УДК 783.2
Т. П. Балановская
К ВОПРОСУ О ТЕМБРОВОЙ СПЕЦИФИКЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ
(на материале спектрографических исследований певческого звука общины с. Дерсу Приморского края)
опрос о тембровой окраске пения старообрядцев является на сегодняшний день наименее изученным. Исследователи старообрядческой культуры разных регионов России отмечают особую манеру богослужебного пения в некоторых наиболее крепких общинах старообрядцев, сумевших сохранить певческие традиции в советский период. Эта манера пения отличается и от фольклорной, и от академической, что, в частности, выражается в особенностях тембра, который сами носители традиции характеризуют как немного «гнусавый», «носовой» [8, с. 257]. Вопрос о причинах возникновения такой специфической тембральной окраски остается пока открытым, и сама эта манера в настоящее время находится практически на грани исчезновения, так как, по мнению Т. Г. Казанцевой «наблюдаемые в старообрядческом пении процессы можно обозначить словом "замещение". Исчезнувшие элементы заменяются близкими, но не аутентичными...» [11, с. 52].
Уникальной в этом отношении является община с. Дерсу Приморского края. В 2009-2011 годах на север Приморья вернулось 15 семей (около 60 человек) старообрядцев-беспоповцев из Уругвая и Боливии, сохранивших в эмиграции богослу-жебно-певческие традиции и уклад жизни старообрядческой семьи. Основу общины составляют представители трех родов -Мурачевы, Килины, Фефеловы, являющиеся потомками приморских староверов, бежавших от гонений за границу.
Учитывая редкую для настоящего времени сохранность певческой традиции (на протяжении всего периода эмиг-
© Т. П. Балановская, 2015
рации община была практически изолирована от всех культурных, музыкальных, слуховых влияний), особенный интерес вызывает тембровая специфика звучания мужского хора общины.
Изучение физической природы тембра привело во второй половине XX столетия к формированию классической теории, согласно которой тембр зависит от числа обертонов1, расположения их на частотной шкале, соотношения их амплитуд и фаз и их формантной2 структуры [4, с 21].
Человеческий слух не в состоянии воспринимать и выделять из звуковой массы отдельные обертоны, поэтому общая объективная характеристика спектра певческого звука может быть получена только с применением специальной акустической аппаратуры.
С помощью заведующего кафедрой музыкальной информатики Московской государственной консерватории им. Чайковского, кандидата технических наук Харуто А. В. был произведен компьютерный анализ спектра певческого звука хора общины с. Дерсу и отдельных певчих при помощи программы SPAX для ОС Windows3. Программа SPAX осуществляет спектральный анализ фонограммы с фиксацией результата в виде соног-раммы, позволяющей проследить тонкости исполнения в части тембра, динамики и агогики [13, с. 21].
Материалом для исследования тембральной характеристики звучания хора общины были выбраны следующие образцы пения:
- песнопение «Воскресение Христово видевше» (запись на богослужении 27 октября 2012 г.)
В
- «Бог Господь» 1 глас (запись во вне-богослужебное время, исполняет головщик и часть хора общины, 19 января 2013 г.).
Выбор материала был обусловлен некоторыми специфическими проблемами изучения богослужебно-певческой практики общины, а также задачами комплексного исследования вопросов тембро-образования в певческой манере.
К специфическим проблемам исследования тембра хора общины, в первую очередь, относится проблема качественной фиксации образцов пения. Община с. Дерсу относится к часовенному согласию, которое на сегодняшний день является одним из наиболее «закрытых» старообрядческих сообществ. Получить разрешение присутствовать на богослужении очень сложно, и стоять можно только сзади, за спинами молящихся, у дверей. Поэтому запись пения на службе, несущая уникальную информацию для текстологического анализа, с точки зрения исследования тембра является наиболее уязвимой, так как известно, что по мере удаления от звукового источника фазовые отношения сложного звука приобретают все более случайный характер за счет отражения в помещении, и это служит причиной различия в тембре, фиксируемом микрофоном в разных точках записи [2, с. 191]. Кроме этого, в таких условиях большая часть звуковой энергии теряется на поглощении (верхняя одежда молящихся, коврики для поклонов, и т. д), а так как величина коэффициента поглощения с повышением частоты увеличивается [2, с. 70], то наиболее сильно поглощаются высокие частоты в звуковом спектре.
