Научная статья на тему 'ОРУЖИЕ МИКЕЛЕ ЛОРЕНЦОНИ В КОЛЛЕКЦИИ ГАТЧИНСКОГО ДВОРЦА'

ОРУЖИЕ МИКЕЛЕ ЛОРЕНЦОНИ В КОЛЛЕКЦИИ ГАТЧИНСКОГО ДВОРЦА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКЕЛЕ ЛОРЕНЦОНИ / КРЕМНЕВОЕ РУЖЬЕ / КРЕМНЕВЫЙ ЗАМОК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родионов Евгений Александрович

В статье рассматривается хранящееся в коллекции Гатчинского дворца-музея оружие самого известного флорентийского мастера конца XVII - начала XVIII века Микеле Лоренцони. Это роскошное многозарядное ружье под инв. № ГДМ-65-IX и обычное кремневое ружье инв. № ГДМ-707-IX, для которого Лоренцони изготовил замок. Многозарядное кремневое ружье инв. № ГДМ-65-IX относится к особо редкому варианту конструкции системы Лоренцони, так называемой «смешанной системе» (sistema misto), которую, в отличие от ее более простых и относительно распространенных вариантов, изготавливал только сам Микеле Лоренцони. В ней резервуар для пороха и магазин для пуль располагались в цевье и в толще приклада соответственно, и посредством последовательных поворотов рукоятки на левой стороне ложи и ориентирования ружья вверх и вниз дулом специальный механизм подавал основной пороховой заряд и пулю в казенную часть ствола, затравочный порох на полку, а также взводил курок. Таким образом, перезарядка ружья занимала около 3-5 секунд. На стволе и замке есть гравированные подписи мастера «LORENZONI», а также места производства - «FIRENZE», на замочной личинке подпись мастера, изготовившего прибор (?) «COCCHI». Цевье и детали прибора серебряные, украшенные рельефными и гравированными изображениями героев античной мифологии, на замочной личинке сцена из «Илиады» Гомера. Ружье датируется концом XVII в. и является одним из ценнейших образцов оружейного искусства того времени. У ружья инв. № ГДМ-707-IX ствол, судя по клеймам, изготовлен мастером из семейства Леони в тосканском городе Пистойа. Замок ружья выполнен Микеле Лоренцони, о чем свидетельствует гравированная надпись «Lorenzoni» на замочной доске. Это классический кремневый ударный замок французского типа, его конструктивной особенностью, характерной для стиля оружейников Тосканы, является наличие дополнительной крышки затравочной полки, закрепленной на том же винте, что и огниво. Такая крышка могла выступать в роли своеобразного предохранителя - насыпав затравочный порох на полку и закрыв его крышкой, можно было оставлять открытым огниво и, при желании, не ставить курок даже на предохранительный взвод, что полностью исключало вероятность случайного выстрела, но при этом давало возможность быстро привести замок в боевое положение. Замок датируется началом XVIII в., возможно, 1710-20-ми гг. В целом это ружье можно охарактеризовать как надежный «рабочий инструмент» для относительно взыскательного заказчика - оно весьма скромно и недорого украшено, но его ствол и замок изготовлены одними из самых известных мастеров Тосканы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Родионов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРУЖИЕ МИКЕЛЕ ЛОРЕНЦОНИ В КОЛЛЕКЦИИ ГАТЧИНСКОГО ДВОРЦА»

Родионов Е. А.

Оружие Микеле Лоренцони в коллекции Гатчинского дворца

Weapons by Michele Lorenzoni in the Collection of the Gatchina Palace

Родионов Евгений Александрович — старший научный сотрудник, хранитель фонда «Оружие», Государственный музей-заповедник «Гатчина» (Санкт-Петербург, Россия).

Eugeny A. Rodionov — Senior Research Officer, Curator of the Armoury Department, Gatchina Palace and Estate Museum (St. Petersburg, Russia).

rhys@rambler. ru

Аннотация: В статье рассматривается хранящееся в коллекции Гатчинского дворца-музея оружие самого известного флорентийского мастера конца XVII - начала XVIII века Микеле Лоренцони. Это роскошное многозарядное ружье под инв. № ГДМ-65-IX и обычное кремневое ружье инв. № ГДМ-707-IX, для которого Лоренцони изготовил замок.

Многозарядное кремневое ружье инв. № ГДМ-65-IX относится к особо редкому варианту конструкции системы Лоренцони, так называемой «смешанной системе» (sistema misto), которую, в отличие от ее более простых и относительно распространенных вариантов, изготавливал только сам Микеле Лоренцони. В ней резервуар для пороха и магазин для пуль располагались в цевье и в толще приклада соответственно, и посредством последовательных поворотов рукоятки на левой стороне ложи и ориентирования ружья вверх и вниз дулом специальный механизм подавал основной пороховой заряд и пулю в казенную часть ствола, затравочный порох на полку, а также взводил курок. Таким образом, перезарядка ружья занимала около 3-5 секунд. На стволе и замке есть гравированные подписи мастера «LORENZONI», а также места производства - «FIRENZE», на замочной личинке подпись мастера, изготовившего прибор (?) «COCCHI». Цевье и детали прибора серебряные, украшенные рельефными и гравированными изображениями героев античной мифологии, на замочной личинке сцена из «Илиады» Гомера. Ру-

жье датируется концом XVII в. и является одним из ценнейших образцов оружейного искусства того времени.

