Научная статья на тему 'Французское охотничье оружие XVII-XVIII вв. В собрании Гатчинского дворца-музея'

Французское охотничье оружие XVII-XVIII вв. В собрании Гатчинского дворца-музея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
708
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЕЦ-МУЗЕЙ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОХОТНИЧЬЕ ОРУЖИЕ / РУЖЬЕ / ПИСТОЛЕТ / КОЛЕСНЫЙ ЗАМОК / КРЕМНЕВЫЙ ЗАМОК / ФРАНЦИЯ / СЕДАН / ПАРИЖ / ГАЛЕРЕИ ЛУВРА / ФРАНСУА БЛЕТТЕРИ / АДРИАН РЕЙНЬЕ / ЛОРАН ДЕ ЛЯШЕЗ / ЖАН БАТИСТ ЛЯ РОШ / ТРИСТАН АЛЛЕВЕН / ПЬЕР ПИФОРКА / ГИЙЕР-ТИССО / БАЛОШ / GATCHINA PALACE AND ESTATE MUSEUM / HUNTING FIRE-ARMS / FRANCE / SEDAN / PARIS / GALERIE DU LOUVRE / FLINTLOCK / WHEELLOCK / GUN / PISTOL / FRANçOI BLETTERIE / ADRIEN REYNIER / LAURENT DE LACHAISE / JEAN BAPTISTE LAROCHE / TRISTAN ALLEVIN / PIERRE PUIFORCAT / GILLER-TISSOT / BALOCHE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родионов Евгений Александрович

В статье на основе экспонатов из собрания Гатчинского дворца-музея дается характеристика французского охотничьего огнестрельного оружия XVII-XVIII вв., уделяется внимание особенностям его конструкции и декора, приводятся краткие биографические данные о мастерах, изготовивших перечисленные предметы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Frantsuzskoe okhotnich’ye oruzhie XVII-XVIII vv. v sobranii Gatchinskogo dvortsa-muzeya [The French hunting fire-arms of the 17-18th centuries in the collection of the Gatchina Palace and Estate Museum]

The collection of hunting firearms of Gatchina Palace and Estate Museum (former imperial residence) contents about 50 guns and pistols made in France in the 17-18th centuries, the period, when the French style of making and decoration of fire-arms dominated all over Europe. The article briefly describes four wheel-lock pistols of the beginning of the 17th century and several guns and pistols of the end of the 17th beginning of the 18th century, made in Paris, Sedan and Saint-Etienne. Some of these guns were made by the best Parisian masters of the time, who had the king’s privilege to live and work in the Galleries of Louvre, namely Adrien Reynier and Jean Baptiste Laroche. The author focuses on details of construction and style of firearms, especially common for French gunsmiths of that period, such as «French» type of wheel-lock with separated mainspring and axis of a wheel, passing through the stock, a manner of decoration of barrels with golden incrustation upon the blued ground, light and elegant stocks, decorated with incrustation of silver wire, etc. Also the author gives brief notes about the gunsmiths, their places and dates of life.

Текст научной работы на тему «Французское охотничье оружие XVII-XVIII вв. В собрании Гатчинского дворца-музея»

быт и материальная культура

Е. А. Родионов

ФРАНЦУЗСКОЕ ОХОТНИЧЬЕ ОРУЖИЕ ХУН-ХУШ вв. в СОБРАНИИ ГАТЧИНСКОГО ДВОРЦА-МУЗЕЯ

Гатчинский дворец-музей обладает одной из наиболее ценных коллекций огнестрельного охотничьего оружия, изготовленного почти во всех странах Европы, а также в России и Османской империи за период с конца XVI до конца XIX в. Это вполне закономерно, поскольку первый владелец дворца, граф Григорий Григорьевич Орлов (1734-1783), всерьез увлекался охотой и, являясь фаворитом императрицы Екатерины II, имел достаточно средств и возможностей для приобретения полноценного охотничьего арсенала, насчитывавшего к концу жизни графа около 570 ружей и 140 пистолетов. Его источником в значительной степени послужило собрание оружия премьер-министра Саксонии, графа Генриха Брюля (1700-1763), распроданное после Семилетней войны и включавшее также оружие, ранее принадлежавшее другим, преимущественно немецким аристократам. После смерти графа Орлова хозяином Гатчинского дворца стал великий князь Павел Петрович, впоследствии император Павел I, который пополнил оружейную коллекцию еще 122 ружьями и почти сотней пистолетов1.

