Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОСПРОИЗВОДСТВЕ НАУЧНЫХ КАДРОВ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ'

К ВОПРОСУ О ВОСПРОИЗВОДСТВЕ НАУЧНЫХ КАДРОВ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / НАУКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМА АСПИРАНТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аргылов Никита Антонович

Направление «Кадры и человеческий капитал» государственной политики в области научно-технологического развития России включает в себя создание возможностей для выявления талантливой молодёжи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, развитие интеллектуального потенциала страны. Традиционно функции воспроизводства кадров высшей квалификации возложены на институт аспирантуры. При этом в практике современной России наблюдаются как снижение результативности, так и содержательные и организационные коллизии вкупе с сокращением финансирования бюджетных мест для обучения в аспирантуре. Осмысление ситуации востребовано в связи с актуальностью воспроизводства человеческого капитала в России, в частности на таких геостратегических территориях как Дальний Восток. Данное исследование - начало проекта по изучению социального самочувствия, мобильности и стратегии аспирантов дальневосточных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF ACADEMIC PERSONNEL IN THE RUSSIAN FAR EAST

The direction of “Human resources and human capital” of scientific and technological development state policy of Russia includes the creation of opportunities to identify the talented young people and help them build a successful career in the field of science, technology and innovation, the development of the intellectual potential of the country. Traditionally, the functions of reproduction of highly qualified personnel are assigned to the research degree institution. At the same time, in modern Russia we can see a decrease in efficiency, as well as substantive and organizational conflicts, coupled with a reduction in the financing of budget places for postgraduate study. The comprehension of the situation is in demand due to the relevance of the reproduction of human capital in Russia, in particular in such geostrategic territories as the Far East. This study is the beginning of a project to study the social well-being, mobility and strategy of graduate students in the Far Eastern regions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОСПРОИЗВОДСТВЕ НАУЧНЫХ КАДРОВ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 12. С. 15-22. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 12. P. 15-22.

Научная статья

УДК 001.92:378(571.6)

https://doi.org/10.24158/tipor.2021.12.1

К вопросу о воспроизводстве научных кадров на российском Дальнем Востоке Никита Антонович Аргылов

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, Якутск, Россия, nik-argylov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3600-3193

Аннотация. Направление «Кадры и человеческий капитал» государственной политики в области научно-технологического развития России включает в себя создание возможностей для выявления талантливой молодёжи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, развитие интеллектуального потенциала страны. Традиционно функции воспроизводства кадров высшей квалификации возложены на институт аспирантуры. При этом в практике современной России наблюдаются как снижение результативности, так и содержательные и организационные коллизии вкупе с сокращением финансирования бюджетных мест для обучения в аспирантуре. Осмысление ситуации востребовано в связи с актуальностью воспроизводства человеческого капитала в России, в частности на таких геостратегических территориях как Дальний Восток. Данное исследование - начало проекта по изучению социального самочувствия, мобильности и стратегии аспирантов дальневосточных регионов.

Ключевые слова: аспирантура, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Дальний Восток, наука, высшее образование, реформа аспирантуры

Для цитирования: Аргылов Н.А. К вопросу о воспроизводстве научных кадров на российском Дальнем Востоке // Теория и практика общественного развития. 2021. № 12. С. 15-22. https://doi.org/10.24158/ti-por.2021.12.1.

Финансирование: работа выполнена в рамках госзадания ФИЦ «ЯНЦ СО РАН» по теме «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации» (регистрационный номер: 121031300008-7).

Original article

On the development of academic personnel in the Russian Far East Nikita A. Argylov

Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of Siberian branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia, nik-argylov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3600-3193

Abstract. The direction of "Human resources and human capital" of scientific and technological development state policy of Russia includes the creation of opportunities to identify the talented young people and help them build a successful career in the field of science, technology and innovation, the development of the intellectual potential of the country. Traditionally, the functions of reproduction of highly qualified personnel are assigned to the research degree institution. At the same time, in modern Russia we can see a decrease in efficiency, as well as substantive and organizational conflicts, coupled with a reduction in the financing of budget places for postgraduate study. The comprehension of the situation is in demand due to the relevance of the reproduction of human capital in Russia, in particular in such geostrategic territories as the Far East. This study is the beginning of a project to study the social well-being, mobility and strategy of graduate students in the Far Eastern regions.

