Научная статья на тему 'K вопросу индивидуального подхода к студентам, страдающим кифосоклиозом на занятиях физической культуры'

K вопросу индивидуального подхода к студентам, страдающим кифосоклиозом на занятиях физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КИФОСКОЛИОЗ / ГИПЕРКИФОЗ / БОЛЕЗНЬ ШОЙЕРМАННА-МАУ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фещенко Дмитрий Евгеньевич, Москаленко Игорь Сергеевич, Богомолов Антон Сергеевич

В данной статье рассматривается такое заболевание, как кифосколиоз. А так же описываются некоторые методики по исправлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фещенко Дмитрий Евгеньевич, Москаленко Игорь Сергеевич, Богомолов Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «K вопросу индивидуального подхода к студентам, страдающим кифосоклиозом на занятиях физической культуры»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 796.035

Фещенко Дмитрий Евгеньевич

бакалавр ФИЭиГХ СПбГАСУ, [email protected] Москаленко Игорь Сергеевич доцент СПбГАСУ, канд. пед. наук, [email protected] Богомолов Антон Сергеевич, бакалавр ФИЭиГХ СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург, [email protected]

K ВОПРОСУ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К СТУДЕНТАМ, СТРАДАЮЩИМ КИФОСОКЛИОЗОМ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В данной статье рассматривается такое заболевание, как кифосколиоз. А так же описываются некоторые методики по исправлению.

Ключевые слова

Кифосколиоз, гиперкифоз, болезнь Шойерманна-Мау, лечебная физкультура.

Кифосколиоз - это заболевание, которое сопровождается сочетанным изгибом позвоночника (в любом отделе - чаще в грудном) в саггитальной плоскости (кифоз) и фронтальной - сколиоз. Такая сложная сочетанная деформация характеризуется специфическими симптомами, которые отличны от классического сколиоза и гиперкифоза [1]. При этом формирование зон поражения в сагитально-фронтальной плосткости может происходить в различных отделах позвоночника с различными комбинациями этих зон, степени выраженности угла изгиба. Именно данное обстоятельство требует индивидуального подхода к разработке комплексов упражнений лечебной физкультуры и является основной проблемой для организации групповых занятий учащихся.

В данной статье рассматривается проблема индивидуального подхода к выбору комплексов лечебной физкультуры в связи с разнообразием видов заболевания и своеобразных клинических проявлений у отдельных учащихся, страдающих кифосколиозом. Сложность медико-социальной проблемы кифосколиоза подчеркивается недостаточной проработкой алгоритмов консервативного лечения и лечебной физкультуры.

Разнообразие видов заболевания связано, во-первых, с ее причинами. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными. В первом случае причиной кифосколиоза является нарушения развития позвоночника, возникшие еще в пренатальный период. Приобретенный кифосколиоз может быть обусловлен такими причинами как:

• неправильная осанка, которая развивается при малоподвижном образе жизни и постоянной сидячей деятельности;

• перенесенный детский церебральный паралич или полиомиелит;

• генетические факторы (наследственность);

• опухоли позвоночника (гемангиомы тел, либо саркома кости);

• остеохондроз (дегенеративно-дистрофический процесс), ювенильный остеохондроз (болезнь Шойерманна-Мау);

• травмы позвоночника (компрессионные переломы, спондилолистезы) [1].

Кифосколиотическая деформация приводит к морфологическим изменениям туловища. Одни области становятся выпуклыми, другие вогнутыми. Деформация приводит к дисбалансу всех мышц туловища.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Точки прикрепления одних мышц расходятся, натягивая их, других сходятся, приводя к укорочению. Длинные мышцы подвержены пассивному напряжению, чего не происходит с короткими мышцами.

Асимметричная сила мышц усиливает деформирующие силы. Если дисбаланс появился и прогрессирует, то формируется порочный круг, где деформация усиливает дисбаланс, а дисбаланс деформацию.

Постуральный дисбаланс может индуцировать тяжёлые формы кифосколиоза, который разрешается, если дисбаланс устранить до окончания процесса роста.

Деформация грудной клетки приводит к застойным явлениям в лёгких. Уменьшается жизненная ёмкость лёгких. Дыхание укорачивается, становится поверхностным.

Такие пациенты страдают частыми респираторными инфекциями. К симптомам сколиоза добавляются хронические боли в области позвоночника, психологические расстройства.

При этом анатомические изменения индивидуально диверсифицированы [1].

Таким образом, основными задачами программы лечебной физкультуры, по нашему мнению, является:

1. Уменьшение прогрессирования деформации;

2. Восстановление и сохранение функциональности позвоночника;

3. Коррекция деформации туловища в трёх плоскостях;

4. Стабилизация достигнутой коррекции;

5. Профилактика болевого синдрома;

6. Улучшение косметического эффекта;

7. Улучшение дыхательной функции;

8. Улучшение психосоциального статуса.

