Научная статья на тему 'К вопросу о восприятии христианства студентами гуманитарного вуза'

К вопросу о восприятии христианства студентами гуманитарного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
219
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / АНКЕТИРОВАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ХРИСТИАНСТВО / КОНФЕССИИ / НЕХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ / ПРОСВЕЩЕНЧЕСКАЯ / МИССИОНЕРСКАЯ И ДР. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефимов Владимир Федорович

В предлагаемой статье рассматривается христианство как культурно-религиозный феномен, его содержание и степень осознания у студенческой молодежи гуманитарных вузов. В статье представлено пилотное исследование, в котором автор с помощью анкетирования вскрывает состояние и уровень понимания у студентов основ христианского вероучения, притязания молодежи к деятельности Церкви, её взаимодействия с социумом. Статья содержит анализ ответов студентов, комментарии, исторические экскурсы, способствующие установлению состояния когнитивной сферы студентов в вопросах христианства, религиозного мировоззрения, отношения к Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о восприятии христианства студентами гуманитарного вуза»

УДК 378

Ефимов Владимир Федорович

доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета (г.Орехово-Зуево) efimprof53-1953@km.ru

К ВОПРОСУ О ВОСПРИЯТИИ ХРИСТИАНСТВА СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Vladimir F. Efimov

doctor of pedagogical sciences, professor of chair of primary and preschool education of the State humanitarian and technological university (Orekhovo-Zuyevo) efimprof53-1953@km.ru

To the question about

THE PERCEPTION OF CHRISTIANITY BY STUDENTS IN HUMANITARIAN UNIVERSITY

Аннотация. В предлагаемой статье рассматривается христианство как культурно-религиозный феномен, его содержание и степень осознания у студенческой молодежи гуманитарных вузов. В статье представлено пилотное исследование, в котором автор с помощью анкетирования вскрывает состояние и уровень понимания у студентов основ христианского вероучения, притязания молодежи к деятельности Церкви, её взаимодействия с социумом. Статья содержит анализ ответов студентов, комментарии, исторические экскурсы, способствующие установлению состояния когнитивной сферы студентов в вопросах христианства, религиозного мировоззрения, отношения к Церкви.

Ключевые слова: студенчество, анкетирование, мировоззрение, христианство, конфессии, нехристианские религии, социальная, просвещенческая, миссионерская и др. виды деятельности Церкви.

Annotation. This article is considered Christianity as a cultural and religious phenomenon, its content and the degree of awareness among students of liberal arts colleges. The article presents a study in which the author using a questionnaire reveals the status and level of understanding of the students the basics of the Christian faith, to the claims of the youth of the Church, its interaction with society. The article contains the analysis of the students' answers, comments, historical digressions, promoting the establishment of the state of cognitive sphere of students in matters of Christianity, religious outlook, attitude to the Church.

Keywords: student, questioning, philosophy,

Christianity, religions, non-Christian religions, social, Enlightenment, etc. missionary. Activities of the Church.

В настоящее время среди мировоззренческих принципов христианство воспринимается как религиозно-культурный феномен. Для его исследования нами проведено анкетирование среди студентов гуманитарного вуза, без предварительной идентификации религиозных взглядов респондентов.

Среди опрошенных студентов большинство представляют девушки 69 %, юноши 31 %. Всего студентам было предложено ответить на 14 вопросов, касающихся их отношения к религии, христианству и современным проблемам взаимодействия и существования христианства в секулярном обществе в целом и в молодежной среде, в частности. Образец анкеты показан ниже.

«Уважаемые дамы и господа! Мы проводим исследование взглядов молодежи касательно религии, в частности христианства и его места в российском обществе. Полученная информация будет использована только в безличной форме. Просим Вас честно и искренне ответить на поставленные ниже вопросы. Большое спасибо за участие.