У ружья инв. № ГДМ-707-IX ствол, судя по клеймам, изготовлен мастером из семейства Леони в тосканском городе Пистойа. Замок ружья выполнен Микеле Лоренцони, о чем свидетельствует гравированная надпись «Lorenzoni» на замочной доске. Это классический кремневый ударный замок французского типа, его конструктивной особенностью, характерной для стиля оружейников Тосканы, является наличие дополнительной крышки затравочной полки, закрепленной на том же винте, что и огниво. Такая крышка могла выступать в роли своеобразного предохранителя - насыпав затравочный порох на полку и закрыв его крышкой, можно было оставлять открытым огниво и, при желании, не ставить курок даже на предохранительный взвод, что полностью исключало вероятность случайного выстрела, но при этом давало возможность быстро привести замок в боевое положение. Замок датируется началом XVIII в., возможно, 1710-20-ми гг. В целом это ружье можно охарактеризовать как надежный «рабочий инструмент» для относительно взыскательного заказчика - оно весьма скромно и недорого украшено, но его ствол и замок изготовлены одними из самых известных мастеров Тосканы.

Ключевые слова: Микеле Лоренцони, кремневое ружье, кремневый

замок.

Abstract: The article deals with the weapons made by Michele Lorenzoni, the most famous Florentine gun master of the late 17th- beginning of the 18th centuries, which are curated in the Gatchina palace museum. These are a gorgeous repeating gun № ГДМ-65-IX and an ordinary flintlock gun № ГДМ-707-IX, which lock was made by Lorenzoni.

The repeating flintlock gun № ГДМ-65-IX represents a very rare constructive variant of the Lorenzoni system that is usually called the 'mixed' system (sistema misto). The 'Mixed' system guns, by contrast with the ones of its simpler and quite widespread variants, were made by Michele Lorenzoni solely. This system presumes powder magazine and bullet magazine to be situated in fore-end and butt-end respectively while on sluing successively the handle fixed on the left side

of the stock and placing gun barrel up and down, a specially designed mechanism brought powder charge and bullet to the gun breech, sent priming powder to the pan and cocked the gun. In such a way it took about three-five seconds to reload the weapon. The master's marks, «LORENZONI», and the place of manufacturing, «FIRENZE», were engraved on the gun's barrel and lock, while on the side-plate there is a mark «COCCHI», which is probably the one of a master who made the gun mounts. The gun forestock and the mounts are silver, decorated with relief and engraved images of antic mythology heroes, while a scene from Homer's "Iliad" ornaments its side-plate. The gun goes back to the end of the 17th century and is one of the most valuable specimens of weapon art of the time.

In case of the gun № ГДМ-707-IX, according to the stamps, its barrel was made by a master from the family of Leoni in a Tuscan town of Pistoia. The gun lock was produced by Michele Lorenzoni, whose name («Lorenzoni») was engraved on the lock-plate. This is the classical flintlock. Its constructive feature, which is distinctive for the Tuscan gun smiths, is an extra cover for the priming powder pan. The cover is fixed on the same screw with the steel. The cover served as a kind of safety - having poured priming powder on the pan and closed it with the cover, one could leave the steel open and even not use half-cock. The chance of occasional shot was shut out while the lock could be rapidly brought into firing position. The lock dates back to the beginning of the 18th century, probably to the 1720-ies. In general, the gun could be referred to as a reliable working piece, designed for an exacting client - its decoration is quite modest and inexpensive, but the barrel and lock were made by one of the most famous masters of Tuscan.

Keywords: Michele Lorenzoni, repeating flintlock gun, flintlock weapon.

Имя итальянского мастера Микеле Лоренцони широко известно знатокам старинного оружия. Именно с ним связывают, пожалуй, самую удачную и распространенную конструкцию многозарядного огнестрельного оружия, употреблявшуюся с конца XVII до XIX в. включительно. Основным ее элементом является находящийся между казенным срезом ствола и прикладом вращающийся вокруг поперечной горизонтальной оси цилиндр с выем-

ками в борту, заполняемыми порохом и пулями, расположенными в трубчатых магазинах, находящихся, как правило, в прикладе. При повороте цилиндра за рычаг на его левой стороне заряд пороха и пуля переносятся из магазинов в казенную часть ствола, одновременно приводится в боевое положение кремневый замок, и оружие готово к выстрелу. Многие мастера из разных стран создавали ружья и пистолеты такой конструкции1, при этом честь ее изобретения Микеле Лоренцони ставится под сомнение. Причина этому довольно веская - наиболее раннее из многозарядных ружей, выполненных самим Лоренцони, упоминается в 1684 г., в то время как известны еще более ранние экземпляры оружия такой же системы, например, хранящееся в Музее Армии в Париже ружье итальянского мастера Джакомо Берселли 1660-70-х гг., или ружье англичанина Джона Куксона из Музея Виктории и Альберта, сделанное, по некоторым оценкам, около 1680 г. Вследствие этого часть исследователей предпочитают вместо «системы Лоренцони» употреблять другие названия, например, «система Куксона» (такой термин распространен среди американских коллекционеров (Peterson 1983, 208)), «система Лорен-цони-Куксона» или «система с поперечным цилиндром» («System mit Querwalze», это сугубо техническое определение предложено Арне Хоффом (Hoff 1969, 286)). Здесь мы все же, по традиции, будем использовать название «система Лоренцони» для оружия описанной конструкции, признавая его условность.

