Научная статья на тему 'К вопросу о сущности и природе творческого труда'

К вопросу о сущности и природе творческого труда Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
278
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / АБСТРАКТНЫЙ ТРУД / РАБОТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ЭНЕРГИЯ / НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ / МОЗГ / ПРЕВРАЩЕНИЯ / LABOUR / ABSTRACT WORK / WORK / ACTIVITY / CREATIVE ACTIVITY / ENERGY / NEURAL NETWORKS / BRAIN / TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стожко Константин Петрович, Шадрина Ольга Владимировна

Дается сравнительный анализ энергетической концепции труда С. А. Подолинского и теории двойственного характера труда К. Маркса; выявляется природа творчества, которое определяется как особый вид трудовой деятельности. Показаны психофизиологические процессы, лежащие в основе формирования творческого характера труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Essence and Nature of Creative Labour

The paper presents the comparative analysis of the S.A. Podolinsky’s labour concept and the Marx’s theory of dual nature of labour; as a result, the nature of creative activity is explained and defined as a specific kind of labour activities. Psycho-physiological processes that form the basis of creative nature of labour are shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности и природе творческого труда»

СТОЖКО Константин Петрович

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и экономической истории

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (922) 101-06-58 e-mail: kostskp@mail.ru

ШАДРИНА Ольга Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории

Российский государственный профессионально-педагогический университет

620012, РФ, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11 Контактный телефон: (912) 240-95-89 e-mail: v017276@mail.ru

К вопросу о сущности и природе творческого труда

Ключевые слова: труд; абстрактный труд; работа; деятельность; творчество; энергия; нейронные связи; мозг; превращения.

Аннотация. Дается сравнительный анализ энергетической концепции труда С. А. Подолинско-го и теории двойственного характера труда К. Маркса; выявляется природа творчества, которое определяется как особый вид трудовой деятельности. Показаны психофизиологические процессы, лежащие в основе формирования творческого характера труда.

До сих пор в науке существует традиционное, еще аристотелевское, определение труда. Трудом называется осознанная, целесообразная, целенаправленная и социально полезная деятельность по созданию новых благ (ценностей). Но, как отмечал П. А. Сорокин, все перечисленные характеристики можно отнести и к муравейнику или пчелиному рою. Поэтому требуется выявлять отличия человеческой деятельности, которая называется трудом, от всякой иной. Необходимо также определить причины и условия возникновения творческого характера трудовой деятельности.

Как известно, К. Маркс разработал учение о двойственном характере труда. В рамках этого учения он выделил «абстрактный» труд, создающий стоимость продукта, и «конкретный» труд, благодаря которому создается потребительная стоимость товара. Однако автор «Капитала» сознательно отвлекся в своем исследовании конкретной капиталистической системы производства от необходимости качественного анализа «абстрактного» труда, предложив в качестве количественного его измерения общественно необходимое рабочее время.

Несколько иначе определял труд русский врач, химик и экономист С. А. Подолин-ский. Он связывал происхождение новой стоимости со способностью человека преобразовывать солнечную энергию посредством труда. Такое преобразование уже есть не механическое перенесение солнечной энергии на изготавливаемый продукт, а ее видоизменение. Для обозначения подобного преобразования можно использовать различные «модные» термины: сублимация, трансформация, модернизация, креативность. Но суть его остается неизменной: субъект трудовой деятельности не просто создает нечто новое (продукт), но еще и улучшает его (продукта) характеристики. А это и есть творчество.

© Стожко К. П., Шадрина О. В., 2012

Сегодня, более чем когда-либо, актуален вывод о том, что труд есть не что иное, как превращение человеком космической (солнечной) энергии в новый вид энергии. По существу, у С. А. Подолинского речь шла о своеобразной энергетической теории труда. В рамках этой теории автор допускал, что труд свойственен не только человеку, но и отдельным видам животных, т. е. он может быть неосознанным и неосмысленным. Поскольку это положение противоречило известному марксистскому тезису о труде как основе человеческой сущности, идея была предана забвению.

Ф. Энгельс утверждал: «Труд создал человека» [1. С. 486]. А вот современные антропологи подвергают этот вывод сомнению. Так, В. Мерцалов пишет: «Следует, пожалуй, признать, что оценка, данная Ф. Энгельсом эволюционной роли труда, несколько завышена» [2. С. 37].

На наш взгляд, причина таких противоречий состоит в том, что не всякий труд можно рассматривать как основу возникновения человека, и не всякую искру идеального в мозгу гоминида - в качестве собственно человеческого сознания. Здесь существует тонкая грань между репродуктивной и креативной деятельностью в целом, а также между креативным и репродуктивным трудом в частности, связанная с системностью и вероятностью. Приведем в этой связи следующее суждение: «Эволюционные преобразования организмов различных биологических видов, в результате которых формировались в том числе и их нервные системы, не были жестко связаны причинноследственными связями, а имели характер вероятностного процесса» [3. С. 17]. В то же время трудовая деятельность уже изначально обусловлена причинно-следственными связями (например, объективной необходимостью получения источников к существованию, ограниченностью ресурсов и т. д.). Если метаболизм (внутриклеточный обмен веществ) осуществлялся спонтанно и представлял собой биохимическую реакцию, то труд как специфическая деятельность человеческого организма осуществляется осмысленно (посредством сознания) и представляет собой социальное отношение (взаимосвязь). Отсюда возникает законный вопрос о том, как спонтанный метаболизм превратился в целенаправленный труд?