Учитывая данные факторы, запись богослужения не может в полной мере быть использованной для исследования спектра звука. Поэтому для анализа была выбрана фонограмма пения, записанного во внебогослужебное время. Средство звукозаписи в этом случае находилось на расстоянии 1-2 метров от поющих, поэтому регуляризация фаз между обертонами была выше и меньше степень поглощения звуковой энергии.
Хотя данный вид фиксации также имеет ряд недостатков (пел не весь хор, а только часть, пение записывалось в иных акустических условиях, чем в помещении для совершения богослужений), сравнение спектров звука обеих фонограмм дает возможность выявить стабильные параметры исследуемого тембра, т. е. его специфичность.
Французский физиолог и певец Р. Юссон, используя дифференциальный частотный усилитель, открыл значение семи различных секторов спектра певческого звука, характеризующих вокальный тембр (см. рис. 1).
Рис. 1 [15, с. 95]. (Пунктиром обозначено изменение огибающей при назализации)
- Области Г( и - это области формант гласных.
- Область А вблизи основного тона создает объем голоса, массивность.
- Область В (межформантная) и область С, вместе с областью А, дают голосу ту или иную степень густоты, т. е. А+В+С=плотность голоса.
- Область Б, идущая до частоты 3500 Гц, придает голосу блеск и полетность.
- Область Е, если она существует, придает голосу неприятные качества: жесткость, резкость и крикливость [15, с. 95-96].
И. Алдошина приводит аналогичное соотношение частот и качеств тембра для различных музыкальных инструментов и устанавливает следующие закономерности:
- плавный подъем огибающей (т. е. увеличение амплитуд определенной группы обертонов) в области 200-700 Гц
позволяет получить оттенки сочности и глубины;
- подъем в области 2500-3000 Гц придает тембру «полетность», звонкость;
- подьем в области 3000-4500 Гц создает резкость, пронзительность [2, с. 183].
Таким образом, имея данные критерии оценки параметров тембра, при анализе сонограмм хора общины с. Дерсу, мы выявляли зоны наибольшей мощности и амплитуды обертонового спектра (т.е. подъемы огибающей), сопоставляя полученные данные относительно их принадлежности к частотным участкам А, В, С, Б, Е (по Юссону), а также определяли формантные области низкой певческой форманты (НПФ) и высокой певческой форманты (ВПФ).
Полученная с помощью программы ЭРАХ сонограмма представляет собой двухмерное изображение, на котором вертикально расположена ось частоты, горизонтально - ось времени. Чем мощ-
нее составляющая спектра на данной частоте в данный момент времени, тем темнее изображающая ее точка. Нижняя темная линия соответствует частоте основного тона. Выше расположены обер-тоновые составляющие спектра. Сонограмма дает возможность также представить формантную структуру спектра: часть обертонов «как бы приглушена», а компактная область спектра, имеющая повышенную мощность, отображается более темными линиями. В правой части сонограммы показан мгновенный спектр («срез») фонограммы (ось мощности направлена справа налево). На этом графике хорошо видна периодическая структура спектра, образованная пиками обертонов [13, с. 320].
На сонограмме фрагмента песнопения «Бог Господь» 1-го гласа, записанного во внебогослужебное время, нами были графически выделены горизонтальными линиями 7 уровней - от точек моментального спектра до шкалы частоты (см. рис. 2).
Рис. 2. Бог Господь 1 гл. Сонограмма
1 уровень - от начального тона до 756-777 Гц. Это максимальная по мощности обертонов часть спектра. Согласно графику Юссона, данная область захватывает частоту основного тона, участок А, отвечающий за объем и массивность голоса, и часть форманты гласной Максимальный подъем огибающей на этом участке свидетельствует о плотности и густоте звука и некотором влиянии на темброооб-разование речевой формы гласной.
