Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРАКТИКИ КЛЕЙМЛЕНИЯ ДОСПЕХА В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ЗЕМЛЯХ'

К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРАКТИКИ КЛЕЙМЛЕНИЯ ДОСПЕХА В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ЗЕМЛЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСПЕХ / КЛЕЙМА / ИНСБРУК / СТАЛЬ / МЕТАЛЛ / ТЕХНОЛОГИЯ / МАСТЕРА / ПЛАТТНЕРЫ / ТРЕЙЦ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богданов Андрей Евгеньевич

При описании европейских доспехов наличие клейм является одним из основных атрибуционных признаков. Однако, имея дело с доспехами, произведенными вплоть до второй половины XV столетия, исследователи неминуемо сталкиваются с проблемой, что практика клеймления продукции существовала в это время исключительно в Италии. Целью статьи является уточнение обстоятельств появления доспешных клейм вне Италии, что можно по праву считать одним из поворотных моментов в истории европейского оружейного дела. В статье обрисовывается общий контекст существования и взаимодействия итальянской и немецкой оружейных школ XV века. На основании анализа предметов защитного вооружения, созданных в немецких землях, в статье продвигается тезис о зарождении практики клеймления в немецких княжествах ранее 1460-х годов, что дополняет данную Аланом Вильямсом картину. Возникновение практики клеймления доспеха в немецких землях закономерно и неразрывно связывается с технологией производства и обработки железа, с использованием высоких печей и водных потоков. В этой связи в статье рассматривается фигура инсбрукского мастера итальянского происхождения Конрада Трейца Старшего, который привнес технологические новшества в изготовление немецкого доспеха. На основании анализа письменных источников значение Инсбрука как передового оружейного центра того времени связывается с развитием технологии изготовления металла и появлением практики клеймения. В заключение в статье постулируется, что, начиная с середины XV века, в Инсбруке под патронатом герцогской власти формируются мастерские и круг мастеров, способных изготавливать высококачественный, сравнимый по своим свойствам с итальянским, доспех. Месторасположение производства, весьма вероятно, обуславливалось осознанной необходимостью использования энергии воды как для полировальных мельниц и молотов, так и для самого производства высококачественного металла. Таким образом, сочетание патроната, природных факторов и привнесенной итальянской технологии закалки в Инсбруке становится основой для появления клеймёного доспеха из высококачественного металла в немецких землях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРАКТИКИ КЛЕЙМЛЕНИЯ ДОСПЕХА В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ЗЕМЛЯХ»

А. Е. Богданов

К вопросу о возникновении практики клеймления доспеха в немецкоязычных землях On the Origin of Armour-marking in the German-speaking Lands

Богданов Андрей Евгеньевич - младший научный сотрудник отдела «Арсенал», хранитель коллекции западноевропейского оборонительного оружия, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия).

Andrey E. Bogdanov - Junior researcher of the "Arsenal" Department Curator of the west-european armour collection, The State Hermitage Museum (St. Petersburg, Russia).

pereswetstation@yandex. ru

Аннотация: При описании европейских доспехов наличие клейм является одним из основных атрибуционных признаков. Однако, имея дело с доспехами, произведенными вплоть до второй половины XV столетия, исследователи неминуемо сталкиваются с проблемой, что практика клеймления продукции существовала в это время исключительно в Италии.

Целью статьи является уточнение обстоятельств появления доспеш-ных клейм вне Италии, что можно по праву считать одним из поворотных моментов в истории европейского оружейного дела.

В статье обрисовывается общий контекст существования и взаимодействия итальянской и немецкой оружейных школ XV века. На основании анализа предметов защитного вооружения, созданных в немецких землях, в статье продвигается тезис о зарождении практики клеймления в немецких княжествах ранее 1460-х годов, что дополняет данную Аланом Вильямсом картину.

Возникновение практики клеймления доспеха в немецких землях закономерно и неразрывно связывается с технологией производства и обработки железа, с использованием высоких печей и водных потоков. В этой связи в статье рассматривается фигура инсбрукского мастера итальянского происхождения Конрада Трейца Старшего, который привнес технологические

новшества в изготовление немецкого доспеха. На основании анализа письменных источников значение Инсбрука как передового оружейного центра того времени связывается с развитием технологии изготовления металла и появлением практики клеймения.

В заключение в статье постулируется, что, начиная с середины XV века, в Инсбруке под патронатом герцогской власти формируются мастерские и круг мастеров, способных изготавливать высококачественный, сравнимый по своим свойствам с итальянским, доспех. Месторасположение производства, весьма вероятно, обуславливалось осознанной необходимостью использования энергии воды как для полировальных мельниц и молотов, так и для самого производства высококачественного металла. Таким образом, сочетание патроната, природных факторов и привнесенной итальянской технологии закалки в Инсбруке становится основой для появления клеймёного доспеха из высококачественного металла в немецких землях.

Ключевые слова: доспех, клейма, Инсбрук, сталь, металл, технология, мастера, платтнеры, Трейц.

Abstract: Master mark is one of the main basics for the correct attribution of the European armour. However, on studying the armour suits, manufactured before the second half of the 15 th century, scholars are inevitably faced with the problem that no country saving Italy practiced armour marking in that time.

The aim of the article is to point out and trace the origin of armour marking outside of Italy, and it can be rightfully considered as a turning point in the history of the European armour manufacturing.

The author describes the backstory of existence and interconnections of Italian and German gunsmith schools in the 15th century. On the grounds of the analysis of armour suits, made in the German-speaking lands, he proposes a thesis that the practice of armour marking in the German dukedoms started earlier than in 1460-ies, and this fact supplements the sight presented by Allan Williams.