1. Считаете ли Вы себя религиозным человеком? а) да; б) нет; в) скорее да, чем нет; г) скорее нет, чем да; д) затрудняюсь ответить;

2. К какой религии Вы себя относите? А) христианство; б) ислам; в) буддизм; г) индуизм; д) я атеист и отрицаю любую из религий.

3. Ваше отношение к христианству как одной из мировых религий? а) позитивное б) негативное в) индифферентное

4. Десять заповедей для Вас это - ? а) образец древних правил; б) закон правильной жизни; в) догматизированный перечень законов, и не более.

5. С чем для Вас, в первую очередь, ассоциируется Христианство?

а) Христос; б) Пасха; в) одна из религий; г) вера предков; д) отсталый пережиток прошлого; е) инквизиция, бизнес, нажива.

6. Какая личность в наше время является символом Христианства? а) Папа Римский Франциск

20

I (Хорьхе Марио Бергольо); б) Патриарх Московский Кирилл (Гундяев).

7. В чем, по Вашему мнению, заключается положительный момент христианской религии? а) Нравственная основа общества; б) Прочная идеологическая основа; в) Благотворительность и социальная работа; г) Нет никаких положительных аспектов.

8. Какие недостатки представителей христиан-

ских конфессий неприятны Вам больше всего? а) назойливость; б) стремление к наживе;

в) внешний вид ; г) пьянство д) лицемерие .

9. Какая из существующих христианских Церквей в России может стать доминирующей и консолидирующей для всей нации?

а) РПЦ Московского патриархата; б) Протестантские Церкви; в) Католическая Церковь;

г) Ни одна из предложенных конфессий.

10. Какую роль, по Вашему мнению, должна играть Церковь в обществе?

а) консолидация нации; б) институт нравственного поведения; в) благотворительность; г) опора в государственной политике; д) церкви не место в обществе.

11. Считаете ли Вы необходимым изучение «Основ христианской культуры» в ВУЗах и общеобразовательных школах? а) да, это необходимо;

б) нет, в этом нет надобности; в) да, если есть желание большинства учащихся; г) ни в коем случае, Церковь отделена от государства.

12. Что из учения Православных Церквей кажется Вам наиболее неинтересным и устаревшим, требующим изменений? а) церковные догмы; б) многодневные посты; В) негативная оценка добрачных сексуальных связей; г) служба на церковнославянском языке; д) все следует поменять; ж) в Церкви нет ничего устаревшего.

13. Где, по Вашему мнению, Церковь должна проявлять себя более весомо и активно? а) просветительская работа; б) социальная работа и благотворительность; в) миссионерство; г) церкви не следует вести какую-либо деятельность в социуме.

14. Сотрудничали бы Вы с представителями Христианских конфессий в вопросах благотворительности, образования и науки, если бы при этом не проводилось попыток обратить Вас к своей религии? А) да; Б) нет; В) не могу ответить точно.

Далее перейдем к обработке полученных данных, постепенно переходя от вопроса к вопросу. К сожалению, малый объём статьи не позволяет нам поместить полный анализ, оценку, коммен-т а р ии, экскурсы по приведенному анкетированию по всем вопросам.

1. Первый вопрос: «Считаете ли Вы себя религиозным человеком?» : - носит общий характер и ставит своей целью узнать у респондента о его отношении к религии как к явлению. Результаты показаны в диаграмме № 1.

1. Считаете ли Вы себя религиозным?

Затрудняюсь

ответить

Диаграмма № 1

Исходя из полученных данных, можем сделать вывод, что большинство молодых людей не имеют четких религиозных воззрений. Радует, что около половины считают себя скорее религиозными людьми, чем нет. Но возникает вопрос, в чем проявляется их религиозность? Если только в том, «чтобы освятить воду на Крещение или кулич на Пасху?», то для большинства можно говорить об индифферентном отношении к вопросам веры. 25 % респондентов ответивших четко на поставленный вопрос можно считать более сознательными в вопросах религиозной жизни.

