Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТОЛКОВАНИИ ТЕРМИНА «УПРАВЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ» В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ'

К ВОПРОСУ О ТОЛКОВАНИИ ТЕРМИНА «УПРАВЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ» В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / УПРАВЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ / КОСМИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / СТОЛКНОВЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мунтян Марина Евгеньевна

Автор статьи анализирует наиболее цитируемые в международно-правовой науке определения термина «управление космическим движением» (далее - УКД), а также закрепленные в официальных документах ЕС и США соответствующие дефиниции. Подчеркивается, что, несмотря на обилие отличных друг от друга категорий и действий, включаемых различными учеными и исследовательскими центрами в УКД, научное сообщество во многом склоняется к тому, что главной задачей потенциального международноправового режима УКД является сведение к минимуму вероятности радиочастотных или физических помех в космическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INTERPRETATION OF THE TERM "SPACE TRAFFIC MANAGEMENT" IN INTERNATIONAL SPACE LAW

The author analyzes the most cited in international legal science definitions of the term ‘space traffic management’ (hereinafter referred to as STM), as well as the corresponding definitions fixed in official documents of the EU and the USA. It is emphasized that, despite the abundance of different categories and activities that various scientists and think tanks consider to be essential to STM, the scientific community is largely inclined to believe that the main aim of the potential international legal regime of STM is to minimize the likelihood of radio frequency or physical interference in outer space.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТОЛКОВАНИИ ТЕРМИНА «УПРАВЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ» В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_141 УДК 341.1/8

К ВОПРОСУ О ТОЛКОВАНИИ ТЕРМИНА «УПРАВЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ» В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ ON THE INTERPRETATION OF THE TERM «SPACE TRAFFIC MANAGEMENT»

IN INTERNATIONAL SPACE LAW

МУНТЯН Марина Евгеньевна,

выпускник магистратуры,

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО МИД России). 119454, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 76. E-mail: m.e.muntyan@yandex.ru;

Muntyan Marina Evgenievna,

Master's graduate, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO). 119454, Russia, Moscow, 76 Vernadsky Avenue. E-mail: m.e.muntyan@yandex.ru

Краткая аннотация: автор статьи анализирует наиболее цитируемые в международно-правовой науке определения термина «управление космическим движением» (далее - УКД), а также закрепленные в официальных документах ЕС и США соответствующие дефиниции. Подчеркивается, что, несмотря на обилие отличных друг от друга категорий и действий, включаемых различными учеными и исследовательскими центрами в УКД, научное сообщество во многом склоняется к тому, что главной задачей потенциального международно-правового режима УКД является сведение к минимуму вероятности радиочастотных или физических помех в космическом пространстве.

Abstract: the author analyzes the most cited in international legal science definitions of the term 'space traffic management' (hereinafter referred to as STM), as well as the corresponding definitions fixed in official documents of the EU and the USA. It is emphasized that, despite the abundance of different categories and activities that various scientists and think tanks consider to be essential to STM, the scientific community is largely inclined to believe that the main aim of the potential international legal regime of STM is to minimize the likelihood of radio frequency or physical interference in outer space.

Ключевые слова: международное право, международное космическое право, управление космическим движением, космическая индустрия, столкновения космических объектов.

Keywords: international law, international space law, space traffic management, space industry, collisions of space objects.

Для цитирования: Мунтян М.Е. К вопросу о толковании термина «управление космическим движением» в международном космическом праве //Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 141-146. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_141.

For citation: Muntyan M.E. On the interpretation of the term «space traffic management» in international space law // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 141-146. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_141.

Статья поступила в редакцию: 28.07.2023

Количество объектов в космическом пространстве, в том числе и на орбите вокруг Земли, ежегодно увеличивается, повышая риск их столкновений и вероятность образования космического мусора. Только за 2022 г. Международной космической станции приходилось пять раз менять орбиту в целях предотвращения столкновения с уже неактивными искусственными космическими объектами, а вероятно опасных сближений было зафиксировано в количество более 16 тысяч за соответствующий год [1]. 18 марта 2021 г. китайский метеорологический космический аппарат YunHai 1-02 потерпел аварию в результате сближения с относительно небольшим обломком ракеты-носителя SL-16, использованной Российской Федерацией еще в 1996 г. для выведения на орбиту спутника Космос-2333 [2], что стало пятым подтвержденным случайным столкновением занесенных в Реестр ООН космических объектов. В сентябре 2019 года разведывательный спутник Европейского космического агентства Aeolus едва избежал столкновения с космическим аппаратом Starlink, оператор которого, компания SpaceX, отказался предпринимать со своей стороны какие-либо действия по уклонению [3].

