Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии мирового финансового кризиса на доходы участников рынка сотовой связи Уральского региона'

К вопросу о влиянии мирового финансового кризиса на доходы участников рынка сотовой связи Уральского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК СОТОВОЙ СВЯЗИ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ДОХОДЫ СОТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ / ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скаредин А.В.

Статья посвящена изучению влияния мирового финансового кризиса на региональный рынок сотовой связи, в частности на доходы участников этого рынка. Проанализирована динамика изменения показателей в период активной фазы так называемого мирового финансового кризиса. Автором сделано предположение, что сам по себе мировой финансовый кризис оказал заметно меньшее влияние, чем эндогенные изменения в отрасли такие, как вхождение рынка в фазу застоя, приближение регионального рынка к стадии насыщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии мирового финансового кризиса на доходы участников рынка сотовой связи Уральского региона»

к вопросу о влиянии мирового финансового кризиса на доходы участников рынка сотовой связи уральского региона*

а. в. скаредин,

аспирант кафедры экономической теории

E-mail: skaredin-av@gsm.usi.ru

Уральский финансово-юридический институт

Статья посвящена изучению влияния мирового финансового кризиса на региональный рынок сотовой связи, в частности на доходы участников этого рынка. Проанализирована динамика изменения показателей в период активной фазы так называемого мирового финансового кризиса. Автором сделано предположение, что сам по себе мировой финансовый кризис оказал заметно меньшее влияние, чем эндогенные изменения в отрасли: вхождение рынка в фазу застоя, приближение регионального рынка к стадии насыщения.

Ключевые слова: региональный рынок, сотовая связь, мировой финансовый кризис, доходы сотовых операторов, информационно-экономический закон.

Телекоммуникации в XXI в. заняли заметное место в экономической жизни мирового сообщества. Современное общество называют «информационным», а его существование уже немыслимо без обмена этой информацией. Владение, обработка, оперативное управление информацией играют ключевую роль в современной экономике.

Отрасль телекоммуникаций стала играть непосредственную роль в формировании национальных валовых внутренних продуктов (ВВП) развитых стран с начала 1980-х гг. и к 1990 г. уже составляла 2,1 % ВВП. В течение 1990-х гг. доходы телекоммуникационных компаний выросли до 2,9 % ВВП [5].

Более того, с середины XX в. специалисты указывают на существующую взаимосвязь параметров экономического развития телекоммуникаций. Так, например, немецкий ученый А. Джипп построил график взаимосвязи ВВП и уровня телефонизации.

* Здесь и далее под Уральским регионом понимается территория Уральского федерального округа и Пермского края.

А уже в 2000-х гг. российские ученые сформулировали и доказали информационно-экономический закон: объем информации, созданный в стране за год в процессе макроэкономического кругооборота, пропорционален ВВП страны [8].

Мобильная связь, являясь одним из самых динамично развивающихся и распространенных видов связи (по данным Международного союза электросвязи, по состоянию на конец 2009 г. число сотовых абонентов в мире оценивалось в 4,6 млрд пользователей), оказывает заметное влияние на экономику в целом. Логичным на первый взгляд видится и обратное утверждение.

Очевидно, что кризис 2008—2009 гг. оказал заметное негативное влияние на мировую экономику в целом и экономику России в частности. Какова же степень влияния кризиса на рынок сотовой связи?

Кризис так или иначе затрагивает все сферы жизни в стране, и рынок сотовой связи не является исключением. Темпы развития рынка замедляются. Люди стараются экономить на всем, в том числе на связи, особенно в корпоративном секторе. По оценкам независимых экспертов, более трети россиян сократили свои расходы на мобильную связь [2].

Влияние кризиса будет выражаться совокупностью изменений доходов компаний сотовой связи и их расходов в связи с кризисом. В данной статье автор остановился на попытке оценки влияния глобальных кризисных явления на доходы участников рынка сотовой связи Уральского региона.

