинарной ответственности [26]. Также, по мнению авторов, для решения поставленных задач необходимо расширение сравнительно-правовых исследований в области военной службы, охраны и защиты военной тайны [27], что позволит расширить методологические рамки проводимых исследований и получить соответствующий потребностям современного развития научный результат.

Библиография:

1. Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования Стратегии национальной безопасности Российской Федерации / В.М. Редкоус // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 8(56). - С. 83-88.

2. Слободанюк И.А. Обеспечение сохранности военной тайны как одна из гарантий внешней безопасности государства в условиях мирного и военного времени // Информационно-аналитический бюллетень // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. - 2007. - № 4. - С.57.

3. Олейник Т.С., Шавкеро А.Б. Военная тайна в системе информации ограниченного доступа // Пробелы в российском законодательстве. - М., 2010. № 2. С.357 - 359.

4. Зеленов М.В. Военная и государственная тайна в РСФСР и СССР и их правовое обеспечение (1917-1991 гг.) // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 1. С.143 - 159.

5. Герасименко, Т. В. Зарождение и развитие нормативно - правовой базы, обеспечивающей защиту сведений составляющей государственную тайну / Т. В. Герасименко, Н. И. Дорохов // Военно-юридический журнал. - 2006. - № 2. - С. 12 - 18.

6. Соколов, М. С. Некоторые вопросы противодействия угрозам информации, составляющей военную тайну / М. С. Соколов // Военное право. - 2013. - № 4. - С. 24-40.

7. О статусе военнослужащих: Федер. закон Рос. Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 марта 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 12 марта 1998 г. // Рос. газ. - 1998. - 2 июня.

8. Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 61 «Об обеспечении гласности в арбитражном процессе».

9. Зеленов М.В. Военная и государственная тайна в РСФСР и СССР и их правовое обеспечение (1917-1991 гг.) // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 1. С.145.

10. Герасименко, Т. В. Зарождение и развитие нормативно - правовой базы, обеспечивающей защиту сведений составляющей государственную тайну / Т. В. Герасименко, Н. И. Дорохов // Военно-юридический журнал. - 2006. - № 2. - С. 14.

11. Зеленов М.В. Военная и государственная тайна в РСФСР и СССР и их правовое обеспечение (1917-1991 гг.) // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 1. С.144.

12. Зеленов М.В. Военная и государственная тайна в РСФСР и СССР и их правовое обеспечение (1917-1991 гг.) // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 1. С.147.

13. Олейник Т.С., Шавкеро А.Б. Военная тайна в системе информации ограниченного доступа // Пробелы в российском законодательстве. - М., 2010. № 2. С.358.

14. Олейник Т.С., Шавкеро А.Б. Военная тайна в системе информации ограниченного доступа // Пробелы в российском законодательстве. - М., 2010. № 2. С.359.

15. О государственной тайне: Закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1: принят ВС Рос. Федерации 21 июля 1993 г. // Рос. газ. - 1993. - 21 сентября.

16. Об обороне: Федер. закон Рос. Федерации от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 апр. 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 1 марта 2006 г. // Рос. газ. - 1996. - 6 июня.

17. Олейник Т.С., Шавкеро А.Б. Военная тайна в системе информации ограниченного доступа // Пробелы в российском законодательстве. - М., 2010. № 2. С.359.

18. Ахметшин, Х.М. Военно-уголовное законодательство Российской Федерации. - М.: 1999. С. 169.

19. Корякин, В. М. Соблюдение режима защиты государственной тайны (режима секретности) как предмет общего надзора органов военной прокуратуры / В. М. Корякин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2016. - № 9-10(230, 231). - С. 104.

20. Олейник Т.С., Шавкеро А.Б. Военная тайна в системе информации ограниченного доступа // Пробелы в российском законодательстве. - М., 2010. № 2. С.359.

21. Соколов, М. С. Некоторые вопросы противодействия угрозам информации, составляющей военную тайну / М. С. Соколов // Военное право. - 2013. - № 4. - С. 24-40.

22. Артюхов М.В. О понятии административно-правового режима защиты государственной тайны / М. В. Артюхов, В. М. Редкоус // Закон и право. - 2017. - № 8. - С. 105-107.

23. О воинской обязанности и военной службе: Федер. закон Рос. Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 марта 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 12 марта 1998 г. // Рос. газ. - 1998. - 2 апреля.

24. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 апреля 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 мая 2002 г. // Рос. газ. - 2002. - 5 июня.

25. Редкоус В.М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности / В. М. Редкоус // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 12(60). - С. 92-95.

26. Николаев А.Г. Дозволения и запреты как регулятивная форма дисциплинарного принуждения // Право и государство: теория и практика. 2015. № 5 (125). С. 146-152.

27. Civil Society of modern Russia: Problems of implementation of constitutional rights and freedoms / A. M. Voronov, M. N. Kobzar-Frolova, V. M. Redkous, A. M. Gogolev // International Journal of Economics and Business Administration. - 2019. - Vol. 7. - No S1. - P. 243-251. - DOI 10.35808/ijeba/268 ; Публичная власть: система, компетенции / М.Н. Кобзарь-Фролова, Е.Л. Васянина, Е.В. Виноградова, В.М. Редкоус [и др.]. -Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. - 237 с. - ISBN 978-5-4446-1580-5.

