Научная статья на тему 'Новеллы законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве'

Новеллы законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
986
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА / БАНКРОТ (ДОЛЖНИК) / КРЕДИТОР / БАНКРОТНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / СОБРАНИЕ КРЕДИТОРОВ / ИМУЩЕСТВЕННАЯ МАССА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мороз Светлана Павловна, Шукурова Саидахон Мубиновна

Статья посвящена новеллам законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве. В статье проводится сравнительный анализ процедур банкротства по Закону РК от 21 января 1997 г. № 67-I «О банкротстве» (утратил силу) и Закону РК от 7 марта 2014 г. № 176-V «О реабилитации и банкротстве». На основе проведенного анализа выявлены и определены отличительные моменты и степень значимости новых процедур реабилитации и банкротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новеллы законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве»

Мороз Светлана Павловна, Шукурова Саидахон Мубиновна,

главный научный сотрудник магистрант Каспийского университета

Института законодательства РК, заведующая кафедрой частно-правовых дисциплин Каспийского университета, д.ю.н., профессор

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О РЕАБИЛИТАЦИИ И БАНКРОТСТВЕ

Институт банкротства (несостоятельности) - один из старейших институтов гражданского права, известных еще со времен Древнего Рима, когда невозврат долгов мог повлечь за собой лишение свободы или даже жизни, не говоря уже о том, что зачастую практиковался захват имущества должника, что в современных условиях представляется верхом беззакония и самоуправства.

Институт банкротства прошел длительный путь развития и окончательно сформировался к середине ХХ века. В настоящее время институт банкротства является важным элементом эффективного функционирования рыночной экономики, поскольку обеспечивает ликвидацию неконкурентоспособных организаций или оздоровление предприятий, испытывающих временные финансовые трудности.

Построение эффективных систем банкротства, справедливо учитывающих права должников и кредиторов является одной из важных задач государственного регулирования. Несовершенство регулирования может иметь негативные социально-экономические последствия, связанные с ухудшением положения кредиторов - банков и торговых партнеров, что в свою очередь, влияет на доступность и цену кредита для бизнеса; работников предприятий в связи невыплатой или задержкой заработной платы, высвобождением рабочих мест, государства из-за потерь налоговых поступлений, снижением доверия инвесторов и инвестиционной привлекательности экономики, в целом.

На сегодняшний день государственное регулирование несостоятельности является активно развивающейся отраслью законодательства не только для государств, относительно недавно вставших на путь рыночных преобразований, но и для развитых государств. Вместе с тем необходимо отметить, что законодательство развитых государств о банкротстве характеризуется большей стабильностью, чем аналогичное законодательство государств с переходной экономикой, для которых институт банкротства является сравнительно новым институтом. Как справедливо отмечает В.В. Степанов, экономика каждого государства требует постоянного обновления норм, предназначенных для урегулирования правоотношений, связанных с банкротством [1, с. 97].

Традиционно системы банкротства (несостоятельности) в мировой практике делят на две большие группы: 1) ориентированные на интересы должника (США, Франция и др.); и 2) ориентированные на интересы кредитора (Великобритания, Германия и др.). При этом в настоящее время большинство государств приходит к пониманию необходимости применения смешанной модели, включающей элементы как американской, так и английской систем, позволяющей найти баланс между правами кредиторов и должников. В целом, можно отметить направленность законодательства развитых государств на максимальное использование возможностей финансового оздоровления предприятий, которые могут

быть восстановлены и внести свой вклад в развитие экономики того или иного государства. При совершенствовании законодательства основной упор делается на достижение баланса между созданием максимальных условий для сохранения действующих предприятий и рабочих мест, и степенью ущемления прав кредиторов.

В Республике Казахстан институт банкротства впервые был введен с введением в действие Закона РК от 14 января 1992 года № 1124-ХП «О банкротстве» [2] (далее - Закон о банкротстве 1992 г.), который в основном предусматривал механизмы санации и государственных вливаний, которые в условиях того времени привели к неэффективному расходованию централизованно выделяемых средств без должного результата.

Первый Закон о банкротстве действовал в течение трех лет и был отменен в связи с принятием Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона от 7 апреля 1995 года № 2173 «О банкротстве» [3] (далее - Указ о банкротстве). Указ о банкротстве предусматривал меры на оздоровление и восстановление платежеспособности должника, в то же время эти нормы применялись редко в силу незаинтересованности в нем кредиторов и самих должников - неплатежеспособных организаций. Этот период характеризируется преследованием каждой из заинтересованных сторон (налоговых органов, работников, кредиторов и должников) своих краткосрочных интересов. При этом нередки были случаи мошенничества - перевода имущества во вновь открытые должниками организации, распродажа, а также избирательное удовлетворение требований отдельных кредиторов на взаимовыгодной основе.