Участок спектра между уровнем 2(972-999 Гц) и 3 (2486-2555 Гц) характеризуется постепенным спадом мощности обертонов. На графике Юссона такое поведение огибающей соответствует назализованному звуку (см. огибающую, выделенную пунктиром на рис. 1). Все исследователи сходятся во мнении о том, что при назализации звука носоглоточная полость является акустической емкостью, отводящей часть энергии от ротоглоточного рупора, и выполняет функцию «фильтра нижних частот» [15, с. 96-97; 7, с. 90], срезая область обертонов перед ВПФ и смещая ВПФ в более высокочастотный участок (с 2500 до 3000 Гц) [7, с. 89].
Следующий участок усиления мощности обертонов от уровня 3 до уровня 5 (3135-3222 Гц) является областью высокой певческой форманты (ВПФ) с максимальной точкой на уровне 4 (2810— 2888 Гц), что соответствует ее положению при условии назализации звука. Согласно протоколу данной сонограм-мы, уровень мощности ВПФ невысок и составляет 4,8%.
Последний подъем огибающей небольшой мощности зафиксирован в зоне спектра от уровня 6 (3567-3666 Гц) до уровня 7 (4000-4111 Гц). Согласно графику Юссона, эта область относится к участку Е, который указывает на наличие в тембре таких качеств как жесткость, резкость и крикливость. После 4000 Гц идет плавный спад огибающей, но заполнение спектра обертонами продолжается до 10000 Гц и выше, что свидетельствует, на наш взгляд, об устойчивом присутствии в тембре качеств участка Е, т. е. жесткости и резкости звука.
Таким образом, анализ огибающей спектра и соотношение мощности обертонов на отдельных участках, позволяет охарактеризовать тембр звука во время исполнения песнопения «Бог Господь» как плотный, густой, назализованный, жесткий и резкий.
Для проверки устойчивости этих характеристик была проанализирована со-нограмма песнопения «Воскресение Христово видевше», записанного во время богослужения (см. рис. 3).
По сравнению с предыдущей соног-раммой, необходимо отметить, что качественных изменений рисунка огибающей не произошло: сохранена форма и общий контур, однако заметно некоторое смещение всех уровней в более низкочастотную область и отсутствие части спектра выше 5000 Гц. Так, максимальный подъем огибающей и область НПФ соответствуют 520-545 Гц (уровень 1), спад огибающей и срез части обертонового спектра вследствие назализации зафиксированы от уровня 2 (1043-1090 Гц) до уровня 3 (2260-2364 Гц), точка ВПФ соответствует 2608—2727 Гц (уровень 4), а участок последнего усиления обертонов находится от уровня 6 (3826-3999 Гц) до уровня 7 (4695-4909 Гц). Согласно протоколу сонограммы, мощность ВПФ соответствует 0,4%, что в 10 раз меньше, чем на сонограмме, записанной во внебо-гослужебное время.
Все изменения, выявленные на сонограмме песнопения «Воскресение Христово видевше», таким образом, не затрагивают форму огибающей спектра, а вызваны уменьшением доли высокочастотной составляющей в фонограмме, что можно объяснить удаленностью средства записи от звукового источника, а также поглощением верхних частот, вследствие скопления большого количества поющих (в плотной зимней одежде) на ограниченном пространстве молельной комнаты.
Открытым, тем не менее, остается вопрос о причинах, вызывающих назализацию, выявленную в звуке хора общины с. Дерсу и вообще присущую старообрядческим хорам. Для выяснения этого вопроса мы изучили явление назализа-
М й ЭДСМЭ -н ЯН >Г
Рис. 3. «Воскресение Христово». Сонограмма
ции с точки зрения физиологии певческих процессов.
