УДК 332
С.А. Огудин К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ
СОВРЕМЕННОЙ ТУРИСТИКИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам терминологии в области современной тури-стики. Рассмотрены термины, отличающиеся по уровню и масштабу охвата рынка. Предложены трактовки терминов, основанные на обобщениях достижений науки тури-стики, соотнесены с системным подходом к пониманию региона и отражают современные тенденции развития отрасли туризма.
Ключевые слова: туристика, регион, развитие отрасли туризма, системный подход.
Sergey Ogudin TO THE QUESTION OF TERMINOLOGY
IN THE FIELD OF MODERN TOURISM
Abstract. The article is devoted to the questions of terminology in the field of modern tourism. Considered the terms that differ in the level and scale of market coverage. Proposed interpretation of the terms, based on generalizations of science hiking, which is correlated with systematic approach to understanding of the region and reflect modern tendencies of development of the industry of tourism.
Keywords: tourism, region, development of the tourism industry, a system approach.
Условия глобальной конкуренции, ускоряющиеся информационные и коммуникационные потоки, меняющиеся условия бизнеса сказываются на структуре национальной экономики, значении разных отраслей. В этом контексте обращает на себя внимание отрасль современного туризма. В последние годы она демонстрирует достаточно значимые успехи. Так, расходы только на туризм в 2012 г. составили 12 % валового продукта, 8 % общего мирового экспорта и 30-35 % торговли услугами [1]. В декабре 2012 г., по данным Всемирной торговой организации, в мире был зафиксирован миллиардный турист, тогда как 80 лет назад, по данным той же организации, более 80 % жителей мира никогда не выезжали за пределы своей родины [2].
Растущий интерес населения к туризму связан с рядом обстоятельств: упрощением условий для перемещения по миру, ростом благосостояния, появлением новых видов туризма и новых тур-маршрутов, активизацией маркетинговой деятельности и т.д. В связи с этим новый импульс дель-нейшего развития получила туристика как прикладное направление науки о туризме. Гипотеза о ту-ристике впервые была сформулирована в 1998 г. В.А. Квартальновым, В.С. Преображенским и И.В. Зориным [7].
Наряду с важностью совершенствования практики туристской деятельности, требуется развитие теоретических основ самой науки - туристики. Как любая наука, она с течением времени развивается: появляются новые термины, а используемые определения наполняются новым содержанием.
Поскольку отрасль туризма имеет совершенно конкретные проявления на каждой территории, имеет смысл начать рассмотрение отдельных понятий туристики с трактовки таких терминов, как «регион» и «туристский регион». Существуют разные подходы к определению понятия «регион» как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, что говорит о сложности данного явления и объясняется плюрализмом методологии современных исследований. Впервые термин «регион» употребил академик Н.Н. Некрасов в 1975 г., выделив на территории СССР макрорегионы, или зоны (Поволжье, Сибирь, Дальний Восток и др.), в состав которых включались и отдельные регионы [5]. Чаще всего при трактовке понятия «регион» используются административный, территориальный и географический подходы. С одной стороны, регион - это административно-хозяйственная единица (территория), например, район, область, край, с другой - экономико-географическое
© Огудин С.А., 2014
образование (часть территории страны с однородными природными условиями и специфической направленностью развития производительных сил), с третьей - группа соседних государств с общими историческими традициями и взаимосвязанной экономикой [6].
Как территорию, часть территории страны, территориально специализированную часть народного хозяйства страны, территориальное образование рассматривают регион Н.Н. Некрасов,
A.И. Добрынин, С.А. Щемелин, О.В. Кругликова, М.В. Степанов, В.И. Видяпин, Г.В. Гутман,
B.В. Кистанов, Н.В. Копылов и другие, также такое видение зафиксировано в документах Европейского Союза [9]. Административный подход, при котором регион понимается как единая территория, административно-территориальное образование, административно-хозяйственная единица, любая самостоятельная в хозяйственно-экономическом и административном отношении территория, начиная от сельской территории и заканчивая крупными народнохозяйственными комплексами, субъект федерации, либо объединение нескольких субъектов, характерен для взглядов В.Н. Лок-сина, А.Н. Швецова, Ю.А. Корчагина, А.П. Градова, Б.И. Кузина, М.Д. Медникова, А.С. Соколи-цына, А.С. Маршаловой, А.С. Новоселова, В.Н. Коган, Ю.Н. Гладкова, А.И. Чистобаева и др. [9].
