Бояркина А.В.
Кандидат политических наук.
Академический департамент английского языка, кафедра китаеведения. Восточный институт — Школа региональных и международных исследований.
Дальневосточный федеральный университет.
К вопросу о традиционных представлениях китайских мыслителей о природе внешней политики
Актуальность исследования обусловлена проблемой непонимания западным миром мыслительной модели современного Китая и внешнеполитических действий китайского руководства. Эта модель, начиная с Древнего Китая, беспрепятственно развивается, закрепляясь на протяжении веков в политической идеологии Китайской Народной Республики1. На нее и опираются и современные руководители Китая, используя научную ценность традиционного «коррелятивного мышления». Дополним серьезным аргументом уникальность китайской традиции - это китайская письменность, которая объединяет собой эпохи и поколения.
Внешнеполитические взгляды Китая имеют глубокие антропологические и историко-культурные корни. Веками они формировались внутри оригинальной и уникальной цивилизационной культуры Поднебесной, имея минимум контактов с иными духовными традициями2.
Традиционный подход во внешней политике уходит корнями в эпоху периода Чуньцю (Весны и Осени) и Сражающихся (Воюющих) царств3. Именно тогда происходит формирование традиционных китайских внешнеполитических школ, которые позже получают развитие в конфуцианской и других традиционных школах4.
Отдельные внешнеполитические идеи и взгляды постепенно формируют основу традиционной китайской внешнеполитической философии. Они содержатся в древнейших памятниках письменной культуры - «Шу
1 Общество и государство в Китае: тезисы докладов XIX научной конференции. Ч. 1 / Академия наук СССР, Институт востоковедения; отв. редактор и составитель А.И. Кобзев. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. 223, [1] с. С. 14.
2 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. - М.: 1994. 432 с. С. 8-9.
3 Период Чуньцю (Период Весны и Осени), 770-476 гг.; ISMW Период Чжаньго (Сражающихся / Воюющих царств), 475-221 гг. до н.э.
4 Грачиков Е.Н. Становление китайской школы международных отношений: аналитические подходы и методы исследований // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 2. С. 187-200. С. 187-188.
цзин» («Каноне [документальных] писаний»)5, «Ши цзин» («Каноне стихов»)6, «Чжоу и» («Чжоуских переменах», или «Каноне перемен»)7. Благодаря высокой социальной позиции эта философия имела и до сих пор имеет выдающееся значение в жизни китайского государства и общества8.
Постепенно из разнообразных идей, положений и взглядов эта внешнеполитическая философия формирует концепцию «коррелятивного», или «ассоциативного мышления»9. В основе этой системы лежат представления о макрокосме и микрокосме10. Такое происхождение «коррелятивного мышления» во многом объясняет высокий политический статус и культурное значение нумерологии.
На протяжении веков внешнеполитический курс Поднебесной во многом зависит и определяется особенностями китайской традиционной политической культуры. Они обусловлены этическими положениями политики и государственной службы в Древнем и современном Китае. В этой связи профессор Чэнь Лисинь выделяет следующие характеристики и особенности китайской традиционной культуры11: во-первых, она отличается устойчивой преемственностью, выражая связь времен и поколений, и поддерживается от поколения к поколению; во-вторых, она обладает этническими особенностями и представляет собой национальную идеологическую культуру; в-третьих, китайская культура обладает длительной династийной хронологией и устойчивой культурной системой; в-четвертых, в процессе исторического развития китайская традиционная культура впитала достижения культуры разных национальностей, сохранив собственные генокоды.
В одном из важнейших трактатов древнекитайской философской мысли Периода Чуньцю и Чжаньго «ЩТ» («Гуань-цзы») сила («^») упоминается как субстанция, которая рождает все вещи, и дао - путь - соединен с силой. Гуань Чжун12, автор трактата, использует слово «ши», понятие, не имеющее прямого западного эквивалента. Иероглиф «^» состоит из двух ключевых частей «сила» - «Л» и «держать в руках» - «}А»13.
5 Трад. кит. «Ш,,».
6 Трад. кит. «aí,,», XI-VI вв. до н. э.
7 «М1Ш» - «Чжоу и», или «Щй» - «И цзин».
8 Кобзев А.И. Указ. соч. С. 20-23.
9 Дж Нидэм - английский синолог из Кембриджского университета.
10 Общество и государство в Китае. С. 13, 16.