В связи с участившимися происшествиями, связанными с непреднамеренным сближением искусственных объектов в космическом пространстве, мировое сообщество начинает задумываться об установлении международно-правового режима управления космическим движением, что является необходимым условием для безопасного и эффективного использования космического пространства. Рост коммерческого сектора в данной области лишь подкрепляет подобные соображения, так как возможность запуска в космическое пространство малых и нано-спутников, а также спутниковых группировок, популярность, доступность и надежность которых возрастает с каждым годом, уже представляет угрозу не только для наблюдения за космосом с Земли, но и для нормального функционирования государственных космических аппаратов, необходимых для поддержания инфраструктуры на их суверенной территории.

Идея о том, что человечество нуждается в установлении неких правил, регламентирующих движение космических объектов, уходит своими корнями еще в 1932 г. Именно тогда вышла в свет первая монография по космическому праву под названием «Космическое право. Проблема космических путешествий» (нем. - Das Weltraum-Recht. Ein Problem Der Raumfahrtt) за авторством чехословацкого юриста В. Мандля [4, с. 1]. Уже тогда В. Мандль рассматривал космос в качестве пространства, деятельность в котором подлежит регулированию особыми международно-правовыми нормами, отличными от норм международного воздушного права, предполагая, однако, что последние могут быть использованы в качестве аналогов для разрешения спорных ситуаций в ходе осуществления космической деятельности [5, с. 6]. Чехословацкий профессор впер-

вые представил концепцию «правил космического движения» (нем. - Raumverkehrsregeln), хотя и признал их на тот момент излишними в силу кажущейся тогда весьма далекой перспективы масштабных космических запусков [6, с. 2].

С конца 1950-х годов проблематика управления космическим движением стала привлекать все больше внимания в связи с запуском СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 г. В частности, профессор Ю. Пепин в статье 1957 г. выделил пять элементов, которые, с его точки зрения, нуждались в правовой регламентации:

1) пролет искусственных космических объектов через суверенное воздушное пространство;

2) возвращение в атмосферу корпусов отработавших ракет;

3) непреднамеренные столкновения орбитальных спутников;

4) необходимость идентификации спутников в случае их повреждения или выхода из строя;

5) предотвращение радиопомех [8, с. 66-71].

В рамках первого Симпозиума по космическому праву, проведенного в 1958 г., необходимость принятия специальных правил в отношении движения космических аппаратов по большей части отрицалась. Например, по мнению представителя Федерального министерства транспорта ФРГ, «в космическом пространстве, в отличие от Земли, не будет необходимости разрабатывать «нормы дорожного движения» [...], поскольку вероятность столкновения двух спутников практически равна нулю» [9, с. 67]. Тем не менее, уже на втором Симпозиуме, состоявшемся в сентябре 1959 г., была отмечена позиция Комитета по использованию космического пространства в мирных целях (на тот момент - Комитет ad hoc; далее - КОПУОС), которая состояла в следующем: хотя на тот момент действительно не существовало большой вероятности столкновения или иного пагубного взаимодействия различных космических аппаратов, возникновение спорных ситуаций, связанных с их движением в космическом пространстве, вполне возможно в будущем, следовательно, правила, применяющиеся к воздушному сообщению, могут быть использованы и для управления космическим движением [10, с. 39]. Этому предшествовало появление в повестке дня Юридического подкомитета в июне 1959 г. пункта о необходимости рассмотрения вопроса предотвращения помех между космическими и воздушными судами как одного из наиболее приоритетных [11].

В юридической литературе принято считать, что первая детальная концепция правил движения для космических аппаратов была изложена чешским астрономом Л. Переком в статье «Правила движения в космическом пространстве» (англ. - Traffic Rules for Outer Space), представленной им в рамках 25-го Симпозиума по космическому праву в 1982 г. [12, с. 180] Примечательно, что предложенные Л. Переком правила во многом соответствовали изложенным выше идеям Ю. Пепина, но содержали принципиально новые положения о необходимости предотвращения образования космического мусора [6, с. 2].

На протяжении практически двух последующих десятилетий исследование Л. Перека оставалось наиболее масштабным и значительным в своем роде, а вопросы управления космическим движением не стояли на повестке дня вплоть до 2001 г., когда Международная академия астронавтики (англ. - The International Academy of Astronautics, IAA; далее - МАА)1 приняла решение о проведении исследования по проблематике управления космическим движением [13, с. 17]. Предпосылкой такого решения стало проведение Американским институтом аэронавтики и астронавтики (англ. - American Institute of Aeronautics and Astronautics, далее - АИАА) в 1999 и 2001 гг. двух семинаров по международному космическому сотрудничеству, в рамках последнего из которых было дано одно из первых определений управления космическим движением. В соответствии с ним «управление космическим движением охватывает все этапы жизненного цикла искусственного космического объекта, от его запуска до захоронения, и состоит из различных действий, целью которых является:

1) предотвращение ущерба в краткосрочной перспективе (предотвращение столкновений космических аппаратов и их возвращение в плотные слои атмосферы),

2) уменьшение ущерба в долгосрочной перспективе (например, при выводе космического аппарата с орбиты или переводе спутников на орбиту захоронения)» [14].