Необходимо уточнить, что в литературе различаются три варианта «системы Лоренцони». Первый из них - так называемая «il sistema tutto avanti» - система «все впереди». Конструктивно она была совершенно не похожа на описанную выше и напоминала систему «вендер» («wender», в русской традиции «оружие с перевертными стволами»), когда два ствола (иногда

1 Имена некоторых мастеров, изготовлявших оружие «системы Лоренцони»: в Италии Аквафреска, Арена, Берселли, Бондиоли, Константини, Дель По, Котель, Лефер, Перро; в Германии Прикснер, Риттер Ветшги (Wetschgi); в Австрии Ла Марр, Нутериш, Штокель; во Франции Шаромель, Дерби, Дежардан; в Швейцарии Мунье; в России Иван Полин; в Англии Гриффин, Хилл, Хёрд, Шоу, Вильсон, Куксон, Норт, Пратт, Мортимер и др.; известно даже ружье такой конструкции, изготовленное в XVIII в. в Турции (в собрании лондонского Тауэра, инв. № XXV-3F).

больше) крепились параллельно друг другу вокруг продольной оси, выходящей из приклада, и могли вращаться, что позволяло, предварительно их зарядив, сделать два выстрела за минимальное время. В системе «все впереди» подобным образом соединялись один ствол и два трубчатых магазина с порохом и пулями, которые, при повороте (если оружие при этом было направлено дулом вверх) снаряжали зарядную камору. Всего известно три ружья такой конструкции, подписанных Лоренцони (Held 1979, 367), впрочем, и в этом случае сохранились более ранние экземпляры, сделанные другими итальянскими мастерами, тоже очень редкие. Наверное, наибольшую популярность система «все впереди» получила век спустя в Индии, где подобное оружие в конце XVIII в. при арсенале города Пондишери производил француз Шалемброн2.

Остальные разновидности соответствуют определению Хоффа «система с поперечным цилиндром». Второй вариант, получивший наиболее широкое распространение - так называемая «il sistema tutto dietro» - система «все сзади» - отличается тем, что трубчатые магазины для пороха и пуль расположены в прикладе или в рукояти, если это пистолет. Одним из ее возможных недостатков считается вероятность получения стрелком опасной травмы при детонации порохового магазина. Исключить подобные несчастные случаи или свести их последствия к минимуму должен был третий вариант конструкции, так называемая «il sistema misto», «смешанная система», где магазин для пуль оставался в прикладе или рукояти, а пороховой магазин располагался под стволом. «Смешанная система» встречается редко и, вероятно, была разработана самим Микеле Лоренцони, поскольку именно он изготовил все известные ее образцы, по-видимому, немногим более десяти (Указ. соч., 376-379).

Как ни обидно признать, но сведения о жизни Микеле Лоренцони до крайности скудны и происходят по большей части из изучения изготовленного им оружия, как если бы это был достаточно рядовой мастер. Если не всю, то почти всю свою жизнь он проработал в столице Великого герцогства Тос-

2 Систему «все впереди» также называют «системой Шалемброна» или «системой Лоренцони-Шалемброна».

канского, Флоренции. Нет данных о времени его рождения и смерти. Судя по тому, что самое раннее из подписанных им ружей уже существовало в 1684 г., вряд ли Лоренцони мог родиться позже 1665 г. Самым же поздним из известных произведений мастера является кремневый замок с датой на внутренней стороне «1737» (Carpegna 1979, 324-325, 326-327), что дает как минимум 53 года его активной творческой деятельности3. Такое непривычное долголетие в свое время породило предположение о последовательном существовании двух мастеров по фамилии Лоренцони. В качестве подкрепления этой версии приводились подписи на замках многозарядного ружья, приобретенного курфюрстом Саксонии Иоганном Георгом II в 1684 г., и карабина, датированного 1694 г., «MICHAEL LORENZONI SENIS» и «MICHELE LO-RENZONI Senis A FIRENZE» соответственно, где слово «Senis» понималось как «старший» от латинского «senex» или «senior». Однако это предположение уже давно признано несостоятельным. С одной стороны, обращает на себя внимание, что слово «SENIS» присутствует на самом раннем из известных подписанных Лоренцони ружей, что, при трактовке его как «старший», подразумевает, что «младший» оружейник Лоренцони существовал уже тогда, в 1684 г., и, таким образом, все равно трудился более 50 лет. Также не найдено никаких дополнительных доказательств существования двух Лорен-цони, да и стилистика оружия, подписанного этой фамилией, не дает основания заключить, что оно изготовлено разными людьми. Остается согласиться с мнением итальянского исследователя Лионелло Джакомо Боччиа, поддержанного и другими оружиеведами, о том, что «SENIS» указывает на происхождение мастера из города Сиена, и, таким образом, должно означать «сие-нец» (Указ. соч., 324-325). Учитывая стремление Сиены к независимости от включившего ее в 1557 г. в свой состав Великого герцогства Тосканского, то, что оружейный мастер в начале трудового пути упоминал свой родной город, выглядит вполне естественным, как и то, что он перестал это делать, достигнув во Флоренции определенного веса. Полувековая активность Лоренцони

3 Отметим, что в подлинности надписи «1737» на замке усомнился Роберт Хелд, по мнению которого сам замок, исходя из деталей его оформления, изготовлен в конце XVII в. (Held 1979, 379).

хоть и впечатляет, но не является чем-то невероятным. Здесь напрашивается сравнение с известным венским придворным мастером Иоганном Георгом Кайзером (Johann Georg Keiser, 1647-1740), который продолжал трудиться, будучи уже в возрасте за 80 лет, о чем он оставлял соответствующие подписи на деталях своего оружия (Hoff 1969, Tafel 4). Хотя прямых документальных свидетельств того, что Микеле Лоренцони пользовался покровительством великого герцога Тосканского Козимо III Медичи, кажется, пока не выявлено, учитывая его высочайшее мастерство, это считается признанным фактом, тем более что в оформлении нескольких ружей Лоренцони присутствует герб либо вензель Медичи4. В свою очередь, августейший патрон флорентийского оружейника заслуживает того, чтобы уделить ему несколько строк.

