Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иноязычная подготовка / педагогическое творчество / информационные технологии / планирование / усвоение учебного материала / эффективность / foreign language training / pedagogical creativity / information technology / planning / learning material acquisition / effectiveness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

Обеспечение высокого качества обучения является одним из приоритетных направлений развития современной системы образования. Повышение эффективности усвоения обучающимися учебного материала зависит от множества факторов и может быть обеспечено соблюдением ряда педагогических условий. К ним относятся: применение личностно ориентированных педагогических технологий обучения, динамическое планирование педагогической деятельности, внедрение разнообразных форм подачи учебного материала и методов обучения, активное использование потенциала информационных технологий, педагогическое творчество преподавателей, создание положительной мотивации к обучению. В статье рассмотрены некоторые аспекты организации иноязычной подготовки, положительно влияющие на качество усвоения обучающимися учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring high quality of education is one of the priorities for the development of modern educational system. Improving students' learning performance depends on many factors and can be achieved by meeting a number of pedagogical conditions. These include: application of personalized pedagogical learning technologies, dynamic planning of pedagogical activities, introduction of various forms of learning materials presentation and teaching methods, active use of the potential of information technologies, pedagogical creativity, and building positive motivation for learning. The article considers some aspects of the organization of foreign language training, which have positive impact on the quality of students' learning performance.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 378.147:372.881.1

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Малкова Татьяна Вячеславовна старший преподаватель Санкт-Петербургскийуниверситет МВДРоссии (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Способность усваивать информацию рассматривается сегодня как жизненно важный навык, необходимый человеку на протяжении всей его жизни. В условиях постоянно возрастающих объемов информации от того, насколько продуктивно протекает этот процесс, насколько качественно обучающийся способен принимать, обрабатывать, хранить и применять информацию, зависит его успешность в процессе обучения. Учеба, в частности, изучение иностранного языка - это серьезный труд, требующий высокого уровня концентрации, и задача преподавателя заключается в том, чтобы создать условия для повышения эффективности учебного процесса и активизации познавательной деятельности обучающихся, направленной на максимально полное усвоение ими учебного материала.

Изложение основного материала исследования. В ходе практико-ориентированной иноязычной подготовки в ОО ВО МВД России курсантам необходимо осваивать большие объемы специальной лексики, связанной с будущей профессиональной деятельностью. Причем в последние годы появилась тенденция постепенно вводить профессионально направленный материал на ранних этапах обучения. Таким образом, изучение профильных терминов, терминологических словосочетаний и профессионально ориентированных тем на практических занятиях по иностранному языку часто опережает изучение специальных учебных дисциплин, которые преподаются на старших курсах [1]. Это, с одной стороны, придает процессу подготовки курсантов деятельностный, ориентированный на практику характер, а с другой, - требует от преподавателей поиска средств для преодоления возникающих трудностей путем отбора эффективных способов предъявления учебного материала в объемах, соответствующих уровню их языковой подготовки, и формах, способствующих его лучшему усвоению.

Как правило, изучение той или иной темы предполагает освоение лексических единиц и устойчивых выражений, непосредственно работу с текстом, ответы на вопросы с целью выявления основного содержания, выполнение языковых, условно-речевых и речевых упражнений, построение монологического высказывания, реализацию диалогического, профессионально-коммуникативного взаимодействия, решение коммуникативных задач. Безусловно, методически грамотно построенное занятие дает свои результаты, но работа с текстом и последовательное выполнение упражнений не позволяют придать занятию динамичность, сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Рассмотрим некоторые аспекты организации иноязычной подготовки, которые могут дополнить традиционные виды работы, привнести в занятие разнообразие, повысить интерес курсантов и тем самым положительно повлиять на их мотивацию.

