Научная статья на тему 'К вопросу о теоретической сущности гражданского общества в современных условиях'

К вопросу о теоретической сущности гражданского общества в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
839
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / государство / гражданин / гражданские права / гражданская активность / civil society / state / citizen / citizen rights / civic engagement

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бюрчиева А. А., Убушиева А. Н., Ходыков Д. В.

В данной статье рассмотрены основные подходы к определению «гражданскогообщества», существующие в современной научной литературе. В статье выделены проблемы иособенности становления и формирования гражданского общества в РФ, а также предложены механизмывоздействия на активность российских граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE THEORETICAL ESSENCE OF CIVIL SOCIETY IN MODERN CONDITIONS

This article describes the main approaches to the definition of «civil society» that exist in the current scientific literature. There are identified problems and peculiarities of formation and development of civil society in the Russian Federation, and also provides leverage on the activity of Russian citizens in the article.

Текст научной работы на тему «К вопросу о теоретической сущности гражданского общества в современных условиях»

№ 2(27), 2013 г.

БЮРЧИЕВА А. А., УБУШИЕВА А. Н., ХОДЫКОВ Д. В.

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

TO THE QUESTION OF THE THEORETICAL ESSENCE OF CIVIL SOCIETY IN MODERN

CONDITIONS

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные подходы к определению «гражданского общества», существующие в современной научной литературе. В статье выделены проблемы и особенности становления и формирования гражданского общества в РФ, а также предложены механизмы воздействия на активность российских граждан.

Ключевые слова: гражданское общество, государство, гражданин, гражданские права, гражданская активность.

Annotation: This article describes the main approaches to the definition of «civil society» that exist in the current scientific literature. There are identified problems and peculiarities of formation and development of civil society in the Russian Federation, and also provides leverage on the activity of Russian citizens in the article.

Keywords: civil society, state, citizen, citizen rights, civic engagement.

Тема гражданского общества находится в центре внимания исследователей различных наук: юристов, философов, социологов, политологов, экономистов, историков и др. Однако до сих пор нет единой четкой дефиниции гражданского общества, не существует согласия в определении концепции гражданского общества, отсутствует теоретическая ясность понятия гражданского общества. В научной литературе сложились разные подходы к периодизации развития идей и концепций гражданского общества, выделяются следующие периоды [1, с. 428-431; 2]

1. Начальный период (от античности до XYI-XVII вв.) - предыстория формирования концепции гражданского общества, которая определяет ее основные принципы и историко-философские предпосылки. Представления о «гражданском обществе» берут свое начало из идей платоновского общества-государства, аристотелевского полиса, цицероновского общества и т.д. У античных и средневековых мыслителей не было четкого разделения между обществом и государством, поскольку государственное, общественное и полисное означало, в сущности, одно и то же. Впервые термин «гражданское общество» упоминался в трудах Аристотеля, который вывел его от слова «гражданин», т.е. «общество граждан», свободных, образованных, умных и гордых.

2. Естественно-правовой период (XVII-XVIII вв.) - эпоха возникновения и развития идеи гражданского общества в концепции естественного права и общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др.). В соответствии с данными концепциями переход от естественного состояния (состояния человеческой жизни до того, как она приняла какие-либо организованные формы) к гражданскому сопровождается заключением общественного договора, на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. Содержание этих концепций можно выразить следующей схемой (рис. 1).

К Г ражданское

Естественное Общественный 'ч (общественное,

состояние договор У политическое)

V состояние

Рис. 1. Содержание концепций естественного права и общественного договора

Труды представителей этого периода были посвящены поиску оптимального варианта сочетания частных и всеобщих интересов, основанному на противостоянии между гражданским обществом, воплощающим частный интерес, и государством, воплощающим интерес общественный. Можно сказать, что научные воззрения вышеуказанных авторов носили «идеалистический» характер, так как был разрыв с реальностью того времени.