Козимо III Медичи (14 августа 1642 - 31 октября 1723 гг.), великий герцог Тосканский, оставил после себя не самую светлую память (Илл. 1)5. Его правление началось в 1670 г. и, продолжавшись 53 года, оказалось самым долгим в истории Великого герцогства Тосканского, для которого эта эпоха стала концом былого величия, неуклонный закат которого, впрочем, был очевиден еще раньше. Флоренция теряла политическое влияние, становясь все более зависимой от других государств, а ее финансы находились в постоянном расстройстве. Вряд ли более способному правителю было под силу изменить ход вещей, и тем меньше подходил для этого Козимо, меланхоличный, весьма набожный, дол-

4 Например, можно упомянуть ружье из коллекции Национального музея в Барджелло, во Флоренции. См. в (Held 1979, 367-378).

5 The Metropolitan Museum, Accession Number:1993.332.1:

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/208148?searchField=All&sortBy =Relevance&ft=kosimo+III+medici&offset=0&rpp=20&pos=2

Илл. 1. Козимо III Медичи, великий герцог Тосканский. The Metropolitan Museum. CC0

гое время подверженный сильному влиянию матери - Виттории делла Ровере. Наверное, крупнейшим его успехом во внешней политике можно считать получение в 1691 г. от императора Леопольда привилегии называться титулом «его королевское высочество, светлейший великий герцог Тосканский». Это, помимо соответствующих изменений в ритуале, дало ему право на ношение королевской короны с усыпанными жемчугом дужками (отметим этот момент, мы к нему еще вернемся в дальнейшем). Семейная жизнь герцога не удалась - жена, Маргарита-Луиза, дочь герцога Орлеанского, после серии скандалов оставила его, вернувшись во Францию, сыновья не имели детей и после их смерти династия Медичи, правившая Флоренцией более 300 лет, пресеклась. Впрочем, в пользу Козимо III стоит сказать, что он был хорошо образован, в молодости объездил большинство европейских стран и обладал широким кругозором в искусстве. Как и его предки, стремясь поддерживать государственный престиж, он оказывал покровительство местным скульпторам, художникам и архитекторам, основал для их обучения Флорентийскую академию в Риме, а развившийся при герцоге вариант стиля итальянского барокко получил название по его имени (stile "Cosimo III"). Династические же связи Козимо III с французским королевским домом способствовали усилению влияния французского искусства, что было заметно, в частности, в работах высококлассных оружейников.

В данной статье будет подробно рассмотрено оружие работы Микеле Лоренцони, хранящееся в коллекции Гатчинского дворца-музея, что позволит дополнить сведения о работах одного из величайших итальянских мастеров-оружейников. Это роскошное многозарядное ружье так называемой «смешанной системы» под инв. № ГДМ-65-IX и обычное кремневое ружье инв. № ГДМ-707-IX, для которого Лоренцони изготовил замок.

Итак, кремневое многозарядное ружье под инв. № ГДМ-65-IX - подлинный шедевр оружейного искусства, который мог бы занять почетное место в любом богатом музейном собрании мира (Илл. 2). Его общая длина 128,5 см, длина ствола 84 см, калибр 14 мм. Изначально единый гарнитур с ним составляла пара пистолетов такой же конструкции и сходного декора. К величайшему сожалению, эти пистолеты, как и некоторые другие, наиболее ценные и редкие, были изъяты из гатчинского дворцового арсенала 24 марта 1930 г.6 и проданы заграницу. Впоследствии они находились в частной коллекции Вильяма Гудвина Ренвика в г. Тусон, Аризона, США, после смерти которого были вновь проданы на аукционе Сотби 17 июля 1972 г. за рекордную цену в 60 тысяч фунтов (или 144 тысячи долларов США по курсу того времени), и их нынешний владелец нам неизвестен. Эта пара пистолетов опубликована в статье Томаса Т. Хупса, где подробнейшим образом изучена их конструкция, представленная как образец системы Лоренцони (Hoopes 1973, 216-225).

Возвращаясь к ружью, обратим внимание на ствол, который, как и у пистолетов, составляющих с ружьем гарнитур, крепится на резьбе к тому, что далее в рамках статьи будет называться «замочной частью». Сам ствол железный, круглый, разделен в середине рельефным пояском, до которого от казенного среза по верху идет узкая плоская грань. Канал гладкий. Мушка серебряная, высокая. К нижней стороне ствола шпильками крепится состоящее из двух частей серебряное

6 ЦГАЛИ, ф. 309, оп. 1, д. 91, лл. 1 об., 7 об. - 11-об., 13-об., 15 об.

Илл. 2. Многозарядное кремневое ружье. Италия, Флоренция,

конец XVII в. Инв. № ГДМ-65-IX © ГМЗ «Гатчина», 2020

цевье. Задняя, более широкая часть цевья закрывает привинченную снизу к казенной части ствола короткую железную трубочку, к которой примыкает передняя, длинная и узкая часть серебряного цевья, вдоль нижней стороны которого идет имитирующая шомпол серебряная трубочка с пробкой на переднем конце. Передняя часть цевья целиком полая и, смыкаясь с трубочкой внутри задней части, образует вместе с нею пороховой магазин для основных зарядов, которые механизм подает в казенную часть ствола. Он заполняется порохом через закрываемое пробкой отверстие на переднем конце. На верхней плоской грани у казенного среза ствола гравированное изображение обнаженного воина и далее гравированная надпись «Ь0КЕК20№».

