Научная статья на тему 'К вопросу о традиционных представлениях китайских мыслителей о природе внешней политики'

К вопросу о традиционных представлениях китайских мыслителей о природе внешней политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / традиционная культура Китая / «тянься» / Конфуций / идейные основы / стратегия / China / traditional political culture / «Tianxia» / Confucius / ideological bases / strategy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бояркина А.В.

В статье рассматриваются традиционные представления китайских мыслителей о природе внешней политики Китайской Народной Республике (КНР). Актуальность исследования обусловлена проблемой непонимания западным миром мыслительной модели современного Китая и внешнеполитических действий китайского руководства. Мы полагаем, что такая модель также может способствовать более ясному пониманию того, какой именно миропорядок выстраивает Китай. Современное китайское руководство пытается сохранить устойчивую, непрерывную и преемственную связь с исконной конфуцианской, затем неоконфуцианской традицией, использует и вводит в политический дискурс идеи, понятия, формулировки древнекитайских мыслителей и реализует их во внешнеполитическом курсе. Цель статьи – выявить обусловленность традиционных представлений китайских мыслителей о природе внешней политики. Задачи исследования состоят, во-первых, в рассмотрении традиционной культуры Китая, которая характеризуется непрерывностью развития и инкорпорирована в современную политику КНР; во-вторых, обосновать традиционный подход во внешней политике Китая; в-третьих, показать подходы древнекитайских философов к идеям «гармонии в разнообразии», «тянься», «гуншэн», «сообщительности» и т. д. Главным подходом исследования служит цивилизационный. Он позволяет выявить фундаментальные особенности материальной и духовной культуры Китая, как важнейшего источника устойчивого своеобразия внешнеполитической мысли этой страны. Мы приходим к выводу, что и в настоящее время действительно китайское руководство во главе с председателем КНР Си Цзиньпином прилагает особые усилия для углубления взаимосвязанности и сближения со своим народом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the traditional views of Chinese philosophers on the nature of foreign policy

The article considers the traditional ideas of Chinese philosophers on the nature of foreign policy of the People’s Republic of China (PRC). The relevance of the study is defined by the problem of misunderstanding by the Western world of the thought of China’s contemporary model and foreign policy actions of the Chinese leadership. We believe that such a model can also contribute to a clearer understanding of what kind of world order China is building. The contemporary Chinese leadership is attempting to maintain a stable, uninterrupted and continuous connection with the original Confucian and then Neo-Confucian tradition, uses and introduces into political discourse the ideas, concepts and formulations of ancient Chinese philosophers and implements them in its foreign policy course. The purpose of the article is to reveal the conditionality of traditional ideas of Chinese thinkers about the nature of foreign policy. The objectives of the study are, firstly, to consider the traditional culture of China, which is characterized by the continuity of development and incorporated into the modern PRC policy; secondly, to substantiate the traditional approach in China’s foreign policy; thirdly, to show the approaches of ancient Chinese philosophers to the ideas of «Harmony in diversity», «Tianxia», «Gongsheng», «Communicability», et al. The main scientific approach of the research is civilizational. It allows us to identify the fundamental features of China’s material and spiritual culture as the most important source of the sustainable originality of China’s foreign policy thought. We conclude that even nowadays the Chinese leadership led by Chairman Xi Jinping is making special efforts to deepen interconnectedness and rapprochement with its people.

Текст научной работы на тему «К вопросу о традиционных представлениях китайских мыслителей о природе внешней политики»

Бояркина А.В.

Кандидат политических наук.

Академический департамент английского языка, кафедра китаеведения. Восточный институт — Школа региональных и международных исследований.

Дальневосточный федеральный университет.

К вопросу о традиционных представлениях китайских мыслителей о природе внешней политики

Актуальность исследования обусловлена проблемой непонимания западным миром мыслительной модели современного Китая и внешнеполитических действий китайского руководства. Эта модель, начиная с Древнего Китая, беспрепятственно развивается, закрепляясь на протяжении веков в политической идеологии Китайской Народной Республики1. На нее и опираются и современные руководители Китая, используя научную ценность традиционного «коррелятивного мышления». Дополним серьезным аргументом уникальность китайской традиции - это китайская письменность, которая объединяет собой эпохи и поколения.