Участники семинара АИАА 2001 г. с сожалением отметили отсутствие единых правил вывода космических аппаратов на орбиту и осуществления ими маневрирования, а также определили несколько категорий потенциальных правил управления космическим движением, среди которых: правила предоставления права пролета для маневра спутника; правила зонирования космического пространства, запрещающие определенные виды деятельности на некоторых участках орбит; правила связи, касающиеся предоставления уведомлений о запуске и иных ключевых действиях, осуществляемых с помощью космического аппарата [15, с. 177].

В соответствии с упомянутым выше решением МАА была создана Рабочая группа по управлению космическим движением, впоследствии преобразованная в Постоянный комитет МАА по управлению космическим движением. Итогом работы стало одно из наиболее выдающихся исследований по управлению космическим движением, а именно «Исследование МАА по управлению космическим движением» (англ. - IAA Cosmic Study on Space Traffic Management), опубликованное в 2006 г. В исследовании МАА осуществляется попытка дать определение термину «управление космическим движением» (англ. - space traffic management); под ним авторы исследования понимают «совокупность технических и нормативных положений, способствующих безопасному доступу в космическое пространство, операциям в космическом пространстве и возвращению из космического пространства на Землю без физических или радио-частотных помех»2 [13, с. 17]. Данное определение часто использует-

1 Международная неправительственная организация.

2 Ориг.: «... the set of technical and regulatory provisions for promoting safe access into outer space, operations in outer space and return from outer space to Earth free from physical or radio-frequency interference».

ся в научных работах таких специалистов в области международного космического права, как К.-У. Шрогль [16], Ф. Тронкетти [17], Ф. Дунк [18], Д. Кириакопулос [19], П. Штуббе [20].

В исследовании подчеркивается главная цель управления космическим движением, которая, по мнению его авторов, состоит в создании надлежащих средств для осуществления космической деятельности на этапах запуска космического объекта, его нахождения на орбите и возвращения с орбиты на Землю без вредных помех. Отмечается, что управление космическим движением состоит из двух измерений: научно-технического и регулятивного (нормативного). Авторы исследования указывают, что оно не предоставляет конкретного плана действий, а лишь в общих чертах описывает первые шаги по разработке режима управления космическим движением для их последующего рассмотрения на уровне КОПУОС, Международного союза электросвязи (далее - МСЭ) и Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО). Обновленная версия исследования МАА, опубликованная в 2018 г. под названием «Управление космическим движением: на пути к созданию дорожной карты» (англ. - Space Traffic Management - Towards a Roadmap for Implementation), содержит аналогичное определение, т.к. авторы исследования решили оставить первоначальный вариант без изменений в целях единообразного толкования.

Еще одна организация, занимающая вопросами космической деятельности, а именно Международный космический университет (англ. - International Space University; далее - МКУ)1, также опубликовала в 2007 г. исследование по управлению космическим движением под названием «Управление космическим движением. Итоговый доклад» (англ. - Space Traffic Management. Final Report) [21]. В работе приняли участие представители 27 государств, среди которых были ученые из США, Японии, Китая, Франции и Индии. В финальном отчете МКУ используется то же определение управления космическим движением, что и в исследовании МАА 2006 г., а также выделены три ключевые орбитальные зоны, в которых существует необходимость нормативного регулирования космического движения: солнечно-синхронная орбита, геостационарная орбита и орбиты, используемые пилотируемыми космическими аппаратами. Авторы исследования предлагают одиннадцать технических правил управления космическим движением и два экологических в качестве основы для долгосрочного решения проблемы, а также рекомендуют создать Международную организацию по управлению космическим движением (англ. - International Space traffic Management Organization) в качестве структуры для руководства космическими операциями. Отметим, что о вероятности создания организации, ответственной за управление космическим движением, говорил и отечественный специалист в области международного космического права, профессор Ю. М. Колосов: «...позднее, когда в космическом пространстве появятся космические корабли многих государств и увеличится опасность столкновения, потребуется принятие определенных правил движения по космическим трассам, и, возможно, будет создана Международная служба безопасности космических полетов» [22, с. 89].

