СТОЖКО Константин Петрович
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и экономической истории
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (922) 101-06-58 e-mail: [email protected]
ШАДРИНА Ольга Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории
Российский государственный профессионально-педагогический университет
620012, РФ, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11 Контактный телефон: (912) 240-95-89 e-mail: [email protected]
К вопросу о сущности и природе творческого труда
Ключевые слова: труд; абстрактный труд; работа; деятельность; творчество; энергия; нейронные связи; мозг; превращения.
Аннотация. Дается сравнительный анализ энергетической концепции труда С. А. Подолинско-го и теории двойственного характера труда К. Маркса; выявляется природа творчества, которое определяется как особый вид трудовой деятельности. Показаны психофизиологические процессы, лежащие в основе формирования творческого характера труда.
До сих пор в науке существует традиционное, еще аристотелевское, определение труда. Трудом называется осознанная, целесообразная, целенаправленная и социально полезная деятельность по созданию новых благ (ценностей). Но, как отмечал П. А. Сорокин, все перечисленные характеристики можно отнести и к муравейнику или пчелиному рою. Поэтому требуется выявлять отличия человеческой деятельности, которая называется трудом, от всякой иной. Необходимо также определить причины и условия возникновения творческого характера трудовой деятельности.
Как известно, К. Маркс разработал учение о двойственном характере труда. В рамках этого учения он выделил «абстрактный» труд, создающий стоимость продукта, и «конкретный» труд, благодаря которому создается потребительная стоимость товара. Однако автор «Капитала» сознательно отвлекся в своем исследовании конкретной капиталистической системы производства от необходимости качественного анализа «абстрактного» труда, предложив в качестве количественного его измерения общественно необходимое рабочее время.
Несколько иначе определял труд русский врач, химик и экономист С. А. Подолин-ский. Он связывал происхождение новой стоимости со способностью человека преобразовывать солнечную энергию посредством труда. Такое преобразование уже есть не механическое перенесение солнечной энергии на изготавливаемый продукт, а ее видоизменение. Для обозначения подобного преобразования можно использовать различные «модные» термины: сублимация, трансформация, модернизация, креативность. Но суть его остается неизменной: субъект трудовой деятельности не просто создает нечто новое (продукт), но еще и улучшает его (продукта) характеристики. А это и есть творчество.
© Стожко К. П., Шадрина О. В., 2012
Сегодня, более чем когда-либо, актуален вывод о том, что труд есть не что иное, как превращение человеком космической (солнечной) энергии в новый вид энергии. По существу, у С. А. Подолинского речь шла о своеобразной энергетической теории труда. В рамках этой теории автор допускал, что труд свойственен не только человеку, но и отдельным видам животных, т. е. он может быть неосознанным и неосмысленным. Поскольку это положение противоречило известному марксистскому тезису о труде как основе человеческой сущности, идея была предана забвению.
Ф. Энгельс утверждал: «Труд создал человека» [1. С. 486]. А вот современные антропологи подвергают этот вывод сомнению. Так, В. Мерцалов пишет: «Следует, пожалуй, признать, что оценка, данная Ф. Энгельсом эволюционной роли труда, несколько завышена» [2. С. 37].
На наш взгляд, причина таких противоречий состоит в том, что не всякий труд можно рассматривать как основу возникновения человека, и не всякую искру идеального в мозгу гоминида - в качестве собственно человеческого сознания. Здесь существует тонкая грань между репродуктивной и креативной деятельностью в целом, а также между креативным и репродуктивным трудом в частности, связанная с системностью и вероятностью. Приведем в этой связи следующее суждение: «Эволюционные преобразования организмов различных биологических видов, в результате которых формировались в том числе и их нервные системы, не были жестко связаны причинноследственными связями, а имели характер вероятностного процесса» [3. С. 17]. В то же время трудовая деятельность уже изначально обусловлена причинно-следственными связями (например, объективной необходимостью получения источников к существованию, ограниченностью ресурсов и т. д.). Если метаболизм (внутриклеточный обмен веществ) осуществлялся спонтанно и представлял собой биохимическую реакцию, то труд как специфическая деятельность человеческого организма осуществляется осмысленно (посредством сознания) и представляет собой социальное отношение (взаимосвязь). Отсюда возникает законный вопрос о том, как спонтанный метаболизм превратился в целенаправленный труд?
На наш взгляд, этому способствовало преобразование солнечной энергии в творческую энергию самого человеческого организма. Такое преобразование представляло собой прежде всего формирование и развитие способности к системной (а не спонтанной) мыслительной деятельности. Но оно имело и другую сторону - развитие нервной системы и психофизиологических характеристик человеческого организма.
