Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ И ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ'

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ И ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / ПРИЗНАКИ НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гущина Ирина Владимировна, Ярунина Анна Германовна, Бахматов Сергей Александрович

В настоящее время достаточно активно обсуждаются принципы налогообложения и налоговой системы, при этом не уделяется внимание изучению признаков налога. Необходимо отметить, что это категории разного порядка их не стоит отождествлять, тем более игнорировать признаки налогов. Включение в состав налогов обязательных платежей исключительно по субъективному признаку - воле законодателя, разорвет связь между экономическими целями введения (совершенствования) налогов и правовым регулированием налогов, исключительно с точки зрения юридической техники. Выделение признаков налогов будет способствовать более точному пониманию сущности налогов и налогообложения, а также позволит уточнить те признаки, которые должны, на наш взгляд, рассматриваться не только для совершенствования норм налогового законодательства, но и как мощный экономический инструмент в руках государства, позволяющий формировать доходы, для выполнения властью своих функций, но и регулировать экономические отношения как на макро-, мезо- так и на микроуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE EXPEDIENCY OF CRITERIA AND PRINCIPLES OF TAXATION AND TAX SYSTEM SELECTION

Currently the principles of taxation and tax system are being actively discussed, while no attention is paid to studying the criteria of the tax. It should be noted that these categories are different, and they should not be equated with each other, the criteria of taxes should not be ignored either. Establishing mandatory payments as new taxes only on a subjective basis by the will of the legislator breaks the connection between the economic goals of tax introduction and tax legal regulation from the merely legal technique point of view. Identifying features of taxes will contribute to a more accurate understanding of the essence of taxes and taxation and will also allow us to clarify, in our opinion, such criteria that should be considered not only as an instrument to improve the quality of tax legislation, but also as a powerful economic tool in the hands of the state, allowing to form incomes for the authorities to perform their functions, and also to regulate economic relations at the macro-, meso- and microlevels.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ И ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ»

Научная статья УДК 336.201.011 EDN MNWQLM

Б01 10.17150/2411-6262.2022.13(2).6 ^

И.В. Гущина^, А.Г. Ярунина. С.А. Бахматов

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: И.В. Гущина, 242748@mail.ru

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ И ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

АННОТАЦИЯ. В настоящее время достаточно активно обсуждаются принципы налогообложения и налоговой системы, при этом не уделяется внимание изучению признаков налога. Необходимо отметить, что это категории разного порядка их не стоит отождествлять, тем более игнорировать признаки налогов. Включение в состав налогов обязательных платежей исключительно по субъективному признаку — воле законодателя, разорвет связь между экономическими целями введения (совершенствования) налогов и правовым регулированием налогов, исключительно с точки зрения юридической техники.

Выделение признаков налогов будет способствовать более точному пониманию сущности налогов и налогообложения, а также позволит уточнить те признаки, которые должны, на наш взгляд, рассматриваться не только для совершенствования норм налогового законодательства, но и как мощный экономический инструмент в руках государства, позволяющий формировать доходы, для выполнения властью своих функций, но и регулировать экономические отношения как на макро-, мезо- так и на микроуровнях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Налог, принципы налогообложения, принципы построения налоговой системы, признаки налогов.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 18 апреля 2022 г.; дата принятия к печати 25 мая 2022 г.; дата онлайн-размещения 10 июня 2022 г.

Original article

I.V. Gushchina^, А^. Yarunina, S.A. Bakhmatov

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: I.V. Gushchina, 242748@mail.ru

REVISITING THE EXPEDIENCY OF CRITERIA AND PRINCIPLES OF TAXATION AND TAX SYSTEM SELECTION

ABSTRACT. Currently the principles of taxation and tax system are being actively discussed, while no attention is paid to studying the criteria of the tax. It should be noted that these categories are different, and they should not be equated with each other, the criteria of taxes should not be ignored either.

Establishing mandatory payments as new taxes only on a subjective basis by the will of the legislator breaks the connection between the economic goals of tax introduction and tax legal regulation from the merely legal technique point of view. Identifying features of taxes will contribute to a more accurate understanding of the essence of taxes and taxation and will also allow us to clarify, in our opinion, such criteria that should be considered not only as an instrument to improve the quality of tax legislation, but also as a powerful economic tool in the hands of the state, allowing to form incomes for the authorities to perform their functions, and also to regulate economic relations at the macro-, meso- and microlevels.

