ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Чупрова Ю.Н.
АО ЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», преподаватель кафедры государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин
[email protected] Лебедев СИ
АО ЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»,
студент Факультета права [email protected] Черджиев В.Э.
ФГБОУ ВО «Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова»,
студент Юридического факультета [email protected]
К ВОПРОСУ О ВОЗРОЖДЕНИИ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА В XXI ВЕКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ
Аннотация , в настоящей статьей проведен анализ разновидностей тоталитарного политического режима: коммунизм, фашизм, исламский фундаментализм. На основе анализа сделаны выводы о возможном возрождении в XXI в. тоталитарного режима при организации системы управления в современных государствах.
Ключевые слова: политический режим, коммунизм, фашизм, исламский фундаментализм
Введение. В период всеобщей информатизации во всех сферах устанавливается контроль за жизнедеятельностью граждан, например, в г. Москве внедрена современная система безопасности и фиксации правонарушений. Обеспечение эффективности указанной системы обусловлено сетью камер наружного наблюдения на улицах столицы, а также реализуемым проектом «Зеленый цифровой коридор пассажира». Отмеченный проект позволяет оплачивать проезд в метро на основе цифрового профиля пассажира, связанного с Единой биометрической системой [5].
Введенные меры помогают правоохранительным органам при осуществлении деятельности по предотвращению и оперативному раскрытию преступлений, а также создают условия для более комфортного пользования, в частности, московским транспортом. Однако используемые способы регулирования отдельных направлений можно расценить, как шаги к контролю частной жизни человека и общества в целом, что является одним из главных признаков тоталитарного государства.
Основная часть. На данном этапе исследования остановимся на рассмотрении понятия «тоталитарное государство», а также на изучении критериев, которые позволяют отнести конкретный политический режим к тоталитарному.
В современной юридической литературе термин «политический режим» трактуется как организация государственной власти, фактически проявляемая в процессе ее действительного функционирования [3]. При проведении системного анализа мнений исследователей [1, 6, 9] можно сделать вывод, что политический режим — функционирование в рамках политической системы общества определенных властных структур, преследующих цель стабилизации данной системы с помощью различных специфических методов и опирающихся на интересы определенных социальных групп.
В доктрине сегодня выделяют три вида политического режима в зависимости от способов и методов достижения государственных и управленческих целей: демократический, авторитарный, тоталитарный.
Разграничение перечисленных режимов основано на ряде критериев, которые выделены в теории [7] и представлены в таблице 1. Обратим особое внимание на три разновидности тоталитарного режима, указанные на рисунке 1, и рассмотрим мнения исследователей об особенностях и основных чертах коммунизма, фашизма и исламского фундаментализма.
Та 6.1 и ца 1
Классификация политических режимов: пришаки и вилы
Демократический Авторитарный Тоталитарный
• народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти; • свобода в экономической сфере: • реальная гарантнрованность прав и свобод человека и гражданина: • принцип разделения властей: • выборность и сменяемость органов государственной власти; • децентрализация государственной власти; • учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений: • политический плюрализм: • наличие легальной оппозишш. • власть элиты не ограничена законом; • народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты; • в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются; • имеются сферы, свободные от политического контроля, - экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества: • устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами; • принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя. • на государственном уровне введена единая общая официальная идеология: • нетерпимость ко всякому инакомыслию: • монополия на информацию, введение государственной цензуры: • подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения; • слияние государственного и партийного аппарата: • жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма); • упразднение местного самоуправления; • отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.
И.Д. Третьяков и А.И. Шафоростов [8] при оценке исторических предпосылок коммунизма и его основных целей проводят анализ проблематики через два ключевых вопроса. Во-первых, об освобождении человека от сковывающих его рамок социального, экономического, политического характера для абсолютной свободы, достижение которой невозможно при наличии государственности. Во-вторых, при ответе на вопрос о том, на что нацелен труд человека, исследователи указывают на перманентную созидательную деятельность по созданию условий для формирования «человека совершенного», которую нельзя рассматривать в качестве итоговой цели совместного развития государства и общества. Таким образом, коммунизм можно отнести к философским политическим течениям, но не к разновидностям тоталитарного режима, приемлемого для государственного устройства в современных реалиях.
Отмеченная концепция абсолютной свободы, на которую нацелен коммунизм как философское политическое течение, полностью отрицается сторонниками правого тоталитаризма, т.е. фашизма. Один из крупнейших идеологов фашизма Джованни Джентиле в своих трудах [4], проводит линию размышлений об обязательном ограничении личной свободы индивида через территориальную и политическую привязку к государству и тем самым определяет неразрывный синтез между страной и ее населением.
Однако в условиях современной глобализации, несмотря на юридическую связь граждан и подданных с государством, условия жизни и деятельности существенно изменились с момента перехода к постиндустриальному обществу с высоким уровнем мобильности человека. Сегодня значительная доля трудового ресурса не привязана к определенной территории в связи с активным развитием сферы услуг. Подводя итог
73
размышлений о фашизме, как перспективном устройстве государства, необходимо отметить возможность соблюдения условий политической и юридической привязки населения к государству, однако обязательные территориальные ограничения индивида, характерные для фашистского режима, на данном этапе развития общества остались в рассуждениях философов-идеалистов. _
тоталитаризм
ш л
левый
тоталитаризм
ш ш
с \
коммунизм
к ш
религиозный тоталитаризм
исламский фундаментализм
г
правый
тоталитаризм
>
С >
фашизм
>
Рисунок 1. Разновидности тоталитарного режима
В процессе глобализации общество сталкивается с проблемами трансформации основных сфер жизнедеятельности, которые религиозные фундаменталисты предлагают решать посредством возвращения к культурному и мировоззренческому феномену религиозного государства [2]. Особенности отмеченного политического устройства сводятся к замещению правовых норм религиозными канонами. Однако обязательное следование религиозным правилам создает опасность для политических волнений, поскольку сегодня на территории одного государства может проживать население, состоящее из разных конфессиональных объединений, а также сторонников атеизма. Исходя из этого, религиозный тоталитаризм, как основа политического устройства государства, является бесперспективным.
