Научная статья на тему 'Сбор и анализ информации о компаниях, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях'

Сбор и анализ информации о компаниях, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОФШОР / ОФШОРНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ / ОФШОРНЫЕ КОМПАНИИ / БЕНЕФИЦИАРНЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ / СБОР ИНФОРМАЦИИ / АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ / РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ / ОЭСР / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / OFFSHORE / OFFSHORE JURISDICTIONS / OFFSHORE COMPANIES / BENEFICIAL OWNER / COLLECTION OF INFORMATION / ANALYSIS OF INFORMATION / INFORMATION DISCLOSURE / OECD / TAX PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Игорь Александрович, Парамонова Светлана Константиновна

Предметы исследования процесс сбора и анализа информации в отношении офшорных компаний, т. е. компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, а также влияние различных факторов на данный процесс. Цель работы формирование и описание комплекса мер по преодолению проблем, связанных со сбором информации в отношении компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. Новизна исследования в статье предлагается авторская методика преодоления сложностей, возникающих в процессе проведения предварительной оценки офшорных компаний, которая подразумевает под собой комплексный подход, реализующийся в форме применения трех взаимосвязанных способов сбора и последующего анализа информации: «кабинетное» исследование и изучение платных баз данных, доступных по подписке, «полевое» исследование и привлечение специалистов, обладающих специфическими навыками. Предложенные модель и подход к решению обозначенной проблемы представляют собой эффективный практический инструмент, который при желании может быть использован компаниями при проведении оценки потенциальных контрагентов, находящихся в офшорных юрисдикциях. В статье сделан вывод, что, несмотря на наличие проблем по сбору и анализу информации о компаниях, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, имеется способ эффективного решения подобных вопросов посредством использования различных методов сбора и последующего анализа информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collection and Analysis of Information on Companies Registered in Offshore Jurisdictions

The subject of the research is the process of collection and analysis of information related to offshore companies, i. e. companies registered in offshore jurisdictions as well as the impact of various factors on this process. The purpose of the research was to develop and describe comprehensive measures to solve the problems associated with collecting information in relation to companies registered in offshore jurisdictions. The novelty of the research. The paper describes the author’s methodology of dealing with difficulties arising in the process of preliminary assessment of offshore companies that involves an integrated approach including three interrelated methods of collection and further analysis of information, namely: “desk” research and study of paid databases accessible by subscription, “field” research and the involvement of specialists with specific skills. The proposed model and approach to solving the problem in question is an effective practical tool that, if desired, can be used by companies in the assessment of potential partners subject to offshore jurisdictions. Therefore, the paper concludes that despite the problems existing in collection and analysis of information on companies registered in offshore jurisdictions, there are effective solutions provided by using various methods of collection and subsequent analysis of information.

Текст научной работы на тему «Сбор и анализ информации о компаниях, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях»

DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-5-66-73 УДК 336.051(045) JEL D81, D83, L86

Сбор и анализ информации о компаниях, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях

ИА. Лебедев,

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-4859-099X

С. К. Парамонова,

КПМГ, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-1482-4812

АННОТАЦИЯ

Предметы исследования — процесс сбора и анализа информации в отношении офшорных компаний, т.е. компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, а также влияние различных факторов на данный процесс.

Цель работы — формирование и описание комплекса мер по преодолению проблем, связанных со сбором информации в отношении компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. Новизна исследования - в статье предлагается авторская методика преодоления сложностей, возникающих в процессе проведения предварительной оценки офшорных компаний, которая подразумевает под собой комплексный подход, реализующийся в форме применения трех взаимосвязанных способов сбора и последующего анализа информации: «кабинетное» исследование и изучение платных баз данных, доступных по подписке, «полевое» исследование и привлечение специалистов, обладающих специфическими навыками.

Предложенные модель и подход к решению обозначенной проблемы представляют собой эффективный практический инструмент, который при желании может быть использован компаниями при проведении оценки потенциальных контрагентов, находящихся в офшорных юрисдикциях.

В статье сделан вывод, что, несмотря на наличие проблем по сбору и анализу информации о компаниях, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, имеется способ эффективного решения подобных вопросов посредством использования различных методов сбора и последующего анализа информации.

