Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И БАНКРОТСТВЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

К ВОПРОСУ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И БАНКРОТСТВЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ / БАНКРОТСТВО / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ШТРАФ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / КРЕДИТОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абулгазин Ерлан Серикович, Мурзашев Кайрат Темирович

По состоянию на сегодняшний день значительное количество граждан сталкивается с ухудшением своего финансового и материального положения по различным причинам. Это потеря работы или трудоспособности, снижение уровня благосостояния на фоне общего экономического спада и введение карантинных мер по коронавирусной инфекции, а также многое другое. Платежеспособность наших сограждан должна быть восстановлена, для чего предлагается механизм банкротства граждан. Разработанный в рамках исполнения поручения Главы государства от 5 января 2022 года проект закона также предусматривает изменения и дополнения в 21 законодательный акт (8 кодексов и 13 законов). Отметим, что законопроект пока не принят и находится на стадии разработки. Проект закона «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан» и два сопутствующих законопроекта согласованы с государственными органами и внесены в канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан. Кроме того законопроект предусматривает раскрытие налоговой тайны по физическому лицу-должнику, в отношении которого проводятся процедуры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан. В представленной статье рассматриваются вопросы правового регулирования института восстановления платежеспособности и банкротства. Проведен краткий анализ международного опыта по вопросам восстановления платежеспособности и банкротства граждан Республики Казахстан», по результатам которого внесены предложения и замечания. Выделены проблемы и пути решения совершенствования законодательства о восстановлении платежеспособности и банкротстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF RESTORATION OF SOLVENCY AND BANKRUPTCY OF CITIZENS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

As of today, a significant number of citizens are facing a deterioration in their financial and material situation for various reasons. This is the loss of a job or disability, a decrease in the level of well-being against the backdrop of a general economic downturn and the introduction of quarantine measures for coronavirus infection, as well as much more. The solvency of our fellow citizens must be restored, for which a mechanism of bankruptcy of citizens is proposed. The draft law, developed as part of the execution of the order of the Head of State dated January 5, 2022, also provides for amendments and additions to 21 legislative acts (8 codes and 13 laws). It should be noted that the bill has not yet been adopted and is under development. The draft law "On restoring the solvency and bankruptcy of citizens" and two related bills have been agreed with government agencies and submitted to the Office of the Prime Minister of the Republic of Kazakhstan. In addition, the draft law provides for the disclosure of tax secrets for an individual debtor, in respect of whom the procedures provided for by the legislation of the Republic of Kazakhstan on the restoration of solvency and bankruptcy of citizens are carried out. A brief analysis of international experience on the issues of restoring the solvency and bankruptcy of citizens of the Republic of Kazakhstan was carried out, as a result of which proposals and comments were made.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И БАНКРОТСТВЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

УДК 342.951

К ВОПРОСУ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И БАНКРОТСТВЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Абулгазин Ерлан Серикович1

Ведущий научный сотрудник Отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан», кандидат юридических наук;

г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: abulgazin.e@zqai.kz Мурзашев Кайрат Темирович

Ведущий научный сотрудник Отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан»; г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: murzashev.k@zqai.kz

Аннотация. По состоянию на сегодняшний день значительное количество граждан сталкивается с ухудшением своего финансового и материального положения по различным причинам. Это потеря работы или трудоспособности, снижение уровня благосостояния на фоне общего экономического спада и введение карантинных мер по коронавирусной инфекции, а также многое другое. Платежеспособность наших сограждан должна быть восстановлена, для чего предлагается механизм банкротства граждан. Разработанный в рамках исполнения поручения Главы государства от 5 января 2022 года проект закона также предусматривает изменения и дополнения в 21 законодательный акт (8 кодексов и 13 законов). Отметим, что законопроект пока не принят и находится на стадии раз-g работки. Проект закона «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граж-а. дан» и два сопутствующих законопроекта согласованы с государственными органами и ^ внесены в канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан.