The origin of armour marking practice in the German-speaking lands is naturally and inseparably connected with the technology of iron production and processing due to using high furnaces and water streams. In this vein an Innsbruck master of Italian origin Conrad Treyz the Elder comes to the carpet, as it was he

who introduced technological innovations to the German armour manufacturing. Analyzing primary sources, the author links the role of Innsbruck as a lading gunsmith center of that time with the development of iron production technology and the emergence of armour marking practice.

At the end of the article A. Bogdanov states that from the middle of the 15 th century on in Innsbruck under the duke patronage the work houses and set of craftsmen capable to manufacture high quality armour comparable in their properties with the Italian pieces had appeared. The location of manufacture was probably determined by the felt-need of water energy appliance both for polishing mills and hammers and for the production of high quality metal itself.

Thus, the combination of the patronage, nature factors, and adopted Italian hardening technology in Innsbruck laid the basis for the emergence of marked armour, produced of high quality metal in the German-speaking lands.

Keywords: armour suit, master mark, Innsbruck, steel, metal, technology, craftsmen, the plattners, Treyz.

Область исторического оружиеведения, занимающаяся изучением западноевропейского доспеха, получила развитие в конце XIX века вместе с появлением журнала «Изучение оружия и костюма» (Waffen- und Kostümkunde-1. Толчком послужили труды В. Бехайма, который опубликовал и систематизировал значительный блок связанных с развитием доспеха источников, касающихся мастеров и мест производства доспеха, а также дал общее описание развития форм доспеха (Boeheim 1890; Boeheim 1891, 165227; Boeheim 1895, 364-399; Boeheim 1897). Его труды сделали возможным расширение и уточнение предложенных им эволюционных схем, породив целое научное направление.

Работы других авторов, вышедшие во второй половине XX века и дающие общее описание развития западноевропейского доспеха, расширяют заложенную В. Бехаймом основу, следуя в рассмотрении эволюции доспеха тем же фундаментальным принципам: изменение формы доспеха связывается с развитием наступательного вооружения, тактики боя, развитием искусства

и эстетической мысли (Blair 1959; Oakeshott 1999). Этот абсолютно верный подход позволяет построить точную и рациональную картину эволюции форм доспеха. Однако некоторые аспекты остаются неисследованными или исследованными недостаточно. Комплекс исследований о методах производства металла, а также публикация и аналитика новых, не введенных до этого в научный оборот материалов, позволяют нам с уверенностью говорить о процессах и тенденциях, повлиявших на развитие искусства изготовления доспеха.

Цель статьи - уточнить взаимосвязи и указать обстоятельства появления доспешных клейм вне Италии (один из ключевых поворотов в истории развития европейского доспеха).

Клейма на доспехах при их атрибуции являются основным подспорьем любого специалиста. Однако, имея дело с неитальянским производством вплоть до второй половины XV столетия, исследователи неминуемо сталкиваются с проблемой, когда практика клеймления продукции еще не использовалась в это время нигде, кроме Италии. Такое положение дел было непосредственно связано со спецификой итальянского экспорта: клейма служили для итальянских мастеров своеобразным знаком качества, известным широко за пределами их центра производства. Это позволяло покупателям доспеха быть уверенными в качестве и подлинности покупаемого товара, а мастерам - продавать большие объемы доспехов, экспортируя их далеко за пределы итальянского полуострова1. Залогом спроса на итальянский доспех, помимо его эстетического совершенства, становилось отменное качество металла, позволявшее успешно закаливать пластины доспеха и известное по множеству сохранившихся образцов (Williams 2002, 68-202). Сама практика успешной закалки доспехов вплоть до второй половины XV века была прерогативой итальянцев (Указ. соч., 60-202). Удачное географическое положение Северной Италии, близость к широким каналам реализации продукции по Средиземному морю, развитое, ориентированное в том числе на внешний рынок производство, опирающееся на механизацию и силу воды, - вот некоторые отличительные признаки производства доспеха в Италии.

1 Об итальянском доспешном ремесле, клеймах и оружейниках см. (Vignola 2017).

Производившие доспех южнонемецкие2 города достигли сравнимого с итальянским качества лишь ко второй половине - концу XV столетия. Свидетельством нового, недостижимого до этого качества южнонемецкой продукции и работы на широкий экспорт становится практика клеймления, распространившаяся в кругу немецких мастеров. Говоря о применении клейм в немецкоязычных городах и, соответственно, об экспорте доспеха, мы можем полагать, что начало этого процесса относится к 1450-1460 годам для Инсбрука, к 1480-м - для Аугсбурга, после 1500 года - для Нюрнберга и Ландсхута (Williams 2002, 333)3. В этой связи в рамках рассматриваемой темы Инсбрук середины XV века и работавшие в нем мастера представляют для нас особенный интерес.

В вопросе о появлении клейм на немецком доспехе в середине XV века стоит отдельно рассмотреть ряд предметов, относящихся, по всей видимости, к неитальянскому производству, при этом несущих на себе клейма. Разумеется, речь идет о предметах, датируемых временем до 1450 года. Самый известный из таких предметов - кираса из Глазго4. Она представляет собой состоящую из передней и задней половин защиту корпуса обычной для такого типа доспеха компоновки и может быть отнесена к типу 5 по классификации автора (Богданов 2018b, 5). Нагрудник обладает характерной для немецкой традиции геометрией и имеет широкие аналогии в изобразительном искусстве5 (Илл. 1, 2).

2 Под «немецкими» здесь понимаются города и мастера, говорившие на немецком языке, то есть это территории, находящиеся в составе современной Австрии.

3 Вильямс говорит о начале практики использования клейм в немецких городах, начиная с 1450 года, имея в виду нижнюю границу датировки рукавиц с маркой Конрада Трейца (Williams 2002, 463; Bruno, Gamber 1954, 17, №3). Стоит оговориться, что ситуация с этими рукавицами и изготовившим их мастером является уникальной и не означает сама по себе использования клейм на немецкой земле вне Инсбрука и мастерской Трейцев. Подробнее об этом см. (Богданов 2018а, 3-4).

