Научная статья на тему 'Правовой режим государственной и служебной тайны в области обороны: сравнительно-правовой анализ'

Правовой режим государственной и служебной тайны в области обороны: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1209
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правовой режим информации / государственная тайна в области обороны / служебная тайна в области обороны / оборона / безопасность государства / legal regime of information / state secret in the field of defense / official secret in the field of defense / defense / state security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Константинович Балдин, Анастасия Сергеевна Балдина

В статье представлен сравнительно-правовой анализ институтов государственной и служебной тайны в области обороны. Авторы исследуют содержательные элементы рассматриваемых видов информации, выявляя различия и сходства в характеристике их правовых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Константинович Балдин, Анастасия Сергеевна Балдина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regime of state and official secrets in the field of defense: comparative legal analysis

The article presents a comparative legal analysis of the institutions of state and official secrets in the field of defense. The authors investigate the content elements of the types of information under consideration, identifying similarities and differences in the characteristics of their legal regimes.

Текст научной работы на тему «Правовой режим государственной и служебной тайны в области обороны: сравнительно-правовой анализ»

Закон и право. 2022. № 3. С. 45-49.

Law and legislation. 2022;(3):45-49.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342 95 NIION: 1997-0063-3/22-129

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-45-49 MOSURED: 77/27-001-2022-3-329

Правовой режим государственной и служебной тайны в области обороны: сравнительно-правовой анализ

Александр Константинович Балдин1, Анастасия Сергеевна Балдина2

1 2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный

университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

1 akbaldin@unn.ru

2 anastasiya.muras@mail.ru

Аннотация. В статье представлен сравнительно-правовой анализ институтов государственной и служебной тайны в области обороны. Авторы исследуют содержательные элементы рассматриваемых видов информации, выявляя различия и сходства в характеристике их правовых режимов.

Ключевые слова: правовой режим информации, государственная тайна в области обороны, служебная тайна в области обороны, оборона, безопасность государства.

Для цитирования: Балдин А.К., Балдина А.С. Правовой режим государственной и служебной тайны в области обороны: сравнительно-правовой анализ // Закон и право. 2022. № 3. С. 45—49. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2022-3-45-49.

PUBLIC LAW (STATE-LEGAL) SCIENCES

Original article

Legal regime of state and official secrets in the field of defense: comparative legal analysis

Alexander K. Baldin1, Anastasia S. Baldina2

1 2 Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia

1 akbaldin@unn.ru

2 anastasiya.muras@mail.ru

Abstract. The article presents a comparative legal analysis of the institutions of state and official secrets in the field of defense. The authors investigate the content elements of the types of information under consideration, identifying similarities and differences in the characteristics of their legal regimes.

Keywords: legal regime of information, state secret in the field of defense, official secret in the field of defense, defense, state security.

For citation: Baldin A.K., Baldina A.S. Legal regime of state and official secrets in the field of defense: comparative legal analysis // Law and legislation. 2022;(3):45—49. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-45-49.

История человечества представляет собой историю войн и военных противостоя ний. Война являлась «продолжением политики иными средствами» и в Древнем мире, и в Средние века, и в Новое, и в Новейшее время.

© Балдин А.К., Балдина А.С. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 03-2022

На протяжении всей истории развития государств их политическое руководство стремилось сохранять в глубокой тайне информацию в оборонной сфере, предпринимая для этого различные организационные, технические и правовые меры. С учетом роли и значения разведывательной деятельности в планировании военных операций, силовых вариантов решения международ-

ных споров необходимость создания юридических механизмов защиты информации военного и оборонного характера приобретает особое значение. Основным средством такой защиты, как показывает законодательная и правоприменительная практика, выступает установление особого правового режима, регулирующего доступ к определенной информации, именуемого в нормативных документах словом «тайна».

Как верно подмечено учеными, «тайна появляется на определенном этапе развития государства с целью обеспечения безопасности субъектов права (личности, корпорации (в том числе Церкви или партии), государства, общества, межгосударственных институтов)» [7, с. 143].

В целях формирования дополнительных правовых гарантий нераспространения конфиденциальных сведений в области обороны в июне 2021 г. внесены изменения в Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (далее — Закон об обороне) [2].