Ключевые слова: офшор; офшорные юрисдикции; офшорные компании; бенефициарный владелец; сбор информации; анализ информации; раскрытие информации; ОЭСР; налоговое планирование

Для цитирования: Лебедев И.А., Парамонова С. К. Сбор и анализ информации о компаниях, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. Экономика. Налоги. Право. 2018;11(5):66-73. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-5-66-73

гмщв

DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-5-66-73 УДК 336.051(045) JEL D81 D83 L86

Collection and Analysis of Information on Companies Registered in Offshore Jurisdictions

I A. Lebedev,

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-4859-099X

S.K. Paramonova,

KPMG, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-1482-4812

ABSTRACT

The subject of the research is the process of collection and analysis of information related to offshore companies, i.e. companies registered in offshore jurisdictions as well as the impact of various factors on this process. The purpose of the research was to develop and describe comprehensive measures to solve the problems associated with collecting information in relation to companies registered in offshore jurisdictions.

The novelty of the research. The paper describes the author's methodology of dealing with difficulties arising in the process of preliminary assessment of offshore companies that involves an integrated approach including three interrelated methods of collection and further analysis of information, namely: "desk" research and study of paid databases accessible by subscription, "field" research and the involvement of specialists with specific skills.

The proposed model and approach to solving the problem in question is an effective practical tool that, if desired, can be used by companies in the assessment of potential partners subject to offshore jurisdictions. Therefore, the paper concludes that despite the problems existing in collection and analysis of information on companies registered in offshore jurisdictions, there are effective solutions provided by using various methods of collection and subsequent analysis of information.

Keywords: offshore; offshore jurisdictions; offshore companies; beneficial owner; collection of information; analysis of information; information disclosure; OECD; tax planning

For citation: Lebedev I.A., Paramonova S. K. Collection and analysis of information on companies registered in offshore jurisdictions. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2018;11(5):66-73. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-5-66-73

определение

офшорной юрисдикции

Офшорная (от англ. offshore — вне берега) юрисдикция — это экономико-географическое понятие, определяющее особенный статус финансового центра, характеризующегося наличием таких видов льгот, как льготное налогообложение, конфиденциальность сделок и участвующих сторон, отсутствие аудитов со стороны государственных органов и т.д.

В соответствии с определением ОЭСР территорию можно считать офшорной, если:

• на ее территории полностью не взимаются налоги (закреплены лишь номинальные налоги) и данная территория рассматривается как место, которое может использоваться нерезидентами для избежания уплаты налогов в стране их проживания;

• законы или административная практика территорий препятствуют эффективному обмену информацией;

• отсутствует прозрачность уплаты налогов [1].

В рамках российского законодательства офшорные юрисдикции рассматриваются как организации, зарегистрированные на территориях, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Офшоры признаются контролируемыми иностранными компаниями, действия которых регулируются ст. 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Офшорная (от англ. offshore -«вне берега») юрисдикция -это экономико-географическое понятие, определяющее особенный статус финансового центра, характеризующегося наличием таких видов льгот, как льготное налогообложение, конфиденциальность сделок и участвующих сторон, отсутствие аудитов со стороны государственных органов

В настоящее время к списку офшорных юрис-дикций согласно приказу Минфина России от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» относятся следующие юрисдикции: Ангилья, Княжество Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Содружество Багамы, Королевство Бахрейн, Белиз, Бермуды, Бруней-Даруссалам, Республика Вануату, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Гренада, Содружество Доминики, Китайская Народная Республика: Специальный административный район Макао (Аомынь); Союз Коморы: остров Анжуан, Республика Либерия, Княжество Лихтенштейн, Республика Маврикий, Малайзия: остров Лабуан, Мальдивская Республика, Республика Маршалловы Остро-

ва, Княжество Монако, Монтсеррат, Республика Науру, Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть); Республика Ниуэ, Объединенные Арабские Эмираты, Острова Кайман, Острова Кука, Острова Теркс и Кайкос, Республика Палау, Республика Панама, Республика Самоа, Республика Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн, Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни), Республика Сейшельские Острова.

Использование офшорных юрисдикций в настоящее время рассматривается многими компаниями как правовой и организационный инструмент ведения бизнеса и управления личными активами.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что офшорные юрисдикции претерпевают в настоящее время значительные изменения и уже не являются такими, какими они были десять лет назад [2]. Налоговые органы ряда зарубежных стран, а также межгосударственные организации (например, ОЭСР, ФАТФ) развернули борьбу за соблюдение международных стандартов обмена финансовой информацией, что сводит на нет анонимность денежных переводов.

