Хуринов Г.А.
К вопросу о теоретико-правовом аспекте понятия и сущности миграции
История цивилизации связана с внутри- и межконтинентальными миграциями населения. Они известны с глубокой древности и носят всеобщий характер. Миграция проявлялась во многих формах: внутренней и внешней, она была свойственна как мирному, так и военному времени, а по своим масштабам в периоды локальных и мировых войн значительно превосходила великие переселения народов.
В начале XXI века наблюдается интенсивное расширение миграционных потоков, а феномен миграции становится одним из составляющих факторов всех глобальных проблем. Данное обстоятельство потребовало разработки новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов всех международных исследователей, интересующихся регулированием миграционных процессов.
Этимология термина «миграция» восходит к латинскому слову «migration». Слово «migration» означает пространственное перемещение, переход, передвижение, переселение. Таким образом, субстанциональная сущность миграции выражена в динамическом пространственном движении [1, с. 134-135].
Вместе с тем современное значение данного термина намного шире. Он применяется для обозначения социально-экономических и социально-политических явлений, которые неоднозначны как по характеру, так и по обусловливающим факторам и последствиям.
В собственном смысле слова, миграция - совокупность перемещений с целью перенести место пребывания кого-либо.
Однако в научной литературе чаще используется трактовка миграции как перемещения, связанного с изменением места постоянного проживания. В этой связи мигрантами можно называть группу людей, покинувших место своего постоянного проживания по экономическим, политическим, социальным или другим причинам.
Вопросы миграции, миграционных процессов и отношений все чаще становятся предметом пристального внимания ученых разных стран и в различных областях гуманитарного знания. Уже разработаны различные подходы к этой проблематике, определены основные дефиниции и термины в социологии, демографии, экономике и политологии. Однако в правовой науке и законодательстве еще не выработано четкого и единого концептуального определения понятий «миграция», «миграционная политика» и «принципы миграционных отношений».
На наш взгляд, уровень разработанности понятийного аппарата, отражающего определенное общественное явление, в значительной мере зависит от продолжительности и качества проводимых исследований, а также его практической необходимости.
Миграционные правовые отношения представляют собой такие отношения, которые возникают между участниками миграционного процесса по поводу реализации их прав и обязанностей, связанных с въездом в страну, выездом из страны, пребыванием и проживанием на ее территории. Основой миграционных правоотношений в Российской Федерации являются права и свободы человека, закрепленные международными правовыми документами, Конституцией Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере миграции.
Как представляется, на более высоком уровне обобщения термин «миграция населения» может подразумевать не только акт перемещения отдельного человека или относительно многочисленных групп людей, но и территориальное движение этнических совокупностей народов и национальных общностей [2, с. 5].
В науке существуют различные типологии миграционного движения, иногда значительно различающиеся по форме и составляющим. Наиболее общие классификации миграционного движения основываются, как правило, на пространственно-временных составляющих, в которых основным критерием можно считать изменение постоянного места жительства с учетом его временных сроков.
Одним из критериев, по которым классифицируется миграция, является причинный. В соответствии с ним миграция подразделяется на три основных типа - добровольная, вынужденная и принудительная. Первая связана с добровольным принятием индивидом или социальной группой решения о миграции. Вынужденная миграция вызвана военными, политическими преследованиями на этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства. Принудительной миграцией (депортацией) можно считать насильственные переселения людей. И, соответственно, необходимо определить дефиниции, которые помогут выявить понятие миграции.
Вынужденная миграция - территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования либо реальной возможности подвергнуться насилию и преследованию, а также экстраординарных обстоятельств экономического, природного, техногенного или другого характера [3].
В международных правоотношениях, по нашему мнению, нет единого подхода к терминологии в сфере миграции. Так, в международных документах используются такие категории, как «беженец», «лицо, перемещенное внутри страны», «временный переселенец» и др.