Назализация достаточно исследована в фониатрии. Причиной ее является неплотное прилегание мягкого неба к задней фарингеальной стенке, вследствие чего значительная часть озвученной воздушной струи проникает в носовые полости, и голос приобретает более или менее выраженный носовой оттенок [6, с. 99]. Однако, как выяснил Р. Юссон, понижение небной завесы приводит не только к назализации, но вызывает некоторые вторичные явления в голосовом аппарате. Так, на уровне гортани от действия носовой полости создается большой импеданс4, изменяющий колебания голосовых складок, вследствие чего смыкание становится менее плотным. Из этого следует, что сила мгновенных ударов голосовых складок во время каждого сокращения уменьшается, что предохраняет от разрыва мышечные волокна и таким образом, импеданс на уровне гортани яв-
ляется мощным защитным механизмом певческого голоса5 [15, с. 99].
О том, что пение с назализацией ослабляет тонус голосовых складок эмпирически известно хормейстерам [10, с. 101] и вокальным педагогам [5, с. 19], поэтому есть все основания предполагать, что данный способ пения был найден старообрядцами интуитивно, для предохранения голоса во время длительных богослужений.
Изучение тембра хора общины с. Дер-су вывело нас в сферу вопросов о певческом звуке древнерусского богослужения, еще не решенных в музыкальной медиевистике. В частности, это вопрос о том, является ли старообрядческая манера пения6 характерной для древнерусского певческого искусства.
Православное богослужение, по выражению священника Павла Флоренского, - это «синтез искусств» [12]. Храмовая архитектура, иконопись, гимногра-фия, церковное пение - все это
взаимосвязано и оказывает влияние и на молящихся, и на сам строй богослужения. Однако, вследствие раскола и последующих гонений, старообрядцы оказались лишены одного важного компонента данного «синтеза» - возможности служить в пространстве храма, что, на наш взгляд, отразилось и на такой составляющей богослужебно-певческой традиции, как тембр хорового звука. Как доказано современными акустическими исследованиями, настройка и исполнение хора в разных помещениях происходит по-разному. Например, было отмечено, что в сильно заглушённых помещениях певцы используют даже несколько другую систему звукоизвлечения— с более высоким положением гортани [2, с. 458]. Важной особенностью церковного пения, по мнению В. П. Морозова, являются особые свойства акустики храмов (реверберация, резонанс). Хорошим акустическим свойствам храмов - формированию резонанса и реверберации - способствует их куполообразная форма, так как купол обладает свойством собирать рассеянные в зале звуковые волны, концентрировать их и снова отражать вниз [7, с. 336-337]. Профессор Гарвардского университета В. Сэбин в начале XX века экспериментально доказал, что время реверберации прямо пропорционально воздушному объему помещения и обратно пропорционально среднему коэффициенту звукопоглощения и суммарной площади ограждающих поверхностей [1, с. 23; 2, с. 374]. Таким образом, небольшие молельные комнаты с низким потолком и заполненные молящимися — являются помещениями, в которых уровень реверберации слабый или приближается к нулю7. А именно в такого рода
помещении происходят богослужения в общине с. Дерсу и, вероятно, происходили в течение всего периода гонений во всем старообрядчестве. Следовательно, одним из факторов формирования певческой манеры старообрядцев (возможно, даже основным), была акустика помещений со слабой или нулевой реверберацией, в которых староверы вынуждены были совершать свои богослужения после раскола.
Согласно исследованиям Р. Юссона, во время фонации в помещениях со слабой или нулевой реверберацией у певца возникает целый комплекс неприятных ощущений: «обеление» тембра, ощущение сжатия гортани и неудержимой потери дыхания [15, с. 101]. По мнению ученого, в таких условиях у певца есть единственное средство избежать неприятных ощущений — это повысить импеданс на уровне гортани. Для этого Р. Юссон предлагает два способа - понижение гортани и «тюбаж»8, замечая, тем не менее, что если спад импеданса в предротовом пространстве «чрезмерно велик, тогда всякое приспособление, еще сохраняющее вокальный тембр, окажется бесполезным» [15, с. 103].