потенциальные преимущества регистрации компаний в офшорных юрисдикциях Обладая специфическими признаками, офшорные юрисдикции зачастую используются не только для вывода денежных средств за пределы страны происхождения капитала, но и для сокрытия реальных бенефициарных владельцев компаний [3]. В связи с этим предварительная проверка офшорной компании, ее бенефициарных владельцев является крайне важной процедурой, предшествующей заключению контракта и позволяющей оценить рискованности предстоящих операций [4].

При планировании сделки с офшорной компанией организациям целесообразно тщательно проверять контрагентов ввиду того, что полученные в результате такой проверки сведения (в частности, о бенефициарных владельцах офшорной компании) в совокупности с экономиче-

ской и политической ситуацией в соответствующей офшорной юрисдикции позволяют провести предварительную оценку рискованности вступления в коммерческие отношения с офшорной компанией [5].

В данном контексте представляется необходимым сформулировать определение офшорной компании, под которой, по нашему мнению, понимается компания, зарегистрированная в офшорной юрисдикции, т.е. в зоне или стране с низкой или нулевой налоговой ставкой [6].

Потенциальными преимуществами регистрации компании в офшорной юрисдикции могут быть:

1) защита активов. В рамках офшорной юрисдикции часто создаются офшорные трасты и частные офшорные фонды, т. е. специальные структуры для владения активами и их защиты. Данные структуры, как правило, имеют пассивные доходы [7];

2) одними из наиболее распространенных решений для защиты активов являются регистрация офшорной компании и передача ее акций в офшорные траст или фонд. Таким образом, офшорная компания оказывается вовлеченной в активную деятельность с целью получения прибыли, а офшорный траст или фонд обеспечивают защиту активов такой компании. В этом случае прибыль офшорной компании не будет подлежать налогообложению, а доходы, которые аккумулируются на счету траста или фонда, не будут подлежать конфискации. Нередко с целью защиты активов выстраиваются цепочки офшорных компаний, что приводит к невозможности выявления конечных бенефициарных владельцев офшорной компании и предъявления им каких-либо претензий;

3) конфиденциальность и анонимность. Сведения о личности бенефициарных владельцев не являются общедоступными. Для этой цели используются формы управления акционерным капиталом, которые позволяют полностью или почти полностью исключать из документов имена бенефициарных владельцев. Зачастую для этого привлекаются так называемые номинальные акционеры / директора. На должность номинального директора офшорной компании обычно назначается сотрудник компании, которая является регистрационным агентом в офшорной юрисдикции;

4) простота. Создание офшорной компании в офшорных юрисдикциях не занимает много времени;

5) налоговая оптимизация. Офшорные компании, как правило, являются «нейтральными с точки зрения налогообложения», что означает, что они часто освобождаются от налогов в стране регистрации или платят низкую / нулевую налоговую ставку. Например, в целях налогового планирования используется «трансфертное ценообразование» с участием офшорных компаний, т.е. реализуется процесс, когда основная компания, базирующаяся в стране с высоким уровнем налогообложения, продает производимую ею продукцию по заниженной цене офшорной компании, которая перепродает ее конечным покупателям по реальной цене. При такой схеме вся прибыль аккумулируется в офшорной юрисдикции и облагается налогом по минимальной ставке;

6) низкие административные издержки. Для офшорных компаний характерны низкие учредительские и административные издержки;

7) ограниченные требования к структуре капитала компаний;

8) гибкость. Внутренние политики и процедуры офшорной компании направлены на максимизацию выгод, обеспечение гибкости в решении проблем выбора места проведения ежегодных собраний, количества и местонахождения директоров и акционеров и т.д.

методы сбора и анализа информации об офшорной компании

Основной проблемой сбора информации об офшорных компаниях являются требования, предъявляемые в офшорной юрисдикции к раскрытию информации. В связи с этим возникает вопрос о возможности полноценного сбора информации о компании, зарегистрированной в офшорной юрисдикции.