87

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

3. Институциональный период (XIX в. - первая четверть XX в.) является развитием и утверждением принципов и основ теории общественного договора и гражданского общества, разработанных ранее. Идеи гражданского общества и правового государства этого времени представлены в учениях Г. Гегеля, К. Маркса, А. де Токвиля и многих других выдающихся теоретиков. На данном этапе гражданское общество приобретает сущностный характер и представляет собой особую внегосударственную сферу общества. Так, А. де Токвиль становление гражданского общества связывает с формированием общин, на основе которых создаются гражданские ассоциации и объединения (религиозные, семейные, профессиональные и т.д.), охватывающие все сферы социальной деятельности. В представлениях Токвиля взаимодействие гражданских и политических институтов является основой для подлинной демократии. По К. Марксу гражданское общество - это буржуазное общество, основанное на частной собственности. Оно создается, в первую очередь, экономическими интересами в сфере труда, производства и обмена. В своих работах Г. Гегель разграничивает государство и гражданское общество, в его понимании гражданское общество - предшествующая ступень развития по отношению к государству. При этом оно оказывается автономным, не политическим явлением, неразрывно связанным с государством [1, С. 428 - 431].

4. Современный период (первая четверть XX в. - начало XXI в.). Проблемами гражданского общества в это время занимались Э. Арато, А. Грамши, Ю. Хабермас и др. На данном этапе гражданское общество перестает быть теоретическим представлением и получает свое практическое воплощение в системе устойчивых, общепринятых принципов, которые понимаются и разделяются его членами. На этой стадии разрабатываются различные формы реального гражданского общества. Гражданское общество играет роль связующего звена между личностью и государством, «частной» и «публичной» сферами, частными и общими интересами.

Дальнейшее развитие идеи о гражданском обществе приводит к образованию множества научных школ и течений.

Сегодняшние представления о гражданском обществе берут свое начало в учениях мыслителей эпохи Нового времени. Традиционно теоретическим базисом современных западных концепций о гражданском обществе принято считать L- и M-традиции, выделенные канадским политическим философом Чарльзом Тэйлором и введенные в российский оборот О. Хархординым [3]:

L - традицию, в основе которой заложены идеи таких мыслителей, как Дж. Локк, А. Фергюсон, Т. Пейн, также принято определять как англо-американскую. С точки зрения ее представителей возникновение гражданского общества и государства происходит одновременно как результат заключения общественного договора, основу которых составляют общее благо, счастье, удовлетворение потребностей людей. Они отождествляли понятие «гражданское общество» с понятиями «политическое сообщество» или «государство». В рамках L-традиции гражданин выступает как полноправный член общества, при этом он является частью целого коллектива, от деятельности которого зависит достижение общего блага. В англо-американской теории впервые была заявлена идея неотчуждаемых прав человека, нашедшая свое воплощение в дальнейшем развитии концепции гражданского общества.

М-традиция гражданского общества развивает взгляды Ш. Монтескье, Б. Констана, А. де Токвиля и считается континентально-европейской. Она представляет гражданское общество как совокупность самостоятельных ассоциаций граждан, которые выступают посредниками в отношениях между индивидом и государством и, в случае надобности, защищают свободу индивида от посягательства власти. Исходный пункт М-традиции - наличие сильного централизованного государства, от которого надо защищаться. В рамках данной концепции гражданское общество в результате заключения общественного договора появляется чуть раньше, нежели государство, в то время как в «L-традиции» наблюдается одновременное возникновение гражданского общества и государства.

Однако первая четкая формулировка тезиса об оппозиции гражданского общества и государства - это заслуга Г. Гегеля, который синтезировал в своей теории L- и M-традиции. Он рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные категории, при этом гражданское общество является предшествующей ступенью развития по отношению к государству, выступающему высшей формой организации. По мнению Гегеля, гражданское общество - это опосредованная трудом система потребностей, которая основывается на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такое общество фактически не существовало в эпоху античности и средневековья, а его возникновение связано с утверждением буржуазного строя. В понимании Гегеля гражданское общество - это сфера реализации особенных, частных интересов и целей индивидов, автономное, не

88

№ 2(27), 2013 г.

