Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 1
Примечания
1 Цит. по: Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха : в 5 вып. Вып. 1. Предприниматель и Предпринимательство : пер. с англ. / общ. ред. B. C. Загашвили. М. : Прогресс, Универс, 1991. С. 50.
2 См.: Дашков Л. П. Предпринимательство и бизнес : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Информ. внедренческий центр «Маркетинг», 1996. С. 43.
3 См.: Бугорский В. Н. Основы бизнеса : учеб. пособие СПб. : СПбГИЭА, 2000. С. 121.
4 См.: ШумпетерЙ. Капитализм, социализм и демократия : пер. с англ. / предисл. и общ. ред. В. С. Автономо-ва. М. : Экономика, 1995. C. 59.
5 См.: Бусыгин А. В. Предпринимательство М. : Дело, 2001. С. 89.
6 См.: БаталинаМ., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. М. : ГУ ВШЭ, 2007. C. 112.
7 Цит. по: Игнатьева М. И. Благотворительность как феномен общественной жизни : понятия и виды. URL:
УДК 316.45
http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5373 (дата обращения: 15.09.2015).
8 ФирсовМ. В. Социальная благотворительность : реальность времени // Социс. 2012. № 11. С. 142.
9 Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб. : Брокгауз-Ефрон. 1890-1907. URL: http:// www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 23.09.2015).
10 См.: О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : федер. закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 (ред. от 05.05.2014). Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».
11 См.: ШумпетерЙ. Указ. соч. C. 116.
12 См.: Климова С. В. Благотворительность предпринимателей : традиции и новации в социальной практике // Вестн. СГСЭУ. 2015. № 3 (57). С. 125.
13 См.: Экономика предприятия : учебник для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля и др. 4-е изд., доп. и перераб. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 81.
14 См.: Дорохова Е. И. Направления развития коммерческой деятельности в розничной торговле. Белгород : Кооперативное образование, 2012. С. 216.
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ ИНСТИТУТА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
с. М. Павлова
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье с социологических позиций анализируется феномен студенческого самоуправления. Рассматриваются основные подходы к определению данного термина (студенческое самоуправление как самостоятельная деятельность студентов, как форма воспитательной работы, как форма молодежной политики и др.), их сильные и слабые стороны. Автор акцентирует внимание на значении студенческого самоуправления как фактора развития гражданского общества в современной России. Ключевые слова: студенчество, студенческое самоуправление, студент, воспитательная работа, молодежная политика, самодеятельность, гражданское общество, гражданская активность.
The substance and social Functions of the student self-governance Institution
s. M. Pavlova
This article analyses the phenomenon of student self-governance in terms of the sociological approach. The term «student self-govern-ance» considers three approaches: student self-governance as the independent activity of students, student self-governance as the form of educational work, student self-governance as the youth policy, and also in this article refers to the strengths and weaknesses of these approaches. The author emphasizes the idea that the student self-governance is an important factor of civil society development in Russia.
Key words: studentship, student self-governance, student, educational work, youth policy, extracurricular activity, civil society, civic engagement.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2016-16-1 -42-44
Уже более десяти лет развитие студенческого самоуправления обозначено как одно из стратегических направлений перехода к новой модели высшего образования. При этом до сих пор четко не обозначены миссия, цели, задачи и функции данного социального института. По-нашему мнению, это связано с тем, что сама студенческая активность анализируется, прежде всего, в рамках педагогической и частично социально-управленческой проблематики, при этом слабое внимание уделяется более «глобальным» социальным аспектам развития студенческого самоуправления в условиях модернизации российского общества. Данный тезис частично подтверждается уже при анализе дефиниций соответствующего понятия.
Анализируя разные информационные источники, можно встретить различные определения студенческого самоуправления.
1. Студенческое самоуправление - это целенаправленная деятельность студентов, которая
© Павлова С. М., 2016
С М. Павлова. О сущности и социальных функциях института студенческого самоуправления
зарождается внутри студенчества и по его инициативе им же реализуется. В этом ракурсе студенческое самоуправление рассматривают очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах1.