Однако в последнее время все чаще регион рассматривается как целостная система. Регион как сложную социально-экономическую систему, которая имеет сложные системные объекты и социально-экономическое поле, описывают Л.Т. Шевчук, Ю.Д. Денисов, Л.А. Савельев, И.М. Бусыгина, В.С. Бильчак, В.Ф. Захаров. По мнению Л.Д. Казаченко, в настоящее время понимание региона в качестве системы можно считать общепринятым [8]. На наш взгляд, понятие «регион» можно определить как управляемую социально-экономическую систему, исторически существующую на определенной территории, имеющую четкие границы и развивающуюся посредством воспроизводства продукта в различных отраслях экономики в направлении повышения благосостояния населения.
В научной литературе уже достаточно давно используется понятие «туристский регион». Значительный вклад в развитие учения о туристских регионах внесли такие исследователи, как А.Ю. Александрова, А.В. Даринский, Ю.Д. Дмитревский, И.В. Зорин, Т.А. Ирисова, Н.С. Миро-ненко, Д.В. Николаенко, А.А. Романов, А.М. Сазыкин и др. Исходя из определения региона как такового и с учетом особенности отрасли туризма, в современной туристкой науке сделано много попыток дать определение понятия «туристский регион». Практически все авторы ссылаются в своих исследованиях на Всемирную туристскую организацию, определяющую туристский регион как территорию, которая располагает большой частью специализированных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха или оздоровления [11].
Отечественные исследователи под туристским регионом понимают цель путешествия и туристский продукт [2], четко определенную территорию с конкретными географическими границами, обладающую неким набором туристических ресурсов, а также соответствующей туристской инфраструктурой и системой управления туризмом; территорию, располагающую востребованными тури-стско-рекреационными ресурсами и предлагающую конкурентоспособные туристские услуги, способствующие воспроизводству социальных и экономических процессов обеспечения жизни населения [10].
В своих исследованиях В.Б. Бессонова [2] наряду с термином «туристский регион» использует понятие «туристский район», который определяет как территорию, обладающую определенными признаками аттрактивности, обеспеченную туристской инфраструктурой и системой организации туризма. Такое определение термина «туристский район» близко по значению понятию «туристский регион», и, на наш взгляд, их можно считать тождественными.
В исследованиях Н.А. Шимина и В.К. Киптенко большое внимание уделяется процессу управления туристским регионом. Так, в работе Н.А. Шимина «Новый подход к трактовке понятия туристический регион» географический подход к определению термина «туристский регион» до-
полняется такой важной составляющей, как «система управления туристским регионом» [12]. Действительно, само по себе наличие ресурсов и инфраструктуры не дает возможности говорить о развитии отрасли, имеющимся потенциалом необходимо умело управлять. Обобщая имеющиеся точки зрения и опираясь на системный подход, можно сформулировать следующее определение понятия «туристский регион». Туристский регион - это управляемая социально-экономическая система, включающая в себя схожие по природно-климатическим и историко-культурным условиям туристские территории, предоставляющие туристские услуги, которая выступает как целостная конкурентоспособная единица туристского рынка.
Двигаясь от общего к частному, от понятия «регион» к понятию «туристский регион», нельзя обойти вниманием один из ключевых компонентов термина - туристская территория. В туризмо-логии туристскую территорию определяют как вид комплексного туристского ресурса - географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона, с указанием в кадастрах и иных видах документации и введением режима приоритетного целевого функционирования и развития туризма [4]. Туристская территория, по нашему мнению, это исторически сложившаяся местность с условными границами (часть туристского региона), где существует социально-экономическая система, производящая управляемый туристский продукт посредством эксплуатации/использования имеющихся ресурсов, которая таким образом формирует туристско-рекреационную подсистему, развивающуюся как конкурентоспособная единица на региональном и национальном рынке туристских услуг.