политическое явление, неразрывно связанное с государством, при этом в государстве выражена всеобщая воля граждан [4, с. 248].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблема понятия гражданского общества во многом определена сложной историей возникновения и последующего применения. Если первоначально оно обозначало общество, организованное в государство, то с трудов Дж. Локка, Ш. Монтескье и в особенности Ф. Гегеля гражданское общество и государство стали в теоретической традиции рассматриваться как принципиально различные институциональные сферы общественной жизни. Государство представлялось как политическая организация, осуществляющая власть и устанавливающая определенный порядок на территории страны. Под гражданским обществом подразумевалась совокупность добровольно сформированных общественных организаций и неполитических отношений, отражающих частные, групповые интересы. В XIX-XX вв. содержание этих понятий существенно расширилось, не выходя за рамки ранее сложившихся исторических представлений.

К настоящему времени сложились два подхода к определению гражданского общества:

1. «Сферный», который характеризует гражданское общество как особую внегосударственную сферу социума. Представителями этой точки зрения являются А. Кочетков, В. Смольков, В. Данченко, К. Варламов, В. Романов, В. Хорос, А. Воробьев, С. Крапивенский, С. Алексеев, Н. Белова, Л. Карпов, Е. Гуренко, О. Шкаратан, А. Арато, Дж. Коэн, А. Сейлс и многие другие. Они понимают под гражданским обществом «систему независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей» [5, с. 30].

2. Сторонники другого подхода рассматривают гражданское общество как определенный уровень развития общества в целом, отождествляемый с государством. Маркерами для характеристики общества выступают уровни его самоорганизации, особое качественное состояние общественных связей между людьми, независимость субъектов общественной жизни, наличие реальных гражданских прав и свобод, самореализация граждан и т.д. Представителями такого подхода являются П. Андерсон, А. Мигранян, А. Яковлев, Ю. Красин, А. Галкин, Л. Седов, Ю. Резник и др.

«Сферный» подход получил наибольшее распространение. Исследуя обширный материал научных представлений о гражданском обществе, можно представить несколько вариантов понимания сути гражданского общества:

1) Гражданское общество как внегосударственная общественная реальность, противостоящая государству. Согласно данной трактовке гражданское общество - это система внегосударственных отношений и институтов, выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности свободных, относительно независимых членов общества и гарантирующая человеку реализацию его неотъемлемых и неотчуждаемых прав (рис. 2).

Рис. 2. Гражданское общество как внегосударственная реальность

2) Гражданское общество как частная сфера жизни людей, их ассоциаций, отличная от государственной и общественной сфер (например, социальные движения). В рамках рассматриваемого подхода гражданское общество - это пространство, в котором социально-экономические интересы личности ставятся во главу всех общественных отношений. Другими словами, гражданское общество понимается как автономное и саморегулируемое социальное пространство, в котором четко выражены частные интересы индивидов (рис. 3).

89

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

гражданское

общество

Рис. 3. Гражданское общество как частная сфера

3) Гражданское общество как общественная (публичная) сфера, которая является посредником в отношениях между частной сферой и государством. В третьем случае гражданское общество понимается как относительно независимое от государства объединение людей, наделенное правом самоуправления в области социального взаимодействия между группами и институтами. В таком понимании основным является наличие публичной сферы, отличной от политической организации общества, т.е. от государства, и автономной по отношению к государству (рис. 4).

Если говорить о состоянии гражданского общества в современных условиях в России, то большинство ученых склоняются к мнению, что оно существует и функционирует, но находится на начальной стадии его формирования. Сдерживающим фактором становления гражданского общества выступает государство, которое по разным причинам и на разных этапах российских преобразований так и не сумело пока в полной мере стать лидирующим агентом в создании условий и среды для его более динамичного становления и развития [6, с. 143].

В качестве проблем, замедляющих процесс становления и формирования гражданского общества в РФ, хотелось бы выделить следующие:

1. Разделение российского общества и населения по разным направлениям («богатые и бедные», «центр и регион», «столица и провинция», «элиты и население», чиновники и все остальные; разделение по национальным, религиозным, культурным, поколенческим основаниям).