Keywords: research degree, Republic of Sakha (Yakutia), Primorski Krai, Far East, science, higher education, research degree reform

For citation: Argylov, N.A. (2021) On the development of academic personnel in the Russian Far East. Theory and Practice of Social Development. (12), 15-22. Available from: doi:10.24158/tipor.2021.12.1 (In Russian).

Funding: the study was carried out as part of the state assignment of the Federal Research Center "YSC SB RAS" on the topic "The Republic of Sakha (Yakutia) and major challenges: social well-being, mobility and adaptation strategies" (registration number: 121031300008-7).

Введение. Деятельность по воспроизводству научных кадров в современной России является важной составляющей повышения конкурентоспособности страны на глобальном рынке интеллектуального труда. Ключевыми документами, обеспечивающими реализацию современной

© Аргылов Н.А., 2021

и перспективной научно-технической политики, являются Стратегия научно-технологического развития до 2035 г., национальный проект «Наука и университеты», государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2019-2030 гг.».

Для решения современных проблем воспроизводства научных кадров (старение профессорско-преподавательского состава, научно-педагогических работников, отток талантливой молодежи из научных и образовательных учреждений и др.) государством предпринимается комплекс мер. Например, все чаще практикуется введение ранжирования вузов по различным признакам, научно-образовательная дифференциация как придание статусов научно-исследовательских университетов, укрупнение региональных вузов по типу федеральных университетов или опорных вузов. Реализация проектов повышения конкурентоспособности 5-100, «Приоритет 2030» предполагает концентрацию бюджетных ресурсов в ведущих университетах страны (Те-рентьев и др., 2020; Бедный и др. 2017), которые стремятся к глобальному лидерству, в том числе привлекая и закрепляя молодые кадры в учреждениях науки и высшего образования.

Ключевым аспектом подготовки кадров является аспирантура при вузах и академических институтах (НИИ). Частые проблемы, с которыми сталкиваются вузы при подготовке научных кадров:

• жесткость требований к структуре и содержанию образовательной программы аспирантуры;

• несовершенство системы аттестации аспирантов, наличие разрывов между аттестационными мероприятиями;

• проблема «удержания» аспирантов после завершения обучения;

• проблемы сопряжения процессов подготовки диссертации и ее защиты, особенно ярко выраженные при отсутствии в вузах диссертационных советов по соответствующим научным специальностям и др. (Терентьев и др., 2020).

При этом чрезвычайно актуальной становится ситуация с кадровым потенциалом на Дальнем Востоке. Согласно показателям реализации государственной программы «Научно-технологическое развитие страны до 2030 г.», численность исследователей до 39 лет должна вырасти, в том числе доля кандидатов наук1. По данным Росстата, с 2015 г. на Дальнем Востоке динамика численности персонала, занимающегося исследованиями и разработками, неуклонно падала: с 15,4 тыс. чел. в 2015 г. до 13,9 тыс. в 2019 г.2

Обзор литературы. Тема подготовки кадров для науки актуальна как для практики, так и для научного осмысления истории современной России. Прежде всего, ученые поднимают вопросы об интеллектуальной, молодежной миграции (Варшавская и др., 2014), а также отсутствии рабочих мест, перспектив карьерного, научного роста в научно-образовательных учреждениях для аспирантов (Гуртов и др., 2017; Питухин, 2018), выясняют мотивы отказа от строительства карьеры в вузах (Михалкина и др., 2019; Герасимова и др., 2019).

Немаловажными считаются проблемы взаимодействия научного руководителя с аспирантами (Биричева и др., 2021; Зырянов, 2019; Малошонок, 2019), функционирования и развития научных школ, где проходит подготовка аспирантов (Бедный и др., 2014) и актуальных процессов подготовки кадров в российской аспирантуре (Попова и др., 2017; Бекова и др., 2019).

Интересны труды про карьерные ожидания и запросы аспирантов федеральных университетов (Михалкина и др., 2019; Герасимова и др., 2019), а также про систему отбора в аспирантуру, реализацию принципов адресности и проблемы аспирантского образования (Вершинин, 2015; Терентьев и др., 2018).

Отдельным пунктом встают вопросы перемен, изменений в развитии отечественной аспирантуры (Красинская и др., 2020). Они показаны с точки зрения научных руководителей (Аблажей, 2019), также приведены успешные практики, осмыслен передовой отечественный опыт (Биричева, 2019; Матушанский и др., 2019).