Последнее на момент написания данной статьи масштабное исследование различных аспектов управления космическим движением было опубликовано 17 сентября 2022 г. и стало результатом совместной работы Международного института космического права (англ. -International Institute of Space Law; далее - МИКП)2, МАА и Международной астронавтической федерации (англ. - International Astronautical Federationf. Представленный группой экспертов отчет по управлению космическим движением содержит следующее определение данного термина: «управление космическим движением - это порядок оценки качества обеспечения безопасной и устойчивой среды для космических операций, включающий в себя координацию космического движения (англ. - space traffic coordination), порядок лицензирования космической деятельности и непрерывную космическую ситуационную осведомленность (англ. - space situational awareness)». При этом под координацией космического движения понимается обмен информацией и скоординированные действия, предпринимаемые субъектами космической деятельности для обеспечения безопасного перемещения искусственных космических объектов по орбите, а под космической ситуационной осведомленностью -«сбор, хранение и анализ информации о космической среде, в том числе о находящихся в ней искусственных аппаратах (включая корпуса ракет, а также иные объекты и фрагменты, связанные с полетами космических аппаратов); природных объектах, таких как астероиды, кометы и метео-роиды; последствиях космической погоды, включая солнечную активность и радиацию; потенциальные риски для частных лиц и их имущества в космосе, на Земле и в воздушном пространстве в ходе случайного или преднамеренного возвращения космических аппаратов, их разрушения или столкновения на орбите, радиочастотных помех и иных происшествий, которые могут нарушить работу зависящих от спутниковых технологий служб» [23, с. 646].

Для полного понимания сути управления космическим движением помимо определений, данных в рамках указанных научных исследований группами экспертов, стоит рассмотреть и терминологию, используемую в трудах отдельных ученых по международному космическому праву. Например, целый ряд различных мнений по данной проблематике был освещен в рамках 54-ой сессии Юридического подкомитета КОПУОС и совместного Симпозиума МИКП и Европейского центра космического права (англ. - European Centre for Space Law; далее - ЕЦКП)4 в 2015 г. Так, Г. Ван, заместитель директора Центра космического права Национального космического управления Китая5, отмечает, что, несмотря на существовавшую ранее тенденцию к широкому толкованию понятия «управление космическим движением», данный подход теряет свою актуальность и представляет собой попытку объять достаточно широкий круг проблем, связанных с безопасностью космической деятельности, но не подлежащих разрешению в рамках непосредственно управления космическим движением [24] . И. Ронжье и Т. Сгобба, президент и исполнительный директор Международной ассоциации содействия космической безопасности (англ. - International Association for the Advancement of Space

1 Частное некоммерческое высшее учебное заведение во Франции, Страсбург.

2 Международная неправительственная научная организация, занимающаяся содействием развитию международного космического права.

3 Международная неправительственная научная организация, занимающаяся проблемами исследования и использования космоса в мирных целях.

4 Научно-исследовательское подразделение Европейского космического агентства, отвечающее за управление спутниками и космическими зондами.

5 Национальное космическое агентство КНР.

Safety) соответственно, понимают под управлением космическим движением совокупность мер по обеспечению безопасного доступа искусственных космических объектов в космическое пространство, предотвращению их столкновений непосредственно в самом космическом пространстве и их безопасному возвращению в атмосферу [25], что во многом совпадает с определением, данным в исследовании МАА 2006 г.

Большое количество разночтений и порой противоположных воззрений в отношении терминологии в данной области объясняются причинами как политического, так и технического характера. Еще в 2004 г. эксперт NASA по борьбе с космическим мусором Н. Л. Джонсон отметил, насколько отличны космические технологии от известных нам воздушных и наземных видов транспорта: автомобили, самолеты и корабли, в отличие от космических аппаратов, обладают большой гибкостью в управлении их траекториями и скоростями, позволяя устанавливать контрольные полосы и правила дорожного движения [26, с. 805]. Несмотря на то, что с момента опубликования цитируемого исследования космические технологии существенным образом ушли вперед, а способность космических аппаратов к маневрированию больше не является редкой характеристикой, возможности управления космическим движением все еще значительным образом уступают наземным и воздушным системам.

В рамках коллективного исследования, проведенного Р. Тюльманном et al. в рамках гранта Европейского космического агентства (далее - ЕКА)2 и направленного на выработку технических, программных и организационных предложений по дальнейшему развитию европейских систем управления движением в космосе, управление космическим движением определяется как «осуществление всех необходимых операций по управлению, отслеживанию и контролю (включая обычные и аварийные сценарии) для обеспечения безопасного полета пилотируемых и беспилотных космических аппаратов (в том числе суборбитальных) через околоземное и воздушное пространства» [27, с. 1].