Более половины всего оружия в Гатчинском дворце составляют произведения мастеров из государств, располагавшихся на территории современной Германии, а также близких к Германии по культуре — Австрии и Богемии. На этом фоне «французская» часть

1 Родионов, Е. А. Коллекция оружия Гатчинского дворца. СПб., 2012. Т. 1. С. 13-17. © Е. А. Родионов, 2017

коллекции выглядит довольно скромно — около 50 ружей и пистолетов, но этого вполне достаточно, чтобы проиллюстрировать этапы эволюции и основные особенности конструкции и декора французского огнестрельного оружия, как столичного, так и провинциального производства периода его наивысшего расцвета, с начала XVII до середины XVIII в. В рамках данной статьи будет уделено внимание лишь наиболее характерным предметам.

XVII век стал временем, когда лидерство в производстве огнестрельного оружия, как в плане его конструкции, так и декора, перешло от немецких и итальянских мастеров к французским. Причины для этого были различными — это и растущее значение Франции в европейской политике, усиление королевской власти внутри страны и связанный с этим расцвет производства предметов роскоши, призванных служить репрезентации института монархии. 22 декабря 1608 г. Генрих IV (1589-1610) учредил традицию предоставления привилегии самым лучшим мастерам, в том числе и оружейникам, жить и работать в галереях Лувра, что служило как средством поощрения (они, в частности, освобождались от ограничений своих корпораций), так и способом контроля со стороны короля2. В свою очередь, Людовик XIII (1610-1643) был не только заядлым охотником, но также любителем, знатоком и коллекционером огнестрельного оружия в современном понимании этого слова, так что работа французских (прежде всего парижских) оружейников должна была соответствовать очень взыскательному вкусу. Отмена Нантского эдикта в 1685 г. привела к обширной эмиграции гугенотов, среди которых были и мастера-оружейники, что дополнительно усилило распространение французских традиций и стиля в изготовлении оружия на другие европейские страны.

Наконец, особую роль играли художники, выпускающие рисунки тех или иных элементов оружия, как холодного, так и огнестрельного (и, разумеется, не только оружия), в соответствии с принятым в конкретный временной период стилем в искусстве3. Их произведения публиковались в виде альбомов

2 Hayward, J. F. The Art of the Gunmaker. New York, 1962. Vol. 1. P. 131.

3 Из них упомянем лишь работавшего в начале XVII в. Жана Энекена (Jean Henequin), художника второй половины XVII в. Жана Берена (Jean Berain) и Клода Симонена (Claud Simonin), чьи альбомы в конце XVII - XVIII в. выдержали

Французское ОХОТНИЧЬЕ ОРУЖИЕ ХУП—ХУШ вв.

гравюр и пользовались большой популярностью как у французских оружейников, так и у их иностранных коллег, которые могли применять в своей работе уже готовые идеи. Нередко изучение таких альбомов помогает существенно уточнить датировку того или иного предмета.

Самым ранним оружием французского происхождения в Гатчинском собрании является датируемый приблизительно 1600 г. колесный пистолет инв. № ГДМ-47-!Х, на примере которого хорошо заметны особенности, характерные именно для французского стиля оформления огнестрельного оружия того времени (илл. 1). Прежде всего, обращают на себя внимание размеры пистолета — его общая длина 82,6 см и длина ствола 62,4 см (для сравнения — длина ствола автомата АК-74 — 41,5 см), что вполне типично для начала XVII в., когда пистолеты достигли своей максимальной длины. Канал ствола гладкий, а калибр относительно небольшой — 10 мм (обычно калибр пистолетов того времени колебался около 15-17 мм), прицельных приспособлений нет, поскольку стрельба предполагалась с минимально возможной дистанции, при этом использовать пистолеты можно было как на войне, так и для охоты. Рукоять плавно изогнута вниз и имеет на конце шестигранное продолговатое навершие.