2. Второй вопрос: «К какой религии Вы себя относите?» - ставит задачу узнать, какой религии более симпатизирует студенческая молодежь. Ввиду отсутствия четкого ответа на вопрос о религиозности он позволяет сразу определить процент людей с твёрдыми атеистическими воззрениями. Наша страна уже более чем тысячу лет знакома с христианством, поэтому мы предполагали, что наибольшее количество респондентов выберет именно христианство, что и получилось (см. диаграмму № 2). Другие религии пока не так популярны в студенческой среде.

Диаграмма № 2

21

Если перевести процент атеистов в реальное количество людей, то мы получим всего 19 человек. Процент же тех, кто выбрал христианство, очень большой и превышает совместное процентное соотношение тех, кто на первый вопрос ответил «Да» и «Скорее да, чем нет» более чем на 10 %. Поэтому можем сделать предположение, что даже среди тех, кто не отнес себя к религиозным людям, есть часть людей, близких к христианскому мировоззрению. Переходим к третьему вопросу.

3. Ваше отношение к христианству как одной из мировых религий?

Благодаря этому вопросу, мы можем узнать, какой процент молодежи мало интересуется своим религиозным состоянием и христианством в частности. Для наглядности используем следующую диаграмму № 3 без комментариев.

Ваше отношение к христианству как одной из мировых религий?

| Позитивное ■ Негативное Индифферентное ■ Затрудняюсь ответить

Диаграмма № 3

4. Рассмотрим четвертый вопрос о заповедях: 10 заповедей для Вас это - ?

Десять заповедей наверняка известны каждому образованному человеку и являются одним из символов христианского учения. Заповеди Блаженств, к сожалению, вряд ли известны широкому кругу молодежи. А стихи Декалога уже прочно вошли в основу секулярного понятия морали. Первый вариант ответа соответствует историческому восприятию данных Моисею постулатов,

как одного из образцов древних правил жизни. Третий вариант - юридическое понимание 10 заповедей как кодекса законов, второй вариант - их восприятие как вечного закона жизни по совести. Вот как распределились ответы студентов (см. диаграмму № 4). Полученная информация снова подтверждает то, что более половины молодых людей тяготеет к христианским взглядам и ориентирует на них свое поведение. Процент равнодушных остался приблизительно тем же.

Диаграмма № 4

5. Следующий пятый вопрос: С чем для Вас, в первую очередь, ассоциируется Христианство? -составлялся, исходя из принципов ассоциативного мышления. Какие стереотипы-образы видят в понятии «христианство» студенты? Позитивнонейтральные, или негативные? Ответы в процентном соотношении приведены в диаграмме № 5.

Как видим из результатов, индифферентнонегативные отзывы оставили только 11 % респондентов, что вполне сопоставимо с количеством тех, кто прямо заявил о своем атеизме, отвечая на первый вопрос. Для большинства христианство все-таки ассоциируется с личностью Христа и элементами культа, чем с негативными сторонами соприкосновения с историческим процессом.

22

С чем для Вас, в первую очередь, ассоциируется Христианство?

■ Христос и Пасха

Одна из религий

■ Вера предков

■ Пережиток прошлого Инквизиция, бизнес, нажива Свой вариант

Диаграмма № 5

6. Следующий шестой вопрос: «В чем, по Вашему мнению, заключается положительный момент христианской религии?» касается положительного аспекта восприятия христианства у молодежи. Первый вариант ответа касается внутреннего характера влияния христианской религии на общество, второй и третий - более внешнего характера. Диаграмма № 6 показывает, как распределились мнения опрашиваемых студентов. Большинство респондентов выбрали именно внутренний характер христианского мировоззрения, как основы для поведения и общественной жизни. Другие два варианта собрали почти равную часть - 15 и 17 процентов соответственно. Заметим, что часть тех, кто не нашел никаких положительных моментов в Христианстве, ничтожна, только 3 %.

Видимо, даже мало симпатизирующие христианским идеям студенты все же видят в ней мощное идеологическое, нравственное и социальное средство.