Проанализируем изложенные соображения на базе имеющихся статистических данных. Конечно, исходя из ориентированности данного исследования на рынок Уральского региона (Уральский

федеральный округ и Пермский край), было бы более корректно использовать данные по изменению суммированного валового регионального продукта (ВРП) соответствующих регионов, но, к сожалению, на момент написания данной статьи Росстат еще не опубликовал данные за 2008—2009 гг., что делает использование данного показателя бессмысленным в контексте анализа влияния мирового финансового кризиса на рынок сотовой связи. Поэтому автору представляется возможным взять за основу такой общий показатель, как ВВП.

Наблюдая динамику изменения величины данного показателя в 2006— 2009 гг. (рис. 1), можно отметить сезонность изменения данной величины, бурный рост на промежутке между I кварталом 2006 г. и II кварталом 2008 г., а также еще более резкий спад в конце

2008 — начале 2009 г. Данное падение показателя иллюстрирует влияние мирового финансового кризиса на экономику страны.

Теперь рассмотрим изменение величины доходов от оказания услуг связи всеми операторами в РФ в тот же период времени (рис. 2). При сравнении графиков действительно видна корреляция между величиной ВВП и доходами от оказанных услуг связи, что подтверждает сказанное предположение о зависимости этих двух показателей. Но следует заметить, что изменение доходов от услуг связи более стабильно, а спад в конце 2008 — начале

2009 г. не такой резкий и практически не отличается от обычного сезонного уменьшения доходов. Рынок телекоммуникаций реагирует на изменения макроэкономической обстановки с задержкой 3—6 месяцев, что наглядно показано на графике — спад происходит только в I квартале 2009 г.

Если рассмотреть соотношение доходов от услуг связи к ВВП в данный период времени (рис. 3), то ситуация окажется еще более интересной. Увеличение доли выручки от оказанных услуг связи по отношению к ВВП наблюдается в то самое время, когда ВВП снижается либо в период сезонного спада, либо с

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Рис. 1. Динамика изменения ВВП РФ в 2006—2009 гг., млрд руб. [10]

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Рис. 2. Динамика изменения доходов от оказания услуг связи в 2006-2009 гг., млрд руб. [10]

%

4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Рис. 3. Процентное отношение доходов от услуг связи к ВВП РФ в 2006-2009 гг., % [10]

наступлением мирового финансового кризиса. Таким образом, можно заключить, что отрасль связи является более устойчивой системой по отношению к экономике в целом. Более того, негативные

- 47

влияния глобальной рецессии на отрасль по своей силе оказались не столь значительны по сравнению с другими отраслями.

К изложенному следует добавить, что величина доходов от оказания услуг собственно сотовой связи в общей массе всех оказываемых услуг связи на территории РФ выросли с 25,5 % в 2000 г. до 44 % в 2007 г. (на тот же период в УрФО—43,3 %, в Пермском крае— 42,9 %) [10]. Учитывая, что доходы от остальных оказываемых услуг связи составляют от 6,3 до 13,2 % в общей массе услуг связи, можно убедительно заключить, что рынок сотовой связи является движущей силой отрасли связи в указанных временных рамках, а также то, что положение на рынках сотовой связи РФ является весьма значительным фактором не только в рамках отрасли связи, но и в рамках экономики всего государства в целом.

Какое же влияние оказал мировой финансовый кризис на рынки сотовой связи РФ в целом и Уральского региона в частности? В первую очередь негативным последствием должно стать снижение доходов ввиду снижения покупательной способности населения, введения режима экономии на сотовой связи в корпоративном сегменте, а также в силу общего снижения деловой активности. Таким образом, можно выделить два фактора падения доходов от оказания услуг связи: падение доходов от услуг связи, оказанных населению, а также падение доходов от предоставления сотовой связи корпоративным клиентам. Если проанализировать вес каждого из этих факторов в общей сумме доходов, получим следующие результаты (табл. 1).

Из анализа табл. 1 можно сделать вывод, что основным источником дохода для операторов сотовой связи является предоставление услуг связи населению, причем вес этого фактора в доходах постоянно рос с 2005 по 2007 г., данные по 2008—

2010 гг. будут опубликованы Росстатом только в

2011 г., но на данный момент нет оснований полагать, что данная тенденция в той или иной мере не сохранилась на текущий момент.