По существу эти два законодательных акта - Закон о банкротстве 1992 года и Указ о банкротстве 1995 года заложили основу для формирования в новых экономических условиях института банкротства, несмотря на то, что процедуры, предусмотренные этими законодательным актами, носили в большей степени декларативный характер.

В 1997 году был принят третий по счету Закон РК от 21 января 1997 года №67-1 «О банкротстве» [4] (далее - Закон о банкротстве 1997 г.), имевший своей целью усиление экономических подходов, направленных на расширение возможностей оздоровления неплатежеспособных организаций. Практически с этого времени начал функционировать

институт банкротства в нашей республике, который является неотъемлемым эффективным экономическим инструментом рыночной экономики, средством оздоровления и развитие экономики страны, призванный защищать интересы предпринимателей (добросовестных) и государства. Настоящий закон предусматривал процедуры антикризисного управления, в том числе мониторинг (проведение анализа финансово-экономического состояния

неплатежеспособных организаций, в целях своевременного применения к ним мер финансово-экономического оздоровления и защиты интересов кредиторов) и внешнее наблюдение (процедура, вводимая судом до возбуждения дела о банкротстве в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния, определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника).

С принятием Закона о банкротстве 1997 года концепция банкротства (несостоятельности) в Республике Казахстан претерпела существенные изменения. Изменился подход законодателя к понятию несостоятельности, к основаниям признания должника банкротом, к процедурам банкротства и т.д. Если Закон о банкротстве 1992 года и Указ о банкротстве при определении основания банкротства исходили из критерия неоплатности, то Закон о банкротстве 1997 года - из критерия неплатежеспособности. Как отмечает В.В. Витрянский, выбор законодателя в отношении определения критериев банкротства невелик. Все существующие в различных законодательствах подходы к определению несостоятельности можно свести к двум вариантам: в основе признания должника банкротом предусматривается либо принцип его неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу должника [5].

В целях реализации положений Закона о банкротстве 1997 года постановлением Правительства РК от 25 июля 1997 года № 662 «О мерах по ускорению процессов реорганизации предприятий» [6] Департаменту управления государственным имуществом и активами Министерства финансов РК было поручено в установленном порядке создать акционерное общество «Агентство по реорганизации и ликвидации предприятий» и его территориальные органы по областям со 100-процентной долей государства в его уставном капитале.

На базе вышеназванного агентства постановлением Правительства РК от 23 ноября 2001 года № 1508 [7] был образован Комитет по работе с несостоятельными должниками (далее

- Комитет) Министерства государственных доходов РК с территориальными управлениями по областям, который постановлением от 28 ноября 2002 года № 1268 [8] передан в ведение Министерства финансов РК в связи со слиянием двух министерств.

Целями и задачами Комитета, как уполномоченного органа в области процедур реабилитации и банкротства, являются обеспечение организации эффективной работы реабилитационных и банкротных управляющих, направленной на возврат незаконно выведенного имущества в имущественную массу, наиболее полное погашение требований кредиторов, выявление признаков преднамеренного и ложного банкротства, предотвращение использования недобросовестными предпринимателями

банкротства, как инструмента по уходу от обязательств и др.

7 марта 2014 года был принят новый Закон РК № 176-У «О реабилитации и банкротстве» (далее

- Закон о реабилитации и банкротстве) [9], в связи с чем утратил силу Закон о банкротстве 1997 года. Здесь необходимо отметить, что действующий Закон о реабилитации и банкротстве является четвертым по счету законодательным актом в Республике Казахстан в области регулирования процедур банкротства.

К числу основных новелл Закона о реабилитации и банкротстве следует отнести вопросы, связанные со сбором информации о должнике; порядком предоставления информации о должнике; собранием кредиторов; признанием сделок должника недействительным; правовым режимом договоров, в связи с возбуждением дела о банкротстве; вопросы, касающихся аффилиированных лиц, участников процедур реабилитации и банкротства; судебных актов по делу о реабилитации и банкротстве; исключена процедура внешнего наблюдения. Также, Закон о реабилитации и банкротстве наряду к юридическим лицам, кроме казенных предприятий и учреждений, накопительных пенсионных фондов, банков, страховых (перестраховочных) организаций, применяется и к делам о банкротстве индивидуальных предпринимателей.

