Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии национального маркетинг-менеджмента на инновационное развитие экономики'

К вопросу о влиянии национального маркетинг-менеджмента на инновационное развитие экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МАРКЕТИНГ-МЕНЕДЖМЕНТ / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / MODEL / MARKETING / MANAGEMENT / DEVELOPMENT / ECONOMY / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко В.А., Козлов А.В.

В статье исследуются вопросы важности выбранной модели маркетинг-менеджмента для осуществления успешного развития экономики и социума, в частности становления инновационной экономики, согласно современным запросам. Делается вывод о необходимости полноценного исследования данной проблематики для научного обоснования выбора адаптивной модели маркетинг-менеджмента, нацеленной на достижение искомой цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the importance of chosen model marketing management for successful development of economy and society, in particular the formation of innovative economy, according to modern requests. Conclusion about the need for full study of this issue for scientific substantiation of choice of adaptive model of marketing management aimed at achieving the desired goal.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии национального маркетинг-менеджмента на инновационное развитие экономики»

В. А. Бондаренко, А. В. Козлов

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГ-

МЕНЕДЖМЕНТА НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье исследуются вопросы важности выбранной модели маркетинг-менеджмента для осуществления успешного развития экономики и социума, в частности становления инновационной экономики, согласно современным запросам. Делается вывод о необходимости полноценного исследования данной проблематики для научного обоснования выбора адаптивной модели маркетинг-менеджмента, нацеленной на достижение искомой цели.

Ключевые слова

Модель, маркетинг-менеджмент, развитие, экономика, инновационное развитие.

V. A. Bondarenko, A. V. Kozlov

TO THE QUESTION ABOUT IMPACT OF NATIONAL MARKETINGMANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY

Annotation

This article examines the importance of chosen model marketing management for successful development of economy and society, in particular the formation of innovative economy, according to modern requests. Conclusion about the need for full study of this issue for scientific substantiation of choice of adaptive model of marketing management aimed at achieving the desired goal.

Keywords

Model, marketing, management, development, economy, innovative development.

Вопросы влияния выбранной модели управления, а также роли управленцев или всего управленческого аппарата в эффективности общественного развития и функционировании экономической системы государства исследовались различными авторами на протяжении исторического становления социума [1, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17].

В ряде публикаций на современном этапе отмечается выбор-образующая роль менеджмента в определении направления развития общества и одновременно подчеркивается, что управление, ориентированное на рынок, маркетинг-менеджмент, в российских реалиях не приводит к таким результатам, каких следовало бы ожидать с уче-

том наличия больших территорий и внушительных ресурсных возможностей [2, 3].

Проблематика перехода экономики России на новый качественный уровень и вхождения в группу передовых государств остается более чем актуальной. Поскольку, как было отмечено, в России достаточно различных ресурсов (демографических, финансовых, сырьевых и т. д.), ключевой составляющей успеха в проведении реформ, полноценном встраивании экономики РФ в мировую в качестве равноправного «игрока» должен стать выбор наиболее удачной модели маркетинг-менеджмента, нацеленный на инновационное экономическое развитие.

Выбор наиболее удачной модели маркетинг-менеджмента для направления инновационного развития экономики предполагает проведение сравнительных исследований существующих и положительно зарекомендовавших себя моделей маркетинг-менеджмента, перспективных к внедрению в РФ, а также осуществление маркетинговых исследований для выявления причин низкой эффективности реализуемых вариантов управления.

Предполагаемым результатом от подобного рода мероприятий может стать разработка методики оценки эффективности маркетинг-менеджмента для коррекции управленческих решений и выведения на рынки инноваций, которые позволят осуществить замещение зарубежных товаров на внутреннем рынке и, возможно, нарастить товарное предложение на перспективных сегментах внешних рынков.

Повторимся, что, по нашему мнению, одним из основных препятствий на пути эффективных реформ в России выступает неудовлетворительное состояние маркетинг-менеджмента среднего уровня, характеризующееся частым отсутствием профильной управленческой компетенции, ошибочными стереотипами мышления, отсутствием действенной системы продвижения молодых талантливых менеджеров, что обусловливает многочисленные неудачи в попытке проведения ряда изменений, нацеленных на инновационное развитие, что отмечалось в ряде публикаций, посвященных сложностям в осуществлении управленческих решений и рыночно ориентированных посылов [4, 5, 6, 8].