Одним из потенциальных решений данной проблемы является комплексный подход к изучению информации об офшорных компаниях с использованием системы взаимосвязанных методов по сбору и анализу данных:

1) «кабинетное» исследование и изучение платных баз данных, доступных по подписке (далее — «кабинетное исследование») — способ по-

лучения информации, заключающейся в сборе релевантной информации посредством изучения и анализа открытых источников и платных баз данных, доступных по подписке;

2) «полевое» исследование — способ получения информации, заключающейся в посещении представителем организации, намеревающейся вступить в деловые отношение с офшорной компанией, учреждений, участвующих в регистрации и дальнейшем сопровождении деятельности юридического лица в интересующей юрисдикции, а также в установлении контактов с другими специалистами, способными помочь в исследовании;

3) привлечение специалистов, обладающих специфическими навыками (например, детективов).

В целях налогового планирования используется «трансфертное ценообразование» с участием офшорных компаний, т.е. реализуется процесс, когда основная компания, базирующаяся в стране с высоким уровнем налогообложения, продает производимую ею продукцию по заниженной цене офшорной компании, которая перепродает ее конечным покупателям по реальной цене

Как показывает опыт, для получения всего объема доступной информации должны одновременно применяться все три метода.

На сегодняшний день имеются три источника информации для «кабинетного» исследования: официальные источники, коммерческие базы данных и иные открытые источники.

К официальным источникам можно отнести корпоративные реестры, а именно реестры юридических лиц и в некоторых странах реестры

конечных бенефициарных владельцев юридических лиц.

Выписка из корпоративного реестра представляет информацию, подробно детализирующую актуальные сведения о компании. Содержание подобных официальных выписок может варьироваться в зависимости от страны происхождения компании.

Значительные возможности в получении информации предоставляет директива (Еи) 2015/849 Европейского парламента и Совета от 20.05.2015 «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег или финансирования терроризма, о внесении изменений в регламент (Еи) № 648/2012 Европейского парламента и Совета и об отмене директивы 2005/60/ЕС Европейского парламента и Совета и директивы Комиссии 2006/70/ЕС», которая предписывает всем государствам — членам ЕС создать реестры бенефициарных собственников компаний в срок до 27 июня 2017 г. В силу требований этой директивы данные, содержащиеся в реестрах, доступны органам государственной власти, отдельным типам компаний (например, банкам), лицам, имеющим «легитимный интерес» (например, журналистам) [8].

Данные реестры включают следующую информацию о бенефициаре: имя, адрес постоянного проживания (включая юрисдикцию постоянного проживания), гражданство, дату рождения, дату приобретения контроля над компанией и способ осуществления контроля над компанией.

Дополнительно 1 мая 2018 г. британский парламент принял поправки к закону «О санкциях и о мерах по борьбе с отмыванием денег», предписавшие британским заморским территориям к 2021 г. создать публичные реестры собственников всех зарегистрированных в них компаний, раскрыв их конечных бенефициарных владельцев, что вызвало волну недовольства со стороны Гибралтара, Каймановых и Бермудских островов, а также «коронных владений Великобритании» (о. Джерси, о. Гернси и о. Мэн).

В настоящее время ужесточаются требования к раскрытию информации со стороны офшорных юрисдикций — каждый год в их законодательствах происходят изменения, расширяющие объем доступной информации о компаниях: раньше не было обязанности по хранению в местном офисе списка акционеров, бухгалтерских книг и т.д., но

теперь данное требование присуще почти всем офшорам.

Еще одним официальным источником информации являются реестры судебных решений и реестры решений местных органов власти (например, содержащие административные постановления).

При этом следует отдельно отметить, что конфиденциальная информация, касающаяся офшорных компаний, подлежит также раскрытию по требованию суда и правоохранительных органов, а также предоставляется в рамках процедур «Знай своего клиента», т.е. по запросам банков, внешних аудиторов и т.д.

Наряду с официальными источниками информации, для сбора данных используются коммерческие базы данных, например D&B, Factiva, LexisNexis.

При сборе информации обращается особое внимание на лиц, вовлеченных в юридическое административное обслуживание структур компании — объекта сбора информации (представители компании-регистратора или администратора офшорных компаний, номинальные директоры офшорной компании и т.д.), поскольку данные лица в последующем могут стать одним из источников получения информации.

