Научная статья на тему 'Черкесский кремневый пистолет'

Черкесский кремневый пистолет Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
634
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / ЧЕРКЕССКИЙ КРЕМНЕВЫЙ ПИСТОЛЕТ / СТВОЛ / ОРНАМЕНТ / ГРАВИРОВКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Канокова Фатима Юрьевна

Изделия кавказских оружейников и ювелиров это прекрасные произведения прикладного искусства. Одним из видов огнестрельного оружия, получившим распространение не только на Кавказе, но и далеко за его пределами, является черкесский кремневый пистолет (специализированное оружие, приспособленное для условий индивидуального боя). Технологические особенности его изготовления и секреты декоративного оформления будут рассмотрены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черкесский кремневый пистолет»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 745

Канокова Фатима Юрьевна

канд. искусствоведения, доцент КБГУ им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик, РФ E-mail: [email protected]

ЧЕРКЕССКИЙ КРЕМНЕВЫЙ ПИСТОЛЕТ Аннотация

Изделия кавказских оружейников и ювелиров - это прекрасные произведения прикладного искусства. Одним из видов огнестрельного оружия, получившим распространение не только на Кавказе, но и далеко за его пределами, является черкесский кремневый пистолет (специализированное оружие, приспособленное для условий индивидуального боя). Технологические особенности его изготовления и секреты декоративного оформления будут рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова

Огнестрельное оружие, ювелирное искусство, черкесский кремневый пистолет,

ствол, орнамент, гравировка.

Адыгское декоративно-прикладное искусство возникло в далеком прошлом, оно было широко распространено на территории проживания черкесов - в Кабарде, Адыгее и Черкессии. В нем выразились художественные вкусы народа, тяготение к красоте, желание украсить свое жилище, одежду, коня и, наконец, оружие. Декоративно-прикладное искусство адыгов характеризуется интересными художественными формами, обладает богатыми традициями, оно наполнено глубоким содержанием, в котором отразились представления народа о природе и мире, воплощенные в символико - декоративной изобразительной форме.

Одним из важнейших промыслов у народов Кавказа было изготовление оружия, а храбрость воинов воспеты в песнях, легендах, преданиях, так старинная мудрость гласит: «Адыг без оружия, что птица без крыльев» [3, с. 69]. Изделия кавказских оружейников и ювелиров, это прекрасные произведения прикладного искусства. Храбрые адыгские воины не расставались со своим оружием, высоко ценили его и не жалели средств на его украшение. Оружие стало неотъемлемой частью их национального костюма. Е.Н. Студенецкая отмечает - «...основным украшением мужского костюма было оружие, богатство и отделка которого зависели от благосостояния его хозяина» [5, с.86].

У адыгов (черкесов) огнестрельное оружие распространяется со второй половины XVII в., изготавливать пистолеты в Черкессии стали примерно с середины XVIII в. причем местные оружейники выработали свой собственный тип кремневого пистолета, привлекавший внимание своим малым весом. Воевавший на Западном Кавказе в 1857-59 гг. Т. Лапинский отмечает, что адыгский пистолет «длины обыкновенного кавалерийского пистолета, но очень легкий» [1, с.37]. «Легкость» предстает интегральным признаком, в котором для внешнего наблюдателя сконцентрированы все характерные черты черкесского пистолета.

По сравнению с европейскими военными пистолетами черкесские имели небольшой калибр. Музейные образцы дают среднюю цифру 14-15 мм. Европейские пистолеты военных образцов изготавливали преимущественно того же калибра, что и ружья (18-20мм), с одной стороны, это было связано с особенностями массового производства, с другой - относительно большой калибр европейских пистолетов диктовался военными (вплоть до начала ХХ в.) требованиями к принимаемым на вооружение пистолетам и револьверам.