Как уже указывалось выше, большой импеданс на уровне гортани создается также в результате действия носовой полости, то есть назализации. Хотя и изменяя вокальный тембр, она также является механизмом предохранения певца от неприятных ощущений во время пения в помещениях со слабой или нулевой реверберацией. И именно этот механизм, на наш взгляд, был найден и адаптирован старообрядцами для пения вне пространства крестово-купольного храма, типичного для древнерусского зодчества.
Примечания
1. Частичные (парциальные) тоны, входящие в звуковой спектр.
2. Форманты - участки частот спектра, в которых составляющие имеют значительную мощность по сравнению с соседними по частоте участками [13, с. 315].
3. А. В. Харуто. Свидетельство ФГУ «Роспатент» о регистрации № 2005612875 от 7 ноября 2005 г. [14, с. 21].
4. Общее сопротивление (противодавление), создаваемое ротоглоточным рупором и колеблющимся в нем столбом воздуха.
5. Аналогичного мнения придерживается И. В. Полозова: «Привнесение в церковно-пев-ческое искусство фольклорных исполнительских приемов во многом вызвано физиологическими факторами. Такое пение интуитивно позволяет исполнителю облегчить длительный процесс пения и систематически снимать напряжение в связках, что неизбежно имеет место при отсутствии системы постановки голоса» [8, с. 258].
6. Высказывая свою гипотезу, автор рассматривает только одну черту, присущую данной манере, на которую указывают многие исследо-
ватели - это пение с назализацией, «гнусавость». Такие аспекты, как тип певческого дыхания, атака звука, положение гортани, артикуляция, певческий регистр - требуют дополнительных исследований.
7. Как известно, каждый квадратный метр дерева поглощает 0,03 сэбина, или 3% падающей на него звуковой энергии, штукатурка поглощает немного больше, чем дерево, а одежда и человеческое тело поглощают звуковые волны в большей степени, чем мебель и пол [9].
8. Уменьшение величины выходного ротогубно-го отверстия с одновременным выдвиганием губ вперед.
Литература
1. Акустическое проектирование зала: Методические указания к курсовой работе для студентов архитектурных специальностей / СПбГА-СУ; Сост.: Т. А. Дацюк, Е. С. Вознесенская, Ю. Н. Леонтьева. - СПб., 2007. - 41 с.
2. Алдоштна И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006. - 720 е., илл.
3. Архитектурная физика: Учебник для вузов: Спец. «Архитектура» / В. К. Лицкевич, Л. И. Макриненко, И. В. Мигалина и др.; Под ред. Н. В. Оболенского. - М.: Архитектура-С, 2007. - 448 с.
4. Давиденкова, Е. А. Тембр как категория современного искусствознания и его значение в практике музыкальной звукорежиссуры: дис. ... канд. иск. - СПб., 2011. - 211 с.
5. Дейша-Сионицкая М. А. Пение в ощущениях. - М.: Музыкальный Сектор, 1926. - 31 с.
6. Максимов И. Фониатрия. Пер. с болг. Сухарева В. Д. Москва: Медицина, 1987. - 288 с.
7. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М.: Изд. МПС, ИП РАН, 2008. - 589 с.
8. Полозова И. В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте: дис. ... докт. иск. - Саратов, 2009. -332 с.
9. Реверберация звука в помещении и методы ее уменьшения. Режим доступа: http:// arxipedia.ru/arxitekturnaya-akustika/ reverberaciya-zvuka-v-pomeshhenii-i-metody-ee-umensheniya. html
10. Сапрыкина E. E. Подготовка руководителей хоровых коллективов к работе над тембром голоса: дис. ... к.п.н. - М., 2002. - 182 с.
11. Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая / Т. Г. Казанцева, Н. С. Мурашова, О. А. Светлова и др. - Новосибирск: Наука, 2002. - 494 с.
12. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. - М., 1996. - с. 199-215.
13. Харуто А. В. Музыкальная информатика. Теоретические основы: Учебное пособие. Изд. 2-е. - М.: ЛКИ, 2013. - 400 с.
