Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 5(5)
УДК 351.74(045) © А.В. Козун, 2022
К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ: ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ, ОБОСНОВАННОСТЬ, КРИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
Александр Владимирович Козун - доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент, г. Омск, Россия, email: abkozun@yandex.ru
Аннотация: Работа содержит анализ содержания одного из фундаментальных положений, закрепленного статьей 5 Федерального закона «О полиции», на котором основана деятельность российской полиции. Данной правовой нормой регламентировано соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции в его современной редакции. По результатам работы автором делаются выводы о целесообразности изменений в содержание принципов деятельности полиции.
Ключевые слова: полицейское право; принципы деятельности полиции; соблюдение; уважение; права и свободы; человек и гражданин; целесообразность.
Для цитирования: Козун А. В. К вопросу о целесообразности изменения принципов
деятельности полиции: обусловленность, обоснованность, критический взгляд // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 5(5). С. 16-22.
ON THE QUESTION OF THE EXPEDIENCY OF CHANGING THE PRINCIPLES OF POLICE ACTIVITY: CONDITIONALITY, VALIDITY,
CRITICAL VIEW
Alexander Vladimirovich Kozun - Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, Associate Professor, Omsk, Russia, e-mail: abkozun@yandex.ru
Annotation: The work contains an analysis of the content of one of the fundamental provisions enshrined in Article 5 of the Federal Law "On Police", on which the activities of the
Russian police are based. This legal norm regulates the observance and respect of human and civil rights and freedoms in the activities of the police in its modern version. Based on the results of the work, the author draws conclusions about the expediency of changes in the content of the principles of police activity.
Keywords: police law; principles of police activity; observance; respect; rights and freedoms; person and citizen; expediency.
Правовые демократические государства являются гарантами реализации прав и свобод человека и гражданина. В данном процессе существенную роль играют правоохранительные органы государства. Согласно Конституции РФ, гарантированность прав личности (в том числе в деятельности органов внутренних дел) служит одной из основ конституционного строя нашего государства. В соответствии со ст. 2 этого документа, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Полиция, являющаяся частью механизма реализации государственных интересов и государственной политики, выполняет значительный объем правоохранительных функций, направленных на обеспечение прав и свобод граждан. При этом эффективность полицейской деятельности значительно возрастает при создании партнерской модели отношений между полицией и населением [1, с. 96].
Важнейшим критерием эффективности деятельности полиции должны стать доверие и поддержка граждан, что может быть достигнуто исключительно при условии обеспечения прав и свобод личности во всех сферах жизнедеятельности со стороны как полиции, так и других правоохранительных органов [2, с. 142]. Основополагающие правила деятельности полиции нашли свое отражения в принципах.
Принципы деятельности полиции были закреплены в Федеральном законе «О полиции», они представляют собой фундаментальные, ключевые общеобязательные положения, имеющие самостоятельное содержание, которыми обязана руководствоваться полиция в своей деятельности.
В принципах отражаются представления законодателя о месте и роли полиции в обществе и государстве, допустимых пределах, методах и средствах ее вмешательства в социальную жизнь.
Институт принципов деятельности полиции в полицейском праве в конце 2021 г. был дополнен ч. 5.1 ст. 5 Федерального закона № З-ФЗ «О полиции»1, которая расширила текстовую часть содержания закона, не меняя сути и смысла его правовой материи. Законодатель посчитал необходимым и целесообразным разъяснить ряд теоретико-прикладных аспектов, которые в контексте данного принципа более четко формулируют алгоритм действий сотрудника полиции. Поскольку Федеральный закон «О полиции» в ряде своих институтов напоминает служебный алгоритм действий должностного лица, будем считать оправданным данное законодательное нововведение.
Статья 5 Федерального закона «О полиции» определяет в качестве одного из фундаментальных конституционный принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что в данном случае законодатель речь ведет о соблюдении основных конституционных правоположений.
Согласно ч. 4 Федерального закона «О полиции» при обращении к гражданину сотрудник полиции:
1) называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина называет свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушивает, принимает соответствующие
1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 900.
меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
На основании ч. 5.1 Федерального закона «О полиции», при возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц, предусмотренные ч.ч. 4 и 5 настоящей статьи, положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий.
Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции», изменив понятийный аппарат нормы, предусмотренной ст. 5 № З-ФЗ «О полиции», обозначил конкретный одиозный вектор действий, который говорит о безапелляционном выполнении действий, входящих в круг конститутивных обязанностей полицейского при его обращении к гражданину. Этим же нормативным правовым актом законодатель синхронно включил новую норму, предусмотренную ст. 5.1 Федерального закона «О полиции». Выскажем свои соображения по поводу изменений в данной части закона.