11 Chen Lixin. Relationship of marxism in China and Chínese traditional culture // Proceedings of 3-rd International Conference on Education, Management, Arts, Economics and Social Science (ICEMAESS 2015). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 49. Changsha, 2015. Р. 1133-1139.
12 Годы жизни и смерти 719-645 до н. э.
13 Большой китайско-русский словарь. Т. 4 / сост. коллективом китаистов под рук. и ред. И.М. Ошанина. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1984. 1061 с. С. 471-472.
Присутствие традиционных идей в период правления третьего руководителя КНР Цзян Цзэминя ограничивается фундаментальной категорией древней культуры «дэ» («Ш»). Она подразумевает в широком смысле «добродетель» или «благодать», воплощенную в практичном и ориентированном на людей методе работы. В начале 2000-х гг. Цзян Цзэминь провозглашает синтез управления страной внутри и за рубежом на основе закона и «управления страной при помощи добродетели» (Ш£;£11ЭДШШ£1М^).
Словарь современного китайского языка трактует понятие «ЭД» как «мир; окончание войны»14. Сочетание идеи «ЭД» («хэ») с выражением « Ф» («чжун»), то есть «центрированность и мир, справедливость» -«ФЭД» - означает справедливый, умеренный, золотая середина и гармония15. Кроме того, «Ф» упоминается в «Учении о Середине». В трактате написано: Ф;ЖШЩФ^,Ш±.ЭД;Ф^^,
Щ». Данная фраза акцентирует внимание на том, как от центрированности или срединности следует приближаться к гармонии.
Китай на протяжении пятитысячелетней истории предлагает миру гармонию и устанавливает неразрывную связь между традиционной позицией Китая и современными инициативами. Более двух тысячелетий назад Конфуций и его ученики воспевали идею «великой гармонии» («ЛЭД"») и обозначали «пределы великого единения» («^^»), которое в современных условиях означает пределы коммунистической идеи. В конфуцианской культуре гармоничное общество будущего - это общество Великого Единения. Это и есть основной принцип коммуникации, основная норма регулирования отношений между людьми, между человеком и обществом, между государствами16.
Опираясь на учение Лао-цзы17 «ШШШ» («Дао Дэ Цзин», «Книга пути и благодати»), Ху Цзиньтао и последующие руководители подчеркивают особую сущность «мягкой силы»: или «мягкое и
слабое берет верх над твердым и сильным»).
Традиционные идейные ценности влияют на политическую жизнь современного Китая, адаптируясь к изменениям эпохи, обеспечивают
14 Словарь современного китайского языка / под ред. Редакции Института лингвистики Академии общественных наук КНР. - Пекин: Издательство деловой печати, 1978. 1567 с. С. 446. На кит. яз.
15 Китайско-русский словарь: более 70 000 слов и выражений / под ред. И. М. Ошанина. - Изд. 3-е. -М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1959. 1100 с. С. 270.
16 Бальчиндоржиева О.Б. Социальная гармония в китайской философии // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 391. С. 58-63. С. 58.
17 Годы жизни примерно 571-471 гг. до н. э.
стабильность и консолидируют общество. Новое воплощение получает тенденция к расширению присутствия древних идей среди современных китайских политических концепций. Некоторые из них положены в установки и решения ХХ съезда КПК в октябре 2022 г. В современном китайском политическом дискурсе традиционная идея «Поднебесная принадлежит всем» находит связь с обращенной в будущее программой строительства «сообщества единой судьбы человечества»19. Наиболее наполненной древнекитайскими идеями является именно эта концепция руководителя пятого поколения Си Цзиньпина «сообщества единой судьбы человечества». Она глубокими корнями уходит в прошлое, и в основе идейно-философской платформы этой концепции лежат древнекитайские системы «тянься» и «гуншэн» (й^.)20.
Это просматривается, например, в исследованиях Шанхайской школы международных отношений «гуншэн» (й^.)21. Ученые этой школы Чжао Тинъян, Янь Сюэтун, Цинь Яцин, Жэнь Сяо и другие вносят большой вклад в разработку теории международных отношений22. Обновленное понятие «гуншэн» введено в общественные науки в 2006 г.23, и оно широко используется специалистами-теоретиками международных отношений24.