© Гущина И.В., Ярунина А.Г., Бахматов СА., 2022

KEYWORDS. Tax, principles of taxation, principles of building a tax system, criteria

of taxes.

ARTICLE INFO. Received April 18, 2022; accepted May 25, 2022; available online

June 10, 2022.

Выделение теоретических конструкций научных категорий предполагает изучение сущности категории, функции категории, признаков, в некоторых случаях принципов, видов, уровней и т.п.

В научной литературе часто используют термин признак, никак не раскрывая его понятие, полагая, что и так всем ясно, о чем далее пойдет речь. Действительно под признаками чаще всего понимают: «признаки — это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Как в общих, так и в отличительных признаках могут фиксироваться существенные и не существенные свойства предметов» [1, c. 35]. Что вполне применимо и к налогообложению.

В целом понятие признак рассматривают как объективные, характерные черты налогов, которые позволяют выделить их из общей массы обязательных платежей, и при этом сгруппировать их в соответствии с данными признаками, т.е. это то, что делает их самостоятельной научной категорией [2, c. 143].

Сущность многих научных категорий чаще всего раскрывается через описание характерных признаков этих категорий, что касается налога как экономической категории, то к таким признакам принято относить:

1. Общеобязательность. Действительно налоги как экономическая и правовая категория немыслимы без общеобязательности, если платеж не будет носить строгого, императивного характера, то как на источник государственных доходов на него невозможно будет рассчитывать, кроме того, без обязательного характера и уплата даже части налогов будет под вопросом, ведь мало кто захочет отдавать добровольно часть своего дохода, заработанного собственным трудом, да и реализация последующих признаков будет невозможна [3, c. 83].

2. Поступление в бюджеты всех уровней и внебюджетные государственные фонды. Это неотъемлемая черта налогов, обобщенно самое главное их предназначение, конкретная реализация данного признака налогов на практике реализуется через их основную функцию — фискальную [4, c. 83].

3. Абстрактность. Данная черта обусловлена предыдущей, если налоги поступают в бюджет, то и расходуются по всем статьям расходов бюджета, осуществляется финансирование всего широкого спектра функций государства. С учетом того, что спектр функций, выполняемых государством с течением времени только расширяется, невозможно за каждой расходной статьей бюджета закрепить соответствующий налог, за счет которого она будет финансироваться. Если допустить возможность существования такого количества налогов, которое бы соответствовало всем расходным статьям бюджета, то и тогда бы полное и своевременное исполнение расходных статей бюджета было бы невозможно, с учетом неравномерности поступления сумм мобилизованных налогов.

4. Индивидуальная безвозмездность. Это свойство налога коррелирует с обязательностью, т.е. у налогоплательщика есть обязанность по полному исчислению и своевременному перечислению налога в бюджет, а у государства встречной обязанности по отношению к налогоплательщику не возникает. Однако для общества в целом, в качестве воздмездности можно рассматривать именно выполнение государством своих функций, как то, обеспечение правопорядка, охрана государственного суверенитета, поддержка социально незащищенных слоев населения и т.п. [5, c. 10].

5. Законность. У налогоплательщиков лишь тогда возникает обязанность уплачивать налоги, когда они законно установлены. При этом конечно же не

стоит понимать законность установления исключительно с помощью закона, разумеется имеется в виду нормативно — правовой акт, например, решение органа местного самоуправления.

6. Регулярность. В отличии от других обязательных платежей у налогов есть такой обязательный элемент как налоговый период и срок уплаты налогов, т.е. они уплачиваются регулярно с заранее установленной периодичность иначе сложно бы было сформировать доходы бюджета [6, с. 11].

Дискуссионным является вопрос о таком признаке как денежная форма. Объективно, в окружающей нас действительности сбор налогов в натуральной форме приносил бы государству дополнительные расходы на хранение, транспортировку и т.п., кроме того, как уже отмечалось удовлетворить разнообразные потребности всех получателей бюджетных средств невозможно товарами, работами и услугами, поэтому используются деньги как всеобщий эквивалент стоимости, однако считать денежную форму неотъемлемой чертой налогов не совсем логично так, как и с исторической точки зрения и с практической во время кризиса платежей или невозможности взыскать налог другим способом возможно изъятие части его имущества, того же мнения придерживается А.В. Демин, утверждая, что максимально интегрированная концепция налогообложения, охватывающая все известные нам эпохи, может быть представлена так: отчуждение публичной властью в свою пользу принадлежащего частным лицам труда или имущества с целью их дальнейшего перераспределения [7, с. 155].