Предположим следующее: сложившейся ситуации есть определенное объяснение; ранее в нашей стране методический аппарат решения организационных проблем базировался на ценностных ориентирах тоталитарной системы и централизованно-планового руководства экономикой. До сих пор в

управленческих технологиях сохраняется архаика на всех уровнях, что не соответствует запросам современности. Без изменения сложившейся практики и развертывания новых систем управления на всех уровнях хозяйствования в различных отраслях задача эффективного реформирования, модернизации и усиления потенциала инновационного развития национальной экономики представляется сложно реализуемой. Соответственно, можно обоснованно утверждать, что современный маркетинг-менеджмент оказывает определенное влияние на развитие индивида и социума, создает ценности и формирует социально-этические принципы отношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности и неразрывно связан с маркетингом.

Важно отметить, что одним из важнейших направлений маркетинга, собственно, выступает маркетинг-менеджмент, поскольку основные маркетинговые решения реализуются посредством персонала тех или иных организаций и их структурных подразделений, а персонал выступает неотъемлемым элементом комплекса маркетинг. В связи с этим способы управления персоналом или, более широко, человеческими коллективами имеют приоритеты в любых концепциях продвижения и формирования управленческих компетенций в бизнесе и государственных структурах. По этой причине оправданно заключить, что выбранный и реализуемый стиль управления персоналом рыночных субъектов (маркетинг-менеджмент) в значительной степени определяет эффективность функционирования предприятия, отрасли, региона, национальной экономики в целом [16]. В таком аспекте сущностным содержанием маркетинг-менеджмента является обеспечение надежного функционирования всех отраслей экономики при минимизации кадровых проблем, экономически обоснованных производитель-

ностью труда затратах на персонал в национальном масштабе, оптимальное по срокам и затратам внедрение новых технологий в производство и сферу услуг, своевременная переподготовка и смена поколений управленцев для нужд модернизации и обеспечения инновационного развития национальной экономики [16]. Это предполагает анализ становления маркетинг-менеджмента в России и его сравнение с успешными зарубежными аналогами, выработку подхода к оценке его эффективности и выявление его роли в продуцировании и коммерциализации инноваций, а также влиянии на возможности инновационного развития экономики. В таком проблемном ракурсе исследованию подлежат следующие вопросы:

- гносеология маркетинг-менеджмента и мотивации управленческих решений;

- эволюция концепций маркетинг-менеджмента в западной и азиатской моделях;

- становление национального (российского) маркетинг-менеджмента;

- компаративный анализ существующих моделей маркетинг-менеджмента в ходе их жизненного цикла в условиях инкорпорации в российскую практику;

- обоснование критериев эффективности национального маркетинг-менеджмента;

- исследование потенциала применяемой концепции маркетинг-менеджмента на процесс создания и коммерциализации инноваций;

- потенциал маркетинг-менеджмента в инновационном развитии экономики РФ.

Общей методологической основой разработки поставленной цели должен выступить системный подход к анализу и синтезу экономических явлений. Также целесообразно использовать различные методы: абстрактно-логический, статистический, сравнительный анализ,

метод графической интерпретации полученных данных.

Считаем, что для получения необходимых для анализа данных следует осуществить реализацию маркетинговых исследований, таких как: глубинные интервью с представителями топ-менеджмента компаний в регионе, фокус-групповые исследования и опросы по структурированной анкете представителей бизнеса, административных структур, менеджеров среднего звена.

Существующие и проявляющиеся негативные тенденции в найме персонала и управлении до конца не изжиты и формируемые ими трудности не преодолены. Это накладывает свой негативный отпечаток на возможности использования потенциала роста национальной экономической системы и общественного развития. Предполагаем, необходимо учитывать данную специфику и стараться нивелировать негативное влияние подобных «национальных особенностей» и традиций в управлении, поскольку сам по себе адаптивный маркетинг-менеджмента выступает своеобразным «фильтром», через который «просачиваются» управленческие посылы и сигналы обратной связи в экономике и общественной жизни. Соответственно, для «использования шансов» успешного развития экономики и социума необходима коррекция в сложившихся императивах управления и маркетинг-менеджмента, что может способствовать перестройке национальной экономической системе и переходу на инновационный вариант развития за счет санации в управлении, ориентированном на реалистические и прогностические запросы рынка в условиях высокой конкуренции.

Резюмируя, отметим, что влияние национального маркетинг-менеджмента на инновационное развитие экономики представляется определяющим, поэтому необходима реализация соответствующих профильных исследований, позво-

ляющих сформировать научно обоснованный вариант внедрения эффективной и оправданной в сложившихся условиях модели маркетинг-менеджмента, нацеленной на достижение поставленных амбициозных задач.

Библиографический список

1. Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. — СПб. : М. : Тегга БаШавйса, 2003.