Илл. 3. Многозарядное кремневое ружье. Италия, Флоренция, конец XVII в.

Инв. № ГДМ-65-1Х. Деталь. Замочная часть. © гмз «Гатчина», 2020

Замочная часть (Илл. 3) представляет собой железный корпус-рамку с большим круглым сквозным поперечным отверстием, в котором помещается литой латунный усеченный конус, являющийся основным элементом механизма заряжания (выше данная деталь именовалась цилиндром, однако более точным кажется называть ее именно конусом) (Илл. 4). Коническая форма этой детали призвана уменьшить возможный зазор между нею и корпусом-рамкой, что крайне важно для предотвращения детонации пороха в магазине. В боковой стенке конуса два крупных углубления для порохового заряда и пули и четыре мелких, вероятно, для сбора порохового нагара. К левому, более узкому торцу конуса крепится винтами железный диск с прямой рукоят-

Илл. 4. Многозарядное кремневое ружье. Италия, Флоренция, конец XVII в. Инв. № ГДМ-65-1Х. Деталь. Механизм заряжания вынут из корпуса-рамки

© ГМЗ «Гатчина», 2020

кой, за которую конус можно вращать. Вдоль правого края диска дугообразная пружинная защелка, которая фиксирует его в положении, когда рукоятка направлена назад, к прикладу (Илл. 5).

Илл. 5. Многозарядное кремневое ружье. Италия, Флоренция, конец XVII в. Инв. № ГДМ-65-!Х. Деталь. Левая сторона замочной части; виден диск с рукояткой, вдоль правого края диска фиксирующая его дугообразная пружина.

© ГМЗ «Гатчина», 2020

На правом торце конуса на его центральной оси цилиндрический выступ с продолговатой выемкой на боковой стенке для порции затравочного пороха; эта выемка соединяется проходящим сквозь толщу конуса каналом с выемкой

для основного порохового заряда (Илл. 6). Вдоль края правого торца конуса гравированная надпись «ИКЕК2Е», которая видна, если механизм находится в положении «сразу после выстрела». На верхней стороне корпуса-рамки

Илл. 6. Многозарядное кремневое ружье. Италия, Флоренция, конец XVII в. Инв. № ГДМ-65-!Х. Деталь. Вид сверху на магазин и полку для затравочного пороха; видно начало канала, идущего к выемке для основного заряда в латунном конусе.

© ГМЗ «Гатчина», 2020

прицел, вокруг которого гравированный растительный орнамент, у казенной части ствола корпус-рамка украшен гравированными изображениями стилизованных листьев и птиц, на хвостовике рамки, через который крепится приклад, гравированное изображение воина с копьем. На нижней стороне корпуса-рамки круглое отверстие, напротив которого приходится выемка для пули в латунном конусе при положении механизма «сразу после выстрела» (Илл. 7).

Илл. 7. Нижняя сторона замочной части; видно отверстие в корпусе-рамке для пули.

© ГМЗ «Гатчина», 2020

Замок кремневый, ударный, близкий по конструкции к французскому типу, боевая пружина действует на шептало снизу-вверх. К верхней части курка изнутри прикреплен изогнутый рычаг, благодаря которому при повороте конуса курок становится на боевой взвод. Поверхности замочной доски и курка выпуклые. На замочной доске гравированное изображение морского берега, на котором лежащая лошадь и сидящая рядом обнаженная женщина, а в воде, на заднем плане, лошади и человеческие фигуры. Курок украшен рельефными стеблями, шляпка винта, фиксирующего курок, в форме головы сатира. Перед курком небольшой резервуар (магазин) для затравочного пороха в виде неправильной формы коробочки, нижняя часть передней стенки которой открывается на петлях, чтобы магазин можно было наполнить. Также передняя стенка затравочного магазина украшена гравированным изображением трубящей крылатой Славы, под которой гравированная надпись «Ь0КЕК20№». Вдоль нижней стороны затравочного магазина проходит по-догнивная пружина (Илл. 8).

Илл. 8. Многозарядное кремневое ружье. Италия, Флоренция, конец XVII в. Инв. № ГДМ-65-1Х. Деталь. Замочная часть; ствол отвинчен, крышка затравочного магазина приоткрыта. © ГМЗ «Гатчина», 2020

К корпусу-рамке крепится деревянная ложа, состоящая из приклада с шейкой. По форме она, из-за относительно толстой шейки, более соответствует ложам немецких кремневых ружей, а не французских, которые чаще изготавливали тосканские оружейники, но это объяснимо проходящим сквозь нее трубчатым магазином для пуль. На нижней стороне приклада кнопка, при нажатии на которую откидывается на петлях часть затыльника приклада, открывая доступ к магазину для пуль и пеналу. В шейке ложи, ниже магазина для пуль, расположена еще одна короткая трубка, открытым концом примыкающая к боковой стенке латунного конуса. Это резервуар для одного порохового заряда, который, пересыпаясь в соответствующую выемку в латунном конусе, при его вращении оказывается напротив казенного среза ствола.