2. Студенческое самоуправление - это форма воспитательной работы в вузе. В данном определении внимание акцентируется на формировании всесторонне развитой, творческой личности, на подготовке современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Россия вступила в Болонский процесс, и теперь обязательным условием аккредитации и аттестации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе органов студенческого самоуправления2. Такое определение студенческого самоуправления, встречается, например, в статье Л. А. Пьянковой3.
3. Студенческое самоуправление - это одна из форм молодежной политики, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.
4. В психологической литературе студенческое самоуправление рассматривается как специфический вид деятельности (Л. И. Новикова), метод формирования коллектива (В. М. Кротов), как принцип деятельности общественных организаций и как средство воспитания общественников (Н. М. Изосимов), как способ организации жизнедеятельности ученических коллективов (М. И. Рожков).
Ознакомившись со всеми определениями, следует расставить некоторые акценты. Совершенно ясно: главная проблема, которая встает при изучении студенческого самоуправления, -это проблема самостоятельности. Действительно ли эта самостоятельность имеет место или это видимость? Здесь сразу следует оговориться, что само понятие «студенческое самоуправление» было придумано не самими студентами, а «спущено сверху». Распространение данного понятия было обусловлено необходимостью заполнения идеологического вакуума в молодежной политике и общественной деятельности, образовавшегося после распада СССР и, как следствие, упразднения комсомола. Это подтверждается тем фактом, что все органы, связанные с молодежной политикой, сразу во всех документах и уставах стали употреблять это «трендовое» понятие.
Исходя из серьезного, «честного» понимания самого термина «самоуправление», студенческое самоуправление на практике должно характеризоваться наличием на начальной стадии «неформального» характера движения. Речь идет о неформальной (не антиправовой, а именно неформальной) активности, идущей от самого студенчества, активности, в ходе которой происходит выделение субъекта самоуправ-
ления, вызванное образованием в студенческой среде ниши для инициатив студентов или из-за создания соответствующих условий. Такая активность возможна в сфере решения актуальных проблем, обращающих на себя внимание большинства молодежи, но главное - это должна быть такая сфера, которая лучше всего просматривается именно «снизу», а не «сверху», т. е. не со стороны администрации или государственных органов в сфере образования или молодежной политики, а со стороны студентов. И тут всплывает проблема разграничения ответственности и полномочий.
К примеру, трактовка самоуправления как формы воспитательной работы неявно предполагает, что студенчество (включая его актив), рассматривается прежде всего как объект педагогического воздействия. Реальный же самоуправленческий подход предполагает, что некий субъект управления в сфере образования (органы власти или же официальные органы воспитательной работы в вузе) делегирует часть своих функций студенчеству. И здесь сразу возникает множество вопросов, например, способны ли данные органы добровольно реально отдать часть своих полномочий студентам, способны ли признать, что взгляд «снизу» окажется объективнее? Здесь, конечно, возникает и вопрос компетентности органов студенческого самоуправления. Тем не менее, описанный выше подход является, по сути, единственно адекватным, соответствующим самой идее самоуправления. Все остальные варианты предполагают как минимум наличие серьезных элементов имитации самодеятельности.
В комментариях нуждается и определение студенческого самоуправления как одной из форм молодежной политики. Известно, что молодежная политика - это деятельность органов государственной или региональной власти, органов местного самоуправления, физических лиц, юридических лиц, иных организаций, направленная на создание правовых, экономических, организационных и иных условий и гарантий для эффективного участия молодежи в управлении делами государства, самореализации молодых граждан, развития их объединений, движений и инициатив. С этой точки зрения формой молодежной политики может быть создание условий для развития студенческого самоуправления - в том случае, что оно не является простым исполнителем воли, целей и задач органов, занимающихся молодежной политикой. В противном случае студенчество и его активная часть опять окажется в положении «объекта управленческого воздействия».