Касательно изучения вопросов воспроизводства научных кадров в пространстве российского Дальнего Востока, имеются работы, посвященные анализу востребованности выпускников вузов и рынку труда макрорегиона, где прежде всего говорится о сопряжении подготовки кадров к запросу работодателей (Гуртов и др., 2019; Блинова и др., 2019). Исследователи не обходят стороной в своих работах аспекты эффективности привлечения, закрепления кадров на конкретной территории, в частности Дальневосточного федерального округа (ДФО), хотя и фрагментарно (Медведева и др., 2017).

1 Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей [Электронный ресурс] // Научно-технологическое развитие Российской Федерации. URL: https://нтр.рф/indicators-and-ratings/indicator/cube11/(дата обращения: 30.11.2021).

2 Научно-технологическое развитие регионов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Научно-технологическое развитие Российской Федерации. URL: https://нтр.рф/analytics/nauchno-tekhnologicheskoe-razvitie-regionov-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 30.11.2021).

Имеется широкий спектр научных работ по анализу международных и российских реалий подготовки аспирантов (Маркин и др., 2019; Маркин и др., 2016; Бекова и др., 2020). Исследованы вопросы укрепления кадрового потенциала отечественной науки, рассматриваются организационные, кадровые и финансовые проблемы, тормозящие развитие российской науки (Ключарев и др., 2016). Выявлены и проанализированы проблемы функционирования института аспирантуры в российских вузах, предложена система научно-методической поддержки аспирантов и их научных руководителей (Резник, 2015). Зафиксированы проблемы мотивации при поступлении в аспирантуру (Рыбаков и др., 2020), предприняты попытки рассмотреть результаты институтов и вузов, которые присваивают собственные ученые степени (Пахомов и др., 2020), изучены проблемы и способы повышения эффективности аспирантуры (Резник и др., 2018; Бекова, 2020), а также возможности стратификационного подхода к финансированию аспирантуры (Таловская и др., 2018).

Таким образом, подготовка научных кадров в образовательной и научной системе Дальнего Востока России в контексте глобальных и локальных реформ и модернизаций науки и образования является перспективной и значимой темой для науки и практики. Эти задачи государство планирует решить через национальные проекты «Наука и университеты», «Образование» и государственную программу «Научно-технологическое развитие».

Архитектура исследования. В данной статье автором поставлена цель - установить специфику подготовки научных кадров в России на примере дальневосточных учреждений науки и высшего образования.

Территориальные и хронологические рамки исследования. География исследования включает два субъекта Дальнего Востока - Приморский край и Республика Саха (Якутия). Здесь сосредоточены вузы со специальным статусом - два федеральных университета: Дальневосточный (ДВФУ) и Северо-Восточный (СВФУ). Несмотря на то, что федеральные университеты создавались только по одному на один федеральный округ, исключение было сделано только для ДФО. К тому же следует добавить, что в Якутске и Владивостоке - региональных центрах - сосредоточены академические институты двух отделений РАН - Дальневосточное и Сибирское. Это свидетельствует об особенности макрорегиона ДФО в отличие от других федеральных округов. Здесь, кроме институциональных инструментов, можно добавить геополитический статус региона, а также специфику - крупные территории с большими запасами природных ресурсов. Кроме того, рассматриваются современное состояние института и процессы развития российской аспирантуры.

Эмпирическая база исследования включает:

1) аналитические материалы показателей Научно-технологического развития Российской Федерации: динамика численности аспирантов за 2015-2019 гг. в разрезе источников финансирования (за счет федерального бюджета, за счет бюджета региона, за счет местного бюджета, а также по договорам об оказании платных образовательных услуг);

2) данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и ее территориальных органов, отражающие социально-экономические и демографические процессы в субъектах ДФО.

Результаты и обсуждение. Республика Саха (Якутия) и Приморский край относятся к числу регионов геостратегического значения, имеющих существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации, перечень которых определен Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р. Рассмотрим кадровый потенциал этих субъектов РФ по данным Росстата на 21.09.2020.