Особый интерес представляет конструкция колесного замка, использовавшаяся почти исключительно на территории Франции во второй половине XVI - начале XVII в. В отличие от «обычного» колесного замка, здесь ^образная боевая пружина крепилась не винтами к замочной доске, а отдельно, шпилькой внутри ложи. Это давало возможность сократить площадь замочной доски, что, в свою очередь, позволяло изготавливать ложи менее массивными. Из-за того, что боевая пружина проходит по продольной оси ложи, а для ее нижнего «плеча» в ложе сделан специальный вырез, спусковой крючок расположен немного в стороне от центра. Ось колесика также не закреплена в специальной скобе на замочной доске, а проходит сквозь ложу насквозь и фиксируется в отверстии в фигурной пластинке на левой стороне ложи (илл. 2). К сожалению, установить имя мастера, изготовившего замок, пока

шесть изданий во Франции и четыре пиратских за границей.

не удается — единственное клеймо на замочной доске с литерами «СН», хотя и встречается также на замках пистолетов из музеев Касселя и Дрездена, до сих пор не идентифицировано4.

Металлические детали пистолета не имеют украшений, зато ложа сплошь инкрустирована латунной проволокой в виде завитков и фигурными гравированными вставками из перламутра и слоновой кости в виде цветов, различных животных и гротескных существ.

Следующий этап развития оружейного производства во Франции представляет пара колесных пистолетов инв. № ГДМ-50-IX, ГДМ-51-IX, изготовленных около 1610 г. (илл. 3). Внешне и по декору они похожи на пистолет, рассмотренный выше, но их размеры несколько меньше (общая длина 61,5 см, длина ствола 39,7 см, калибр 9 мм), а конструкция колесного замка аналогична той, что использовалась мастерами других европейских стран — боевая пружина и ось колесика закреплены на замочной доске, так что замок представляет собой единый механизм. Его специфически французской чертой, помимо формы замочной доски, является предохранитель в виде изогнутой пластинки, которая одним концом крепится изнутри спусковой скобы, а ее другой конец в рабочем положении блокирует спусковой крючок.

Нельзя не упомянуть и довольно необычный колесный пистолет, находившийся в Гатчинской оружейной коллекции раньше (его общая длина 77,6 см, длина ствола 52 см, калибр 8 мм) (илл. 4). Как и самый первый из рассмотренных в данной статье пистолетов (инв. № ГДМ-47-IX), он до 1816 г. был доставлен в арсенал Гатчинского дворца из Павловска по высочайшему повелению императрицы Марии Федоровны5, но, вероятно, в 1930 г., как и более 30 других особо ценных пистолетов, был продан за гра-ницу6, и о его дальнейшей судьбе долго не было известно. Совсем

4 Heer, E. 1) Der Neue Stockei. Internationales Lexikon der Büchsenmacher, Handfeuerwaffen-Fabrikanten und Armburstmacher von 1400-1900. Schwäbisch Hall, 1978. Bd 1. S. 563; 2) Der Neue Stockei. Schwäbisch Hall, 1979. Bd 3. S. 2241-2242.

5 Опись пистолетов оружейного зала за 1925 год (ГБУК «ГМЗ "Гатчина"». Научно-вспомогательный архив. Д. 1260/1999. С. 2-3).

6 Общая инвентарная опись Гатчинского дворца (ЦГАЛИ СПб. Ф. 309. Оп. 1. Д. 91. Илл. 1. Об., 7 об., 11 об., 13 об., 15 об.). Данных о продаже конкретно этого пистолета, в отличие от других, не обнаружено, но в описи коллекции Гатчинского дворца за 1938 г. он уже не числится, а поскольку при распро-

недавно удалось узнать, что 14-16 октября 2013 г. он был продан аукционным домом James D. Julia в США (лот 2486), а до этого побывал в коллекциях Вильяма Гудвина Ренвика (William Goodwin Renwick), Фрэнка Бивенса (FrankE. Bivens, Jr.), Клэя Бедфорда (Clay P. Bedford), Хэнка Виссера (Hank Visser) и Дугласа Сиркина (Dr. Douglas Sirkin)7. У этого пистолета два ствола, которые расположены друг над другом, при этом идут не параллельно, а под небольшим углом, так, что между их казенными частями есть некоторое расстояние, а дульные срезы соприкасаются. Рукоять пистолета прямая, поэтому при его удержании нет разницы, какой из стволов находится сверху. Колесных замков также два, по сторонам ложи, благодаря чему, предварительно зарядив, из этого пистолета можно было быстро сделать два выстрела подряд, при этом первый выстрел делался из верхнего ствола, затем пистолет переворачивался, так что нижний ствол оказывался наверху, и можно было выстрелить еще раз. Как и у предыдущих пистолетов, его металлические детали (стволы и замки) почти лишены декора (за исключением латунных накладок в виде листьев и драконов на замках), зато ложа богато инкрустирована вставками из слоновой кости в виде завитков, кружочков, цветов, людей и различных реальных и фантастических животных. По особенностям конструкции, оформления и клеймам можно определить время изготовления пистолета как примерно 1600 г., а место — г. Седан. Отметим, что подобная конструкция была достаточно редкой и после середины XVII в. не использовалась.