Эксперты Национального центра космических исследований Франции (фр. - Centre National d'Etudes Spatiales)3 раскрывают понятие «управление космическим движением» через цели такой деятельности, к которым относятся:

1) координация и оптимизация использования орбитального пространства;

2) гарантия безопасности частных лиц и их собственности на Земле и в космосе;

3) обеспечение условий для долгосрочной устойчивости космоса;

4) определение общих правил для предотвращения засорения космического пространства;

5) предотвращение физических и радиочастотных помех [28, с. 297].

Довольно широкое определение управления космическим движением содержится в принятой президентом США Директиве №3 2018 г., именуемой «Национальная стратегия управления космическим движением» (англ. - National Space Traffic Management Policy): «управление космическим движением означает планирование, координацию и синхронизацию деятельности на орбите для повышения безопасности, стабильности и устойчивости операций в космической среде» [29]. В соответствии с данным документом система управления космическим движением должна включать в себя «передовой опыт, технические руководства, стандарты безопасности, нормы поведения (англ. - behavioral norms), а также систему оценки рисков перед запуском космического аппарата и действия по предотвращению столкновений искусственных космических объектов на орбите» [29]. Примечательно, что директива использует термин «behavioral»4, а не «regulatory» по отношению к нормам управления космическим движением, что, по мнению ряда исследователей, говорит о желании составителя документа ограничиться техническим и программным элементами, нежели нормативным [30, с. 232].

Определение управления космическим движением в понимании Европейского союза содержится в Оэвместном сообщении Европейской комиссии и Европейской службы внешних связей Европейскому парламенту и Совету ЕС, в котором говорится, что управление космическим движением «включает в себя средства и правила доступа в космическое пространство, осуществления деятельности в нем и возвращения из него безопасным, устойчивым и надежным способом» [31, с. 2].

Как отмечают Т. Массон-Зваан и Ю. Чжао, большая часть определений управления космическим движением упоминают одну и ту же цель, а именно содействие координации космической деятельности и обеспечение космической безопасности, а в определениях ЕС и США также фигурирует долгосрочная устойчивость космической деятельности [32, с. 78]. При этом в отличие от ЕС и МАА, «США понимают под управлением космическим движением не совокупность международно-правовых норм, а управленческую деятельность, основными составляющими которой являются планирование, координация и синхронизация на орбите», что говорит о фокусе США на регулятивных мерах, принимаемых на национальном, а не на международном уровне [32, с. 78].

В исследовании Жилинского университета, посвященном лингвистическому анализу англоязычного термина «space traffic management», уделяется особое внимание частоте использования тех или иных слов в его наиболее цитируемых определениях [33]. Помимо непосредственно составляющих термин «space», «traffic» и «management» к таковым относятся: «control» (пер. авт. - контроль, управление), «collision» (пер. авт. - столкновение), «safe» (пер. авт. - безопасный), «interference» (пер. авт. - помехи), «avoidance» (пер. авт. - предотвращение), «monitoring» (пер. авт. - отслеживание), «coordination» (пер. авт. - координация, согласование), «access» (пер. авт. - доступ), «notification» (пер. авт. - уведомление). Обозначив наиболее часто повторяющиеся в различных определениях составляющие управления космическим движением, авторы лингвистического исследования предлагают собственную дефиницию: «управление космическим движением представляет собой

1 Международная неправительственная организация, занимающаяся продвижением международного сотрудничества и научного прогресса в области безопасности космических систем.

2 Международная межправительственная организация, созданная в 1975 году в целях исследования космоса.

3 Космическое агентство Франции.

4 Так, Cambridge Dictionary раскрывает значение слова «behavioral» через «relating to behaviour», т.е. поведенческий или социальный, а не регулятивный. Термин «behavioral» относится по большей части к сфере социологии или психологии, но не права. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/behavioural (дата обращения: 07.04.2023).

процесс контроля, отслеживания и координации космического движения с целью достижения безопасных условий эксплуатации космических аппаратов и предотвращения их столкновений и помех на стадиях запуска и нахождения на орбите, а также выведения в атмосферу»1.

Необходимо отметить, что используемый в англоязычной литературе и указанных выше коллективных исследованиях в отношении управления космическим движением термин «space traffic management» в последнее время подвергается все большей критике. Так, К. Верспирен отмечает, что наиболее авторитетные словари английского языка определяют глагол «manage» через эффективный контроль, управление и осуществление надзорных полномочий, однако данное понимание не соответствует концепции управления космическим движением, заключающейся в первую очередь в создании стандартов для облегчения коммуникации между операторами космической деятельности, формировании на добровольной основе координационной структуры по вопросам космического движения и разработке стандартов рекомендательного характера в его отношении [7, с. 4].