Кроме этих основных признаков налога некоторые считают необходимым выделить такой признак как указание на цель мобилизации налогов, в частности в ст. 3 ч. 1 НК РФ указывается как цель — финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований, однако на наш взгляд — это излишне, если учесть что налогам присуще одностороннее движение стоимости, то все что касается финансирования это исключительно функции бюджета, а не налогов. На наш взгляд можно выделить шесть основных, неотъемлемых признаков налога.

Тот же вывод можем найти и в работе Е.В. Малыш, где, в результате обобщения работ отечественных ученых экономистов сделан вывод о том, что практически все ученые склонны выделять такие признаки, как:

— императивность (обязательность);

— индивидуальная безвозмездность (безэквивалентность);

— смена формы собственности принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме;

— единственная цель — финансовое обеспечение деятельности государства (нецелевой характер);

— легитимность;

— др. [8, с. 29].

Особенно выделим такой признак как законность, или легитимность, который безусловно присущ налогам, не вызывает сомнений ни у теоретиков, налогообложения ни у практиков, и также, закреплен в ст. 3 ч. 1 НК РФ — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы [9, с. 110].

Однако название ст. 3 ч. 1 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах» сразу выводит законность из признаков налога, делая ее принципом налогообложения. Мы считаем, что законность — это основополагающий признак налогов, без которой, пусть даже платежи будут обязательными, не могут считаться налогами, ведь законодательно устанавливаются все элементы налога, которые в развитии приводят к индивидуальной безвозмездности, обязательности, регулярности, абстрактности.

К понятию признак тесно примыкает понятие принцип. Принцип — это общенаучное понятие, у которого есть несколько походов к пониманию сущности и значения. И соответственно от того какой смысл вкладывается в общенаучное понятие и зависит то, как выделяются и интерпретируются принципы того или иного явления. В настоящее время понятие принципа сводится к трем основным значениям: «1. Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, политической организации. 2. Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. З.Основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора»1.

Таким образом, принципы чего-либо должны включать в себя основные исходные положения и основные особенности в устройстве чего-либо.

Налог — это экономическая категория, сущность которой изменялась с течением времени и представлена в табл.

Сущность налога, как экономической категории

Год Автор Определение налога

1887 А.А. Исаев Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления [10, с. 11]

1902 С.Ю. Витте Налоги — установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд [11, с. 30]

1928 А.А. Соколов Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц и хозяйств для покрытия производимых расходов или для достижения каких либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его социального эквивалента [12, с. 69]

1990 Б.Г. Болдырев Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством [13, с. 75]

1998 А. Архипов Налоги представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления [14, с. 304]

2000 О.В. Терещенко, С.Д. Надеждина, В.А. Камышан Налог — обязательный платеж в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами [15, с. 18]

2002 А.В. Демин Налог представляет собой особую совокупность экономических отношений, обязательный денежный взнос или платеж, уплачиваемый физическими и юридическими лицами в определенном размере и в определенный срок [16, с. 155]

2007 И.А. Майбуров Налоги — это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, это основной источник образования государственных финансов в виде обязательных платежей части произведенного общественного продукта [17, с. 6;18, с. 20]

2020 Е.С. Осипова Налог — это категория, которая характеризует экономические отношения, возникающие в процессе перераспределения доходов между: 1) различными социальными группами населения; 2) юридическими, физическими лицами, с одной стороны, и государством — с другой; 3) коммерческим и некоммерческим секторами экономики [19, с. 14].

Принципы экономической категории должны представлять собой основные исходные положения практической реализации этой категории. Н.Е. Заяц так же

1 Принцип. Пороха — Проб. // Большая советская энциклопедия М., 1976. Т. 20. С. 204.