Китайские философы рассуждают о гармоничных отношениях Поднебесной с другими странами, обеспечении мира, развития, безопасности и стабильности государств, регионов и в мире в целом25. К III в. до н. э. (1046-256 гг. до н. э.) в Поднебесной формируется система «тянься» -
18 Отметим, что сама идея содержится в памятнике «Записки о ритуале» ( ((?-1Й"?-1ё)) ) или «Ли Цзи», составленной в IV-I вв. до н. э.
19 Ломанов А.В. Традиционная идея Поднебесной в политике Си Цзиньпина // Новая эпоха: Китай после XIX съезда КПК: материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. - М.: 2018. С. 30.
20 Более подробно см.: Печерица, В.Ф. Концепция Си Цзиньпина «сообщества единой судьбы человечества»: от идеи до практического воплощения: монография / В.Ф. Печерица, А.В. Бояркина. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2020. 224 с.
21 Гуншэн: подъем Шанхайской школы / под ред. Сяо Жэнь. - Шанхай: Изд-во Шанхайского перевода, 2015. - 208 с. На кит. яз.
22 Zhao Tingyang. A political world philosophy in terms of all-under-heaven / Tingyang Zhao // Diogenes. - 2009. - Vol. 56, iss. 1. - P. 5-184; Его же. Rethinking empire from a Chinese concept «All-under-heaven» (Tian-xia^T) / Tingyang Zhao // Social Identities: Journal for the Study of Race, Nation and Culture. - 2006. Vol. 12. Iss. 1. Р. 29-41; Yan Xuetong. Ancient Chinese thought, modern Chinese power / Xuetong Yan. - Princeton: Princeton University Press, 2011. IX. 312 p.
23 Constructing a Chinese school of international relations: ongoing debates and sociological realities. World-ing beyond the West / ed. by Yongjin Zhang, Teng-Chi Chang. - London; New York: Routledge, 2016. 276 p. P. 49.
24 Су Чанхэ. Возможность международной системы «гуншэн»: как построить новый тип отношений великой державы в многополярном мире? / Чанхэ Су // Бюллетень Отдела международных исследований Академии общественных наук КНР. 2016. № 1. С. 20-50. На кит. яз.
25 Бояркина А.В., Печерица В.Ф. Традиционные идеи Поднебесной во взаимосвязи с концепцией Си Цзиньпина «сообщества единой судьбы человечества» // «SSisä//» = Трансграничная экономика: электрон. науч. полияз. альм. 2019. № 2 (2). 10 с. // URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_41152647_31449105.pdf (Дата обращения: 13.05.2024).
своеобразная древняя модель международных отношений. В ней заложен идейный фундамент «общей судьбы» народов. Они «стремятся к объединению всего мира под одной крышей»26. Другими словами, управляя государством, правитель должен руководствоваться добродетелью»27.
Считается, что основоположник даосизма Лао-цзы исходил из принципа «недеяния», являющего символ реальности или фантазии по-китайски, что позволяет, во-первых, воспринимать мир в момент его рождения и предвосхищать все явления. Мир здесь сводится к чистой сообщительности тун
Председатель Си Цзиньпин прилагает особые усилия для углубления взаимосвязанности и сближения со своим народом. Его политический курс в «новую эпоху» глобальных отношений основан на древнекитайской концепции «тянься» или «все под небесами» династии Чжоу (III в. до н. э.).
Таким образом, традиционные представления китайских мыслителей о природе внешней политики выражены в традиционной культуре, которая характеризуется непрерывностью ее развития. Она инкорпорирована в современную политику КНР представителями различных китайских школ, толерантна к другим культурам, многогранна и открыта. Основанные на идеях «гармонии в разнообразии», «сообщительности» и т. д., традиционные внешнеполитические взгляды и целые концепции впитали в себя богатую тысячелетнюю культурную традицию великого китайского народа.
Список литературы:
1. Бальчиндоржиева О.Б. Социальная гармония в китайской философии // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 391. С. 58-63.
2. Большой китайско-русский словарь. Т. 4 / сост. коллективом китаистов под рук. и ред. И.М. Ошанина. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1984. 1061 с.
3. Бояркина А.В. От идеи Конфуция «между четырьмя морями все люди - братья» до «сообщества единой судьбы человечества» Си Цзиньпина / А.В. Бояркина, В.Ф. Печерица // III Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в фокусе современности : материалы междунар. науч. конф., Иркутск, 10-16 сентября 2019 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [отв. ред. Е.Ф. Серебренникова]. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. С. 66-75.