Соотношение доходов от оказания услуг сотов(

в 2005-2007 гг

Следовательно, снижение расходов предприятий на оплату услуг сотовой связи окажет свое отрицательное влияние, но не может быть решающим негативным фактором. Рассмотрим вероятность значительного снижения доходов от оказания услуг населению.

Довольно точным индикатором состояния рынка сотовой связи Уральского региона может служить локальный рынок сотовой связи Свердловской области, так как он примерно отражает обобщенную ситуацию по Уралу. Курганская область заметно отстает в экономическом развитии и, как следствие, и в развитии отрасли связи. В Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах в силу специфики экономической деятельности (в основном газо- и нефтедобывающая промышленность), а также относительно небольшого количества населения — связь развита несколько лучше. Пермский край и Челябинская область приближаются по данному показателю к Свердловской области. Кроме того, на территории Свердловской области действуют шесть сотовых операторов, что делает этот рынок одним из наиболее конкурентных в стране.

Перед оценкой показателей деятельности игроков рынка сотовой связи Свердловской области (табл. 2) следует дать небольшие пояснения к некоторым деталям, на первый взгляд неоднозначным. Например, показатель ARPU (Average revenue per user — один из основных экономических показателей телекоммуникационной отрасли, средняя выручка на одного абонента в месяц) МТС показал рост в 22 руб. при общей тенденции данного показателя к уменьшению на всей территории РФ (с 2005 г.). По уровню ARPU Билайн (250 руб.), также можно сделать вывод о росте, так как данная цифра выше ожидаемой среднерыночной величины. Объясняется данное явление тем, что операторы так называемой «большой тройки» запустили в 2009 г. сеть мобильной связи стандарта 3G в коммерческую эксплуатацию. Данные сети

Таблица 1

|й связи населению и корпоративным клиентам

, млн руб. [10]

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Сумма в денежном выражении Отношение к итогу, % Сумма в денежном выражении Отношение к итогу, % Сумма в денежном выражении Отношение к итогу, %

Доходы от оказания услуг связи 282 915,70 100 380 231,70 100 456 095,60 100

В том числе: доходы от оказания услуг сотовой связи населению; 223 992,60 79,2 308 879,70 81,2 396 718,80 87,0

доходы от оказания услуг сотовой связи корпоративным клиентам 58 923,10 20,8 71 352,00 18,8 59 376,80 13,0

Таблица 2

Оценка некоторых показателей деятельности пяти крупнейших сотовых операторов Свердловской области в 2008—2009 гг. [6, 7]

Оператор Количество абонентов на 01.01.2008, чел. Количество абонентов на 01.01.2009, чел. Количество абонентов на 01.01.2010, тыс. чел. ARPU в I квартале 2009 г., руб. ARPU в IV квартале 2009 г., руб. Количество сотрудников на 01.06.2009, чел. Количество сотрудников на 01.01.2010, чел.

МОТИВ 1 350 245 1 491 720 1 716 Н/д Н/д 1 000 1 000

МТС 1 377 000 1 481 000 1 669 234 256 246 631

Билайн 822 000 930 000 1 085 Н/д 250 98 324

Мегафон 845 365 821 781 1 028 Н/д Н/д 1 500 1 500

№е1 519 815 634 380 645 Н/д 164,3 5 200 5 162

Итого... 4 914 425 5 358 881 6 143 — — — —

ориентированы на передачу данных в отличие от стандартов 2G, которые основываются на передаче голосовой информации. В связи с запуском сети пользователи сетей МТС, Билайн и Мегафон стали активнее пользоваться сетью Интернет (доля 3G в общем объеме трафика составила 30—40 %), что и повысило величину выручки на одного абонента.