4 Kelvingrove Art Gallery and Museum. ID Number: A.1981.40.a

http://collections.glasgowmuseums.com/mwebcgi/mweb?request=record;id=152414;tvpe=101

5 См., например:

Надгробие Арнольда фон Розенберга. Ок. 1445-1450. Evangelische Kirche Boxberg-Wölchingen;

Илл. 1. Миниатюра из: Deutsche Historienbibel, altes und neues Testament. Hagenau, [um 1430]. Ms. ULB Darmstadt Hs 1; fol. 182v.

Universitäts- und Landesbibliothek Darmstadt. CC0

Илл. 2. Миниатюра из: Deutsche Historienbibel, altes und neues Testament. Hagenau, [um 1430]. Ms. ULB Darmstadt Hs 1; fol. 182v. Фрагмент

Universitäts- und Landesbibliothek Darmstadt. CC0

Известны очень похожие друг на друга статуи Сигизмунда Люксембургского6: одна находится в Ульмском музее (Илл. 3), другая - в Ульмской городской ратуше (Илл. 4). Первая практически в точности воспроизводит сохранившийся артефакт, вторая отходит от него дальше, оставаясь в рамках того же типа. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что кираса относится к немецкой доспешной традиции. Клеймо, находящееся в верхней части нагрудника, по устному утверждению

Конрад фон Фризах. Битва между Ираклием и сыном Хосроя. 1450-1460. Инв. № 000902. Institut für Realienkunde - Universität Salzburg, https://realonline.imareal.sbg.ac.at/en/detail/nr-000902/;

Миниатюра из: Hl. Florian. Bildinitiale D, Meister Michael. Wien, 1448. Österreichische Nationalbibliothek; cod. 1767; fol. 134r.

6 Сигизмунд I Люксембург (нем. Siegmund; 15 февраля 1368[2], Нюрнберг или Прага — 9 декабря 1437, Зноймо, Моравия) — курфюрст Бранденбурга с 1378 по 1388 и с 1411 по 1415 годы, король Венгрии с 1387 года, король Германии (римский король) с 20 сентября 1410 года; король Чехии с 16 августа 1419 по 7 июня 1421 года (коронация 28 июля 1420 года (1-й раз), с 16 августа 1436 (2-й раз)); король Ломбардии с 25 ноября 1431 года, император Священной Римской империи с 3 мая 1433 года.

Т. Кэпвелла7, имевшего возможность подробно ознакомиться с кирасой из Глазго, было нанесено в XIX веке и является результатом попытки увеличить ценность изделия.

Илл. 3. Ганс Мульчер. Sigismund von Илл. 4. Ганс Мульчер. Sigismund as

Luxemburg as King of Hungary. Ок. 1427-1430. King of Bohemia. 1427-1430.

Инв. № 1914.3232D. Ulmer Museum. Рисунок Ulm Town Hall. Рисунок

7 Не имея до сих пор возможности непосредственного ознакомления с предметом, мы полагаемся на мнение заслуженного коллеги.

Остальные несущие клейма предметы - шлемы различной конструкции, стиля и времени производства. Один из самых известных из них - бикок из Фюрстенвальде (Engel 1900, 402; Muller, Kunter 1984, 133, 257, № 22) (Илл. 5).

Такой тип шлема хорошо известен по немецким изображениям, что позволяет отнести его к памятникам немецкого производства8. Место его обретения и исторического хранения - город Фюрстенвальде в земле Бранденбург, также

свидетельствует в пользу его немецкого изготовления. Являясь единственным в своем роде сохранившимся шлемом такого типа, хоть и близкого итальянским шлемам армэ, но отличающимся от них стилистически, бикок из Фюрстенвальде является уникальным и очень ценным для науки предметом. Совокупность приведенных факторов позволяет, вслед за предыдущими исследователями (Müller, Kunter 1984, 257), однозначно атрибутировать его как немецкий, относящийся ко времени около 1430 года на основании изобразительных аналогий9 (Илл. 6, 7). Клейма на шлеме выполнены в форме небольших треугольных щитов с крестами и

8 См., например:

Manuscript GNM Hs998 History of the Trojan War, Folio 245v.

http://manuscriptminiatures.com/5874/23362/;

Manuscript ULB Darmstadt Hs 1 Historienbibel Folio 050r.

9 См., например:

Миниатюра из: Zürich Zentralbibliothek ZBZ Rh. hist. 33b Kriegstechnik Folio 99. http://manuscriptminiatures.com/4880/10054/;

Миниатюра из: Germanisches Nationalmuseum Hs998 History of the Trojan War Folio 193v. http://manuscriptminiatures.com/5874/23349/; Morgan Library M.230 Biblia pauperum Folio 004v. http://manuscriptminiatures.com/4616/12823/.

Илл. 5. Шлем. Deutsches Historisches Museum Inv. W 1012, 12.60. Рисунок

существенно разнятся с принятой в Италии традицией клеймления доспехов (Muller, Kunter 1984, № 22). Таким образом, мы имеем дело с ранним примером клеймления немецкого доспеха.

Илл. 6. Миниатюра из: Deutsche Historienbibel, altes und neues Testament. Hagenau, [um 1430]. Ms. ULB Darmstadt Hs 1; fol. 144r.

Universitäts- und Landesbibliothek Darmstadt. CC0

Илл. 7. Миниатюра из: Deutsche Historienbibel, altes und neues Testament. Hagenau, [um 1430]. Ms. ULB Darmstadt Hs 1; fol. 144r. Фрагмент

Universitäts- und Landesbibliothek Darmstadt. CC0

Другими предметами с примерами ранних клейм являются шлемы-бацинеты10. Первые три принадлежат к типу, имеющему множество аналогий как в изобразительном искусстве11, так и в сохранившихся в металле образцах12. Их отличительные черты - округлая форма купола и лобное крепление забрала - позволяют предполагать их немецкое происхождение.