Внешнеполитические взгляды Китая имеют глубокие антропологические и историко-культурные корни. Веками они формировались внутри оригинальной и уникальной цивилизационной культуры Поднебесной, имея минимум контактов с иными духовными традициями2.

Традиционный подход во внешней политике уходит корнями в эпоху периода Чуньцю (Весны и Осени) и Сражающихся (Воюющих) царств3. Именно тогда происходит формирование традиционных китайских внешнеполитических школ, которые позже получают развитие в конфуцианской и других традиционных школах4.

Отдельные внешнеполитические идеи и взгляды постепенно формируют основу традиционной китайской внешнеполитической философии. Они содержатся в древнейших памятниках письменной культуры - «Шу

1 Общество и государство в Китае: тезисы докладов XIX научной конференции. Ч. 1 / Академия наук СССР, Институт востоковедения; отв. редактор и составитель А.И. Кобзев. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. 223, [1] с. С. 14.

2 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. - М.: 1994. 432 с. С. 8-9.

3 Период Чуньцю (Период Весны и Осени), 770-476 гг.; ISMW Период Чжаньго (Сражающихся / Воюющих царств), 475-221 гг. до н.э.

4 Грачиков Е.Н. Становление китайской школы международных отношений: аналитические подходы и методы исследований // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 2. С. 187-200. С. 187-188.

цзин» («Каноне [документальных] писаний»)5, «Ши цзин» («Каноне стихов»)6, «Чжоу и» («Чжоуских переменах», или «Каноне перемен»)7. Благодаря высокой социальной позиции эта философия имела и до сих пор имеет выдающееся значение в жизни китайского государства и общества8.

Постепенно из разнообразных идей, положений и взглядов эта внешнеполитическая философия формирует концепцию «коррелятивного», или «ассоциативного мышления»9. В основе этой системы лежат представления о макрокосме и микрокосме10. Такое происхождение «коррелятивного мышления» во многом объясняет высокий политический статус и культурное значение нумерологии.

На протяжении веков внешнеполитический курс Поднебесной во многом зависит и определяется особенностями китайской традиционной политической культуры. Они обусловлены этическими положениями политики и государственной службы в Древнем и современном Китае. В этой связи профессор Чэнь Лисинь выделяет следующие характеристики и особенности китайской традиционной культуры11: во-первых, она отличается устойчивой преемственностью, выражая связь времен и поколений, и поддерживается от поколения к поколению; во-вторых, она обладает этническими особенностями и представляет собой национальную идеологическую культуру; в-третьих, китайская культура обладает длительной династийной хронологией и устойчивой культурной системой; в-четвертых, в процессе исторического развития китайская традиционная культура впитала достижения культуры разных национальностей, сохранив собственные генокоды.

В одном из важнейших трактатов древнекитайской философской мысли Периода Чуньцю и Чжаньго «ЩТ» («Гуань-цзы») сила («^») упоминается как субстанция, которая рождает все вещи, и дао - путь - соединен с силой. Гуань Чжун12, автор трактата, использует слово «ши», понятие, не имеющее прямого западного эквивалента. Иероглиф «^» состоит из двух ключевых частей «сила» - «Л» и «держать в руках» - «}А»13.

5 Трад. кит. «Ш,,».

6 Трад. кит. «aí,,», XI-VI вв. до н. э.

7 «М1Ш» - «Чжоу и», или «Щй» - «И цзин».

8 Кобзев А.И. Указ. соч. С. 20-23.

9 Дж Нидэм - английский синолог из Кембриджского университета.

10 Общество и государство в Китае. С. 13, 16.

11 Chen Lixin. Relationship of marxism in China and Chínese traditional culture // Proceedings of 3-rd International Conference on Education, Management, Arts, Economics and Social Science (ICEMAESS 2015). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 49. Changsha, 2015. Р. 1133-1139.

12 Годы жизни и смерти 719-645 до н. э.

13 Большой китайско-русский словарь. Т. 4 / сост. коллективом китаистов под рук. и ред. И.М. Ошанина. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1984. 1061 с. С. 471-472.