даже коллекции Ренвика на аукционе «Сотби» в 1970-х гг. вместе с этим двуствольным пистолетом были проданы и находившиеся ранее в Гатчинском собрании пистолеты системы Лоренцони, чья продажа за границу в 1930 г. подтверждается документально, вероятность его убыли из Гатчинской коллекции также в 1930 г. выглядит крайне высокой.

7 Extremely rare Alsatian double barreled over-and-under wheel lock pistol, Sedan, circa 1600 [Электронный ресурс], James and Julia Inc. URL: http://jamesdjulia. com/item/lot-2486-extremely-rare-alsatian-double-barreled-over-and-under-wheel-lock-pistol-sedan-circa-1600-50042/ (30.05.2017). Поскольку в Описи пистолетов ружейного зала за 1925 г. (ГБУК «ГМЗ "Гатчина"». Научно-вспомогательный архив. Д. 1260/1999. С. 3) сохранилось подробное описание пистолета, включая все клейма, его идентификация с лотом 2486 аукциона James D. Julia кажется бесспорной.

Во второй четверти XVII в. производство оружия с колесными замками во Франции прекратилось. Его полностью вытеснило оружие с ударными кремневыми замками, где искры, необходимые для воспламенения основного порохового заряда в стволе, получались от удара кремня об огниво. Конструктивно такой механизм был проще колесного, а значит, дешевле и надежней. Ударные кремневые замки имели множество вариаций по всей Европе и на Ближнем Востоке, но именно во Франции в начале XVII в. провинциальный мастер Марен ле Буржуа создал самый совершенный тип такого замка, получивший в специальной литературе название «французский замок» (а также «ударный кремневый замок французского типа», или просто «кремневый замок»). Постепенно эта конструкция стала наиболее популярной и в других европейских странах и использовалась почти без изменений в течение двух столетий (хотя, например, в Испании и Италии местные типы ударных кремневых замков за этот период полностью не исчезли).

К сожалению, французское огнестрельное оружие середины

XVII в. в Гатчинской коллекции не представлено, зато в ней есть несколько великолепных экземпляров конца XVII - первой половины XVIII в., когда стиль французских оружейников окончательно оформился и служил образцом для подражания в большинстве европейских стран.

Начнем с кремневого ружья инв. № ^ЦМ-ЗУБ-^ (общая длина 150 см, длина ствола 113,5 см, калибр 15,5 мм), изготовленного в Седане Жаком Дюбуа, о чем свидетельствует гравированная надпись на замочной доске. Об этом мастере никакой информации не найдено (илл. 5). Ружье почти не имеет декора, зато его конструкцию и силуэт можно назвать классическими — ствол круглый в сечении, с гладким каналом, кремневый замок французского типа, ложа достаточно легкая, с относительно тонкой шейкой и прикладом привычной для современного человека формы, который при стрельбе полагается упирать в плечо (первоначально ручное огнестрельное оружие во время стрельбы держали на весу; подобный способ удержания для некоторых разновидностей охотничьего оружия сохранялся, например, в Германии на протяжении

XVIII в., а во многих азиатских регионах вплоть до ХХ в.). Некоторые детали оформления ружья, как, например, выпуклые поверхности

курка и замочной доски, продольные желобки на участке ствола ближе к казенной части, длинный хвостовик затыльника приклада, позволяют датировать его 1670-1690-ми гг.