Кроме того законопроект предусматривает раскрытие налоговой тайны по физиче-g скому лицу-должнику, в отношении которого проводятся процедуры, предусмотренные § законодательством Республики Казахстан о восстановлении платежеспособности и бан-

< кротстве граждан.

g В представленной статье рассматриваются вопросы правового регулирования инсти-I тута восстановления платежеспособности и банкротства. Проведен краткий анализ международного опыта по вопросам восстановления платежеспособности и банкрот-g ства граждан Республики Казахстан», по результатам которого внесены предложения и

< замечания. Выделены проблемы и пути решения совершенствования законодательства о с восстановлении платежеспособности и банкротстве.

< Ключевые слова: восстановление платежеспособности, банкротство, физические Ь лица, штраф, административная ответственность, финансовый управляющий, креди-

5 тор. £

о

X

о

<

по s

ь

X S

S X

ь

ш m

1 Автор для корреспонденции

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ АЗАМАТТАРЫНЫЦ ТЭЛЕМ КАБ1ЛЕТТ1Л1ГШ ЖЭНЕ БАНКРОТТЬЩТЫ КАЛПЫНА КЕЛТ1РУ МЭСЕЛЕС1НЕ

Ерлан Серж^лы ЭбiлFазин

«Казащстан Республикасыныц Зацнама жэне щущыщтыщ ащпарат институты» ШЖК РМККонституциялыщ, эюмшшк зацнама жэне мемлекеттЫ басщару бел!мшц жетекшг гылыми щызметкерг, зац гылымдарыныц кандидаты; Нур-Султан, Казащстан Республикасы; e-mail: abulgazin.e@zqai.kz

Кайрат Тем1р¥лы Мурзашев

«Казащстан Республикасыныц Зацнама жэне щущыщтыщ ащпарат институты» ШЖК, РМК Конституциялыщ, экiмшiлiк зацнама жэне мемлекеттж басщару бвлiмiнiц жетекшi гылыми щызметкерi; Нур-Султан, Казащстан Республикасы; e-mail: murzashev.k@zqai.kz

Аннотация. БYгiнгi тацда азаматтардыц едэу1р болт эртурл1 себептер бойынша оз-дерШц щаржылыщ жэне материалдыщ жагдайыныц нашарлауына тап болады. Бул жу-мыстан айырылу немесе мYгедектiк, жалпы экономикалыщ щулдырау фонында эл-аущат децгешнщ томендеуi жэне коронавирустыщ инфекцияга щарсы карантиндт шараларды енгiзу жэне тагыда басща. Бiздiц жерлестерiмiздiц толем щабтеттшгт щалпына келтiру керек, ол ушлн азаматтарды банкротща ушырату тетт усынылып отыр. Мемлекет бас-шысыныц 2022 жылгы 5 щацтардагы тапсырмасын орындау шецберiнде эзiрленген зац жобасы 21 зацнамалыщ актг (8 кодекс жэне 13 зац) озгерктер мен толыщтыруларды коздейдi. Айта кетешк, зац жобасы элi щабылданган жощ жэне эзiрлену сатысында. «Азаматтардыц толем щабтеттшгт жэне банкроттыгын щалпына келтiру туралы» зац жобасы жэне оган щатысты ек1 зац жобасы мемлекеттт органдармен келшлт, Казащстан Республикасы Премьер-Министртщ КецсеЫне жiберiлдi.