Динамическое планирование. Планирование занятия - чрезвычайно важный процесс, занимающий значительное количество времени и ресурсов. Иногда приходится сталкиваться с тем, что некоторые преподаватели продумывают курс обучения на целый семестр вперед. Однако долгосрочное планирование приводит к тому, что занятия проходят по одному и тому же шаблону, не учитываются индивидуальные особенности обучающихся, динамика учебного процесса, учебные потребности целевой аудитории и прочие значимые факторы. Именно поэтому к планированию каждого занятия необходимо подходить индивидуально, с учетом конкретной учебной ситуации, учебных целей и индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

Креативный подход - это неотъемлемый компонент педагогического творчества, позволяющий преподавателю реализовать свой творческий потенциал и профессиональные навыки для достижения стоящих перед ним учебных целей. Именно в результате творческого поиска педагоги находят средства и приемы, которые делают каждое занятие запоминающимся, превращают его в яркое путешествие в мир знаний.

Интерактивность. Известно, что когда преподавателю важно, чтобы его слышали, он говори один, но если ему необходимо, чтобы его слушали, он должен взаимодействовать с аудиторией. Учебная дисциплина «Иностранный язык» относится к тем дисциплинам, в ходе преподавания которых очень важно, чтобы каждый этап занятия был интерактивным, чтобы курсанты не просто участвовали в занятии, а активно взаимодействовали между собой. Для этого педагогу необходимо строить занятие таким образом, чтобы в его канву были органично включены возможности для обсуждения темы, постановки вопросов, выражения обучающимися собственного мнения и т.д.

Разнообразие. Для большинства людей естественно стремление к новизне и разнообразию. Именно это стимулирует педагогов помимо метода работы с учебником использовать разнообразные формы подачи материала и методы обучения, в том числе метод практической работы, словесный метод обучения, проектный метод, наглядный метод, игровой метод и т.д.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют обучающие возможности преподавателя, интенсифицируют педагогическую и учебную деятельность, обогащают учебный процесс электронными образовательными ресурсами, повышают учебную мотивацию. Именно на реализации потенциала современных технологий при проведении практических занятий по английскому языку хотелось бы остановиться подробнее в контексте их использования, например, при изучении темы "Crime" на начальном этапе обучения. В качестве примера приведем ресурс [2], который сочетает в себе возможности для расширения словарного запаса, развития аудитивных умений, совершенствования коммуникативных навыков.

Во вкладке "Crime and Punishment" [3] курсанты могут ознакомиться не просто с лексическим материалом по теме, но и с объяснениями сущности различных видов преступлений и наказаний, данными в простой и понятной форме, а также с примерами использования этой лексики в контексте. Материал снабжен иллюстрациями, что способствует лучшему его усвоению, поддержанию необходимого уровня внимания и интереса. В конце раздела представлен небольшой фрагмент из музыкального фильма "Oliver!" по роману Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста», просмотр которого, безусловно, станет ярким моментом занятия.

Для расширения словарного запаса по изучаемой теме интересным представляется переход в раздел "16 Idioms and Expressions About Crime" [6], в котором в доступной форме даются пояснения и приводятся примеры использования распространенных идиом и устойчивых выражений по изучаемой теме. Раздел снабжен яркими, веселыми и запоминающимися картинками, иллюстрирующими значение, например, таких выражений, как "to spill the beans", "to come

clean", "to cut and run" и др. Опыт показывает, что изучение подобного материала вызывает у курсантов живой интерес, создает на занятии позитивный эмоциональный фон и повышает мотивацию, а информация хорошо запоминается обучающимися. Следует отметить, что курсанты успешно усваивают не только сами идиомы, но и лексику, с помощью которой дается их толкование, то есть происходит расширение лексического запаса, который курсанты используют в дальнейшем при решении учебных коммуникативных задач. Кроме того, в качестве домашнего задания можно предложить курсантам осуществить самостоятельный поиск идиоматических выражений по теме и представить их на следующем занятии, например, в виде презентаций.

