К вопросу о влиянии правового режима офшорных зон на статус юридических лиц
Яремчук Иван Валерьевич,
магистрант; кафедра Высшая школа права, «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» E-mail: ffww43557@mail.ru
Автором анализируются понятия офшор и офшорная зона, их характерные признаки, раскрывается история возникновения и развития офшорных зон. Освещаются имеющиеся проблемы и пробелы в правовом регулировании офшорных зон на международном и национальном уровнях. Автором рассматриваются законодательно закрепленные офшорные зоны, а также вопросы их взаимодействия с Российской Федерацией. Кроме того, уделяется внимание основным преференциям зарегистрированному в офшорной зоне юридическому лицу, затрагивается проблема двойного налогообложения. Поднимается вопрос о необходимости законодательного закрепления четких критериев, которые позволят однозначно считать какое-либо государство или территорию офшорной зоной, что в конечном итоге будет способствовать совершенствованию формирования списка офшорных юрисдикций. Рассматриваются перспективы деофшоризации российской экономики через создание специальных административных районов на о. Русский на Дальнем Востоке и о. Октябрьский в Калининградской области. Также автором предлагается развивать собственные офшорные зоны, предоставляющие налоговые и иные преференции не только для российского капитала, но и для крупных иностранных инвесторов.
Ключевые слова: офшор, офшорная компания, офшорная зона, деофшоризация, список офшорных зон, специальный административный район.
S2
со см о см
1Л
В настоящее время термин «офшор» получил достаточно большое распространение в предпринимательской среде. Однако в научной литературе и на законодательном уровне однозначное определение этого термина отсутствует. Это связано, в первую очередь, с тем, что сейчас под офшором подразумевают не только его классический вариант, но и любые территории, предоставляющие бизнесу различные льготные режимы [3].
В буквальном переводе с английского «офшор» (англ. «offshore») - «находящийся далеко от берега, за пределами страны», что означает какую-либо территорию, где действует упрощенный или вообще отсутствует режим налогообложения.
Еще в Древней Греции купцы, дабы избежать уплаты налогов, старались вести торговлю не в Афинах, а на небольших близлежащих островах, где в принципе отсутствовало налогообложение [8]. Дальнейшее развитие офшорные зоны получили в средневековье и далее в XVIII веке, когда североамериканские предприниматели совершали торговые операции на территории Латинской Америки и тем самым не попадали под действие английской налоговой системы, действовавшей тогда на территории современных США.
В современном понимании термин «офшор» был впервые применен в середине ХХ века американским журналистом, который описывал деятельность компании, переместившей свой бизнес на территорию льготного налогообложения вне зоны влияния налоговых органов США [6].
Одной из первых в современном понимании офшорных зон стала Швейцария, принявшая закон о создании финансовых центров, в которых размещается иностранный капитал, а банкам запрещено раскрывать информацию о своих клиентах. Конкурентами Швейцарии на этом поприще стали некоторые островные государства со слабой экономикой, которые путем привлечения «анонимного» капитала пытались повысить доходы своих бюджетов.
Таким образом, что понятия «офшор» и «офшорная зона» фактически идентичны друг другу, и применительно к теме данной статьи предлагается использовать понятие «офшорная зона» как более информативное.
В российском законодательстве определение понятия «офшорная зона» отсутствует. В соответствии со ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации [5] можно выделить следующие основные признаки офшорных зон:
1) предоставление государством или территорией льготного режима налогообложения;
2) государство или территория не раскрывают и не предоставляют информацию при проведении финансовых операций;
3) государство включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим.
Так, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 Ж08н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» офшорными зонами являются следующие государства и территории, а именно, Ангилья, Княжество Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Содружество Багамы, Королевство Бахрейн, Белиз, Бермуды, Бруней-Даруссалам, Республика Вануату, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Гренада, Содружество Доминики, Китайская Народная Республика: Специальный административный район Макао (Аомынь), Союз Коморы: остров Анжуан, Республика Либерия, Княжество Лихтенштейн, Республика Маврикий, Малайзия: остров Лабуан, Мальдивская Республика, Республика Маршалловы Острова, Княжество Монако, Монтсеррат, Республика Науру, Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть), Республика Ниуэ, Объединенные Арабские Эмираты, Острова Кайман, Острова Кука, Острова Теркс и Кайкос, Республика Палау, Республика Панама, Республика Самоа, Республика Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн, Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни); Республика Сейшельские Острова [7].
Применительно к теме данной статьи необходимо выделить основные положительные для зарегистрированного в офшорной зоне юридического лица факторы.