Данный процесс осуществлялся на протяжении многих тысячелетий, в результате чего возникли и получили свое развитие человеческие инстинкты и рефлексы. Именно они побуждали человека к активной деятельности по преобразованию окружающей среды. Постепенное превращение таких побуждений (импульсов) в постоянный фактор способствовало появлению труда как такового. «Функциональные возможности нервных клеток определяются не внешними причинами, а свойствами клетки как системы, объединяющей определенные химические вещества. Синтез нейромедиаторов в клетке и аксоне (отросток клетки, соединяющий ее с другими клетками) регулируется процессами освобождения нейромедиаторов в синаптические щели, их разложения внутри клетки или аксона под действием ферментов. В случае отсутствия стимуляции нервного окончания, вызывающей передачу импульса от клетки к клетке, происходит спонтанное выделение медиаторов... Внешнее воздействие через стимуляцию нервных окончаний в сенсорных органах нарушает состояние равновесия обменных процессов в клетках, нервных узлах и нервной системе в целом. При этом целеполагание в виде регулирования функций организма придает нервной системе ее расположение внутри организма» [3. С. 18].
Преобразование энергии в живом организме проходит посредством развития нервной системы. Нервная система обусловливает высшую нервную деятельность
человеческого организма. Подобно сонару или локатору, она «отражает» и преобразует солнечную энергию, идущую из космоса. Суть такого преобразования связана с увеличением количества и усложнением структуры нейронных связей внутри организма. Возникновение творческого характера трудовой деятельности человека посредством преобразования солнечной (космической) энергии в энергию самого труда, на наш взгляд, обусловлено высшим уровнем организации его нервной системы. Однако суть отражения - в другом - в формировании творческой (креативной) способности человеческого мозга.
Где и как конкретно происходит формирование креативной способности человека? Сегодня ясно, что процесс функционирования головного мозга до конца не исследован. Имеющиеся результаты позволяют связать реализацию определенных реакций в нервной системе организма с конкретными отделами головного мозга. Например, гиппокамп активно участвует в отборе сигналов, свидетельствующих о новизне контактов с объектами и явлениями внешней среды. Возможно, именно этот отдел мозга «отвечает» за «инноватику» человеческой деятельности. А в гипоталамусе получаемые от сенсоров сигналы трансформируются в импульсы, вызывающие эмоции и реакции.
Однако гиппокамп и гипоталамус относятся к эволюционно древним отделам мозга и входят в состав мозга многих видов животных. Если следовать рассуждениям А. Кеслера, выделявшего в структуре человеческого мозга блоки древнего (палеокортекс), срединного (мезокортекс) и нового (неокортекс) вещества [4. Р. 281], то надо признать, что способность отражать солнечную (космическую) энергию возникла задолго до появления человека. А это означает, что вопрос заключается не столько в самой способности, сколько в характере такого отражения. Человек отражает солнечную энергию специфическим образом, через собственную духовность, которой нет ни у одного другого живого организма на земле.
С. А. Подолинский под термином «энергия» подразумевал способность каких-либо тел (систем) к движению. Различая потенциальную и кинетическую энергию, он указывал, что потенциальная энергия представляет собой движение, недоступное нашему ощущению, а кинетическая - движение, которое мы способны воспринять.
Далее ход рассуждений С. А. Подолинского был следующим. Солнце посылает в космос свою энергию в форме тепловых, световых, химических лучей, магнетизма и т. д. Энергия Вселенной постоянно перетекает из менее устойчивых форм и видов в более устойчивые. Но превращения энергии не всегда выгодны для человека. Возможность более или менее выгодных превращений различных форм и видов энергии обусловлена трудом. Ту часть космической энергии, которую человек может посредством труда превращать в выгодные для себя формы и виды, С. А. Подолинский называет преврати-мой. Теория о превращении космической (солнечной) энергии посредством трудовой деятельности человека в новые виды и формы энергии, по мнению С. А. Подолинского, выступает альтернативой теории рассеяния энергии, с которой в свое время выступили Р. Ю. Э. Клаузиус и В. Томсон. Русский ученый указывает, что один квадратный метр солнечной поверхности испускает объем энергии, равный 70 642 лошадиным силам. Отсюда он делает вывод о том, что всего лишь «нескольких метров солнечной поверхности достаточно, чтобы привести в движение все машины земного шара», а «общая работа Солнца» оценивается в 470 квинтиллионов лошадиных сил [5. С. 18].
