Научная статья на тему 'К вопросу о свободе игрового аппарата скрипача'

К вопросу о свободе игрового аппарата скрипача Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
620
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВОЙ АППАРАТ / СПЕЦИФИКА ДВИЖЕНИЙ / СКРИПАЧ / ПЕДАГОГ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фирсова Алёна Викторовна, Иванова Наталья Александровна

В данной статье рассмотрены закономерности, свойственные профессиональному игровому движению, как явлению специфическому, которое происходит с учетом возможностей человеческого организма. Нами были обозначены ряд проблем и пути их решения, способствующие лучше понимать природу игрового движения, чтобы избегать определенных ошибок, связанных с неправильной трактовкой специфики действий обучаемого в специальном классе скрипки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о свободе игрового аппарата скрипача»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

В случае осуществления данной программы достигается контроль баланс положения тела. Упражнения подбираются с учётом индивидуальных характеристик имеющейся деформации. Такой подход позволяет осуществлять 3D коррекцию, так как обучает простым специфичным 3D корригирующим движениям в течение нескольких минут. Все дальнейшие упражнения базируются на корригированных позах, которые используются в повседневной активности, не утрачивая при этом принципа «золотого стандарта» программы Шрот.

Эффективность программы Вайсса доказана многочисленными контролируемыми статистически достоверными исследованиями (Germany, Hans-Rudolf Weiss, Asklepios Katharina Shroth Spinal Deformities Rehabilitation Centre , 2003 г, 2005 г, 2007 г).

Таким образом, специфичность кифосколиоза определяет индивидуальный подход к организации учебной деятельности студентов по курсу физической культуры в образовательной организации и требует создания организационно-педагогических условий с особенностей заболевания. Список использованной литературы:

1. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиозы, кифозы. М."Медицина", 1973, 75.

2. Hans-Rudolf Weiss, Mario Werkmann, Carola Stephan (2007) Correction effects of the ScoliOlogiC "Cheneau light" brace in patients with scoliosis. Scoliosis 2: 01.

3. Hans-Rudolf Weiss, Kathryn Moramarco, Marc Moramarco (2016) Scoliosis bracing and exercise for pain management in adults-a case report. Journal of physical therapy science 28: 8. 2404-2407 Aug.

4. Weiss HR, Hollaender M, Klein R. ADL based scoliosis rehabilitation-the key to an improvement of time-efficiency? Stud Health Technol Inform. 2006;123:594-8.

© Фещенко Д.Е., Москаленко И.С., Богомолов А.С., 2016

УДК 781.91

Фирсова Алёна Викторовна

студентка-магистрант

Саратовского национального исследовательского государственного университета имени

Н.Г.Чернышевского (Институт Искусств),

г. Тольятти, РФ Иванова Наталья Александровна кандидат педагогических наук, доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени

Н.Г.Чернышевского (Институт Искусств),

г.Саратов, РФ

К ВОПРОСУ О СВОБОДЕ ИГРОВОГО АППАРАТА СКРИПАЧА

Аннотация

В данной статье рассмотрены закономерности, свойственные профессиональному игровому движению, как явлению специфическому, которое происходит с учетом возможностей человеческого организма. Нами были обозначены ряд проблем и пути их решения, способствующие лучше понимать природу игрового движения, чтобы избегать определенных ошибок, связанных с неправильной трактовкой специфики действий обучаемого в специальном классе скрипки.

Ключевые слова. Игровой аппарат, специфика движений, скрипач, педагог, исследование.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Одной из важнейших проблем, волнующей исследователей педагогического процесса, является проблема свободы игрового аппарата скрипача.

Необходимо подчеркнуть, что свобода игрового движения рассматривается нами в неразделимом союзе с определенными задачами художественного процесса игры на инструменте. Вне этих задач, во время некоторых непосредственно технических упражнений главный элемент нашей проблемы заключается в достаточно узкие рамки, поскольку игровое движение - явление профессиональное, воспитываемое в течении обучения, предопределенное для реализации художественного замысла.

Постижение свободных исполнительских движений связано, в первую очередь, с врожденными способностями обучаемого, с его природным темпераментом, присущей ему силой и подвижностью нервных процессов. Однако не менее главную роль играет высокая культура психофизических навыков музыканта, прививание ему верных приемов работы над игровыми движениями.

Одной из важнейших предпосылок достижения свободы движений является умение подготовить исполнительский аппарат в любой момент действовать с определенной скоростью и энергией. В точках соприкосновения инструмента с телом должна быть соответствующая пластичность, ощущение возможности двигаться, настройка на потенциальное движение.

Прежде чем перейти непосредственно к обзору особых условий игрового движения скрипача, добавим несколько слов о движении вообще. Стоит отметить, что двигательный аппарат человека состоит из суставов, мышц, чувствительных нервных окончаний, также подходящих к мышцам, отделов нервной системы, которые управляют движением. В работе игрового аппарата участвуют в том числе сигналы, поступающие от зрительного, слухового, вестибулярного аппаратов. К тому же, немаловажную роль играют тактильные ощущения.

Движение можно разделить на две сравнительно независимые сферы - непроизвольные и произвольные движения. Произвольным движениям характерно четкое сознательное управление, а непроизвольные движения являют собой унаследованные совокупности действий, четко отмеченных в структурах спинного мозга. Зачастую они неподконтрольны сознанию. К ним относятся хватательные рефлексы, которые в большой степени присутствуют в игровом движении скрипачей; автоматическая координация рук, одновременное движение рук и ног, рефлекс дрожания. Следует отметить, что хватательный рефлекс, а также рефлексы слежения глазами за движущими предметами (в данном случае, смычком) связаны с игровым движением, но не определяют его в той или иной степени.