7. Седьмой вопрос ставит целью узнать, что негативного видит молодежь в поведении представителей христианских конфессий. Оставим его без внимания. Продолжает цикл вопросов о взаимодействии Церкви и общества и следую-

щий вопрос: «Какую роль, по Вашему мнению, должна играть Церковь в обществе?». Варианты ответов снова поделены на две категории -внешнего взаимодействия и внутреннего характера, и последний - для категории людей, отвергающих необходимость существования Церкви в обществе. Ответы распределились в процентном соотношении следующим образом (см. диаграмму № 6). Сразу стоит отметить, что вариант «Церкви не место в обществе» не получил ни одного голоса, что говорит о том, что студенты понимают, что без института Церкви, без религиозной составляющей мировоззрения нормальная жизнь гражданского общества РФ невозможна. И только небольшая часть - всего 7 % высказалась за Церковь как опору государственной политике. То есть, среди молодежи нет поддержки активному взаимодействию и сращиванию Церкви и государства. Церковь должна стоять вне политических конфликтов и конъюнктуры. Она должна быть с народом и консолидировать его, как считает 24 % опрошенных молодых людей. Благотворительность и социальное служение тоже являются приоритетным направлением церковной деятельности в обществе. Ведь именно этим христианская Церковь занималась с самого своего основания, заботясь о вдовах и неимущих.

Какую роль, по Вашему мнению, должна играть Церковь в обществе?

■ Консолидация нации

■ Институт нравственного поведения Благотворительность

■ Опора государственной политике Церкви не место в обществе

7% 1%

Диаграмма № 6

Большинство же опрашиваемых студентов высказалось за внутреннее влияние Церкви на общество, как института проповеди о правильной и нравственной жизни. То есть, по сути, чтобы она продолжала заниматься своим прямым назначением - спасать души людей. Для этого стоит активизировать проповедь и миссию, особенно

среди подрастающего поколения. Поэтому представлялось интересным узнать у опрашиваемых следующее:

9. Считаете ли Вы необходимым изучение «Основ христианской культуры» в ВУЗах и общеобразовательных школах?

23

10. Как молодежь реагирует на введение курса лекций «Основ христианской этики» в общеобразовательных школах и ВУЗах? (Краткий ответ дан в выводах к данной статье)

Паритет между теми, кто стоит за обязательное введение в образовательных учреждениях «Основ христианской этики» и противниками данного решения составил 21 % и 16 % соответственно от отпрашиваемой молодежи, то есть приблизительно по 30 человек. Большинство же выбрало компромиссный вариант, который распространен наиболее у нас в стране, и соответствует демократическому характеру общества.

Двенадцатый вопрос ставил задачей получить ответ, что в вероучении христианских церквей наиболее неприятно молодым людям и давно требует пересмотра отношения. Что пора ре-

формировать, по мнению молодого поколения? Что из учения Православных Церквей кажется Вам наиболее неинтересным и устаревшим и давно требующим изменений (возможно несколько вариантов)?

Первый вариант касается конкретно церковного вероучения, ее богословия. Второй и третий -вопросов воздержания и поста, четвертый языка богослужения. Обычно против этих постулатов выступают секулярные критики Церкви, потому было интересно узнать, каково мнение молодежи по этому поводу. Как распределились ответы, показывает диаграмма № 7. Из диаграммы мы видим, что определенная часть опрашиваемых молодых людей - больше 1/4, все-таки хочет сохранить в Церкви все как есть и считает, что в ней не может быть ничего устаревшего, а потому она не нуждается в какой-либо реформации.

Диаграмма № 7

Некоторая часть молодежи видит в Церкви консервативный институт общества, своеобразный столп или утверждение морали и нравственного начала, которые не стоит подвергать каким-либо изменениям. В современном мире, когда скорость перемен и изменений возросла очень сильно и люди перестают быть уверенными в каких-либо ценностях или утверждениях, Церковь представляется такой незыблемой скалой в море постмодерного мира и релятивизма.