Присутствие традиционных идей в период правления третьего руководителя КНР Цзян Цзэминя ограничивается фундаментальной категорией древней культуры «дэ» («Ш»). Она подразумевает в широком смысле «добродетель» или «благодать», воплощенную в практичном и ориентированном на людей методе работы. В начале 2000-х гг. Цзян Цзэминь провозглашает синтез управления страной внутри и за рубежом на основе закона и «управления страной при помощи добродетели» (Ш£;£11ЭДШШ£1М^).

Словарь современного китайского языка трактует понятие «ЭД» как «мир; окончание войны»14. Сочетание идеи «ЭД» («хэ») с выражением « Ф» («чжун»), то есть «центрированность и мир, справедливость» -«ФЭД» - означает справедливый, умеренный, золотая середина и гармония15. Кроме того, «Ф» упоминается в «Учении о Середине». В трактате написано: Ф;ЖШЩФ^,Ш±.ЭД;Ф^^,

Щ». Данная фраза акцентирует внимание на том, как от центрированности или срединности следует приближаться к гармонии.

Китай на протяжении пятитысячелетней истории предлагает миру гармонию и устанавливает неразрывную связь между традиционной позицией Китая и современными инициативами. Более двух тысячелетий назад Конфуций и его ученики воспевали идею «великой гармонии» («ЛЭД"») и обозначали «пределы великого единения» («^^»), которое в современных условиях означает пределы коммунистической идеи. В конфуцианской культуре гармоничное общество будущего - это общество Великого Единения. Это и есть основной принцип коммуникации, основная норма регулирования отношений между людьми, между человеком и обществом, между государствами16.

Опираясь на учение Лао-цзы17 «ШШШ» («Дао Дэ Цзин», «Книга пути и благодати»), Ху Цзиньтао и последующие руководители подчеркивают особую сущность «мягкой силы»: или «мягкое и

слабое берет верх над твердым и сильным»).

Традиционные идейные ценности влияют на политическую жизнь современного Китая, адаптируясь к изменениям эпохи, обеспечивают

14 Словарь современного китайского языка / под ред. Редакции Института лингвистики Академии общественных наук КНР. - Пекин: Издательство деловой печати, 1978. 1567 с. С. 446. На кит. яз.

15 Китайско-русский словарь: более 70 000 слов и выражений / под ред. И. М. Ошанина. - Изд. 3-е. -М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1959. 1100 с. С. 270.

16 Бальчиндоржиева О.Б. Социальная гармония в китайской философии // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 391. С. 58-63. С. 58.

17 Годы жизни примерно 571-471 гг. до н. э.

стабильность и консолидируют общество. Новое воплощение получает тенденция к расширению присутствия древних идей среди современных китайских политических концепций. Некоторые из них положены в установки и решения ХХ съезда КПК в октябре 2022 г. В современном китайском политическом дискурсе традиционная идея «Поднебесная принадлежит всем» находит связь с обращенной в будущее программой строительства «сообщества единой судьбы человечества»19. Наиболее наполненной древнекитайскими идеями является именно эта концепция руководителя пятого поколения Си Цзиньпина «сообщества единой судьбы человечества». Она глубокими корнями уходит в прошлое, и в основе идейно-философской платформы этой концепции лежат древнекитайские системы «тянься» и «гуншэн» (й^.)20.

Это просматривается, например, в исследованиях Шанхайской школы международных отношений «гуншэн» (й^.)21. Ученые этой школы Чжао Тинъян, Янь Сюэтун, Цинь Яцин, Жэнь Сяо и другие вносят большой вклад в разработку теории международных отношений22. Обновленное понятие «гуншэн» введено в общественные науки в 2006 г.23, и оно широко используется специалистами-теоретиками международных отношений24.

Китайские философы рассуждают о гармоничных отношениях Поднебесной с другими странами, обеспечении мира, развития, безопасности и стабильности государств, регионов и в мире в целом25. К III в. до н. э. (1046-256 гг. до н. э.) в Поднебесной формируется система «тянься» -

18 Отметим, что сама идея содержится в памятнике «Записки о ритуале» ( ((?-1Й"?-1ё)) ) или «Ли Цзи», составленной в IV-I вв. до н. э.

19 Ломанов А.В. Традиционная идея Поднебесной в политике Си Цзиньпина // Новая эпоха: Китай после XIX съезда КПК: материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. - М.: 2018. С. 30.