Самый сложный в техническом плане элемент всей конструкции предназначен для подачи пороха из подствольного магазина, находящегося перед латунным конусом, в резервуар за латунным конусом. Это соединяющий их канал, проходящий сквозь толщу нижней стенки корпуса-рамки. При этом канал, начинаясь от переднего края рамки-корпуса, раздваивается, обходя отверстие в его нижней стенке, затем снова смыкается и подходит к резервуару в шейке приклада. В месте смычки канала и резервуара в шейке приклада находится закрепленная с одной стороны подвижная пластинка с двумя отверстиями, выполняющая функцию впускного и выпускного клапана. Под действием пружины, закрепленной вдоль резервуара в шейке, клапан оставляет открытым доступ из канала в нижней стенке корпуса-рамки в резервуар в шейке приклада.

Чтобы сделать выстрел из такого ружья, нужно было сперва взять его вертикально дулом вверх - тогда порох из подствольного магазина заполнял резервуар в шейке приклада. Затем нужно было, предварительно нажав на дугообразную пружину, фиксирующую диск с рычагом на левой стороне корпуса-рамки, повернуть рычаг вниз и вперед, примерно на 210 градусов, так что соответствующие выемки в латунном конусе становились напротив магазина с пулями и резервуара с порохом в шейке приклада. При этом небольшая фигурная железная пластинка, привинченная к правому торцу латунного конуса, упиралась в свободный конец изогнутого рычага, закреплен-

ного на курке, и взводила курок, а выступ на этой же пластинке нажимал снизу на огниво, которое закрывало затравочную полку. Одновременно с этим выступ на диске с рукояткой на левом торце латунного цилиндра нажимал на подпружиненный клапан между резервуаром в шейке приклада и каналом в нижней стенке корпуса-рамки. Теперь ружье нужно было опустить дулом вниз - тогда пуля и порох из резервуара в шейке приклада заполняли выемки в конусе (закрытый клапан не давал пороху высыпаться обратно в канал в нижней стенке корпуса-рамки), а порох из затравочного магазина - выемку в цилиндрическом выступе. После этого рычаг на левой стороне корпуса нужно было повернуть вниз и назад, в исходное положение; незадолго до конца этого вращения пуля, оказавшись на оси канала ствола, под действием тяжести выпадала из выемки в конусе в ствол, а когда вращение конуса заканчивалось, на одной оси с каналом ствола, позади пули, оказывалась и выемка с порохом. Одновременно становилась под огниво заполненная затравочным порохом выемка в цилиндрическом выступе на латунном конусе. После этого ружье было готово к выстрелу, оставалось только прицелиться и нажать на спуск. У опытного стрелка весь цикл перезарядки должен был занимать около 3-5 секунд. При необходимости заряженное оружие можно было разрядить, взяв его стволом вверх и повернув рычаг вначале на четверть оборота вперед, а потом назад, опустив ствол горизонтально - тогда пуля из ствола помещалась в выемку в конусе, а затем выпадала через отверстие на нижней стороне корпуса-рамки.

Декор ружья выполнен с отличным вкусом и на высочайшем уровне. Ложа довольно скромно украшена инкрустацией серебряной проволокой в виде фигурных рамок вокруг замка и замочной личинки и завитков у хвостовика замочной части. Все детали прибора серебряные. На верхней стороне затыльника приклада, переходящей в длинный тонкий хвостовик, рельефное изображение обнаженного юноши с копьем, на спусковой скобе рельефное изображение бюста античного воина в окружении элементов растительного орнамента. Замочная личинка литая, ажурная, представляет собой сцену из «Илиады» Гомера - на фоне военных трофеев, среди которых есть и вовсе не античный орудийный ствол, Ахилл позволяет Приаму забрать тело Гектора.

На овальном щитке в нижней части замочной личинки гравированная надпись «СОССН1», представляющая, вероятно, фамилию мастера, исполнившего детали прибора (Илл. 9).

Илл. 9. Многозарядное кремневое ружье. Италия, Флоренция, конец XVII в.

Инв. № ГДМ-65-IX. Деталь. Замочная личинка в виде сцены из «Илиады» - Ахилл отдает тело Гектора Приаму. © гмз «Гатчина», 2020

Любопытно, что почти точно такая же замочная личинка (небольшие различия лишь в левой части, в изображении трофеев) имеется на обычном кремневом ружье из арсенала в лондонском Тауэре, но там на щитке выгравирована надпись «LORENZONI FIRENZE»7. На серебряном цевье в казенной части гравированные изображения: с левой стороны крылатая женская фигура (Слава), держащая в правой руке корону, а в левой руке трубу, рядом овальный щит и орел, а под ней надпись «LORENZONI»; на правой стороне цевья гравированное изображение дерева, а над ним сидящего на облаке ангела с трубой (Илл. 10).

7 См. приложение к статье Nolfo di Carpegna. Notes on Central Italian Firearms of the Eighteenth Century // The Journal of Arms and Armour Society. Vol. VIII, № 1. 1974. pp. 184.

Илл. 10. Многозарядное кремневое ружье. Италия, Флоренция, конец XVII в. Инв. № ГДМ-65-М. Деталь. Гравированное изображение крылатой Славы с короной на цевье. © ГМЗ «Гатчина», 2020

сведений пока не найдено. Можно л жизни первого владельца дворца, г

В средней части цевья по сторонам гравированные изображения мифических морских существ и птиц. Возможно, изображение королевской короны (с дужками) в руке крылатой Славы связано с получением герцогом Козимо III права называться титулом «королевское высочество». В таком случае можно предположить, что данное ружье было изготовлено не раньше 1691 г. В то же время, в оформлении составлявших с ним гарнитур пистолетов изображений короны нет (там на соответствующих местах представлены Марс с Минервой и Геркулес с Дианой), равно как нет и каких-либо явных знаков (вензелей, гербов и т. п.), указывающих на принадлежность гарнитура самому герцогу или его родственникам, так что вопрос о датировке ружья точнее, чем «конец XVII в.»8, пока нельзя считать решенным.