На данном этапе результатом поиска становится оперативная информация, т.е. данные, которые помогут компании спланировать принятие мер по сбору информации, определить, в каких юрисдикциях у исследуемого объекта сбора информации могут быть деловые или имущественные интересы.

В целом объем публично доступных сведений об офшорной компании отличается в зависимости от юрисдикции.

Например, из официального реестра компаний Кипра можно получить сведения о настоящих и бывших директорах и секретарях офшорной компании, размере объявленного и выпущенного уставного капитала, истории изменения уставного капитала компании, настоящих акционерах компании, количестве принадлежащих им акций, истории перехода акций офшорной компании с указанием предыдущих акционеров с момента ее учреждения. Но в большинстве случаев столь подробный набор сведений недоступен. Во многих офшорных юрисдикциях, например таких, как Лихтенштейн, Люксембург, Белиз, Сейшельские

острова, Панама, корпоративный реестр компаний содержит крайне ограниченный перечень сведений, в связи с чем невозможно получить из открытых источников информацию даже о директорах и номинальных акционерах офшорной компании.

При «кабинетном» исследовании применяются следующие приемы:

• поиск на нескольких поисковых платформах (Google, Яндекс, Bing, Baidu и т.д.);

• изучение результатов журналистских расследований (например, Panama Papers, Bahama Papers, Wikileaks, Investigative Dashboard), поскольку зачастую не вся информация с этих ресурсов идентифицируется поисковыми системами;

• проверка открытых онлайн-реестров (например, Opencorporates);

• анализ социальных сетей [например, сообщества объекта сбора информации (по месту жительства, например, сообщества экспатов и т.д.), хештеги, геотеги, поиск по фотографии и т.д.].

При «полевом» исследовании важную роль играет личное присутствие представителя компании в стране, где предположительно находятся или зарегистрированы объекты сбора информации либо активы объекта сбора информации.

При обращении в компетентные органы офшорной юрисдикции можно получить информацию о точном наименовании компании, дате ее учреждения, месте нахождения зарегистрированного офиса, а также об официальном статусе компании (например, действующая, ликвидированная, исключенная из реестра за неуплату налогов и т.п.). Остальная информация о компании в таких офшорных юрисдик-циях носит конфиденциальный характер и не публикуется в корпоративных реестрах / иных общедоступных источниках и, как правило, хранится в зарегистрированном офисе компании (или ее агента), который находится на территории офшорной юрисдикции и выполняет функции по поддержанию функционирования компании (производит необходимые платежи, ведет документооборот, подготавливает отчетность и т.д.).

Однако перед тем как отправиться в страну, в которой предположительно находятся или зарегистрированы объекты сбора информации или

активы объекта сбора информации, представляется необходимым изучить данную юрисдикцию посредством поиска ответов на следующие вопросы:

• какие государственные органы могут обладать данной информацией;

• уполномочены ли данные государственные органы ее раскрывать;

• кто мог бы помочь с получением данной информации?

Многие офшорные юрисдикции представляют собой «закрытое сообщество», которое зарабатывает на том, что хранит секреты. Еще перед выездом в страну, в которой предположительно находятся или зарегистрированы объекты сбора информации либо активы объекта сбора информации, представляется крайне важным найти необходимые контакты, которые позволят войти в это «закрытое сообщество».

Таким образом, возникает необходимость в использовании третьего метода по сбору и анализу информации — привлечение специалистов, обладающих специфическими навыками (например, детективов).

В отдельно взятых офшорных юрисдикциях, обладающих меньшей степенью прозрачности, приходится прибегать к помощи частных детективов и разного рода советников и посредников, которыми могу выступать:

• частные детективы;

• юристы;

• журналисты и сотрудники местных информационных агентств;

• сотрудники местных ассоциаций предпринимателей;

• политические комментаторы;

• действующие или отошедшие от дел представители местного делового сообщества;

• сотрудники компаний-администраторов.

Однако перед началом сотрудничества с такими посредниками должно быть изучено законодательство страны, регулирующее их деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И, самое главное, всегда нужно объективно оценивать риски работы «в полях» с посредниками, которые согласились предоставить всю информацию, путем ответов на следующие вопросы:

• может ли навредить / привести к негативным последствиям раскрытие данных? Может ли посредник использовать эти данные против компании, заинтересованной в получении сведений;

• могут ли эти посредники собрать релевантную информацию;

• легально ли посредники могут получать информацию, которую обещают?