20 Более подробно см.: Печерица, В.Ф. Концепция Си Цзиньпина «сообщества единой судьбы человечества»: от идеи до практического воплощения: монография / В.Ф. Печерица, А.В. Бояркина. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2020. 224 с.

21 Гуншэн: подъем Шанхайской школы / под ред. Сяо Жэнь. - Шанхай: Изд-во Шанхайского перевода, 2015. - 208 с. На кит. яз.

22 Zhao Tingyang. A political world philosophy in terms of all-under-heaven / Tingyang Zhao // Diogenes. - 2009. - Vol. 56, iss. 1. - P. 5-184; Его же. Rethinking empire from a Chinese concept «All-under-heaven» (Tian-xia^T) / Tingyang Zhao // Social Identities: Journal for the Study of Race, Nation and Culture. - 2006. Vol. 12. Iss. 1. Р. 29-41; Yan Xuetong. Ancient Chinese thought, modern Chinese power / Xuetong Yan. - Princeton: Princeton University Press, 2011. IX. 312 p.

23 Constructing a Chinese school of international relations: ongoing debates and sociological realities. World-ing beyond the West / ed. by Yongjin Zhang, Teng-Chi Chang. - London; New York: Routledge, 2016. 276 p. P. 49.

24 Су Чанхэ. Возможность международной системы «гуншэн»: как построить новый тип отношений великой державы в многополярном мире? / Чанхэ Су // Бюллетень Отдела международных исследований Академии общественных наук КНР. 2016. № 1. С. 20-50. На кит. яз.

25 Бояркина А.В., Печерица В.Ф. Традиционные идеи Поднебесной во взаимосвязи с концепцией Си Цзиньпина «сообщества единой судьбы человечества» // «SSisä//» = Трансграничная экономика: электрон. науч. полияз. альм. 2019. № 2 (2). 10 с. // URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_41152647_31449105.pdf (Дата обращения: 13.05.2024).

своеобразная древняя модель международных отношений. В ней заложен идейный фундамент «общей судьбы» народов. Они «стремятся к объединению всего мира под одной крышей»26. Другими словами, управляя государством, правитель должен руководствоваться добродетелью»27.

Считается, что основоположник даосизма Лао-цзы исходил из принципа «недеяния», являющего символ реальности или фантазии по-китайски, что позволяет, во-первых, воспринимать мир в момент его рождения и предвосхищать все явления. Мир здесь сводится к чистой сообщительности тун

Председатель Си Цзиньпин прилагает особые усилия для углубления взаимосвязанности и сближения со своим народом. Его политический курс в «новую эпоху» глобальных отношений основан на древнекитайской концепции «тянься» или «все под небесами» династии Чжоу (III в. до н. э.).

Таким образом, традиционные представления китайских мыслителей о природе внешней политики выражены в традиционной культуре, которая характеризуется непрерывностью ее развития. Она инкорпорирована в современную политику КНР представителями различных китайских школ, толерантна к другим культурам, многогранна и открыта. Основанные на идеях «гармонии в разнообразии», «сообщительности» и т. д., традиционные внешнеполитические взгляды и целые концепции впитали в себя богатую тысячелетнюю культурную традицию великого китайского народа.

Список литературы:

1. Бальчиндоржиева О.Б. Социальная гармония в китайской философии // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 391. С. 58-63.

2. Большой китайско-русский словарь. Т. 4 / сост. коллективом китаистов под рук. и ред. И.М. Ошанина. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1984. 1061 с.

3. Бояркина А.В. От идеи Конфуция «между четырьмя морями все люди - братья» до «сообщества единой судьбы человечества» Си Цзиньпина / А.В. Бояркина, В.Ф. Печерица // III Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в фокусе современности : материалы междунар. науч. конф., Иркутск, 10-16 сентября 2019 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [отв. ред. Е.Ф. Серебренникова]. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. С. 66-75.

4. Бояркина А.В., Печерица В.Ф., Мефодьева С.А. Традиционная культура Китая в контексте концепции «сообщества единой судьбы для человечества» // Вестник Забайкальск. гос. ун-та. 2018. № 8 (24). С. 56-64.