Будан басща, зац жобасы Казащстан Республикасыныц толем щабтеттшгт щалпына келтiру жэне азаматтардыц банкроттыгы туралы зацнамасында козделген рэЫмдер Е ЖYргiзiлетiн борышкер жеке тулга бойынша салыщ щупиясын ашуды коздейдi. Н

Бул мащалада толем щабтеттшгт жэне банкроттыщты щалпына келтiру институ- ^ тын щущыщтыщ реттеу мэселелерi щарастырылган. Казащстан Республикасы азаматта- Н рыныц толем щабтеттшгт жэне банкроттыгын щалпына келтiру мэселелерi бойынша И халыщаралыщ тэжiрибеге щысщаша талдау жасалып, нэтижестде усыныстар мен ескер- Т тулер жасалды. Толем щабтетттт мен банкроттыщты щалпына келтiру бойынша зацна- З маны жетiлдiру мэселелерi мен шешу жолдары корсеттген. О

Ty^h свздер: толем щабтеттшгт щалпына келтiру, банкроттыщ, жеке тулгалар, ай- g ыппул, эюмшшк жауапкершшк, щаржы менеджерi, кредитор.

TO THE QUESTION OF RESTORATION OF SOLVENCY AND BANKRUPTCY OF CITIZENS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abulgazin Erlan Serikovich

Leading Researcher of the Department of Constitutional, Administrative Legislation and Public Administration of the RSE on REM "Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan", Candidate of Legal Sciences; Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: abulgazin.e@zqai.kz

Murzashev Kairat Temirovich

Leading Researcher of the Department of Constitutional, Administrative Legislation and Public Administration of the RSE on REM "Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan"; Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: murzashev.k@zqai.kz

Abstract. As of today, a significant number of citizens are facing a deterioration in their financial and material situation for various reasons. This is the loss of a job or disability, a decrease in the level of well-being against the backdrop of a general economic downturn and the introduction of quarantine measures for coronavirus infection, as well as much more. The solvency of our fellow citizens must be restored, for which a mechanism of bankruptcy of citizens is proposed. The draft law, developed as part of the execution of the order of the Head of State dated January 5, 2022, also provides for amendments and additions to 21 legislative acts (8 codes and 13 laws). It should be noted that the bill has not yet been adopted and is under development. The draft law "On restoring the solvency and bankruptcy of citizens" and two related bills have been agreed with government agencies and submitted to the Office of the Prime Minister of the Republic of Kazakhstan.

In addition, the draft law provides for the disclosure of tax secrets for an individual debtor, in respect of whom the procedures providedfor by the legislation of the Republic of Kazakhstan on the restoration of solvency and bankruptcy of citizens are carried out.

A brief analysis of international experience on the issues of restoring the solvency and bankruptcy of citizens of the Republic of Kazakhstan was carried out, as a result of which proposals and comments were made.

The problems and ways of solving the improvement of legislation on the restoration of solvency and bankruptcy are highlighted.

Keywords: restoration of solvency, bankruptcy, individuals, fine, administrative responsibility, financial manager, creditor.

Введение

На сегодняшний день в условиях нестабильной экономической обстановки, увеличения роста инфляции и снижения гм уровня доходов возникает проблема непла-° тежеспособности физических лиц по своим сп обязательствам. Банковская система Респу-^ блики Казахстан столкнулась с ситуацией 1 невозвратов кредитов, взятых населением, количество которых зачастую достигает 1 огромных величин. В связи с этим людям < становится все сложнее жить с множеством § долгов, которые постоянно увеличиваются

1 за счет начисления процентов, пеней и неустоек.

2 Если рассматривать актуальность ис-!§ пользования процедуры восстановления с платежеспособности и банкротства граждан ^ Республики Казахстан, то исходя из стати-^ стических данных из года в год наблюдается ¿з суммарное увеличение займа физических

ш

^ лиц.

Так, за последние 5 лет в Казахстане на-о блюдается увеличение в более чем 2 раза ^ портфеля кредитов физических лиц: ¡5 на 1 января 2018 года - 4,3 трлн тенге; Р на 1 января 2019 года - 5,0 трлн тенге; на 1 января 2020 года - 6,3 трлн тенге; на 1 декабря 2021 года - 9,8 трлн тенге. Вместе с тем, в результате ухудшения ма-Ь териального положения граждан усложня-00 ется проблема по исполнению должниками

DOI: 10.52026/2788-5291_2022_69_2_40

своих обязательств перед кредиторами.