В разделе "English Collocations with Crime" [4] приводятся и объясняются выражения со словом "crime", например, "to cut down on crime", "to turn to crime", "alleged crime" и др. Кроме того, в данном разделе представлено два аудио фрагмента по теме, что позволяет помимо расширения словарного запаса развивать у курсантов навыки аудирования. Завершает наш обзор раздел "Phrasal Verbs about Crime and Scam" [5], где курсанты могут изучить фразовые глаголы по теме, например, "to fall for something" "to rip off, "to be taken in by someone" и др., а также прослушать аудио фрагмент и поработать над своим произношением.

Выводы. Процесс усвоения и запоминания информации проходит быстрее и эффективнее, если осуществляется с применением разнообразных приемов и методов обучения. Тщательное планирование практических занятий, использование интерактивных форм учебной деятельности, соблюдение принципа наглядности обучения, реализация возможностей современных информационных технологий позволяют сохранить интерес к обучению и мотивацию курсантов, повысить скорость обучения и его качество. Творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса, который заключается в активном поиске преподавателями инновационных подходов к обучению с учетом образовательных потребностей и индивидуальных особенностей курсантов является условием обеспечения максимально полного усвоения ими учебного материала. Именно такой подход представляется нам одним из способов преодоления возможных сложностей, связанных с опережающим характером обучения иностранному языку по отношению к учебным предметам, входящим в цикл специальных дисциплин.

Аннотация. Обеспечение высокого качества обучения является одним из приоритетных направлений развития современной системы образования. Повышение эффективности усвоения обучающимися учебного материала зависит от множества факторов и может быть обеспечено соблюдением ряда педагогических условий. К ним относятся: применение личностно ориентированных педагогических технологий обучения, динамическое планирование педагогической деятельности, внедрение разнообразных форм подачи учебного материала и методов обучения, активное использование потенциала информационных технологий, педагогическое творчество преподавателей, создание положительной мотивации к обучению. В статье рассмотрены некоторые аспекты организации иноязычной подготовки, положительно влияющие на качество усвоения обучающимися учебного материала.

Ключевые слова: иноязычная подготовка, педагогическое творчество, информационные технологии, планирование, усвоение учебного материала, эффективность.

Annotation. Ensuring high quality of education is one of the priorities for the development of modern educational system. Improving students' learning performance depends on many factors and can be achieved by meeting a number of pedagogical conditions. These include: application of personalized pedagogical learning technologies, dynamic planning of pedagogical activities, introduction of various forms of learning materials presentation and teaching methods, active use of the potential of information technologies, pedagogical creativity, and building positive motivation for learning. The article considers some aspects of the organization of foreign language training, which have positive impact on the quality of students' learning performance.

Key words: foreign language training, pedagogical creativity, information technology, planning, learning material acquisition, effectiveness.

Литература:

1. Дрибас, Н.И. Формирование профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции студентов в процессе изучения английского языка / Н.И. Дрибас. - URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/51369/l/Prepodavanie%20inostran.%20yaz.%20v%20polikultur.%20mire_01.04.21_0014-0017.pdf (дата обращения 23.11.2023)

2. English Lesson via Skype. - URL: https://www.englishlessonviaskype.com (дата обращения 23.11.2023)

3. English Lesson via Skype. Crime and Punishment. - URL: https://www.englishlessonviaskype.com/crime-and-punishment-vocabulary/ (дата обращения 23.11.2023)

4. English Lesson via Skype. English Collocations with Crime. - URL: https://www.englishlessonviaskype.com/english-collocations-with-crime/ (дата обращения 23.11.2023)

5. English Lesson via Skype. Phrasal Verbs about Crime and Scam. - URL: https://www.englishlessonviaskype.com/phrasal-verbs-about-crime-and-scam/ (дата обращения 23.11.2023)

6. English Lesson via Skype. 16 Idioms and Expressions About Crime. - URL: https://www.englishlessonviaskype.com/16-idioms-and-expressions-about-crime/ (дата обращения 23.11.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.