По нашему мнению, данные изменения были сделаны «ради ясности вопроса». Полицейский закон разработан таким образом, чтобы он был максимально доступен и понятен, мог быть реализован с точки зрения правоприменителя так, чтобы не дать ни малейшей возможности правоприменителю воплотить его в жизнь по собственному субъективному усмотрению. Особенно это касается положений тех положений Федерального закона № З-ФЗ «О полиции», которые регламентируют практико-ориентированные принципы деятельности полицейского при выполнении им как своих должностных обязанностей, так и общих обязанностей полицейского, регламентированных институтом принципов полицейского права.
В конкретной ситуации выполнения служебных обязанностей должно быть четко (недвусмысленно) понятно, как и в каком порядке необходимо
действовать полицейскому. Особенно это относится к тем ситуациям, когда речь идет о возможном ограничении прав и свобод человека и гражданина, а тем более причинении вреда жизни или здоровью гражданина или полицейского. В ситуации реализации правоположений, предусмотренных ст. 5 Федерального закона «О полиции», не должно быть дискреционных полномочий, связанных с возможным широким усмотрением правоприменителя - полицейского. Как с точки зрения неблагоприятного последующего развития ситуации, так и с точки зрения надзорных и контролирующих органов, которые будут заняты последующим процессом выполнения функций контроля и надзора за исполнением служебного регламента и соблюдения других нормативно-правовых актов различного уровня полицейским.
По сути, законодатель ничего нового не внес включением в закон «О полиции» ч. 5.1 Федерального закона «О полиции». Он еще раз четко показал работу других институтов права, имеющих смежное, прикладное, по нашему мнению, первостепенное значение, в тандеме с законом «О полиции». Уголовный кодекс Российской Федерации, являющийся методологической платформой для всего закона «О полиции», определяет порядок и условия причинения вреда в состоянии необходимой обороны и при задержании лица, совершившего преступление. Промедление в применении ответных защитных мер, соразмерных нападению, несвоевременное реагирование на попытку лица, совершившего преступление, избежать уголовной ответственности, с очевидностью чреваты развитием негативного фона закона в отношении виновных лиц. В том числе речь может идти и об ответственности должностного лица, сотрудника полиции. Поскольку уголовный закон предусматривает ответственность не только за действие, но и за бездействие.
Ради ясности вопроса необходимо говорить и о соблюдении конституционных принципов производства предварительного расследования (дознания), осуществления правосудия. Всестороннее, полное, объективное, мы бы добавили, своевременное рассмотрение дел и материалов в суде, является
залогом соблюдения законности. В этой связи, соблюдение прав и свобод потерпевшего является, пожалуй, ключевой задачей, как представителей полиции, так и суда. Возможное несоблюдение таковых и было заложено законодателем в норму, предусмотренную ч. 5.1 ст. 5 Федерального закона «О полиции». Слова, образующие словосочетания в законе, обозначенные термином «обязан», были несколько «затенены» без изменения конститутивного смысла «полицейского закона».
Таким образом, обсуждаемые изменения не могут негативным образом влиять на суть правовых положений Федерального закона «О полиции». Закон должен быть законом, точным, с однозначными формулировками нормативно-правовым актом, имеющим отношение к выполнению служебных функций по должности полицейского, учитывающим правовую природу полицейского права.
Законодатель четко сформулировал данным нововведением свое отношение к институту необходимой обороны и задержанию лица, совершившего преступление (ст.ст. 37, 38 Уголовного кодекса РФ), а также методологическим принципам осуществления правосудия и производства предварительного расследования. Он сделал абсолютно правильный выбор относительно расставленных приоритетов в отношении ценностей, охраняемых и защищаемых законом. Законодательные положения, предусмотренные ч.ч. 4 и 5 ст. 5 Федерального закона «О полиции» никоим образом не страдают с точки зрения обозначенного законодателем регламента действий полицейского.
Следовательно, внесенные в рассматриваемый нормативный правовой акт изменения никак не умаляют ни прав граждан, ни достоинства полицейского, поскольку ориентированы на синхронное развитие событий объективной действительности и пошаговое логически выверенное закрепление этих стадий в Федеральном законе «О полиции».
Список литературы
1. Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и общества: опыт
зарубежных стран в России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 2. С. 95-106.
2. Теоретические основы формирования отрасли полицейского права: монография. Омск: Омская академия МВД России, 2019. 168 с.
References
1. Majorov V.I., Sevryugin V.E. Countering crime on the basis of modern concepts of police and society interaction: the experience of foreign countries in Russia // Bulletin of Perm University. Legal sciences. 2017. No. 2. pp. 95-106.
2. Theoretical foundations of the formation of the branch of police law: monograph. Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. 168 p.