Так, сумма задолженности физических лиц, просроченной свыше 90 дней, в динамике последних 5 лет составила:

на 1 января 2018 года - 414,5 млрд тенге (9,6% от ссудного портфеля физических лиц);

на 1 января 2019 года - 410,2 млрд тенге (8,2%);

на 1 января 2020 года - 408,2 млрд тенге (6,5%);

на 1 января 2021 года - 454,0 млрд тенге (6,2%);

на 1 декабря 2021 года - 422,0 млрд тенге (4,3%).

Такие показатели можно считать выше средних, если рассматривать их относительно общего количества предполагаемых банкротов, что позволяет сделать вывод об эффективности процедуры восстановления платежеспособности и банкротства граждан.

Для решения данной проблемы, 5 января текущего года Главой государства дано поручение по разработке Закона «О банкротстве физических лиц».

Методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм.

Обсуждение

Мировая практика регулирования процедур банкротства исходит из признания института «потребительского банкротства» благом для добросовестного гражданина, поскольку сущностью банкротства является не только «ликвидация» (соразмерное удовлетворение требований кредиторов), но и восстановление платежеспособности должника.

В зарубежном законодательстве, регулирующем отношения несостоятельности (банкротства), имеются достаточно успешные механизмы применения реабилитационных процедур в рамках банкротства граждан.

Например, Кодексом о банкротстве США 1978 года, германским Законом о банкротстве 1994 года, шведским Актом об освобождении от долгов, принятым в дополнение к Закону о банкротстве, предусматривается возможность введения реорганизационной процедуры в отношении гражданина, не исполняющего обязанности по уплате суммы кредита и процентов по нему. При этом процедура реорганизации в отношении гражданина-должника обычно вводится в соответствии с утверждаемым судом и согласованным с большинством кредиторов «реорганизационным планом» (планом освобождения от долгов) при соблюдении, как правило, таких типовых условий, как:

- добровольная подача гражданином, имеющим постоянный источник дохода, заявления о признании его банкротом;

- исполнение гражданином, в отношении которого введены реорганизационные процедуры, в течение срока, установленного планом освобождения от долгов, обязанности по уплате текущих платежей и погашению требований кредиторов в соответствии с планом;

- отсутствие сделок, заключенных должником, имеющих целью сокрытие имущества и воспрепятствование кредиторам в их возможности взыскать сумму долга по требованиям за счет имущества должника.

Гражданину-должнику при соблюдении вышеперечисленных условий может быть предоставлена рассрочка уплаты суммы основного долга, освобождение от уплаты штрафной неустойки и процентов, а также части основного долга.

В некоторых странах Европы законодательство более жесткое, чем предусмотрено в проекте. Например, в Чехии абсолютно все имущество должника включается в конкурс-

ную массу и продается, в том числе единственное жилье, а взамен предоставляется «общежитие».

В Германии при продаже имущества в первую очередь удовлетворяются иски тех, кто обладает «правом залогового имущества» (ипотека, займы на приобретение автомобилей, видеотехники и т.д.). Но в счет погашения долга не могут быть приняты предметы ежедневного обихода: мебель, холодильник, кухонная плита. Иногда банкротам оставляют даже автомобиль, если он необходим для поездок на работу, поскольку добираться общественным транспортом проблематично. Вместе с тем, параллельно в кредитную историю заемщика кредитное бюро делает неприятную запись, которая годами не только препятствует должникам брать в банках новые займы, но и очень осложняет получение ряда других услуг (сотовой связи, аренды жилья и др.) [1].

Вопрос о введении процедуры восстановления платежеспособности и банкротства граждан стоит сегодня на повестке дня и в Казахстане.