считает, что принципы со временем изменяются. В отношении налога принято говорить о принципах налогообложения. Налогообложение, в отличие от налога представляет собой процесс и соответственно принципы процесса должны отражать основные особенности в устройстве чего-либо [20, ^ 67]

В экономической науке к числу классических принято относить принципы налогообложения Адама Смита и Адольфа Вагнера. Адам Смит в своей знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» [21, ^ 502] предложил такие принципы: определенности, справедливости, экономности и удобства. Определенность — это принцип, который говорит о том, что содержание всех элементов налога должно быть доступно и понятно налогоплательщику, каждый налог «не должен быть произволен» — считал Адам Смит [там же]. Принцип справедливости предполагает, что все граждане обязаны участвовать в содержании государства, т.е. все должны платить налоги. Принцип экономности предполагает, что сборы от того или иного налога должны превышать расходы на его взимание. Под удобством он понимал, то, что налог должен взиматься тогда, когда у налогоплательщика есть или по крайней мере должны быть денежные средства для его уплаты. Например, сельскохозяйственную ренту надо взимать поздней осенью, когда собран и продан урожай, а не весной, когда надо закупать семена и нанимать рабочих.

Значительный вклад в теорию принципов внес Адольф Вагнер, немецкий экономист XIX в. Вагнер предложил объединить принципы в четыре группы: финансовые (достаточность и эластичность), экономико-хозяйственные (надлежащий выбор объекта и разумность), этические (всеобщность и равномерность) и налогового администрирования (определенность, удобство и максимальное уменьшение издержек).

Возвращаясь к понятию принципа, можно сказать, что у Вагнера сделана попытка в принципах налогообложения совместить и основные исходные положения, и особенности в устройстве самого налогообложения. В то же время у Адама Смита только особенности устройства.

Естественно, что с течением времени и усложнением экономических отношений изменяются и принципы налогообложения [22, ^ 5]. В определенной части работ научно-практического характера принципы налогообложения делят на три группы: экономические, организационные и юридические. Однако, внутри каждой группы и количество принципов, и их интерпретация различаются.

В группу экономических принципов входят: принципы равенства и справедливости, эффективности, соразмерности и множественности. Под равенством и справедливостью понимается то, что «все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства» [23, ^ 134]. Кроме того, в отношении этого принципа выделяют вертикальное и горизонтальное обеспечение. Вертикальное обеспечение предполагает, что с увеличением дохода должны повышаться ставки. Горизонтальное соблюдение этого принципа обеспечивается тем, что к налогоплательщикам с одинаковыми доходами должны применяться одинаковые ставки. Этот принцип в большинстве стран мира успешно реализован и Россия не исключение.

Следующий принцип этой группы — принцип эффективности. Исходя из самого понятия «эффективность» можно сказать, что затраты на сбор налогов не должны превышать сумм поступлений от них. В этом смысле налоговая система в большинстве случаев эффективна. Однако, иногда некоторые местные налоги бывают меньше, чем сумма, затраченная на распечатывание платежного извещения на его уплату, даже без учета заработной платы инспектора.

В отдельный принцип выделяется «соотношение наполняемости бюджета и последствий налогообложения», который называется принцип соразмерности. Предполагается, что при разработке и введении основных элементов налога необходимо учитывать его влияние на поведение его плательщиков [24, ^ 14]. Характерный пример — налог на окна в Европе в средние века, который оказал влияние на архитектуру. Граждане, не желая платить налог уменьшали размер окон при строительстве домов. В нашей стране в отдельных городах и районах вводили налог на собак, что привело к резкому росту бездомных животных.

Далее рассмотрим принцип множественности. Предполагается, что реализация этого принципа предусматривает разумное сочетание нескольких налогов, сборов и платежей. В идеальном варианте попытка налогоплательщика снизить сумму поступлений по одному налогу должна вызывать увеличение поступлений по другому налогу.

Некоторые авторы выделяют в числе экономических принцип учета интересов налогоплательщика [17, ^ 6]. Суть его сводится у тому, что все элементы налога должны быть определены, его расчет понятен, а сроки для уплаты удобны. В какой-то степени — это похоже на принцип удобства, который был выделен Адамом Смитом. В современной интерпретации к этому принципу добавляется тот факт, что в настоящее время некоторые налогоплательщики могут выбрать подходящую систему налогообложения (упрощенную, общую, ЕСХН, патентную, зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход, получать доходы от реализации продукции животноводства и растениеводства и пр.) Кроме того, налогоплательщики имеют право путем формирования отдельных положений Приказа по учетной политике корректировать налоговую базу по некоторым налогам.