Суть изменений сводилась к введению в правовой оборот института «служебной тайны в области обороны» в добавление к ранее существовавшей государственной тайне в области обороны. Указанная новелла призвана способствовать ограничению распространения сведений, образующихся при осуществлении полномочий органами государственной власти, функций органами местного самоуправления и организациями по организации мероприятий в области обороны и распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий. В связи с этим в Российской Федерации официально появился новый вид конфиденциальной информации при реализации мероприятий в области обороны, которая «не дотягивает» по своим характеристикам и содержанию до государственной тайны, но при этом и не относится к категории общедоступной.

В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 172-ФЗ [3] к мероприятиям по организации обороны отнесено обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну в области обороны и служебную тайну в области обороны. Наиболее значимое же изменение касается дополнения раздела I Закона об обороне «Основы и организация обороны» новой статьей 3.1, полностью раскрывающей юридическое понятие «служебная тайна в области обороны».

Сразу же необходимо отметить, что законодатель намеренно разделил понятия «государ-

ственная тайна» и «служебная тайна» в области обороны, подчеркнув и актуализировав различия правового режима указанных сведений.

Основой дифференциации является различие в правовом регулировании рассматриваемых институтов. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, регламентируются Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (далее — Закон о государственной тайне) [4], установившим в п. 1 ст. 5 перечень сведений в военной области, составляющих государственную тайну.

Базовым для служебной тайны в области обороны, как уже было отмечено, рассматривается Закон об обороне, ст. 3.1 которого предлагает исчерпывающую юридическую характеристику правового института.

Следующим пунктом сравнительно-правового анализа целесообразно рассмотреть содержание самих рассматриваемых институтов.

Под государственной тайной в области обороны понимаются «защищаемые государством сведения в области его военной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

К государственной тайне относятся сведения: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию, о боевой и мобилизационной готовности войск и воинских формирований, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства войск, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно--конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке. Согласно действующей редакции Закона данный перечень является исчерпывающим.

Служебную тайну в области обороны составляют «сведения, которые образуются при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, функций органами государственной власти субъектов Рос -сийской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по организации и выполнению мероприятий в области обороны, распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий». Закон об обороне не устанавливает напрямую перечень сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, формулируя ее состав при помощи отсылочной нормы.

Так, согласно п. 2 ст. 3.1 Закона об обороне перечень сведений, отнесенных к служебной тайне в области обороны, содержит не отнесенные в установленном порядке к государственной тайне и не являющиеся общедоступными сведения о мероприятиях в области обороны, определенных ст. 2 настоящего Федерального закона.

В упоминаемой ст. 2 содержится на данный момент 15 мероприятий по организации обороны, причем перечень сформулирован как открытый.

Таким образом, перечень сведений, отнесенных к служебной тайне в области обороны, несомненно, представляется более широким, нежели перечень сведений, отнесенных к государственной тайне в области обороны. Различия наблюдаются и в способах фиксации сведений, отнесенных к тому или иному виду тайн в области обороны: при помощи закрытого перечня (государственная тайна в области обороны) и открытого перечня (служебная тайна в области обороны).

Различия в правовых режимах сведений, относимых к рассматриваемым видам тайн в области обороны, четко проявляются и в субъектах, уполномоченных определять, какие виды сведений могут быть отнесены к тому или иному виду тайны. Так, согласно пунктам 2, 3 ст. 4 Закона о государственной тайне утверждение Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, относится к полномочиям Президента РФ [5], на утверждение указанный Перечень представляет Правительство РФ.

Кроме того, глава государства совместно с Правительством определяют перечни должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне.

В отличие от института государственной тайны в области обороны правом на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, и определение перечней сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, а также их утверждение принадлежит руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Несмотря на четкую регламентацию перечня сведений, составляющих государственную тайну в области обороны посредством принятия подзаконного акта Президента, в правовой системе отсутствует единый нормативный документ, устанавливающий исчерпывающий перечень сведений, отнесенных к служебной тайне в области обороны.

Пункт 2 ст. 3.1 Закона об обороне лишь указывает, что перечень сведений, отнесенных к служебной тайне в области обороны, содержит не отнесенные в установленном порядке к государственной тайне и не являющиеся общедоступными сведения о мероприятиях в области обороны, определенных ст. 2 данного Закона.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание конституционно-правовой статус органов власти, обладающих полномочиями по отнесению сведений к различным видам тайн в области обороны, отметим, что степень конфиденциальности государственной тайны в области обороны несравненно выше, чем у служебной тайны в области обороны.

Данное обстоятельство, в свою очередь, оказывает влияние на дифференциацию в регламентации юридической ответственности за разглашение сведений, отнесенных к какому-либо виду тайны в области обороны.