Наряду с этим 7 марта 2014 года был принят сопутствующий законодательный акт - Закон РК «О внесении изменений и дополнений в

некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения» [10], в соответствии с которым были внесены поправки в тридцать семь законодательных актов.

К числу наиболее существенных изменений законодательства РК о реабилитации и банкротстве следует отнести следующие.

Во-первых, изменения, связанные с названием самого Закона о реабилитации и банкротстве. Здесь следует еще раз отметить, что новым Законом процедуре банкротства придан исключительный характер, и все усилия направлены на реабилитацию, точнее финансово-хозяйственное оздоровление должника.

Во-вторых, изменения терминологического характера. В новом Законе термин «ликвидация несостоятельного должника (конкурсное производство)» заменен на термин «банкротства», хотя по содержанию эти термины практически совпадают, но последнее название является все-таки более точным. Далее, термин «ликвидация несостоятельного должника (конкурсное производство)» заменен на термин «процедура банкротства»; термин «конкурсный управляющий» - на термин «банкротный управляющий», термин «должник» - на термин «банкрот».

В-третьих, изменения, связанные с основанием продления срока процедуры банкротства. Если раньше срок конкурсного производства продлевался уполномоченным органом по заявлению конкурсного управляющего с согласия комитета кредиторов на срок до двенадцати месяцев сверх общего срока в случаях банкротства должника с большим объемом имущества, наличии реальной возможности взыскания дебиторской задолженности, судебных разбирательств, исполнении конкурсным управляющим требований ст.ст. 5 и 6 Закона о банкротстве 1997 года или в случаях, когда Правительством РК установлены особые условия и порядок реализации конкурсной массы, при банкротстве организаций, являющихся субъектами естественных монополий или субъектами рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке либо имеющих важное стратегическое значение для экономики РК, способных оказать влияние на жизнь, здоровье граждан, национальную безопасность или окружающую среду, а также признанных банкротами по инициативе государства, то сейчас по новому закону этот вопрос решается

иначе.

Согласно п. 2 ст. 84 Закона о реабилитации и банкротстве срок процедуры банкротства продлевается судом по заявлению банкротного управляющего при одной из следующих условий:

1) наличие в производстве суда дела, затрагивающего имущественные интересы должника и его кредиторов;

2) наличие нереализованного имущества;

3) обращение банкротного управляющего в органы уголовного преследования по признакам преднамеренного или ложного банкротства, иных правонарушений или преступлений против интересов должника и его кредиторов;

4) необходимость устранения нарушений законодательства Республики Казахстан, указанных в определении суда об отказе в утверждении заключительного отчета;

5) необходимость устранения нарушений законодательства Республики Казахстан, выявленных уполномоченным органом.

На наш взгляд, передача полномочий уполномоченного органа по продлению срока процедуры банкротства суду, сужение и установление закрытого перечня условий срока продления процедуры банкротства в большей мере отвечает интересам участников, поскольку такой механизм является более открытым, что, в свою очередь, обеспечит надлежащую защиту прав и законных интересов должника и кредитора, а также будет способствовать предотвращению совершения возможных коррупционных действий со стороны должностных лиц уполномоченного органа.

В-четвертых, дополнения, направленные на защиту прав и законных интересов кредитора и должника. В частности, Законом о реабилитации и банкротстве четко определены, что со дня вынесения судом решения о признании должника банкротом и возбуждении процедуры банкротства:

- все требования могут быть предъявлены банкроту только в рамках процедуры банкротства, за исключением требований по исполнению гарантий и поручительств третьих лиц, а также обращения взыскания на предмет залога в случаях, когда залогодателем выступают третьи лица;

- на основании заявления администратора и представленной копии решения суда о признании должника банкротом снимаются все ограничения и обременения на имущество банкрота (инкассовые распоряжения финансовых и государственных органов на счета

должника, аресты на имущество, наложенные судебными исполнителями, и другие) без принятия соответствующих решений органов, их наложивших;

- наложение новых арестов на имущество банкрота и иных ограничений в распоряжении имуществом банкрота допускается только по искам о признании сделки недействительной и истребовании имущества из чужого незаконного владения, предъявленным к банкроту (п.п. 5-7 п. 1 ст. 87 Закона о реабилитации и банкротстве).

Ранее таких положений в законодательстве РК о банкротстве не было, что приводило к различным проблемам и сложностям на практике.