14. Юнусова В. Н., Харуто А. В. Компьютерный анализ музыки народов мира. Методы и перспективы // Архаика-авангард: материалы Международного научно-практического симпозиума 2-5 декабря 2013 года. - СПб: Изд-во РИИИ, 2013. - С. 17-22.
15. Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. - М.: Музыка, 1974. - 256 с.
References
1. Akusticheskoe proektirovanie zala [Acoustic design of a hall]: Metodicheskie ukazaniia k kursovoi rabote dlia studentov arkhitekturnykh spetsial'nostei [Methodological guidelines for coursework for students of architectural specialties]. SPbGASU, Comp. by T. A. Datsiuk, E. S. Voznesenskaia, Iu. N. Leont'eva. SPb., 2007, 41 p.
2.Aldoshtna I. A., Pritts R. Muzykal'naia akustika. Uchebnik. [Musical acoustics.
Textbook] SPb.: Kompozitor Sankt-Peterburg, 2006, 720 p.
3. Arkhitekturnaia fizika: Uchebnik dlia vuzov: Spets. 'Arkhitektura' [Architectural Physics: Textbook for universities: Spec. 'Architecture']. V. K. Litskevich, L. I. Makrinenko, I. V. Migalina, Ed. By N. V. Obolenskogo, Moscow: Arkhitektura-S, 2007, 448 p.
4. Davidenkova E. A. Tembr kak kategoriia sovremennogo iskusstvoznaniia i ego znachenie v praktike muzykal'noi zvukorezhissury: dis.
kand. isk. [Timbre as a category of contemporary art history and its role in the practice of musical sound: PhD thesis]. SPb, 2011, 211 p.
5. Deisha-Sionitskaia M. A. Penie v oshchushcheniiakh [Singing sensations.]. Moscow: Muzykal'nyi Sektor, 1926, 31 p.
6. Maksimov I. Foniatriia [Phoniatry], Tr. from Bulgarian by Sukhareva V. D., Moscow: Meditsina, 1987, 288 p.
7. Morozov V. P. Iskusstvo rezonansnogo peniia. Osnovy rezonansnoi teorii i tekhniki. [Art of resonant singing. Fundamentals of the resonant theory and technique.] Moscow: MGK, IP RAN, 2008, 589 p.
8. Polozova I. V. Tserkovno-pevcheskaia kul'tura saratovskikh staroobriadtsev v istoricheskom aspekte: dis. dokt. isk. [Historical aspect of Saratov Old Believers' church singing culture: DA thesis]. Saratov, 2009, 332 p.
9. Reverberatsiia zvuka v pomeshchenii i metody ее umen'sheniia [Sound reverberation in the room and methods to decrease it], http:// arxipedia.ru/arxitekturnaya-akustika/ reverberaciya-zvuka-v-pomeshhenii-i-metody-ee-umensheniya. html
10. Saprykina E. E. Podgotovka rukovoditelei khorovykh kollektivov к rabote nad tembrom golosa: dis. k.p.n [Training of choir leaders to work on voice timbre: PhD thesis]. Moscow, 2002, 182 p.
11. Traditsii dukhovnogo peniia v kul'ture staroobriadtsev Altaia [Tradition of spiritual
singing in the culture of the Altai Old Believers], T. G. Kazantseva,
N. S. Murashova, O. A. Svetlova and others. Novosibirsk: Nauka, 2002, 494 p.
12. Florenskii P. A. Khramovoe deistvo как sintez iskusstv [The temple act as a synthesis of arts] Izbrannye trudy po iskusstvu. [Selected Works on Art]. Moscow, 1996, pp. 199-215
13. Kharuto A. V. Muzykal'naia informatika. Teoreticheskie osnovy: Uchebnoe posobie. [Musical Informatics. Theoretical Foundations: Textbook.] 2nd ed. Moscow: Izdatel'stvo LKI, 2013, 400 p.