К следующему направлению относят организационные принципы налогообложения. В данном направлении авторы по-разному подходят к интерпретации принципов. Например, Е.Н. Евстигнеев [25, ^ 17] в 2000 г. относил: принцип единства, подвижности, стабильности, множественности, исчерпывающего перечня налогов. И. А. Майбуров [17, ^ 6] в 2007 г. в организационные принципы налогообложения включил: принцип единства, подвижности (эластичности), стабильности, федерализма, гласности, одновременности. Отдельные из них будут прокомментированы в данной работе.

Принцип единства налогообложения предполагает то, что нельзя «устанавливать налоги, которые нарушают единство экономического пространства» любого государства. Примером нарушения этого принципа является применявшийся на территории Российской империи в 18 веке так называемый «челябинский тариф», который вводил повышенное налогообложение на отдельные виды продукции животноводства и растениеводства из Сибири с целью недопущения этой продукции на европейские рынки. В настоящее время в России практикуется создание разного рода особых зон [26, ^ 287], налогообложение которых не препятствует, а наоборот, привлекает развитие экономики на территории этих зон путем установления налоговых льгот. Главы некоторых территорий, где нет таких зон, могут считать, что принцип единства налоговой системы нарушается.

Принцип гласности означает, все налоговые законы, нормативно-правовые акты должны быть официально опубликованы и доступны для налогоплательщика.

Принцип одновременности или однократности налогообложения устанавливает правило, согласно которому налоговая система страны не должна складываться ситуация, при которой один и тот же объект облагается двумя налогами. В ст. 38 НК РФ отмечено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Этот принцип стараются не нарушать. При одновременном существовании

в России налога с продаж и налога на добавленную стоимость некоторые граждане считали, что допускается двойное налогообложение, хотя фактически у каждого налога был свой объект и своя методика.

Завершающий организационный принцип, который будет рассмотрен в этой работе — принцип определенности. Этот принцип означает, что все налоговые законы должны быть сформулированы таким образом, чтобы не допускать неясностей в толковании, должны быть законами прямого действия, не допускать необходимости в издании дополнительных инструкций и пояснений. Можно с уверенностью сказать, что в полной мере этот принцип не соблюдается ни в одной стране мира. Налоговое законодательство часто связано и с бухгалтерским учетом, и с нормами в строительстве и с другими нормативно-правовыми актами [27, с. 655]. Поэтому оно достаточно сложно для понимания, применения и соответственно трактовки.

Третья группа принципов — юридические. Например, А.Н. Евстигнеев в 2000 г. и И.А. Майбуров в 2007 г. выделяли примерно одинаковые принципы: принцип нейтральности, принцип установления налогов законами, приоритета налогового закона над неналоговым, отрицания обратной силы налогового закона, наличия в законе существенных элементов налога, сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений [25, с. 26] В некоторых работах ограничиваются двумя принципами налогообложения. К первому принципу относится принцип законодательной формы установления. Здесь предполагается, что каждый налог должен быть введен на основании закона. А второй принцип — это принцип «приоритетности налогового законодательства», который означает, что элементы налога не должны быть установлены не связанными с налоговым законодательством нормативно-правовыми актами [17, с. 6].

В научно-практической литературе достаточно часто встречается применение такого понятия как принципы какого-либо конкретного налога. Можно предположить, что в данном аспекте изучается то, как общие принципы налогообложения реализуются в конкретном налоге и естественно, что каждой группе налогов или каждому налогу присуще какие-то свои специфические принципы [28, с. 14]. Например, налогообложение добавленной стоимости, налогообложение доходов или налогообложение имущества.

Принципы налогообложения часто отождествляются с признаками [29, с. 452]. Полагаем, что, если под признаками понимать имманентные характеристики какого-либо явления, позволяющие отличить его от других схожих явлений, то это, безусловно, следует называть и понимать, как признак. Под принципом понимают основные начала, в соответствии с которыми данная категория должна встраиваться в окружающую реальность, что касается налогов, то через принципы налогообложения налоги встраиваются в экономические отношения как эффективный фискальный и регулирующий инструмент. [30, с. 38] С учетом того, что экономические отношения со временем изменяются, цели государственной политики тоже, то и принципы налогообложения часто подвержены влиянию конъюнктуры.