Три альтернативних варианта набрали приблизительно равное с этим вариантом количество ответов, рассмотрим их подробнее. «Негативная оценка добрачных сексуальных связей» набрала 24 % и занимает первое место среди предполагаемых вариантов ответа. В мире, где культ тела и секса без обязательства возведен в ранг абсолюта, только Церковь является гарантом сохранения правильного отношения к сексуальным отношениям и семье как основе нравственного благосостояния общества. Пропаганда сексуальной раскрепощенности направлена именно на молодежь, которая в силу физиологических

особенностей организма в этом возрасте наиболее склонна к восприятию чувственности. Халатное отношение к интимной сфере жизни и беспорядочные половые связи подрывают нравы общества и ведут к его полному моральному разложению. Что примечательно, из 52 человек, выбравших этот вариант, 35 (79 %) девушек и 17 (78 %) парней.

То есть, из общего числа респондентов почти половина опрашиваемых парней и всего 13 % девушек выступают против позиции Церкви по вопросу о добрачных сексуальных отношениях. Радует, что оставшееся количество опрашиваемых студентов считает, что не стоит менять отношение церкви к данному вопросу. Далее возражения молодежи направлены против многодневных постов, которые снова направлены на воздержание плоти. Современное молодое поколение совсем не приучено к какой-либо аске-тике, наоборот - рекламируется принцип - «Бери от жизни все». Учение Церкви воспринимается как что-то отстраненное и нужное не сейчас, а потом - в зрелости, старости. В общем, декла-

24

рируется принцип «гуляй, пока молодой». Почти для такого же числа респондентов непонятен церковно-славянский язык богослужения, о чем уже говорилось выше.

Если брать общую тенденцию, то 70 % молодежи ждет от Церкви каких-либо изменений. Это большой процент, и стоит принять это во внимание.

Переходим к следующему вопросу. В каком поле деятельности, по Вашему мнению, Церковь должна усилить свою работу?

Данный вопрос касается дальнейших перспектив деятельности Церкви, которые видит молодежь. Первый вариант ответа - направление образовательной и научной деятельности, второй - социальное служение и третий - миссия среди населения и общества. Несомненно, все эти направления важны для успешного взаимодействия Церкви и гражданского общества. Предпочтения молодежи, полученные сейчас, дадут возможность точнее спрогнозировать, в каких направлениях следует ожидать наиболее адекватной и позитивной реакции. Результаты видим в диаграмме № 8.

В каком поле деятельности, по Вашему мнению, Церкви следует усилить свою работу?

Просветительская работа

■ Социальная работа и благотворительность Миссионерство

■ Церкви не следует вести, какую-либо деятельность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диаграмма № 8

Больше половины студентов выступили за расширение социальных проектов Церкви, именно в этом они видят ее прямое назначение. Тем более, подобная работа актуальна в нашей стране, так как еще продолжается переходной период экономической нестабильности. Около 30 % студентов высказались за просветительское направление церковной деятельности. В обществе до сих пор остаются стереотипы и предрассудки, которые часто подрывают сами основы христианского вероучения. Тесное взаимодействие Церкви со СМИ, с образовательными институтами позволит избежать предвзятого отношения к церковной организации в будущем. Позитивным моментом является то, что лишь 7 % считает, что Церкви не стоит вообще как-либо взаимодействовать с социумом.

Наконец, последний вопрос, который предназначен для того, чтобы узнать, насколько есть возможность взаимодействовать с молодежью во всех поставленных в предыдущем вопросе направлениях, но без попытки обращения к своему вероучению, что обычно отталкивающе действует на молодое поколение. Сотрудничали бы вы с представителями Христианских конфессий в вопросах благотворительности, образования и науки, если бы при этом не проводилось попыток обратить Вас к своей религии? Приведем без комментариев результаты ответов на приведенный выше вопрос. Ответили «да» - 62 %, «нет» - 7 %, затруднились ответить 28 %, дали свой вариант ответа 3 %.