В конечном счете, как отметил Н. Л. Джонсон, главная цель управления космическим движением заключается в сведении к минимуму вероятности электромагнитных или физических помех в космическом пространстве [26, с. 805]. Если на ранних этапах формирования концепции речь шла в основном о предотвращении помех и столкновений, пагубных исключительно для самих космических аппаратов, то с течением времени акцент сместился со способа осуществления управления космическим движением на его непосредственную цель, в качестве которой все больше исследователей видят безопасность и устойчивость космической деятельности. Верно и то, что определение управления космическим движением, а также сами правила, его составляющие, должны быть сформулированы в рамках совместной работы представителей как юридических, так и технических наук, потому как только в таком случае они смогут соответствовать объективным техническим требованиям для осуществления космической деятельности, а также должным образом регулировать возникающие в ходе ее осуществления правоотношения.

Библиография:

1. МКС за 2022 год пять раз уклонялась от космического мусора. - Текст : электронный // ИЗВЕСТИЯ, 14 марта 2023. - URL: https://iz.ru/1482885/video/mks-za-2022-god-piat-raz-uklonialas-ot-kosmicheskogo-musora (дата обращения: 03.05.2023).

2. Accidental Collision of YunHai 1-02. - Текст : электронный // National Aeronautics and Space Administration, Orbital Debris Quarterly News, Volume 25, Issue 4, December 2021. - URL: https://orbitaldebris.jsc.nasa.gov/quarterly-news/pdfs/odqnv25i4.pdf (дата обращения: 03.05.2023).

3. Predicted near miss between Aeolus and Starlink 44. - Текст : электронный // The European Space Agency, 03/09/2019. - URL: https://www.esa.int/esa_multimedia/images/2019/09/predicted_near_miss_between_aeolus_and_starlink_44 (дата обращения: 03.05.2023).

4. Mandl V. Das Weltraum-Recht. Ein Problem der Raumfahrt // J. Bensheimer Verlag. - Mannheim, Berlin, Leipzig, Germany. - 1932. - 48 p.

5. Lyall F., Larsen P.B. Space Law A Treatise // Ashgate Publishing Limited, U.K. - 2009. - 596 p.

6. Verspieren Q. Historical Evolution of the Concept of Space Traffic Management Since 1932: The Need for a Change of Terminology // Space Policy, Volume 56, 2021.

7. Pepin E. Legal problems created by the Sputnik // McGill Law J. 4. - 1957.

8. Haley A. G., Prinz von Hannover W. H. First Colloquium On the Law of Outer Space // the Hague 1958, Proceedings. - Wien: Springer, 1959.

9. Haley A. G., Prinz von Hannover W. H. Second Colloquium On the Law of Outer Space // London 1959, Proceedings. - Wien: Springer, 1960.

10. A/AC.98/2. - URL: https://www.unoosa.org/pdf/reports/ac098/AC98_002E.pdf (дата орбащения: 05.06.2023).

11. Jakhu R. S., Dempsey P.S. Routledge Handbook of Space Law // Abingdon: Routledge. - 2016. - 388 p.

12. Perek L. Traffic Rules for Outer Space // 25 IISL Proceedings. - 1982.

13. Contant-Jorgenson C. Space Traffic Management / Contant-Jorgenson C., Lála P., Schrogl K.-U. // International Academy of Astronautics. - Paris : International Academy of Astronautics, 2006. - 96 p.

14. International Space Cooperation. Addressing challenges of the new millennium // Report of an AIAA, UN/OOSA, CEAS, CASI Workshop. - March 2001.

15. Hitchens T. Debris, Traffic Management, and Weaponization: Opportunities for and Challenges to Cooperation in Space // The Brown Journal of World Affairs 14. - No. 1. - 2007.

16. Yehia J.A., Schrogl K.-U. European regulation for private human spaceflight in the context of space traffic management // Acta Astronautica. - Volume 66. - Issues 11-12. - 2010.

17. Tronchetti F. Fundamentals of Space Law and Policy // Springer New York, NY. - 125 p.

18. von der Dunk F.G. Space Traffic Management: A Challenge of Cosmic Proportions // Proceedings of the International Institute of Space Law 2015. - Vol.

58. - 2016.

19. Kyriakopoulos G.D. Long-term Sustainability of Outer Space Activities: International cooperation as a fundamental basis for a comprehensive space traffic management regime // McGill. URL: https://www.mcgill.ca/iasl/files/iasl/5a_george_kyriakopoulos_-_stm-coop.pdf (дата обращения: 05.06.2023).

20. Stubbe P. A gradual approach towards space traffic management: The contribution of UNISPACE+50 // Acta Astronautica. - Volume 152. - 2018. -

21. Space Traffic Management. Final Report // International Space University. - Summer Session Program 2007, Beijing, China. - URL: https://isulibrary.isunet.edu/doc_num.php?explnum_id=99 (дата обращения: 04.02.2023).