Ружье под инв. № ГДМ-677-IX (общая длина 144,5 см, длина ствола 104,7 см, калибр 16 мм) изготовлено в 1710-1730-е гг. Франсуа Блеттери (Françoi Bletterie), о чем свидетельствуют надписи на замке и стволе (илл. 6). О мастере известно, что он проживал в Париже на улице Мовэ-Гарсон (Rue des Mauvais Garçons), в 1717 и 1731 гг. исполнял должность присяжного в цеховом суде комиссии учеников8. Обращает на себя внимание декор ствола — его поверхность вороненая, в казенной части ствол украшен в технике таушировки9 золотом растительным орнаментом, включающим изображение гротескной головы в профиль. Такое цветовое решение в оформлении ствола (золото на темном фоне) — типичный для французских мастеров прием украшения дорогого оружия, при этом воронение не только придавало декоративный эффект, но и защищало от коррозии. Замочная доска оформлена скромнее — на плоской полированной поверхности гравированное изображение отдыхающего охотника. Отметим, что тип поверхности замочной доски и курка также зависел от моды — в последнюю треть XVII в. ее принято было делать выпуклой, а с рубежа XVII-XVIII вв. — плоской, что обычно является достаточно надежным датирующим признаком.

Кремневое ружье под инв. № ГДМ-692-IX (общая длина 143 см, длина ствола 103,6 см, калибр 16 мм) изготовлено представителем известной парижской оружейной династии Адрианом Рейнье (Adrien Reynier) (илл. 7). Отец мастера, также Адриан Рейнье, вероятно, происходил из деревни Гиннекен (Ginneken) у г. Бреда в Голландии, из-за чего был также известен по прозвищу Ле Оландуа («Le Hollandois», «Голландец»). Не позднее 1705 г. Адриан Рейнье (младший) работал в Париже подмастерьем, а в июне 1711 г. по королевскому декрету получил французское

8 Heer, E. Der Neue St0ckel. Bd 1. S. 113.

9 Таушировка (от нем. täuschen — обманывать) — вид инкрустации на металле, когда в основе прорезаются канавки или углубления, заполняемые более мягким металлом другого цвета, при этом полученные изображения могут быть как вровень с фоном, так и выступать над ним.

гражданство. Известно, что в 1714 г. он проживал на улице Паже-вен (Rue Pagevin), числясь оружейником герцога Орлеанского (с 1715 г. — принца-регента), и участвовал в разработке ружья для французской армии модели 1717 г. В 1723 г. Рейнье назначен королевским оружейником, а 18 января 1724 г. получил право работать в галереях Лувра. Некоторое время работал совместно с сыном Шарлем, подписывая оружие «Les Hollandois» («Голландцы»). Скончался мастер в 1743 г.10 Возвращаясь к ружью, отметим типично французские особенности его декора — ствол вороненый, в казенной части вызолочен, далее украшен таушированным золотом стилизованным растительным орнаментом, на верхней грани выполненная в такой же технике монограмма прозвища мастера из литер «LH». Поверхности замочной доски и курка плоские, при этом на замочной доске гравированная надпись «LE HOLLANDOIS A PARIS AVX GALLERIES», т. е. время производства ружья можно датировать периодом с 1724 по 1743 г. Детали прибора (замочная личинка, прицел и спусковая скоба) серебряные, замочная личинка ажурная, в виде растительных завитков и военных трофеев.

Кремневое ружье и пара пистолетов, изготовленные парижским мастером Лораном де Ляшез (Laurent de Lachaise) в 17201730-е гг., хотя и не являются единым гарнитуром, весьма схожи между собой по способу отделки. У ружья (инв. № ГДМ-731-IX, общая длина 142 см, длина ствола 104,1 см, калибр 17 мм) ствол вороненый, украшен таушированным золотом стилизованным растительным орнаментом и изображением бюста античного воина в профиль под декоративным пологом (илл. 8). Обратим внимание на затравочное отверстие, металл вокруг которого в процессе эксплуатации оружия подвергался особенно резким перепадам температуры, влажности и, как следствие, коррозии, для предотвращения которой оно отделано золотом (в случае менее дорогого оружия для этой цели могли использовать медь). Для украшения замка применены две техники — на большей части замочной доски гравированная сцена травли кабана собаками и подпись мастера, в левом углу замочной доски и на курке изображение охотничьих трофеев и растительного орнамента в технике оброн (рельеф на золоченом фоне). Детали прибора

10 Heer, E. Der Neue Stockei. Bd 2. S. 1035-1036.

(затыльник приклада, спусковая скоба, щиток на шейке приклада и шомпольные трубки) серебряные.