В-пятых, изменения, расширяющие круг участников. В соответствии с Законом о реабилитации и банкротстве, наряду с судом, рассматривающего дело о банкротстве, уполномоченного органа, банкрота, собственника имущества банкрота, участников (учредителей), кредиторов, банкротного управляющего, новым участником в деле о банкротстве является временный управляющий, который назначается судом для проведения процедуры банкротства до назначения банкротного управляющего. Полномочия временного управляющего предусмотрены ст. 88 Закона о реабилитации и банкротстве.

Следует отметить, что Закон о реабилитации и банкротстве не определяет механизм назначения временного управляющего. На практике это может вызвать юридические коллизии, что может привести к некоторым злоупотреблениям. В связи с этим следовало бы в Законе о реабилитации и банкротстве более детально раскрыть процедуру назначения временного управляющего.

В-шестых, дополнения, посвященные институту собрания кредиторов. В целях расширения прав кредиторов Законом о реабилитации и банкротстве введен институт собрания кредиторов в процедуре банкротства.

Раньше интересы кредиторов представлял комитет кредиторов, который имел широкие полномочия (утверждение сметы расходов, утверждение плана продажи и др.), иными словами, ограниченное число лиц были наделены правом принятия решений, касающиеся индивидуальных прав отдельного кредитора. Сейчас формирование комитета кредиторов закреплено за собранием кредиторов, что позволит кредиторам самостоятельно определять состав органа, контролирующего текущую деятельность управляющего.

Полномочия собрания кредиторов в процедуре банкротства регулируются ст. 93 Законом о реабилитации и банкротстве. Собранию кредиторов переданы некоторые полномочия комитета кредиторов и уполномоченного органа при процедуре банкротства. Например, дача согласия на продление срока проведения процедуры банкротства; выбор кандидатуры банкротного управляющего, согласование заключительного отчета с банкротным управляющим и т.д. Здесь следует отметить, что данный институт не является новым в нашем законодательстве. Ранее институт собрания кредиторов введен в законодательство Республики Казахстан Законом РК от 17 февраля 2012 года № 564-1У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оздоровления конкурентоспособных предприятий» [11].

В-седьмых, изменения, касающиеся проведения электронного аукциона. Если ранее продажа имущества должника, включая права требования осуществлялась конкурсным управляющим путем проведения торгов в соответствии с планом продажи имущества, утвержденным комитетом кредиторов, то сейчас, в соответствии со ст. 99 Закона о реабилитации и банкротстве продажа имущества банкрота, включая право требования, осуществляется банкротным управляющим путем проведения электронного аукциона в соответствии с планом продажи либо методом прямых продаж. При этом реализация имущества банкрота, ограниченного в обороте, осуществляется на закрытом электронном аукционе, участниками которого могут быть лишь лица, имеющие право на приобретение такого имущества. Порядок проведения и организатор электронного аукциона по продаже имущества банкрота определяются Правительством РК.

При прямой продаже имущества банкрота цена и другие условия продажи, а также покупатель и срок заключения с ним договора купли-продажи определяются единогласным решением собрания кредиторов и с согласия собственника имущества.

Как нам известно, процедура банкротства не всегда происходит прозрачно и честно, и форма реализации имущества банкрота через электронные аукционы является оптимальным вариантом провести реализацию имущества максимально прозрачно и честно.

Использование электронных площадок позволит существенно увеличить эффективность

процедуры банкротства. С одной стороны, такая схема позволит тратить минимум ресурсов, с другой - практически полностью устранит возможность коррупции и продажи активов по договоренности с заранее определенными покупателями.

Преимущества использования метода прямых продаж, также заключаются в значительном снижении затрат и экономии времени при реализации имущества банкрота.

В-восьмых, изменения, связанные с очередностью распределения имущественной массы. Если ранее очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица, предусмотренная ст. 51 ГК РК [12] применялась и при процедуре банкротства, то сейчас при признании должника несостоятельным применяется иная очередность удовлетворения требований кредиторов. И так, при процедуре банкротства, в первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью; по взысканию алиментов; по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, с выплатой задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам, обязательным

профессиональным пенсионным взносам; по выплатевознагражденийпоавторскимдоговорам. Во вторую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества банкрота, оформленным в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В третью очередь погашается задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами по гражданско-правовым и иным обязательствам, а также удовлетворяются требования кредиторов в случае, если оценочная стоимость залогового имущества меньше, чем требования залогового кредитора, включенные в реестр требований кредиторов в совокупности с суммой, уплаченной залоговым кредитором в счет удовлетворения требований кредиторов первой очереди, требования залогового кредитора в размере разницы включаются в реестр требований кредиторов и подлежат удовлетворению в составе четвертой очереди. В пятую очередь удовлетворяются требования кредиторов по возмещению убытков и взысканию неустоек (штрафов, пени) (ст. 100 Закона о реабилитации и банкротстве).