10 Автор выражает благодарность Augusto Boer Bront за указание на эти предметы и помощь в работе над статьей.

11 См., например:

Миниатюра из: Bayerische Staatsbibliothek BSB Cgm 5 Weltchronik in Versen Folio 085v. http://manuscriptminiatures.com/5434/17858/;

Миниатюра из: Bibliothèque Nationale Manuscript BNF Français 343 Queste del Saint Graal / Tristan de Léonois Folio 29. http://manuscriptminiatures.com/queste-del-saint-graal-tristan-de-leonois-francais/121/;

Надгробие Рудольфа фон Заксенхаузена (Rudolf von Sachsenhausen) Франкфурт-на-Майне, церковь св. Бартоломея.

12 См., например:

Deutsches Historisches Museum, Berlin, W612 и W975 (изображение в (Goll 2014, №№ 1504, 2023));

Musee de Valere, Sion - MV30 (изображение (Goll 2014, № 1561)).

По внешним признакам на основании изобразительных аналогий их можно отнести ко второй половине XIV - началу XV века. Бацинет с височным креплением забрала с большей вероятностью может являться предметом итальянского экспорта. Впрочем, его немецкое или внеитальянское происхождение также нельзя исключать. Бацинеты этой классической формы хорошо известны по примерам из изобразительного искусства13 и сохранившимся образцам14. Таким образом, мы видим, что три из четырех шлемов с высокой степенью вероятности были произведены вне Италии. Дополнительным аргументом в пользу такого происхождения может послужить манера клеймления и сами клейма, мало схожие с итальянскими образцами.

Так или иначе, перед нами ряд боевых оголовий, несущих на себе клейма и являющихся, вероятно, примерами неитальянского ремесла до 1450 года. Наличие этих предметов, никак не отмеченное у Вильямса, казалось бы, опровергает высказанные им тезисы. Однако следует порассуждать об этом подробнее.

Нам кажется неслучайным, что все примеры этого раннего клейменого доспеха представляют собой или шлемы, или, если мы все-таки признаем подлинность клейма на кирасе из Глазго, прикрытие корпуса. Этот момент, могущий показаться на первый взгляд несущественным, позволяет примирить наличие клейменых артефактов с теорией Вильямса. Дело в том, что в отличие от доспеха для конечностей, прикрытие головы и корпуса могло выполняться из более толстого металла, так как его расположение практически на одной оси с центром тяжести человеческого тела не мешало сражаться в той степени, как это было бы в случае тяжелых доспехов для конечностей. Эта чисто практическая сторона, хорошо известная всем современным носящим доспехи практикам, может быть легко

13 См., например:

Миниатюра из: British Library BL Additional 23145 Folio 36;

Миниатюра из: Bayerische Staatsbibliothek BSB Cgm 3 Speculum humanae salvationis Folio 016r. http://manuscriptminiatures.com/5420/17748/.

14 См., например, Musee de l'Hotel de Ville, le Landeron (изображение в (Goll 2014, № 1529)).

проиллюстрирована с опорой на сохранившиеся комплекты доспеха (Giumlia-Mair, Williams 2004, 407). Кроме того, голова и корпус, как наиболее уязвимые для атак копьем в конном строю, всегда подвергались наибольшей опасности, поэтому их защита являлась приоритетной задачей. К тому же в условиях средневековой медицины ранение в эти зоны легко могло привести к летальному исходу, даже если обладатель доспеха не был бы убит сразу. Эти факторы вместе позволяют заключить, что легкость прикрытия головы и корпуса хоть и была желательна, но не являлась первейшей задачей для мастеров-доспешников. Приоритет отдавался надежности защиты, что давало немецким мастерам возможность конкурировать в производстве шлемов (и, возможно, корпусной защиты) с итальянскими. Необходимость делать изделия из толстого металла если и не становилась преимуществом, то ставила немецкие изделия в один ряд с итальянскими.

Таким образом, мы видим, что тезис Вильямса о начале производства клейменого доспеха в немецких землях с середины XV века может быть скорректирован. Однако известные нам образцы не отменяют в целом верности его концепции с той поправкой, что мы можем говорить о системном изготовлении всех элементов доспеха, а не только шлемов. Шлемы же, по всей видимости, клеймились и экспортировались и ранее, однако масштаб этого процесса, судя по количеству сохранившихся клейменых образцов, вряд ли достигал сравнимого с итальянцами размаха.

Заметным при анализе изобразительного материала становится начало постепенного отказа от популярного до этого доспеха рубленых форм к середине XV века. Формы доспеха типов 1-4 по приводимой в посвященной таким доспехам статье автора (Богданов 2018b, 4) постепенно перестают использоваться: их периодическое воспроизведение в изобразительном материале можно объяснить, по всей видимости, «донашиванием» уже все менее современного доспеха. К середине века доспех таких форм исчезает из изобразительных источников почти полностью. Любопытно отметить, что подобный доспех со многими характерными деталями мы можем увидеть на некоторых изобразительных источниках XVI века: например, на гравюре Буркмейра, датированной началом XVI века (Илл. 8).

Илл. 8. Буркмейр Ганц. Битва в лесу, ок. 1500/1503. Courtesy National Gallery of Art, Washington. The Fight in the Forest, c. 1500/1503. Accession Number 1978.77.1. Public Domain

Это, разумеется, нельзя объяснить ошибкой или незнанием мастера. Очевидно, что таким образом предполагалось изобразить нарочито устаревший, не используемый более тип доспеха, имея целью подчеркнуть древность изображаемых событий. Важно отметить, что доспех на этой гравюре, зачастую принимаемый любителями оружия за пример использования кастенбрустов вплоть до начала XVI века, является лишь метафорой автора, ни в коем случае не отражая реалии ко времени ее создания.