22. Колосов Ю.М. Борьба за мирный космос. - 2-е изд., стер. // М.: Статут, 2014. - 176 с.

23. Skinner M.A., Oltrogge D., Strah M., Rovetto R.J., Lacroix A., Kumar A. K. A., Grattan K., Francillout L., Alonso I. Space traffic management terminology // Journal of Space Safety Engineering. - Volume 9. - Issue 4. - 2022.

24. Wang G. Space Traffic Management and the governance of space activities // Legal Subcommittee: 2015. - Fifty-fourth session, 13-24 April 2015. -IISL/ECSL Symposium on "Space Traffic Management". - URL: https://www.unoosa.org/pdf/pres/lsc2015/symp-05.pdf (дата обращения: 03.04.2023).

25. Rongier I. International Association for the Advancement of Space Safety. Space Safety and Space Traffic Management // Legal Subcommittee: 2015. -Fifty-fourth session, 13-24 April 2015. - IISL/ECSL Symposium on "Space Traffic Management". - URL: https://www.unoosa.org/pdf/pres/lsc2015/symp-03.pdf (дата обращения: 03.04.2023).

26. Johnson N.L. Space traffic management concepts and practices // Acta Astronautica. - 55. - 2004.

27. Tüllmann R. et al. On the implementation of a European Space Traffic Management System. // DLR GfR. - 2017.

28. Bonnal C., Francillout L., Moury M., Aniakou U., Perez D., Mariez J., Michel S. CNES technical considerations on space traffic management // Acta Astronautica. - Volume 167. - 2020.

29. Space Policy Directive-3, National Space Traffic Management policy, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidentialactions/space-policy-directive-3-national-space-traffic-management-policy/ (дата обращения: 03.04.2023).

30. Frandsen H.O. Looking for the Rules-of-the-Road of Outer Space: A search for basic traffic rules in treaties, guidelines and standards // Journal of Space Safety Engineering. - Volume 9. - Issue 2. - 2022.

31. Joint Communication to the European Parliament and the Council: An EU Approach for Space Traffic Management; an EU contribution addressing a global challenge // European Commission and High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy. - 15 Feb. 2022. - JOIN(2022) 4 final.

32. Masson-Zwaan T., Zhao Y. Towards an International Regime for Space Traffic Management // Air and Space Law. - 48. - Issue SI. - 2023.

33. Mrna D., Hruz M. New approach to defining the term Space Traffic Management based on linguistic analysis // Transportation Research Procedia. - Volume 55. - 2021.

Opwr: «Space Traffic Management is a process of control, monitoring and coordination of space traffic with a view to achieve safe operational environment without collisions and interference and with reliable collision avoidance system for space traffic accessing orbit, operating on orbit or returning back to atmosphere».

AfPAPHQE M 3EMEnbHQE nPABO. 2023. № 8(224)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. The ISS dodged space debris five times in 2022. - Text : electronic // IZVESTIA, March 14, 2023. - URL: https://iz.ru/1482885/video/mks-za-2022-god-piat-raz-uklonialas-ot-kosmicheskogo-musora (accessed: 05/03/2023).

2. Accidental Collision of YunHai 1 -02. - Text : electronic // National Aeronautics and Space Administration, Orbital Debris Quarterly News, Volume 25, Issue 4, December 2021. - URL: https://orbitaldebris.jsc.nasa.gov/quarterly-news/pdfs/odqnv25i4.pdf (accessed: 03.05.2023).

3. Predicted near miss between Aeolus and Starlink 44. - Text : electronic // The European Space Agency, 03/09/2019. - URL: https://www.esa.int/esa_multimedia/images/2019/09/predicted_near_miss_between_aeolus_and_starlink_44 (accessed: 03.05.2023).

4. Mandl V. Das Weltraum-Recht. Ein Problem der Raumfahrt // J. Bensheimer Verlag. - Mannheim, Berlin, Leipzig, Germany. - 1932. - 48 p.

5. Lyall F., Larsen P.B. Space Law A Treatise // Ashgate Publishing Limited, U.K. - 2009. - 596 p.

6. Verspieren Q. Historical Evolution of the Concept of Space Traffic Management Since 1932: The Need for a Change of Terminology // Space Policy, Volume 56, 2021.

7. Pepin E. Legal problems created by the Sputnik // McGill Law J. 4. - 1957.

8. Haley A. G., Prinz von Hannover W. H. First Colloquium On the Law of Outer Space // the Hague 1958, Proceedings. - Wien: Springer, 1959.