При сравнении порядка очередности удовлетворения требований кредиторов, предусмотренного ГК РК и Законом о реабилитации и банкротстве можно обнаружить, что первые и вторые очереди, предусмотренные ГК РК при процедуре банкротства объединены в первую очередь. На наш взгляд такой подход является более правильным, так как все эти категории лиц относятся к уязвимым слоям населения, поэтому при очередности удовлетворении требований кредиторов при несостоятельности должника, их интересы должны соблюдаться в первую очередь.

Такая тенденция наблюдается и в мировой практике. Насегодняшнийдень в мире выработано два основных механизма защиты требований работников, закрепленных в Конвенции «О защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя»

(Международная организация труда, 23 июня 1992 г.): 1) предоставление привилегий или первоочередного удовлетворения требований работников и 2) создание гарантийных учреждений, компенсирующих потери работников в случае банкротства работодателя [13]. Поэтому в силу серьезности социально-экономических последствий несостоятельности организаций (потеря заработков населением, обострение безработицы) многие развитые страны в вопросах защиты требований работников пришли к пониманию создания не только репрессивных методов (ужесточения административной и уголовной

ответственности), но и экономических механизмов разрешения ситуаций, связанных с неспособностью организации выплачивать заработную плату своим работникам.

В качестве еще одной новеллы законодательства о реабилитации и банкротстве хотелось бы отметить то, что теперь требования залоговых кредиторов удовлетворяются во вторую очередь, также для них предусмотрен особый порядок удовлетворения требований (ст. 104 Закона о реабилитации и банкротстве). Ранее на практике вопрос, связанный с удовлетворением требований кредиторов-залогодержателей вызывало много трудностей, так как Законом о банкротстве порядок удовлетворения требований кредиторов регулировался неоднозначно, вдобавок к этому некоторые положения противоречили нормам ГК РК.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что новый Закон о реабилитации и банкротстве является более совершенным по сравнению с ранее действовавшим Законом о банкротстве 1997 года, так как с его помощью был устранен целый ряд пробелом и недостатков предыдущего Закона. Вместе с тем пока еще рано судить о его эффективности, поскольку Закон только введен в действие, еще не сложилась соответствующая практика в этой области, в том числе и судебная, но, в целом, данный Закон, несомненно, окажет позитивное влияние на развитие экономики, в целом, и процедур реабилитации и банкротства, в частности.

Список литературы

1. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. - М.: «Статут», 1999. - 346 с.

2. Закон Республики Казахстан от 14.01.1992 г. № 1124-ХИ «О банкротстве» (утратил силу) // Информационная система Параграф http://online.zakon.kz.

3. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 07.04.1995 г. № 2173 «О банкротстве» (утратил силу) // Информационная система Параграф http://online.zakon.kz.

4. Закон Республики Казахстан от 21.01.1997 г. № 67-1«О банкротстве» (утратил силу) // Информационная система Параграф http://online.zakon.kz.

5. Ильясова К.М. Проблемы заключения мирового соглашения в процедурах банкротства в Республике Казахстан // [Элек. ресурс] http://www.zakon.kz.

6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25.07.1997 г. № 662 «О мерах по ускорению процессов реорганизации предприятий» (утратило силу) // Информационная система Параграф http://online.zakon.kz.

7. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23.11.2001 г. № 1508 «Вопросы Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства государственных доходов Республики Казахстан» (утратило силу) // Информационная система Параграф http://online.zakon.kz.

8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28.11.2002 г. № 1268 «Отдельные вопросы Министерства финансов Республики Казахстан» // Информационная система Параграф http://online.zakon.kz.

9. Закон Республики Казахстан от 07.03.2014 г. № 176-У «О реабилитации и банкротстве» (по состоянию на 07.03.2014 г.) // Информационная система Параграф http://online.zakon.kz.

10. Закон Республики Казахстан от 07.03.2014 г. № 177-У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения» // Информационная система Параграф http://online.zakon.kz.