О том, как и когда именно это ружье попало в Гатчинский дворец, ь утверждать, что это произошло при фа Григория Григорьевича Орлова, то

8 В предыдущих публикациях данного ружья (Dr. Juri G. Efimov and John Bleimaier. Decorative Arms Treasure Trove of the Czars: The Gatchina Collection // Man at arms, vol. 20, № 2, march/april 1998. P. 45; Ефимов Ю. Г. Гатчинский Арсенал. СПб., 2001. С. 107, 108, 176, 196; Родионов Е. А. Коллекция оружия Гатчинского дворца. СПб., Том 2, 2013. С. 114-117) оно датировалось 1700-10 гг. Более корректной кажется все же датировка, приводимая в настоящей статье, - конец XVII в.

есть до 1783 г. На то, что ружье раньше числилось в другой коллекции, указывает вырезанный на правой стороне приклада номер «104». Продолжительное время шейка его приклада была сломана, что отмечено в Описях коллекции оружия за 1919 и 1938 гг., в настоящее время ружье отреставрировано и находится в основной экспозиции Гатчинского дворца-музея.

Как уже отмечалось, оружие «смешанной системы» не получило распространения. Роберт Хелд, исследовавший подобное ружье из Национального музея в Барджелло во Флоренции, приводил разные возможные причины этого: необходимость при перезарядке поворачивать оружие стволом то вверх, то вниз (в отличие от оружия системы «все сзади», которое нужно было держать только стволом вниз), особая важность содержания конструкции в чистоте, относительно небольшой калибр пули и ее недостаточная убойная сила для крупной дичи (Held 1979, 378). Все эти недостатки должны были в сумме перевешивать достоинства. Однако кажется все же, что основная причина была одна, и заключалась она в том самом конструктивном элементе, благодаря которому «смешанная система» становилась возможной - канале в толще нижней стенки корпуса-рамки, соединяющем пороховой магазин перед латунным конусом и резервуар для одного порохового заряда за конусом, криволинейном, раздваивающемся и вновь сходящемся. Микеле Ло-ренцони знал, как его сделать, и делал, а для других мастеров это оказалось слишком сложным.

Теперь рассмотрим кремневое ружье под инв. № ГДМ-707-IX (Илл. 11).

Илл. 11. Кремневое

ружье. Инв. № ГДМ-707-IX

© ГМЗ «Гатчина», 2020

Его общая длина 153 см, длина ствола 114,5 см, калибр 17 мм. Отдельные детали этого ружья изготовлены разными мастерами в разных местах и, возможно, в разное время9. Его ствол железный, вороненый, в казенной части восьмигранный, в дульной круглый. Канал гладкий, прицела нет, мушка латунная, к нижней стороне в дульной части припаяна латунная шомпольная трубка. В целом ствол по стилистике близок к продукции испанских оружейников, однако выполнен в Италии. Определить мастера, изготовившего ствол, и место производства позволяют два золоченых клейма на верхней грани ствола у казенного среза - одно из них прямоугольное, с изображением сидящего льва (Neue St0ckel 7775)10, другое продолговатое с надписью в три строки «PIS TO IA» под короной (Neue St0ckel 7774) (Илл. 12). Такие клейма использовали известные мастера-ствольщики из тосканского города Пистойа из семейства Леони, а конкретно, по данным ссылающегося на работу Агостино Гайби11 справочника «Neue St0ckel», Кристиано Леони, упоминавшийся около 1780 г.

Илл. 12. Кремневое ружье. Инв. № ГДМ-707-IX. Деталь. Клейма на стволе. © ГМЗ «Гатчина», 2020

9 Свол - Пистойа, мастер Кристиано Леони (?), 1-я пол. XVIII в., замок - Флоренция, мастер Микеле Лоренцони, 1710-20-е гг.

10 Клейма атрибутируются в соответствии с нумерацией, присвоенной им в справочнике, так называемом «Der Neue St0ckel». См. Heer E. Der Neue St0ckel. Internationales Lexikon der Büchsenmacher, Handfeuerwaffen-Fabrikanten und Armbrustmacher von 1400-1900. Bd. 1-3. Schwäbisch Hall: Journal-Verlag Schwend. 1978-1982. 1486 p.

11 Gaibi, Agostino. Le Armi da Fuoco Portatili Italiane. Milano, 1968.

Впрочем, столь поздняя датировка ствола в нашем случае недопустима, потому что само ружье, как и описанное выше многозарядное, поступило в гатчинский арсенал при жизни графа Г. Г. Орлова, то есть до 1783 г., а раньше также успело побывать еще как минимум в одной европейской коллекции, на что указывает гравированный на спусковой скобе «до-гатчинский» инвентарный номер «№ 149». Таким образом, вряд ли ствол был изготовлен позже 1750-60-х гг., но и не раньше начала XVIII в., а его автором мог быть как Кристиано Леони, так и какой-то другой, неизвестный представитель этого семейства.