Стремясь подняться на уровень конкурентоспособных развитых стран, где успешно применяется институт банкротства физических лиц, необходимо использовать их опыт в данном вопросе. Е

Среди серьезных задач, которые пред- р стоит решать, организация согласованной и К четкой работы налоговой службы, внедре- и ние прозрачной отчетности в деятельности р казахстанских банков. В этом случае мож- У но будет избежать опасений банкиров по А поводу злоумышленных неплательщиков и А коррупционных сговоров в самих банках. о Конечно же, не надо забывать и о прозрач- о ности судопроизводства. В целом общество Е должно уметь отличать должников, которые Ь не хотят платить, от тех, кто платить не в со- р

' ' то

стоянии.

Закон о восстановлении платежеспособ- п

и

ности и банкротства необходим, прежде

всего, добросовестным заемщикам, которые О

столкнулись с временными трудностями, и

поможет реально облегчить положение лю- ф

дей, попавших в тиски банковского займа, р

особенно в случаях с ипотекой. [2]. Ц

В процедуре реализации имущества и

должника, которая проходит в рамках бан- к

кротства, выявлена проблема, связанная с =§

определением и отграничением имущества (

должника от имущества иного круга лиц. —

Такую обязанность по определению имуще- о

ственной составляющей законодатель воз- о

ложил на финансового управляющего.

Существующая российская практика банкротства физических лиц, показала, что финансовые управляющие могут столкнуться со сложностью установления имущества, находящегося в совместной собственности. Это является значительным препятствием для объективной оценки и справедливого распределения имущества должника, ведь данная стадия затрагивает интересы достаточно большого круга лиц: самого должника, его супруга или супруги, а также кредиторов.

В свою очередь большой объем работы и различного рода затруднения, в том числе и вызванные кредиторами должника, которые часто пытаются тормозить процесс банкротства, приводят к тому, что зачастую финансовые управляющие не справляются с возложенными на них обязанностями. Соответственно в таких случаях необходимо будет прибегать к оспариванию действий или бездействий финансового управляющего, так как нарушение их полномочий может повлиять на реализацию прав других участников судебного процесса.

Можно предположить, что закрепление на законодательном уровне в дальнейшем «совместного» банкротства супругов будет ™ рациональным шагом и благодаря этому не ¡3 будут возникать ситуации, когда суды занимают абсолютно разные позиции об объе-™ динении такого рода дел. Необходимо объ-1 единять в один процесс рассмотрение дела супругов и осуществлять дальнейшее вза-^ имодействие в рамках процедуры банкрот-^ ства с одним финансовым управляющим, о который бы вел дело. Данное нововведение | позволит разгрузить работу судов, сэкономить время и денежные средства должников. § Совместное банкротство позволит более

< полно установить финансовое положение с должников, оценивать обстоятельства, име-

< ющие значение для дела, рассмотреть за-(З ключенные ими сделки с точки зрения нали-^ чий оснований их оспаривания [3].

^ При исследовании процедуры банкрот-о ства физических лиц стоит обратить внима-о ние на ряд проблем и вопросов, связанных т с внутренними механизмами проведения ^ банкротства, существует препятствие, свя-5 занное с ценой данной процедуры. Признание должника банкротом - это в достаточ-^ ной степени сложная процедура, имеющая несколько частей и иных действий, которые £ проводятся в рамках этих частей. Также пот лучение статуса банкрота является долго-

временным, поэтому справиться с ней под силу не каждому рядовому гражданину, тем более без квалифицированной помощи юриста. Это обосновывается тем, что, во-первых, достаточно сложно без юридической подготовки самостоятельно корректно составить заявление для подачи в суд. Во-вторых, предполагаемый банкрот помимо заявления должен предоставить документы, подтверждающие наличие кредита или кредитов. Без наличия определенных знаний такой пакет собрать представляется возможным, но это займет много времени, что может только усугубить ситуацию должника.