11. Закон Республики Казахстан от 17.02.2012 г. № 564-1У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оздоровления конкурентоспособных предприятий» (по состоянию на 17.02.2012 г.) // Информационная система Параграф http://online.zakon.kz.

12. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27.12.1994 г. (по состоянию на 07.03.2014 г.) // Информационная система Параграф http://online.zakon.kz.

13. Конвенция «О защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя» (Женева, 23 июня 1992 г.) // Информационная система Параграф http://online. zakon.kz.

МацалаКазацстанРеспубликасыныц банкроттъщжэне оцалтузацнамаларыныц жацалъщтары туралы. Мацалада № 67-IКР 1997 жылдыц 21 ацпанында цабылданган «Банкроттыц туралы» зацы (куш1н жойган) мен № 176-VКР 2014 жылгы 7 наурызында цабылданган «Банкроттыц жэне оцалту туралы» зацдарындагы банкрот деп жариялау процедурасына салыстырмалы сурыптама жасалган. Отюзтген сурыптама нег1з1нде банкроттыц пен оцалту процедураларыныц айырыцша тустары аныцталып, жаца процедуранныц мэтнщ мацыздылыгы керсетыген.

Статья посвящена новеллам законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве. В статье проводится сравнительный анализ процедур банкротства по Закону РК от 21 января 1997 г. № 67-I «О банкротстве» (утратил силу) и Закону РК от 7 марта 2014 г. № 176-V«Ореабилитации и банкротстве». На основе проведенного анализа выявлены и определены отличительные моменты и степень значимости новых процедур реабилитации и банкротства.

Ключевые слова: процедура банкротства, банкрот (должник), кредитор, банкротный управляющий, собрание кредиторов, имущественная масса.

This paper is devoted to the novels of the legislation of the Republic ofKazakhstan on rehabilitation and bankruptcy. The article presents a comparative analysis of bankruptcy procedures under the Law ofRK as of January 21, 1997 № 67-I «On Bankruptcy» (repealed) and the Law of RK as of March 7, 2014 № 176-V «On Rehabilitation and Bankruptcy.» Based on the analysis identified and defined the distinctive moments and the degree of significance of the new procedures and rehabilitation of bankruptcy.

Мороз Светлана Павловна,

КР Зац шыгару институтыныц бас гылыми ^ызметкер^ Каспий университетшщ жеке-к¥^ыщтыщ пэндер кафедрасыныц мецгерушю, з.г.д., профессор Шукурова Саидахон Мубиновна, Каспий университетшщ магистранты

^азакстан Республикасыныц банкроттык жэне оцалту зацнамаларыныц жацалыктары Мороз Светлана Павловна,

главный научный сотрудник Института законодательства РК, заведующая кафедрой частноправовых дисциплин Каспийского университета, д.ю.н., профессор

Шукурова Саидахон Мубиновна,

магистрант Каспийского университета

Новеллы законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве Moroz Svetlana Pavlovna,

Chief Researcher, Institute of Legislation MJ RK, Head of the Department of private-legal studies Caspian University, Doctor of Law, Professor Shukurova Saidahon Mubinovna, University undergraduate Caspian

Novels legislation of the Republic of Kazakhstan on rehabilitation and bankruptcy

Институт законодательства Республики Казахстан представляет

«Б1РЫ^АЙ ЭКОНОМИКАЛЫК КЕЩСТ1КТЩ (БЭК) КЫЗМЕТ ЕТУ ЖАFДАЙЫНДА ¥ЛТТЫК ЗАЦНАМАFА БЕК1Т1ЛГЕН ШАРТТАР НОРМА-ЛАРЫН ИМПЛЕМЕНТАЦИЯЛАУ МЭСЕЛЕЛЕР1» та^ырыбында зерттеу шецбервде зацнама жэне шарт нормаларын ^олдану практикасы мен оларды дамыту бойынша ^сыныстар, казiрri жагдайы, тенденциялары, оларды жетiлдiру багыттары туралы талдамалы есеп.

Аналитический отчет о состоянии, тенденциях, предложениях по развитию и практике применения законодательства и договорных норм, о направлениях их совершенствования по теме исследования «ВОПРОСЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ НОРМ РАТИФИЦИРОВАННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА (ЕЭП)»

(Казахстан Республикасыныц Зац шыгару институты 2012 жылгы гылыми зерттеулер нэтижелерi бойынша дайындаган). - Астана, 2013. - 92 б.

(Подготовлен Институтом законодательства Республики Казахстан по итогам научных исследований в 2012 году). - Астана, 2013. - 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.