4. Бояркина А.В., Печерица В.Ф., Мефодьева С.А. Традиционная культура Китая в контексте концепции «сообщества единой судьбы для человечества» // Вестник Забайкальск. гос. ун-та. 2018. № 8 (24). С. 56-64.
5. Бояркина А.В., Печерица В.Ф. Традиционные идеи Поднебесной во взаимосвязи с концепцией Си Цзиньпина «сообщества единой судьбы человечества» // Трансграничная экономика: электрон. науч. полияз. альм. 2019. № 2 (2). 10 с. // URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_41152647_31449105.pdf (Дата обращения: 13.05.2024).
6. Грачиков Е.Н. Становление китайской школы международных отношений: аналитические подходы и методы исследований // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 2. С. 187-200.
7. Гуншэн: подъем Шанхайской школы / под ред. Сяо Жэнь. - Шанхай: Изд-во Шанхайского перевода, 2015. 208 с.
8. Китайско-русский словарь: более 70 000 слов и выражений / под ред. И.М. Ошанина. - Изд. 3-е. - М.: Государственное
26 Подробно о традиционных внешнеполитических стратегиях смотрите в статьях А.В. Бояркиной и В.Ф. Печерицы: Бояркина А.В., Печерица В.Ф. От идеи Конфуция «между четырьмя морями все люди - братья» до «сообщества единой судьбы человечества» Си Цзиньпина // III Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в фокусе современности. Иркутск, 2019. С. 66-75; Бояркина А.В., Печерица В.Ф., Мефодьева С.А. Традиционная культура Китая в контексте концепции «сообщества единой судьбы для человечества» // Вестник Забайкальск. гос. ун-та. 2018. № 8 (24). С. 56-64.
27 Бояркина А.В., Печерица В.Ф., Мефодьева С.А. Указ. соч. С. 59.
издательство иностранных и национальных словарей, 1959. 1100 с.
9. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. - М.: 1994. 432 с.
10. Ломанов А.В. Традиционная идея Поднебесной в политике Си Цзиньпина // Новая эпоха: Китай после XIX съезда КПК: материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. - М.: 2018.
11. Общество и государство в Китае: тезисы докладов XIX научной конференции. Ч. 1 / Академия наук СССР, Институт востоковедения; отв. редактор и составитель А.И. Кобзев. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. 223, [1] с.
12. Печерица В.Ф. Концепция Си Цзиньпина «сообщества единой судьбы человечества»: от идеи до практического воплощения: монография / В.Ф. Печерица, А.В. Бояркина. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2020. 224 с.
13. Словарь современного китайского языка / под ред. Редакции Института лингвистики Академии общественных наук КНР.
- Пекин: Издательство деловой печати, 1978. 1567 с.
14. Су Чанхэ. Возможность международной системы «гуншэн»: как построить новый тип отношений великой державы в многополярном мире? / Чанхэ Су // Бюллетень Отдела международных исследований Академии общественных наук КНР. 2016. № 1. С. 20-50.
15. Chen Lixin. Relationship of marxism in China and Chinese traditional culture // Proceedings of 3-rd International Conference on Education, Management, Arts, Economics and Social Science (ICEMAESS 2015). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 49. Changsha, 2015. Р. 1133-1139.
16. Constructing a Chinese school of international relations: ongoing debates and sociological realities. Worlding beyond the West / ed. by Yongjin Zhang, Teng-Chi Chang. - London; New York: Routledge, 2016. 276 p.
17. Yan Xuetong. Ancient Chinese thought, modern Chinese power / Xuetong Yan. - Princeton: Princeton University Press, 2011. IX. 312 p.
18. Zhao Tingyang. A political world philosophy in terms of all-under-heaven / Tingyang Zhao // Diogenes. 2009. Vol. 56. Iss. 1. P. 5-184.
19. Zhao Tingyang. Rethinking empire from a Chinese concept «All-under-heaven» (Tian-xia^^) / Tingyang Zhao // Social Identities: Journal for the Study of Race, Nation and Culture. 2006. Vol. 12. Iss. 1. Р. 29-41.
Bibliography
1. Balchindorzhieva O.B. Social harmony in Chinese philosophy // Bulletin of Tomsk State University. 2015. № 391. P. 58-63.
