Научная статья на тему 'К вопросу о внедрении информационных технологий в деятельность медицинских учреждений системы МВД России'

К вопросу о внедрении информационных технологий в деятельность медицинских учреждений системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
348
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / МВД / HEALTH CARE SYSTEM / COMPUTERIZATION / INFORMATION TECHNOLOGY / HEALTH CARE INFORMATION SYSTEM / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова О. В.

Статья посвящена вопросам информатизации системы здравоохранения России и ведомственной медицины как ее составной части. Рассматриваются возникающие проблемы, возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of introduction of information technologies in activity of medical institutions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article is devoted to informational support of the Russian Health Care System and the Interior Ministry Health Care Service. It describes problems and solutions in this field.

Текст научной работы на тему «К вопросу о внедрении информационных технологий в деятельность медицинских учреждений системы МВД России»



ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

О. В. КУЗНЕЦОВА,

научный сотрудник Научного центра (Академия управления МВД России)

O. V. KUZNETSOVA,

research associate of Scientific center (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 300.33

о

и

О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш

s

а H

lio

К вопросу о внедрении информационных технологий в деятельность медицинских учреждений системы МВД России

To a question of introduction of information technologies in activity of medical institutions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Статья посвящена вопросам информатизации системы здравоохранения России и ведомственной медицины как ее составной части. Рассматриваются возникающие проблемы, возможные пути их решения.

Здравоохранение, информатизация, информационные технологии, медицинские информационные системы, МВД.

The article is devoted to informational support of the Russian Health Care System and the Interior Ministry Health Care Service. It describes problems and solutions in this field.

Health care system, computerization, information technology, health care information system, the Ministry of Internal Affairs.

Внедрение информационных технологий в деятельность медицинской службы МВД России самым тесным образом связано с процессом информатизации российского здравоохранения в целом. Актуальность создания целостной и эффективной системы электронного взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе и в отрасли здравоохранения, отражена в таких основополагающих документах, как государственная программа Российской Федерации «Информационное общество», федеральная целевая программа «Электронная Россия», в Концепции электронного правительства и других долгосрочных госпрограммах.

В нашей стране вопросам информатизации медицины придавалось особое значение еще с середины прошлого века. Так, в 1976 г. в Министерстве здравоохранения РФ был создан и работал до середины 90-х годов Научный совет по медицинской кибернетике и вычислительной технике, курировавший научно-проектные исследования.

Новейшая история информатизации здравоохранения РФ началась в 2008 г. с создания в рамках Минздравсоцразвития России Департамента информационных технологий и связи (далее — ДИТиС), а также формирования Экспертного совета по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения, образованного для реализации единой методической и технической политики при создании и развитии Единой Государственной Информационной Системы в сфере Здравоохранения (далее - ЕГИСЗ).

В Концепции, разработанной Минздравсоцразвития России, ЕГИСЗ определена как «совокупность информационно-технологических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку методического и организационного обеспечения деятельности участников системы здравоохранения» [4].

Предпосылками создания данной системы явились результаты исследования, которые

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

показали, что вопреки относительной обеспеченности органов и организаций системы здравоохранения компьютерной техникой используемые прикладные системы не позволяют в полной мере обеспечить поддержку решений актуальных задач как в области управления отраслью, так и в области непосредственного оказания населению медицинской помощи.

Таким образом, целью создания ЕГИСЗ явилось решение вышеуказанных проблем и обеспечение эффективного управления в сфере здравоохранения, а также повышение качества оказания медицинской помощи.

Одной из основных функций ЕГИСЗ стало обеспечение информационно-технологической поддержки для прогнозирования потребности в медицинской помощи, планирования расходов на оказание медицинской помощи требуемого объема и качества на основании дифференцированных тарифов, стандартов медицинской помощи.

В докладе Министерства здравоохранения России об итогах первого этапа информатизации здравоохранения (2011—2012 гг.), на который было выделено 29,4 млрд руб., говорится, что задача создания инфраструктуры ЕГИСЗ в целом решена, а также начата разработка программного обеспечения: с декабря 2012 г. был запущен сервис удаленной записи на прием к врачу, к настоящему времени общее количество учтенных в электронном виде посещений амбулаторно-поликлинических учреждений составило около 254,8 млн; началась подготовка к внедрению электронной медицинской карты, министерство инициировало обсуждение минимального набора содержащихся в ней полей, а в ноябре 2013 г. были утверждены ее основные разделы; заработал федеральный сервис «Взаимодействие лекарственных средств» — первая информационная система поддержки принятия решений для врачей, разработанная при участии Российской академии медицинских наук, экспертов в области фармакологии; сформирована электронная медицинская библиотека на базе РГМУ им. И. М. Сеченова, в настоящее время в ней содержится 2023 документа, в основном диссертации и авторефераты, а число посетителей достигло 2000 человек в день [6].

В ближайших планах Министерства намечено внедрение новых сервисов: выписка электронного рецепта (2014 г.), выдача электронной медицинской справки для водителей и электронного больничного листа.