2. Отсутствие объединяющих ценностей (проблемы с доверием, солидарностью, уважением к жизни, личности и достоинству человека).

3. Фактическое отсутствие в стране среднего класса (нет массового социального слоя, удовлетворенного своим положением и обладающего возможностью и способностью выступать в качестве гаранта экономической и социально-политической стабильности в обществе).

4. Ведущим субъектом корпоративного государства стала бюрократия и сопутствующие ей теневые отношения (есть коррупционная составляющая).

5. Низкий уровень доверия к политикам (вынужденность приспособления к действиям властей, скепсис народа - электората в возможности влиять на их решения) [7, с. 54].

6. Слабая законодательная база, регламентирующая деятельность институтов гражданского общества [8, с. 149].

Рис. 4. Гражданское общество как общественная сфера

90

№ 2(27), 2013 г.

7. Низкий уровень активности, ограниченная самостоятельность и дееспособность общественных организаций [9].

8. На законодательном уровне не решен вопрос о механизме и источниках финансирования деятельности свободных ассоциаций граждан [10].

Таким образом, одной из главных особенностей становления и формирования гражданского общества является то обстоятельство, что «строительство институтов гражданского общества в России ведется «сверху», если иметь в виду, что естественный процесс формирования гражданского общества должен идти «снизу» [11].

С точки зрения перспектив развития институтов гражданского общества некоторые авторы считают, что наиболее эффективной теоретической основой построения гражданского общества в России может стать этатизм, который позволит укрепить статус государства и сформировать дееспособное, активное гражданское общество. По мнению С. Воробьева, государство должно формировать институты гражданского общества сверху и параллельно формировать благоприятную социальную среду, позволяющую проявить социальную активность и сформировать гражданское самосознание. Другой точки зрения придерживаются С. Туманов,

О. Шабров, которые считают, что гражданское общество нельзя строить, это может породить только искусственные конструкции типа «Единой России». И возникают тогда, действительно, не гражданское общество, а некие симулякры, видимость некой конструкции, которая к самоорганизации никакого отношения не имеет. Но ведь именно сфера самоорганизации обеспечивает потенциальную возможность развития любой системы управления, стабильность и условия для сферы самоорганизации в любой живой системе» [7, с. 52].

На наш взгляд, в деле решения этих проблем далеко не все определяется государством, многое зависит и от граждан, так как разнообразные формы их самоорганизации несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития.

В этой связи возникает вопрос, что и как нужно делать, чтобы скатализировать гражданскую активность. Для этого, как нам представляется, можно использовать такие рычаги, как:

- Проведение исследований общественных инициатив и настроений, социальных проблем.

- Поддержка мероприятий по повышению уровня гражданского образования и правовой культуры (поддержка образовательных проектов среди молодежи, содействие развитию навыков социального лидерства и т.п.).

- Стимулирование практики волонтерства (через создание проектов на образовательных площадках школ, вузов).

- Работа по повышению престижа общественной деятельности, демонстрация опыта позитивных достижений (поддержка продвижения результатов реализованных общественно значимых проектов в публичном пространстве).

- Создание низовых структур и механизмов, стимулирующих гражданское участие, в том числе среди молодежи (координационные и консультационные структуры, территориальное общественное самоуправление, фонды местных сообществ и т.п.).

- Организация прямого диалога и обратной связи с гражданами (телемосты, интернет-конференции, телефонные «прямые линии», общественные приемные).

- Содействие развитию некоммерческих организаций в качестве эффективного посредника между гражданами и органами власти (обеспечение социальной поддержки инициатив, организация обратной связи относительно дел, действий и достижений).

Задача данных мероприятий состоит в том, чтобы подхватывать низовые инициативы, способствовать их развитию, тем самым формируя мотивацию людей к проявлению гражданской активности.

1. Общая и прикладная политология: учебное пособие. / Под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М.: МГСУ. Изд-во «Союз». 1997. 992 с.

2. Багаев С. В. Становление и историческое развитие гражданского общества в России и мире // Интернетверсия независимого научно-популярного журнала «Право и Жизнь». 2009. J№ 131 (5). URL: http://www.kw-n-№.ш/агсЬ/131/131-24^сюэ.