2. Large Chinese-Russian dictionary. Vol. 4 / comp. a team of sinologists under the leadership. and ed. THEM. Oshanina. - M.: Science. Main editorial office of oriental literature, 1984. 1061 p.
3. Boyarkina A.V. From the idea of Confucius "between the four seas, all people are brothers" to the "community of a common destiny for mankind" of Xi Jinping / A.V. Boyarkina, V.F. Pecheritsa // III Gottlieb Readings: Oriental studies and regional studies of the Asia-Pacific region in the focus of modernity: materials of the international. scientific conf., Irkutsk, September 10-16, 2019 / Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "ISU"; [rep. ed. E.F. Serebrennikov]. - Irkutsk: ISU Publishing House, 2019. P. 66-75.
4. Boyarkina A.V., Pecheritsa V.F., Mefodieva S.A. Traditional culture of China in the context of the concept of "community of a common destiny for humanity" // Vestnik Zabaikalsk. state un-ta. 2018. № 8 (24). P. 56-64.
5. Boyarkina A.V., Pecheritsa V.F. Traditional ideas of the Celestial Empire in connection with Xi Jinping's concept of a "community of a common destiny for mankind" // Transborder Economics: electron. scientific polyaz. alm. 2019. № 2 (2). 10 p. // URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_41152647_31449105.pdf (05.13.2024).
6. Grachikov E.N. The formation of the Chinese school of international relations: analytical approaches and research methods // Bulletin of RUDN University. Series: International relations. 2019. Vol. 19. № 2. P. 187-200.
7. Gongsheng: the rise of the Shanghai School / ed. Xiao Ren. - Shanghai: Shanghai Translation Publishing House, 2015. 208 p.
8. Chinese-Russian dictionary: more than 70,000 words and expressions / ed. THEM. Oshanina. - Ed. 3rd. - M.: State Publishing House of Foreign and National Dictionaries, 1959. 1100 p.
9. Kobzev A.I. The doctrine of symbols and numbers in Chinese classical philosophy. - M.: 1994. 432 p.
10. Lomanov A.V. The traditional idea of the Celestial Empire in the politics of Xi Jinping // New era: China after the 19th Congress of the CPC: materials of the annual scientific conference of the Center for Political Research and Forecasts of the IFES RAS. - M.: 2018.
11. Society and state in China: abstracts of reports of the XIX scientific conference. Part 1 / USSR Academy of Sciences, Institute of Oriental Studies; resp. editor and compiler A.I. Kobzev. - M.: Science, Main Editorial Board of Oriental Literature, 1988. 223, [1] p.
12. Pecheritsa V.F. Xi Jinping's concept of the "community of a common destiny for humanity": from idea to practical implementation: monograph / V.F. Pecheritsa, A.V. Boyarkina. - Vladivostok: Dalnevost Publishing House. federal Univ., 2020. 224 p.
13. Dictionary of modern Chinese language / ed. Editorial staff of the Institute of Linguistics of the Chinese Academy of Social Sciences.
- Beijing: Business Press Publishing House, 1978. 1567 p.
14. Su Changhe. The Possibility of the International Gongsheng System: How to Build a New Type of Great Power Relations in a Multipolar World? / Changhe Su // Bulletin of the Department of International Studies of the Academy of Social Sciences of the People's Republic of China. 2016. № 1. P. 20-50.
15. Chen Lixin. Relationship of marxism in China and Chinese traditional culture // Proceedings of 3-rd International Conference on Education, Management, Arts, Economics and Social Science (ICEMAESS 2015). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 49. Changsha, 2015. Р. 1133-1139.
16. Constructing a Chinese school of international relations: ongoing debates and sociological realities. Worlding beyond the West / ed. by Yongjin Zhang, Teng-Chi Chang. - London; New York: Routledge, 2016. 276 p.
17. Yan Xuetong. Ancient Chinese thought, modern Chinese power / Xuetong Yan. - Princeton: Princeton University Press, 2011. IX. 312 p.
18. Zhao Tingyang. A political world philosophy in terms of all-under-heaven / Tingyang Zhao // Diogenes. 2009. Vol. 56. Iss. 1. P. 5-184.
19. Zhao Tingyang. Rethinking empire from a Chinese concept «All-under-heaven» (Tian-xia^^) / Tingyang Zhao // Social Identities: Journal for the Study of Race, Nation and Culture. 2006. Vol. 12. Iss. 1. Р. 29-41.