Таблица 1 - Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (исследователи), чел., включая численность исследователей до 39 лет включительно и имеющих ученые степени кандидата и доктора наук

Год Республика Саха (Якутия) Приморский край

2015 1 183, из них 465 чел. до 39 лет; из них 519 канд. наук, 172 д-ра наук 2 871, из них 993 чел. до 39 лет; из них 1 408 канд. наук, 407 д-ра наук

2016 1 260, из них 486 до 39 лет; из них 578 канд. наук, 177 д-ра наук 2 683, из них 915 до 39 лет; из них 1 328 канд. наук, 383 д-ра наук

2017 1 163, из них 429 до 39 лет; из них 527 канд. наук, 175 д-ра наук 2 540, из них 843 до 39 лет; из них 1 280 канд. наук, 365 д-ра наук

2018 1 153, из них 402 до 39 лет; из них 535 канд. наук, 165 д-ра наук 2 534, из них 828 до 39 лет; из них 1 239 канд. наук, 357 д-ра наук

2019 1 192, из них 447 до 39 лет; из них 542 канд. наук, 166 д-ра наук 2 480, из них 836 до 39 лет; из них 1 200 канд. наук, 357 д-ра наук

Из таблицы 1 видно, что происходит значительная убыль кадров высшей квалификации. Это может косвенно служить результатом сокращения общего контингента подготовки аспирантов в вузах и институтах и приема на обучение с бюджетным финансированием. При этом немаловажную роль сыграла общая практика сокращения профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников, что обусловлено как оптимизацией расходов, так и целью повышения показателей результативности. Здесь стоить отметить, что наличие федеральных университетов в указанных регионах ДФО не смогло выправить ситуацию.

Так, общая численность аспирантского корпуса в российских вузах с 16 936 чел. в 2010 г. сократилась до 11 055 аспирантов в 2019 г., а в НИИ с 139 908 в 2010 г. до 72 476 в 2019 г. Для сравнения в 2010 г. в академические институты по России были приняты на обучение 48 748 аспирантов, а в вузы - 5 655 человек. В 2019 г. сокращение приема выглядит значительным -21 335 в НИИ и 3 385 в вузы.

Подобный тренд проявляется и в выпуске аспирантов. Так, за период с 2010 по 2019 гг. число выпускников аспирантских программ в России снизилось с 33 763 до 18 069 человек.

Безусловно, неблагополучное состояние аспирантуры подтверждает снижение доли защит в срок: в 2010 г. 729 выпускников аспирантур НИИ защитили диссертацию, а в 2019 г. - 249; в вузах в 2010 г. эта цифра составила 8 854, в 2019 г. - 1 376. Как видно, за последние десять лет и научно-исследовательские институты, и образовательные организации демонстрировали стремительную динамику падения показателей. При этом институты РАН демонстрируют более устойчивую динамику показателей эффективности по сравнению с образовательными организациями (Терентьев и др., 2021).

Ситуация по Дальневосточному федеральному округу следующая: с 2015 г. идет значительный спад численности аспирантов, выпущенных в вузах и НИИ. Так, в 2015 г. выпустилось 1 006 аспирантов, а в 2019 г. - всего 499 человек. От общего количества выпущенных аспирантов в России это составляло в 2015 г. порядка 3,9 % и в 2019 г. - около 3,2 %.

Таблица 2 - Доля исследователей в возрасте до 39 лет

в общей численности исследователей, %

Год Республика Саха (Якутия) Приморский край Дальневосточный федеральный округ

2015 39,3 34,6 37,8

2016 38,6 34,1 37,1

2017 36,9 33,1 35,9

2018 34,8 32,7 34,7

2019 37,5 33,7 34,8

Как видно из таблицы 2, как в региональном срезе, так и в целом по федеральному округу с 2015 по 2019 гг. наметился тренд на уменьшение доли (хоть и незначительное) исследователей в возрасте до 39 лет. При этом, доля остепененных в статусе кандидата наук в этом же возрастном сегменте еще меньше. Это свидетельствует о значительном старении преподавательского и научного состава, работающего в вузах и академических структурах РАН. Отсутствие притока или уход уже подготовленных специалистов высшей квалификации в другие отрасли демонстрирует серьезный кадровый кризис. Особенно это актуально в связи с цифровизацией экономики и в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Таблица 3 - Число аспирантов и лиц, защитивших кандидатские диссертации, чел.