Так, одними из факторов являются максимально упрощенная процедура создания и регистрации офшорной компании в офшорной зоне, требующая минимальных материальных вложений, а также разнообразие организационных форм деятельности юридического лица.
Кроме того, как отмечает Н.В. Гурьянова, при посредничестве офшорной компании субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие торговые операции, мог достичь наиболее привлекательную для себя ввозную или вывозную цену на свои товары [2]. Также зарегистрированное в офшорной зоне юридическое лицо может совершать сделки, которые одновременно обеспечивают минимальную цену экспортного товара при его перемещении и максимальную рыночную цену этого товара при продаже его нерезидентом офшорной зоны, что в итоге позволяет офшорной компании получать низкооблагаемую налогом прибыль.
К числу преференций офшорным компаниям также можно отнести использование при международных расчетах финансовых организаций, в которых отсутствует валютный контроль со стороны государства и приоритет отдается максимальному уровню банковской тайны, что в конечном итоге способствует конфиденциальности финансовой деятельности компании и ее бенефициарных владельцев [9].
Однако статус офшорной компании может нести также и негативные последствия для деятельность юридического лица. В частности, у таких компаний нередко возникают сложности при кредитовании ввиду неоднозначной деловой репутации и повышенного внимания контролирующих органов. Кроме того, существуют риски значительного изменения законодательной базы офшорной зоны, которые вынуждают юридическое лицо вести постоянный мониторинг законодательства.
Еще одной характерной чертой правового режима офшорных зон является проблема двойного налогообложения, а именно, вопросы отсутствия сотрудничества и непредоставления информации в налоговой сфере.
В частности, обмен информацией между Российской федерацией и иностранными юрисдикци-ями осуществляется в соответствии с двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения, а также на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам [10]. Однако в настоящее время у Российской Федерации есть несколько действующих соглашений с государствами, некоторые территории которых входят в российский список офшорных зон. В частности, к ним относятся специальный административный район Макао (Китайская Народная Республика), остров Лабуан (Малайзия), отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а также Объединенные Арабские Эмираты. И со всеми указанными государствами у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, которые, учитывая статус офшорных зон, применяется с некоторыми ограничениями [1].
По нашему мнению, ведение реестра офшорных зон имеет в настоящее время огромное значение для стабильности экономики России, так как у резидентов таких зон отсутствует возможность использовать в России некоторые льготы, такие юридические лица находятся под усиленным наблюдением со стороны контролирующих органов, а в некоторых случаях их деятельность прямо ограничена. При этом следует все же отметить, что в большинстве случаев использование преимуществ офшорных юрисдикций происходит р добросовестно с целью повышения юридическим Д лицом конкурентоспособности или правомерного Е снижения налоговых отчислений. Однако учитывая К специфику офшоров и предоставляемые ими воз- ё можности, а также легитимность офшорных ком- у паний с точки зрения российского законодатель- А
CM
л
ства, представляется логичным усиление контроля за деятельность таких компаний с целью пресечения совершения незаконных операций, связанных с уклонением от налогообложения и отмыванием денежных средств, в то же время не ограничивая использование офшорных компаний для получения конкурентных преимуществ в процессе предпринимательской деятельности. В этой связи необходимо законодательное закрепление четких критериев, которые позволят однозначно считать какое-либо государство или территорию офшорной зоной, что в конечном итоге будет способствовать совершенствованию формирования списка офшорных юрисдикций.
Говоря об офшорных зонах, нельзя не затронуть тему создания и развития так называемых российских офшоров, которые хотя и не являются классическими офшорными зонами, но также имеют определенные льготные налоговые режимы.
В частности, к ним относятся специальные административные районы на о. Русский на Дальнем Востоке и о. Октябрьский в Калининградской области, правовое регулирование которых осуществляется Федеральным законом от 03.08.2018 N291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» [11].
Первоначально создание специальных административных районов предполагалось в качестве альтернативы европейским низконалоговым зонам с целью стимулировать процесс возвращения бизнеса с российскими корнями из иностранной юрисдикции в российскую. Однако в связи с изменением внешнеполитической обстановки правовой режим специальных административных районов претерпел значительные изменения и стал в первую очередь инструментом, позволяющим защитить российский бизнес и активы от санкций, а также получить существенные налоговые льготы в обмен на осуществление инвестиций в развитие собственного бизнеса и регионов, в которых расположены специальные административные районы [4].
Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время, учитывая нестабильную международную обстановку, а также курс на деофшо-ризацию российской экономики, использование российским бизнесом преимуществ зарубежных офшорных юрисдикций постепенно теряет свою актуальность. Представляется, на данном этапе необходимо создавать и развивать собственные офшорные зоны, предоставляющие налоговые и иные преференции не только для российского капитала, но и для крупных иностранных инвесторов.
Литература
1. Андрианова Н.Г. Перечень офшорных зон в российском праве // Юрист. 2020. N11.
2. Гурьянова Н.В. Офшорные зоны // СПС Кон-сультантПлюс. 2023.
3. Копина А.А. Международные компании - практика создания российского «офшора» // Налоги. 2018. N15.
4. Морозова О.С., Берман А.И. Новое регулирование специальных административных районов // Закон. 2022. N11.
5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 Ш17-ФЗ (ред. от 18.03.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2023) // СПС Консультант Плюс, 2023.
6. Облачинский А. Off - офшор // «ЭЖ-Юрист». 2014. N8. C. 1-5.
7. Приказ Минфина России от 13.11.2007 Ж08н (ред. от 02.11.2017) «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» // СПС КонсультантПлюс. 2023.
8. Спесивцева Е.С. Катализатор развития экономики России: офшоры или деофшоризация // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N12. С. 52-58.
9. Тягай Е.Д. К вопросу об организационно-правовых формах офшорных компаний: ци-вилистический взгляд // Lex russica. 2013. N1. С.115-125.
10. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» // СЗ РФ. 2014. N45. Ст. 6135.
11. Федеральный закон от 03.08.2018 №91-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // «Собрание законодательства РФ», 06.08.2018, N32 (часть I), ст. 5084.
ON THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF THE LEGAL REGIME OF OFFSHORE ZONES ON THE STATUS OF LEGAL ENTITIES
Iaremchuk I.V.
Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
The author analyzes the concepts of offshore and offshore zone, their characteristic features, reveals the history of the emergence and development of offshore zones. The existing problems and gaps in the legal regulation of offshore zones at the international and national levels are highlighted. The author considers legislatively fixed offshore zones, as well as issues of their interaction with the Russian Federation. In addition, attention is paid to the main preferences of a legal entity registered in an offshore zone, the problem of double taxation is touched upon. The question is raised about the need to legislate clear criteria that will unambiguously consider any state or territory an offshore zone, which will ultimately contribute to improving the formation of a list of offshore jurisdictions. The prospects of deoffshorization of the Russian economy through the creation of special administrative districts on the island of Russky in the Far East and the island of Oktyabrsky in the Kaliningrad region. The author also proposes to develop its own offshore zones that provide tax and other preferences not only for Russian capital, but also for large foreign investors.
Keywords: offshore, offshore company, offshore zone, deoffshori-zation, list of offshore zones, special administrative region.
References
1. Andrianova N.G. List of offshore zones in Russian law // Lawyer. 2020. N11.
2. Guryanova N.V. Offshore zones // SPS ConsultantPlus. 2023.
3. Kopina A.A. International companies - the practice of creating a Russian "offshore" // Taxes. 2018. N15.
4. Morozova O.S., Berman A.I. New regulation of special administrative districts // Law. 2022. N11.
5. "Tax Code of the Russian Federation (part two)" dated 05.08.2000 N117-FZ (ed. from 03/18/2023) (with amendments and additions, intro. effective from 01.04.2023) // SPS Consultant Plus, 2023.
6. Obluchinsky A. Off - offshore // "EZH-Lawyer". 2014. N8. C. 1-5.
7. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 13.11.2007 N108n (ed. dated 02.11.2017) "On approval of the List of states and territories providing preferential tax treatment and (or) not providing for disclosure and provision of information
during financial transactions (offshore zones)" // SPS ConsultantPlus. 2023.
8. Spesivtseva E.S. A catalyst for the development of the Russian economy: offshore or deoffshorization // State power and local self-government. 2016. N12. p. 52-58.
9. Tyagai E.D. On the issue of organizational and legal forms of offshore companies: a civilistic view // Lex russica. 2013. N1. pp. 115-125.
10. Federal Law No. 325-FZ of November 4, 2014 "On ratification of the Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters" // SZ RF. 2014. N45. St. 6135.
11. Federal Law No. 291-FZ of 03.08.2018 (as amended on 12/28/2022) "On Special Administrative Regions in the Territories of the Kaliningrad Region and Primorsky Krai" (with amendments and additions, intro. effective from 11.01.2023) // "Collection of Legislation of the Russian Federation", 06.08.2018, N32 (part I), Article 5084.Anufrieva L.P. International private law: In 3 volumes. M.: Bek, 2002. Vol. 2. P. 65.