9. Haley A. G., Prinz von Hannover W. H. Second Colloquium On the Law of Outer Space // London 1959, Proceedings. - Wien: Springer, 1960.

10. A/AC.98/2. - URL: https://www.unoosa.org/pdf/reports/ac098/AC98_002E.pdf (date of initiation: 06/05/2023).

11. Jakhu R. S., Dempsey P.S. Routledge Handbook of Space Law // Abingdon: Routledge. - 2016. - 388 p.

12. Perek L. Traffic Rules for Outer Space // 25 IISL Proceedings. - 1982.

13. Contant-Jorgenson C. Space Traffic Management / Contant-Jorgenson C., Lála P., Schrogl K.-U. // International Academy of Astronautics. - Paris : International Academy of Astronautics, 2006. - 96 p.

14. International Space Cooperation. Addressing challenges of the new millennium // Report of an AIAA, UN/OOSA, CEAS, CASI Workshop. - March 2001.

15. Hitchens T. Debris, Traffic Management, and Weaponization: Opportunities for and Challenges to Cooperation in Space // The Brown Jou rnal of World Affairs 14. - No. 1. - 2007.

16. Yehia J.A., Schrogl K.-U. European regulation for private human spaceflight in the context of space traffic management // Acta Astronautica. - Volume 66. - Issues 11-12. - 2010.

17. Tronchetti F. Fundamentals of Space Law and Policy // Springer New York, NY. - 125 p.

18. von der Dunk F.G. Space Traffic Management: A Challenge of Cosmic Proportions // Proceedings of the International Institute of Space Law 2015. - Vol.

58. - 2016.

19. Kyriakopoulos G.D. Long-term Sustainability of Outer Space Activities: International cooperation as a fundamental basis for a comprehensive space traffic management regime // McGill. URL: https://www.mcgill.ca/iasl/files/iasl/5a_george_kyriakopoulos_-_stm-coop.pdf (accessed: 06/05/2023).

20. Stubbe P. A gradual approach towards space traffic management: The contribution of UNISPACE+50 // Acta Astronautica. - Volume 152. - 2018. -

21. Space Traffic Management. Final Report // International Space University. - Summer Session Program 2007, Beijing, China. - URL: https://isulibrary.isunet.edu/doc_num.php?explnum_id=99 (date of address: 02/04/2023).

22. Kolosov Yu.M. Struggle for peaceful space. - 2nd ed. // M.: Statut, 2014. - 176 p.

23. Skinner M.A., Oltrogge D., Strah M., Rovetto R.J., Lacroix A., Kumar A. K. A., Grattan K., Francillout L., Alonso I. Space traffic management terminology // Journal of Space Safety Engineering. - Volume 9. - Issue 4. - 2022.

24. Wang G. Space Traffic Management and the governance of space activities // Legal Subcommittee: 2015. - Fifty-fourth session, 13-24 April 2015. -IISL/ECSL Symposium on "Space Traffic Management". - URL: https://www.unoosa.org/pdf/pres/lsc2015/symp-05.pdf (accessed: 04/03/2023).

25. Rongier I. International Association for the Advancement of Space Safety. Space Safety and Space Traffic Management // Legal Subcommittee: 2015. -Fifty-fourth session, 13-24 April 2015. - IISL/ECSL Symposium on "Space Traffic Management". - URL: https://www.unoosa.org/pdf/pres/lsc2015/symp-03.pdf (accessed: 04/03/2023).

26. Johnson N.L. Space traffic management concepts and practices // Acta Astronautica. - 55. - 2004.

27. Tüllmann R. et al. On the implementation of a European Space Traffic Management System. // DLR GfR. - 2017.

28. Bonnal C., Francillout L., Moury M., Aniakou U., Perez D., Mariez J., Michel S. CNES technical considerations on space traffic management // Acta Astronautica. - Volume 167. - 2020.

29. Space Policy Directive-3, National Space Traffic Management policy, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidentialactions/space-policy-directive-3-national-space-traffic-management-policy / (accessed 03.04.2023).

30. Frandsen H.O. Looking for the Rules-of-the-Road of Outer Space: A search for basic traffic rules in treaties, guidelines and standards // Journal of Space Safety Engineering. - Volume 9. - Issue 2. - 2022.

31. Joint Communication to the European Parliament and the Council: An EU Approach for Space Traffic Management; an EU contribution addressing a global challenge // European Commission and High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy. - 15 Feb. 2022. - JOIN(2022) 4 final.

32. Masson-Zwaan T., Zhao Y. Towards an International Regime for Space Traffic Management // Air and Space Law. - 48. - Issue SI. - 2023.

33. Mrna D., Hruz M. New approach to defining the term Space Traffic Management based on linguistic analysis // Transportation Research Procedia. - Volume 55. - 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.