По полученным данным, освещенным в статье, можно сделать некоторые выводы:

• Следует отметить, что большинство студентов (приблизительно 60 %) положительно относится к религии как социально-культурному феномену, а в частности, относит себя к Христианству. Однако, характер их веры весьма относи-

тельный, это более симпатия к христианскому учению, чем готовность следовать ему.

• Из результатов опроса очевидно, что задачу христианства и Церкви молодые люди видят в вопросах внутреннего и нравственного состояния человека и общества. Социальная работа и благотворительность также, по их мнению, первоочередное дело для религиозных организаций.

• Правильное освещение позиции и постановлений Церкви и ее лидеров в сМи и интернетресурсах имеет большое влияние на восприятие молодежи. Пример Папы Римского Франциска в этом случае показателен. Следовательно, стоит усилить работу в этом направлении.

• Исходя из данных анкетирования, видим, что наиболее неприятными недостатками служителей Церкви для студенчества являются лицемерие и алчность. Максимализм сопутствует этому возрасту, поэтому следует бороться с данными недостатками и не давать повода журналистам создавать «разгромные» сюжеты церковной тематики.

• Пропаганда вседозволенности и потребительского способа жизни уже укоренилась среди молодого поколения, поэтому наибольшее число респондентов выступило против позиции Церкви касательно сексуальных отношений до брака. Гораздо более обоснованы претензии к непонятности церковнославянского языка богослужения. Мало того, что тексты священных книг непонятны народу, в вопросе о богослужении на русском языке надо добиться правильного освещения подобных богослужений в СМИ.

• Положительным моментом является то, что половина опрашиваемых молодых людей положительно относятся к сотрудничеству с Церковью и к преподаванию «Основы христианской этики», если в этом нет элемента принуждения.

25

Литература:

1. Максимов Ю.М. Религия Креста и Религия полумесяца. М., 2004, с. 215

2. Кураев Андрей, диакон. Церковь в мире людей. М., 2006, С. 418

3. Волков Б. С. Психология юности и молодости : учебное пособие. М. : Академический Проект: Трикста, 2006. («0аис1еати8»). С. 164.

4. Чупров В.И. Молодёжь: духовное воспроизводство в условиях риска // Вестник РУДН, серия «Социология» 2004, № 6-7. С. 7.

5. Ефимов В.Ф. Социальные и педагогические аспекты религиоведческой грамотности среди подрастающего поколения // Studia Humanitatis, Электронный научно-образовательный журнал, 2015. № 2.

6. Ефимов В.Ф. Общество и образование в со-

временной России : социокультурные ориентиры: коллективная монография / под ред.

Г.Н. Скударёвой, Г. А. Романовой. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015. 400 с. «Ущербность образованности личности как результат огосударствления образования». С. 105-113.

Literature:

1. Maksimov Yu.M. the religion of the cross and the religion of the Crescent. M., 2004, p. 215.

2. Andrey Kuraev, the deacon. The Church in the human world. M., 2006, P. 418.

3. Volkov B.S. Psychology of adolescence and youth : textbook. M. : Academic Project: Triksta, 2006. («GauCeaтus»). P. 164.

4. Chuprov V.I. Youth: spiritual reproduction in the conditions of risk // Bulletin of PFUR, series «Sociology» 2004, № 6-7. Р. 7.

5. Efimov V.F. Social and pedagogical aspects of religious literacy among the younger generation // Studia Humanitatis, Electronic scientific-educational journal, 2015. № 2.

6. Efimov V.F. Society and education in modern Russia: social-cultural orientations : the collective monograph / under the editorship of G.N. Squareway, G.A. Romanova. Orekhovo-Zuyevo: MGAGE, 2015. 400р. «The inferiority of human intelligence as the result of nationalization of education» Р. 105-113.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.