14. Iunusova V. N., Kharuto A. V. Komp'iuternyi analiz muzyki narodov mira. Metody i perspektivy [Computer analysis of the music of the world. Methods and Perspectives] Arkhaika-avangard: materialy Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo simpoziuma 2-5 dekabria 2013 goda. [Archaic-avant-garde: Proceedings of the International Scientific and Practical Symposium, December 2-5, 2013]. SPb: Izd-vo RIII, 2013, pp. 17-22
15. Iusson R. Pevcheskii golos. Issledovanie osnovnykh fiziologicheskikh i akusticheskikh iavlenii pevcheskogo golosa [Singing voice. Investigation of the basic physiological and acoustic phenomena of singing voice]. Moscow: Muzyka, 1974, 256 p.
К вопросу о тембровой специфике старообрядческого богослужебного пения
(на материале спектрографических исследований певческого звука общины с. Дерсу Приморского края)
Вопрос о тембральной характеристике старообрядческого богослужебного пения является на сегодняшний день одним из актуальных и практически неизученных, вследствие привнесения извне в богослужебно-певческую практику чужеродных исполнительских приёмов. Одной из немногих общин, сохранившей в настоящее время традиции богослужебного пения, является община с. Дерсу Приморского края, состоящая из эмигрантов, вернувшихся на Дальний Восток из Латинской Америки. С помощью заведующего кафедрой музыкальной информатики Московской государственной консерватории им. Чайковского, кандидата технических наук Харуто А. В., был произведён компьютерный анализ спектра певческого звука хора общины с. Дерсу при помощи программы SPAX для ОС Windows, которая осуществляет спект-
(based on spectrographic studies of singing of the Dersu community, Primorsky Territory)
The issue of tonal characteristics of the Old Believers' liturgical singing is by far one of the most urgent and virtually unexplored due to the alien-singing performing tricks brought from outside into the liturgical practice. One of the few communities that have been preserved in the present time tradition of liturgical singing is a community in Dersu, Primorsky Territory, consisting of emigrants who returned to the Far East from Latin America. With the assistance of the head of Computer Music Department at the Tchaikovsky Moscow State Conservatory, A. Kharuto, PhD, the sound spectrum of the choir singing of the Dersu community was analyzed by using SPAX software for MS Windows. The software performs spectral analysis of the sound track with the recording of the results in the form of sonogram, which allows tracing the intricacies of performance in
ральный анализ фонограммы с фиксацией результата в виде сонограммы, позволяющей проследить тонкости исполнения в части тембра и динамики. Спектрографические исследования тембра мужского хора общины, а также анализ физиологии певческих процессов, позволили установить, что носовой призвук, обнаруженный в тембре хора общины, является характерным для старообрядческой манеры пения защитным механизмом голоса. Назализация звука обусловлена необходимостью увеличения импеданса на уровне гортани для ослабления тонуса голосовых складок, что предохраняет их от повреждения, а также способствует преодолению неприятных ощущений во время фонации в помещениях с нулевой или слабой реверберацией.
Ключевые слова: старообрядчество, богослужебное пение, тембр.
On the question of the timbre of Old Believers' liturgical singing
terms of timbre and dynamics. Spectrographic studies of the community male choir's timbre, as well as analysis of vocal physiology processes revealed that nasal overtone found in the timbre of the community choir is characteristic for voice protective mechanism of the Old Believers' style of singing. Sound nasalization is due to the need of increasing the impedance at the level of the larynx to weaken the tone of the vocal folds, which protects them from damage and helps to overcome discomfort during phonation in rooms with zero or low reverberation.
Keywords: Old Believers, liturgical singing, timbre.
Балановская Татьяна Павловна - преподаватель кафедры хорового дирижирования
Приморского краевого колледжа искусств, преподаватель Духовного Училища Владивостокской Епархии.
E-mail: [email protected]
Tatyana Balanovskaya — teacher at the Choral Conducting Department of the
Primorsky Regional College of Arts, teacher at the Religious School of Vladivostok diocese. E-mail: [email protected]