Черкесские кремневые пистолеты были гладкоствольными. Поскольку в гладком стволе при выстреле развивается меньшее давление, чем в нарезном, стенки такого ствола можно сделать не столь толстыми, а

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

значит, гладкий ствол вписывается в общую концепцию «легкого» оружия. Поскольку из пистолетов стреляют на сравнительно небольшие дистанции, они прицельно упрощены (исключение составляет целевое и дуэльное оружие), у черкесских пистолетов практически все стволы лишены прицельных приспособлений. Так как для черкесского воина основным оружием была винтовка, из которой он вел огонь на дальней дистанций, то пистолет применялся лишь в контексте рукопашной схватки.

Для черкесских пистолетов характерна очень тонкая, деревянная ложа, оклеенная черной ослиной кожей, тонкие рукоятки заканчиваются костяным, несколько сплюснутым сверху и снизу шариком. Нередко костяной шарик в процессе реставрации оказывается замененным деревянным или гипсовым. При этом часто он вытянут кверху и книзу. Деревянные шарики покрыты черной или коричневой краской. У части пистолетов шарик обложен серебром, украшенным гравировкой и чернью.

Черкесский кремневый пистолет имеет замок, относящийся к так называемому «испано-мавританскому» типу, у которого основные детали расположены снаружи замочной доски, что позволяет делать не столь глубокие вырезы в дереве при монтаже замка в ложе. Кроме того, черкесский замок более компактен, чем классический европейский. Замки пистолетов отличаются от ружейных лишь меньшими размерами. Самый крупный имеет 75 мм в длину и 62 мм в высоту, самый маленький - 53 мм в длину, 45 мм в высоту. Наиболее часто встречаются замки, которые имеют 62-70 мм в длину, 53-60 мм в высоту. Замки украшены растительными или геометрическими, иногда растительно-геометрическим орнаментом, в котором встречаются завитки в форме запятой. Для черкесского пистолета шомпольное гнездо не характерно. Все эти особенности позволяли делать ложу компактнее и легче.

На Кавказе один, а то и два пистолета воины носили на поясе, помимо обязательного кинжала, винтовки за плечами и нередко шашки на портупее. Ясно, что при таком использовании ограничения по массе и габаритам для пистолетов были довольно жесткие. Черкес использует целый набор оружия: винтовку

- для дальнего точного выстрела, шашку - для рубки, кинжал - для рукопашной схватки, пистолет - для поддержки атаки холодным оружием, а также при внезапном нападении. Солдат регулярной армий обходится ружьем со штыком, кавалерист - саблей и пистолетами. С одной стороны, ставка на индивидуальную подготовку и специализированное оружие, с другой - на дисциплину и согласованность действий.

Для черкесского воина пистолет был в полном смысле личным оружием, сопровождавшим хозяина в любой ситуации, по этому поводу И. Бламберг отмечает: «С раннего утра черкес опоясывается шашкой и кинжалом и проверяет, не пострадало ли от ночной сырости остальное его оружие» [2, с.363] Своеобразное «срастание» пистолета с человеком демонстрирует, в частности, обычай ношения газырей в карманах, нашитых на груди черкески, и распределение по талии прочих принадлежностей к огнестрельному оружию, таких как отвертка или жирница. В целом тип черкесского пистолета представляет собой специализированное оружие, приспособленное для условий индивидуального боя.

Возникнув на заре тысячелетий, адыгское оружие прошло тяжелый и долгий путь исторического развития, оставаясь могучим, грозным, но при этом поражая красотой и изяществом. Оно не раз приводило адыгов к военным победам и само по себе было художественной победой [4, с.48].

Список использованной литературы:

1. Аствацатурян Э. Оружие народов Кавказа. - М., 1995.

2. Бламберг И. Историческое, типографическое, статистическое и военное описание Кавказа // АКБКИЕА.

- Нальчик, 1974.

3. Кабардинский фольклор. - Нальчик, 1964.

4. Мальбахов Б.Х. Черкесское (адыгское) декоративно-прикладное искусство. - Нальчик, 2012.

5. Студенецкая Е.Н. Украшение одежды у кабардинцев (XIX - ХХвв.) // Ученые записки. - Нальчик, 1950.- Т. V.

© Канокова Ф.Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.