3. Рожнева С. С. Политико-культурные традиции гражданского общества, влияющие на процесс модернизации современной России // Современные общественно-политические системы в условиях модернизации: состояние и перспективы развития: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием / Под общ. ред. О. С. Городниной. Орел, 2011. С. 250-260.

4. Рубаник С. А. Гражданское общество и государство в либеральной политико-правовой доктрине Н.М. Муравьева // Гражданское общество и правовое государство как факторы модернизации российской

91

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

правовой системы: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 11-12 декабря 2009 г. В 2. ч. Ч. I. СПб.: Астерион., 2009. С. 246-250.

5. Гаджиев К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. N° 7.

6. Баранов Н. А. Гражданское общество в российской цивилизации: опыт становления // Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций: материалы IV Международной научной конференции (Астрахань, 3-5 мая 2007 г.): в 2 ч. / отв. ред.: П. Л. Карабущенко, Л. В. Баева. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. Ч. 2. С. 141-145.

7. «Состоялось ли гражданское общество в России». Материалы «Круглого стола» прошедшего в апреле 2006 г. в Российской академии государственной службы при Президенте РФ // Социологические исследования. 2007. № 1. С. 48-55.

8. Яковлев Р Р Особенности формирования и функционирования гражданского общества в современной России // Вестник ВЭГУ. Философия. Социология. Политология. № 4 (48). 2010. С. 145-151.

9. Павленко Ю. С. Современное гражданское общество // Вопросы экономики. 2008. № 10. С. 96-107.

10. Рябев В. В. К вопросу о перспективах становления гражданского общества современной России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 1. URL: http://cvberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-perspektivah-stanovleniva-grazhdanskogo-obschestva-sovremennov-rossii.

11. Каннуников А. А. Особенности становления гражданского общества в России // Информационноаналитический журнал «Политическое образование». URL: http://www.lawinrussia.ru/blogs/anatolii-kanunnikov/ 2011/06/01/osobennosti-stanovleniva-grazhdanskogo-obshchestva-v-rossii.

КУЧКОВСКАЯ Н. В.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОАЛИЦИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ INTERACTION COALITION IN CIVIL SOCIETY

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы взаимодействия коалиций в гражданском обществе, выявлено влияние коалиций на формирование гражданского общества.

Ключевые слова: коалиции, взаимодействие, гражданское общество, модернизация, экономика, государство.

Annotation: The article considers the issues of interaction between coalitions within civil society. Detected influence of coalitions on the formation of civil society.

Keywords: coalition, cooperation, civil society, the modernization of the economy, the state.

Сложнейшая структура общества, глубокая неравномерность его развития, социальное неравенство обусловливают различие интересов социальных слоев, групп интересов, поэтому формирование коалиции для модернизации, которая открывает новые возможности для всех социальных сил общества, но может одновременно предполагать и самоограничение интересов тех или иных групп, представляет собой очень трудную задачу. «Стартовые», легко складывающиеся общественные коалиции могут приводить к сценариям, уводящим страну на более простой путь, что не решит проблем модернизации, но может создать повышенные риски для устойчивости общества в случае внешних шоков [1, с. 63].

Трансформационные процессы в экономике сопровождаются возникновением и реформированием коалиций на базе ведущих социальных сил и крупных игроков с выраженными интересами (регионов, бизнеса). В то же время эти коалиции выступают движущей силой самих процессов перемен. Одни и те же игроки в зависимости от состояния и динамики экономики, а также действий других игроков, оказываются сторонниками различных стратегий. Следовательно, и коалиции в пользу того или иного направления развития страны, характера реформ складываются в соответствии с интересами основных игроков и меняются со временем [2, с. 25].

Проблема создания внутренней коалиции для инноваций в данном случае становится еще более сложной. Российская экономика не располагает ресурсными факторами для конкуренции и нуждается в решениях, которые не основываются на экстенсивных факторах развития. Внутренняя коалиция для инноваций в данном

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.