Постепенный отказ от изготовления доспеха рубленых форм и его редкость в изобразительных источниках середины XV века особенно важны для нас, поскольку наиболее ранний известный нам предмет немецкого доспеха, несущий на себе клеймо, это рукавица работы инсбрукского мастера Конрада Трейца, выполненная именно в этом, уже выходящем из моды стиле (Илл. 9). Нельзя не отметить ряд ее весьма немаловажных стилистических особенностей.

Илл. 9. Konrad Treytz d. À, Hentze, 1450-60. Илл. 10. Ян ван Эйк. Гентский алтарь.

Kat. Nr. 3. Прорисовка изображения из Фрагмент. Public domain

(Muller, Kunter 1984, 51, № 3)

Перед нами смесь итальянской и немецкой традиции изготовления доспеха: элементы классической рубленой формы немецкого доспеха первой половины XV века (Богданов 2018b) соседствуют с характерной для итальянского доспеха плавностью формы. Длинная «итальянская» крага обрезана в неитальянском стиле. Подобные рукавицы мы видим на Гентском алтаре Яна ван Эйка (1422-1432), произведении, проникнутом одновременно и итальянским, и немецким влиянием (Илл. 10). Стоит отметить, что сочетание немецких и итальянских черт считается характерной особенностью работы инсбрукских мастерских вплоть до середины XVII века (Thomas, Gamber 1954, 18). Другое изделие с таким же клеймом (Указ. соч., 51, № 2), а также произведения Каспара Ридлера (Указ. соч., 53-54, №№ 10-14) демонстрируют нам работы двух старших поколений мастеров из Мюльхау под Инсбруком и произошедшую смену моды с рубленых форм первой

половины века на более утонченную эстетику готического доспеха (Указ. соч., №№ 8-10, 13, 17; Muller, Kunter 1984, №№ 6, 10, 11-13).

Именно о доспехах этих мастеров говорится в известном тексте «Weisskunig»15, панегирическом жизнеописании императора Максимилиана I, выполненным его секретарем Трейцзауэрвайном, потомком и родственником Конрада Трейца:

«diser jung wiess kunig hat in seiner aine, genannt Ynsprug, ain grosse plattnerey aufgericht, darynnen hat er machen lassen manicherlay renn- und stechzewg, die mir zu bescheiben unbekannt sein. Es sein auch etlich personen aus dem geschlecht Treizsauerbeyn gewesen, die haben mit dem harnasch dermassen ain hert kunt, das man mit kainem armprust dadurch achiessen hat mugen; dieselb kunst ist ains tails durch der obgemelten personen absterbn verloren gewest; aber es ist ain maister zu Muleyn gesessen, mit namen Caspar Riedrer, der der obgemelten personen knecht gewest ist, derselb hat dem jungen weissn kunig von dieser kunst gesagt».

Перевод:

«Этот белый король [Максимилиан] в одном своем городе, называемом Инсбрук, учредил большую доспешную мастерскую, там он повелел делать некоторые ренн- и штех-цойги (специальные доспехи для разных типов копейного турнира. - А. Б.) (...). Там были также некоторые персоны из семьи Трейцзауэрвайн, которые умели делать доспех таким твердым, что ни один арбалет не мог пробить их; но с их смертью это искусство было утрачено; но один мастер сидел в Мюльхау (местечко, где обитали мастера около Инсбрука. - А. Б.) по имени Каспар Ридлер, который был подмастерьем у названных персон, и он поведал молодому белому королю об этом искусстве»16.

Спустя десятилетия вклад Конрада Трейца не был забыт, но, напротив, отмечен и записан как имеющий высокую значимость.

15 «Белый король» или, вернее, «Мудрый король». Налицо немецкая игра слов weiss[вайс] - белый и weise[вайзе] - мудрый.

16 Перевод автора. Цит. по (Der Weisskunig 1888, 108).

Но не было ли это упоминание своеобразным кумовством и желанием польстить родственнику и своей фамилии? Действительно ли с его приходом производство доспеха в Инсбруке получило новый импульс и новые возможности?

Ответить на этот вопрос нам может помочь интереснейший фрагмент из трактата «Collectanea» Пьетро Монте, написанный около 1480 года и напечатанный на латыни только в 1509 году в Милане17. Это обширный трактат по рыцарскому искусству, в котором основное внимание уделяется боевым искусствам, легкой атлетике, оружию и доспехам, а также военной практике. Также он затрагивает столь разнообразные предметы, как диета, зоология и дизайн спасательных средств. Монте - придворный, солдат и ученый, завоевавший уважение таких людей, как Леонардо да Винчи и Бальдесар Кастильоне, написал работу на испанском языке около 1480 года, а позже выпустил расширенный латинский перевод.

В части 128, посвященной «прочему легкому доспеху для сражения» (De altera levi armaturaad decertandum), Монте приводит интереснейшие соображения по поводу немецких доспехов и инсбрукских мастеров. Вот что он сообщает:

«tes equi armande SUNT marime inferiores licet hoc magis approprietur ad eundû inter pedef(S?)tres. Si / quisqua vult arma leu(N?)ia ac tuta: agere oportet oino ferrû siune calibe optimum assumere. In Spruco germanie cinitate optima ferrum: & calibs inuenitur. Ideo illic magIstri dant ad experiendum arma cû balistis: & vulgariter dicitur qa. [quia] talis temperies causetur, propter vuna aqua per loca illa traseunte. Sed in rei veritate cum quacunque aqua frigida temperat: & visa bonitate illius ferri aliqui experiri voluerunt ad faciendum thorace resistentem Sclopetum: que species bombardarum paruvula est: & re ipsa compertû: Nibilomin/ oportet ponere cultra bombicea & tela nimium sutam Super thorace. Dûnque madefit fortior redditur: licet/ talis armatura gravis sit secundum quod alemani

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Petri Montii exercitorium: atquem artis militaris collectanea In tris libros distincta. Medioloni, 1509: Bibliotheque Mazarine, №4828, Lap. Cxxviij. Перевод на английский всего трактата см. в (Pietro Monte's Collectanea, 2018).

deferre Solent: non autem secundum quod itali aut galli & hec armatura per omnes partes fortis eSSe debet. Nunc vero in italia fere adeo bona arma fiunt».