В результате исследования мы пришли к выводу, что законность является характерным признаком налога, и не стоит дублировать этот признак в принципах, так как не может быть налога, не имеющего под собой законодательной основы. Другими словами, если платеж официально не установленный государством или органами местного самоуправления он по определению не может быть налогом.

Принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом применимы к одному налогу, представляют собой скорее рациональные начала, в соответствии с которыми государственные деятели должны были принять решение о том будет

ли налог применяться или нет, а если будет, то каким должен быть порядок его применения. Если же говорить о принципах построения налоговой системы, представляющей собой совокупность налогов, то к признакам налогообложения должны добавиться и организационные принципы, которые позволят не только описать порядок построения одного налога, но и всей совокупности, поэтому считаем, что принципы налоговой системы должны включать в себя принципы налогообложения (что характерно для одного налога, должно быть характерно и для всей их совокупности) и дополнятся организационными принципами построения налоговой системы, описывающими порядок взаимодействия налогов друг с другом.

Как представляется, принципы налогообложения имеет смысл классифицировать на общие и частные. При этом общие принципы налогообложения будут относиться ко всему процессу налогообложения в целом, а частные к специфическим особенностям отдельных налогов или налогообложения отдельных объектов.

Кроме того, необходимо отметить, что выделение слишком большого количества принципов нецелесообразно.

Список использованной литературы

1. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов : учебник / Н.В. Михалкин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2016. — 365 с.

2. Васильева Н.В. Принципы налогового права: проблемы соблюдения / Н.В. Васильева // Принципы права: общетеоретические и отраслевые аспекты : материалы межвуз. круглого стола, Иркутск, 25 марта 2011 г. — Иркутск, 2011. — С. 142-145.

3. Пятковская Ю.В. К вопросу об элементах системы финансового права / Ю.В. Пят-ковская. — Ш1 10.17803/1994-1471.2016.72.11.080-086. — ЕБЫ XQTMOF // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 11. — С. 80-86.

4. Васильева Н.В. Налоги и сборы: конституционно-правовой аспект / Н.В. Васильева // Развитие российского общества: вызовы современности : материалы нац. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 90-летию Байкал. гос. ун-та, Иркутск, 15-16 окт. 2020 г. — Иркутск, 2021. — С. 402-407.

5. Суткевич Е.А. Платежи за пользование недрами как разновидность обязательных публично-правовых платежей, схожих с налогами и сборами / Е.А. Суткевич. — ЕБЫ TQTKJB // Реформы и право. — 2015. — № 1. — С. 10-13.

6. Тютин Д.В. Налоговое право : курс лекций / Д.В. Тютин. — Москва : Изд-во РГУП, 2020. — 1088.

7. Демин А.В. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность // Налоговый вестник. — 2002. — № 3. — С. 154-160.

8. Малыш Е.В. Налоги и налогообложение : учеб.- метод. пособие / Е.В. Малыш. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 112 с.

9. Честнов И.Л. Постклассическая теория права / И.Л. Честнов. — Санкт-Петербург : Алеф-Пресс, 2012. — 650 с.

10. Исаев А.А. Очерки теории политики налогов / А.А. Исаев. — Ярославль : Ти-по-лит. Г. Фальк, 1887. — 175 с.

11. Князев В.Г. Витте С. Ю. и налоговая политика России / В.Г. Князев // Финансы. — 1999. — № 10. — С. 30.

12. Соколов А.А. Теория налогов / А.А. Соколов. — Москва : ЮрИнфоР-Пресс, 2003. — 506 с.

13. Финансы капитализма : учебник / под ред. Б.Г. Болдырева. — Москва : Финансы и статистика, 1990. — 384 с.

14. Экономика / под ред. А. Архипова, А.К. Большакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 1998. — 848 с.

15. Терещенко О.В. Налогообложение в современной России (теория, методология, практика) / О.В. Терещенко, С.Д. Надеждина, В.А. Камышан. — Новосибирск : Изд-во НГЭИУ, 2000. — 280 с.