Категория «беженец» является строгим термином, т.е. его содержание определяется в соответствии с принципами общего международного права. При обыденном употреблении он более широк и менее ограничен, обозначая любого, кто бежит, кто стремится спастись от обстоятельств естественного или личного характера, которые он считал нетерпимыми. Куда бежит человек - неважно: речь идет о бегстве от несвободы и от опасности. Причин для бегства также может быть множество: это и угнетение, и угроза для жизни или свободы, преследования, лишения, чудовищная нищета, война или гражданский конфликт, стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, засуха, голод. Обыденное значение слова «беженец» подразумевает, что заинтересованному лицу возможно и должно оказать помощь и при необходимости защищать от причин, вызвавших бегство, и от его последствий. Поэтому из категории беженцев нередко исключаются «беглецы» от правосудия - лица, спасающиеся от уголовного преследования за нарушение общего, не имеющего политического аспекта закона.
В 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека в качестве «основы свободы, справедливости и всеобщего мира». Согласно Всеобщей декларации все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, «без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения...». Особенно актуально тема защиты прав человека стала звучать в отношении беженцев и других категорий мигрантов.
После принятия Женевской конвенции по беженцам и Протокола к ней было официально провозглашено право на получение убежища вынужденным мигрантам. Моральные и юридические права беженцев были подкреплены созданием таких организаций, как ООН и Совет Европы. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. обеспечила людям право искать и получать убежище, а Конвенция 1951 г. узаконила принцип, согласно которому никого нельзя возвращать в страну, где жизнь и свобода человека могут оказаться под угрозой.
Определение понятия «беженец», содержащееся в Федеральном законе «О беженцах», в основном совпадает с дефиницией, данной в Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев.
Г оворя о проблеме вынужденного переселения, нельзя не сказать еще об одной категории вынужденных мигрантов, не пересекающих государственных границ и мигрирующих в пределах своих стран, - «внутренне перемещенных лицах». В Российской Федерации для обозначения подобной категории мигрантов существует определение «вынужденные переселенцы». Ведь зачастую внутренне перемещенные лица страдают нисколько не меньше беженцев: многие из них теряют здоровье, жилье и имущество, терпят моральные страдания и лишения. В дальнейшем некоторые из внутренне перемещенных мигрантов представляют собой определенный потенциал для дальнейшей миграции и перехода в перечисленные выше категории вынужденных мигрантов.
Термин «вынужденный переселенец» впервые появился в российской правовой системе после принятия в 1993 г. Закона РФ «О вынужденных переселенцах». Это произошло после подписания государствами - участниками СНГ 24 сентября 1993 г. в Бишкеке Соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. С этого времени правовая категория «вынужденный переселенец» приобрела международно-правовой характер.
В современных условиях на территории России происходит сохранение очагов вынужденной миграции. Нестабильность обстановки в таких регионах, как Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, приводит к потоку перемещенных лиц. Исход из Северо-Кавказских республик русского населения естественно ведет к этническому, экономическому и, в перспективе, национальнотерриториальному их обособлению, создает угрозу территориальной целостности Российской Федерации и обострению общественно-политической обстановки на Юге России [4]. Данная проблема приводит к необходимости четкого определения как субъектного состава миграционных отношений, так и собственно уяснения термина «миграция».
По нашему мнению, вынужденная миграция - совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по не зависящим от них причинам и вопреки их желанию (стихийные бедствия, экологические катастрофы, военные действия, нарушение основных прав и свобод граждан).
Современная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения.
Исследования по обоснованию терминологии и классификации определений миграции населения в разное время проводились различными учеными [5; 6; 7; 8]. В обобщенном виде проведенные исследования можно выделить в три группы определений миграции населения.
В настоящее время научное обсуждение термина «миграция» продолжается. Так, по мнению Т.Я. Хабриевой, понятие «миграция» связано только с причинами пространственных перемещений, их длительностью и предполагает пересечение лицом пространственных границ, т.е. в этих понятийных рамках должна быть дифференциация. Иначе, если мигрантом будет признаваться всякое лицо, осуществляющее любое перемещение, то использование данного определения в тексте законодательных актов будет затруднено.
В этой связи В.М. Баранов обосновывает две точки зрения на «миграцию»: в общем виде - как «территориальное перемещение людей (потоков людей) в физическом пространстве с целью поиска лучших условий жизни»; и применительно к сфере правового регулирования - как «совокупность правоотношений преимущественно контролируемого государством территориального перемещения людей, связанного с поиском лучших условий жизни и в большинстве случаев влекущего обретение нового правового статуса» [9, с. 11; 10, с. 44-49].