Перевод18:

«Если кто-либо хочет носить доспехи более легкие и хорошо защищающие, ему следует использовать лучшее железо или сталь. Лучшее железо и сталь можно найти в немецком городе Инсбруке. Мастера там проверяют доспех арбалетами, и считается, что характер этого доспеха происходит от особой воды, которая течет здесь, но в реальности они закаливают любой холодной водой. Увидев качество этого железа, некоторые люди пожелали попробовать сделать кирасу, которая могла бы противостоять sclopetum (который представляет собой маленькую бомбарду), и такой эксперимент был успешно проведен».

Мы видим, что по свидетельству Монте умение закаливать доспехи остается преимуществом инсбрукских (мюльхауских) мастеров и через несколько десятилетий, причем особенная роль отводится искусству мастеров. Такое свидетельство, вкупе с дошедшими до нас высококачественными работами Конрада Трейца и мастеров его поколения, позволяет с уверенностью говорить о том, что сообщение Трейцзауэрвайна в «Белом короле» имело под собой некую реальную основу: Конрад Трейц действительно оказал заметное влияние на развитие технологии закалки в немецких землях. Однако следует разобраться, что именно представляло собой искусство, привнесенное Конрадом Трейцем.

Бехайм предполагает, что Конрад Трейц придумал или перенял искусство закаливать металл доспехов (Boeheim 1897, 221). Эта точка зрения хорошо подтверждается самой цитатой Монте, однако нам представляется, что она может быть дополнена. К середине XV века принцип закалки не был чем-то новым для мастеров. Оружейники по всей Европе многие века закаливали и отпускали мечи, ножи, металлические пружины и другие изделия. Странно предполагать, что это искусство было вовсе неизвестно

18 Автор выражает благодарность Simone Sgambati за перевод фрагмента. Перевод на английский всего трактата см. в (Pietro Monte's Collectanea, 2018). Обсуждаемый фрагмент на с. 179.

немецким мастерам, изготавливающим детали доспехов. Стоит также отметить, что и Монте говорит о закалке как о чем-то, хорошо известном и ему самому, и эксплуатирующим доспех воинам, а также и читателю. Почему же вплоть до 1460-х годов немецкие мастера терпели неудачу, пытаясь повторить успехи итальянцев? Что такого позаимствовал у итальянской технологии Конрад Трейц, чего не знали другие его немецкие коллеги? Логично предположить, что кроме техники закалки это мог быть также способ производства материала, пригодного для этой операции.

Дело в том, что традиционная технология изготовления металла, без принудительного поддува и с использованием печей небольшого объема, не позволяла производить относительно чистый и ровный по составу металл, требовавшийся для доспехов. Постепенно, вслед за итальянцами, на немецкой земле начинает применяться новая технология производства с использованием более совершенного типа печей19. Эти печи имели стационарную конструкцию и могли использоваться многократно. Они были выше, шире и толще традиционных сыродутных печей. Достигая двух, трех, а иногда и пяти метров, они обладали внутренним пространством от 1,2 до 3 кубических метров и вырабатывали за одну плавку гораздо большее количество металла, обладавшего лучшими характеристиками, чем металл из печей традиционной конструкции20. Важной отличительной чертой печей нового типа являлся принудительный поддув, требовавший приведения в движение водной тягой21 . Этот этап маркирует собой важный технологический рубеж: из-за необходимости наличия водной тяги обработка руды отделяется от ее выработки, так как затраты на транспортировку

19 В альпийских землях такой тип печи называли пла-, бла- или блауофен (blauen - от нем. «дуть»). Это название само по себе фиксирует принцип обязательного постоянного поддува. Подробнее см. в (Bartels, Slotta 2012).

20 Подробнее о печах и технологии производства металла см. в (Williams 2002, 877892; Bartels, Slotta 2012, 289-292; Богданов 2018a).

21 Наиболее раннее упоминание применения водного привода для автоматизации процесса дутья относится к Франции и Италии XII века. В XIII и XIV веках использование энергии воды становится более распространенной практикой. Например, в районе Зигена лишь в 1311 году упоминается работающее от воды приводное колесо для мехов (Bartels, Slotta 2012, 439).

оказываются меньше, чем выгоды от использования силы воды. В этой связи необходимо отметить, что «переезд» мастерских в Мюльхау из Халя (Bruno, Gamber 1954, 18) - поближе к необходимым для механизации водным потокам - совпадает по времени с появлением первых известных нам удачно закаленных изделий немецкого производства с низким количеством шлака.

Действительно, с нашей точки зрения небольшое количество шлака может быть одним из признаков, говорящих о применении высоких печей. Несложно заметить, что такой признак наблюдается в итальянском латном доспехе практически на всем протяжении XV и даже XIV века, немецкий же доспех приобретает это свойство только с появлением доспешных клейм (Williams 2002, 352, 354, 341, 469, 472, 561).