16. Демин А.В. Нормы налогового права / А.В. Демин. — Красноярск : СФУ, 2010. — 409 с.

17. Налоги и налогообложение : учебник / под ред. И.А. Майбурова. — Москва : Юни-ти-Дана, 2007. — 631 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Гущина И.В. Реализация функций налога в налогообложении доходов физических лиц : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / И.В. Гущина. Иркутск, 2007. — 215 с.

19. Осипова Е.С. Сложности и противоречия налоговых отношений / Е.С. Осипова. — EDN RTTSMW // Налоги. — 2020. — № 1. — С. 14-18.

20. Заяц Н.Е. Теория налогов : учебник / Н.Е. Заяц. — Минск : Изд-во БГУ, 2002. — 220 с.

21. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. — Москва : Соцэкгиз, 1962. — 686 с.

22. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / под ред. Г.П. Комаровой, И.В. Гущиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2018. — 402 с.

23. Жуков Е.А. Концептуальные основы эффективной социально-экономической политики государства / Е.А. Жуков. — EDN VRAZVF. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2016. — Т.7, № 1. — С. 136-140.

24. Налоги и налоговое администрирование : учеб. пособие / под ред. Г.П. Комаровой, А.Г. Яруниной. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2018. — 221 с.

25. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. — Санкт-Петербург : Питер, 2004. — 256 с.

26. Fedotov D.Yu. Tax burden and shadow economy growth in Russian regions / D.Yu. Fe-dotov. — EDN ACIMXA // Journal of Tax Reform. — 2021. — No. 3 (7). — P. 284-301.

27. Захарова Е.Н. Необходимость риск-ориентированного подхода в налоговом контроле / Е.Н. Захарова, С.К. Содномова. — DOI 10.17150/2500-2759.2018.28(4).650-660 // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. — Т. 26, № 4. — С. 650-660.

28. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / под ред. О.М. Лазуриной. — Ярославль : МФЮА, 2014. — 220 с.

29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 4-е изд. — Москва : А ТЕМП, 2006. — 944 с.

30. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юристъ, 2000. — 600 с.

References

1. Mikhalkin N.V. Logic and Argumentation for Lawyers. 4th ed. Moscow, Yurait Publ., 2016. 365 p.

2. Vasileva N.V. Principles of Tax Law: Issues of Upholding Them. Principles of Law: General Theoretical and Sectoral Aspects. Materials of Inter-University a Round Table, Irkutsk, March 25, 2011. Irkutsk, 2011, pp. 142-145. (In Russian).

3. Pyatkovskaya Yu.V. To the Question of the Elements of the Financial Law System. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Topical Problems of Russian Law, 2016, no. 11, pp. 80-86. (In Russian). EDN: XQTMOF. DOI: 10.17803/1994-1471.2016.72.11.080-086.

4. Vasileva N.V. Taxes and Levies: Constitutional Law Aspect. Development of Russian Society: Challenges of Our Time. Materials of Research Conference with International Participation. Irkutsk, 2021, pp. 402-407. (In Russian).

5. Sutkevich E.A. Payments for the Use of Subsoil as a Form of Mandatory Public-Legal Payments Similar to Taxes and Fees. Reformy i pravo = Reforms and Law, 2015, no. 1, pp. 10-13. (In Russian). EDN: TQTKJB.

6. Tyutin D.V. Tax Law: Course of Lectures. Russian State University of Justice Publ., 2020. 1088 p.

7. Demin A.V. Tax as a Law Category: Its Notion, Features and Essence. Nalogovyi vest-nik = Taxation Bulletin, 2002, no. 3, pp. 154-160. (In Russian).

8. Malysh E.V. Tax and Taxation. Ekaterinburg, Ural University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin Publ., 2017. 112 p.

