Научная статья на тему 'К вопросу о трудовых пенсиях педагогических работников спортивных школ'

К вопросу о трудовых пенсиях педагогических работников спортивных школ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самсонов И. И.

В статье раскрываются основы законодательства о трудовых пенсиях педагогических работников спортивных школ в настоящее время. Обосновывая проблему, автор анализирует нормотворческие основы назначения пенсии педагогическим работникам спортивных школ, до и после вступления в силу настоящего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и других подзаконных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of pension for teachers in Sport schools

In the article the author discovers the bases of the law about the pedagogical employees pensions in sport schools nowadays. Substantiated the fact the author analyses the creative bases of fixing the pedagogical emplo yees pensions in sports schools after and before the Federal Law about the employees pensions in Russian Federation and the other pre law acts.

Текст научной работы на тему «К вопросу о трудовых пенсиях педагогических работников спортивных школ»

УДК 796 072 И. И. САМСОНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

К ВОПРОСУ О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ________________________________

В статье раскрываются основы законодательства о трудовых пенсиях педагогических работников спортивных школ в настоящее время. Обосновывая проблему, автор анализирует нормотворческие основы назначения пенсии педагогическим работникам спортивных школ, до и после вступления в силу настоящего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и других подзаконных актов.

Согласно Конституции, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7, 37 (ч. 3), 39 (ч. 1)).

Важнейшим элементом социального обеспечения граждан России является пенсионное обеспечение.

В 2001 году был принят Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости настоящий Федеральный закон закрепил достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст. 7) и одновременно предусмотрел право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст. 27 и 28).

В частности, в соответствии с п. 1 ст. 28 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст. 7 возраста. В эту категорию лиц, независимо от возраста, попадают те, кто не менее 25 лет осуществлял педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановило (постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781) утвердить Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, а также Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости отражено требование, которое определяет, что работа в должностях директора, заместителя директора учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) засчитывается в стаж

работы только за период до 1 ноября 1999 года. К тому же в п. 12 Правил указано, что работа в должностях тренер-преподаватель, педагог дополнительного образования и т.д., названных учреждений за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

— на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

— у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в Списке.

Таким образом, Правительство Российской Федерации почему-то не обосновало переход на настоящую систему пенсионного обеспечения педагогических работников спортивных школ.

В данное время любой педагогический работник спортивной школы, имеющий стаж работы менее 16 лет 8 месяцев (на 01.01.2001г.), а также не имеющий факт работы в учреждении с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г., либо «молодой специалист», заключивший трудовой договор со спортивной школой после вступления в силу Федерального закона, не имеет оснований на назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей не менее 25 лет.

Однако, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 39 ч. 2), государственные пенсии устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии).

Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19 ч. 1, 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели.

Тем более в соответствии с ранее действовавшим законодательством, лица, занимавшиеся педагогической деятельностью в школах и других учреждениях

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

для детей, имели право на пенсию за выслугу лет (ст. 80-82 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста (включая педагогических работников спортивных школ всех наименований).

Рассматривая природу и предназначение пенсий за выслугу лет педагогическим работникам, мы можем предопределить их право на ее назначение, которое обуславливали особенности педагогического труда.

Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.

Мы считаем, что на трудоспособность педагогических работников образовательных учреждений длительное время неблагоприятно воздействуют различного рода факторы. Эти причины обусловлены спецификой профессиональной деятельности работников образования: постоянная повышенная эмоциональная, психологическая, физическая нагрузка; высокая степень ответственности за результаты трудовой деятельности и здоровье обучающихся т.д.

Предоставление возможности выйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

До принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на пенсию за выслугу лет, как следует из ст. 2, 77, 80, 81, 82 Закона Российской Федерации «О государственной пенсиях в Российской Федерации», возникало при наличии у работника выслуги лет, то есть суммарной продолжительности профессиональной деятельности. Списки должностей и учреждений, Правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно ст. 83 названного закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации (включавшие педагогических работников спортивных школ).

На данный момент в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей к учреждениям дополнительного образования детей относятся детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Однако не обосновано принятие постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, ограничивающего право педагогических работников спортивных школ на получение пенсии по старости (ранее за выслугу лет), если удовлетворяются требования закона, названные выше.

Прежде всего, основное предназначение учреждений дополнительного образования детей (спортивных школ) — это развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства, а непосредственными участниками образовательного процесса в учреждениях являются дети, как правило, до 18 лет (как и в общеобразовательных школах, лицеях, училищах,

школах-интернатах, т.е. в тех учреждениях, которые отражены в п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости).

В связи с вышесказанным установленное Федеральным законом право на досрочное назначение пенсии по старости лицам независимо от возраста, осуществляющим педагогическую деятельность не менее 25 лет не может в полном объеме быть реализовано (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781), тем самым нарушаются конституционные права педагогических работников спортивных школ.

В соответствии с Конституцией (ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 7, 15 (ч. 1, 2, 4), 17 (ч. 1), 18, 19, 37 (ч. 3), 39 (ч. 1, 2) и 55 (ч. 1) в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Помимо этого, гарантируется правовая определенность и связанная с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Иными словами, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что не обоснованное лишение права на досрочное назначение пенсии по старости лицам, независимо от возраста, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, может быть восстановлено в суде Российской Федерации.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. — М.: Алькор + . —

2006. - 27 с.

2. Регулирование труда педагогических работников. Сборник нормативных актов и судебных постановлений (по состоянию на 1 января 2007г.) с правовым комментарием [Текст] /сост., коммент. М.Н.Микушиной. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,

2007. — 440 с.

3. Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации /Автор-составитель А.В. Царик.- 2-е изд., доп. и испр. — М.: Советский спорт, 2003. — 912 с.

САМСОНОВ Иван Иванович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента, экономики и права физической культуры.

Статья поступила в редакцию 25.10.07 г.

© И. И. Самсонов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.