Рассмотрим ключевые непроизвольные движения. В игре скрипача огромное значение имеет тонус мышц, играющий активную роль при смене различных поз тела и пассивную, являясь при этом определенным тормозом движений. Приведем пример. Поднимем под локоть руку обучаемого, висящую расслабленно, вперед до уровня плеча, а затем, подержав немного, внезапно для него, опустим руку, заметив при этом, что рука не падает свободно, опускается медленно, а иногда и повисает в воздухе. Это обусловлено тем, что пассивно сокращающиеся во время подъема руки мышцы активно сохраняют свое состояние. Тонус рефлекса, таким образом, пластичен и мышцы способствуют длительному поддержанию определенной позы, в том числе способны пассивно сопротивляться направлению движения.

Особенно подчеркнем тот факт, что без выработки умения расслаблять мышцы игровое движение может быть затруднено. Однако поддержание тонуса очень важно при игре и постановочных моментах.

Инструментальное движение способно совершаться в единой системе «человек-инструмент», где оба компонента взаимосвязаны. Приведем пример. Правая рука играет важную роль в звукоизвлечении, технической безукоризненности выполнения элементов, поэтому педагогу следует с первых дней занятий на скрипке привить обучаемому ощущение «смычок - продолжение руки», чтобы смычок не ощущался в руке чужеродным предметом.

Рассмотрим вопрос зоны игровых движений, в рамках которой инструментальное движение действенно выполняет свои обширные функции. Существуют наилучшие зоны держания инструмента и ведения смычка, зона координированных движений, зона художественной интерпретации и т.д. Чем

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

обширнее зона, тем вариативнее игра при изменяющихся условиях обстановки. Зона движений - это варианты, а не узкая дорога.

Обратим внимание на важный момент постановки. Инструмент рассчитан на человеческие руки, поэтому следует упомянуть об одной особенности: руки, поднятые перед собой, держат скелетные мышцы, хорошо снабжаемые кровью. Небольшое отведение левой руки влево способствует напряжению всех мышц в следствии чего наступает зажатость, так как игровые мускулы фиксируются, а они не способны к длительной непрерывной активности. Данное утверждение об отведенных руках в одинаковой степени относится и к правой руке, вынесенной слишком вперед (при длинных руках такая постановка ошибочна).

Еще один аспект - подушечки пальцев. Они обладают величайшей чувствительностью к различению поверхностей, способны определять давление, температуру, колебательные движения. Однако стоит помнить, что столь высокая способность тактильных ощущений пальцев не подходит для координации движений крупных частей рук. Данную функцию выполняют не менее чувствительные поля ладони. Их существуют три - поля указательного пальца, мизинца и большого пальца. Они сигнализируют мозгу о положении левой руки на грифе (так называемое «чувство грифа»). Этот тезис подтвердили исследования ленинградских физиологов, анализирующих изменения чувствительных полей пальцев и ладони на Международном конкурсе музыкантов-исполнителей имени П.И.Чайковского у виолончелистов и скрипачей. Измерения происходили до и после выступления. В следствие проведенного исследования выяснилось, что перед выходом на сцену чувствительность пальцев была высокой, а полей ладони -низкой. После игры - у пальцев чувствительность падала, а у полей ладони вырастала в разы. Именно поэтому в темноте мы обнаруживаем выключатель на стене не пальцами, а ладонью.

А.Ямпольский утверждал, что «работающая мышца должна быть свободна». С этим утверждением согласен И.Безродный: « Я не понимал - как работающая мышца может быть свободной? Я пытался снять с нее напряжение, чтобы она распласталась, стала как бы шире, наподобие ленты. Получилось сладостное состояние руки - не могу найти иных слов! Полился бархатистый, «выглаженный» звук. Если «лента мускула» ведет смычок вниз, то в момент смены смычка надо как бы на секунду отключить сознание, а затем включить «ленту» уже в обратную сторону. Функция плеча сводится только к удержанию руки на весу, а от локтя до кисти возникает рабочий участок - «лента». Кисть помогает воплощать более тонкие движения. Назовем это «активной свободы мышц». Мышца при этом как бы отдыхает, но и работает» [ 2 ].

Многие именитые инструменталисты, в том числе Д.Ойстрах и Л.Коган, наблюдали, что после ощутимой усталости неожиданно все получается. Это объясняется тем, что демонстрируется эффект торможения привычных мышечных закономерностях и образуется простор для инструментальных движений. Вероятно, «второе дыхание» спортсменов связано с таким же процессом.

Таким образом, наличие концептуальной области движений требует оптимального предварительного «предслышания». Мышцы при этом сохраняют высокий динамический тонус, основное влияние на них заключается в направляющих координационных импульсах, использовании всех реактивных моментов, достижении «укладываемости» в некоторые временные и пространственные параметры.

Однако полная координация подразумевает под собой «перенос» сферы навыка - способность менять в определенных пределах параметры выработанного движения, владеть пластичной перестройкой смысловой обусловленности движения в зависимости от изменения художественной задачи.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть о необходимости правильной постановки игрового аппарат скрипача, для свободного воплощения технических приемов и художественного замысла произведения.

Список использованной литературы:

1. Вопросы музыкальной педагогики и психологии. Выпуск 7.// Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя. М., 1986. с.65-81

2. Доклады И.Безродного. Московская Государственная консерватория. М., 1992.

© Фирсова А.В., Иванова Н.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.