2. Бондаренко, В. А., Миргородская, О. Н. Роль маркетинг-менеджмента в развитии социума [Электронный ресурс] // Концепт. — 2016. — Т. 17. — С. 620-624. — Режим доступа : http://e-koncept.ru/2016/46300.htm.

3. Бондаренко, В. А. Сущностное наполнение и жизненный цикл концепции маркетинг-менеджмента [Электронный ресурс] // Концепт. — 2015. — Т. 13. — С. 2981-2985. — Режим доступа : http://e-koncept.ru/2015/85597.htm.

4. Бондаренко, В. А. Эффективность маркетинг-менеджмента национальной экономики на основе согласованного развития и функционирования институтов инфраструктуры : моногр. — М. : Дашков и Ко : Наука-пресс, 2006. — С. 119.

5. Бондаренко, В. А. Проблемы становления и эффективности современного маркетинг-менеджмента в России // Практический маркетинг. — 2010. — № 6. — С. 30-42.

6. Бондаренко, В. А. Этюды диалектики лояльности внутрифирменного персонала // Практический маркетинг. — 2006. — № 6. — С. 10-14.

7. Бондаренко, В. А. Ключевая роль персональной и управленческой компоненты в инфраструктурных и управленческих трансформациях // Менеджмент в России и за рубежом. — 2006. — № 6.

8. Бондаренко, В. А. Вопросы адекватности менеджмента современным экономическим реалиям: корневые причины и основные тенденции // Ме-

неджмент в России и за рубежом. — 2G13. — № 5. — С. 118-125.

9. Гумилёв, Л. От Руси до России. — M., 1992.

1G. Гэлбрейт, Дж. К. Экономические теории и цели общества. — M., 19б4. — С. 166.

11. Макиавелли, Н. Государь : соч. — M. : ЭКСMО-Пресс : Харьков : Фолио, 2001.

12. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. — M., 1978.

13. Морган, Л. Древнее общество. — M., 1935.

14. Платон. Государство. — 4-е изд. — M., 2012.

15. Соловьёв, С. М. Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого // Чтения и рассказы по истории России. — M., 1989. — С. 201-2G3.

16. Федько, В. П., Бондаренко, В. А., Бондаренко, Е. А. Экономика мирохозяйственных связей и их инфраструктурное обеспечение. — Ростов н/Д, 2004.

17. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — M., 1980.

Bibliographic list

1. Aristotle. Policy. Science of government. — SPb. : M. : Те1та Fantastica, 2GG3.

2. Bondarenko, V. A., Mirgo-rodskaya, O. N. Role of marketing management in development of society [Electronic resource] // Concept. — 2G16. — Vol. 17. — P. 62G-624. — Mode of access : http://e-koncept.ru/2016/46300.htm.

3. Bondarenko, V. A. Essential content and the life cycle concept of marketing management [Electronic resource] // Concept. — 2G15. — Vol. 13. — P. 29812985. — Mode of access : http://e-koncept.ru/2G15/85597.htm.

4. Bondarenko, V. A. Efficiency of marketing management of national economy on basis of coordinated development

and operation of institutions infrastructure : monograph. — M. : Dashkov & Co : Science press, 2006. — P. 119.

5. Bondarenko, V. A. Problems of formation and efficiency of modern marketing management in Russia // Practical marketing. — 2010. — № 6. — P. 30-42.

6. Bondarenko, V. A. Problems of dialectics loyalty of in-house staff // Practical marketing. — 2006. — № 6. — P. 10-14.

7. Bondarenko, V. A. Key role of personal and managerial components in infrastructure transformation and management // Management in Russia and abroad. — 2006. — № 6.

8. Bondarenko, V. A. Questions of adequacy of management of modern economic realities: root causes and main trends // Management in Russia and abroad. — 2013. — № 5. — P. 118-125.

9. Gumilev, L. From Rus to Russia. — M., 1992.

10. Galbraith, J. K. Economic theory and goals of society. — M., 1964. — P. 166.

11. Machiavelli, N. Emperor : essays. — M. : EKSMO-Press : Kharkov : Folio, 2001.

12. Marks, C. Capital. Critique of political economy. —M., 1978.

13. Morgan, L. Ancient society. — M., 1935.

14. Platon. State. — 4d ed. — M.,

2012.

15. Soloviev, S. M. Look at the history of establishment of state order in Russia before Peter the Great // Read and stories on history of Russia. — M., 1989. — P. 201-203.

16 Fedko, V. P., Bondarenko, V. A., Bondarenko, E. A. Economy of world economic relations and their infrastructure provision. — Rostov-on-Don, 2004.

17. Engels, Ph. Origin of Family, private property and State. —M., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.