Изучение проблем региональной экономики, маркетинга территорий привело к необходимости использования понятия «туристская дестинация». Сам термин «дестинация» как место назначения (исходя из перевода с англ. destination), появился в словаре по туризму еще в середине XIX в., а с конца ХХ в. стал официально использоваться Всемирной туристской организацией (ВТО). Подход ВТО к пониманию термина «туристская дестинация» как физическому пространству, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночевкой, которое включает туристские продукты, такие как услуги и аттракции, и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия, имеет физические и административные границы, определяющие способ его управления, образы и перцепции, определяющие его рыночную конкурентоспособность, широко используется отечественными экономистами. Европейская Комиссия определила туристскую дестинацию как территорию, которая отдельно идентифицируется и поддерживается для туристов как место посещения и в рамках которой туристический продукт координируется одним или несколькими заведениями (власть) или организациями [3].
В Словаре путешествия, туризма и гостеприимства под туристской дестинацией понимаются страны, регионы, города и другие территории, которые привлекают туристов, являются главными местами локализации туристической деятельности, потоков туристов и их расходов; места максимальной концентрации выдающихся туристических памятников, средств размещения, питания, развлечений, других услуг и экономического, социального и физического воздействия туризма. В зарубежной литературе туристская дестинация определяется как географическая территория, обладающая привлекательностью для туристов (Н. Лейпер), место, посещение которого формирует туристический спрос и способное предоставить путешественникам различные впечатления, опыт и эмоции (А. Сон, П. Пирс), место назначения или целевой регион, место для загородных прогулок (В. Альт-хоф), пункт «кристаллизации туристского спроса» (К. Каспар) [13].
В отечественной литературе туристская дестинация трактуется по-разному. В одних определениях основное внимание уделяется территориально-географическому признаку: туристская дес-тинация - это место (местность), имеющее реальную или умозрительную границу (физическую, по-
литическую, географическую, рыночную), которое посещают туристы (Т.А. Себекина), место, обладающее туристским потенциалом (А.Ю. Рябуха), место, которое конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки (С.С. Николаев), место или территории, имеющие определенные границы, объединенные географически и исторически в одно туристское пространство и привлекающие туристские потоки за счет собственных аттрактивных возможностей (Л.В. Дубиничева и В.С. Орлова), место, имеющее реальную или умозрительную границу, такую как физическая граница, политическая граница или рыночная граница, привлекающее туристские потоки за счет собственных аттрактивных возможностей (Е.Г. Аленова), территория туристического назначения (В.К. Киптенко), любая территория, по направлению к которой перемещаются туристы с намерением ее посещения в качестве цели своей поездки (Е.А. Машкович). В других определениях наряду с территориально-географическим признаком и признаком аттрактивности учитываются возможности реализации туристского потенциала: туристская дестинация - это некая социально-географическая местность, которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки и которая располагает всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений (Э.Н. Павлова), географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов (В.С. Боголюбов, В.П. Орловская), территория, на которой интенсивно производится и потребляется совокупность туристических продуктов, сконцентрированная во времени и в пространстве, разработанная на базе туристических ресурсов и инфраструктуры данной территории (А.Ф. Горохов), географическая территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов, удовлетворяющая следующим условиям: наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов, причем такого качества, которое турист ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт; наличие информационных систем, которые являются необходимым инструментом деятельности дестинации на туристском рынке (М.А. Морозов).
В самом широком смысле этот термин понимается как система: туристская дестинация - это целостный системный объект: территориальная рекреационная система, целевая функция которой -быть ареной рекреационной деятельности людей [7]. Несмотря на то, что этимология слова требует определять термин «туристская дестинация» как территорию (место), куда направляется путешественник, развитие сферы туризма позволило наделить это понятие дополнительным содержанием, характеризуя дестинацию как территорию, обладающую необходимой инфраструктурой гостеприимства, удовлетворяющей разные потребности туристов, управляемой таким образом, чтобы обеспечить устойчивое воспроизводство туристского спроса. Поэтому туристскую дестинацию следует рассматривать как комплексное явление, включающее наряду с туристскими аттракциями, туристскую инфраструктуру, сервис, целенаправленную систему управления [11].