На наш взгляд, этому способствовало преобразование солнечной энергии в творческую энергию самого человеческого организма. Такое преобразование представляло собой прежде всего формирование и развитие способности к системной (а не спонтанной) мыслительной деятельности. Но оно имело и другую сторону - развитие нервной системы и психофизиологических характеристик человеческого организма.

Данный процесс осуществлялся на протяжении многих тысячелетий, в результате чего возникли и получили свое развитие человеческие инстинкты и рефлексы. Именно они побуждали человека к активной деятельности по преобразованию окружающей среды. Постепенное превращение таких побуждений (импульсов) в постоянный фактор способствовало появлению труда как такового. «Функциональные возможности нервных клеток определяются не внешними причинами, а свойствами клетки как системы, объединяющей определенные химические вещества. Синтез нейромедиаторов в клетке и аксоне (отросток клетки, соединяющий ее с другими клетками) регулируется процессами освобождения нейромедиаторов в синаптические щели, их разложения внутри клетки или аксона под действием ферментов. В случае отсутствия стимуляции нервного окончания, вызывающей передачу импульса от клетки к клетке, происходит спонтанное выделение медиаторов... Внешнее воздействие через стимуляцию нервных окончаний в сенсорных органах нарушает состояние равновесия обменных процессов в клетках, нервных узлах и нервной системе в целом. При этом целеполагание в виде регулирования функций организма придает нервной системе ее расположение внутри организма» [3. С. 18].

Преобразование энергии в живом организме проходит посредством развития нервной системы. Нервная система обусловливает высшую нервную деятельность

человеческого организма. Подобно сонару или локатору, она «отражает» и преобразует солнечную энергию, идущую из космоса. Суть такого преобразования связана с увеличением количества и усложнением структуры нейронных связей внутри организма. Возникновение творческого характера трудовой деятельности человека посредством преобразования солнечной (космической) энергии в энергию самого труда, на наш взгляд, обусловлено высшим уровнем организации его нервной системы. Однако суть отражения - в другом - в формировании творческой (креативной) способности человеческого мозга.

Где и как конкретно происходит формирование креативной способности человека? Сегодня ясно, что процесс функционирования головного мозга до конца не исследован. Имеющиеся результаты позволяют связать реализацию определенных реакций в нервной системе организма с конкретными отделами головного мозга. Например, гиппокамп активно участвует в отборе сигналов, свидетельствующих о новизне контактов с объектами и явлениями внешней среды. Возможно, именно этот отдел мозга «отвечает» за «инноватику» человеческой деятельности. А в гипоталамусе получаемые от сенсоров сигналы трансформируются в импульсы, вызывающие эмоции и реакции.

Однако гиппокамп и гипоталамус относятся к эволюционно древним отделам мозга и входят в состав мозга многих видов животных. Если следовать рассуждениям А. Кеслера, выделявшего в структуре человеческого мозга блоки древнего (палеокортекс), срединного (мезокортекс) и нового (неокортекс) вещества [4. Р. 281], то надо признать, что способность отражать солнечную (космическую) энергию возникла задолго до появления человека. А это означает, что вопрос заключается не столько в самой способности, сколько в характере такого отражения. Человек отражает солнечную энергию специфическим образом, через собственную духовность, которой нет ни у одного другого живого организма на земле.

С. А. Подолинский под термином «энергия» подразумевал способность каких-либо тел (систем) к движению. Различая потенциальную и кинетическую энергию, он указывал, что потенциальная энергия представляет собой движение, недоступное нашему ощущению, а кинетическая - движение, которое мы способны воспринять.

Далее ход рассуждений С. А. Подолинского был следующим. Солнце посылает в космос свою энергию в форме тепловых, световых, химических лучей, магнетизма и т. д. Энергия Вселенной постоянно перетекает из менее устойчивых форм и видов в более устойчивые. Но превращения энергии не всегда выгодны для человека. Возможность более или менее выгодных превращений различных форм и видов энергии обусловлена трудом. Ту часть космической энергии, которую человек может посредством труда превращать в выгодные для себя формы и виды, С. А. Подолинский называет преврати-мой. Теория о превращении космической (солнечной) энергии посредством трудовой деятельности человека в новые виды и формы энергии, по мнению С. А. Подолинского, выступает альтернативой теории рассеяния энергии, с которой в свое время выступили Р. Ю. Э. Клаузиус и В. Томсон. Русский ученый указывает, что один квадратный метр солнечной поверхности испускает объем энергии, равный 70 642 лошадиным силам. Отсюда он делает вывод о том, что всего лишь «нескольких метров солнечной поверхности достаточно, чтобы привести в движение все машины земного шара», а «общая работа Солнца» оценивается в 470 квинтиллионов лошадиных сил [5. С. 18].