Пистолеты (инв. № гДм-49-IX, ГДМ-80-IX, общая длина 50,2 см, длина ствола 33,4 см, калибр 15,5 мм) также имеют вороненые стволы, украшенные в казенной части таушированным золотом растительным орнаментом (илл. 9). На замочных досках гравированное изображение античного воина и военных трофеев. Особенно эффектно смотрятся серебряные детали прибора, прежде всего полусферические поддоны рукоятей, в центре которых рельефное изображение головы сатира (илл. 10), а вдоль края — женские лица и растительный орнамент. Голова сатира вырезана и на ложе, у задней шомпольной трубки, также ложа инкрустирована завитками из серебряной проволоки. Заметим, что, по сравнению с началом XVII в., общая длина пистолетов уменьшилась, что было связано с постепенным совершенствованием технологии выработки пороха, который становился более мощным и быстрее разгонял пулю. Несмотря на весьма высокий уровень работы на представленных вещах, о самом оружейнике Лоране де Ляшезе известно лишь, что он был присяжным цехового суда в комиссии учеников, а его имя упоминается в документах в 1706-1744 гг.11

Подлинным шедевром оружейного мастерства является кремневое ружье инв. № ГДМ-428-IX (общая длина 151 см, длина ствола 110,4 см, калибр 16 мм) (илл. 11). Оно изготовлено в Париже в 1730-х гг. Жаном Батистом ля Рошем (Jean Baptiste Laroche), который с 5 августа 1743 г. пришел на смену Адриану Рейнье, получив привилегию работать в галереях Лувра (спустя 20 лет, 20 августа 1763 г. эту привилегию получил уже сын Жана Батиста, оружейник Жан ля Рош)12. На замочной личинке этого ружья выгравирован вензель, а на шейке приклада инкрустирован серебряный щиток с гравированным гербом тестя Людовика XV, короля Польши и последнего герцога Лотарингии Станислава Лещинского, и декор оружия вполне соответствует статусу его хозяина (илл. 12, 13). Ствол ружья вороненый, в казенной части украшен в технике оброн изображением женщины, держащей рог изобилия и овальный медальон с гравированным изображением бычьей головы (вероятно, часть

11 Heer, E. Der Neue St0ckel. Bd 1. S. 670.

12 Hayward, J. F. The Art of the Gunmaker. New York, 1962. Vol. 1. P. 132.

герба владельца ружья — короля Польши Станислава Лещинского) (илл. 14). Вокруг мушки и у дульного среза ствол украшен тауши-рованным золотом стилизованным растительным орнаментом, на плоской грани за прицелом выполненная в такой же технике надпись «LAROCHE APARIS». На полированной плоской поверхности замочной доски таушировкой золотом изображен сюжет из мифа об Аполлоне и нимфе Дафне. Спусковая скоба и затыльник приклада серебряные, украшенные рельефными изображениями богини Дианы на золоченом фоне. Ложа обильно украшена инкрустацией серебряной проволокой.

Чуть менее роскошно декорировано кремневое ружье № ГДМ-918-IX (общая длина 146,6 см, длина ствола 107,2 см, калибр 16 мм). Оно изготовлено в 1730-1740-е гг. парижским мастером Тристаном Аллевеном (Tristan Allevin), который упоминается в документах в 1727-1747 гг. Он нем известно, что в 1742-1743 гг. он был присяжным цехового суда и проживал на улице Сент-Андре-дез-Ар (St. André-des-Arts)13. Впрочем, относительная простота декора рассматриваемого ружья выражается только в том, что детали его прибора железные, а не серебряные (илл. 15). Что же касается уровня исполнения, он не уступает рассмотренному выше произведению ля Роша, являя собой яркое воплощение стиля рококо в оружии. На вороненой поверхности его ствола в казенной части таушированный золотом растительный орнамент и изображение охотника с собаками (илл.

16), а на замке и деталях прибора выполненные в технике оброн изображения охотничьих трофеев и сцена травли кабана собаками среди рокайлей и несимметричных растительных завитков.

Двуствольное кремневое ружье инв. № ГДМ-880-IX (общая длина 133,2 см, длина стволов 93,1 см, калибр 15 мм) изготовлено мастером Пьером Пифорка (Pierre Puiforcat) в 1750-1770-е гг. (илл.