Замок ружья выполнен Микеле Лоренцони, о чем свидетельствует гравированная надпись «Lorenzoш» на замочной доске перед курком. Это классический кремневый ударный замок французского типа. Его конструктивной особенностью, характерной для стиля оружейников Тосканы, является наличие дополнительной крышки затравочной полки, закрепленной на том же винте, что и огниво. Крышка имеет на верхней стороне крючок, который, входя в специальный паз на нижней стороне огнива, может фиксировать вдоль нее крышку. При этом на передней стороне огнива есть подпружиненная кнопка, при нажатии на которую дополнительную крышку полки можно отсоединить от огнива. Такая крышка могла выступать в роли своеобразного предохранителя - насыпав затравочный порох на полку и закрыв его крышкой, можно было оставлять открытым огниво и, при желании, не ставить курок даже на предохранительный взвод, что полностью исключало вероятность случайного выстрела, но при этом давало возможность быстро привести замок в боевое положение. Отметим, что подобная конструкция кремневого замка встречается и в русском охотничьем оружии 2-й половины XVIII в. Поверхности замочной доски и курка плоские, что дает основание датировать сам замок началом XVIII в., возможно, 1710-20-ми гг. Детали замка относительно скоромно украшены гравированными изображениями птицы и цветов (Илл. 13).

Ложа деревянная и, как и ствол, по стилю напоминает продукцию испанских мастеров - его цевье длиной до середины ствола, с латунным наконечником, приклад близок к так называемому «мадридскому» типу, ко-

Илл. 13. Кремневое ружье. Инв. № ГДМ-707-IX. Деталь. Кремневый замок (видна дополнительная крышка затравочной полки). © ГМЗ «Гатчина», 2020

торый, впрочем, пользовался определенной популярностью и в Тоскане, где назывался как «alla madrilena» («мадридский»), так и «alla toscana» («тосканский») (Carpegna 1979, 320-321). Ложа у хвостовика казенника ствола и на цевье инкрустирована ажурными латунными вставками в виде витых стеблей (вставка у хвостовика казенника утрачена). Ствол крепится к ложе также «на испанский манер», винтом, проходящим через хвостовик казенника, и ложевым кольцом.

Прибор латунный, состоит из затыльника приклада, спусковой скобы, замочной личинки и ложевого кольца. Все детали прибора гладкие, затыльник приклада прикрывает только верхнюю часть его тыльной стороны, замочная личинка и ложевое кольцо ажурные, в виде витых стеблей и цветов. Учитывая конструкцию ствола и информацию о клеймах на нем, дату сборки ружья допустимо с осторожностью отнести ко второй-третьей четверти XVIII в., а локализовать ее в Тоскане.

В целом это ружье можно охарактеризовать как надежный «рабочий инструмент» для относительно взыскательного заказчика - оно весьма

скромно и недорого украшено, но его ствол и замок изготовлены одними из самых известных мастеров Тосканы.

Микеле Лоренцони был, безусловно, выдающимся оружейником своего времени, прожившим долгую трудовую жизнь, в течение которой он находился в непрерывном творческом поиске. Из его мастерской выходили и вполне обычные кремневые замки, и многозарядные ружья, и пистолеты различных конструкций12. Систему, традиционно называемую его именем, он хоть и не изобрел, но старался довести до совершенства, в результате чего появился ее вариант, известный как «смешанная система», справедливо считающийся шедевром оружейного искусства. То, что в коллекции Гатчинского дворца-музея находятся сразу два ружья, полностью или частично изготовленных Микеле Лоренцони, лишний раз свидетельствует о ее высокой историко-культурной ценности.

Библиография

Carpegna, Nolfo di. A Summary of Notes on Central Italian Firearms of the Eighteen Century // Art, Arms and Armour. An International Anthology. Vol. I: 1979-80. ed. R.Held, pp. 315-324. Switzerland: Acquafresca Editrice, 1979.

Gaibi, Agostino di. Le Armi da Fuoco Portatili Italiane dalle origini al Risorgimen-to. Milano: Bramante Editrice, 1968.

Held R. Michele Lorenzoni Masterpiece // Art, Arms and Armour. An International Anthology. Vol. 1, pp. 367-378. Switzerland, 1979.

Hoff, Arne. Feuerwaffen. Vol. I. Braunschweig, 1969.

Hoopes T. The Function of the Perfected Lorenzoni Repeating Flintlock System // Arms and Armor Annual. Ed. Robert Held. Vol. I. Northfield, Illinois, 1973.

12 Известен, например, хранящийся в Музее Виктории и Альберта изготовленный Микеле Лоренцони трехствольный пистолет системы «вендер» (Peterson 1983, 208).

Peterson H.L. Early Repeating Firearms // Pollard's History of Firearms. Ed. Claude Blair. N.Y. 1983.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Carpegna, Nolfo di. (1979). A Summary of Notes on Central-Italian Firearms of the Eighteenth Century. Art, Arms, and Armour: An International Anthology, Vol. I: 1979-80. ed. R.Held, pp. 315-327. Switzerland: Acquafresca Editrice. 544 p.

Gaibi, Agostino di (1968). Le Armi da Fuoco Portatili Italiane dalle origini al Ri-sorgimento [The Italian Portable Firearms from the origins to the Risorgi-mento]. Milano: Bramante Editrice. 379 p.

Held R. (1979). Michele Lorenzoni Masterpiece. Art, Arms, and Armour: An International Anthology, Vol. I: 1979-80. ed. R.Held, pp. 367-378. Switzerland: Acquafresca Editrice. 544 p.

Hoff A. (1969). Feuerwaffen. Vol. I. Braunschweig. 356 p.

Hoopes T. (1973). The Function of the Perfected Lorenzoni Repeating Flintlock System. Arms and Armor Annual. Ed. Robert Held. Vol. I. ed. R.Held, 216-225. Northfield, Illinois, 1973. 320 p.

Peterson H.L. (1983). Early Repeating Firearms. Pollard's History of Firearms. Ed. Claude Blair, pp. 202-209. New York, Macmillan. 559 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.