References:

1. Redkous V.M. Some issues of improving the National Security Strategy of the Russian Federation / V.M. Redkous // Law and State: theory and practice. - 2009. - № 8(56). - Pp. 83-88.

2. Slobodanyuk I.A. Ensuring the safety of military secrets as one of the guarantees of the external security of the state in peacetime and wartime // Information and analytical Bulletin. / State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. - 2007. - No. 4. - p.57.

3. Oleinik T.S., Shavkero A.B. Military secrecy in the system of restricted access information // Gaps in Russian legislation. - M., 2010. No. 2. pp.357-359.

4. Zelenov M.V. Military and state secrets in the RSFSR and the USSR and their legal support (1917-1991) // Leningrad a legal journal. 2012. No. 1. pp.143 - 159.

5. Gerasimenko, T. V. The origin and development of the regulatory framework that ensures the protection of information constituting a state secret / T. V. Gerasimenko, N. I. Dorokhov // Military Law Journal. - 2006. - No. 2. - pp. 12-18.

6. Sokolov, M. S. Some issues of countering threats to information constituting a military secret / M. S. Sokolov // Military law. - 2013. - No. 4. -

pp. 24-40.

7. On the status of military personnel: Feder. the law grew. Federation of May 27, 1998 No. 76-FZ: adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federations of March 6, 1998: approval. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation March 12, 1998 // Ros. gaz. - 1998. - June 2.

8. Resolutions of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation No. 61 dated 08.10.2012 "On ensuring transparency in the Arbitration process".

9. Zelenov M.V. Military and state secrets in the RSFSR and the USSR and their legal support (1917-1991) // Leningrad Legal Journal. 2012. No. 1. p.145.

10. Gerasimenko, T. V. The origin and development of the regulatory framework that ensures the protection of information constituting a state secret / T. V. Gerasimenko, N. I. Dorokhov // Military Law Journal. - 2006. - No. 2. - p. 14.

11. Zelenov M.V. Military and state secrets in the RSFSR and the USSR and their legal support (1917-1991) // Leningrad Law Journal. 2012. No. 1. p.144.

12. Zelenov M.V. Military and state secrets in the RSFSR and the USSR and their legal support (1917-1991) // Leningrad Law Journal. 2012. No. 1. p.147.

13. Oleynik T.S., Shavkero A.B. Military secret in the system of restricted access information // Gaps in the Russian legislation. - M., 2010. No.

2. p.358.

14. Oleynik T.S., Shavkero A.B. Military secret in the system of restricted access information // Gaps in Russian legislation. - M., 2010. No. 2.

p.359.

15. On State secrets: The Law Grew. Federation of July 21, 1993 No. 5485-1: adopted by the Supreme Council of the Russian Federation. Federation July 21, 1993 // Russian Gas. - 1993. - September 21.

16. About defense: Feder. the law grew. Federation of May 31, 1996 No. 61 -FZ : adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation 24 Apr. 1996: approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation March 1, 2006 // Russian Gas. - 1996. - June 6.

17. Oleinik T.S., Shavkero A.B. Military secrecy in the system of restricted access information // Gaps in Russian legislation. - M., 2010. No. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

p.359.

18. Akhmetshin, H.M. Military criminal legislation of the Russian Federation. - M.: 1999. p. 169.

19. Koryakin, V. M. Compliance with the regime of protection of state secrets (secrecy regime) as a subject of general supervision of the military prosecutor's Office / V. M. Koryakin // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2016. - № 9-10(230, 231). - P. 104.

20. Oleynik T.S., Shavkero A.B. Military secrecy in the system of restricted access information // Gaps in Russian legislation. - M., 2010. No. 2.

p.359.

21. Sokolov, M. S. Some issues of countering threats to information constituting a military secret / M. S. Sokolov // Military law. - 2013. - No. 4. - pp. 24-40.

22. Artyukhov M.V. On the concept of the administrative and legal regime for the protection of state secrets / M. V. Artyukhov, V. M. Redkous // Law and law. - 2017. - No. 8. - pp. 105-107.

23. On military duty and military service: Feder. the law grew. Federation of March 28, 1998 No. 53-FZ: adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation March 6, 1998: approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation March 12, 1998 // Ros. gaz. - 1998. - April 2.

24. On advocacy and advocacy in the Russian Federation: Feder. the law grew. Federation of May 31, 2002 No. 63-FZ : adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation April 26, 2002: approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation on May 15, 2002 // Ros. gaz. - 2002. -June 5.

25. Redkous V.M. The concept of administrative and legal regimes established in the field of national security / V. M. Redkous // Law and state: theory and practice. - 2009. - № 12(60). - Pp. 92-95.

26. Nikolaev A.G. Permits and prohibitions as a regulatory form of disciplinary coercion // Law and the State: theory and practice. 2015. No. 5 (125). pp. 146-152.

27. Civil Society of modern Russia: Problems of implementation of constitutional rights and freedoms / A.M. Voronov, M. N. Kobzar-Frolova, V. M. Redkous, A.M. Gogolev // International Journal of Economics and Business Administration. - 2019. - Vol. 7. - No S1. - P. 243-251. - DOI 10.35808/ijeba/268 ; Public power: system, competencies / M.N. Kobzar-Frolova, E.L. Vasyanina, E.V. Vinogradova, V.M. Redkous [et al.]. - Voronezh : Publishing and Printing Center "Scientific Book", 2021. - 237 p. - ISBN 978-5-4446-1580-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.