Понятия «туристская территория» и «туристская дестинация» схожи. И в том, и в другом случае предполагается наличие туристских объектов. Вместе с тем, между этими понятиями есть различие. Если на туристской территории создана и функционирует вся необходимая система туристской инфраструктуры, которая дает возможность принимать туристов и успешно продавать им качественный турпродукт, такую туристскую территорию может считать дестинацией. Всякая туристская территория в результате эффективного социально-экономического развития может стать туристской дестинацией. Таким образом, «туристская дестинация» - это определенная туристская территория, обладающая туристской аттрактивностью, ключевыми конкурентными преимуществами в виде развитой инфраструктуры и сервиса, что обеспечивает поддержание устойчивого туристского потока и управляется с целью получения стабильной доли дохода в структуре валового регионального продукта от туризма.
Кроме вышерассмотренных терминов в научной литературе можно встретить понятия «туристская зона» и «туристское направление». На наш взгляд, туристская зона - это часть туристской территории или туристской дестинации, которая определяется спецификой туристских ресурсов и соответствует определенному виду туризма, например, экологическому, культурно-познавательному, промышленному, событийному и др. Туристское направление - это страна или совокупность стран, обладающих схожими природно-климатическими и историко-культурными условиями, имеющих сформированный туристский бренд и популярных среди населения планеты в том или ином виде туризма. Рассмотренные термины отличаются по уровню и масштабу охвата рынка. Соответствие терминов уровням социально-экономической системы и степени охвата рынка, начиная от самого малого по масштабу и нижнего по уровню до самого высокого по уровню и широкого по охвату понятия, представлено на рисунке.
Рис. Соответствие основных туристских понятий уровням социально-экономической системы
и масштабу охвата рынка
Осталось определиться с понятиями внутреннего, въездного и международного въездного туризма. Понятие «внутренний туризм» используется, когда в качестве туристов выступают жители данного региона. Потребляя туристские услуги, они пополняют бюджет своего региона. Понятие «въездной туризм» используется, если в качестве туристов выступают жители других регионов, которые путешествуют в соседние регионы и отдаленные регионы страны, и, потребляя туристские услуги, пополняют бюджеты других регионов. При международном въездном туризме в качестве туристов выступают жители зарубежных стран.
Подводя общие итоги, следует отметить, что туристская терминология в процессе развития отрасли туризма и туристики совершенствуется, претерпевая определенные изменения. Выше было представлено авторское осмысление базовых терминов туристики. Предложенные трактовки терминов основаны на обобщениях достижений науки туристики, соотнесены с системным подходом к пониманию региона и отражают современные тенденции развития отрасли туризма.
Библиографический список
1. Аленова Е.А. Организационно-экономический механизм формирования туристской территории на примере Южного Подмосковья: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2006.
2. Бессонова В.Б. Туристский регион: содержание и границы понятия (на примере анализа туристской учебной литературы) / Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/bessonova2.htm
3. Боголюбов В. С. Экономика туризма / В. С. Боголюбов [и др.]. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
4. Глоссарий туризмологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/ gl_sch2.cgi?R1dSzwoxyxqol!zxrzjo
5. Горохов А.Ф. Методические положения по формированию бренда туристической дестинации // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3/4 (19/20).
6. Градов А.П. Региональная экономика / А.П. Градов [и др.]. - СПб.: Питер, 2003. - 221 с.
7. Зорин И.В. Обзор России как туристской дестинации // Вестник РМАТ. - 2013. - № 1(7). - С. 5-10.
8. Информационный портал «Турпром» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tourprom.ru/
9. Казаченко Л.Д. Регион как объект научного исследования // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - №3.
10. Камилова З.М. Механизм формирования интегрированной системы управления устойчивым развитием регионального туристского комплекса: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Махачкала, 2011.
11. Туристский регион: содержание и границы понятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.life-zona.ru/forum/index.php?showtopic=1595
12. Шимин Н.А. Новый поход к трактовке понятия «туристский регион» // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/ uecs-24-242010/item/281--q-q
13. Son A., P.L. Pearce. Multi-faceted image assessment: International students' views of Australia as a tourist destination. Journal of Travel & Tourism Marketing. 2008. №18 (4). Pp.21-35.