Кроме того, следует уточнить количество сотрудников самих компаний. Так, например, количество сотрудников №е1 в 2009—2010 гг. превысило 5 тыс. чел. На самом деле здесь речь идет обо всех сотрудниках ОАО «Уралсвязьинформ» в Свердловской области (Екатеринбургский филиал электросвязи и Екатеринбургское отделение Межрегионального филиала сотовой связи). В действительности по состоянию на начало 2010 г. численность сотрудников Екатеринбургского отделения Межрегионального филиала сотовой связи составила примерно 55—60 чел. Правда стоит отметить, что коммерческие и юридические службы, работающие в рамках торговой марки Ц:е1, являются структурными подразделениями ЕФЭС. Кроме того, собственно работа с абонентами вынесена на аутсорсинг дочернего предприятия ЗАО «Уралтелекомсервис», чем и объясняется такое небольшое количество сотрудников сотового подразделения ОАО «Уралсвязьинформ».

Увеличение количества сотрудников МТС и Билайн вызвано реорганизацией структурных подразделений данных компаний (в случае МТС — создание Уральского филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» вместо структурного подразделения Свердловской области).

Проанализировав данные табл. 2, можно сделать три основных вывода: количество абонентов постоянно растет, хотя и разными темпами, в зависимости от оператора; ARPU при прочих равных условиях (т. е. исключая интернет-трафик 3G сетей) постепенно падает, но при введении в коммерческую эксплуатацию новых «неголосовых» услуг имеет тенденцию к росту; численность персонала

сотовых операторов практически не изменилась, т. е. отсутствует факт одного из характерных индикаторов кризисных явлений на предприятиях — массовых сокращений сотрудников.

Теперь коснемся такого неоднозначного показателя, как численность абонентов. По данным аналитиков интернет-издания «Мобильный Екатеринбург», в сетях мобильной связи Свердловской области зарегистрировано около 6 млн чел. Уровень проникновения составляет 133 % [4] (суммарно по России, включая оба города федерального подчинения, - 143,5 %) [3].

Данные цифры касаются исключительно зарегистрированных SIM-карт и не всегда адекватно отображают количество реальных абонентов. Существуют два подхода к исключению SIM-карты из общего числа действующих — несовершение оплачиваемых действий по SIM-карте в течение 90 и 180 дней. В зависимости от методики учета уровень проникновения заметно колеблется (рис. 4).

Использование первой методики наиболее предпочтительно, так как помогает отразить максимально адекватные текущему времени данные. Таким образом, текущий уровень проникновения, наиболее близкий к реальности, — 126 %.

Кроме того, зачастую у одного абонента может быть несколько активных SIM-карт, в том числе одну могут использовать специально для выхода в Интернет (рис. 5).

На основании изложенных обстоятельств реальный уровень проникновения сотовой связи в Свердловской области (отношение реального количества пользователей к численности населения) автор определяет как 80,2—83,5 %.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что население Свердловской области уже плохо представляет себе повседневную жизнь без сотовой связи, многие имеют не одну SIM-карту, осваивают новые услуги, даже несмотря на глобальную рецессию. В течение «кризисного» 2009 г. количество за-

126,9%

^Полугодовой учет

абонентов

Поквартальный учет

абонентов

II кв. III кв. 2008 г.

II кв. III кв. 2009 г.

Рис. 4. Динамика проникновения сотовой связи в Свердловской области, в зависимости от методики учета в 2008—2009 гг. [4]

Несколько, одна для Интернета - 13

Одна SIM-карта - 46,2 %

Три SIM-карты- 9,2 %

Две SIM-карты - 30,8 %

Рис. 5. Результаты опроса по количеству используемых SIM-карт населением Свердловской области, % [4]

регистрированных абонентов выросло примерно на 14,6 %. Рынок сотовой связи Свердловской области оценивается на уровне 19,8 млрд руб. в год, что на 8 % больше, чем годом ранее [4].