9. Chestnov L.I. Post-Classic Law Theory. Saint Petersburg, Alef-Press Publ., 2012. 650 p.

10. Isaev A.A. Essays on Tax Theory and Policy. Yaroslavl, G. Fal'k Publ., 1887. 175 p.

11. Knyazev V.G. Witte S.Yu. and the Tax Policy of Russia. Finansy = Finance, 1999. no. 10, pp. 30. (In Russian).

12. Sokolov A.A. Theory of Taxes. Moscow, YurInfoR-Press Publ., 2003. 506 p.

13. Boldyrev B.G. (ed.). Finance of Capitalism, Moscow, Finansy i statistika Publ., 1990. 384 p.

14. Arkhipov A., Bol'shakov A.K. Economy. Moscow, Prospekt Publ., 1998. 848 p.

15. Tereshchenko O.V., Nadezhdina S.D., Kamyshan V.A. Taxation in Modern Russia (Theory, Methodology, Practice). Novosibirsk State Academy of Economics and Management Publ., 2000. 280 p.

16. Demin A.V. Tax Law Norms. Siberian Federal University Publ., 2010. 409 p.

17. Maiburov I.A. Tax and Taxation. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2007. 631 p.

18. Guschina I. V. Realization of Tax Functions in the Taxation of Physical Persons. Cand. Diss. Irkutsk, 2007. 215 p.

19. Osipova E.S. Complex Issues and Contradictions of Tax Relations. Nalogi = Taxes, 2020, no. 1, pp. 14-18. (In Russian). EDN: RTTSMW.

20. Zayats N.E. Tax Theory. Minsk, Belarusian State University Publ., 2002. 220 p.

21. Smit A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Electric Book Company, 1776. 1281 p. (Russ. ed.: Smit A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Moscow, Sotsekgiz Publ., 1962. 686 p.).

22. Komarova G.P., Gushchina I.V. (eds). Tax and Taxation. Irkutsk, Baikal State University Publ., 2018. 402 p.

23. Zhukov E.A. The Fundamental Principles of Effective State Social-Economical Policy. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 1, pp. 136-140. (In Russian). EDN: VRAZVF.

24. Komarova G.P., Yarunina A.G. (eds). Taxes and Tax Administration. Irkutsk, Baikal State University Publ., 2018. 221 p.

25. Evstigneev E.N., Viktorova N.G. Fundamentals of Taxation and Tax Legislation. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004. 256 p.

26. Fedotov D.Yu. Tax Burden and Shadow Economy Growth in Russian Regions. Journal of Tax Reform, 2021, no. 3, pp. 284-301. (In Russian). EDN: ACIMXA.

27. Zakharova E.N., Sodnomova S.K. Need for a Risk-Focused Approach in Tax Control. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2018, vol. 28, no. 4, pp. 650-660. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).650-660.

28. Lazurina O.M. Tax and Taxation. Yaroslavl, Moscow Finance and Law University Publ., 2014. 220 p.

29. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory Dictionary of Russian language. 4th ed. Moscow, A TEMP Publ., 2006. 944 p.

30. Khimicheva N.I. (ed.). Financial law. Moscow, Yurist Publ., 2000. 600p.

Информация об авторах

Гущина Ирина Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, 242748@mail.ru, SPIN-код: 2390-9746, AuthorID РИНЦ: 307218.

Ярунина Анна Германовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, YaruninaAG@bgu.ru, SPIN-код: 8622-4198, AuthorID: 505368.

Бахматов Сергей Александрович — доктор экономических наук, профессор, кафедра государственного управления и управления человеческими ресурсами, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, BahmatovSA@bgu.ru, SPIN-код: 7416-9445, AuthorID РИНЦ: 140449.

Authors

Irina V. Guschina — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, 242748@mail.ru, SPIN-Code: 2390-9746, AuthorID RSCI: 307218 .

Anna G. Yarunina — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, Yaruni-naAG@bgu.ru, SPIN-Code: 8622-4198, AuthorID RSCI: 505368.

Sergey A. Bakhmatov — D.Sc. in Economics, Professor, Department of Public Administration and Human Resource Management, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: BahmatovSA@bgu.ru, SPIN-Code: 7416-9445, AuthorID RSCI: 140449.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Гущина И.В. К вопросу о целесообразности выделения признаков и принципов налогообложения и налоговой системы / И.В. Гущина, А.Г. Ярунина. С.А. Бахматов. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).6. — EDN MNWQLM // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 2.

For Citation

Gushchina I.V., Yarunina A.G., Bakhmatov S.A. Revisiting the Expediency of Criteria and Principles of Taxation and Tax System Selection. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 2. (In Russian). EDN: MNWQLM. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(2).6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.