Нетрудно подсчитать стоимость этого огромного ресурса путем умножения цены энергии в одну лошадиную силу (или, если использовать более привычную для нас терминологию, ватт, киловатт и мегаватт) на общее их количество.

При этом автор доказывает, что поскольку превращение космической (солнечной) энергии посредством трудовой деятельности человека ничтожно по сравнению с общим объемом испускаемой Солнцем энергии (не говоря уже о других звездах), то закон

энтропии Вселенной и положение о постоянстве ее энергетического баланса в данном случае вряд ли справедливы.

На Земле имеются следующие виды превратимой энергии. Во-первых, энергия вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, обнаруживаемая, например, при наблюдении за приливами. Из-за этого вращения посредством трения (например, воды о воздух) образуется огромная масса превращенной энергии, равная количеству тепла, которое можно было бы получить от сожжения угольного шара, превышающего массу Земли в 14 раз. Во-вторых, внутреннее тепло Земли, обнаруживаемое во время землетрясений, извержений вулканов и иных проявлений тектонической активности. В-третьих, ненасыщенное химическое вещество (свободные металлы, сера и др.), обладающее огромным запасом энергии. В-четвертых, движение воздушных масс (ветер). В-пятых, сила падающей воды. В-шестых, свободное химическое вещество органического происхождения. В-седьмых, превратимая энергия в живых организмах.

С. А. Подолинский анализирует проблему сбережения энергии. Он рассматривает следующие способы превращения солнечной энергии в механическое движение: «сообщение движения воздуху посредством изменения его упругости, поднятие воды путем испарения, химическая диссоциация при помощи растений, мышечная работа животных и человека, изобретение и устройство искусственных двигателей, машин при помощи психической и мышечной работы человека и высших животных» [5. С. 24].

Особое внимание ученый уделяет изучению роли растений в распределении энергии. Важнейшей функцией растений является их способность с помощью солнечных лучей разлагать устойчивые соединения (углекислый газ и воду). По мнению автора, растения сберегают солнечную энергию, а животные рассеивают: «Если количество сбереженной растениями энергии больше, чем количество рассеиваемой животными, тогда происходит накопление запасной энергии» [5. С. 33].

Проблема заключается в том, чтобы накапливаемую растениями солнечную энергию превращать из «низших» ее форм в «высшие». А это уже предполагает экономический анализ. Автор предпринимает попытку подсчитать «бюджет» солнечной энергии, накапливаемой растениями на планете. В качестве примера он берет искусственные и естественные луга во Франции и показывает, что растительность, предоставленная сама себе, способна накопить ежегодно от 229 500 до 637 500 тепловых единиц на гектар. Подключение труда увеличивает такое накопление до 7 905 000 тепловых единиц. В качестве «тепловой единицы» ученый предлагает использовать количество тепла, получаемое при высушивании на воздухе одного килограмма клетчатки древесины.

С точки зрения логики, измерять тепловое сбережение лугов (травы) с помощью «тепловой единицы», получаемой при высушивании древесины, не совсем корректно. Однако в принципе идея использования неких «тепловых единиц» при анализе баланса солнечной энергии по статьям «накопление» и «расходование» выглядит достаточно интересной. Также весьма перспективной является высказанная автором трактовка труда как «такого потребления механической и психологической работы, накопленной в организме, которое имеет результатом увеличение количества превратимой энергии на земной поверхности» [5. С. 12]. Иначе говоря, труд, по мнению С. А. Подолинского, это процесс переработки и накопления солнечной энергии посредством затрат физической и умственной энергии. Однако, в отличие от понятия «работа», понятие «труд» предполагает увеличение запаса превратимой энергии на земной поверхности. Только увеличение превращенной энергии, по мысли ученого, позволяет рассматривать труд как полезную деятельность. А преобразование солнечной энергии в новое качество позволяет определить труд как творчество. И в этом смысле природа труда как творческого процесса приобретает особое значение на современном этапе развития отечественной и мировой экономики, поскольку от труда зависит не только ее модернизация и инновационный характер, но и ее социальные характеристики.

Источники

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. : в 50 т. М. : Политиздат, 1955-1981. Т. 20.

2. Мерцалов В. Логика антропогенеза. Происхождение человека еще не завершено. СПб. : Алетейя, 2008.

3. Григорьев А. В. Антропология: от организмов к техносфере. М. : Либроком, 2009.

4. Koestler A. tte Ghost in the Machine. L. : Hutchinson, 1967.

5. Подолинский С. А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. М. : Ноосфера, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.