Год Республика Саха(Якутия) Приморский край

2017 434, из них 10 защит 963, из них 70 защит

2018 457, из них 15 защит 896, из них 79 защит

2019 473, из них 8 защит (не более 2 % от общего количества) 839, из них 82 защиты (не более 10 % от общего количества)

Крайне негативные цифры демонстрирует институт аспирантуры, где преимущественно (до 98 % мест) обучение ведется за счет государственного финансирования. Таблица 3 представляет крайне низкие показатели защиты кандидатских диссертаций в срок. Согласно этим данным, катастрофически низкие защиты за последние годы наблюдались в Республике Саха (Якутия). С 2017 по 2019 гг. всего ученую степень кандидата наук получило 33 человека. Вопрос воспроизводства научных кадров в регионе стоит крайне остро. В целом, эффективность аспирантуры в виде защит диссертаций показывает результаты не более 10 % по Приморскому краю, а по Республике Саха (Якутия) эти цифры еще меньше.

Выводы. Проблемы воспроизводства научных кадров, которые возникли в России, и в частности на Дальнем Востоке, во многом - результат государственной политики в сфере высшего образования и науки. Очередные предпринимаемые меры по активизации эффективности аспирантуры, повышения количества аспирантских защит должны снизить риски минимизации последствий сокращения критической массы исследователей высшей квалификации.

Исследование позволило проследить последствия трансформаций системы науки и образования в России на примере динамики изменения численности научных кадров, молодых ученых и защит кандидатских диссертаций в Якутии и Приморском крае. В целом, следует в будущем попытаться определить благоприятные и неблагоприятные факторы адаптации научной молодежи в пользу исследовательского и преподавательского треков в учреждениях РАН и вузах. Среди них пока можно отметить такие:

• проблемы набора в аспирантуру;

• отсев;

• низкая защита в срок;

• общее количество аспирантов и др.

При этом важным автор считает фиксацию социального самочувствия аспирантов, которые «борются» с разными проблемами, решая бытовые вопросы, в том числе зарабатывание финансовых средств. В результате аспиранты находятся в тяжелом состоянии - им приходится совмещать учебу, работу и возможность обеспечения семьи. Чаще всего они вынуждены бросать обучение в пользу выживания.

Свежие данные статистики характеризуют состояние интеллектуального потенциала Республики Саха (Якутия), Приморского края и ДФО в целом. Предстоит установить противоречия в его современном развитии, в том числе связанные с цифровизацией и реформированием образования и науки.

Наиболее перспективным и результативным сценарием обучения в аспирантуре автор считает вариант прикрепления и построения карьеры в университете и параллельного написания диссертации. К тому же это должны быть в доминирующей степени позиции исследовательские, а не административные и / или преподавательские. Однако противоречие в том, что как вузы, так и институты чаще всего не имеют возможности принимать на работу молодых исследователей. А при наличии такой возможности начинающих специалистов не может заинтересовать заработная плата на позиции лаборантов, ассистентов и младших научных сотрудников.

Специфика отечественного бизнеса в том, что на Дальнем Востоке отсутствует индустриальная аспирантура, и спрос на такой вид подготовки специалистов невелик. Совместные аспирантуры такого типа могли бы иметь конкурентную основу и дали бы возможность выплачивать стипендии (зарплаты) выше рынка, что позволило бы обратить внимание талантливых выпускников магистратуры и специалитетов, тем самым формируя конкуренцию на аспирантские программы.

В качестве перспектив исследования планируется попытка сделать компаративистский анализ социального самочувствия, мобильности и стратегии адаптации аспирантов научно-исследовательских институтов РАН и федеральных университетов на Дальнем Востоке. Можно предположить, что формализованность и ситуация на рынке высшего образования стимулирует уход из российской аспирантуры наиболее мотивированных и амбициозных исследователей еще на стадии обучения в вузе.

Список источников:

Аблажей А.М. Состояние и перспективы развития академической аспирантуры: точка зрения научных руководителей (по материалам исследований середины 2000-х гг.) // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 3. С. 2967-2975. https://doi.org/10.15372/PEMW20190309.

Бедный Б.И., Казанцев В.Б., Чупрунов Е.В. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре: научно-исследовательские школы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 34-42.

Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 637-650. https://doi.org/10.15507/1991-9468.089.021.201704.637-650.

Бекова С.К. Благополучие аспирантов: обзор исследований и практик // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3 (157). С. 422-442. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1635.

Бекова С.К. Академическое самоубийство: сценарии отсева в российской аспирантуре // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 83-109. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-2-83-109.

Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87-108. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-87-108.

Бекова С.К., Терентьев Е.А. Аспирантское образование: международный опыт и возможности его применения в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 51-64. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-51-64.

Биричева Е.В. Вовлеченность молодых ученых в инновации, технологическое и производственное развитие страны (на примере институтов УрО РАН) // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 4. С. 125-160. https://doi .org/10.24411 /2079-0910-2019-14008.