Представляется интересным привести также и другие обстоятельства, которые могли способствовать появлению качественного клейменого доспеха в Инсбруке уже в третьей четверти XV столетия - существенно раньше, чем в других немецкоязычных городах. Важнейшим из них, вероятно, следует считать происхождение самого Конрада Трейца. У нас есть основания предполагать, что Конрад Трейц Старший - выходец из Италии (Bruno, Gamber 1954, 51). Имя Трейц может означать «из Треццо на Ада» (Trezzo an der Ada) - местечка между Миланом и Бергамо. Если это так, то это хорошо объясняет и итальянский стиль инсбрукского мастера, и его знакомство с техникой закалки. Стоит отметить, что сильное тяготение инсбрукского стиля к итальянскому отмечено исследователями (Указ. соч., 18).

Кроме предполагаемого приезда Конрада Трейца в Инсбрук нам известны централизованные и осознанные попытки перенять итальянскую технологию, нанять итальянских мастеров или, наоборот, обучить собственных. Так, о практике заимствования у итальянцев также говорит следующий интересный факт: герцог Сигизмунд - патрон мастерских в Мюльхау под Инсбруком (где работал, в частности, Конрад Трейц Старший) - в середине XV века (после 1446 года - момента его прихода к власти) послал рыцаря Якоба Траппа в Милан, чтобы изучить устройство местных оружейных мастерских, в частности, придворной мастерской герцога Филиппо Мария Висконти. Герцог Сигизмунд начал поддерживать

мастерские в Мюльхау, уже активно работающие к этому времени (Указ. соч.).

Другой эпизод заимствования у итальянцев относится к 1460 году: в Милан отправляется мастер Панкрац (Pancraz) с целью перенять опыт предположительно в мастерских семьи Миссалья (Boeheim 1897, 221). Говоря о влиянии итальянских мастеров, нельзя не вспомнить и о призвании Максимилианом I братьев Мерате из Милана в Арбуа (Бургундия) в 1494 году. Мастера прослеживаются по источникам с 1494 по 1507 год, их марка, выполненная по образцу итальянских, известна по сохранившимся доспехам22. Братья Мерате выполняли заказы для Максимилиана и его окружения, но нам трудно судить о степени их влияния на технологии в немецкоязычных землях. Вероятнее всего, их пропажа из источников и, по всей видимости, конец сотрудничества с Максимилианом объясняются появлением куда более доступного и не менее качественного доспеха, который к тому моменту начали массово производить в Нюрнберге23.

Мы не знаем, был ли приезд Трейца осознанной попыткой герцога Сигизмунда24 перенять приемы итальянцев, или его появление стало результатом других обстоятельств. Однако мы можем вслед за другими исследователями предполагать, что герцог Сигизмунд осознанно развивал мастерские в Мюльхау близ Инсбрука (Bruno, Gamber 1954, 18). Сами мастерские в Мюльхау, по всей видимости, были образованы около 1450 года, что в свою очередь вряд ли можно полагать случайным. Важным для нас обстоятельством в выборе места для мастерских являлся доступ к водным потокам и, соответственно, энергии воды, необходимой как для работы полировальных мельниц и молотов, так и для приведения в движение необходимых для работы новых печей мехов. Это обстоятельство,

22 См., например, в Hofjagd- und Rüstkammer, Inv.no B 71: https://www.khm.at/en/objectdb/detail/539762/?lv=detail

23 Подробнее о Мерате см. в (Williams 2002, 133; Boheim 1897, 133-134).

24 Сигизмунд (нем. Siegmund; 26 октября 1427, Инсбрук - 4 марта 1496, Инсбрук) -герцог (с 1477 года - эрцгерцог) Передней Австрии и граф Тироля с 1439 года. Из Тирольской ветви Леопольдинской линии династии Габсбургов.

удостоившееся до сих пор лишь упоминания (Указ. соч.), представляется нам особенно важным в связи с рассматриваемой темой.

Таким образом, патронат герцога Сигизмунда, приезд «итальянца» Трейца, становление мастерских в Мюльхау на водных потоках и зафиксированное Вильямсом начало производства высококачественного доспеха позволяют нам в совокупности дать общую характеристику начала производства клейменого доспеха в немецкоязычных землях. Начиная с середины XV века, в Мюльхау под Инсбруком под патронатом герцогской власти формируются мастерские и круг мастеров, способных изготавливать высококачественный, сравнимый по своим свойствам с итальянским, доспех. «Переезд» мастерских из Халя в Мюльхау обусловлен, весьма вероятно, осознанной необходимостью использовать энергию воды как для полировальных мельниц и молотов, так и для самого производства высококачественного металла. Все эти факторы становятся основой для появления клейменого доспеха в немецких землях.

Библиография

Богданов А. О влиянии технологии процесса получения металла на изготовление доспехов в позднесредневековой Германии. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2018.

Богданов А. О региональных особенностях немецкого доспеха XV века до появления готических лат. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2018.

Bartels C., Slotta R. Geschichte des deutschen Bergbaus. Munster: Aschendorff, 2012. Bd. 1: Der alteuropäische Bergbau. Von den Anfängen bis zur Mitte des 18. Jahrhunderts. 691 p.

Blair C. European armour, circa 1066 to circa 1700. New York, Macmillan, 1959. 248 p.

Boeheim W. Handbuch der Waffenkunde // Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunderts. Leipzig, Seemann, 1890. 694 p.

Boeheim W. Augsburger Waffenschmiede, ihre Werke und ihre Beziehungen zum Keiserlichen und zu anderen Hoefen // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses, Bd. 12, pp. 329-345, 1891.

Boeheim W. Nürnberger Waffenschmiede und ihre Werke in den kaiserlichen und in anderen Sammlungen // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses, Bd. 16, pp. 364-399, 1895.

Boeheim W. Meister der Waffenschmiedekunst vom XIV bis ins XVIII Jahrhundert. Berlin, W. Moeser, 1897. 246 p.