Нетрудно подсчитать стоимость этого огромного ресурса путем умножения цены энергии в одну лошадиную силу (или, если использовать более привычную для нас терминологию, ватт, киловатт и мегаватт) на общее их количество.
При этом автор доказывает, что поскольку превращение космической (солнечной) энергии посредством трудовой деятельности человека ничтожно по сравнению с общим объемом испускаемой Солнцем энергии (не говоря уже о других звездах), то закон
энтропии Вселенной и положение о постоянстве ее энергетического баланса в данном случае вряд ли справедливы.
На Земле имеются следующие виды превратимой энергии. Во-первых, энергия вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, обнаруживаемая, например, при наблюдении за приливами. Из-за этого вращения посредством трения (например, воды о воздух) образуется огромная масса превращенной энергии, равная количеству тепла, которое можно было бы получить от сожжения угольного шара, превышающего массу Земли в 14 раз. Во-вторых, внутреннее тепло Земли, обнаруживаемое во время землетрясений, извержений вулканов и иных проявлений тектонической активности. В-третьих, ненасыщенное химическое вещество (свободные металлы, сера и др.), обладающее огромным запасом энергии. В-четвертых, движение воздушных масс (ветер). В-пятых, сила падающей воды. В-шестых, свободное химическое вещество органического происхождения. В-седьмых, превратимая энергия в живых организмах.
С. А. Подолинский анализирует проблему сбережения энергии. Он рассматривает следующие способы превращения солнечной энергии в механическое движение: «сообщение движения воздуху посредством изменения его упругости, поднятие воды путем испарения, химическая диссоциация при помощи растений, мышечная работа животных и человека, изобретение и устройство искусственных двигателей, машин при помощи психической и мышечной работы человека и высших животных» [5. С. 24].
Особое внимание ученый уделяет изучению роли растений в распределении энергии. Важнейшей функцией растений является их способность с помощью солнечных лучей разлагать устойчивые соединения (углекислый газ и воду). По мнению автора, растения сберегают солнечную энергию, а животные рассеивают: «Если количество сбереженной растениями энергии больше, чем количество рассеиваемой животными, тогда происходит накопление запасной энергии» [5. С. 33].
Проблема заключается в том, чтобы накапливаемую растениями солнечную энергию превращать из «низших» ее форм в «высшие». А это уже предполагает экономический анализ. Автор предпринимает попытку подсчитать «бюджет» солнечной энергии, накапливаемой растениями на планете. В качестве примера он берет искусственные и естественные луга во Франции и показывает, что растительность, предоставленная сама себе, способна накопить ежегодно от 229 500 до 637 500 тепловых единиц на гектар. Подключение труда увеличивает такое накопление до 7 905 000 тепловых единиц. В качестве «тепловой единицы» ученый предлагает использовать количество тепла, получаемое при высушивании на воздухе одного килограмма клетчатки древесины.
С точки зрения логики, измерять тепловое сбережение лугов (травы) с помощью «тепловой единицы», получаемой при высушивании древесины, не совсем корректно. Однако в принципе идея использования неких «тепловых единиц» при анализе баланса солнечной энергии по статьям «накопление» и «расходование» выглядит достаточно интересной. Также весьма перспективной является высказанная автором трактовка труда как «такого потребления механической и психологической работы, накопленной в организме, которое имеет результатом увеличение количества превратимой энергии на земной поверхности» [5. С. 12]. Иначе говоря, труд, по мнению С. А. Подолинского, это процесс переработки и накопления солнечной энергии посредством затрат физической и умственной энергии. Однако, в отличие от понятия «работа», понятие «труд» предполагает увеличение запаса превратимой энергии на земной поверхности. Только увеличение превращенной энергии, по мысли ученого, позволяет рассматривать труд как полезную деятельность. А преобразование солнечной энергии в новое качество позволяет определить труд как творчество. И в этом смысле природа труда как творческого процесса приобретает особое значение на современном этапе развития отечественной и мировой экономики, поскольку от труда зависит не только ее модернизация и инновационный характер, но и ее социальные характеристики.
Источники
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. : в 50 т. М. : Политиздат, 1955-1981. Т. 20.
2. Мерцалов В. Логика антропогенеза. Происхождение человека еще не завершено. СПб. : Алетейя, 2008.
3. Григорьев А. В. Антропология: от организмов к техносфере. М. : Либроком, 2009.
4. Koestler A. tte Ghost in the Machine. L. : Hutchinson, 1967.
5. Подолинский С. А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. М. : Ноосфера, 1991.