Биричева Е.В., Фаттахова З.А. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 9-22. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-9-22.

Блинова Т.Н., Федотов А.В. Высшее образование на Дальнем Востоке: позиция рынка и потребности развития региона // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 54-70. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-54-70.

Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2014. № 3. С. 36-58.

Вершинин И.В. Развитие аспирантуры в России: решения в области адресности отбора поступающих по программам подготовки кадров высшей квалификации // Наука. Инновации. Образование. 2015. Т. 10. № 2. С. 61-72.

Герасимова О.Я., Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. Академическая или неакадемическая карьера: какой выбор делают аспиранты федеральных университетов? // Terra Economicus. 2019. Т. 17. № 4. С. 148-173. https://doi.org/10.23683/2073-6606-2019-17-4-148-173.

Гуртов В.А., Питухин Е.А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: обзор подходов и практик применения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4. С. 130-161.

Гуртов В.А., Степусь И.С., Шабаева С.В. Выпускники вузов на рынке труда Дальнего Востока // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 36-52. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-36-52.

Зырянов В.В. Научный руководитель: между вызовами времени и реалиями высшего образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 25-37. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-25-37.

Ключарев Г.А., Савенков А.И., Бакланов П.А. Кадры российской науки: проблемы и методы их решения // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 117-125.

Красинская Л.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 24-36. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36.

Маличенко И.П. Проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе и пути их решения // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 4. С. 1585-1600. https://doi.org/10.18334/vinec.9.4.41478.

Малошонок Н.Г. «Студент» или «молодой ученый»: мнения научных руководителей о предпочтительной модели аспирантской подготовки в российских университетах // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 278-303. https://doi.org/10.14515/monitonng.2019A14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маркин В.В., Воронов В.В., Илишко Д. Инновации в подготовке научных кадров высшей квалификации: международный опыт и российские реалии (экспертное мнение) // Инноватика и экспертиза: Научные труды. 2019. № 2 (27). С. 121-134. https://doi.org/10.35264/1996-2274-2019-2-121 -135.

Маркин В.В., Воронов В.В. Подготовка кадров высшей квалификации в дискурсе Болонского процесса: магистраль versus обочина // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 2. С. 164-175. https://doi.org/10.15507/1991-9468.083.020.201602.164-175.

Матушанский Г.У., Завада Г.В., Матушанская Ю.Г. Барьеры в аспирантской подготовке и при защите кандидатской диссертации // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 55-66. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-55-66.

Медведева Л.М., Скворчинский М.Д. Трудоустройство молодёжи как многофакторный процесс кадрового обеспечения российского Дальнего Востока // АНИ: экономика и управление. 2017. № 2 (19). С. 196-199.

Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. О выборе карьерных стратегий аспирантами федеральных университетов // Проблемы развития территории. 2019. № 6 (104). С. 151-172.

Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. Почему выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах? // Terra economicus. 2018. Т. 16. № 4. С. 116-129. https://doi.org/10.23683/2073-6606-2018-16-4-116-129.

Пахомов С.И., Мацкевич И.М., Гуртов В.А., Мелех Н.В., Заугольникова Е.И. Результативность деятельности организаций, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 1 (98). C. 111-143. https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.111-143.

Питухин Е.А. Методика оценки эффективности подготовки кадров системой профессионального образования в регионах Дальневосточного федерального округа // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 4 (24). С. 117-130.

Попова Н.Г., Биричева Е.В. Подготовка молодых ученых в аспирантуре: поиск единого ориентира // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 5-14.

Резник С.Д. Аспирантура: как повысить ее эффективность // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4 (98). С. 106-116.

Резник С.Д., Чемезов И.С. Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. С. 159-168. https://doi.org/10.17223/15617793/430/22.

Рыбаков Н.В., Терентьев Е.А., Бедный Б.И. Зачем сегодня идут в аспирантуру: типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 40-69. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-40-69.

Таловская Б.М., Лисюткин М.А. О ресурсной стратификации российских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 6. С. 24-35. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.055.

Терентьев Е.А., Бедный Б.И. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 9-28. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28.

Терентьев Е.А., Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Наука без молодежи? Кризис аспирантуры и возможности его преодоления. М., 2021. 48 с.

Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5 (117). С. 54-66. https://doi .org/10.15826/um pa.2018.05.049.