Студенческое самоуправление стоит понимать как самостоятельную, независимую (автономную), инициативную и проводимую под свою ответственность специфическую управленческую деятельность студенчества по реше-
Социология
43
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 1
нию различных вопросов своей жизни: социальных, экономических, политически, культурных, а также в целях создания условий для самореализации студентов, включая также и представительные функции. Специфика данной деятельности в том, что и субъект, и объект управления - студенты, при этом субъект априори обладает управленческими характеристиками, выполняет все функции менеджмента (организация, координация, планирование, прогнозирование, контроль и мотивация). Данная деятельность предполагает наличие управляющих органов, норм регулирования деятельности, разграничение сферы влияния с органами воспитательной работы вуза или компетентных органов сферы образования и молодежной политики и т. д.
Кроме того, данное понятие следует рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле студенческое самоуправление - это деятельность студенческой молодежи России по решению различных вопросов своей жизни, т. е. форма демократии в России. В узком смысле - это деятельность конкретных студентов конкретного высшего учебного заведения по решению различных вопросов своей жизни в университете, по созданию благоприятных условий для студентов вуза.
Принципиальным направлением в изменении смысла студенческого самоуправления должно стать то, что оно обязано приобрести социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей деятельности4.
Студенческое самоуправление в России имеет различные формы: от общественного объединения студентов данного образовательного учреждения и профсоюзной организации студентов, выполняющей функции органа студенческой деятельности, до отделения муниципальной, региональной, межрегиональной или общероссийской общественной организации. Все перечисленные формы присутствуют в России, однако современный Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (гл. 3, ст. 26) как основной нормативно-правовой акт, регламентирующий данную деятельность, зафиксировал в качестве организационных форм студенческого самоуправления только две: студенческие советы и профсоюзные организации5. Совершенно непонятно, по каким причинам были опущены остальные формы, такие как, например, общественные организации и ассоциации студентов, утвержденные приказом Минобразования России от 21 июня 2002 г. № 2328. Да и по поводу отнесения профсоюзной организации к органам студенческого самоуправления у ряда ученых и общественных деятелей накопилось немало во-просов6. И это еще одна проблема, которую необходимо решить, прежде всего, на федеральном и региональном уровнях.
Еще раз стоит отметить, что прямой целью студенческого самоуправления является самостоятельное управление вопросами своей жизнедеятельности, создание условий, способствующих решению проблем в различных областях студенческой жизни. Вместе с тем, решая данные вопросы, студенческая молодежь одновременно приобретает опыт самостоятельной деятельности, приобщается к реализации простейших форм гражданской активности, к формированию гражданских ценностей, избавляется от патерналистских установок, до сих пор характерных для российской культуры - в том числе и молодежной7. По нашему мнению, эта функция студенческого самоуправления является не менее важной, чем решение конкретных проблем студенчества и содействие формированию его профессиональной компетентности.
На студенческое самоуправление в современной России возлагается множество надежд как на институт, воспитывающий студенческую молодежь, создающий условия для ее самореализации. Вместе с тем на теоретическом уровне следует несколько переставить акценты при анализе данного явления: во-первых, необходимо отказаться от «объектного» (как управляемого извне) понимания студенческой активности; во-вторых, стоит уделить гораздо большее внимание «внешним» (выходящим за пределы института высшего образования) функциям данного социального института.
Примечания
1 См.: Белова Е. А., Горячева С. В. Опыт студенческого самоуправления в педуниверситете // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 65.
2 См.: РогалеваГ.И. Студенческое самоуправление - характеристика воспитательного пространства вуза // Молодой ученый. 2011. № 10. Т. 2. С. 179.
3 См.: Пьянкова Л. А. Студенческое самоуправление как фактор адаптации к обучению в вузе // Яросл. пед. вестн. 2013. № 4. Т. II. (Психолого-педагогические науки). С. 28.
4 См.: ШаламоваЛ. Ф. Органы студенческого самоуправления как субъект активизации социального потенциала студенчества // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 3. С. 154 ; ШафееваН. Д. Студенческое самоуправление в воспитательном пространстве вуза // Вектор науки ТГУ 2011. № 4 (18). С. 486.
5 См.: Об образовании : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 См.: Сырцова Е. Л. Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов. URL: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_ article&artide_id=2478 (дата обращения: 10.10.2015).
7 См.: РожковаЛ. В. Гражданские ценности современной студенческой молодежи в условиях социокультурной модернизации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2012. Т. 12, вып. 4. С. 36.
44
Научный отдел