Теперь, чтобы проиллюстрировать весь комплекс рассматриваемых факторов деятельности оператора сотовой связи, проанализируем реальный доход от оказания услуг сотовой связи одной из компаний. Из семи операторов сотовой связи Уральского региона операторы «большой тройки» публикуют только консолидированную финансовую отчетность на уровне РФ. Компании, оказывающие услуги под торговой маркой Skylink, как

и компания ООО «Ека-теринбург-2000» (торговая марка МОТИВ), равно как и компании группы Те1е2, являются непубличными компаниями, судить об их финансовых результатах достаточно сложно. Подходящей для анализа в этом плане является ОАО «Уралс-вязьинформ», публичная компания, ведущая деятельность на всей территории Уральского региона.

Динамика изменения доходов (табл. 3) показывает, что максимальное снижение доходов отмечено во II квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. При этом стоит отметить, что показатели II квартала 2009 г. являются более высокими по сравнению с обычными доходами данного периода в году, так как на первое полугодие 2008 г. пришелся небывалый рост цен на энергоносители, главным образом нефть, увеличив количество денег в экономике в целом.

Подводя итог, можно сказать, что рынок сотовой связи РФ в целом и Уральского региона в частности является устойчивым экономическим институтом, относительно легко (по сравнению с большинством других отраслей) пережившим активную часть мирового финансового кризиса.

Количество абонентов постоянно растет за счет населения, нивелируя последствие экономии корпораций на служебной сотовой связи. Более того, внедрение технологий 3G позволило впервые за достаточно большое количество времени остановить тенденцию снижения ARPU. Очевидно, что с дальнейшим развитием новых сетей передачи данных этот показатель еще некоторое время будет расти.

Таблица 3

Доходы ОАО «Уралсвязьинформ» от оказания услуг сотовой связи в 2008-2009 гг. [9]

Показатель 2008 г. 2009 г.

I кв. II кв. III кв. ГУкв. I кв. II кв. III кв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем выручки от оказания услуг сотовой связи, тыс. руб. 3 081 582 3 316 527 3 422 099 3 283 511 3 106 239 3 156 864 3 352 268

Отношение к предыдущему периоду, % — 7,62 3,18 —4,05 —5,40 1,63 6,19

Отношение доходов в 2009 г. к аналогичному периоду 2008 г., % — — — — 0,80 —4,81 —2,04

В общем, по рынку сотовой связи Уральского региона падение доходов от оказания соответствующих услуг не превышает 5—6 %, что является достаточно неплохим результатом в условиях серьезного спада экономики.

Кроме того, данный показатель является вполне приемлемым, если учесть, что рынок сотовой связи в том виде, в котором он существует на данный момент, подошел к фазе насыщения: уровень проникновения стремится к 90—95 %, фаза активного развития рынка продолжается с 1999 г., т. е. порядка 10 лет. Европейские операторы сотовой связи уже столкнулись с подобными проблемами на рубеже 2000-х гг. [1].

Рынок должен развиваться дальше и понимание происходящих процессов в отрасли поможет найти более эффективное решение существующих проблем.

Список литературы

1. Бакман Ю. А, Панфилов В. С. Рынок сотовой связи России: от экстенсивного развития к интенсивному // Проблемы прогнозирования. 2008. № 5. С. 36—54.

2. Ерохин С. Российский телеком: жесткая посадка. Анализ результатов первого квартала 2009 г. Что будет дальше? // Мобильные коммуникации. 2009. № 5. С. 19-21.

3. Интернет-издание о высоких технологиях «CNews». URL: http://www.cnews.ru.

4. Интернет-издание «Мобильный Екатеринбург». URL: http://mobekat.ru.

5. Казарян В. А. Осуществление вложений международными инвесторами в российские телекоммуникационные компании. М.: Макс Пресс, 2003.

6. Крупнейшие операторы связи // Деловой квартал — Екатеринбург. 2010. № 6 (722). URL: http://dkvartal.ru.

7. Крупнейшие сотовые операторы Свердловской области // Деловой квартал — Екатеринбург. 2009. № 22 (690). URL: http://dkvartal.ru.

8. Мардер Н. С. Современные телекоммуникации. М.: ИРИАС, 2006. С. 32—35.

9. Официальный сайт ОАО «Уралсвязьинформ». URL: http://usi.ru.

10. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.