References:

Ablazhey, A.M. (2019) The status and perspectives for development of academic postgraduate study: scientific supervisors' point of view (based on research materials of mid-2000s). Professionalnoe obrazovanie vsovremennom mire [Vocational education in the modern world]. (9:3). 2967-2975. Available from: https://doi.org/10.15372/PEMW20190309. (In Russian).

Bedny, B.I., Kazantsev, V.B., Chuprunov, E.V. (2014) Research schools as organizational system for training of PhD students. Higher education in Russia. (6). 34-42. (In Russian).

Bedny, B.I., Kuzenkov, O.A. (2017) Integrated programmes for Master''s degree and PhD students. Integration of education. (21:4). 637-650. Available from: https://doi.org/10.15507/1991-9468.089.021.201704.637-650. (In Russian).

Bekova, S.K. (2020) Well-being of doctoral students: a review of studies and practices. Monitoring of public opinion: economic and social changes. (3). 422-442. Available from: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1635. (In Russian).

Bekova, S.K. (2020) Academic suicide: scenarios of doctoral student attrition in Russia. Educational studies. Moscow. (2). 83-109. Available from: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-2-83-109 (In Russian).

Bekova, S.K., Dzhafarova, Z.I. (2019) Who is happy at doctoral programs: the connection between employment and learning outcomes of PhD students. Educational studies. Moscow. (1). 87-108. Available from: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-87-108. (In Russian).

Bekova, S.K., Terentev, E.A. (2020) Doctoral education: international experience and opportunities for its implementation in Russia. Higher education in Russia. (29:6). 51-64. Available from: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-51-64. (In Russian).

Biricheva, E.V. (2019) Involvement of young scientists in innovations, technological and industrial development of the country (case of the institutes of the Ural branch of the Russian academy of sciences). Sociology of Science and Technology. (10:4). 125-160. Available from: https://doi.org/10.24411/2079-0910-2019-14008. (In Russian).

Biricheva, E.V. Fattakhova, Z.A. (2021) The effectiveness of interaction between scientific supervisors and graduate students at the university and at the Academy of sciences. Higher education in Russia. (30:1). 9-22. Available from: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-9-22. (In Russian).

Blinova, T.N., Fedotov, A.V. (2019) Higher education in the Far East: market position and development needs of the region. Higher education in Russia. (28:7). 54-70. Available from: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-54-70. (In Russian).

Gurtov, V.A., Pitukhin, E.A. (2017) Prognostication of the demands of economics in qualified personnel: review of approaches and application experience. Journal university management: practice and analysis. (21:4). 130-161. (In Russian).

Gurtov, V.A., Stepus I.S., Shabaeva, S.V. (2019) Universities graduates in the Far East labour market. Higher education in Russia. (28:12). 36-52. Available from: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-36-52. (In Russian).

Klyucharev, G.A., Savenkov, A.I., Baklanov, P.A. (2016) Russian science personnel: issues and methods to solve them. Sotsiologicheskie issledovaniya. (9). 117-125. (In Russian).

Krasinskaya, L.F., Klimova, A.S. (2020) Doctoral programs are in anticipation of change: postgraduates and their scientific supervisors' readiness. Higher education in Russia. (29:3). 24-36. Available from: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36. (In Russian).

Malichenko, I.P. (2019) The problems of human capital reproduction at the higher school and ways of their solution. Russian journal of innovation economics. (9:4). 1585-1600. Available from: https://doi.org/10.18334/vinec.9.4.41478. (In Russian).

Maloshonok, N.G. (2019) "Student" or "young researcher": opinions of academic supervisors on a desired model of Russian postgraduate training. Monitoring of public opinion: Economic and social changes. (4). 278-303. Available from: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.14. (In Russian).

Markin, V.V., Voronov, V.V., Ilisko D. (2019) Innovations in training scientific personnel of higher qualification: international experience and Russian realities (expert opinion). Innovatika i expertiza: nauchnye trudy [Innovatics and expertise: scientific works]. (2). 121-134. Available from: https://doi.org/10.35264/1996-2274-2019-2-121-135. (In Russian).

Markin, V.V., Voronov, V.V. (2016) The training of highly qualified personnel in the discourse of the Bologna process: highway versus roadside. Integration of education. (20:2). 164-175. Available from: https://doi.org/10.15507/1991-9468.083.020.201602.164-175. (In Russian).