17). Мастер проживал в Париже на улице Фоссе-Месье-ле-Пренс (Fossés-Monsier-le-Prince), числился первым оружейником короля, упоминается в документах в 1756-1773 гг.14 Ружье примечательно тем, что два его вороненых ствола спаяны между собой по всей длине, что было набиравшим популярность новшеством в середине XVIII в. — прежде оружейники нередко изготавливали ружья

13 Heer, E. Der Neue Stockei. Bd 1. S. 15.

14 Heer, E. Der Neue Stockei. Bd 2. S. 992.

и пистолеты с двумя и большим количеством стволов, но еще не могли жестко их скреплять таким образом, чтобы это не слишком ухудшало меткость.

И, наконец, нельзя не упомянуть пару кремневых пистолетов инв. № ГДМ-204-К, ГДМ-205-К (общая длина 19,5 см, длина ствола 8,8 см, калибр 12 мм) (илл. 18). Это самые маленькие пистолеты в Гатчинской коллекции, такие можно было носить в карманах и использовать разве что для самообороны. Их стволы изготовлены в известном центре оружейного производства, городе Сент-Этьен, мастером Гийер-Тиссо (ОШег-ТгььМ, его фамилия выбита на нижней поверхности стволов и видна, только если пистолеты разобрать), а замки сделал парижанин Балош (Ва1осНе), о чем свидетельствует гравированная надпись на замочной доске. Хотя на фоне предыдущих рассмотренных предметов они выглядят весьма скромно, при отделке их деталей использовалась гравировка и чеканка, а ложа украшена резьбой и инкрустирована серебряной проволокой. Датировать пистолеты можно 1750-1760-ми гг., а какая-либо подробная информация о мастерах не найдена.

Подводя итоги, коротко охарактеризуем основные конструктивные и декоративные особенности французского огнестрельного охотничьего оружия конца XVII-XVIII вв., которые хорошо иллюстрируют предметы из коллекции оружия Гатчинского дворца. Со второй четверти XVII в. во Франции перестали применять колесные замки, перейдя исключительно на ударные кремневые т. н. французского типа. Стволы делались легкими, с тонкими стенками, а их каналы почти всегда были гладкими, без нарезов (такие стволы у всех описанных ружей и пистолетов). В украшении стволов для стиля французских оружейников особенно характерно использование орнамента, выполненного в технике таушировки золотом по вороненому фону. Ружейные ложи отличались изяществом и тонкостью форм, приклады имели привычную для современного человека форму, предназначенную для упора в плечо, ложи украшались в меньшей степени резьбой и в большей — инкрустацией серебряной проволокой. В целом же мастера-оружейники могли придать оружию вид настоящего произведения искусства, полностью соответствующего стилю эпохи.

список сокращений

ГБУК «ГМЗ "Гатчина"» — Государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник ''Гатчина''»

ЦГАЛИ СПб — Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга»

информация о статье

Родионов, Е. А. Французское охотничье оружие XVII-XVIII вв. в собрании Гатчинского дворца-музея, В кн.: Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. 2017. Вып. 3 (1). С. 221-234.

Евгений Александрович Родионов, старший научный сотрудник ГБУК «ГМЗ "Гатчина"», хранитель фонда «Оружие», г. Гатчина (188300, Россия, Гатчина, Красноармейский пр., д. 1)

[email protected]

УДК 903.22

В статье на основе экспонатов из собрания Гатчинского дворца-музея дается характеристика французского охотничьего огнестрельного оружия XVII-XVIII вв., уделяется внимание особенностям его конструкции и декора, приводятся краткие биографические данные о мастерах, изготовивших перечисленные предметы.

Ключевые слова: Гатчинский дворец-музей, огнестрельное охотничье оружие, ружье, пистолет, колесный замок, кремневый замок, Франция, Седан, Париж, галереи Лувра, Франсуа Блеттери, Адриан Рейнье, Лоран де Ляшез, Жан Батист ля Рош, Тристан Аллевен, Пьер Пифорка, Гийер-Тиссо, Балош

Information on the article

Rodionov, E. A. Frantsuzskoe okhotnich'ye oruzhie XVII-XVIII vv. v sobranii Gatchinskogo dvortsa-muzeya [The French hunting fire-arms of the 17-18th centuries in the collection of the Gatchina Palace and Estate Museum], in: Proslogion: Studies in Medieval and Early Modern Social History and Culture, 2017. Vol. 3 (1). P. 221-234.