Заключение. Подводя итог размышлениям по вопросу о возрождении в XXI в. тоталитарного режима в одной из трех его разновидностей, отметим отсутствие обоснованных причин для внедрения в современном обществе идеологических задач и базовых ценностей, характерных для коммунизма, фашизма и исламского фундаментализма. Несмотря на то, что современных государствах при организации управленческой структуры применяются инструменты контроля и ограничения свободы, их необходимо расценивать как основу обеспечения безопасности и достижения иных государственных целей.
Литература:
1. Белозеров А.С. Политические режимы// Типология государства и генезис развития социальной идеи. Вопросы теории и практики: Сборник статей/ Под ред. В.Ю. Голубовского. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. С. 48-63.
2. Волобуев А.В. Идеологическая основа исламского фундаментализма// Гуманитарный вестник, 2018. № 10(72). С. 1-10.
3. Грачев Н.И. Политические режимы: к вопросу о содержании понятия и основаниях классификации// Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2019. № 6(131). С. 20-27.
4. Джентиле Дж. Философские основы фашизма. URL: https://traditio.wiki/% (дата обращения: 27.06.2024).
5. Зеленый коридор для пассажира// Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета (официальный печатный орган Министерства транспорта РФ). URL: https://transportrussia.ru/razdely/it-tekhnologii/8852-zelenyj-koridor-dlya-passazhira.html (дата обращения: 20.06.2024).
6. Коленчук М.В. Политический режим в современной России// Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века, 2019. № 13. С. 380-382.
7. Теория государства и права: учебник/ Л.А. Морозова. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. С. 78-79.
8. Третьяков И.Д., Шафоростов А.И. Исторические перспективы идеи коммунизма // Известия Лаборатории древних технологий, 2019. № 1(30). С. 267-277.
9. Чернова Э.Р. Недемократические политические режимы// Интеграция наук, 2018. № 4(19). С. 305-307.
References:
1. Belozerov A.S. Politicheskie rezhimy// Tipologiya gosudarstva i genezis razvitiya social'noj idei. Voprosy teorii i praktiki: Sbornik statej/ Pod red. V.YU. Golubovskogo. - M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2018. S. 48-63.
2. Volobuev A.V. Ideologicheskaya osnova islamskogo fundamentalizma// Gumanitarnyj vestnik, 2018. № 10(72). S. 1-10.
3. Grachev N.I. Politicheskie rezhimy: k voprosu o soderzhanii ponyatiya i osnovaniyah klassifikacii// Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii, 2019. № 6(131). S. 2027.
4. Dzhentile Dzh. Filosofskie osnovy fashizma. URL: https://traditio.wiki/% (data obrashcheniya: 27.06.2024).
5. Zelenyj koridor dlya passazhira// Vserossijskaya transportnaya ezhenedel'naya informacionno-analiticheskaya gazeta (oficial'nyj pechatnyj organ Ministerstva transporta RF). URL: https://transportrussia.ru/razdely/it-tekhnologii/8852-zelenyj-koridor-dlya-passazhira.html (data obrashcheniya: 20.06.2024).
6. Kolenchuk M.V. Politicheskij rezhim v sovremennoj Rossii// Nauchno-obrazovatel'nyj potencial molodezhi v reshenii aktual'nyh problem XXI veka, 2019. № 13. S. 380-382.
7. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik/ L.A. Morozova. 4-e izd., pererab. i dop. - M.: Eksmo, 2010. S. 78-79.
8. Tret'yakov I.D., SHaforostov A.I. Istoricheskie perspektivy idei kommunizma // Izvestiya Laboratorii drevnih tekhnologij, 2019. № 1(30). S. 267-277.
9. CHernova E.R. Nedemokraticheskie politicheskie rezhimy// Integraciya nauk, 2018. № 4(19). S. 305-307.
ON THE QUESTION OF THE REVIVAL OF THE TOTALITARIAN REGIME IN THE 21ST CENTURY: HISTORICAL BACKGROUND AND MODERN CONDITIONS
Chuprova Yu.N.
JSC CHU VO "Moscow University of Finance and Law MFUA", lecturer at the Department of Public Law and Financial Law Disciplines
[email protected] Lebedev S.I.
JSC CHU VO "Moscow University of Finance and Law MFUA", student of the Faculty of Law
Cherdzhiev V.E.
Lomonosov Moscow State University, student of the Faculty of Law [email protected]
Abstract: this article analyzes the varieties of totalitarian political regime: communism, fascism, Islamic fundamentalism. Based on the analysis, conclusions are drawn about the possible revival of the totalitarian regime in the XXI century in the organization of the management system in modern states.
Keywords: political regime, communism, fascism, Islamic fundamentalism
Для цитирования: Чупрова Ю.Н., Лебедев С.И., Черджиев В.Э. К вопросу о возрождении тоталитарного режима в XXI веке: исторические предпосылки и современные условия// Архонт, 2024. № 3(42). С. 72-76.