5. Бояркина А.В., Печерица В.Ф. Традиционные идеи Поднебесной во взаимосвязи с концепцией Си Цзиньпина «сообщества единой судьбы человечества» // Трансграничная экономика: электрон. науч. полияз. альм. 2019. № 2 (2). 10 с. // URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_41152647_31449105.pdf (Дата обращения: 13.05.2024).

6. Грачиков Е.Н. Становление китайской школы международных отношений: аналитические подходы и методы исследований // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 2. С. 187-200.

7. Гуншэн: подъем Шанхайской школы / под ред. Сяо Жэнь. - Шанхай: Изд-во Шанхайского перевода, 2015. 208 с.

8. Китайско-русский словарь: более 70 000 слов и выражений / под ред. И.М. Ошанина. - Изд. 3-е. - М.: Государственное

26 Подробно о традиционных внешнеполитических стратегиях смотрите в статьях А.В. Бояркиной и В.Ф. Печерицы: Бояркина А.В., Печерица В.Ф. От идеи Конфуция «между четырьмя морями все люди - братья» до «сообщества единой судьбы человечества» Си Цзиньпина // III Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в фокусе современности. Иркутск, 2019. С. 66-75; Бояркина А.В., Печерица В.Ф., Мефодьева С.А. Традиционная культура Китая в контексте концепции «сообщества единой судьбы для человечества» // Вестник Забайкальск. гос. ун-та. 2018. № 8 (24). С. 56-64.

27 Бояркина А.В., Печерица В.Ф., Мефодьева С.А. Указ. соч. С. 59.

издательство иностранных и национальных словарей, 1959. 1100 с.

9. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. - М.: 1994. 432 с.

10. Ломанов А.В. Традиционная идея Поднебесной в политике Си Цзиньпина // Новая эпоха: Китай после XIX съезда КПК: материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. - М.: 2018.

11. Общество и государство в Китае: тезисы докладов XIX научной конференции. Ч. 1 / Академия наук СССР, Институт востоковедения; отв. редактор и составитель А.И. Кобзев. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. 223, [1] с.

12. Печерица В.Ф. Концепция Си Цзиньпина «сообщества единой судьбы человечества»: от идеи до практического воплощения: монография / В.Ф. Печерица, А.В. Бояркина. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2020. 224 с.

13. Словарь современного китайского языка / под ред. Редакции Института лингвистики Академии общественных наук КНР.

- Пекин: Издательство деловой печати, 1978. 1567 с.

14. Су Чанхэ. Возможность международной системы «гуншэн»: как построить новый тип отношений великой державы в многополярном мире? / Чанхэ Су // Бюллетень Отдела международных исследований Академии общественных наук КНР. 2016. № 1. С. 20-50.

15. Chen Lixin. Relationship of marxism in China and Chinese traditional culture // Proceedings of 3-rd International Conference on Education, Management, Arts, Economics and Social Science (ICEMAESS 2015). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 49. Changsha, 2015. Р. 1133-1139.

16. Constructing a Chinese school of international relations: ongoing debates and sociological realities. Worlding beyond the West / ed. by Yongjin Zhang, Teng-Chi Chang. - London; New York: Routledge, 2016. 276 p.

17. Yan Xuetong. Ancient Chinese thought, modern Chinese power / Xuetong Yan. - Princeton: Princeton University Press, 2011. IX. 312 p.

18. Zhao Tingyang. A political world philosophy in terms of all-under-heaven / Tingyang Zhao // Diogenes. 2009. Vol. 56. Iss. 1. P. 5-184.

19. Zhao Tingyang. Rethinking empire from a Chinese concept «All-under-heaven» (Tian-xia^^) / Tingyang Zhao // Social Identities: Journal for the Study of Race, Nation and Culture. 2006. Vol. 12. Iss. 1. Р. 29-41.

Bibliography

1. Balchindorzhieva O.B. Social harmony in Chinese philosophy // Bulletin of Tomsk State University. 2015. № 391. P. 58-63.

2. Large Chinese-Russian dictionary. Vol. 4 / comp. a team of sinologists under the leadership. and ed. THEM. Oshanina. - M.: Science. Main editorial office of oriental literature, 1984. 1061 p.