Из-за несформированных правовых знаний значительная часть населения попросту не знает, на каких интернет-сервисах искать нужный материал, либо же не умеет пользоваться специализированными сайтами компетентных органов, находить там образцы различных заявлений. Те люди, которым это под силу, в свою очередь не могут осмыслить и верно применить правовые нормы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы юридической грамотности населения остаются актуальными даже в наше время. Из этого вытекает еще одна проблема: люди считают процедуру банкротства крайней мерой. Российская практика показала, что заявления о банкротстве на сегодняшний момент поступают в основном от кредиторов, и лишь около 30 % всех заявлений поступает от самих должников. Не каждый из должников готов браться за долгий процесс получения статуса банкрота в силу различных причин, будь то отсутствие времени, желаний или же средств. При этом в казахстанском обществе существует и психологический барьер к применению такой процедуры. Поскольку люди не отличаются мобильностью в сфере получения информации о том, как осуществляется восстановление платежеспособности и банкротство и к каким правовым последствием оно ведет, то соответственно граждане либо не верят в списание полностью всех своих долгов, либо же не в курсе о существовании такой процедуры [4].

В связи с тем, что при реализации дела о банкротстве физического лица может проводиться не одна процедура, а несколько, то соответственно должнику придется платить за каждую в отдельности. Тем самым образуется замкнутый круг: не каждый должник, который не в состоянии расплатиться с кредиторами, может начать процедуру банкротства за неимением у себя необходимых денежных средств.

В вышеуказанной ситуации, где не каждый должник в состоянии инициировать и оплатить процедуру банкротства и соответственно впоследствии удовлетворить требования кредиторов, представляется возможным рассмотреть такой способ преодоления проблемы, как самостоятельное досудебное урегулирование спора между сторонами, а именно непосредственно между кредитором и должником, без привлечения каких-либо лиц со стороны. При данном решении сложившейся ситуации, если стороны выберут медиацию либо захотят разрешить спор во внесудебном порядке обоюдным соглашением, то по итогу будут учитываться мнения обеих сторон, и решение конфликта в большей степени будет удовлетворять обе стороны. Именно поэтому на процедуру медиации в делах о банкротстве физических лиц следует обратить внимание, поскольку это поможет выстроить более правильные отношения между должниками и кредитными организациями. Должник в данном случае сможет погасить свой долг в наиболее удобном для него порядке и тем самым банк не потеряет деньги заемщика.

Мировая практика показывает, что применение медиации в экономических спорах носит положительный характер. Так, в Китае свыше 25 % экономических споров решаются с помощью медиаторов. В нескольких штатах США применение процедуры медиации к должникам, имеющим долги по ипотечным кредитам, является обязательным условием [5].

Введение института банкротства и восстановления платежеспособности граждан Республики Казахстан является важным шагом для развития законодательства в целом, поскольку в зарубежных странах такой вид банкротства достаточно распространен и выступает действенным способом избавления от долгов.

Если исходить из международного опыта и сравнительно недавнего времени введения процедуры банкротства граждан в России, то можно прийти к выводу, что правоприменительная практика испытывает следующие трудности в реализации законодательных положений:

- отсутствуют нормы, регулирующие досудебные способы удовлетворения требований кредиторов;

- процесс сбора всех необходимых документов гражданином-должником для подачи заявления в суд о признании себя банкротом является сложным;

- не до конца урегулирован способ исчисления имущества должника, которое составляет конкурсную массу. Проблематичным является вопрос, как разделить имущество, находящееся в совместной собственности не только супругов, но и других лиц - иждивенцев должника и его детей, чтобы такой раздел не нарушал имущественные права указанных лиц.