Обобщая ряд подходов, М.Л. Тюркин предлагает понимать под миграцией совокупность правовых нормативных отношений при проектировании и территориальном перемещении людей, обусловленную их государственным регулированием, реализацией личных и общественных интересов и, как правило, влекущую приобретение ими нового правового статуса [11, с. 24-25].
Из вышеизложенного следует, что миграция населения представляет собой достаточно сложное и неоднозначное общественное явление и как правовой институт находится на стадии законодательного генезиса.
Вместе с тем подходы к ее классификации также разнообразны и неоднозначны.
При этом в определении миграции, по мнению ряда исследователей, присутствует признак «изменения правового статуса». Этот признак, в частности, выделяют такие авторы, как П.П. Баранов, А.А. Контарев, В.В. Поздеев. Они дают следующее определение миграции: «...должны признаваться такие территориальные перемещения лиц, которые касаются изменения их правового статуса» [12]; «.территориальное перемещение людей, влекущее изменение их правового статуса, подтвержденного в установленном порядке, в результате въезда на территорию Российской Федерации. либо выезда из Российской Федерации» [13].
На наш взгляд, данные дефиниции подходят только для таких категорий мигрантов, как: иностранные граждане; лица без гражданства; беженцы; лица, ищущие убежище; вынужденные переселенцы. Для граждан России, не имеющих статуса вынужденных переселенцев, но совершающих перемещение по территории России, а также иностранных граждан, имеющих вид на жительство, по нашему мнению, изменения в правовом статусе не происходят, так как один из основных принципов, закрепленных в международных договорах и законодательстве России, - это право на свободу передвижения. Пересекая территориальные образования Российской Федерации, граждане России и иностранные граждане, имеющие вид на жительство, своего правового статуса могут и не менять, но, по нашему мнению, они все равно относятся к категории мигрантов. А миграция населения из различных регионов по всевозможным основаниям является одним из приоритетных направлений российской миграционной государственной политики. Именно это создает сложность в правовом определении понятия «миграция».
Исходя из вышеизложенного можно предложить авторскую дефиницию понятия «миграция». Миграция - это совокупность общественных отношений, возникающих в связи с территориальным перемещением людей, обусловленных государственным регулированием, в ряде случаев для определенных категорий лиц сопровождаемых изменением их правового статуса.
Вместе с тем автор не претендует на истину в последней инстанции, а только приглашает своих оппонентов к диалогу.
Литература
1. Ракова И.В. Миграция и миграционное движение: проблемы дефиниции // Северо-Кавказский юридический вестник. 2002. № 1.
2. Топилин А.В. Взаимодействие этномиграционных процессов и их последствий: Автореф. ... дис. докт. эконом. наук. М., 1993.
3. Витвицкая С.С., Кашуба Ю.А., Перекрестов В.Н. К вопросу о профилактике конфликтных ситуаций с участием беженцев, вынужденных переселенцев, внутренне перемещенных лиц. Ростов н/Д, 2001.
4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации. 2003 г. № 256-р // www.govemment.ru
5. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Вып. 5. Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001.
6. Староверов В.И. Социально-демографические проблемы деревни. М., 1975.
7. Хомра А.У. Определение и классификация форм миграции населения // Демографические тетради. Киев, 1974. Вып. 9.
8. Хомра А.У. Миграция населения: вопросы теории, методики исследования. Киев, 1979.
9. Хабриева Т.Л. Основные направления развития миграционного законодательства // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2004.
10. Баранов В.М. Незаконная миграция в современной России: понятие, виды, эффективность противодействия // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2004.
11. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Прудникова, М.Л. Тюркина. М., 2006.
12. Баранов П.П., Контарев А.А. Систематизация миграционного законодательства России: проблемы и пути решения // Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: политические, юридические и правоохранительные аспекты. Ростов н/Д, 2007.
13. Поздеев В.В. К вопросу о совершенствовании законодательства Российской Федерации в сфере миграции // Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: политические, юридические и правоохранительные аспекты. Ростов н/Д, 2007.