Bruno T., Gamber O. Die Innsbrucker Plattnerkunst : Katalog. Innsbruck, 1954. 106 p.

Der Weisskunig // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses. Bd. 6, 1-414, Wien, 1888.

Engel B. Zwei Rüstungen aus Fürstenwalde a. d. Spree // Zeitschrift für historische Waffen- und Kostümkunde. 1900-1902. Vol. 2. pp. 402-404.

Giumlia-Mair A., Williams A. Studi metallografici in situ sull'armatura della Basilica della Beata Vergine delle Grazie, Udine // Aquileia Nostra. 2004. Vol. 75. pp. 393-422.

Goll M. Iron Documents. Interdisciplinary studies on the technology of late medieval european plate armour production between 1350 and 1500. Dissertation. Heidelberg, 2014. DOI: https://doi.org/10.11588/heidok.00017203.

Muller H., Kunter F. Europaische Helme aus der Sammlung des Museums fur Deutsche Geschichte. Berlin, 1984. 314 p.

Oakeshott E. A Knight and His Armor. London, Dufour Editions, 1999. 128 p.

Pietro Monte's Collectanea: The Arms, Armour and Fighting Techniques of a Fifteenth-Century Soldier / translated by J. Forgeng. London, Boydell & Brewer, 2018. 333 p.

Thomas B., Gamber O. Die Innsbrucker Plattnerkunst. Katalog. Innsbruck, 1954. 106 p.

Vignola M. Armature e armorari nella Milano medievale. Alessandria, Edizioni dell'Orso, 2017. 248 p.

Williams A. The Knight and the Blast Furnace: AHistory of the Metallurgy of Armour in the Middle Ages and the Early Modern Period // History of Warfare. Leiden, Boston, Köln, Brill, 2002. Vol. 12. pp. 68-202.

References

Bartels C., Slotta R. (2012). Geschichte des deutschen Bergbaus [History of German mining]. Bd.1: Der alteuropäische Bergbau. Von den Anfängen bis zur Mitte des 18. Jahrhunderts. Munster, Aschendorff. 691 p.

Blair C. (1959). European armour, circa 1066 to circa 1700. New York, Macmillan. 248 p.

Boeheim W. (1890). Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders [Handbook of Armory. The historical development of weapons from the beginning of the Middle Ages to the end of the 18th century]. Leipzig, Seemann. 694 p.

Boeheim W. (1891). Augsburger Waffenschmiede, ihre Werke und ihre Beziehungen zum Keiserlichen und zu anderen Hoefen [Augsburg gunsmiths, their works and their relationships with the imperial and other courtyards]. Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses [Yearbook of the Art History Collections of the Most High Imperial House], 12, pp. 329-345.

Boeheim W. (1895). Nürnberger Waffenschmiede und ihre Werke in den kaiserlichen und in anderen Sammlungen [Nuremberg armory and their works in the imperial and other collections]. Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses [Yearbook

of the Art History Collections of the Most High Imperial House], 16, pp. 364-399.

Boeheim W. (1897). Meister der Waffenschmiedekunst vom XIV bis ins XVIII Jahrhundert [Master of armouring from the XIV to the XVIII centuries]. Berlin, W. Moeser. 246 p.

Bogdanov A. (2018a). O vlijanii tehnologii processa poluchenija metalla na izgotovlenie dospehov v pozdnesrednevekovoj Germanii [On the influence of the technology of the process of obtaining metal on the manufacture of armor in late medieval Germany]. Saint Petersburg, Hermitage Publ.

Bogdanov A. (2018b). O regional'nyh osobennostjah nemeckogo dospehaXVveka do pojavlenija goticheskih lat. [On the regional features of German armor of the 15th century before the appearance of Gothic armor]. Saint Petersburg, Hermitage Publ.

Bruno T., Gamber O. (1954). Die Innsbrucker Plattnerkunst : Katalog [The Innsbruck art of platters: catalog]. Innsbruck. 106 p.

Der Weisskunig. Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses [Yearbook of the Art History Collections of the Most High Imperial House], 6, 1-414, Wien, 1888.

Engel B. (1900). Zwei Rüstungen aus Fürstenwalde a. d. Spree [Two pieces of armor from Fürstenwalde a. d. Spree]. Zeitschrift für historische Waffen-und Kostümkunde [Journal of historical weapons and costume studies], 2, 402-404, 1900-1902.

Giumlia-Mair A., Williams A. (2004). Studi metallografici in situ sull'armatura della Basilica della Beata Vergine delle Grazie, Udine [Metallographic studies of the armor of the Basilica of Beata Vergine delle Grazie, Udine]. Aquileia Nostra, 75, pp. 393-422.

Goll M. Iron Documents. Interdisciplinary studies on the technology of late medieval european plate armour production between 1350 and 1500. Dissertation. Heidelberg, 2014. DOI: https://doi.org/10.11588/heidok.00017203.

Muller H., Kunter F. (1984). Europaische Helme aus der Sammlung des Museums fur Deutsche Geschichte. Berlin. 314 p.

Oakeshott E. (1999). A Knight and His Armor. London, Dufour Editions. 128 p.

Pietro Monte's Collectanea: The Arms, Armour and Fighting Techniques of a Fifteenth-Century Soldier. London, Boydell & Brewer, 2018. 333 p.

Thomas B., Gamber O. (1954). Die Innsbrucker Plattnerkunst. Katalog. Innsbruck. 106 p.

Vignola M. (2017). Armature e armorari nella Milano medievale [Armours and armourers in medieval Milan]. Alessandria, Edizioni dell'Orso. 248 p.

Williams A. (2002). The Knight and the Blast Furnace: A History of the Metallurgy of Armour in the Middle Ages and the Early Modern Period. History of Warfare, 12, pp. 68-202. Leiden, Boston, Köln, Brill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.