Комплекс данных задач в наибольшей степени решается в практике лечебной физкультуры Ханса-Рудольфа Вайсса (Germany, Hans-Rudolf Weiss), основанной на известной системе «трехмерного лечения сколиоза» Катарины Шрот (Katharina Schroth) [2-4].

Разработанная Вайссом программа лечебной гимнастики содержит упражнения для коррекции сагиттального профиля (physio-logic). Выполняются с помощью позотонических рефлексов, с многократным повторением, стоя, в ходьбе, сидя. Вначале осуществляется активное воздействие на поясничный лордоз, таз наклоняется вперёд, а корпус наклоняется кзади и осуществляется воздействие на грудной кифоз. Все последующие упражнения выполняются с сохранением физиологических изгибов позвоночник.

Программой предусмотрены Асимметричные упражнения для постуральной 3D коррекции участков туловища. Коррекция участков туловища осуществляется во фронтальной и горизонтальной плоскостях (до гиперкоррекции). С этой целью применяются упражнения по методике Шрот (Schroth) в модификации.

Основная цель — обучить достигать коррекции положения тела самостоятельно с использованием силы мышц туловища. Упражнения строго индивидуализированы по типу сколиотической деформации.

Способствует коррекции использование асимметричного ротационного дыхания по Шрот. Это обязательный момент каждого упражнения. Избирательно напрягая выпуклые участки туловища, вдыхаемый воздух направляется к вогнутым участкам грудной клетки, чтобы удлинить и мобилизовать мягкие ткани в этих областях.

Стабилизация достигнутой коррекции осуществляется по средствам изометрического напряжения всех мышц туловища в фазу выдоха. Возникающее в фазе выдоха мышечное напряжение оказывает активный удлиняющий эффект на укороченные мышцы и активирует перерастянутую мускулатуру в более короткую позицию. Таким образом, восстанавливается длина и эффективность мышц.

Третья группа упражнений направлена на обучение принимать позы коррекции, в исходном положении стоя, лёжа, сидя, в ходьбе. Эта группа упражнений очень важна для изменения постурального стереотипа. Результатом обучения является способность воспринимать корригированный позиционный стереотип и научиться поддерживать положение тела в течение дня.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

В случае осуществления данной программы достигается контроль баланс положения тела. Упражнения подбираются с учётом индивидуальных характеристик имеющейся деформации. Такой подход позволяет осуществлять 3D коррекцию, так как обучает простым специфичным 3D корригирующим движениям в течение нескольких минут. Все дальнейшие упражнения базируются на корригированных позах, которые используются в повседневной активности, не утрачивая при этом принципа «золотого стандарта» программы Шрот.

Эффективность программы Вайсса доказана многочисленными контролируемыми статистически достоверными исследованиями (Germany, Hans-Rudolf Weiss, Asklepios Katharina Shroth Spinal Deformities Rehabilitation Centre , 2003 г, 2005 г, 2007 г).

Таким образом, специфичность кифосколиоза определяет индивидуальный подход к организации учебной деятельности студентов по курсу физической культуры в образовательной организации и требует создания организационно-педагогических условий с особенностей заболевания. Список использованной литературы:

1. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиозы, кифозы. М."Медицина", 1973, 75.

2. Hans-Rudolf Weiss, Mario Werkmann, Carola Stephan (2007) Correction effects of the ScoliOlogiC "Cheneau light" brace in patients with scoliosis. Scoliosis 2: 01.

3. Hans-Rudolf Weiss, Kathryn Moramarco, Marc Moramarco (2016) Scoliosis bracing and exercise for pain management in adults-a case report. Journal of physical therapy science 28: 8. 2404-2407 Aug.

4. Weiss HR, Hollaender M, Klein R. ADL based scoliosis rehabilitation-the key to an improvement of time-efficiency? Stud Health Technol Inform. 2006;123:594-8.

© Фещенко Д.Е., Москаленко И.С., Богомолов А.С., 2016

УДК 781.91

Фирсова Алёна Викторовна

студентка-магистрант

Саратовского национального исследовательского государственного университета имени

Н.Г.Чернышевского (Институт Искусств),

г. Тольятти, РФ Иванова Наталья Александровна кандидат педагогических наук, доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени

Н.Г.Чернышевского (Институт Искусств),

г.Саратов, РФ

К ВОПРОСУ О СВОБОДЕ ИГРОВОГО АППАРАТА СКРИПАЧА

Аннотация

В данной статье рассмотрены закономерности, свойственные профессиональному игровому движению, как явлению специфическому, которое происходит с учетом возможностей человеческого организма. Нами были обозначены ряд проблем и пути их решения, способствующие лучше понимать природу игрового движения, чтобы избегать определенных ошибок, связанных с неправильной трактовкой специфики действий обучаемого в специальном классе скрипки.

Ключевые слова. Игровой аппарат, специфика движений, скрипач, педагог, исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.