3. Boyarkina A.V. From the idea of Confucius "between the four seas, all people are brothers" to the "community of a common destiny for mankind" of Xi Jinping / A.V. Boyarkina, V.F. Pecheritsa // III Gottlieb Readings: Oriental studies and regional studies of the Asia-Pacific region in the focus of modernity: materials of the international. scientific conf., Irkutsk, September 10-16, 2019 / Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "ISU"; [rep. ed. E.F. Serebrennikov]. - Irkutsk: ISU Publishing House, 2019. P. 66-75.

4. Boyarkina A.V., Pecheritsa V.F., Mefodieva S.A. Traditional culture of China in the context of the concept of "community of a common destiny for humanity" // Vestnik Zabaikalsk. state un-ta. 2018. № 8 (24). P. 56-64.

5. Boyarkina A.V., Pecheritsa V.F. Traditional ideas of the Celestial Empire in connection with Xi Jinping's concept of a "community of a common destiny for mankind" // Transborder Economics: electron. scientific polyaz. alm. 2019. № 2 (2). 10 p. // URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_41152647_31449105.pdf (05.13.2024).

6. Grachikov E.N. The formation of the Chinese school of international relations: analytical approaches and research methods // Bulletin of RUDN University. Series: International relations. 2019. Vol. 19. № 2. P. 187-200.

7. Gongsheng: the rise of the Shanghai School / ed. Xiao Ren. - Shanghai: Shanghai Translation Publishing House, 2015. 208 p.

8. Chinese-Russian dictionary: more than 70,000 words and expressions / ed. THEM. Oshanina. - Ed. 3rd. - M.: State Publishing House of Foreign and National Dictionaries, 1959. 1100 p.

9. Kobzev A.I. The doctrine of symbols and numbers in Chinese classical philosophy. - M.: 1994. 432 p.

10. Lomanov A.V. The traditional idea of the Celestial Empire in the politics of Xi Jinping // New era: China after the 19th Congress of the CPC: materials of the annual scientific conference of the Center for Political Research and Forecasts of the IFES RAS. - M.: 2018.

11. Society and state in China: abstracts of reports of the XIX scientific conference. Part 1 / USSR Academy of Sciences, Institute of Oriental Studies; resp. editor and compiler A.I. Kobzev. - M.: Science, Main Editorial Board of Oriental Literature, 1988. 223, [1] p.

12. Pecheritsa V.F. Xi Jinping's concept of the "community of a common destiny for humanity": from idea to practical implementation: monograph / V.F. Pecheritsa, A.V. Boyarkina. - Vladivostok: Dalnevost Publishing House. federal Univ., 2020. 224 p.

13. Dictionary of modern Chinese language / ed. Editorial staff of the Institute of Linguistics of the Chinese Academy of Social Sciences.

- Beijing: Business Press Publishing House, 1978. 1567 p.

14. Su Changhe. The Possibility of the International Gongsheng System: How to Build a New Type of Great Power Relations in a Multipolar World? / Changhe Su // Bulletin of the Department of International Studies of the Academy of Social Sciences of the People's Republic of China. 2016. № 1. P. 20-50.

15. Chen Lixin. Relationship of marxism in China and Chinese traditional culture // Proceedings of 3-rd International Conference on Education, Management, Arts, Economics and Social Science (ICEMAESS 2015). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 49. Changsha, 2015. Р. 1133-1139.

16. Constructing a Chinese school of international relations: ongoing debates and sociological realities. Worlding beyond the West / ed. by Yongjin Zhang, Teng-Chi Chang. - London; New York: Routledge, 2016. 276 p.

17. Yan Xuetong. Ancient Chinese thought, modern Chinese power / Xuetong Yan. - Princeton: Princeton University Press, 2011. IX. 312 p.

18. Zhao Tingyang. A political world philosophy in terms of all-under-heaven / Tingyang Zhao // Diogenes. 2009. Vol. 56. Iss. 1. P. 5-184.

19. Zhao Tingyang. Rethinking empire from a Chinese concept «All-under-heaven» (Tian-xia^^) / Tingyang Zhao // Social Identities: Journal for the Study of Race, Nation and Culture. 2006. Vol. 12. Iss. 1. Р. 29-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.