Заключение

В заключении хотелось бы внести в законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере восстановления платежеспособности и банкротства граждан Республики Казахстан следующие предложения и замечания теоретического и научного характера:

1) использовать процедуру медиации в делах о банкротстве граждан. Необходимо ввести медиацию в качестве обязательного досудебного способа урегулирования спора между кредитором и должником, сформулировав предложение следующим образом: «К заявлению о признании должника банкротом должны прилагаться сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к кредиторам. Для целей досудебного урегулирования спора стороны вправе прибегать к процедуре медиации в порядке, установленном зако- Е нодательством Республики Казахстан».

2) уменьшить степень зависимости воз- К награждения финансового управляющего от и стоимости реализованного имущества. Это р приведет к уменьшению стремления управ- У ляющих к более скорой продаже имущества А даже в случае, если была возможность вос- А становить платежеспособность должника.

3) закрепить фиксированную сумму опла- Д ты труда финансового управляющего за всю Е процедуру банкротства, а не за каждую ста- Ь дию в отдельности. В результате этого воз- В можность получения дополнительного до- И хода финансовым управляющим не будет р влиять на выбор управляющего наиболее В благоприятной для должника стратегии про- О ведения процедуры банкротства; И

4) необходимо предусмотреть возмож- ф ность, на основании поданного в суд заяв- р ления, объединения в один процесс дел о Ц банкротстве супругов и осуществлять вза- и имодействие с одним финансовым управля- к ющим, который бы вел дело о банкротстве. № Данное положение позволит разгрузить ра- ( боту судов, сэкономить время и денежные — средства должников. Совместное банкрот- О ство позволит более полно установить фи- о

CL

<

CL

о

нансовое положение должников, оценить альных источниках доходчивой и подробной

обстоятельства, имеющие значение для информации об этом правовом институте,

дела, рассмотреть заключенные супругами создание при этом правовом ресурсе единой

сделки с точки зрения наличия оснований базы должников и их кредиторов;

их оспаривания; 6) уменьшение количества и упрощение

5) повышение правовой грамотности на- процедуры сбора документов, требующихся

селения в сфере банкротства физических для начала процедуры банкротства. лиц посредством расположения на офици-

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарова И.Е. Процесс несостоятельности (банкротства) юридических лиц: мировой опыт и российская практика: дисс. канд. юрид. наук - М., 2004. - 156 с.

2. Кращенко Д.А. Банкротство субъектов предпринимательства в Российской Федерации: проблемы правового регулирования: дисс. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2001. -184 с.

3. Яковенко Ю.Б. Внешнее управление как восстановительная процедура банкротства: дисс. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2006. - 189 с.

4. Русанов, М.С. Правовые требования к осуществлению арбитражного управления по российскому законодательству: дисс. канд. юрид. наук. - М., 2008. - 231 с.

5. Каменков В. С. Медиация и иные АРС в банковской деятельности /В. С. Каменков // Банковский вестник. - 2012. - № 10. - С. 1-18.

REFERENCES

1. Krashhenko D.A. Bankrotstvo sub#ektov predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii: problemy pravovogo regulirovanija: diss.kand.jurid.nauk. Volgograd, 2001. -184 s.

2. Nazarova I.E. Process nesostojatel'nosti (bankrotstva) juridicheskih lic: mirovoj opyt i rossijskajapraktika: diss.kand.jurid.nauk - M., 2004. - 156 s.

3. Jakovenko Ju.B. Vneshnee upravlenie kak vosstanovitel'naja procedura bankrotstva: diss. kand.jurid.nauk. - Volgograd, 2006. - 189 s.

4. Rusanov, M.S. Pravovye trebovanija k osushhestvleniju arbitrazhnogo upravlenija po rossijskomu zakonodatel'stvu: diss.kand.jurid.nauk. -M., 2008. - 231 s.

5. Kamenkov V. S. Mediacija i inye ARS v bankovskoj dejatel'nosti / V. S. Kamenkov //Bankovskij

Ъ vestnik. - 2012. - № 10. - S. 1-18.

X

о

m О

ш <

< ш

ь -Û с;

ш £

Ч О X

о <

СП

X

ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.