Правовая регламентация порядка обращения со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну в области обороны, осуществляется по-разному. Отношения, возникающие в связи с засекречиванием или рассекречиванием сведений, отнесенных к государственной тайне в области обороны, распоряжением

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 03-2022

указанными сведениями, регулируются законом «О государственной тайне».

Порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны, определяется постановлением Правительства РФ [6].

На основании ст. 26 Закона о государственной тайне, п. 8 ст. 3.1 Закона об обороне предусматриваются меры юридической ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную и служебную тайну в области обороны соответственно. При этом следует отметить различие в степени детализации регламентации видов ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, и лиц, допустивших разглашение сведений, составляющих служебную тайну в области обороны.

Так, Закон о государственной тайне прямо называет виды ответственности, предусмотренные за разглашение сведений, отнесенных к государственной тайне: уголовная, административная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность.

Закон об обороне такое раскрытие видов ответственности не содержит, ограничиваясь общей декларацией мер юридического воздействия: «лица, допустившие разглашение сведений, составляющих служебную тайну в области обороны... несут предусмотренную законодательством ответственность».

С учетом формулировки п. 8 ст. 3.1 упомянутого Закона речь идет об административной ответственности (глава 13 КоАП РФ [1] предусматривает составы административных правонарушений в области информации, в частности, статьи 13.13, 13.14) и дисциплинарной ответственности (поскольку допустить разглашение сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, могут лица, получившие доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей).

Подводя итог сравнительно-правовому анализу институтов государственной и служебной тайны в области обороны, необходимо отметить, что, помимо очевидных различий в содержании их правового режима, можно выделить и общие черты, свойственные как государственной, так и служебной тайне в области обороны.

Во-первых, содержание рассматриваемых видов тайн составляют сведения и информация оборонного характера, что создает условия для возможного объединения указанных институтов

в единое понятие — «военная тайна» с дальнейшим его закреплением в законодательстве.

Во-вторых, и государственная тайна, и служебная тайна в области обороны являются информацией ограниченного доступа и не подлежит разглашению. Лица, получившие доступ к информации, содержащей сведения, составляющие государственную и служебную тайну в области обороны, в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, обязаны соблюдать конфиденциальность такой информации и не разглашать указанные сведения, а также обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений.

В-третьих, распространение сведений, составляющих государственную и служебную тайну в области обороны, может нанести вред при выполнении мероприятий в области обороны.

И, наконец, общими видами юридической ответственности за разглашение сведений, отнесенных к государственной тайне в области обороны и служебной тайне в области обороны, являются административная и дисциплинарная (служебная) ответственность.

Список источников

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 196-ФЗ // http://www.consultant.ru/ <1оситеМ/сош_<1ос_ЬЛ,^82959/

2. Об обороне: Федеральный закон РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ // http://www.consultant.ru/ <1оситеЩ/сош_<1ос_ЬЛ,^82959/

3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороне»: Федеральный закон РФ от 11.06.2021 № 172-ФЗ // http: //www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/

4. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/

5. Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/

6. Об утверждении Правил обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны: Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052 // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

7. Зеленов М.В. Военная и государственная тайна в РСФСР и СССР и их правовое обеспечение (1917 — 1991 гг.) // Ленингр. юрид. журнал. 2012. № 1. С. 143—159.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

References

1. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation № 196-FZ of 30.12.2001 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/

2. On Defense: Federal Law of the Russian Federation № 61-FZ of 31.05.1996 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_ 82959/

3. On Amendments to the Federal Law «On Defense»: Federal Law of the Russian Federation № 172-FZ of 11.06.2021 // http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

4. On state secrets: Law of the Russian Federation № 5485-1 of 21.07.1993 // http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

5. On approval of the list of information classified as a state secret: Decree of the President of the Russian Federation № 1203 dated 30.11.1995 // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_82959/

6. On approval of the Rules for Handling information constituting official secrets in the field of defense: Decree of the Government of the Russian Federation № 2052 dated 11/26/2021 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/

7. Zelenov M. V. Military and state secrets in the RSFSR and the USSR and their legal support (1917 — 1991) // Leningrad Law Journal. 2012. № 1. Pp. 143—159.

Информация об авторах

Балдин А.К. — кандидат юридических наук Балдина А.С. — кандидат юридических наук

Information about the authors

Baldin A.K. — candidate of law Baldina A.S. — candidate of law

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.01.2021; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 24.01.2021; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

LAW & LEGISLATION • 03-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.