В то же время руководители и ведущие специалисты организаций-разработчиков, медицинских учреждений и медицинских информационно-аналитических центров оценили данные усилия Министерства здравоохранения по-разному.

Одни, ссылаясь на результаты опроса регионов, считают, что Министерству не удалось обеспечить необходимый уровень управления проектом и его методической поддержки, а задачи информатизации по-прежнему остаются не увязанными со стратегическими целями системы здравоохранения. «Так, внедрение электронной регистратуры может сократить потери времени пациентов в «живых» очередях на прием, но не способно решить проблему нехватки самих врачей в поликлиниках или коек в стационарах» [11].

Другие отмечают, что процедура дальнейшей интеграции уже имеющихся или внедряемых информационных систем между собой еще не налажена. Наличие большого количества готовых программ, поставляемых с аппаратурой и реализованных на различных платформах, а также условия жесткого дефицита материальных средств крайне усложняют задачу разработки интегральной информационной системы.

Многие специалисты уверены, что неблагоприятным фактором для внедрения ИТ в отрасли остается кадровый состав лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ), так как большинство медицинских работников — это специалисты предпенсионного возраста, а уровень их компьютерной грамотности крайне низкий. Между тем без решения вопросов подготовки медиков многие пункты программы информатизации здравоохранения не могут быть реализованы в полном объеме, а некоторые фактически теряют смысл.

В июле 2013 г. член Совета Федерации Руслан Гаттаров отправил в адрес вице-премьера Ольги Голодец запрос, посвященный федеральному проекту по информатизации здравоохранения. По мнению сенатора, «проект реализуется крайне неэффективно, и нужны срочные меры по его реанимации» [11].

«В 2013 г. федеральное финансирование закончилось, и в 2014 г. мы увидели, что регионы не готовы выделять из своих бюджетов средства даже на эксплуатацию тех ИТ-решений, что уже внедрены», — выступил с заявлением заместитель директора ДИТиС Министерства здравоохранения России. Многие интеграторы оказались не готовы к долгосрочному сотрудничеству и принимали участие в проекте только на этапе значительного федерального финансирования. «Когда пришло время отрабатывать технологии и бизнес-процессы, а объем финансирования ограничился сопровождением проекта, большинство компаний покинуло рынок. Они прекратили свое существование или находятся в поиске инвестора», — рассказал представитель Министерства [11].

111

ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

о

u

О X

ы

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

112

В итоге опрос, проведенный Ассоциацией развития медицинских информационных технологий в 2013 г., показал, что общая доля положительных оценок деятельности ДИТиС Министерства здравоохранения России среди специалистов, имеющих многолетний опыт работы в сфере медицинских ИКТ, составила всего лишь 6,1 % [7].

Таким образом, решение задач информатизации как неотъемлемой части модернизации здравоохранения зависит и от реального взаимодействия с профессиональным сообществом.

Все вышеперечисленные проблемы относятся и к ведомственному здравоохранению, а многолетняя история информатизации в органах внутренних дел также отмечена рядом существенных достижений и неудач.

Современный этап внедрения информационных технологий начался с утверждения Концепции развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 гг., когда в рамках положений этой Концепции была разработана Программа МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» (далее — ЕИТКС ОВД), рассчитанная на 2005—2008 гг. [1].

В эти годы выполнялась разработка новых, а также доработка автономно функционирующих в системе МВД России АИС и СТРАС по различным направлениям деятельности. Вместе с тем многие задачи информатизации не были решены или решены не в полном объеме, в том числе вопросы создания базовой технической инфраструктуры единого информационного пространства (далее — ЕИП) и обеспечения взаимодействия между существующим программным обеспечением [2, 3].

В развитие данного направления была утверждена Концепция создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России на базе ЕИТКС ОВД.

Сегодня основные усилия в области информатизации направлены на объединение автономных АИС и СТРАС в единую распределенную иерархическую систему на основе единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России с предоставлением возможности автономной разработки, модернизации и внедрения программных средств при обеспечении единых подходов и стандартов.

При этом внедрение современных информационных технологий не обошло стороной и деятельность ведомственных медицинских учреждений. Уже с конца 90-х годов в ЛПУ системы МВД проводилось внедрение программы автоматизации процессов регистрации и обработки медицинских документов (АИС-МСО). В это время создавались автоматизированные рабочие места, обеспечивающие информационную и тех-

ническую поддержку различных направлений деятельности. Однако внедрение информационных систем происходило неравномерно и проводилось в основном исключительно по инициативе руководителей ЛПУ, активно использующих новые информационные технологии [8].

В 2002 г. сотрудники Медицинского управления Службы тыла и Главного клинического госпиталя МВД России положительно оценили итоги опытной эксплуатации АИС «Поликлиника» и АИС «Госпиталь». Тогда же планировалось построение единой системы взаимодействия путем объединения отдельных ведомственных лечебных учреждений через магистральные каналы связи в единое информационное пространство [9].