В заключение следует отметить, что при эффективном использовании вышеуказанной системы взаимосвязанных методов по сбору и анализу информации процесс получения необходимых данных о компаниях, располагающихся в офшорных юрисдикциях, и их бенефициарных владельцах становится эффективным.

список источников

1. Countering offshore tax evasion. Some Questions and Answers on the Project. OECD, 2009. URL: https://www.oecd.org/ctp/harmful/42469606.pdf.

2. Filip Novokmet & Thomas Piketty & Gabriel Zucman, 2018. "From Soviets to oligarchs: inequality and property in Russia 1905-2016", The Journal of Economic Inequality. 2018;16(2):189-223. DOI: 10.1007/ s-10888-018-9383-0

3. Филатова И. В. Влияние процесса деофшоризации на экономическую безопасность России. Вестник экономической безопасности. 2015;(5):138-141.

4. Аксенова-Сорохтей Ю.Н. К вопросу о деофшоризации российской экономики. Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015;(4):171-174.

5. Григорьева Ю. П. Эффективные механизмы деофшоризации национальной экономики: зарубежный опыт и российская практика. Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014;(4):162-171.

6. Катаева О. С. Актуальные проблемы деоффшоризации российской экономики. Научные исследования: от теории к практике. 2015;(4):171-173.

7. Павлов П. В. Особый административно-правовой режим на территории офшорных зон: порядок применения и направления совершенствования. NB: Экономика, тренды и управление. 2012;(1).

8. Фаруки А. А. Политика Европейского союза в отношении офшоров. Мировое и национальное хозяйство. 2012;(23).

references

1. Countering offshore tax evasion. Some Questions and Answers on the Project. OECD, 2009. URL: https://www.oecd.org/ctp/harmful/42469606.pdf.

2. Filip Novokmet & Thomas Piketty & Gabriel Zucman, 2018. "From Soviets to oligarchs: inequality and property in Russia 1905-2016", Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti — The Journal of Economic Inequality. 2018;16(2):189-223. DOI: 10.1007/s-10888-018-9383-0

3. Filatova I. V. Influence of deoffshorization process on Russia's economic security. Bulletin of Economic Security. 2015;(5):138-141. (In Russ.).

4. Aksenova-Sorokhtei Y. N. Towards the deoffshorization of the Russian Economy. Социально-экономические науки и гуманитарные исследования — Socio-economic sciences and humanities research. 2015;(4):171-174. (In Russ.).

5. Grigorieva Y. P. Effective mechanisms deoffshorization national economy: foreign experience and Russian practice. Novyi vzglyad. Mezhdunarodnyi nauchnyi vestnik — A new view. International Scientific Bulletin. 2014;(4):162-171. (In Russ.).

6. Kataeva O. S. Actual problems of deoffshorization of the Russian economy. Nauchnye issledovaniya: ot teorii k praktike — Scientific research: from theory to practice; 2015;(4):171-173. (In Russ.).

7. Pavlov P. V. Special administrative and legal regime on the territory of offshore zones: the order of application and direction of improvement. NB: Ekonomika, trendy i upravlenie — NB: Economics, Trends and Management. 2012;(1). (In Russ.).

8. Farouki A. A. European Union policy on offshore. Mirovoe i natsional'noe khozyaistvo — World and national economy. 2012;(23). (In Russ.).

информация об авторах

Игорь Александрович Лебедев — кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Анализ рисков и экономическая безопасность», Финансовый университет; партнер, отдел консультирования по управлению рисками, КПМГ, Москва, Россия ilebedev@kpmg.ru

Светлана Константиновна Парамонова — кандидат политических наук, менеджер, отдел консультирования по управлению рисками, КПМГ, Москва, Россия sparamonova@kpmg.ru

about the authors

Lebedev Igor A. — PhD (Economics), Head of the Risk Analysis and Economic Security Department, Financial University; Partner to Risk Management Consulting Department, KPMG, Moscow, Russia ilebedev@kpmg.ru

Paramonova Svetlana K.— PhD (Political Sciences), manager, the Risk Management Consulting Department,

KPMG, Moscow, Russia

sparamonova@kpmg.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.