Matushansky, G.U., Zavada, G.V., Matushanskaya, Yu.G. (2019) Barriers impeding postgraduate training completion and dissertation submission and defense. Higher education in Russia. (28:8-9). 55-66. Available from: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-55-66. (In Russian).

Medvedeva, L.M., Skvorchinskiy, M.D. (2017) Youth employment as a multifactorial process of staffing the Russian Far East. Azimuth of scientific research: economics and administration. (2). 196-199. (In Russian).

Mikhalkina E.V., Skachkova L.S. (2019) Career strategies chosen by postgraduate students of federal universities. Problems of territory's development. (6). 151-172. (In Russian).

Mikhalkina, E.V., Skachkova, L.S., Gerasimova, O.Y. (2019) academic or non-academic career: what choice do graduates of federal universities make? Terra Economicus. (17:4). 148-173. Available from: https://doi.org/10.23683/2073-6606-2019-17-4-148-173. (In Russian).

Mikhalkina E.V., Skachkova L.S. (2018) Why do not PhD students choose job in universities? Terra economicus. (16:4). 116-129. Available from: https://doi.org/10.23683/2073-6606-2018-16-4-116-129. (In Russian).

Pakhomov, S.I., Matskevich, I.M., Gurtov, V.A., Melekh, N.V., Zaugonnikova, E.I. (2020) Efficiency of organizations entitled to award academic degrees. Integration of education. (24:1). 111-143. Available from: https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.111-143. (In Russian).

Pitukhin, E.A. (2018) Evaluation methods of training system effectiveness for professional education in the regions of the Far Eastern federal district. Lifelong education: the XXI century. (4). 117-130. (In Russian).

Popova, N.G., Biricheva, E.V. (2017) Training young researchers at the postgraduate level: in search of a goal. Higher education in Russia. (1). 5-14. (In Russian).

Reznik, S.D. (2015) The graduate school - ways of improving efficacy. Journal university management: practice and analysis. (4). 106-116. (In Russian).

Reznik, S.D., Chemezov, I.S. (2018) Postgraduate education in Russian universities: state, problems and prospects of development. Tomsk state university journal. (430). 159-168. Available from: https://doi.org/10.17223/15617793/430/22. (In Russian).

Talovskaya, B.M., Lisyutkin, M.A. (2018) On the resource stratification of Russian universities. Journal university management: practice and analysis. (6). 24-35. Available from: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.055. (In Russian).

Terentev, E.A., Bedny, B.I. (2020) Problems and prospects for the development of doctoral education in Russia: the view of regional universities. Higher education in Russia. (29:10). 9-28. Available from: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28. (In Russian).

Terentiev, E.A., Bekova, S.K., Maloshonok, N.G. (2018) The crisis of postgraduate studies in Russia: what bears problems and how to overcome them. Journal university management: practice and analysis. (22:5). 54-66. Available from: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.049. (In Russian).

Terentev, E.A., Kuzminov, Ya.I., Frumin, I.D. (2021) Nauka bez molodezhi? Krizis aspirantury i vozmozhnosti ego pre-odoleniya [Science without youth? The crisis of postgraduate studies and the possibilities of overcoming it]. Moscow: NIU VShE. (In Russian).

Terentyev, E.A., Rybakov, N.V., Bednyi, B.I. (2020) Why embark on a PhD today? A typology of motives for doctoral study in Russia. Educational studies. Moscow. (1). 40-69. Available from: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-40-69. (In Russian).

Varshavskaya, E.Ya., Chudinovskikh, O.S. (2014) Migration intentions of graduates of Russia's regional higher educational institutions. Moscow university economics bulletin. (3). 36-58. (In Russian).

Vershinin, I.V. (2015) The development of postgraduate studies in Russia: the solutions to improve the targeting of screened applicants to training of highly qualified personnel. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie. [Science. Innovation. Education]. (10:2). 61-72. (In Russian).

Zyryanov, V.V. (2019) Research supervisor: between the challenges of time and the realities of higher education. Higher education in Russia. (28:10). 25-37. Available from: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-25-37. (In Russian).

Информация об авторе Н.А. Аргылов - кандидат политических наук, научный сотрудник Центра этносоциологиче-ских исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, Якутск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=810606.

Information about the author N.A. Argylov - PhD in Political Science, Researcher, Ethno-sociological research Center, Institute for Humanitarian Research and North Indigenous Peoples Problems of the Siberian branch of the RAS, Yakutsk, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=810606.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.11.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 02.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.