В некоторых ЛПУ проводилось внедрение системы автоматизации учета и контроля оказания медицинской помощи на платформе «1С: Предприятие», адаптированной для работы в системе МВД и предназначенной для решения задач динамического контроля состояния здоровья прикрепленного контингента, а также организации статистического учета деятельности и контроля качества оказания медицинской помощи.

С 2009 г. в соответствии с планом научной деятельности органов внутренних дел и ВВ МВД России ведется разработка специализированной территориально распределенной автоматизированной системы «Медицина» [10].

В ходе реализации программы «Создание ЕИТКС ОВД» осуществляется подключение всех медицинских учреждений к интегрированной мультисервисной телекоммуникационной сети. Информационный портал медицинской службы МВД России становится единой точкой входа для создания профессиональной среды интерактивного общения специалистов ведомственного здравоохранения, а также осуществления сбора данных из территориально распределенных медицинских учреждений и их передачи в оперативном режиме на федеральный уровень [5].

Несмотря на то что процесс информатизации ведомственной медицины не стоит на месте, говорить о решении вопроса унификации программного обеспечения до сих пор не приходится. Специалисты в области автоматизации отмечают, что внедрение информационных систем происходит неравномерно, нерешенной проблемой остается и различный уровень технического оснащения ЛПУ.

Разработчиков ведомственных АИС, одним из которых является автор, волнует дальнейшая судьба этих программ, необходимость их модернизации и авторского сопровождения, а также возможность разработки новых информационных систем для решения актуальных задач автоматизации.

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

Не вызывает сомнения, что пристальное внимание к рассмотренным проблемам со стороны министерств и ведомств будет способствовать скорейшей реализации программ информатизации и переориентации на решение частных, конкретных задач ЛПУ. Тем не менее, инертное ожидание программных решений сверху для разработчиков автономных АИС не является целесообразным. Необходимо продолжать работу и активно взаимодействовать с реальными пользователями систем, проводить их обучение.

Созданию новых и модернизации существующих АИС с учетом их возможной дальнейшей интеграции с другими программными комплексами могла бы способствовать разработка методических рекомендаций, содержащих определенный перечень прикладного программного обеспечения, на основе которого должна вестись разработка АИС, а также другие требования для применения единых стандартов

Список литературы

1. Об утверждении Концепции развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002—2006 годы: приказ МВД России от 13 июня 2002 г. № 562.

2. Об утверждении Концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 года: приказ МВД России от 4 апреля 2009 г. № 280.

3. Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012—2014 годах: приказ МВД России от 30 марта 2012 г. № 205.

4. Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: приказ Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 г. № 364 // СПС КонсультантПлюс.

5. Ермаков В. В. О работе центра информационно-технического обеспечения МСЦ МВД России в 2010 году // Ведомости медслужбы МВД. 2011. № 1(20).

6. Итоги информатизации здравоохранения за 2012 год. URL: http://www.zdrav.ru/ news/83490/ (дата обращения: 04.04.2014).

7. Как Вы оцениваете результаты работы Департамента информационных технологий и связи Минздрава России. Итоги опроса

хранения и обработки информации, в том числе и персональных данных.

Большим подспорьем могло бы стать размещение единых справочников и классификаторов в ЕИП для их внедрения в разрабатываемое программное обеспечение, а также возможность их автоматического обновления. Все это могло бы ускорить процесс интеграции и обеспечить экономию финансовых средств.

Таким образом, учитывая опыт информатизации российского и ведомственного здравоохранения, наиболее перспективным направлением внедрения современных информационных технологий в деятельность медицинских учреждений системы МВД России представляется выявление их реальных потребностей в АИС, создание прикладного программного обеспечения как сегмента ЕГИСЗ и интеграция эксплуатируемых медицинских информационных систем в этот сегмент на основе единых стандартов информационного обмена.

2013 г. URL: http://www.armit.ru/review (дата обращения: 04.04.2014).

8. Королева Е. Ю. Проблемы информатизации лечебно-профилактических учреждений системы МВД России // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: XVII Межд. науч. конф. 20-21 мая 2008 г. М., 2008.

9. Круглое А. Г., Васильев А. Ю, Далецкий Ю. Л. Информационные технологии в медицинском обеспечении сотрудников органов внутренних дел // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: XI Межд. науч. конф. 21-22 мая 2002 г. М., 2002.

10. Маркое С. В. Информационно-телекоммуникационные технологии как важный фактор повышения эффективности управления здравоохранением МВД России // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: XVII Межд. науч. конф. 19-20 мая 2009 г. М., 2009.

11. Модернизация здравоохранения — итоги первого этапа. URL: http://www.cnews.ru/re-views/new/it_v_zdravoohranemi/artides/mod-

ernizatsiya_zdravoohraneniya__itogi_pervogo_

etapa/ (дата обращения: 04.04.2014).

Тел.: 8(499) 745-95-49

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.