Rodionov Eugeniy Alexandrovich, senior research officer, curator of the Arms Department at the Gatchina Palace and Estate Museum, town of Gatchina (188300, Rossiya, Gatchina, Krasnoarmeyskiy pr., 1)

[email protected]

The collection of hunting firearms of Gatchina Palace and Estate Museum (former imperial residence) contents about 50 guns and pistols made in France

in the 17-18th centuries, the period, when the French style of making and decoration of fire-arms dominated all over Europe. The article briefly describes four wheel-lock pistols of the beginning of the 17th century and several guns and pistols of the end of the 17th - beginning of the 18th century, made in Paris, Sedan and Saint-Etienne. Some of these guns were made by the best Parisian masters of the time, who had the king's privilege to live and work in the Galleries of Louvre, namely Adrien Reynier and Jean Baptiste Laroche. The author focuses on details of construction and style of firearms, especially common for French gunsmiths of that period, such as «French» type of wheel-lock with separated mainspring and axis of a wheel, passing through the stock, a manner of decoration of barrels with golden incrustation upon the blued ground, light and elegant stocks, decorated with incrustation of silver wire, etc. Also the author gives brief notes about the gunsmiths, their places and dates of life.

Key words: Gatchina Palace and Estate Museum, hunting fire-arms, France, Sedan, Paris, Galerie du Louvre, flintlock, wheellock, gun, pistol, Fran^oi Bletterie, Adrien Reynier, Laurent de Lachaise, Jean Baptiste Laroche, Tristan Allevin, Pierre Puiforcat, Giller-Tissot, Baloche

Список источников и литературы

Extremely rare Alsatian double barreled over-and-under wheel lock pistol, Sedan, circa 1600 [Электронный ресурс], James and Julia Inc. URL: http:// jamesdjulia.com/item/lot-2486-extremely-rare-alsatian-double-barreled-over-and-under-wheel-lock-pistol-sedan-circa-1600-50042/ (30.05.2017).

Hayward, J. F. The Art of the Gunmaker. New York: St. Martin's Press, 1962. Vol. 1. 303 p.

Heer, E. Der Neue Stockel. Internationales Lexikon der Büchsenmacher, Handfeuerwaffen-Fabrikanten und Armburstmacher von 1400-1900. Schwäbisch Halle, 1978-79. Bd 1-3. 2287 S.

Родионов, Е. А. Коллекция оружия Гатчинского дворца. СПб.: АВ-Студия, 2012. Т. 1. 400 с.

Архивные материалы

ЦГАЛИ СПб

Общая инвентарная опись Гатчинского дворца (Ф. 309. Оп. 1. Д. 91)

ГБУК «ГМЗ "Гатчина"». Научно-вспомогательный архив

Опись пистолетов ружейного зала за 1925 год (Д. 1260/1999)

References

Extremely rare Alsatian double barreled over-and-under wheel lock pistol, Sedan, circa 1600 [Electronic source], James and Julia Inc. URL: http://jamesdjulia. com/item/lot-2486-extremely-rare-alsatian-double-barreled-over-and-under-wheel-lock-pistol-sedan-circa-1600-50042/ (30.05.2017).

Hayward, J. F. The Art of the Gunmaker. New York: St. Martin's Press, 1962. Vol. 1. 303 p.

Heer, E. Der Neue Stockel. Internationales Lexikon der Büchsenmacher, Handfeuerwaffen-Fabrikanten und Armburstmacher von 1400-1900. Schwäbisch Halle, 1978-79. Bd 1-3. 2287 S.

Rodionov, E. A. Kollektsiya oruzhiya Gatchinskogo dvortsa [Collection of Arms of the Gatchina Palace and Estate Museum]. Sankt-Peterburg: AV-Studia, 2012. Vol. 1. 400 p. (in Russian)

Archival materials

Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga [Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg]

Obshchaya inventarnaya opis' Gatchinskogo dvortsa [General inventory of the Gatchina Palace] (F. 309. Op. 1. D. 91)

GBUK GMZ Gatchina, Nauchno-vspomogatel'ny arkhiv [Scientific and auxiliary archive of the Gatchina Museum]

Opis' pistoletov ruzheynogo zala za 1925 god [Inventory of pistols of Gun's Gallery for 1925] (D. 1260/1999)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.